Сказка о родном языке для детей. Презентация на тему "сказки о русском языке". Слово сочетания чу-щу-жи-ши-ча-ща

В некотором царстве, в некотором государстве, именуемом страной Русского Языка, жили-были Части Речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол, Местоимение и другие. Семья была большая, но, увы, не очень дружная. Здесь часто спорили и ссорились только из-за того, что каждая Часть Речи считала себя самой главной. В спорах никто никому не хотел уступать. Так продолжалось долго.
Громче и чаще всех спорил Глагол. Ему, видите ли, всегда хотелось только командовать. Каждый раз он взбирался на самую высокую ступеньку и восклицал: «Стоять! Сидеть! Молчать!». Другим Частям Речи это, конечно, не нравилось - ведь они так же, как и Глагол, считали себя главными в стране Русского Языка. Местоимение, например, было совершенно уверенно, что без него вообще не может существовать их большая семья. Поэтому оно торжественно утверждало: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!».
Более покладистым из Частей Речи было Имя Прилагательное. Оно даже согласно было находиться рядом, в одном предложении и с Существительным, и с Глаголом. Поэтому, когда в спор вступало Имя Прилагательное, в доме наступала более мирная и спокойная обстановка. «Сегодня хорошая погода» или «Какой прекрасный вечер!» - тихо произносило Имя Прилагательное, и все вокруг вмиг умолкали.
Но самым скромным, умным и доброжелательным в стране Русского Языка было Имя Существительное. Оно никогда ни с кем не спорило, не повышало голоса, а лишь молча кивало головой и загадочно улыбалось, когда спорили другие Части Речи. А ведь, казалось бы, Имя Существительное могло бы громче всех заявлять, что оно является самой главной Частью Речи. Ведь без него нельзя составить ни одного предложения в русском языке. Но Существительное оказалось мудрее своих товарищей. Когда, наконец, у него появилась возможность говорить, оно спокойно, с толком, с чувством и расстановкой объяснило, что не нужно зря ссориться, потому что в этой волшебной стране важна и нужна каждая Часть Речи. Ведь только благодаря им всем, русский язык может быть таким красивым и правильным.
Наступило молчание. Каждая Часть Речи серьёзно обдумывала всё то, что услышала от Имени Существительного. И они вдруг поняли, что были неправы, когда ссорились друг с другом. Ведь они все очень нужны стране Русского Языка, а это - самое главное! И в доме, наконец, воцарился долгожданный мир. Никто из Частей Речи уже не спорил, называя себя главной. Все помирились друг с другом, и в честь доброго перемирия друзья устроили большой и пышный бал. А Королевой бала была выбрана по праву самая мудрая Часть Речи - Имя Существительное.
С той поры все обитатели страны Русского Языка зажили мирно и в полном согласии, были довольны и счастливы.

Со стародавних времен на материке Лингвистика располагалось государство Русский язык. Занимало оно большую территорию, было обильно наделено природными богатствами и красотами.

На территории этой страны были и просторные поля, и густые леса, и широкие степи, и необъятные снега. Старожилы говорили, что именно благодаря такому божьему благословению их государство испокон веков - одно из самых богатых и уважаемых во всем мире.

Русский язык дружно и мирно жил со своими ближайшими соседями – родственными государствами: Украинским языком, Белорусским языком, Польским языком, Чешским языком, Болгарским языком и другими. Русский язык помогал им, чем мог, всегда был рад поддержать и уважить.

Не только государства официально дружили между собой, но и простые жители этих стран считали друг друга соседями. У многих семей Русского языка было большое количество родственников, особенно в «восточных» странах: Украинском и Белорусском языках. Великие ученые статистики подсчитали как-то, что больше всего родственников у народа лексиков, проживающих на территории Русского языка. Но тут возмутились другие народности: фонетики, морфологи, синтаксики. Как оказалось, и у них есть родственники в ближайших странах чуть ли не в каждой семье.

Все народности, населяющие Русский язык, дружно сосуществовали между собой. Но, мало того, они плотно взаимодействовали, потому что хорошо и благополучно жить они могли, лишь сотрудничая. Еще много веков назад эти существа поняли, что все они составляют единое целое. Если не будет одного, то окажутся ненужными и погибнут и все другие. Ученые Русского языка пришли к выводу, что народности на его территории живут по закону иерархии: труд фонетиков служит материалом для труда морфемиков, труд морфемиков – материалом для лексиков, труд лексиков – материалом для синтаксиков. А в целом деятельность этих народов представляет слаженный механизм, которым восхищаются, который изучают, который берегут.

Но не всегда жизнь в Русском языке проходила мирно и гладко. Были конфликты и с родственными государствами. Особенно когда те вели себя не очень–то благодарно и отрицали влияние Русского языка на них, его помощь. Но все это были мелочи: конфликты быстро улаживались – слишком велика и сильна была связь между этими странами и их жителями.

Гораздо серьезнее были конфликты, когда на Русский язык совершали нашествие иноземные государства. Летописи сохранили сведения о нескольких таких экспансиях. Одно из них – татаро-монгольское. Оно было очень длительное и сильное. Но народ Русского Языка очень силен. Он сумел сохранить свою индивидуальность. Больше того, он перенял многое от татаро-монголов и сделал это своим, родным, своей особенностью и изюминкой. Многие татаро-монголы остались жить в Русском языке, обогащая его своей деятельностью. Так, у лексиков осталось очень много таких жителей и их потомков: «башка», «халат», «сундук» и многие другие.

Очень серьезная экспансия захватила Русский язык в конце 20 века, когда на это государство пошел войной Англо-Американский язык. Вот тут испугались многие «головы» Русского языка. Они всерьез думали, что постепенно страну поглотит чужеземный народ, а от Русского языка останется лишь воспоминание. И у них был повод для беспокойства. Чужеземцы начали чувствовать себя слишком уж вольготно и приятно на территории Русского языка, замещать собой исконных жителей, занимать их место, отнимать у них работу.

Как известно, беда не приходит одна. «На помощь» Англо-Американскому языку подоспел внутренний враг – жители автономии Жаргон. Они всегда были нагловатые, даже буйные. А тут, почувствовав слабость центра – Литературного языка, и вовсе разошлись. Жаргонцы захотели независимости и главенства.

Долго продолжались бои, долго перевес был на стороне противника. Но и здесь все выдержал, все вынес Русский язык, сумел все перенести и сохранить себя, свою целостность и независимость. Потому что на его стороне вера, правда и бог.

Так восславим же это государство! Пожелаем ему нескончаемых лет жизни, процветания и развития, соседей добрых, друзей верных, а недругов слабых. Слава тебе, Русский язык, трижды слава!

Сказка о русском языке

Гончарова Татьяна Владимировна

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8»

фон

Кинокомпания «Поколение некст» совместно с командой «Знатоки» представляет сказку о том, как живется русскому языку в наше время

Фон

Не в тридесятом царстве, а в нашем русском государстве,

Жил-был батюшка-язык: могуч и многолик,

Его все уважали, и честь с хвалой воздавали:

Будь то старец со старушкой, пострелёнок молодой или парень удалой.

И всегда, и везде лишь красиво и правильно говорили

Фон

Но что вчера казалось фантастикой,

Стало просто привычной классикой,

А по стране идет 21 век,

И очень сильно изменился и язык, и человек

Теперь в почете сленг, иноязычность

И мат, который режет уши.

Забыли все, что можно говорить красиво

И вот такие в жизни были случаи

Сценка1

Ты, чё, с ума спятила? У меня предки дома и сваливать не собираются. Давай пойдем потусим во дворе. Никто не будет нудить, пилить. Посидим, перетрем. А надоест в клуб нырнем

Сценка2

Про чё

Фон

Да, не просто языку живется в современном мире

Его калечат, ранят, истязают

А иногда просто забывают и такой болезнью,

Как косноязычие страдают.

Сценка3

(поход в кино)

Фон

Слова Миши

Ища слова для самовыражения,

Не замути живой воды родник

От словоблудья и вырождения

Оберегай родной души язык

Фон

Сказка –ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок

Язык надо беречь и любить,

Чтобы чистым на помыслы быть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок-диалог о русском языке "О скверном и святом"

Урок посвящен теме «Бранная лексика: хорошо это или плохо». Помогает показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление. Развивает умение дискутировать, аргументировать свою точку зре...

Повторение разделов наук о русском языкеСистематизация и закрепление знаний учащихся о разделах лингвистики.Формирование потребности быть здоровым.Привитие учащимся уважительного и б...

СКАЗКА О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками. Существительные испугались и быстро встали на свои места.

А вот в стихотворной форме:
Добавьте словечко:

Такое удивительное я имя – (существительное),
Я и в басне, я и в сказке,
Я склоняюсь и пою,
Я меняюсь, но живу.
Хочешь – буду подлежащим,
Хочешь – стану устаревшим.
У меня полно друзей,

Правда, есть один злодей.
– Как зовется тот злодей? (Лень).\
И живет он каждый день.
Мы его загоним в пень.
Не нужна нам эта...(лень).

Разве можете, друзья,
Обойтись вы без меня? –
Говорит опять оно,
Наше умное словцо.
Я любовь, надежда, ..(вера),

Я Алина, Коля, Света,
Я жучок и паучок,
Я веселый – (огонек).

Разве можно без меня?
Нет! Нигде и никогда!
Вот какое я, друзья,
Удивительное я – (существительное)!

Бал в сказочной стране.
Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.
Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я - лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным - это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья- её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".
Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных - самостоятельные части речи.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. - А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагат5ельные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с ССказка о прилагательных.

Это было много лет тому назад, лет сто, а может и больше.

В городе Морфология жили два Существительных: День и Ночь.

Жили они, поживали, никаких бед не знали.

Все говорили о них только:

И стало им скучно. Решили они подружиться с другими словами. Сначала они предложили дружбу глаголам.

Давайте попробуем подружиться, - сказали они глаголам. Глаголы согласились. Они перепробовали много вариантов и, наконец, нашли себе друзей. Теперь про них говорили:

Наступил День.

Пришла Ночь.

Шло время. И опять заскучали наши Существительные. Решили они найти себе ещё друзей. Стали они пробовать, «прилагать» к себе новые слова. Как было бы здорово, если бы про нас говорили: «Какой ясный День!», «Какая темная Ночь!».

Им это понравилось. Но они не знали, как называют их новых друзей. Друзья тоже не знали, к какой части речи себя отнести.

А давайте, вы будете называться Прилагательными. Мы же «прилагали» вас к себе, - предложили они своим новым друзьям.

Тем понравилось это слово. И стали их новые друзья называться Прилагательными. Теперь про них говорили:

Наступил Ясный День!

Пришла Тёмная ночь!

И ещё много подобных друзей нашли они, которые отвечали на вопрос «Какой?»

А кто знает: может быть, всё так и было?уществительными, берут у них напрокат формы рода, число и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».
(первый урок по теме «Имя прилагательное» 6 класс)

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

0:1

В одной стране Грамотландии, на земле Сказландии, которую на карте не найдешь, жили-были маленькие человечки - словики. Они ни чем не отличались от обычных людей, разве что своим возрастом: в этой стране не было ни бабушек, ни дедушек, ни пап, ни мам, там жили одни дети. Присматривали за ними Буквы Алфавита, но дети их не видели. Тут надо отметить, что Буквы в этой сказочной стране были наравне с земными ангелами: они оберегали словиков от неприятностей и всевозможных ошибок. Человечки их никогда не видели, хотя знали об их существовании и очень верили в них. Связь между словиками и Буквами поддерживали Звуки. Они в Грамотландии занимали все руководящие должности и заменяли словикам родителей, ведь кто-то же должен был им помогать в их нелегкой сказочной жизни? Когда дети переставали слушаться Звуков, то те обращались на помощь к Буквам Алфавита. Они шли в Храм Правил и открывали там великую книгу мудрости и знаний - Азбуку. Именно она помогала находить жителям Грамотландии мудрые решения, потому у них никогда не было ссор и разногласий. Как только Звуки перешагивали порог Храма Правил, Буквы собирались в большом зале Правописания и снимали свои шапочки-невидимки. Выслушав просьбу Звуков и посовещавшись между собой, они записывали свое решение в Дневнике руководства. Ослушаться решение Букв для Звуков было подобно смерти, потому решение последних никогда не оспаривалось. Но такие казусы со словиками случались крайне редко, потому Азбука чаще всего одиноко лежала в своем Храме.

Обо всех новшествах, происходящих в других странах, словики узнавали от страноходов, одного очень небольшого и необычного народа, призванием которого было ходить по городам и странам великой земли Сказландии. Так, однажды, до них дошли легенды о компьютере, невиданной машине, заменившей конверты, счетные палочки и прочую ручную работу. Они решили, во чтобы-то ни стало, заполучить эту невидаль в свою страну.

0:3536

0:8

1:512 1:521

Обычный распорядок дня маленького человечка большим разнообразием не отличался:
7.00 - подъем;
7.10 - утренняя зарядка;
7. 35 - завтрак;
8.00 - занятия в школе Ума;
13.00 - обед;
14.00 - 18.00 - личное свободное время;
18.00 - ужин;
19.00 - подготовка к урокам (или домашнее задание)
22.00 - отбой.

1:1066 1:1075

Словики были очень дружный и воспитанный народец, хотя, как и все дети, любили пошалить. Самыми популярными играми у них были словесные войнушки и догонялки. Питались словики цветочной пыльцой. Зимы у них не было, потому цветы росли круглый год. Словики, как и люди, делились на мальчиков и девочек. Причем, если девочки были только кудрявые, то у мальчиков волосы торчали в разные стороны, как у ёжиков. Ростом словики были с человеческую ладошку. Человечки практически никогда не грустили: трудно было даже представить словика, рыдающего крокодильими слезами. Их лица всегда украшала лучезарная улыбка, из которой весело выглядывали два верхних передних зуба. Носик кнопкой, вечно розовые щечки и неизменный в мелкую полоску синий комбинезончик дополняли образ рядового словика. Жили словики в небольших теремках по два-три человечка, причем у каждого были в домике свои обязанности, и не дай Бог, если кто-то их не выполнит: с этого словика тут же снимался синий комбинезончик и одевался белый. Такого словика на прогулках другие человечки избегали и сторонились, поскольку непослушание - это был наиглавнейший грех.

1:3125

1:8

2:512 2:521

Вот наступил день, когда компьютер достиг и словиков. По этому поводу маленькие человечки устроили самый настоящий карнавал, переодевшись в буквы алфавита. Каждый человечек в этот день хотел стать особенным: один распевал гимны букве «А», другой вышагивал только буквой «Г», третий весь свой костюм украсил буквой «Ж». Ох, и оторвались же в этот день жители Грамотландии! Если бы они, конечно, знали, чем в итоге для них обернется появление компьютера, то они бы непременно изгнали его из своей страны, но будущее никому из нас неведомо.

Естественно, с появлением компьютера жизнь человечков очень сильно изменилась: им больше не надо было больше делать уроки, просить помощь у соседей, даже читать стало занятием необязательным. Теперь за них все делала техника. Обленились словики. Если кто-то среди них продолжал писать от руки, то он тут же становился всеобщим посмешищем:
- Черточка, ты что, до сих пор рефераты от руки пишешь? - возвращаясь, после обеда со школы Ума по проспекту Риторики удивилась Точечка.
- У меня компьютера нет.
- Как, у тебя до сих пор нет компьютера? - покатившись от смеха на диван, захохотала ее подружка Точечка.
- Просто в нашем магазине «Тетрадка» они закончились, послезавтра обещали привезти.
- Бедняжка, пошли ко мне. Ну, не будешь же ты ручкой буквы выписывать? Кстати, компьютер и ошибки в тексте сразу проверяет, так что покупай не раздумывая.
Такие разговоры стали для человечков страны Грамотландии настолько привычными, что они даже записки друг другу только через скайп стали писать. Обиделись тогда на них Буквы и собрались в зале Правописания на всеобщее собрание, пригласив в качестве понятых Звуки.
- Доколе мы терпеть такое безобразие будем? - начала свою речь самая главная Буква «А», - Совсем нас словики уважать перестали! Грамоту забыли, на пунктуацию наплевали, имена свои - и то с ошибками на клавиатуре теперь набирают.
- Нельзя такое больше терпеть, граждане Буквы, - поддержала ее другая Буква «З», - они нас с Буквой «С» ни в грош не ставят, постоянно путают, а если уважаемые Звуки это им замечают, то те еще больше пакостничать начинают.
- Предлагаю объявить им байкот! Как меня можно спутать с «Ш»? Это чистейшее хамство! - громогласно предложила Буква «Ж».
- Правильно, вы просто читаете наши мысли, - дружно закивали своими головками «В» и «Ф», - только байкот, иначе эти безобразники окончательно все грани между нами сотрут!
Постановили своим собранием Буквы, что они уходят от словиков, что будут лучше скитаться по Сказляндии в поисках более благодарного государства. Забрали они свою Азбуку и отправились в дальний путь.
- Я призываю вас к спокойствию и книжной мудрости, - провозгласила всем уходящим за ворота, Буква «Я», - и да пусть не покинут нас Звуки в этот трудный для нас час!

Ушли Буквы. Опустел Храм Правил без Азбуки. Потерялись Звуки без центрального управления. Зачахла, в бездействии Грамотландия. Словики, без всякого управления извне, вообще перестали выходить на улицы, а просиживали целыми днями за компьютером. Звуки, без работы и ежедневных упражнений, окончательно спутались и обленились. Теперь все чаще на улицах города вместо «Доброе утро» можно было услышать «как скайп?» Даже свои имена словики стали произносить сокращенно, чтоб не отнимать у компьютера лишнее время:
- Чер, ты че не онлайн?
- Вирус поймала, Тир, у тя Каспер паленый есть?
- Есть, взломаем - неча делать!
Такие разговоры, временами, доводили Звуки до умопомешательства. Изуродованная речь человечков доводила их до истерики.
- Коллеги, я больше так не могу! - взмолился самым первым гласный Звук «А», - скоро между мной и господином Звуком «О» вообще различия исчезнут! Они же нас ни в грош теперь не ставят.
- Да не нужны мы им, господа Звуки, не нужны! Им теперь во всем компьютер помогает, он же все за них решает, - возмутился Звук «Д».
- Правильно, зачем им теперь имея навороченную технику знания самостоятельно добывать? Они, вон, даже к Богине Орфографии в храм Русского языка дорогу забыли! А ведь раньше, бывало, каждую свободную минутку туда бегали, правила ей начитывали, - подал свой голос Звук «Т».
- Скажешь тоже, брат, бегали! Когда это было! За них теперь все правила одна мудреная программа решает и читает, - перебил «Т» Звук «Д».
- А речь, вы слышали их речь? Это… это просто возмутительно! Разве этому мы их учили? - чуть не плача, поддержал разговор Звук «О».
- К какому решению придем, господа Звуки? - загрохотал Звук «Р» - или будем покорно ждать своей смерти?
- Полностью поддерживаю Вас, уважаемая «Р», - закивал головой Звук «А», - наше теперешнее забвение хуже смерти! Звуки путают, слова коверкают, учиться не хотят, только знай себе, играют целыми днями за своими компьютерами.
- Раньше носить белый комбинезон было позором, а теперь? Они абсолютно перестали заниматься домашним хозяйством, нацепили на себя все белое и хохочут над теми счастливчиками, кто сохранил свою честь синего комбинезона.
- О чем вы говорите, мадам «К», какие белые? Они же все от их лени серые стали, - ворчливо вмешался в беседу «Г».
- Я предлагаю, последовать Буквам и покинуть стены нашей Грамотландии! Не позволим портить словикам нашу честь и имя. Коли они не хотят следовать заветам Великой звезды Мудрости, то пусть живут теперь во мраке, без всякого луча Знаний.
- Правильно!
- Дело «Я» говорит!
- Немедленно покидаем этот проклятый город.

Так, решив на общем собрании, Звуки отправились в путь вслед за Буквами. Поначалу, словики не сразу поняли, чем это им в будущем грозит, а лишь показывали языки и строили рожицы вслед уходящим за городские ворота Звукам:
- Идите, идите!
- Скатертью дорожка!
- Достали со своими правилами!
- Ха, если у нас есть компьютер, то зачем тогда книги?
- Пусть теперь дураки учатся.
Такие обидные слова летели со всех сторон Звукам в спины. Плакали Звуки. Тяжело им было уходить из Грамотландии, но делать нечего. Пошли они, по узким нехоженым тропкам Сказландии, в след за Буквами в горы Архивов. Там, на самом высоком пике «Истории письменности», устроились они тесными рядами на гранитовых полатях, вспоминая украдкой счастливые дни.

Много ли, мало ли прошло с тех пор времени - то нам не ведомо, но опустела без царства Звуков и Букв Грамотландия. По началу маленькие человечки очень радовались своей свободе: ни школы, ни работы, ни старших, но постепенно их речь стала исчезать, а улыбка стала сменяться гримасой скорби. Да и чему им было теперь радоваться? Компьютеры стали ломаться, а без знаний и грамоты починить их они не могли. Да и какая речь может быть без звуков? Лишь единицы могли теперь между собой разговаривать, да и то, половина слов им стала недоступна. Собрались словики на центральной площади Чтения, что возле банка Правил, на всеобщее собрание:
- Человечки, - обратился к остальным один из тех. кто умудрился сохранить остатки своей речи, - нам надо срочно вернуть Звуки и Буквы.
- Угу!
- М-м-м!
- Га!
- Та!
Понеслись со всех сторон радостные восклицания.
- Поднимите руки те, кто еще, кроме меня, не забыл буквы и звуки?
Лишь три руки протянулось в ответ из толпы.
- На вас вся надежда, друзья! Только мы четверо можем спасти нашу страну Грамотландию от верной погибели. Пойдемте, поднимемся в зал Правописания, раскроем наш Дневник руководства, может быть, удастся нам в нем разгадать, куда ушли Буквы и Звуки?
Так они и поступили. Но тщетны были их старания. Ничего, кроме устава своего города они там не нашли.
- Надо идти за ворота, - грустно промолвила девочка Ударение.
- Другого пути нет, - согласился мальчик Вопрос.
- Что же станет со всеми нами, если мы не сможем найти Звуки и Буквы? - заплакала Строка.
- Мы должны их найти, в наших руках сейчас судьба всей Грамотландии, - подытожил Титр.
Собрав небольшой узелок с провизией, отправились они путь. Провожать их к воротам вышли все словики.
Долог ли, короток ли был их путь, сказать нельзя, но вышли они через три дня к огромным мрачным горам.
- Что это за горы? - спросил остальных Вопрос?
- Не знаем, - дружно ответили Титр, Ударение и Строка.
- Смотрите, смотрите: движущиеся корни! - крикнула Строка друзьям, показывая пальчиком на причудливые и переплетенные ветки, самостоятельно вышагивающие им на встречу.
- Я не корень, я Иероглиф!
- Кто-то? - удивились маленькие человечки, впервые услышав это слово.
- Иероглиф, моя история стара, как стара сама письменность.
- А как вы связаны с письмом? Ведь вы же не буква? Таких букв не бывает.
- Бывает, например в Китае. А вы, кто вы и с чем пожаловали к нам в горы Архивов?
- Мы словики из страны Грамотландии. Мы ищем свои пропавшие Буквы и Звуки.
- Как же они у вас пропали? Их кто-то украл?
- Нет, мы сами их выгнали, - заплакали маленькие человечки, - мы очень дружно жили, ходили в школу, учили правила, но тут в нашу страну пришел компьютер. С его приходом мы забросили свои учебники и тетрадки, перестали слушать Звуки и они от нас ушли.

Опустив свои некогда солнечно-желтые головки, словики горько заплакали.
- Как, - всплеснул своими палочками Иероглиф, - вы решили, что какая-то груда железа важнее Грамоты? Так ее же создают люди, такие же, как и вы, человечки, только из страны Технорона.
- Пожалуйста, помогите нам вернуть наши Звуки и Буквы, без них Грамотландия не выживет, - взмолился мальчик Вопрос.
- Мы единственные, со всего нашего города, кто не растерял свою речь, остальные словики без помощи Звуков полностью онемели, - еще сильнее захныкала девочка Ударение.
- Хорошо, я помогу вашему горю, но взбираться на пик «Истории письменности» вам придется самостоятельно.
- Мы все сделаем, все исправим, - тут же захлопали в ладоши счастливые словики.
- Тогда слушайте меня внимательно: идите за Берестой и каждые полчаса вспоминайте забытые вами правила. Коли не вспомните - не будет вам дороги ни назад, ни вперед, сгинете в пропасти Ошибок. Подумайте хорошенько, готовы ли вы рискнуть своей жизнью во имя спасения своего народа?
- Да, да, да, - дружно закричали человечки, - веди нас к Бересте.
Тут к ним подошла узенькая тоненькая полоска:
- Идите за мной и не оглядывайтесь.
- Ребята, мы должны справиться с этим заданием, пути назад нам не будет, - решительно произнес Титр, при этом словики взяли друг друга за руки и, встав полукругом, произнесли следующее: «ученье - свет, а не ученье - тьма, цвети веками Грамотландия».
Трудно дался словикам поход по горным тропкам, тяжело было им вспоминать забытые в праздности правила письменности, но делать было не чего.
- Жи-ши пиши с буквой «и», - выпалил свое первое правило Вопрос.
- Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам, - добавила Ударение.
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую, - захлопал в ладоши Титр.
- В сочетаниях ча - ща пишется буква «а», - чуть подумав, произнесла Строка.

И так они повторяли забытую за компьютером грамоту каждые полчаса. К концу вечера пот лился по их круглым щечкам, а до вершины еще было далеко:
- Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, - устало вымолвил Титр.
- Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед «ся» буква «ь» не пишется, - вытирая потный лоб, сказала Строка.
- «Не» с существительными пишется слитно, если слово не употребляется без «не», - речитативом прочитал Вопрос.
- А раздельно - ели есть или подразумевается противопоставление, - добавило Ударение.
Всю ночь и все утро, с небольшими остановками поднимались словики за Берестой. И только к вечеру следующего дня достигли они вершины пика «История письменности». Обессиленные, повалились они возле квадратного отверстия, уходящего своими стенами вглубь самой горы. На шум выглянули из отверстия встревоженные Звуки и Буквы:
- Словики? Вы чего здесь делаете?
- Вернитесь, пожалуйста, в нашу Грамотландию.
- Простите нам нашу лень и невежество.
- Без вас, мы не можем ни читать, ни писать, ни даже говорить.
- Мы даже не представляли, что грамота настолько важна и влиятельна.

Пожалели их Буквы и Звуки, вернулись они в стены страны Грамотландии. И снова замельтешили по городским улицам шапки-невидимки мудрых Букв, как и прежде, стали собираться Звуки в зале Правописания, опять заспешили маленькие человечки в своих опрятных синих комбинезончиках в школу. Сам компьютер, виновник всей этой сказочной истории земли Сказландии, на городском собрании решили оставить, но выделить ему в сутках не более трех часов. С тех пор страна Грамотландия только процветает и разрастается, а эту страшную историю словики передают друг другу в назидание из поколения в поколение. Если когда-нибудь решитесь посетить эту страну, не забудьте прихватить с собой книжку-малышку, маленькие человечки непременно оценят этот подарок, но ни за что не упоминайте при них этой истории, они этого не любят вспоминать. Давайте и мы сейчас не станем их беспокоить и закроем их сказочные ворота до новых встреч.

Copyright: Светлана Заболотная