Игры и задания с буквой й. Логопедическое занятие "звук и буква й". Решение учебной задачи

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции.

Научить ребенка правильно произносить звук [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Учить анализировать предложения, находить в предложении предлог и слова с определенным звуком.

Учить преобразовывать слова.

Учить писать короткие предложения под диктовку с соблюдением элементарных правил правописания.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Как правильно?». Взрослый читает ребенку предложение. Ребенок слушает внимательно, определяет, правильно или неправильно произнесено предложение. Если допущена ошибка, то ребенок ее исправляет.

Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. Лошадь везет телегу. Мышка поймала кошку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.

Задание 2 . Знакомство со звуком [Й]. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов и назвать последний звук в словах:

воробей, ручей, репей.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Й]:

  • губки слегка в улыбке;
  • зубки сближены;
  • кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
  • горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Как вскрикивают от испуга? - Ой! Ой! Ой!

Задание 4. Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:

майка, муха, книги, дом, чай, сарай, чайка, репейник.

Задание 5 . Закончить слово слогом. Какой одинаковый последний звук в первом слоге всех слов?

КА: май..., гай..., чай..., лай..., зай...

Задание 6 . Отгадать загадки, определить место звука [Й] во всех словах-отгадках, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Вырос в поле, злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

Задание 7 . Вспомнить виды транспорта, в названиях которых есть звук [Й] (трамвай, троллейбус). Разделить слова на слоги, определить место звука [Й] в этих словах.

Задание 8 . Взрослый называет 3-5 слов со звуком [Й], а ребенок должен внимательно послушать и повторить все слова в той же последовательности.

Задание 9 . Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):

майка, чайка, гайка, диван; глупый, молодой, большой, город.

Задание 10. Подобрать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос «какой?». Какой одинаковый последний звук во всех этих словах?

Веселый, смелый, хороший...

Задание 11 . Вспомнить как можно больше слов со звуком [Й].

Назвать слова со звуком [Й], состоящие

из одного слога (май,..),

из двух слогов (зайка, ...),

из трех слогов (троллейбус, ...),

из четырех слогов (балалайка, ...).

Задание 12 . Заменить третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:

Чашка - чайка, лапка - ..., леска - ..., речка - ..., шапка - ..., мошка -...

Задание 13 . Ответить на вопрос: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?

Майки - маки, рейки - ..., лайки - ..., сойки - ...

Задание 14 . Выучить чистоговорки:

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - воды попей.

Задание 15. Выучить стихотворение, а затем декламировать его, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто слышится в стихотворении?

ЙОД

Йод хороший, Йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -

Чуть завидев склянку.

Йод, порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

3адание 16. Составить из слов предложения. (Анализ предложений, нахождение предлога и слова со звуком [Й], определение их места в предложении, запись схемы предложения.)

Зайка, сидеть, куст, под; Чайка, море, лететь, над; Трамвай, ехать, город, по.

Задание 17 . Знакомство с буквой Й.

Вот Й краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Й?

Игры с буквой. Дифференциация букв И - Й.

Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов:

май, чай, чайник.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

зайка - майка - гайка - шайка - чайка.

Запись предложений под диктовку, чтение:

Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка.

Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й»

Цели занятия : познакомить детей с буквой Й , научить чи-

тать слова с данной буквой ; совершенство-

вать навыки правильного, выразительного

чтения; развивать фонематический слух,

умение проводить. звуковой анализ слова ;

познакомить с правилами поведения на до-

Оборудование : альбом, простые, красные, синие и зеленые

карандаши, разрезные азбуки, ножницы,

клей (на каждого ребенка) . ,

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Знакомство со звуком [й] (упражнение 1, с. 63) .

Педагог : Прочитайте слова. Вместо символа вставьте

нужный звук .

Педагог : Придумай еще слова со звуком [й] .

2. Знакомство с буквой Й (упражнение 2, с. 63) .

звуковичок [й] . Записать буквы Й , й на доске. Сказать де-

тям о том, что эта буква обозначает всегда мягкий соглас-

ный звук [й] .

3. Работа с Городом букв , буквой Й .

Педагог : Й - это согласная буква . Она живет в домике

на озере Мягком. Буква Й обозначает только мягкий соглас-

ный звук .

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Й в свой

домик (упражнение 3, с. 63) .

Планы-конспекты занятий по обучению чтению 95

4. Письменное задание (упражнение 4, с. 63) .

Педагог : Научитесь писать печатные буквы Й , й по кле-

5. Чтение слогов и слов (упражнение 5, с. 63) .

Педагог : Прочитайте слоги и слова.

ай ой ий ей уй

мой шар твойку-бик

мои ша-ры твои ку-би-ки

Педагог обращает внимание детей на различия в звучании слов

мой - мои, твой - твои; говорит о том, что буква Й в начале

слова встречается очень редко и что такие слова лучше запом-

6. Определение места звука [й] в словах (упражнение 6, с. 63) .

Педагог : Рассмотрите и назовите картинки. (Скамейка,

йод, йог, йогурт, клей, линейка, попугай.) Определите место

звука [й] в этих словах .

II. Закрепление изученного материала

1. Развитие навыков звукового и слогового анализа

(упражнение 7, с. 64) .

Педагог : Прочитайте слова. (Лайка, стройка, хозяйка,

лейка.) Разделите их на слоги. Выполните звуковой анализ

слова лейка.

Педагог следит, чтобм при делении слов на слоги дети оставля-

ли букву Й в предыдущем слоге : лай-ка, строй-ка.

2. Развитие внимания, памяти, навыка работы по само-

стоятельно прочитанной инструкции

(упражнение 8, с. 64) .

Педагог : Раскрасьте карандаши нужными цветами. Что-

бы узнать, какими - прочитайте инструкцию.

Пер-вый - крас-ный.

Вто-рой - си-ний.

96 До школы шесть месяцев : срочно учимся читать

Тре-тий - зе-лё-ный.

Это задание дети выполняют самостоятельно.

3. Развитие интонационной выразительности речи

(упражнение 9, с. 64) .

Перед чтением стихотворения о светофоре педагог спрашивает

детей, в каких местах можно переходить проезжую часть; гово-

рит о том, что переходы бывают регулируемые (со светофором)

и нерегулируемые (подземные) ; просит назвать три цвета свето-

фора и сказать, как они расположены.

После бесеДы дети могут приступать к чтению.

Педагог : Прочитайте стихотворение выразительно. При

чтении обращайте внимание на знаки препинания.

Мы сто-им у све-то-фо-ра.

Ты на крас-ный не хо-ди!

По-го-ди не-мно-го.

А зе-лё-ный свет? И-ди!

Педагог : Что обозначает каждый цвет светофора?

4. Развитие логического мышления. Развитие навыка

звукового анализа (упражнение 10, с. 64) .

Педагог : Прочитайте и отгадайте загадку.

Ле-том се-рый, а зи-мой бе-лый.

Педагог : Нарисуйте звуковую схему слова-отгадки .

После того как дети выполнят задание, можно уточнить, для

чего зайчик меняет цвет шубки.

III. Подведение итогов занятия

Работа с итоговой информацией

Педагог читает выводы (альбом, с. 64) и проверяет, на-

сколько правильно и точно дети усвоили материал занятия .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия в старшей группе. Вид занятия:.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: Формирование предпосылок обучения грамоте. Задачи: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1) научиться.

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия учителя-логопеда по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква Ч. Закрепление изученного» Тема «Звук Ч. Буква Ч.» Закрепление изученного. Задачи: Совершенствовать умение проводить звуко - буквенный анализ слов: выделять твёрдые.

Конспект занятия учителя – логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В». Составила учитель-логопед Гришина.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ш]. Буква Ш» (подготовительная группа) Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звука [ш]. Задачи: Образовательные: - закрепить правильное произношение звука.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  • работать над межпредметными связями.

Оборудование для учителя:

  • Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
  • Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
  • Демонстрационные звуковые схемы.
  • Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
  • Конверт с письмом из библиотеки.
  • Фотография "Ордена славы".

Оборудование для учащихся:

  • Учебник "Русская азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс 2 часть
  • Учебник "Русская азбука плюс"В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс.
  • Звуковые схемы.
  • Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.

II. Проверка домашнего задания.

  • В "Русской азбуке плюс" чтение по ролям диалога "Ёлкино платье".
  • Театрализация диалога "Шутка" из "Русской азбуки".
  • Работа над интонацией речи учащихся.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Какой сейчас год?
  • Какое время года?
  • Какой день недели?
  • Какое сегодня число?

2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? - Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

V . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

3). Игра "Замени звук в середине слог".

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

Посмотрите, как пишется буква Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

2). Стихотворение.

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

Заучивание четверостишья.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

На доске слоги:

тво сво сто

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".

  • Айболит
  • Бармалей
  • Мойдодыр

IX. Физкультминутка.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.

А что защищало голову? - Шлем.

В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?

А на с. 37 изображены воины последней войны.

  • Какая у них форма?
  • Какое оружие?

4). Чтение текста про дедушку. с. 37

  • Кем был дедушка на войне?
  • Что есть у дедушки?
  • Что говорит мама о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Ордена славы".

XIII. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
  • Как называется буква?
  • С какой буквой не надо путать й?

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: “ Буквы Йй, звук [й , ] , ”.

Цель урока: формирование ценностного отношения обучающихся по определению звука [й] в словах, буквам Й, й.

Задачи урока:

1. Образовательные:

    учить акцентированному произнесению звука [й] на основе одноуровневых моделей слов;

    перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

    чтению слов по слогам и орфоэпически;

2. Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.

Планируемые результаты.

Предметные: знать, различать и определять звук [й] в словах, буквы Й, й; акцентировано произносить звуки, уметь читать слоги, слова с данной буквой, различать звуки и буквы.

Метапредметные: формирование приёмов работы с учебником (извлечение необходимой информации, работа со звукобуквенными моделями, иллюстрациями, схемами). Формирование таких общедеятельностных приемов, таких как сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, умение делать выводы.

Личностные: принятие учебной задачи, формирование ценностного отношения к труду, к красоте окружающей природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинаем урок обучения грамоте.-Прочитайте пословицу.

На слайде: Грамоте учиться – всегда пригодится.

Пословица.

А для чего человеку нужно быть грамотным?

Действительно, грамотным быть очень важно. Самуил Яковлевич Маршак писал: « Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть.»

2. Постановка учебной проблемы, определение темы и целей урока.

1) Повторение.

- Расскажите, о чем вы узнали на прошлом уроке.

С какими звуками знакомились вчера? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Какие звуки обозначает буква «эр»? Покажите звуковые модели этих звуков. (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´])

Приведите примеры слов с каждым звуком.

- Узнаем тему этого урока.

- Отгадайте загадки, отвечайте хором:

«В теплый край я не летаю,
Я под крышей обитаю.
Рядом кошка? Не робей!»
- Так чирикал … (Воробей)

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …..( С оловей )».

Произнесите чистоговорку:

Пой, пой, соловей, пой, пой, веселей!

Какой звук услышали в конце этих слов?

Предположите, какая будет тема урока. (Буква Й или звук , ] .)

Проверим предположение. Откройте учебник на странице 35. Рассмотрите страницу 35, исследуйте её.

Что заметили интересного? (одна звуковая модель)

Какие вопросы у вас появились? (Если вопросов не возникло, продолжаем работу, и вопросы появятся в ходе работы.)

Назовите тему урока. (Буква Й и ее звук , ] .)

Определите цели урока. (Познакомиться с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, с данной буквой.)

3.Решение учебной задачи.

-Какой звук обозначает модель в левом верхнем углу учебника? (согласный звонкий мягкий).

-Проверим, обозначает ли эта модель звук [й , ]

Цель: выделение из слова звукобуквенной модели звука, характеристика звука.

Отгадайте загадку. (на экране) Читает ученик.

Есть на свете сладкий дом
Мёдом пахнет в доме том,
А жильцы жужжат от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте что за дом? (Улей )

А что такое улей?

(Улей – специальное приспособление для жилья пчел.)

Произнесём слово. Сколько звуков в слове? (4)

Произнесём последний звук. Какой это звук? , ]

Произнесите несколько раз звук [й]. Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Вывод: (При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит он согласный. В ушах есть звон. Значит он звонкий звук [й] -произносится мягко, значит он мягкий.)

Охарактеризуйте коротко звук [й]. (Согласный, мягкий, звонкий.) Покажите звуковую модель этого звука.

Придумайте предложение со словом улей.(В улье живут пчелы.)

Как назовём семью пчел, образующих группу?

Произнесём слово. (Рой.)

Сколько звуков в этом слове? (3)

Сравните последние звуки в словах «улей» и «рой». Дайте характеристику звуку.

Бывает ли он твёрдым? (Нет.)

Узнали что звук , ] обозначается моделью согласного звонкого мягкого звука? (да). Значит мы достигли одной из целей урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встаньте и выполните команды:

«Наклоняйся! Подтягивайся! Приседай! Покачай головой! Поворачивайся! Поморгай! Улыбайся! Присаживайся!»

-Какой звук есть в каждой команде? [й , ]. Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий.)

4.Знакомство с буквой.

Цель: познакомить с буквой, определить её место в алфавите.

Узнаем, какой буквой обозначается звук , ]?

- Откройте АЛФАВИТ (стр. 127), найдите букву Й, покажите её соседу.

- К акая по счету буква Й? (11)

(на экране показывает ученик, называет и показывает буквы соседи.)

Звук согласный, звонкий, мягкий [й] обозначается буквой Й или И-кратким.

Где находится буква? (После буквы И, между И и К.)

Сравните буквы и н й. Что можете сказать? (они имеют одинаковые элементы).

Составьте букву Й из своих элементов. Работайте в паре.

(один человек у доски).

Сравните свою работу с образцом на доске, у кого так покажите знаком.

Чтение стихотворения с экрана:

И – надела поясок,
Н – надела поясок
Буква Н надела ровно
Буква И наискосок
Ты ей шляпу подари
Станет краткой буква Й!

Какую работы выполняет эта буква? (Обозначает мягкий звук.).

Выяснили как называется буква, которая обозначает звук , ]. А для чего мы познакомились с буквой Й? (чтобы уметь писать и читать слова с этой буквой).

5. Включение в систему знаний, закрепление.

Где может находиться в слове буква и звук [й]? . Назовите слова с буквой Й.

Послушайте слова.

Игра «Узнайте звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й"] в словах, если нет – вращаем телом и руками:

«Лиса, лайка, игрок, майка, йогурт, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, воробей,машина, змей, май, чай».

Вот мы и поприветствовали звук новой буквы.

А слов, которые начинаются с буквы Й в русском языке мало, кто знает?

Послушайте стихотворение и запомните эти слова.

Слов на “Й” совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
“Й” в конце обычно пишем:
Или в середине слышим.

Какие слова запомнили?

Индивидуальная работа (на карточке текст) - 3 человека читают по абзацам

Откуда взялся йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь - кота, а некоторые поцарапанные дети... йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых очень много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

На большой глубине в соленой воде трудолюбиво копят водоросли йод, не зная, что некоторые дети считают его своим злейшим врагом.

Что интересного узнали о йоде?

Чем полезен морской воздух? (В нем много йода).

-Откройте снова страницу 35 учебника.

Почему изображены две буквы, разные по размеру?

В каких случаям нам пригодится заглавная буква Й? (В начале предложения)

Прочитаем слова с буквой Й.

Чтение слов с буквой Й.

Цель: провести звуковой анализ слов на основе моделей слов; познакомить с многозначностью слова МОЙ.

Чем поливают цветы на картинке стр.35? (лейкой)

Для чего мы выращиваем цветы, ухаживаем за ними? (Дети дают объяснения, для отдыха, красоты. Любуемся цветами. Необходимо беречь полевые цветы.)

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

На доске: [л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

Сколько понадобится букв для написания? (5)

Делим на слоги и ставим ударение. На какой слог падает ударение?

Рассмотрите иллюстрацию в нижней левой части страницы.

Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)

Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям по дому.)

После того как покушаете, надо убирать за собой. Свои игрушки, вещи держите в порядке, не разбрасывайте по комнате. Школьную форму вешайте аккуратно на стул или в шкаф, чтобы маме не пришлось дважды гладить.

Причитаем в один приём слово. (Мой) - В каких случаях мы употребляем слово МОЙ. (В слове приказ или совет: мой посуду. Определяем принадлежность предмета хозяину.)

Придумайте мредложение со словом «Мой».

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

Дадим характеристику звуку [й´] - согл., мягкий, звонкий.

Обозначаем буквой «Й».

Как определить сколько слогов в слове?

Прочитайте еще раз слова в схемах: шепотом, громко, медленно.

Где стоит звук [й"] в этих словах? (в середине и в конце).

У нас в классе есть мальчик, в его имени есть тоже звук й в конце. Как его имя? (Тимофей)

Как называется буква, обозначающая последний звук в этом имени?

6.Итог урока

Какую тему мы сегодня обсуждали?

С какими целями справились. Познакомились с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, научились определять звук в словах.

Расскажите о себе, если бы вы были буквой й.(Буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.)

Ребята, какой был сегодня урок? (интересный, добрый, познавательный)

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).

7.Рефлексия

У вас на партах есть «цветные» ладошки, с помощью которых вы можете оценить свою работу на уроке.

Поднимите и покажите.

Красная ладошка - всё сделали, не было затруднений.

Желтая ладошка - справились, но были затруднения.

Синяя ладошка - было очень трудно.

Тема: «Звук и буква Й»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа

Способствовать развитию фонематического слуха;

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат;

Познакомить с печатной буквой Й, как письменным знаком звука Й;

Учить писать печатную букву Й;

Совершенствовать навык чтения;

Закреплять умение записывать слово знаками и буквами;

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: значки для обозначения звуков, «домик буквы Й», разрезные буквы.

Ход занятия:

1. Огр. момент.

Дети, у нас сегодня на занятии гости, давайте поприветствуем их. (дети встают)

На нашем занятии обучению грамоте мы узнаем много нового, а поможет нам в этом наша тетрадь.

2. Игра «Подскажи, словечко»

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, для этого я предлагаю поиграть вам в игру «Подскажи словечко». Я буду читать стихи, вы - будете мне помогать.

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется…(трамвай)

А, теперь, посмотрите внимательно на второй рисунок:

Что в стакане, угадай?

Ну, конечно, сладкий…(чай)

Молодцы, ребята, справились с заданием!

3. Артикуляция звука Й

Ребята, еще раз произнесем слова-подсказки.(Дети произносят коллективно за воспитателем)

Какой звук мы слышим в конце этих слов?(Звук Й)

Обратим внимание, что губки – слегка в улыбке, зубки сближены, образуя щель, через которую проходит воздушная струя.

Звук Й – согласный, он всегда мягкий, обозначаем его зеленым квадратиком.

4. Знакомство с буквой Й.

Звук и мы произносим и слышим, а чтобы записать его мы будем использовать значок-букву. (Показывает букву Й)

А вот ее шуточное изображение:

Вот И краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

(Дети рассматривают)

На что еще похожа буква Й?

(Ответы детей)

5. Игра «Буква потерялась»

Дети, а теперь найдем домик, в котором живет буква Й.

Давайте попробуем обвести ее по точкам в треугольнике, а затем напишем ее самостоятельно в пустых клеточках. (Дети выполняют задание)

Чтение слов с буквой Й:

МАЙ, ЛАЙ, ЧАЙ, ДАЙ.

6. Физкультминутка – игра «Кузнечики»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Поднимаем плечики, Сели, травушку покушаем,

Прыгайте, кузнечики, Тишину послушаем.

Прыг-скок, прыг-скок. Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

7. Игра «Предмет, слово, предмет»

Сейчас мы приступает к третьему заданию.

Нам необходимо записать слово «зайцы» знаками.

З-з-зайцы

первый звук в этом слове это звук З

Каким квадратиком его обозначим? (синим) Почему?

Потому что это твердый согласный.

За-а-айцы

Второй звук в этом слове – А.

Обозначаем его красным квадратиком – это гласный звук.

Зай-й-йцы

Следующий звук – Й

Это мягкий согласный – зеленый квадратик.

Зайц-ц-цы

Звук Ц – всегда твердый, обозначаем его синим квадратиком.

Зайцы-ы-ы

Звук Ы – гласный, обозначаем его красным квадратиком.

А теперь, запишем это слово буквами - ЗАЙЦЫ

(Дети выполняют в тетрадях, а один ребенок составляет это слово у доски из разрезной азбуки)

Аналогично проводится работа со словом ЛЕЙКА

8. Чтение считалки.

Сейчас мы познакомимся со считалкой.

(Дети читают по одной строчке, или один ребенок читает всю считалку)

В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду.

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

Воспитатель еще раз произносит считалку, а дети называют слова со звуком Й.

ДРЕМУЧИЙ, ПОЙДУ, НАЙДУ, ЗАЙЦА, ДОМОЙ, ЗАЙКА, МОЙ,

Дети хором произносят текст считалки, стараются выучить ее наизусть.

9. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Чем еще мы сегодня занимались?

Писали букву Й;

Читали слова с буквой Й;

Записывали слова с помощью знаков и букв;

Выучили новую считалку;

Какие слова со звуком Й вы запомнили?

МДОУ Дубенский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Конспект занятия

по обучению грамоте

Подготовила и провела

Воспитатель старшей гр.