Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Буква а, занимательное азбуковедение Пословицы и поговорки на букву А

Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них
звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. А что, разве нельзя? Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: - Я согласный! - Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: Все эти звуки мне ни к чему. До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него. (А.Шибаев)

Цели : познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему "А" первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте его с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— Названия каких сказок вы определили?

— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)

— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)

(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.

V. Работа по теме урока

— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву... (У).

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А)

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все буквы написаны на карточках.)

— Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?

Всем известно: буква Я

В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

— Неизвестно?

— Неизвестно.

— Интересно?

— Интересно!

(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)

Рассказчик.

Ну так слушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас

Буквы, жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится —

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я .

Буква Я.

Я — сказала буква Я , —

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф.

Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С . Срам! — сердито Эс сказало.

Буква В.

В кричит:

— Воображала!

Буква П.

Проворчало П :

— Попробуй потолкуй

С такой особой!

Буква Я.

Я затопала ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо!

Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а Я !

Рассказчик.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела —

Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!».

Буква Х

Как зальётся буква Х :

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Буква О

О от смеха покатилось!

Буква А

А за голову схватилось!

Буква Б.

Б схватилось за живот …

Рассказчик.

Буква Я

Сперва крепилась,

А потом как заревет.

Буква Я.

Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю .

Буквы (хором).

Что ж, — решил весь алфавит,

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква Я всегда была

Помнить место

Буквы Я !

Б. Заходер

— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?

— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.

— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?

(Ученики прогнозируют содержание сказки.)

— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.

— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».

— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?

— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?

— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».

— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.

— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?

VI. Физкультминутка

— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.

— Встаньте, пожалуйста!

— Поднимите руки!

— Будьте добры, похлопайте!

— Потопайте!

— Пожалуйста, попрыгайте!

— Тихонько сядьте!

— Тихо сядьте, пожалуйста!

— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

VII. Продолжение работы по теме урока

Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.

— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.

(Ученики вспоминают содержание сказки.)

— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.

— Сравните начало обеих сказок.

— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)

— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?

— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)

— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)

(Учитель на доске заполняет таблицу.)

Сказка

Конкретное лицо (например, С. Маршак)

Форма

Первоначально создается в устной форме

Создается в письменной форме

Варианты

Существует в нескольких вариантах

Внесение изменений в содержание не допускается

Время создания

Определить невозможно

Известно

Жанры

Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных

Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической

Материал для учителя

Курочка Ряба и десять утят

(продолжение)

На цыплят они не похожи:

На ногах — перепонки из кожи,

А носы у них плоские, длинные,

Не куриные,

А утиные.

Вышла с детками курочка-мать

Из ворот погулять, поклевать.

Разгребает землю проворно,

Ищет лапкою крошки и зерна.

Отыскала и кличет утят,

А утята идти не хотят —

Убежали куда-то в канавку,

Щиплют клювами свежую травку.

А у курицы

Короток нос,

До утиного не дорос.

Хорошо ей клевать зерно,

А траву щипать мудрено.

Ковыляют утята за курицей,

По зеленой спускаются улице.

Увидали широкий пруд,

Побежали к воде — и плывут,

Воду пьют, обгоняют друг друга...

А наседка кричит с перепугу:

— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?

Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,

Что воды, как огня, боится.

А утята, почуяв свободу,

Так и режут студеную воду.

Выходить из воды не хотят.

Смотрит курица-мать на утят,

Беспокойно по берегу ходит,

Глаз с детей непослушных не сводит.

— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!

Вы утонете! Там глубоко!

И сама она в воду пошла бы,

Да не плавает Курочка Ряба!

Возвращаются девять утят,

Вперевалку выходят, спешат.

Только младший вернуться не хочет,

Машет крыльями, голову мочит.

Увидал плавунца — и нырнул.

А наседка кричит:

— Караул!

Самый младший сынок утонул!

Вот и вышел утенок десятый,

Да ушли остальные утята —

Друг за дружкой цепочкой идут

И в другой направляются пруд.

Добежать им осталось немножко.

Вдруг навстречу — усатая кошка.

Притаилась она за травой,

Только водит слегка головой,

На утят ковыляющих щурится.

Да ее заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,

Пух и перья взъерошила разом

И, хоть прежде летать не умела.

Над землею стрелой полетела.

Налетела и ринулась в бой,

Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.

Удирает она без оглядки

По траве между кочек и пней.

А наседка —

Вдогонку

Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая Курочка Ряба!

С. Маршак

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?

Сказки Г.Юдина

Запомни как можно больше слов со звуком [р, р], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город».

РЫЖИЙ ГОРОД

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит - ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»

Вошел он и ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим.

Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс. И все рыжие - прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая - прерыжая девочка.

Ты почему такой грустный?

Меня все рыжим дразнят...

Какой глупенький, - засмеялась девочка, - а ну-ка, посмотри на солнышко, какого оно цвета?

Ну, рыжего...

И мы - рыжего! Значит, все мы - маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут Мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут:

«Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему
солнышку...

Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». (Запомните слова со звуком

[г, г"], которые встретятся вам в сказке.

ГЕНЕРАЛ ГЕНА

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало - настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

А вот же, под крылом, - говорит Гена.

А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. - Нет у вас фантазии.

Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело». Запомните слова со звуком [д, д"], которые встретятся в сказке.

ДОБРОЕ ДЕЛО

Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по Лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.

И - эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!

Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», - размышлял медведь.

Но никто не собирался там жить.

Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.

Ты чего такой грустный, дедушка медведь?

Да делать мне нечего, вот и грустный, - бурчит медведь.

А ты можешь дудочку сделать?

Дудочку? А чего ее делать-то?! - оживился медведь и - раз-два! - сделал Димке дудочку.

Вот это да! - обрадовался Дима. - А моей сестренке Даше сделаешь?

Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!

Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Запомните слова со звуком [т, т"], которые встретятся вам в сказке.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ ТИМКА

Папа тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

Тимка! - кричат ему утром тигрята. - Пойдем играть.

Отстаньте, - бурчит Тимка, - тут такое показывают!

По телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог , как вредно - тараканов. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо.

Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало совсем темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

Алле, алле! Командная пожарн... Взорвался телевизор! Что делать?

Выкинуть, - мрачно сказал вошедший папа Тигр, - а тебя выпороть.

Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Запомните слова со звуком [к, к"], которые встретятся вам в сказке.

КАК ВАРИТЬ КОМПОТ

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

Ну и как же его варить?

Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки , кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик.

Готово! Кушайте на здоровье. Попробовали друзья, плюются:

Компот называется! Сам ешь!

Почему же так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.


Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматри-вает горло? (А-а-а...) Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа...) Кто внимательный?

Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А\ — кричали гласные буквы.— Да здрав-ствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
— Что же это делается, а? — шипели шипящие.— Букву, с кото-рой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки...
— Все правильно,— молча думали согласные буквы,— ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
— Я не понимаю, почему все же первая Л, а не Я?!
— А потому,—сказала молчавшая до сих пор А,— что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
— Это какое же такое слово? — не унималась Я.
— Агу,— сказала Л.—И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
— Так! — сказал твердый знак.
(Г. Юдин)

Кто больше?
1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).
3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, со-сулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).
4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).
5. Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад, кошка); с двумя [а] (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя [а] (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя {а] (балалайка).
Любопытный.
На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука [а], например:
— Как тебя зовут?
— Андрей (или Аня).
— А фамилия?
— Азбукин.
— Откуда ты приехал?
— Из Астрахани.
— А что там растет?
— Арбузы.
— А еще что?
— Абрикосы.
— Какие птицы там водятся?
— Аисты.
— А на чем ты поедешь обратно?
— На автобусе.
— Какой подарок привезешь маме и папе?
— Астры и альбом.

Доскажите словечко.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури... (альбатрос).

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? ... (Апрель.)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все... (алфавит).

Сочиним сказку.
Зайка
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Два колодца. На доске — изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.
Превращение слов — волшебная цепочка. 1. Первое слово долж-но начинаться с буквы а, а последнее ею заканчиваться. (Астра — амбар — рак — кует — трава.) 2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба — барабан — банка — катер — термос — мостик — тик-так — такса — сажа — жаба.)

Веселые буквы
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла...
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки — рыбаки.)

Шторм.

Помогите поставить слова на свое место.
Разыгралась буря.
Волны обрушились на палубу корабля.
Все перепуталось, книги рассыпались.
Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.
... выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
... пропал у пони.
... вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
... уплетает!

Телеграмма.

Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).

Открытый урок по литературному чтению.

Тема: «Жили-были буквы».

«Почему «А» первая». Г. Юдин; «Катя и буквы». Т. Коти.

Цели и задачи:

Пробудить интерес к сказке как произведению;

Учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций;

Обратить внимание на то, что в сказке главной характеристикой персонажа является его действия;

Формировать навык чтения целыми словами;

Развитие творческих способностей: стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: урок путешествие.

Оборудование. У учителя - проектор, Мак Бук, презентация к уроку с иллюстрациями к произведениям, демонстрационный материал в виде портретов авторов, у учеников: Мак Буки, рабочие тетради, учебники по литературному чтению для 1 класса (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская) УМК «Перспектива», дополнительный материал «Читалочка».

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Поприветствуйте их.

Проверьте рабочее место. На столе лежат учебники, тетради, пеналы, ноутбуки.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами читали сказки про животных. Какие животные встречаются в сказках чаще других? Почему?

Хорошо.

Есть животные, которые редко встречаются в сказках. Один из них у меня на экране. Это герой из сказки А.С. Пушкина рыба-кит. И про него сказано, что у него на хвосте сыр-бор шумит. Объясните нам, пожалуйста, что означает сыр-бор.

Молодцы!

А теперь давайте проверим ваше домашнее задание в творческих тетрадях. (стр36) Нужно было определить кто написал сказку.

Отлично.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы усвоили пройденный материал. Закрываем тетради, кладём их на край стола. Открываем компьютеры.

Задание 1 – «герои». Соотнесите героя с названием сказки. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.

Задание 2 – «кроссворд». Решите кроссворд. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.

Кто справился с двумя заданиями полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.

Хорошо! А теперь закройте крышку ноутбука и отложите его на край стола.

3. Мотивация. Проблемная ситуация.

А сейчас давайте почитаем стихотворения в «Читалочке».

Обратите внимание с каких букв начинается каждое стихотворостишье.

Правильно, новое стихотворостишье начинается со следующей буквы из алфавита.

Вот мы и определили, о чем пойдёт речь дальше в нашем уроке.

Мы будем говорить о волшебных буквах. Посмотрите какие веселые и необычные пришли к нам на урок.

4. Новый материал.

А теперь давайте посмотрим про какие буквы написали сказки Георгий Юдин и Татьяна Коти.

Открываем учебники. стр. 56. Читаем сказку. Отвечаем на вопросы из учебника.

Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием «Жили – были буквы»? Что в ней сказочного?

Какой характер у букв?

Объясните смысл поговорки «Я» - последняя буква в алфавите.

Динамическая пауза

Разминка спины и плечевого пояса. Активизация внимания.

Продолжаем работать.

Перевернём страницу. И прочитаем стихотворение «Катя и буквы».

А теперь давайте попробуем превратиться в героев этого произведения.

Распределение по ролям. Чтение по ролям (автор, Катя, буква Я).

Отвечаем на вопросы:

Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Объясни свое мнение.

5. Закрепление пройденного материала.

Работа в программе ПервоЛого на ноутбуках.

Творческое задание. Предлагаю стать волшебниками. Нарисуйте любую букву, а затем попробуйте её оживить.

6. Подведение итогов.

Мы с вами много узнали сегодня про волшебство и веселые буквы.

Можно сделать вывод, что даже маленькая буква может стать волшебной.

Вы хорошо поработали, и мы потом распечатаем ваши буквы и сделаем выставку.

Гостям спасибо за внимание.