Субъектная детерминация деятельности. Индетерминированность и субъективность психического отражения. Психологическая структура научно-исследовательской деятельности

В исследовании особенностей детерминации деятельности мозга особое место занимает детерминация творческого процесса как процесса возникновения нового. Строго говоря, любая форма мозговой деятельности, имеющая отношение к построению поведения, носит творческий характер. Это относится не только к процессу выработки условного рефлекса, но и к осуществлению хорошо упроченного, «автоматизированного», «задолбленного» условного рефлекса. Осуществление такого условного рефлекса протекает каждый раз в иной внешней ситуации, при ином состоянии организма, т. е. требует учета колоссального количества переменных и представляет всегда в той или иной степени творческий акт. Однако относительный удельный вес творческих элементов в построении поведения неизмеримо возрастает при освоении организмом новой, а не рутинной ситуации. В такой новой ситуации организм сталкивается с необходимостью решения новой задачи, используя при этом ранее накопленный опыт. Это выдвигает вопрос о возможных механизмах и детерминации порождения мозгом истинно нового, о детерминации творчества.

Как уже отмечалось, одной из основ понимания многих важных сторон деятельности мозга являются фундаментальные общебиологические закономерности, т. е. закономерности, которым подчиняются все без исключения биологические объекты. Преломляясь в деятельности конкретных биологических объектов в соответствии с их внутренней природой (качественной определенностью, спецификой), эти закономерности не утрачивают своей биологической универсальности. Проблема творчества (порождения нового) - одна из сложнейших и наименее изученных форм деятельности мозга. Это, по сути дела, одно из конкретных проявлений центральной проблемы биологии - проблемы возникновения нового, в конечном счете - возникновения жизни и направленности эволюционного процесса. Как ни далеки на первый взгляд эти проблемы от конкретных механизмов творческого процесса, их анализ есть решение в общей форме вопроса о природе и направленности творчества. Сказанное делает уместным и целесообразным характеристику проблемы возникновения жизни и сущности процесса эволюции.

В настоящее время проблема происхождения жизни в сущности остается открытой. Широко известные теории происхождения жизни (например, теории А. И. Опарина, Г. Г. Мёллера), хотя и опираются на определенные экспериментальные аргументы, не могут тем не менее считаться строго доказанными. Как подчеркивает академик Н. П. Дубинин, жизнь - «это сложное, структурно-системное, открытое, многоплановое явление, обладающее самодвижением и способностью к развитию в определенных условиях среды, свойства которого не могут быть охарактеризованы однозначно. Такая система не могла родиться в результате только количественного нарастания сложности физико-химических процессов в рамках одной только химической эволюции. Появление новой формы движения материи стало возможным лишь путем скачка при сцеплении взаимодействующих веществ и энергии в новом системно-структурном качестве. Эта системность могла быть элементарной, но обязательно качественно новой» . Указывая, что многие современные теории происхождения жизни явно или неявно опираются на редукционистские идеи, Н. П. Дубинин со всей определенностью отмечает, что на путях редукционистской методологии проблема происхождения жизни не может быть решена, так как «вопреки редукционистской концепции анализ молекулярной организации информации в клетке показывает невозможность редуцировать явление жизни к законам физики и химии» . Именно поэтому появление живого не может рассматриваться как простое продолжение химической эволюции. Поэтому «главным в тайне происхождения жизни является загадка, как, разрывая континуум количественных процессов химической эволюции, путем скачка, возникло новое качество при объединении в живую систему специфических веществ, энергии и информации» . Современное состояние проблемы происхождения жизни позволяет подчеркнуть три принципиальных обстоятельства:

  1. «Решение вопроса о происхождении жизни неразрывно связано с вопросом о сущности жизни» .
  2. Жизнь - это особая структурная система, и, следовательно, системный подход необходимый методологический принцип исследования происхождения и сущности жизни.
  3. В происхождении жизни существенное место занимает элемент случайности, однако «случайность появления биологической формы движения материи имеет сложный диалектический характер». Хотя возникновение жизни «и было подготовлено всем ходом химической эволюции, однако новое течение необходимости возможно в форме случайности, когда в уникальном виде возникла форма биологического движения материи, вспыхнула искра жизни» . Конкретная сущность диалектического скачка, в результате которого возникла живая система, еще очень далека от понимания, но очевидны методологические ориентиры продуктивных исследований этой центральной общебиологической и общенаучной, а в конечном итоге - философско-мировоззренческой проблемы. В последние годы выдвинут ряд интересных гипотез о сущности возникновения жизни. Одной из таких гипотез является гипотеза Г. Кастлера о возникновении информации на основании «запоминания случайного выбора». Возникновение информации на основе запоминания случайного выбора - это и есть, по Кастлеру, возникновение биологической организации, т. е. жизни. В соответствии с этой гипотезой в системе способных к полимеризации нуклеотидов-мономеров могут идти реакции поликонденсации, в результате которых образуются однонитевые полинуклеотиды. На некоторых из таких однонитевых полинуклеотидов может синтезироваться комплементарная нить. Как указывает Л. А. Блюменфельд, анализировавший гипотезу Кастлера, «первая двунитевая молекула образуется в этой системе в результате чисто случайного И весьма маловероятного процесса: на одной из однонитевых полярных молекул матричный синтез успевает пройти до того, как она подвергается гидролизу. Последовательность нуклеотидов в этой однонитевой молекуле могла быть любой. Однако после того, как эта двунитевая структура образовалась, ситуация в системе резко изменилась. Последовательность нуклеотидов, реализованная в этом долгоживущем двунитевом полимере, приобрела смысл. Смысл этот заключается просто в том, что эта последовательность нуклеотидов в двунитевой стабильной и способной к редупликации молекул существует, а другие возможные последовательности - нет». В результате «в системе будет быстро возрастать концентрация однонитевых полимеров именно с этой, теперь уже особой, последовательностью. Эти однонитевые полинуклеотиды теперь уже находятся в динамическом равновесии не только с мономерами, но и со стабильными двунитевыми структурами с той же последовательностью нуклеотидов. Концентрация двунитевых полимеров будет возрастать за счет мономеров благодаря редупликации. Случайно образованные однонитевые полимеры с «хорошей», «осмысленной» последовательностью имеют большие шансы выжить, образовав стабильные двунитевые структуры с комплементарными полимерными молекулами, а однонитевые полимеры с «плохой», «бессмысленной» последовательностью почти наверняка подвергнутся гидролизу… Таким образом, благодаря запоминанию случайного выбора в приведенном гипотетическом полимере возникла упорядоченность, имеющая смысл, возникла система, способная создавать осмысленную информацию. Теперь можно спросить: для чего полимеры в этой системе имеют такую последовательность нуклеотидов? И получить ответ: для того, чтобы они могли существовать, так как при этой последовательности у них максимальные шансы выжить. По своим физическим характеристикам молекулы полимеров с такой последовательностью могут ничем не отличаться от других. Их последовательность имеет смысл просто потому, что случайно возникла система самовоспроизводящихся полимеров с такой последовательностью. Таким образом, смысл некоторой упорядоченности не есть категория физическая. Она определяется всей историей возникновения этой упорядоченности, ее эволюцией. Не следует думать, конечно, что в этом смысле есть нечто мистическое, что объекты, имеющие смысл, не подчиняются законам физики. Все они подчиняются физическим законам, но сами по себе их физические характеристики не определяют наиболее интересные для нас свойства: их смысл… Смысл имеет та последовательность, которая возникла и закрепилась благодаря случайному акту образования двунитевой структуры. Главное отличие «осмысленной» последовательности от других, способных к самовоспроизведению, заключается в том, что она уже существует. По сравнению с этим отличием другие уже несущественны. Точно так же синтезируемая в клетке макромолекула некоторого специфического биополимера (нуклеиновой кислоты, белка) характеризуется особой, осмысленной упорядоченностью. Эта упорядоченность осмысленна не столько благодаря особым физическим или химическим свойствам самой макромолекулы, сколько существованию всей специфической конструкции клетки. В другом окружении упорядоченность, информация данной молекулы может стать бессмысленной». Оценивая далее роль случайности в эволюции, Л. А. Блюменфельд указывает, что «фундаментальным эволюционным актом является случайный выбор из неизмеримо большого числа возможностей, перебрать которые нельзя при любых мыслимых сроках и темпах эволюции. При этом произведенный случайный выбор делает кинетически недоступной целую область дальнейших случайных выборов. Таким образом, поведение биологической системы определяется ее историей»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 197

Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЕМА СОЦИАЛЬНОГО

ДЕТЕРМИНИЗМА.II

§ I. Логико-методологическш аспект исследования детерминации социальной деятельности личности II

§ 2. Факторный подход в методологии социального детерминизма

Глава П. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕТЕРМШАЩЖ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

§ I. Сферы внешней детерминации и их структура.

§ 2. Сферы внутренней детерминации и их структура

§ 3. Исторические формы детерминации деятельности лично сти.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детерминация социальной деятельности личности и ее структура как методологическая проблема»

Актуальность темы исследования. На современном этапе совершенствования развитого социализма в нашей стране с особой остротой стоит задача формирования нового человека. На ХХУ1 съезде КПСС подчеркивалось, что это - "одна из неотъемлемых составных частей социальной политики партии, цель которой - благо и счастье советских людей!"-"-. Формирование нового человека - комплексная проблема, предполагающая решение не только конкретных социально-экономических, культурно-воспитательных вопросов, но и требующая глубокого теоретико-методологического осмысления и обоснования. Социализм открыл невиданные ранее возможности для творческого развития личности. Однако, важно, чтобы эти силы были направлены на благо всего общества. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы социального регулирования,управления и прогнозирования общественных процессов. Решение этих задач не может быть успешным без раскрытия механизма социальной активности личности, его природы и сущности.

Классики марксизма-ленинизма разработали научную концепцию человеческой деятельности, основополагающие принципы ее познания. Задача современной социально-философской науки состоит в том, чтобы опираясь на эти положения марксизма постоянно углублять познание человека и его деятельности. К.У.Черненко в докладе на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС указывал, что "партийные кадры должны хорошо знать социально-экономические факторы, влияющие на настрое2 ния и поведение лвдей" . .

1 Материалы ШТ съезда КПСС. М., 1981, с.64. р л Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.39.

Исследование социальной деятельности личности и механизмов ее детерминации необходимо для противопоставления марксистских мировоззренческих и методологических принципов решения данной проблемы буржуазным концепциям деятельности личности. В отличие от буржуазных теорий, которые основную задачу видят в поиске способов манипуляции сознанием и поведением людей, марксистская концепция деятельности преследует глубоко гуманные цели - создать наиболее благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для раскрытия ее творческих потенций и повышения социальной активности.

Детерминация деятельности личности в той или иной мере исследуется различными общественными дисциплинами, поэтому ванное значение приобретает философско-социологический анализ методологических принципов исследования этой проблемы. Разработка этих принципов важна и для решения собственно философских задач. В партийных документах особо указывается на необходимость повышения уровня методологических исследований как одного из важнейших условий успешного развития обществознания: "Мировоззренческая четкость, и если хотите, методологическая дисциплина мысли - непременное условие успешного развития общественных наук"1.

Степень разработанности проблемы. В рамках философско-совдо-логических исследований детерминация социальной деятельности личности еще не выделилась в самостоятельный предает научных изысканий. Вместе с тем необходимо отметить, что в литературе рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы, эти работы имеют важное теоретико-методологическое значение для комплексного подхода Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.35. к детерминации социальной деятельности личности. Поскольву данная проблема рассматривается под углом зрения принципа детерминизма, для ее решения ванное значение приобретает анализ общефилософских вопросов детерминизма, представленный в трудах Я.Ф.Аскина, В.Г. Иванова, Б.М.Кедрова, В.И.Купцова, И.Я.Лойс£мана, И.З.Налетова, И.Б.Новика;:.;, М.А.Парнюка, Ю.В.Сачкова, Г.А.Свечникова и др. Специфика собственно социального детерминизма и его методологические функции рассматриваются В.В.Байлуком, Н.М.Бережным, М.И.Боровским,

A.М.Гендиным, Г.Е.Глезерманом, В.Т.Ефимовым, В.Ф.Паркиным, Ю.В.Петровым, Н.В.Пилипенко, А.К.Черненко и др. Логико-методологическому обоснованию исследований личности и ее деятельности посвящены работы В.Б.Голофаста, В.Ж.Келле, В.Е.Кемерова, М.Я.Ковальзона.

Диалектика индивидуального и социального в деятельности личности, отдельные элементы структуры ее детерминации рассматриваются в работах Г.С.Арефьевой, В.Г.Афанасьева, Г.М.Борисова, Л.П.Буе-вой, Г.Г.Дилигенского, Н.П.Дубинина, А.Г.Здравомыслова, Н.В.Иван-чука, Л.Н.Когана, В.Н.Кудрявцева, В.Н.Лавриненко, К.Н.Любутина, Н.Н.Михайлова, Г.В.Мокроносова, А.В.Мялкина, В.И.Плотникова, Г.Л. Смирнова, А.И.Яценко и др.

Ва:шое значение для понимания детерминации социальной деятельности личности имеют исследования диалектики объективного и субъективного фактора (И.Е.Зуев, Л.В.Николаева, В.И.Приписнов,Б.А. Чагин, А.Эргашев). Вопросы нормативной регуляции социальной деятельности рассматриваются М.И.Бобневой, В.Момовым, Е.М.Пеньковым,

B.Д.Плаховым, А.А.^учкой, И.В.Сухановым и др. Большой интерес представляют психологические исследования механизмов регуляции деятельности (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, К.А.Абульханова-Славская, Т.И.Артемьева, И.А.Дщцарьян, Ю.М.йуков, А.Н.Леонтьев, Б.ф.Ломов, ИЛО.Исто-шин, В.С.Магун, К.Обуховский, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Шорохова, В.А. Ядов и др.).Социально-психологический аспект детерминации деятельности личности отражен в работах И.С.Кона, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского.

Анализ литературы показывает,что в настоящее время преобладает исследование отдельных аспектов проблемы детерминации социальной деятельности,обусловленное конкретными познавательными задачами.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании факторов детерминации деятельности личности как целостной структуры,в рассмотрении исторических форм детерминации индивидуальной деятельности.

Основные задачи исследования:

Рассмотреть логико-методологические основания анализа детерминации деятельности личности как философско-социологической проблемы;

Выявить специфику факторного подхода как метода анализа процессов социальной детерминации и его специфику на уровне индивидуальных явлений;

Раскрыть структуру внешней и внутренней детерминации деятельности личности как динамической системы;

Показать исторические формы детерминации деятельности личности через взаимосвязь основных детерминирующих сфер.

Цель и задачи диссертационной работы обусловливают ее структуру. Диссертация состоит из двух глав.

Первая глава "Деятельность личности как проблема социального детерминизма" состоит из двух параграфов и посвящена исследованию методологических аспектов анализа детерминации социальной деятельности, выявнению актуальности разработки факторного подхода, как инструмента познания процессов детерминации. В первом параграфе "Логико-методологический аспект исследования детерминации социальной деятельности личности" автор обращается к идеям классиков марксизма-ленинизма, составляющим методологическую основу анализа процессов социальной детерминации. Выявляется методологическая функция исходных понятий, среди которых "детерминизм" указывает не только на характер анализируемого процесса, но в первую очередь означает принцип исследования - социальный детерминизм. Специфика деятельности раскрывается через ее структуру: цель - средство -результат. Способ теоретико-методологического рассмотрения личности обосновывается через диалектику мшфо- и макроподхода. В работе указывается на несостоятельность буржуазной методологии познания социальных явлений, заключающуюся в отрицании принципа социального детерминизма, объективности детерминистских связей.

Во втором параграфе "Факторный подход в методологии социального детерминизма" исследуются теоретико-методологические средства анализа социальной деятельности.

В работе рассматриваются такие основные понятия социального детерминизма, как фактор, условия, источник, движущие силы, объективные условия и субъективный фактор. Обосновывается роль фактора как базисного понятия в анализе процесса детерминации. Подчеркивается необходимость разработки диалектико-материалистической концепции факторного подхода как метода анализа социальной детерминации. В рамках факторного подхода выделяются уровни социальной детерминации, что позволяет определить специфику личностного уровня детерминации, круг социальных явлений, выступающих факторами деятельности личности и специфический механизм их взаимосвязи. В отличие от жесткой детерминации на макроуровне, характер детерминации на микроуровне, уровне личности определяется как флюктуирутсщий, который не позволяет установить однозначной связи между детерминирующими факторами и деятельностью личности. В связи с наличием большого числа факторов детерминирующих деятельность личности возникает необходимость их классификации. Классификация осуществляется путем выделения основных детерлинирующих сфер, представляющих собой структурно функциональную типологию факторов. Вместе с тем подчеркивается, что понимание механизма детерминации, роли тех или иных факторов, их взаимосвязи зависит от той общей концептуальной

Т-v о модели, в которой они исследуются. В этой связи выделяются две теоретические ориентации в трактовке детерминации деятельности личности - рационалистическая и структурно-функциональная. Отмечается большая перспективность структурно-функционального подхода в исследовании социальной деятельности личности, но шесте с тем подчеркивается необходимость дополнить его генетическим подходом.

Во второй главе "Основные сферы детерминации деятельности личности и их историческая взаимосвязь" исследуется структура внешней и внутренней детерминации,исторические способы взаимосвязи основных детерминирующих сфер как конкретно-исторических форм детерминации.

В первом параграфе "Сферы внешней детерминации и их структура" выделяются следувдие основные сферы: нормативно-институциональная, культурно-ценностная и цредаетно-ситуационная. Здесь рассматривается структура указанных сфер,т.е. факторы,их взаимосвязь, механизм их детерминации и значение в общей структуре детерминации.

Во втором параграфе "Сферы внутренней детерминации и их структура" рассматриваются мотивационная и операциональная сферы. Исследуется место факторов данных сфер в общей структуре личности. Основным критерием вццеления факторов внутренней детерминации является их способность характеризовать личность как субъекта деятельности. Подчеркивается важный аспект исследования внутренней детерминации как механизма саморегуляции,самореализации или самодетерминации. Обосновывается выделяемая структура детерминирующих факторов внутренней детерминации. Исследуется механизм формирования факторов внутренней детерминации и их роль в детерминации социальной деятельности.

В третьем параграфе "Исторические формы детерминации деятельности личности" исследуется конкретно-исторический механизм детерминации индивидуальной деятельности. Методологической основой анализа исторических форм детерминации деятельности личности служит идея К.Маркса об изменении исторических форм взаимосвязи личности и общества,которые рассматриваются как ступени прогрессивного развития социальных систем,характеризующегося возрастанием свободы личности. В диссертации показано,что изменение исторических форм детерминации идет от первобытного синкретизма основных детерминирующих сфер к доминированию нормативной детерминации в рабовладельческом и феодальном обществе. Доминирующей сферой в буржуазном обществе становится предметно-ситуационная. Коммунистическая общественно-экономическая формация характеризуется возрастанием доминирующей роли внутренней детерминации. Доминирование мотивационной сферы в общей структуре детерминации, означает,что в обществе созг даны условия для гармоничного и всестороннего развития личности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы классиков марксизма-ленинизма,в которых освещаются вопросы деятельности и социальной активности личности,взаимосвязи личности и общества, сущности механизмов детерминации; основные методологические принципы марксистской философии, и прежде всего принцип детерминизма, единства исторического и логического; материалы и решения ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, материалы Пленумов ЦК КПСС, статьи и речи партийных и государственных деятелей СССР; труды советских и зарубежных философов, социологов и психологов.

Научная новизна исследования. Основные положения диссертации, вынесенные на защиту заключаются в следующем:

Рассмотрено логико-методологическое значение принципа социального детерминизма для исследования деятельности личности;

Выделен факторный подход как специфический метод исследования детерминации социальных процессов;

Установлена зависимость между уровнем социальной детерминации и соответствующим ему специфическим способом детерминации;

Осуществлена.типология факторов как устойчивых структур на основе функционального вьщеления основных детерминирующих сфер;

Исследован механизм внешней и внутренней детерминации как целостная структура;

Раскрыта взаимосвязь между историческими формами детерминации деятельности личности и прогрессивным развитием общества.

Научно-практическая ценность диссертационной работы. Работа носит теоретико-методологический характер, поэтому ее выводы могут играть конструктивную роль в осмыслении психологических, социально-психологических и собственно философско-социологических проблем социальной актргвности личности. Представленный в работе обобщенный и систематизированный материал по данной проблеме можно использовать в левдионно-пропагандистской и научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Основные идеи диссертации изложены в шести публикациях. Результаты исследования были изложены автором на научно-теоретических конференциях: "Марксистско-ленинское мировоззрение и диалектика научного познания" (Улан-Удэ, 1980); ХХУ1 съезд Ш1СС и задачи нравственного воспитания в системе формирования нового человека" (Свердловск, 1981); на 1У Уральских социологических чтениях "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии" (Пермь, 1982); "Наука и общество" (Иркутск, 1983).

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Бурцев, Владислав Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем диссертационном исследовании показана связь решения проблемы детерминации деятельности личности с общими мировоззренческими и методологическими положениями классиков марксистско-ленинской шилософии. Диалектико-материалистическое решение проблемы детерминации деятельности основано,с одной стороны,на раскрытии законов общественного развития,а с другой,на обосновании творческого характера человеческой деятельности. В соответствии с этим рассмотрена связь логико-методологического аспекта исследования с опорными понятиями проблемы "детерминизм" /"деятельность" /"личность". Обоснование данной идеи основано на анализе основных функций этих понятий,их"^способности выступать в познании с одной стороны предметом^ с другой,принципом исследования. Подчеркивается,что в конкретном исследовании та или иная функция может выступать на первое место. В настоящей работе "детерминизм" указывает не только на характер исследуемого процесса,но прежде всего выступает принципом познания - социальным детерминизмом. Подчеркнуто,что специфика социального детерминизма заключается не только в распространении положения общефилософского детерминизма на общество,а в раскрытии специфики социальных процессов. Методологическая функция социального детерминизма раскрывается в указании на определяющий фактор общественного развития,на деятельность,как специфический социальный процесс,на субъекта,носителя целеполагающей деятельности,на общественное развитие как изменение форм детерминации по пути к возрастанию свободы личности,на специфическое противоречие во взаимодействии детерминирующих факторов.

В исследовании детерминации социальных процессов проблема формулируется как необходимость выделения факторов,определяющих их содержание и направленность. В этой связи показано,что анализ детерминирующих факторов является одной из главных задач социального

178 детерминизма.В социальном детерминизме сложное многоуровневое строение социальной системы отражается в специфическом понятийном аппарате.характеризующем различные уровни детерминации: фактор.условие, объективные условия,субъективный фактор,источники,движущие силы. Универсальными понятиями, описывающими любой процесс детерминации выступают "фактор" и "условие". Способ исследования социальных процессов через анализ факторов, их функций, механизма взаимодействия определяется как факторный подход. Другие понятия социального детерминизма указывают на специфическую детерминирующую функцию фактора в том или ином процессе.

В диссертационной работе показано, что характер детерминации на том или ином уровне социальной системы, определяется специфическим способом связи между детерминирующими факторами и определяемыми ими процессами. Основой структуирования социальной системы как многоуровневой детерминации является субъект деятельности. На этой основе выделяется уровень общества как целостной системы, уровень социальных общностей и уровень личности и соответствующие им способы детерминации - жесткая,статистическая и^флюктуирующая. Последняя представляет собой совокупное воздействие разнородных факторов,результатом которого является деятельность личности. Показано,поскольку к философско-социологическому анализу деятельности личности не применимы методы математической статистики в факторном анализе, способ детерминации на личностном уровне следует рассматривать как флюктуирующий.

В диссертации осуществлена типологизация всей совокупности детерминирующих факторов,вследствие чего появляется возможность оперировать определенными типологическими структурами,в которых отражено основное функциональное содержание составляющих их факторов. Способом такой типологизации в анализе детерминации дея- . телъности личности является выделение основных детерминируьощих сфер. Типология детерминирующих факторов может быть различной,в зависимости от задач исследования,но всегда структурно-функционально обоснованной. Основные детерминирующие сферы сами выступают элементами более общей структуры детерминации - внешней и внутренней. Внешняя детерминация рассматривается в аспекте" непосредственного воздействия нормативной,предметно-ситуационной и культурно-ценностной сфер на деятельность личности. Особенность внутренне детерминации раскрывается через ее структуру. Главной интегрирующей сферой внутренней детерминации выступает мотивационная сфера,которая определяет смысловую направленность деятельности личности. Вместе с тем отмечено,что становление и развитие сфер происходит в слоеном взаимодействии,которое представляет собой противоречивое единство.

Подтверждением правоты данного положения выступает анализ марксистской идеи,о наличии трех исторических ступеней взаимосвязи личности и общества как этапов его прогрессивного развития,содержанием которого является процесс возрастания индивидуальной свободы. Показано,что смена общественно-экономических формаций сопровождалась сменой типов детерминации индивидуальной деятельности, которая выражается в изменении ее структуры,содержания и доминированием той или иной сферы. Детерминация таким образом позволяет понять историческое содержание своей противоположности- свободы.

Настоящее исследование представляет преимущественно методологический анализ проблемы детерминации деятельности личности,поэтому перспективы дальнейшего изучения данной проблемы связаны с углубленным теоретически!.! анализом различных: аспектов детерминации, сфер,их взаимосвязи,в практическом применении результатов исследования в решении, вопросов социального управления, прогнозирования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бурцев, Владислав Николаевич, 1984 год

1. Нищета юилособии. Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т 4 с.65-

2. Восеьшадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т 8 с.115-217. К критике политической экономшт. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т 1 3 с.1-

3. Критика Готской програ1Лш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32. 3aiv(]ушанбе, 1966. 136 с. Проблетш психолоши личности. М.: Наука, 1982. 245 с. Псшюлогия форьптрования и развития личности. Ы.: Наука, I98I.365 с. Психологические механизмы регуляЩШ социального поведения. М.: Ещгш, 1979. 335 с. Рахштов А.и. Историческое познание: Систег.шо-гносеологичесшш подход. М.: Политиздат, 1982. 303 с.

42. Суханов PI.B. Обычаи, традищш и приемственность поколений. М Политиздат, 1976. 216 с. Сэв Л. Марксизм и теория лтчности. М.: Прогресс, 1972. 583 с Сюсюкалов Б.И. Социалистическое общество: проблегш диалектики развития. М Мысль, 1973. 278 с. Теоретические проблеьш психологии личности. Отв. ред.Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1974. 319 с. Теплов Б.М. Проблеьш индивидуальных разжтчий. М.: Изд-во МН, I96I. 536 с. Тернер В. Си

43. ,тол и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с. ЕИЗШТ И Тугаринов В.П. О ценностяк I96G. 156 с. кзльтуры. I Изд-во ЛГУ, Тугаринов В.П. Природа,цивилизация, человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 128 с. Тзтаринов В.П. Теория ценностей в ьгарксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, I98I. 304 с. ©ролов и т Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М Политиздат, 1983. 350 с, Холличер В. Человек и агрессия.

44. Фрейд и К.Лоренц в свете марксизма. М.: Прогресс, 1975. 132 с. Целикова О,П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. 158 с.

45. Шорохова В.В, Социальная детерминация поведения. В кн.: Психологические проблеме социальной регуляции поведештя. М.: Наука, 1976, с.5-

46. Эргашев А. Юдин Э.Г. Диалектика объективного и субъективного в развитии НТР. Тажент, 1980. 188 с. Деятельность и систешость. В кн.: Системные исследования. Есегодншс 1976. М Наука, 1977, с.11-

47. Ярошевский М.Г. История психологшт. М.: Шолъ, 275 с. 1976. 463 с. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова дутша, 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Понятие детерминации в психологии . Индивидуальная психика не может рассматриваться иначе, чем во взаимосвязях с многообразным другим, иным. Свойство психического - быть в отношении зависимости от других явлений - обозначается в современной психологии термином «детерминация» или «детерминируемость».

Исторически сложились различные понимания детерминации психики. Все они, как правило, акцентируют один или несколько аспектов данного свойства. Сохраняется психологическая традиция поиска «окончательных» ответов на отдельно поставленные вопросы: «в каком основном соотношении находятся психика и мир?»; «какая главная связь соединяет психическое и все другое?»; «что как главная причина порождает психику?»; «биологические или социоккультурные условия определяют психическое?»; «внешнее или внутреннее доминирует во влияниях на психику?» и т, д.

Однако, при любом узком подходе психолог не может, хотя бы неявно, не следовать интуитивным представлениям о сложной, многоплановой детерминации психического. В его умелом решении конкретной профессиональной задачи так или иначе обнаружатся разнообразные смыслы «детерминируемости психики»:

Порождение психики другим;

Ограничение психики другим;

Зависимость психики от другого;

Обусловленность психики другим;

Причинная связь психики с другим;

Развивающие влияния другого на психику;

Самодетерминация психики внутри единства с другим.

При углубленном и целостном теоретическом подходе все эти смыслы берутся в единой модели детерминации психических фено­менов, что позволяет психологу сознательно избегать односторонности в своих исследованиях и практической работе.

Сложность детерминирующих связей человеческой психики определяется ее особым местом в мире. Она развивается на основе четырех универсальных влияний: природы, человеческого мира, индивидуальной жизни, телесно-душевной организации индивида. Каждый более общий детерминант действует через другие, ближе относящиеся и непосредственно «предстоящие» индивидуальной психике. Как правило, в специфическую сферу психологических исследований попадает детерминация со стороны следующих явлений:

Человеческого мира или мира людей, вещей, знаков, общественного

идеального;

Телесно - психической организации индивида или организма, нервной

системы, возраста тела, конституции, психосоматики, структуры и типа психических свойств и функций.

Индивидуальной жизни или динамики психических процессов, действий,

поступков и деятельностей, а также их результатов и последствий, личной биографии, топологии и хронологии жизненного пути.

Особенно тонкой психологической проблемой являются возможности самодетерминации психики или ее самод­вижения, саморазвития, самопричинности, я – активности и глубинного самоопределения. Индивиды обладают различным потен­циалом самодетерминации в зависимости от характера детерми­нирующих влияний на их психику. Например, самодетерминация выливается во внутреннюю свободу, если социальный мир, обращенный к личности, устроен разумно и справедливо, если ее тело является здоровым и гармонично функционирующим, если ей доступно творчество и ее достижения широко транслированы в социум. Напротив, потенциал самодетерминации снижен, если социальные воздействия на личность агрессивны и разрушительны, если ее собственные действия возвращаются к ней дурными последствиями, если ее тело беспокоят многие недуги, если ее душевное «ядро» активно действует в жизни лишь силами влечений и привычек.



Виды детерминирующих связей психики. В динамике индивидуальной жизни каждое ее целостное психическое состояние, или «акт проживания» индивида, является сложным эффектом действия многих конкретных детерминантов, в том числе, я – детерминации. Если попытаться различить конкретные виды этих детерминантов, используя обозначения ПС (психическое состояние) и Д (другое), получится ряд жизненно реальных соотношений:

ПС порождается Д;

ПС вызывается Д;

ПС испытывает воздействия Д;

ПС активно взаимодействует с Д;

ПС принимает влияния Д;

ПС развивается в связи с Д;

ПС разрушается связью с Д;

ПС отрицается Д и т.д.

Речь идет об отношениях двух реальностей, где психические результаты могут быть быстрыми и отсроченными, обрати­мыми и необратимыми, прямыми и опосредован­ными, поддерживающими или погашающими взаимную активность.

В науке и литературе рациональное или интуитивное понимание полидетерминации индивидуальных душевных событий отличает психологически тонкие интерпретации человеческой жизни от огрубленных и упрощенных. К примеру, возьмем фрагмент из непревзойденных по психологизму «Поисков утраченного времени» Марселя Пруста.

Здесь представлены множественные внешние и внутренние моменты «другого», которые вызвали необычное душевное состояние героя - творческое воспоминание . Даны не только источ­ники воспоминания, но и те моменты, которые сохраняли, изменяли, усиливали это сос­тояние.

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чая с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба (Д) , я вздрогнул. Во мне произошло что-то нео­быкновенное. На менявнезапно нахлынул беспричинный восторг (Д) . Я, как влюбленный, сразу стал равнодушен к превратностям судьбы и безобидным ее ударам, к радужной быстролетности жизни... Откуда ко мне пришла всемогущая эта радость? Я ощущал связь меж нею и вкусом чая с пирожным (Д), но она была бесконечно выше этого удовольствия, она была иного происхождения. Откуда она ко мне пришла? Что она означает? Как ее удержать? ...Я пью еще одну ложку..., сила напитка уже не та. Ясно, что искомая мною истина не в нем, а во мне (Д) ... Я оставляю чашку и обращаюсь к своему разуму (Д)... Я требую от него, чтобы он сделал усилие и хотя бы на миг удержал ускользающее ощущение. ...Я убираю от него все лишнее, приближаю к нему еще не выдохшийся вкус первого глотка и чувствую, как во мне что-товздрагивает, сдвигается с места (Д) . хочет вынырнуть, хочет сняться с якоря на большой глубине; я ощущаю сопротивление и слышу гул преодолеваемых пространств...

И вдруг воспоминание ожило (ПС ) . То был вкус кусочка бисквита, которым в Комбре каждое воскресное утро угощала меня, размочив его в чае, тетя Леония... И, как в японской игре, все цветы в саду моего детства, все почтенные жители города, их домики, церковь - весь Комбре (ПС) , все, что имеет форму и обладает плотностью, - выплыло из чашки чаю».

Однако, такая полнота охвата детерминантов душевных событий (вещь, ощущение, переживание, действие, мысль. образ, сознание, бессознательное)) поныне является достоинством скорее художественно - литературных прозрений, чем психологичес­кого познания. В научной психологии сохраняются отголоски давней дискуссии по отдельным проблемам детерминации , когда психика берется то как в основном производное, зависимое, отражающее и реагирующее, то как подчеркнуто независимое, активное, регулирующее, генерирующее, творящее, самодовлеющее.

О происхождении и содержании психического. В трудах по психологии, где ставится методологический вопрос о том, «как» и «что» дано в психических явлениях, обнаруживается континуум ответов, контекстом которых являются различные теории детерминации психики . Согласно исторически сформировавшимся взглядам, психическое по своим корням и содержанию является:

Субъективным проявлением нейрофизиологического отражения внешнего мира, выступающим идеальной информацией, «данностью» мира;

Прямым извлечением информации, заключенной в предметных структурах окружающей среды, частью которой выступает движущееся, активное тело человека;

Актуализацией априорных идеальных структур индивида (врожденных «психоформ», архетипов), происходящей при встрече, совпадении с «подобными» структурами внешних вещей, ситуаций, событий;

Эмпирическим индивидуальным я - выражением абсолютного сознания, которое посредством своего множественного проявления в человеческом мире раскрывает сущность вещей;

Индивидуальной творческой трансценденцией в физи­ческий мир целостных моделей внутреннего духовного опыта;

Экзистенцией индивидуальной «самости» как прояв­лением и реализацией потаенного потенциала Бытия; и т.д.

В разных концепциях детерминации психическое выступает «предметным», «идеальным», «субъективным», «феноменальным», «трансцендентным», «бытийным» и т.д.

Перечисленные подходы в различных модификациях находим в работах современных психофизиологов, психофи­зиков, холистов, структуралистов, феноменологов, экзистен­циалистов. Все чаще, однако, в поисках существенной детерминации психики конкретный ученый прибегает к объяснениям и интерпретациям разных типов и уровней, осуществляя естественный для постклассической науки синтез методологи­ческих подходов.

Проблема социальной детерминации психики . Для психологии гуманитарного направления особенно важен вопрос о зависимости психического от взаимодействия и взаимовлияния индивида с другими людьми. Эта закономерность получила обозначения «коллективности», «социальности», «общественности» психики.

При ее раскрытии обычно подчеркивается детерминирующее значение для психической жизни следующих взаимосвязей: индивид и конкретный другой человек; индивид и общность; личность и культура; я и ты; я и мы.

Выводы, сделанные при изучении социальной детерминации психики, могут быть сведены к ряду положений.

1.Социальность - это вечно длящееся событие, непре­рывно воссоздаваемое отношение между двумя, нескольки­ми, многими людьми, так, что каждый становится другим - в - себе, а все вместе - коллективным Я; личность выступает концентрированным обществом, а общество - расширенной личностью.

2. Индивидуальное психическое становится тем, что оно есть, только в условиях социальной жизни.

3. Психика в своих феноменах воссоздает субъективную модель (образ, концепцию, символ) социального мира.

5. Психическая жизнь в своей динамике есть непрерыв­ный диалог с другим: личность внутренне удерживает перед собой другого как адресата своей активности; она прибегает к общест­венно заданным и транслированным способам поступков и действий; лучшим результатом своей деятельности она считает свой высокий статус в человеческом мире, признание себя другими.

6. Собирая, персонифицируя, осознавая и творчески формируя в себе социальное содержание и социальные способы жизни, индивид развивается как активное «я»; последнее обладает, по старинной терминологии, «двуединым ликом»: в одном оно обращено к социуму, в другом - к социальному - в- себе.

Социальное, относящееся к индивидуальной психичес­кой жизни, имеет многоуровневый характер. Можно говорить о встроенных друг в друга событиях постоянных влияний на индивида разных форм общественного опыта: опыта бытия человечества; опыта людей определенной эпохи; опыта людей определенной культуры или цивилизации; опыта жизни людей данной нации и данного этноса; опыта жизни социальной и профессиональной групп, с которыми идентифицирует себя индивид; опыта жизни семьи и конкретных значимых других; опыта собственной жизнедеятельности в обществе.

Индивидуальное психическое преломляет в себе нормы, обычаи, ритуалы, запреты, вкусы, нравы, манеры, стили, мифы, научные идеи, художественные образцы и идеалы дальних и близких времен, людей, пространств. В определенный момент времени, в определенных культурных и личностных условиях это преломление происходит особым путем, сочетающим типичность и индивидуальность.

К примеру, в человечестве извечна тема девичьего целомудрия. В каких психических и практических формах она может осуществляться в жизни конкретных девушек?

Для современной европейской девушки сохранение чистоты - глубинный, сугубо личный вопрос, в решении которого она относительно свободна в связи с мягкостью нынешних нравов. При этом она не может не чувствовать сильную напряженность, древний, тайный и противоречивый смысл своего и чужого отношения к целомудрию. Наверное, в переживаемой напряженности, в смутной интуиции или отчетливом убеждении ей передаются инварианты тысяче­летнего опыта целомудренной юности.

Лукреция, героиня античной трагедии, без колебаний лишает себя жизни, потому что враг обесчестил ее.

Героиня пьесы Бомарше, дорожа своей чистотой, должна полагаться в ее сохранении на доброту хозяина-сеньора, которому властью дано «право первой ночи».

Мари - персонаж Достоевского - переживает как смертный грех свой побег из дома с любимым и ищет жестокого наказания у односельчан в надежде иску­пить утрату чистоты.

Девушки из пьес Бергмана стремятся освободиться от экзистенциальной силы проблемы целомудрия, видя в ней ограничение своих отношений с ровесниками, причину внутренней скованности. Однако, «освобождение» в случай­ных связях вызывает к жизни тоску об утраченном завораживающем пред­чувствии любви.

Ныне индивидуальный опыт проживания данной темы своеобразно воссоздает какие-то из социально закрепленных инвариант Но психологически главным будет неповторимость переживаний, стремлений, намерений, надежд, воображения, мечты, размышлений, поступков и жизненных ситуаций - всего, что сплетается в «сюжете» отдельно взятой жизни.

Социальность как внешнее по отношению к инди­виду, действует на его душевный мир с разной степенью подчинения себе. Психологов поражает нередко встречаемая безальтернативность внутренней связи человека с другими, когда последние искусно доминируют, заполняя и подменяя собой его мыслящее, действующее и переживающее «я». У Ж-П. Сартра есть впечатляющее описание жесткого родительского детерминизма: «Анн-Мари, младшая дочь, все свое детство просидела на стуле. Ее научили скучать, держаться прямо и шить. У Анн-Мари были способности - из приличия их оставили втуне; она была хороша собой - от нее постарались это скрыть. Скромные и гордые родители-буржуа считали, что красота им не по карману и не к лицу... Пятьдесят лет спустя, рассматривая семейный альбом, Анн-Мари обнаружила, что была красавицей».

Социальные условия, определяя источники и содержание индивидуальной психики, перестают быть сверхсильным фактором, когда приобретают я-опосредованный характер. Осознанное отноше­ние к социальным влияниям, понимание их сути, найденная в себе возможность выбора этих влияний и ответственность за этот выбор освобождают человека от объектного положения в социуме, превращая в субъекта социальной жизни.

Проблема субъектной детерминации психики. Важным событием в истории учений о детерминации психики стала постановка вопроса об определении психической жизни личностью индивида и ее я – центром. Этот детерминирующий фактор был обозначен как «самодетерминация». В качестве активной, жизнеутвер­ждающей и влияющей на деятельность, она выступила «субъектной детермина­цией».

Неоценимым вкладом в ее изучение стала концепция субъекта, созданная С. Л. Рубинштейном и его школой. Наряду со многими глубокими философами и философствующими психологами, он видел великие возможности людей, живущих самостоя­тельно, рефлексивно и творчески, влиять на свой внутренний мир. Самовлияния происходят у этих людей как следствие развития способностей к созидательной мотивации, регуляции совершенствующейся деятельности, высокой осознанности действий, а также развивающим отношениям с окружением и к себе. Внутренние изменения, вызванные усилиями человека сознательно создавать свою действительную жизнь, являются по Рубинштейну основными критериями субъект­ной детерминации психики.

В продолжение рубинштейновской темы отметим, что су­бъектом своей психической жизни человек становится в опы­те частого проживания я - интенций к жиз­ненным переменам, свободного течения деятельности, свободного выбора стратегий активности и освобождения в индивидуальных достижениях. Чтобы эти моменты индивидуальной свободы возобновлялись, необходимо единое действие многих устойчивых субъектообразующих условий. К ним, в частности, можно отнести:

1. Соответствие внешних условий жизни мысленной модели их использования и изменения.

2. Планирование деятельности как континуума эффек­тивных жизненных действий в создаваемых выигрышных жизненных ситуациях.

3. Включение в деятельность с намерением за­вершить ее в таком результате, который по своим качествам превосходил бы все, совершенное индивидом ранее.

4. Удержание требовательного контроля над действиями с целью сохранения поступательнос­ти в развертке деятельности.

5. Извлечение и конструктивное разрешение противо­речий деятельности, благодаря чему сохраняется чувство я - власти над действиями.

6. Реализация деятельности на том уровне напряжения сил, когда переживание полноты самореализации не погаша­ется утомлением или истощением.

7. Активная рефлексия, определяющая нерастворение «я» в жизни и ее внешних условиях, занятие позиции «над» текущими событиями через осознание себя источником и точкой возвращения многого из того, что происходит и совершается.

8. Приход к объективному и субъективному завершению деятельности, который внешне представлен как социально принятый авторский продукт, а внутренне - как новое личное достижение.

9. Усмотрение в осуществленной деятельности ее будущего, интуитивное понимание ее перспектив и длительности социаль­ного внимания к ней.

При психологическом моделировании субъектных влия­ний на психику данный ряд условий может быть расширен и детализирован. Все зависит от степени конкрет­ности решаемой психологом профессиональной задачи.

Особенно важной является детализация положений о самопознании и самоопределении субъекта жизни. Знаме­нитые тезисы гуманистической психологии об осознании человеком себя -живущего, проектировании себя -в- будущее, о детерминации своего жизненного становления могут быть развернуты в следующие психологические формулировки.

- «Я», открытое и обобщенное индивидом как существенная причина многих событий его внешней и внутренней жизни, выступает содержательной и силовой основой его субъектности.

- «Я» как качество зрелого субъекта значительно отли­чается от того «я», которым обладает человек, не отделивший себя от внешней жизни.

Субъекту в его «я» представлены соотнесенные друг с другом образы я - внешнего, я – внутреннего, я - продуктивного, концепции я - идеаль­ного, я - реального, я - возможного, а также обобщенные самопереживание, самооценка, самоотношение. Эти образования являются живы­ми, динамичными, открытыми для изменений.

Посредством умелого самопознания достигается самое значительное усиление субъектных влияний на собственную жизнь; этой я - субъектностью человек дорожит более всего.

В самопознании человек может создавать себя в ка­честве активного начала жизни и таким образом проти­востоять проникающим в я - мир негативным воздействиям окружения, обстановки жизни, собственного телесного состояния, желаний и чувств. Противоречия даны субъекту в форме «моих жизненных проблем».

Разрешение познанных противоречий - проблем в пользу жизненного развития зависит от умения улавливать их в период зарождения, понимать их с рацио­нальной отчетливостью и иррациональной тонкостью, находить такие пути выхода из них, которые обращают огра­ничения в новые возможности для всего, что сплелось в про­тиворечии.

Новые возможности, найденные субъектом в самопознании и проблемном самоопределении, отвечают вечным ценностям жизни: добру, любви, совести, разуму, здоровью, чувству прекрасного, достоинству и ответственности.

Приведенные формулировки являются реконструкцией тех идей Рубинштейна, в которых его концепция близка лучшим мировым традициям философской антропологии. Например, в работе «Человек и мир» он связывает начала учения о субъекте с именем Спинозы. Одновременно каждая мысль в трудах Рубинштейна несет влияния классической немецкой философии и литературы. Очевидна перекличка идей Рубинштейна о противоречиях субъекта с рассуждениями Гете («Из моей жизни») о трагическом видении Спинозой истории человеческого «я»: «Наша физическая, равно как и общественная жизнь, наши обычаи, привычки, житейская мудрость, философия, религия, даже многие случайные события - все призывает нас к самоотречению. Многое из того, что внутренне от нас неотъемлемо, возбраняется обнаруживать вовне; то же, в чем мы нуждаемся для пополнения своей внутренней сущности, у нас отнимается... У нас крадут то, что было добыто с великим трудом, и то, что было благосклонно нам даровано…»

Проблема причинной детерминации психического Далее коснемся давней, всегда требующей особо тонких решений и всегда трудно разрешимой проблемы причинной детерминации психического. В современном понимании причина - это прямой источник, толчок, стимул для возникновения или изменения определенного явления. В психологии вопрос о причинности интересен в его жизненно конкретных постановках: «какое дейст­вительное событие вызвало данный психический феномен?»; «какой именно жизненный факт предшествовал данному психическому явлению как первое звено в цепи причинно-следственных связей?»; «от чего производен данный психический факт?»; «чем непосредственно было инициировано это психическое явление?» и т.д. Отвечая на эти вопросы, психолог не присваивает своим выводам статуса «истин в последней инстанции»; к этим выводам ведет научно добросовестный поиск фактора, с наибольшей вероятностью запустившего в индивидуальной жизни причинную последовательность событий, приведших к изучаемому феномену.

«Причина» в психологии - то, что изме­няет наличное состояние психики индивида, что иниции­рует движение этого состояния, поддерживая, развивая или разрушая психическую жизнь.

В процессе конкретного психологического анализа необходимо оперировать упорядоченным теоретическим знанием о многообразии причин того или иного психического явления. Здесь могут по­мочь типологии причинности в психической сфере.

1. Причины различаются по признаку «дистанции» от след­ствия.:

а) причины, отдаленные во времени и пространстве от психических следствий;

б) причины, близкие психическому следствию во временном и пространственном отношении.

2. Причины имеют различия по признаку общности:

а) причины-основания, являющиеся универсаль­ными, коренными в индивидуальной жизни;

б) общие причины, длительно действующие в индиви­дуальной жизни, существенно влияющие на нее;

в) причины частные или единичные, кратковременно действующие в индивидуальной жизни.

3. Причины в их связи с законами предметного мира, социу­ма и индивида различаются по признаку необходимости:

а) объективно необходимые причины;

б) субъективно закономерные причины;

в) случайные причины.

4. Причины могут быть различены по своим внешним и внутренним носите­лям, сферам, среде зарождения:

а) причины, исходящие от вещной обстановки жизни индивида;

б) причины, исходящие от действий других людей;

в) причины, исходящие от состояний тела индивида;

г) причины, исходящие от действий индивида;

д) причины, исходящие от его побуждений, переживаний, представлений, мышления, ценностных отношений;

е) причины, исходящие от самоотношения и рефлексии индивида.

5. Причины имеют определенную меру исчерпаемости, завершенности своего действия в индивидуальной жизни:

а) причины, угасающие в следствиях;

б) причины, поддерживаемые следствиями;

в) причины, усиливающиеся следствиями.

6. Причины обладают разной степенью осознанности индивидом:

а) причины, ясно осознанные индивидом;

б) причины, неотчетливо осознанные индивидом;

в) причины, действующие бессознательно.

7. Причины могут быть в разной степени инициируемы и контролируемы индивидом:

а) причины, создаваемые индивидом;

б) причины с направленными влияниями индивида;

в) причины, не доступные влияниям индивида.

Приведенные типологии в их одновременном применении служат тонкой психологической оценке причинности исследуемого феномена. Но понять, как действует причина - еще не все. Главным в психологии причинности является знание качественной сущности причины, то есть, что именно действует в качестве причины психических изменений.

Качественные определения причин особенно сложны в случае их внутренней локализации. Изучая их, психолог может оперировать лишь гипотезами. В конкретных исследовательских или практических ситуациях он ставит перед собой вопросы о характере внутренних причин и, отвечая на них, приходит к осторожным предположениям.

Следует ли конкретные внутренние причины анализируемых психических фактов рассматривать как про­явления одного универсального душевного свойства: Мысли, Мотива, Намерения или Воли? Иными словами, следовать ли классической традиции Декарта - Канта - Фихте - Шопенгауэра?

Какие ценностные диспозиции и в каких соотношениях друг с другом движут индивидом в его конкретных душевных состояниях: зло, скука, равнодушие, агрессия, интенция к регрессу или добро, забота, порывы к истине, красоте, развитию?

Насколько верно, правдиво, объективно толкует и объяс­няет индивид внутренние причины происходящего с ним, в частности, свои мотивы, стремления, и как эта рефлексивная «каузальная атрибуция» влияет на сами эти причины?

Каковы качественные параметры отношения индивида к жизненной ситуации, где возник изучаемый психический феномен, и могло ли это отношение стать активно действующей причиной душевных изменений к лучшему?

Ответ на последний вопрос Э. Фромм рекомендует искать в полном и истинном осознании индивидом принимаемого в ситуации решения о действии, или свободе ситуативного выбора. Ясное осоз­нание ситуации является, с его точки зрения, решающим фактором при принятии решения в пользу лучшего, а не худшего. При этом речь идет (1) об осознании того, что хорошо и что плохо; (2) об осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели; (3) об осознании сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, то есть об осознании собственных неосознанных желаний; (4) об осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор; (5) об осознании последствий, которые повлечет за собою решение в том или другом случае; (6) об осознании того, что осознание не поможет, если не идет рука об руку с желанием действовать, готовностью взять на себя боль и лишения, неизбежные, если действовать наперекор своим страстям.

От ситуации к ситуации индивидом может быть удержана единая осознанная линия жизни. На линии реализуются дальние цели; им служит последовательность поступков и действий, самостоятельно инициированных и осуществлен­ных индивидом. Каждая цель здесь - долгая причина возобновляющейся готовности поступать и действовать, а дейст­вия, поступки выступают причинами стойкого присутствия цели в душе.

У цели должна быть прочная ценностная основа, например, у мужчины - любовь к женщине. М. Пруст назвал многолетнее действенное стремление своего героя исполнять все желания любимой женщины «работой по установлению причинно-следственных связей». Только в ней для героя было возможно поддержание непрерывной внутренней связи с дорогим существом, обновление мыслей и чувств, адресо­ванных ей. Сама невероятная сложность этой работы, ее принципиальная незавершимость и противоречивость усиливали ее причинный потенциал и в жизни мужчины, и в жизни женщины.

Удержание вдохновляющей цели-причины состоит в создании благоприятствующих условий и обстоятельств, в выстраивании тех жизненных ситуаций, которые сойдутся в последнем толчке к исполнению желания. Проживание этого исполнения соединяет в себе несколько моментов: сознание реализованных сил и возможностей; удовлетворенность собственной деятельностью; удовольствие от разделенности того, что достигнуто, с другими людьми; понимание насту­пивших жизненных изменений в их способности быть причи­нами будущей я - активности.

В человеческой жизни могут действовать постоянные внутренние причины, вызывающие стремления снова и снова обращаться к творчеству, к испытанию потрясающих переживаний, проникать мыслью и страстью в каждый момент собственного существования, жить с предель­ной интенсивностью и полнотой.

К этим причинам в первую очередь принадлежат «чувство времени своей жизни» и парадоксально действующая из будущего смерть, являющаяся человеку в «переживании конечности жизни». Рефлексия: я так живу, потому что каждый день отвоевы­ваю у смерти, - причинно детерминирует многие лучшие индивидуальные свершения.

В.А. ТАТЕНКО. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

СУБЪЕКТННАЯ ПАРАДИГМ А

Из недавней истории вопроса о предмете психологии. Погружаясь в глубины психики, человеческий разум нередко терял терпение надежду постичь ее тайны, отступал, отпуская душу отдохнуть от роли «испытуемой», либо соглашался признать ее божественное происхождение, как и всего того, что не мог объяснить, что пугало и привораживало. Впрочем, и в этом случае, он продолжал с интересом созерцать проявления психической жизни как чего-то внутреннего в себе, противостоящего внешнему миру и в то же время связанного с ним тесными узами. Человек, находим у С.Л.Франка, в своем непосредственном самосознании - вне всякой философской рефлексии - обладает все же чувством или опытом непосредственно переживаемого внутреннего бытия как чего-то, принадлежащего к какой-то совсем иной области, чем вся совокупная объективная, предметная действительность. Это есть область внутренней душевной жизни. - не так как она предстоит извне холодному наблюдению и истолкованию, а как она непосредственно изнутри открывается в самом ее переживании.

Если нет психической действительности, отмечал А.Пфендер, то отсутствует сам предмет психологии. Если такая действительность хотя и существует, но не может быть научно познана человеком, то психо­логия как наука невозможна. Поскольку протяженные (материальные) процессы не могут детерминировать непротяженные (психические), постольку последние обладают собственной детерминацией, полагал Г.И. Челпанов. Потому предметом психологии, по его мнению, должны стать субъективные состояния сознания человека вне их связи с физиологией головного мозга..

Определение предмета науки всегда сопровождалось дискуссией по поводу его чистоты. Пример такой «очищающей» работы в отношении предмета психологии обнаруживаем у Э.Гуссерля. В феноменологическом исследовании, отмечал он, в качестве ближайшего и первого выступает сама чистая жизнь Я, многообразная жизнь сознания как протекающее «я воспринимаю», «я вспоминаю», короче говоря, «я опытно постигаю», «я воспроизвожу в модусе несозерцательности» или «я живу в свободном фантазировании», «я присутствую при этом». Представление о духе как предмете психологии, рождается через отвлечение, с одной стороны, от предмета наук физических, т.е. материи или тела, с которым он находится в связи, - с другой, от предмета наук социальных или политических, т.е. от фактов общественности. Дух - не общество и не тело: дух есть вся сумма психических фактов, отличающих индивидуальное существование живых произведений природы, утверждал М.М. Троицкий. Для А. Пфендера психологическая наука также есть очищенное и восполненное практическое знание людей о психической действительности. Чтобы быть самостоятельной опытной наукой, психология должна, по его мнению, отвергать в качестве последних основ своей работы всякие метафизические, теоретико-познавательные и физические воззрения. Воспринимает ли человек субъективную копию мира в себе или непосредственно самый внешний мир – не имеет значения для определения предмета психологии. Ее подлинный предмет – действительный психический мир, безотносительно к тому, как он возникает и как относится к материальной действительности.

­­­­­­­­­­­­Последняя версия предмета психологии особенно подкупает своей «чистотой». Однако, вызывает сомнение и даже некоторое опасение суждение о том, что психический мир можно исследовать «безотносительно к тому как он возникает и как относится к материальной действительности». Ведь, не зная как возникла психика, трудно, например, предугадать как, когда и куда она может исчезнуть. Если, скажем Бог ее дал, то он также может и забрать данное им.

Безусловно, психология должна постоянно заботиться о чистоте своих «предметных рядов». Однако, лишь установив онтологическую связь психического с другими фор­мами бытия, она сможет отстоять право на свой собственный предмет исследования. Так, например, В. Джемс придерживался определения психологии как науки, занимающейся описанием и истолкованием состояний сознания. При этом он отмечал, что в состав истолкования явлений сознания должно входить изучение как тех причин и условий, при которых они возникают, так и действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы.

Ограничивая свой предмет описанием и истолкованием состояний сознания, самого процесса сознавания и т.д., научная психология не могла не испытывать трудности при объяснении тех феноменов психической жизни, которые не поддавались интроспектированию, а если и обнаруживались сознанием, то требовали расшифровки и специальной интерпретации. Такого рода проблематизации, постоянно подпитываемые свидетельствами клинической практики, привели, как известно, к гипотезам, а скоро и научным утверждениям, о важной роли в жизни человека бессознательного, которому представителями глубинной психологии (З.Фрейд, А.Адлер, Г.Юнг и др.) была предписана роль системообразующего фактора в интерпретации психической жизни, а также значение базовой категории в определении предметного поля психологии.

Однако, всякого рода крайности не остаются без внимания и обязательно находят своих оппонентов. Понятной реакцией на абсолютизированную, гипертрофированную оценку роли внутреннего, субъективного, сознания, бессознательного и т.п. стало развитие научных направлений, определявших предметом психологии внешне наблюдаемые поведенческие акты, реакции, которые можно исследовать «объективными» методами. Но и здесь не обходилось без крайностей, когда, например, из предмета психологии исключалось самое психическое. Дж. Уотсон, открыто заявлял, что в его книге «Психология как наука о поведении» читатель не обнаружит ни разбора вопроса о сознании, ни таких понятий, как ощущение, восприятие, внимание, воля, воображение и т.п., потому, что он просто не знает, что они обозначают, и не верит, чтобы кто-либо мог пользоваться ими с полным пониманием. Потому, для бихевиориста психология является тем отделом естественных наук, который предметом своего изучения берет поведение человека, т.е., все его поступки и слова как приобретенные в течение жизни, так и врожденные.

Рассмотрение истории вопроса о предмете психологии вряд ли может иметь свое логическое завершение. Потому разумно обратится к тем обобщениям, которые уже сделаны исследователями этой проблемы.

В разное время внутри различных направлений, школ, отраслей психологии - находим у Е.Б.Старовойтенко - были сформулированы различные взгляды по поводу предмета этой науки, а именно: психология является наукой о психике как специфическом проявлении функций мозга (рефлексология, современная психофизиология); психология – наука о сознании (интроспективная психология, феноменологическая психология); психология изучает поведение (бихевиоризм, необихевиоризм); психология служит раскрытию, истолкованию бессознательного (психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психоло­гия); психология исследует индивидуальный интеллект (когнитивная психология); психология исследует единство сознания и деятельности человека (школа С.Л.Рубинштейна); ­психология – наука о личности (персоналистическая психология) и т.д.

Как отнестись к такому изобилию разнообразных определений, список которых можно продолжать? С одной стороны, хорошо, когда предмет психологии формулируется на демократических началах (мол, сколько направлений – столько и определений предмета) или когда он настолько полимодален и обобщен, что может служить путеводной звездой для любого из существующих в психологии направлений. Однако, с другой стороны, важно видеть грань и, по возможности, выдерживать дистанцию между предметом психологии как отдельной самостоятельной науки и предметами тех направлений, которые существуют и развиваются внутри нее. Что уж говорить о соотношении предмета науки психологии и предмета конкретного научно-психологического исследования, которые в принципе могут совпасть лишь при условии, что целью последнего выступает ни что иное, как сам предмет психологической науки.

Детерминация крминальной экономической деятельности предлставляет собой процесс ее обусловливания, определения. Термин "детерминанты" или "факторы" преступности традиционно применяется в качестве обобщающего родового понятия для обозначения причин и условий преступности. В этом же смысле он используется в настоящей работе.
Причины и условия играют различную роль в процессе порождения криминального поведения в сфере экономики. Если причины собственно порождают его, то условия сами по себе не порождают данное явление, но влияют на процессы порождения, участвуют в его детерминации.
Область действия причин – это, прежде всего, мотивация и принятие решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных Избрание же среди криминальных данных конкретных средств, выбор конкретного объекта преступного посягательства, причинение конкретного вреда в соответствующих условиях места и времени определяется в значительной мере условиями. Такими условиями могут быть обстоятельства, характеризующие состояние внешней среды при принятии и исполнении решения (например, слабость или отсутствие финансового контроля), а также те обстоятельства, которые характеризуют самого человека (например, обладание специальными знаниями, опытом).
Мы исходим из интеракционистского понимания детерминации преступности, согласно которому причина – это взаимодействие среды и человека в определенных условиях. Основной нашей целью является описание институциональных, конъюнктурных, экономико-политических, социально-экономических свойств рыночной хозяйственной системы, которые, с одной стороны, создают благоприятные возможности для различных моделей криминальной активности, с другой – оказывают в конечном итоге также деформирующее влияние на мотивацию экономических агентов.
Криминальная экономика существует в любом обществе, где есть государство и экономика. В любом современном обществе воспроизводятся и факторы противоправной экономической деятельности.
Детерминанты противоправного поведения в сфере экономики могут быть рассмотрены на трех уровнях:
фундаментальные детерминанты, связанные с сущностными характеристиками хозяйственной системы определенного типа: рыночной, командно-административной, переходной;
конкретные причины, связанные в основном с проводимой социально-экономической политикой;
условия и обстоятельства совершения конкретных видов правонарушений и преступлений.
Предметом рассмотрения в этой работе являются фундаментальные и конкретные детерминанты. Из этого комплекса факторов нами будут рассмотрены первые две группы.
Третья группа факторов не является предметом систематического анализа в настоящем учебнике. В отдельных случаях они рассматриваются применительно к экономическим преступлениям и нелегальным рынкам в соответствующих частях учебника.
В структуре конкретных детерминантов выделяется и рассматривается в отдельном параграфе специфический комплекс факторов, связанных преимущественно с возникновением и развитием скрытого сектора нормальной экономики – производством нормальных товаров, оказанием нормальных услуг, выполнением нормальных работ, не запрещенных законодательством. При этом некоторые из факторов, порождающих эту часть теневой экономики, оказываются детерминантами и для других ее секторов. Кроме того, сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и налогообложения влечет, как правило, ее криминализацию, вовлечение ее агентов в различного рода уголовно наказуемые виды активности. В определенном смысле можно сказать, что теневая экономики является самостоятельным фактором криминализации, а ее собственные детерминанты могут рассматриваться в качестве таковых и для порождаемых ею криминальных последствий.
Выделение отдельных криминогенных факторов и их категорий является в определенной степени условным, поскольку криминальное экономической поведение формируется и воспроизводится под воздействием всей их взаимосвязанной совокупности. Кроме того, оно оказывает на детерминанты обратное воздействие, обеспечивая самодетерминацию криминального экономического поведения.
В последующих параграфах внимание уделяется преимущественно изучению криминогенных факторов экономического характера.
Учитывая вышесказанное, проблема детерминации криминального экономического поведения рассматривается в трех параграфах:
"Фундаментальные детерминанты криминальной экономической деятельности";
"Конкретные детерминанты криминальной экономической деятельности";
"Детерминанты теневой экономики".

Еще по теме 1.4. Детерминация криминальной экономической деятельности:

  1. Глава 32. Экономическая роль государства: общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности
  2. Глава IVСИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по методологии СНС)
  3. 4.1 Основные показатели результатов экономической деятельности страны, региона
  4. Модуль 4. Организация экономической деятельности социальной защитынаселения
  5. Глава 4.2. Организация экономической деятельности и эффективность социальных служб
  6. 4.2.1. Организация экономической деятельности социальных служб
  7. 1.4. Детерминация криминальной экономической деятельности
  8. 1.5. Фундаментальные детерминанты криминальной экономической деятельности в условиях рыночной хозяйственной системы

согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины - физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола.


  • - латентная дифференцировка, возникновение качеств, различий между частями развивающегося организма на стадиях, предшествующих появлению морфологически различимых закладок органов и тканей...

    Биологический энциклопедический словарь

  • - определение, определенность; в логике - добавление признаков к более общему понятию, благодаря чему возникает более ограниченное видовое понятие...

    Начала современного Естествознания

  • - Оригинальное заявление Томаса Заца, что психич. болезнь - это миф, имело целью бросить вызов исходной предпосылке о том, что психич. болезнь «существует» и «в принципе не отличается от любой др. болезни»...

    Психологическая энциклопедия

  • - определение, определенность; в логике – добавление признаков к более общему понятию, благодаря чему возникает более ограниченное видовое понятие...

    Философская энциклопедия

  • - основания, фундаментальные тенденции, детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности...

    Новейший философский словарь

  • - determination - .Возникновение качественных различий между частями развивающегося организма, предшествующее дифференцировке органов и тканей...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - генетическое направление развития отдельной клетки, органа или целого организма по определенному типу. Д. зависит от действия генов во времени и от внешней среды, в которой происходит онтогенетическое...

    Словарь ботанических терминов

  • - возникновение качественного своеобразия частей развивающегося организма на стадиях, предшествующих появлению морфологически различимых закладок тканей и органов...

    Большой медицинский словарь

  • - причинное обусловливание явлений и процессов...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - журнал, издаваемый с 1896 г. в г. Киеве профессором И. А. Сикорским под его редакцией; посвящен разработке нервных и душевных болезней и соприкасающихся наук...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в эмбриологии, возникновение качественного своеобразия частей развивающегося организма на стадиях, предшествующих появлению морфологически различимых закладок тканей и органов, и в известной мере...

    Большая Советская энциклопедия

  • - возникновение качественного своеобразия частей развивающегося организма, в известной мере определяющего дальнейшее развитие частей зародыша...

    Большой энциклопедический словарь

  • - один из видов зависимости или функций в языке, когда один член предполагает существование другого...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - См. determinazione...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • - Категория, связанная с особенностями существительного – с его способностью обозначать конкретного носителя свойства или совокупности свойств...

    Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

  • - Р., Д., Пр....

    Орфографический словарь русского языка

"детерминация психической деятельности" в книгах

автора Фабри Курт Эрнестович

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Часть I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Часть I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ранние представления о психической деятельности животных

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Ранние представления о психической деятельности животных Начало познания поведения животных При изучении любой формы психической деятельности прежде всего встает вопрос о врожденном и индивидуально приобретаемом, об элементах инстинкта и научения в поведении

Часть II РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Часть II РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В

Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ

Пре- и постнатальное развитие психической деятельности

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Пре- и постнатальное развитие психической деятельности Психическая деятельность эмбриона - это поведение и психика в процессе их становления на начальной стадии существования особи. Эмбрион является всего лишь формирующимся организмом, еще не способным к

6.2.2. Психоанализ о динамике психической деятельности

Из книги Мадэализм - концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории) автора Шулицкий Борис Георгиевич

6.2.2. Психоанализ о динамике психической деятельности Мотивационная деятельность индивида, движущие силы, стоящие за его поступками, причины, побуждающие его поступать так, а не иначе, всегда привлекали внимание пытливых умов человечества, стремившихся постичь сущность

Глава 1 КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ

Из книги Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае автора Абаев Николай Вячеславович

Глава 1 КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ По существующей в мировой синологии традиции, восходящей к традиционно китайской классификации, раннее конфуцианство принято считать этико-политическим учением, которое стремилось установить строгую

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

1. О психической деятельности и сознании человека

2.4. Опытное переживание психической деятельности

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

2.4. Опытное переживание психической деятельности Главная трудность определения психосоматики состоит в том, что невозможно понять, каким образом мысль, психическая деятельность может стать телом, органом, материей, проблемой. Анализ социальной психологии выявляет

27 ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX В

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

27 ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX В В середине XIX в. зарождаются значительные философские течения на основе накопленного предшественниками опыта и существующих философских теорий.Идеализм. Представители этого течения признавали сознание,