Целенаправленную работу интегрированные уроки. Выступление на педагогическом совете "Современный урок". Цели интегрированных уроков

Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок – (от лат. «полный», «целостны») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения.

Следует отличать интегрированные уроки от уже упоминавших­ся выше интегрированных курсов (предметов). Интегрированные учебные курсы - это, напомним, объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных по­нятий. Интегрированные курсы постепенно вытесняют отдельные предметы. Так, например, начальный курс математики и русский язык объединены в дисциплину «Грамота», сведе­ния по истории, географии, гражданскому воспитанию - в интег­рированные курсы «Родная земля», «Твоя Вселенная»; сведения из физики, астрономии, химии, биологии - в интегрированные курсы «Природа и люди», «Мир вокруг нас» и т.д. В учебные планы отечес­твенных начальных школ в региональный или школьный компонен­ты уже введены и проходят апробацию очень интересные интегри­рованные курсы по народоведению, валеологии, развитию творчес­ких способностей, этике, художественной культуре, информацион­ной культуре.

Интегрированные уроки отличаются от традиционного исполь­зования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегри­рованных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведе­ния, которые необходимы для ее реализации. Пока не созданы в дос­таточном количестве интегрированные учебники, отбор и система­тизация материала - нелегкая задача для учителя.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в 1-м классе дает сочетание предметов:

Обучение грамоте Ознакомление с окружающим

Рисование

Ознакомление с окружающим

Математика Труд

Рисование

Физкультура

Во 2-м классе вокруг изучения родного языка может быть интег­рировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, озна­комления с окружающим, музыки; вокруг математики - ознаком­ление с окружающим, труд, рисование, физкультура; вокруг музыки - чтение, рисование, ознакомление с окружающим, физкульту­ра и т. д.

Требования к планированию, организации и проведению интег­рированных уроков следующие:

Определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;

Моделирование (т. е. анализ, отбор, многократная перепровер­ка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, ко­торое поддерживает главную цель;

Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

Привлечение к проведению интегрированных уроков педаго­гов различных учебных предметов, специалистов.

Интеграция России в международное сообщество обусловила изменения в экономической и политической сферах, а также в системе образования, которая должна соответствовать мировым стандартам. Обеспечение общей образовательной подготовки учеников предполагает не только общее развитие и совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, но и формирование профессиональной речевой культуры и культуры мышления. Работа в этом направлении требует поиска новых методов и приемов обучения. Во время последнего наиболее результативными являются технологии, формы и методы обучения, учитывающие личность того, кто учится, его интересы, склонности и способности.

Поиски путей совершенствования системы образования

Начинающему учителю следует так сгенерировать свою преподавательскую энергию, чтобы максимально расширить представления маленького ученика о мире, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка. Задачей чрезвычайной важности является формирование у школьника положительного отношения и интереса к учебе. Задачи эти, как известно, реализуются совокупностью учебных предметов, каждый из которых - это важная составная часть содержания начального образования. Дисциплины позволяют расширять и углублять представления учеников об окружающем мире, помогают развивать образное и логическое мышление, творческие способности детей, способствуют формированию общеучебных умений и навыков. Но на современном этапе развития национального образования даже полное использование возможностей программ по всем учебным предметам не даст желаемого результата. Осуществляя учебно-воспитательный процесс, необходимо опираться не только на традиционную методику или проверенные практикой достижения, но и искать новые подходы к решению задач. Сейчас особенно остро стоит проблема поиска внутренних резервов повышения результативности обучения. Поиски путей совершенствования системы образования в начальной школе привели к возрождению такого методического явления, как интегрированный урок.

Актуальность идеи

В России принцип интеграции должен быть провозглашен основным правилом реформирования образования наряду с понятиями гуманизации и демократизации. Актуальность идеи разработки интегрированных уроков в том, что она является оптимальной для современного этапа развития национальной школы, ведь на данном этапе является усложнение содержания образования, рост объема необходимой информации и уменьшения времени, отведенного для ее усвоения. За рубежом разрабатывается и внедряется множество образовательных технологий, основанных на интегративных подходах. Однако вопрос о том, что такое урок в интегрированном классе, остается противоречивым. Проблема внедрения таких занятий в начальной школе мало исследована, принцип интеграции недостаточно отражен в действующих учебниках, учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций, вынуждены решать указанные проблемы на эмпирическом уровне.

Какие предметы подходят для внедрения интеграции

Часто при изучении стихотворных произведений на уроках чтения учитель может спеть их детям. Изучая глагол на уроках языка, можно дать задание отыскивать эти слова в текстах произведений, изучаемых на уроках чтения, в словах песен, исполняемых на уроках музыки. А как прекрасно совместить материал уроков математики и естествознания. Большой потенциал имеет интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, поскольку разные виды художественно-эстетической деятельности и конструирования удачно сочетаются с изучением определенных языковых, естественных понятий, с чтением художественных произведений. Учитывая то, что ученик не может долго воспринимать однообразную информацию, сочетание на уроке двух-трех учебных предметов обеспечивает активизацию познавательной деятельности детей, стимулирует интерес к учебе, показывает взаимосвязь учебных дисциплин, связь с жизнью. Из всех инновационных технологий именно в этой есть возможность широкого внедрения ее на начальном этапе образования, поскольку учителя начальных классов является много предметными и им под силу эту технологию воплотить в реальность. И основания надеяться на получение хороших результатов интеграционного подхода к обучению весомые. Поэтому данная проблема требует более глубокого изучения, освоения теоретических основ интегрированного подхода к обучению. Идея проводить хоть один интегрированный урок в школе сегодня чрезвычайно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач: дает возможность учителю вместе с учениками овладеть значительный по объему учебный материал, достичь формирования прочных, осознанных межпредметных связей, избежать дублирования в освещении ряда вопросов.

Сущность интегрированного обучения

Одним из направлений методического обогащения уроков в начальных классах является проведение их на основе интеграции содержания. Это требование времени, возможность ознакомления личности с достижениями культуры и науки, выведение ее на новый интеллектуальный уровень. Основой доминантой дисциплины для детей становится понимание целостности мира и осознания себя в нем. План интегрированного урока в начальной школе актуален для педагогической науки. Ученые и учителя-практики задумываются над тем, как создать общую платформу сближения предметных знаний. О важности интеграции знаний неоднократно говорилось в прогрессивной педагогике. Еще в эпоху Возрождения ученые, выступая против схоластики в обучении, подчеркивали важность формирования у школьников целостных представлений о взаимосвязи природных явлений. Этот вид уроков утвердился в дидактике и методике начальной школы в девяностых годах. Проведенный интегрированный урок обусловлен прежде всего подготовкой учителя как специалиста по многим предметам, который воспринимает начальную школу системно, а потому может организационно и методически связать близкие темы по различным предметам. Цель такой связи - интересное, разностороннее изучение понятия, события, явления, которые являются важными для младших школьников.

Цели интегрированных уроков

Совмещенные уроки имеют целью «спрессовать» родственный материал нескольких учебных дисциплин вокруг одной темы; раскрыть общие закономерности предметов, явлений, отражаются в соответствующих учебных дисциплинах; научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Интегрированный урок основывается на крепких межпредметных связях, дает возможность продемонстрировать целостность образования, развивать на новом качественном уровне творческое мышление, интеллект и эмоциональные образные чувства детей младшего школьного возраста. В результате интегративных связей у ребенка создается некий «конгломерат» знаний, который увеличивает свой вес не в результате чрезмерного накопления информации, а путем синтеза взглядов, позиций, даже чувств. Сегодня идея разработки интегрированных уроков привлекает многих ученых и учителей-практиков. Исследованы дидактические особенности интеграции содержания обучения. Учебные планы начальной школы и XXI вв. пополнились курсами, составляющими которых являются смешанные уроки.

Признаки интегрированного урока

Действующие программы для начальной школы позволяют сделать вывод, что все предметы начального звена имеют своеобразный интеграционный потенциал. Варианты таких уроков разнообразны. Например, можно провести интегрированный урок по литературе не только с двумя, но и даже тремя-четырьмя другими предметами. Каковы же признаки такого урока? Прежде всего это урок, который решает конкретные перспективные задачи интегрированного конкурса, потому что является его составной частью. Если урок один из определенной темы, он решает круг задач, которые можно выполнять только благодаря интегрированию. Но в любом случае, например, интегрированный урок по математике, не может быть изолированным, «выпадать по теме». Он, органично соединенный с предыдущим и последующим уроками, является составляющей всего учебно-воспитательного процесса. Конечно, этот перечень можно продолжить, если поработать творчески. Стоит отметить следующее: определенные учебные предметы начальной школы имеют свои особенности. Так, наиболее удачным и эффективным считается интегрированный урок по: биологии, географии, литературе и математике. Хотя иногда на практике получается, что можно удачно совместить даже совсем несовместимые вещи. Это зависит от того, как педагог сможет «сконструировать» занятия, выбрать оптимальные формы и методы реализации учебного материала. Этот процесс «конструирования» требует от учителя значительных творческих усилий. Определив задачи урока (учебные, развивающие, воспитательные), следует сопоставить уровень освещения определенного понятия в учебниках, возможности каждого из предметов, объединенных на уроке, варианты использования дополнительного материала. Следует отметить, что ученики, посетив, например, интегрированный урок по математике, должны быть заняты не только математическими вычислениями, но и различными видами деятельности и подбор этих видов должен быть тщательным.

Учитель как интегратор

Преподаватель должен так продумать этапы урока, чтобы они не только были методично правильны, но и стали ступеньками, преодолевая которые ребенок не чувствовал бы большого труда, а шла уверенно, с интересом и легкостью. Для этого нужно опуститься до уровня восприятия детей и так подобрать дидактический материал, чтобы осветить определенное понятие системно, целостно, использовать возможности каждого предмета. Также нужно выбрать соответствующую наглядность так, чтобы она удачно дополняла этапы урока. Нужно заметить, что иногда учебный материал такой объемный, что все задачи невозможно выполнить в течение 40 минут (когда интегрируются 3-4 предмета), тогда совмещенное занятие проводят на 2-3 уроках. К интегрированным урокам учитель готовит заранее и своих учеников, придумав, что они должны повторить, какие задачи выполнить. Часто предлагают детям предварительно поработать в парах, группах, дают индивидуальные задания каждому ребенку. Учитель должен стремиться максимально задействовать каждого, но так, чтобы не перегрузить детей. Об эффективности интегрированного урока можно сделать выводы по уровню усвоения учащимися понятий, их впечатлениями от урока. Для учителя эмоциональное состояние воспитанников должно быть важным «катализатором» определения эффективности проведенного занятия. Потому удачно проведенный урок - это большой труд современного педагога, тем более если этот урок - нестандартный, интегрированный.

Нетрадиционные и нестандартные уроки

Альтернативой привычным формам проведения обучения стали «нестандартные» уроки, специфику которых рассматривали ведущие исследователи как в России, так и на территории СНГ. Исследователи этого вопроса определили, что при использовании «нетрадиционных уроков» можно достичь значительных положительных результатов в формировании общеучебных умений, стимулировании познавательных интересов учащихся, создать предпосылки для взаимодействия субъектов обучения, повысить успешность неуспевающих, потому что такие формы обучения позволяют учитывать индивидуальные возможности лица, их реальный учебный потенциал, создают атмосферу «комфорта» во время учебного процесса. Специфика нетрадиционных форм процесса обучения предполагает разработку адекватной технологии каждого занятия, а это, в свою очередь, требует определенной их классификации. Современная дидактика насчитывает такие попытки классификация нетрадиционных уроков:

1) на две группы - «пульсирующие» и «нестандартные уроки»;

2) в зависимости от реализации основных компонентов обучения при решении его дидактических задач - на уроки целостного решения задач обучения

3) по способам организации взаимодействия на пролонгированных уроках.

Межпредметные связи

Одним из путей интеграции среднего образования является использование межпредметных связей, что отражено в учебных программах дисциплин. Связь между предметами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал студентам лучше усвоить другой. Например, интегрированные уроки географии и иностранного языка помогут изучить мировые карты, как на русском, так и на иностранном языках. Межпредметные связи должны учитывать уже имеющиеся интересы учеников, способствовать их расширению за счет интереса к творческой деятельности. Если же во время обучения интегрировано содержание различных дисциплин и школьники включаются в различные виды деятельности, чтобы в их сознании и воображении возник какой-то образ, тема или понятие, то такое занятие можно считать интегрированным. Систематическое применение интегрированных уроков и проблемно-познавательных задач межпредметного характера формируется интерес к творческой деятельности к тем знаниям, которые включены в систему межпредметных связей. Как известно, взаимосвязь предметов является плодотворным только при условии осуществления принципа корреляции содержания предметов. Нужно так организовать межпредметные связи, чтобы не нарушалась последовательность в преподавании той или иной дисциплины, чтобы эта взаимосвязь способствовал достижению практических целей обучения.

Какая польза от интегрированных уроков

Учебный процесс делится на циклы, где каждый объединяется темой. Тема охватывает определенную, содержательно легко отделяемую отрасль в рамках общей предметной и понятийной сфер. Каждая конкретная тема вытекает из предыдущей и является обоснованием для введения последующих. Например, вместе интегрированные уроки "окружающий мир + математика" направлены не только на отработку вычислительных навыков, но и несут познавательную направленность. Таким образом, введение в учебный процесс таких занятий:

1. Создает благоприятные условия для актуализации потенциала ученика, его познавательных потребностей и интеллектуальных способностей.

2. Способствует запоминанию против желания, когда материал содержится в памяти не потому, что его нужно запоминать, а потому, что его невозможно не запомнить, поскольку учащийся заинтересован содержательной составляющей материала.

3. Приводит к использованию «внутренних резервов» детей, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность обучения.

Как показывает практика, наиболее целесообразно нестандартные уроки использовать как итоговые ходе обобщения и закрепления знаний, умений и навыков, или при введении новой темы. Не надо злоупотреблять подобными формами организации учебного процесса, так как это может привести к потере устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и самого процесса обучения. Подготовка к нестандартному уроку может осуществляться в соответствии с алгоритмом коллективной творческой деятельности: формулировка цели урока, планирование, подготовка, проведение урока, выводы. Необходимо рассмотреть стратегию, тактику организации коллективной творческой деятельности учащихся, на каждом этапе. Нестандартные уроки разрушают штампы в организации учебного процесса, способствуют его оптимизации. В процессе подготовки любого типа урока используются различные виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Почему нужны интегрированные уроки

Содержательный и целенаправленный интегрированный урок в начальной школе вносит в обычную структуру начального школьного образования новизну, оригинальность, способствует формированию целостной картины мира, рассмотрения предмета с нескольких сторон, позволяют систематизировать знания, создают благоприятные условия для реализации лично ориентированного, развивающего обучения младших школьников. Дальнейшее развитие данной проблемы - в детальном анализе положительных и отрицательных результатов использования интегрированного обучения в начальных классах прошлого и настоящего. Таким образом, интегрированный урок в начальной школе заслуживает достаточного внимания. Он способствует повышению эффективности обучения, поскольку, опираясь на знания, приобретенные при изучении других предметов, ученики находят новые логические связи в учебном материале. А это, в свою очередь, развивает в них интерес к учебе, активизирует мышление, делает их знания сознательными, прочными. Кроме того, межпредметные связи дают возможность рационально использовать время, отведенное на изучение учебного материала, весомо уменьшает нагрузку студентов.

Доклад на тему:

« Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла»

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:-вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;-совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;-широкое общение со сверстниками из других школ, регионов. - Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.Как же сделать уроки биологии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, вызывающего интерес к его содержанию, так и в использовании нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.Поэтому мною была выбрана следующая тема по самообразованию: «Нестандартные формы и методы проведения уроков биологии как средство повышения познавательной деятельности с использованием ИКТ».Попытаюсь обосновать свой выбор данной темы.

Актуальность темы самообразования

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Теперь учителю представилась возможность сделать нестандартный урок еще более ярким и увлекательным. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.В современном образовании создалась проблема - информационной перегруженности обучающихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей, обучающихся в использовании современных технологий констатирует актуальность данной темы. Поиск эффективных путей разрешения обозначенного выше противоречия привело к определению темы и гипотезы: если использовать ИКТ, мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к учебной деятельности, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. Применение этих технологий в обучении биологии и химии объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках, изучение и использование в учебном процессе нестандартных форм и методов проведения уроков биологии с использованием ИКТ. Воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

Содействовать развитию познавательного интереса;

Повысить мотивацию к учению;

Развивать различные типы мышления учащихся;

Развивать творческие способности учащихся;

Создавать комфортные условия для обучения;

Осуществлять дифференцированный подход;

использовать лабораторно-практические работы на уроках;

Проводить экскурсии с выходом на природные объекты;

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных уроков.

Польза нестандартных уроков

  1. Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  2. Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  3. Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  4. Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

1.Использование современных ИКТ-технологий на уроках.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Формы использования ИКТ при проведении нестандартных уроков

1. Использование готовых электронных продуктов.

2. Использование мультимедийных презентаций.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.

6. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО).

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? ИКТ дают:

Экономию времени на уроке;

Глубину погружения в материал;

Повышенную мотивацию обучения;

Интегративный подход в обучении;

Возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

Возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

Привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Программное обеспечение уроков с использованием ИКТ:

1) электронные учебники;

2) справочные и учебные материалы;

3) виртуальные лабораторные практикумы;

4) учебные презентации и видеофильмы;

5) тестовые программы и тренажеры;

6) игровые программы;

7) обучающие программы;

8) интерактивные карты и схемы;

9) компьютерное моделирование.

2.Понятие нестандартный урок

В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность, осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.

Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.

Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

Необычные условия работы;

Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, как говорил Цицерон: «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Творческие принципы нестандартных уроков:

***Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.

***Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

***Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

***Поддержка альтернативности, множественности мнений.

***Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

***«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

***Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.

Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей, учащихся и педагогов.

Кроме того, можно выделить еще ряд функций , которые выполняет нестандартный урок:

обучающая – развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;

развлекательная – создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

коммуникативная – сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

развивающая – гармоничное развитие личностных качеств;

психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации;

воспитательная – психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

релаксационная – снятие эмоционального напряжения.

Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами).

3. Типы нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

1.Классификация нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы)

2. Классификация нестандартных уроков

1. Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дается блоками.

2.Межпредметные уроки, на которых ставится цель объединить однородный материал нескольких предметов.

3.Театрализованные уроки, которые проводятся в пределах учебной программы и согласно установленному расписанию.

4.Сугестопедические уроки воздействия на подсознание (пока не получившие широкого распространения из-за отсутствия технологических разработок).

5.Уроки с разновозрастным составом учеников (в малокомплектных школах или передача блоками материала, изучаемого по программе в разных классах).

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра . На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция . Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча . На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка . Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок . Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра . Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование . Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

4.Подготовка нетрадиционного урока

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа:

ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕКТИРОВАНИЯ

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркну еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. .

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

5.Результативность использования нетрадиционных методов работы

Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Данные уроки позволили развить у обучающихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Нетрадиционные формы важно применять на уроках химии при изучении классов неорганических соединений, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

***нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;

***хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;

***умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;

***владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

***включает нестандартные уроки в систему своей работы.


Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Своё выступление хочу начать притчей.

«Одно колесо часовой машины спросило другое:

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»

Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели - обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться. И этому способствуют интегрированные уроки, которые предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

Попробую это доказать на примерах из личного опыта.

Слайд 3. Урок литературного чтения в 3 классе. Изучаем произведение Л. Н. Толстого «Прыжок». Останавливаемся на некоторых словах, потому что не понятно. Обращаемся к толковому словарю. Прежде чем знакомиться с текстом, нужно воспроизвести знания из математики. Вспоминаем именованные числа. Практика интеграции математики с другими предметами очень нравится мне, так как даёт хорошие результаты.

На уроке учащиеся пишут синквейн. Проговариваем изученные орфограммы. Привносим элементы уроков математики и русского языка в урок литературного чтения. На уроках широко применяю дидактический материал и средства наглядности.

Слайд 4. На уроке окружающего мира в 4 классе составляли кластер, писали синквейн о здоровье. Совмещали урок с уроком русского языка, проговаривая при написании изученные орфограммы. Работая в группах, одни писали синквейн и рисовали рисунок к нему, другая группа составляла кластер по теме, остальные группы рисовали рисунки по теме. В конце каждая группа предоставила отчёт. В данный урок окружающего мира привнесла элементы русского языка и изобразительного искусства.

Слайды 5. Вашему вниманию представлены синквейны, оформленные на уроках окружающий мир и литературное чтение. Кратковременные моменты интегрированных уроков содействуют глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия. Например, здоровье: крепкое, слабое и термин «здоровье» как название телепередачи.

Слайды 6. Марк Твен «Приключение Тома Сойера». Темы синквейнов: персонаж романа, мультипликационный и художественный фильмы.

Конкретный результат интегрированного обучения во включении учащихся в творческую деятельность, результат которой их собственные стихотворения, рисунки, первый творческий опыт, являющийся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям, процессам или персонажам произведений.

Слайд 7. На обобщающем уроке литературного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по произведениям А.С. Пушкина в 3 классе встретили много устаревших слов. Пришлось призвать на помощь знания по истории: разделение на социальные слои населения древней Руси (крестьяне, купцы, дворяне, бояре, царь); быт крестьянской семьи и т.д. Привлечение интересного материала дало возможность добиться целостности знаний.

Продумывая будущий урок, приходится предугадывать то, что может быть не понято, или непонятно учениками.

Данный урок совмещался с окружающим миром, говорили о сезонных изменениях во времени года на момент проведения урока (осень) и в произведениях, и в окружающей действительности.

Слайд 8. Практикой доказано, что чтение наиболее благоприятный момент в сочетании с музыкой и ИЗО. Именно на этих уроках (на фото рисунки учащихся 3 класса) у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Детям, работая в парах, группах нравится во время уроков иллюстрировать прочитанные произведения и составлять устные рассказы к нарисованным эпизодам. В их сознании и представлении возникает чёткий литературно-художественный образ.

Слайд 9. Сейчас мы рассмотрим межпредметные связи на примере интегрированного урока по окружающему миру 1 класс на тему «Ты и вещи».

Этот урок я начала с беседы о том, что даёт человеку труд, разговариваем о разных профессиях. Учащимся предоставляется возможность отправиться в «Путешествие в мастерскую» (групповая работа). Говорим о использовании вторсырья, бережном отношении к лесу (прививаю экологические знания).

Совместили с математикой. Тема «Измеряем в сантиметрах и дециметрах». Измеряли линейкой ширину полоски обоев, делили величину на 2 (пополам), вели подсчёт необходимых для изготовления материалов. Применили практические умения, собрав корзину из вторсырья. Мастера показывали свои изделия, рассказывали, для чего они предназначены.

Привнесла в урок окружающего мира элементы математики и технологии.

Слайд 10. Подобное совмещение предметов: предмет - окружающий мир, тема - «Нас окружает удивительный мир» (о бережном отношении к лесным ресурсам), + математика «Сравнение предметов по их свойствам», + технология (сборка целого из деталей). Клеили Лесную газету для зверей.

На уроке дети учатся быть рациональными хозяевами, получают основы экологического воспитания, целостно познают окружающий мир. Материал излагался на научной основе, но в доступной, игровой форме. Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.

Интеграция на уроках окружающего мира содержания математики и экологии существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщенных и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создастся база для формирования целостного мировоззрения ребёнка, тем самым реализуется одно из требований стандарта нового поколения.

Слайд 11.

Интегрированный урок русского языка «Буква И, и» в 1 классе. Закрепляем минимум понятий о гласных звуках и буквах, выполняем звукобуквенный анализ, активизируем знания о домашних птицах и животных, месте их обитания и питания.

Интегрированный урок совмещённый с окружающим миром и чтением способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

Слайд 12.

Бинарный урок математика + музыка 1 класс.

Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников, повышает информационную емкость.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.


Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины по выбранной профессии у обучающихся, пониманий связей между явлениями, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой.

В предлагаемой работе рассматривается теория интегрированного обучения, влияние интеграции на повышение мотивации к учебной деятельности, а также прилагается конспект открытого урока по дисциплинам профессионального цикла ("Магазин в Простоквашино") и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ НПО ТО ПУ - 44

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема : Интегрированные уроки – средство повышения мотивации к учебной деятельности

Преподаватель: Санкина Н.В.

г.Донской, 2011г.

Стр.

1. Актуальность проблемы…………………………………..……………..3

2. Интегрированный урок как средство формирования

Мотивации к учебной деятельности……………………………….…....4

3. Понятие интеграции……………………………………………………...6

4. Виды интегрированных уроков…………………………………….…....7

5. Преимущества и недостатки интегрированных уроков……….………9

6. Планирование и организация интегрированных уроков……………...10

7. Методы и принципы интегрированного обучения………..…………...11

8. Применение интегрированного обучения на уроках

Спецдисциплин…………………………………………………………….12

9. Выводы……………………………………………………………………13

10. Приложение 1 – конспект урока «Дидактическая игра

«Магазин в Простоквашино»…………………………………………….14

  1. Приложение 2 – презентация, созданная в программе Power Point
  2. Используемая литература……………………………………………..….15

1. Актуальность проблемы.

Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения учащегося, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины по выбранной профессии у учащихся, пониманию связей между явлениями, в обществе и мире в целом, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой.

В предлагаемой работе рассматривается теория интегрированного обучения, влияние интеграции на повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, а также прилагается конспект урока по спецдисциплинам.

2. Интегрированный урок как средство формирования мотивации к учебной деятельности.

Формирование мотивации учения – одна из центральных проблем обучения. Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Преподаватели знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому стоит задача по формированию и развитию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотивом называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.

Мотивация – это процесс образования мотива. Отсюда мотив – продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели.

Мотивировка – это объяснение деятельности, которое предлагают люди. В мотивировке отражено понимание людьми источников деятельности, которое может соответствовать или не соответствовать его действительным мотивам.

К педагогическим средствам воспитания мотивов учения можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью преподавателя, общественным мнением группы (коллектива). В воспитании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство никогда не сможет заменить другое. Каждому преподавателю необходимо знать воспитывающие возможности средств, которыми он располагает в конкретных условиях: содержания учебного материала, организации учебной деятельности учащихся, взаимоотношений, которые складываются в учебном процессе между педагогом и учащимися, а также внутриколлективных отношений.

В содержании учебного предмета заключены объективные возможности возбуждения познавательной и других потребностей и мотивов учения. Чтобы реализовать эти возможности содержания в развитии мотивации, преподаватель применяет ряд приемов побуждающего воздействия. Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные,

внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр. Эта группа приемов направлена на то, чтобы создать у учащихся новые впечатления, вызвать удивление, обеспечить их раздумья, размышления. В этом случае учащиеся сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми знаниями и собственным небогатым еще жизненным опытом. Все это побуждает их мыслить, вызывает интерес к уроку.

В тесной связи с вышеназванными группами приемов выступают приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью ТСО внимания учащихся и управление им; предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.

Каждый педагог стремится сделать урок интересным, продумывает содержание программного материала, методику его изучения. Но не всегда достаточно серьезное внимание обращается на состояние самих учащихся, подготовку их к восприятию новых знаний, воспитание у них положительного отношения к приобретаемым знаниям. А возможности у учителя здесь богатейшие, необходимо только обратить внимание на разнообразие приемов, основанных на общении, взаимодействии педагога и учащихся: здесь и оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др. С помощью этих приемов создается эмоциональный своеобразный настрой урока, определенная моральная атмосфера, вырабатывается определенный стиль взаимоотношений учителя и учащихся.

Одним из средств формирования мотивов учения является интегрированный урок.

3. Понятие интеграции.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса об интегрированных уроках, необходимо остановиться на понятии «интеграция»: «Понятие «интеграция» означает объединение в целое каких-либо частей и употребляется для характеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности, отсутствующие ранее, когда не было связей. Нарастание связей ведёт к новой качественной форме интеграции, когда получается хорошо организованное (органическое) множество, образующее целостное единство, которое называется системой и выступает наиболее своевременной формой синтеза объединяемых компонентов» (А.Д. Урсул).

«Интеграция – система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром» (О.Т. Гилязова).

«Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Н.С. Сердюкова).

Понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

  • Это создание у учащихся целостного представления об изучаемом объекте (здесь интеграция рассматривается как цель обучения)
  • Это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения)

На основе этого можно сформулировать основные цели интегрированных уроков:

  • Формирование у учащихся мировоззренческих понятий об окружающем мире;
  • Формирование целостного представления об изучаемом объекте с видением взаимосвязи учебных дисциплин, участвующих в интеграционном процессе

Интеграционные процессы могут быть как внутрипредметные, так и межпредметные, с высокой и слабой степенью интеграции, что существенно влияет на отбор содержания и конкретные технологии преподавателя.

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся.

Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Интегрированные уроки являются одним из условий организации продуктивного обучения.

во–первых, систематизация содержания способствует развитию познавательных процессов, а именно: формированию целостного представления о предмете изучения.

во-вторых, при проведении традиционного урока использование межпредметных связей предусматривает лишь эпизодическое включение материала других предметов. На интегрированном уроке в центре - многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах.

в-третьих, интегрированный урок позволяет более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат. На интегрированном уроке решаются одновременно дидактические задачи двух и более учебных предметов.

в-четвёртых, интегрированные уроки обеспечивают совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создают новые условия деятельности учителей и учащихся.

в-пятых, структура интегрированного урока отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной сжатостью, компактностью и чётким структурированием учебного материала;
  • логической взаимосвязью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

Таким образом, интегрированные уроки способствуют:

  • коррекции недостатков и развитию познавательного процесса (обучаемый сравнивает, делает умозаключения, мыслит о данном объекте в разносторонней сфере представлений и понятий);
  • формированию целостного представления об изучаемом материале и рассмотрению его с нескольких сторон, что улучшает качество знаний;
  • воспитанию положительной мотивации к учению;
  • интегрированные уроки являются для учащихся личностно значимыми, так как дают знания, необходимые в жизни. Они видят ценность изучаемого материала, что способствует успешной адаптации выпускников в жизни в обществе.

4. Виды интегрированных уроков.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации имеет следующий вид:

  • конструирование и проведение урока двумя и более преподавателями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним преподавателем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Самыми распространенными являются уроки второго и третьего уровней интеграции. Под вторым уровнем понимается объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Она может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в урок дополнительного материала и т.п.

Третий уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении учащихся сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

Наиболее глубоким является четвертый уровень интеграции, проявляющийся в деятельности учащихся, когда учащиеся сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.

Роли педагогов могут быть разными в зависимости от целей занятия: они или работают в одной группе, но с разными подгруппами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии, или поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.

Интегрированные уроки имеют самые различные формы.

На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. Особенно важно выработать объективные и точные критерии оценки. Урок творческого поиска предполагает, что учащиеся и самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы преподавателями и освоены учащимися на предыдущих занятиях. Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся.

5. Преимущества и недостатки интегрированных уроков.

Преимущества интегрированных уроков:

1. Окружающий мир познается в многообразии и единстве.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

4. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

5. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся из - за переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учеников.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыра -жения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

7. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

8. Формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.

К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:

  • сложность отбора учебного материала;
  • подробное структурирование занятия;
  • проблема личной совместимости педагогов;
  • общий подход к оценке знаний и умений студентов;
  • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

6. Планирование и организация интегрированных уроков.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков преподавателю важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока преподавателями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

5. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

6. Но не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

7. Интеграция различных предметов с информатикой обладает большим потенциалом. Были проведены уроки: физика с информатикой, химия с информатикой, математика с информатикой, астрономия с информатикой, оборудование бара (буфета) с информатикой, технология розничной торговли с информатикой. Применение компьютерных технологий повышает заинтересованность на уроках, снижает утомляемость, обеспечивает более глубокое осмысление темы урока.

7. Методы и принципы интегрированного обучения.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

А) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

Б) повышения интереса учащихся к предметам;

В) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной

Теме вопросов;

Г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения - развитие мышления учащихся:

  • Синтезированность знаний - целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
  • Углублённость изучения - более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
  • Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы - обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
  • Альтернативность решения - новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.

Закономерности интегрированного урока: весь урок подчинен авторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Цели интегрированных уроков следующие:
1. Познавательные – научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы философские, экономические и политические
2. Развивающие – научить анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать
3. Воспитательные – научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений.

  1. Применение интегрированного обучения на уроках спецдисциплин.

Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Применение интегрированного обучения на уроках спецдисциплин помогает учащимся объединить знания, полученные на разных предметах (товароведение продовольственных товаров и непродовольственных товаров, технология розничной торговли, торговое оборудование, торговые вычисления), в единое целое, получить общую картину работы магазина, самостоятельно участвовать в процессе «работы магазина» в роли продавца, кассира, администратора, самостоятельно применять (и расширять) полученные знания на практике (в ролевой игре), развивать коммуникативные навыки. (см. приложение – дидактическая игра «Магазин в Простоквашино»).

Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания (проявить себя в роли продавца или кассира, или администратора).

Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире (см.приложение – урок «Магазин в Простоквашино»).

9.Выводы.

В результате использования интегрированного обучения происходит развитие ключевых компетенций учащихся.

1. Предметные компетенции:

  • знания и умения, полученные на разных спецпредметах;
  • развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе работы.

2. Межпредметные компетенции:

  • информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике.

3. Личностные компетенции:

  • формирование критического отношения к своему опыту;
  • осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости;
  • умение работать в коллективе;
  • умение самостоятельно получать знания и умения;
  • коммуникативные.

Используемая литература

  1. Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В.Борисова, В. П. Бугрин. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-364 с.
  2. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
  3. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
  4. Горберг, Г.С. Информационные технологии / Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Академия, 2004. – 231 с.
  5. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.
  6. Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Шадринск: ШГПИ, 2001. – 220 с.
  7. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.