Мнение сказки журавль и цапля. Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля. Кто являются главными героями сказки

«Журавль и цапля» - сказка, которая является образцом русского народного творчества. Сегодня мы перескажем ее сюжет, а также попытаемся разобраться, какая основная идея была вложена в это произведение.

Присказка

Итак, перед нами произведение «Журавль и цапля». Сказка имеет вступление, которое следует рассмотреть подробнее. В нем описан полет совы-веселой головы. Она села, хвостиком повертела, посмотрела по сторонам, опять полетела. Теперь переходим к сюжету.

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.

Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» - сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Учебный предмет:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы: « Сказки о животных »

Тема урока:

Русская народная сказка
«Журавль и цапля»

2 класc

Разработала Головешкина Светлана Алексеевна

Тема урока: «Журавль и цапля», русская народная сказка.

Задачи урока: формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок;

формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать

обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с

новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения

формирование действий контроля и оценки;

формирование межличностных отношений учащихся в групповой

воспитание познавательной активности.

Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке

сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

I Вводная беседа.

    Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.

    Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)

    На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

вид сказки

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Кто являются главными героями сказки?

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

II Формулирование детьми темы и цели урока.

    Откройте учебник на странице 21.

    С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля») (Учитель тему урока записывает на доске)

    Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………

*УЧИТЬСЯ …………….

*РАЗВИВАТЬ ………….

    Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.

III Физкультминутка.

IV Работа с новым произведением.

Чтение учителем сказки вслух.

Беседа после первичного восприятия произведения.

    Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)

    Определим значение этих слов.

    Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)

    Прочитайте первые три абзаца. Что мы прочитали? (присказку)

Вторичное чтение учащимися произведения.

Анализ произведения.

    Кто является главными героями этой сказки? (журавль и цапля)

    А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Я предлагаю разделиться на группы для выполнения задания.

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. В результате работы заполняется таблица.

Главные герои

журавль

цапля

Описание поведения героя

Стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Тяп-тяп!- семь верст болото месил.

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.

«Нет, цапля, мне тебя не надо!..»

журавль задумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно»

«Нет, журавль,не выйду за тебя замуж…Ступай прочь!»

Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Заплакала со стыда и воротилась домой. Тут цапля задумалась.

Один герой говорит о другом герое

Цапля о журавле

Ноги у тебя долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то тебе меня нечем... долговязый!

Журавль о цапле

Нет, цапля, мне тебя не надо!

Напрасно не взял за себя цаплю.

Вывод

Герои очень похожи друг на друга.

Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом

    Как вы думаете, ребята, могла ли эта история приключиться с людьми? (да, могла)

    Значит, в этой сказке комическая ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

    Чему учит нас эта сказка? (сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки)

    А сейчас мы с вами исследуем сказку с точки зрения основного сюжетного мотива. На доске записаны вопросы, которые помогут нам.

Как построена сказка?

На какие части ее можно поделить?

О чем мы узнаем из каждой части?

На доске в ходе работы вычерчивается схема.

кульминация

развитие продолжение

события события

присказка

зачин экспозиция

    С чего начинается сказка? Что такое присказка. Найдем ответ на вопрос на странице 22 учебника.

    Зачем нам нужна присказка? (привлекает внимание) (Работа в тетради, №1)

    Присказка богата звукописью. Она читается по-особому: скороговоркой. Какие слова повторяются в присказке? (ответы детей)

    Как называется следующая часть сюжета? (завязка)

    Найдите в тексте момент, где начинается завязка событий. (Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться)

    Исполнилось ли его желание? Почему? (ответы детей)

    Сколько раз «сватался» журавль к цапле? (2 раза)

    Отметьте кульминационный момент. (не могут договориться, отказывают друг другу)

    Есть ли в этой сказке развязка? Почему? Докажите словами текста. (Нет. «Вот так –то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.)

V Физкультминутка.

Что ж, теперь мы отдыхаем.

На уроке поиграем.

Вот она, игра-наука.

Покажите жестом, звуком.

(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)

Давайте среди этих героев выберем главных.

    Цапля и журавль.

VI Творческая работа. (Упражнения в выразительном чтении. Инсценирование сказки.)

    Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? обиды? (ответы детей)

    Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

    Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в группах по 3 человека)

    Кто хочет принять участие в инсценировании сказки? (Группа, изъявившая желание, работает над постановкой сказки)

VII Обобщение

    С каким произведением мы познакомились на уроке?

    Назовите жанр произведения.

    Определите вид сказки.

    Покажите на своих моделях, с каким произведением вы познакомились.

У каждого ребенка на столе лист бумаги и цветные карандаши.

    Сравните свою модель с моделью на доске. Кто выполнил все верно? Молодцы!

V Ш Домашнее задание

1 группа – чтение по ролям сказки

2 группа – инсценирование сказки

3 группа – расскажи сказку от лица одного из героев

Полный текст можно посмотреть

Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.

Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.

Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.

У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.

Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Русская народная сказка "Журавль и цапля"

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки "Журавль и цапля" и их характеристика

  1. Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
  2. Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.
План пересказа сказки "Журавль и цапля"
  1. Болото, где живут Журавль и Цапля
  2. Журавль сватается
  3. Отказ Цапли
  4. Цапля передумала
  5. Отказ Журавля
  6. Повторение
Кратчайшее содержание сказки "Журавль и цапля" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили на болоте Журавль и Цапля.
  2. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
  3. Цапля передумала и просится замуж.
  4. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
  5. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
  6. Так и ходят они друг за другом бесконечно.
Главная мысль сказки "Журавль и цапля"
Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит сказка "Журавль и цапля"
Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв на сказку "Журавль и цапля"
Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Пословицы к сказке "Журавль и цапля"
Лад и согласие - первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Журавль и цапля"
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених - и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. "Нет, - отвечает, - теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла".
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: "Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!" И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Журавль и цапля"

Подскажите кто знает? Описание внутри! и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна Веденина[гуру]
Я тоже залезала в эту сказку.
Таких картинок насмотрелась
А пишу для того, чтобы ты мог
поставить за сочинение Л. О.
Всего доброго.

Ответ от ...Пользователь мертв... [гуру]
По-моему то, что выше написано, для 5классника слишком уж заумно, и вероятность того, что все принесут такой же текст - 201%. Так что всё списывать не надо:)))
Мозгами пораскиньте, и все получится.)))


Ответ от Nikolay - [гуру]
Как Журавль и Цапля в гости ходили. Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый! ” - заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением.
Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся! ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, - измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.
Сочинение по жанру басни. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. Его произведения, по мнению Н. В. Гоголя, - “подлинная книга народной мудрости”. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Однажды в лесу звери затеяли сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет”. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней… А вы, друз; ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.
В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. А. Крыловым в басне “Лебедь, Рак и Щука”. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.