Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Буква а, занимательное азбуковедение Пословицы и поговорки на букву А
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них
звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. А что, разве нельзя? Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: - Я согласный! - Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: Все эти звуки мне ни к чему. До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него.
(А.Шибаев)
Цели : познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему "А" первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты : учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.
Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку приводите!
А из тучи — гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Освети скорей светлицу,
Расскажи нам небылицу.
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Прочитайте его с ускорением.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Проверка домашнего задания
— Названия каких сказок вы определили?
— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).
ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)
— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)
(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.
V. Работа по теме урока
— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. (Р.)
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет. (Ж.)
С этой буквой — добрым другом —
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем. (Д.)
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву... (У).
Буква эта знаменита —
Стоит в начале алфавита. (А)
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран. (Б.)
— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.
(Все буквы написаны на карточках.)
— Какое получилось слово? (Дружба.)
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?
Всем известно: буква Я
В азбуке — последняя.
А известно ли кому —
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!
(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)
Рассказчик.
Ну так слушайте рассказ:
Жили в азбуке у нас
Буквы, жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала.
Взбунтовалась буква Я .
Буква Я.
Я — сказала буква Я , —
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,
От обиды покраснев.
Буква С . Срам! — сердито Эс сказало.
Буква В.
В кричит:
— Воображала!
Буква П.
Проворчало П :
— Попробуй потолкуй
С такой особой!
Буква Я.
Я затопала ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
— Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я.
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я !
Рассказчик.
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела —
Написать она сумела
Только: «Я-я-я-я-я!».
Буква Х
Как зальётся буква Х :
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Буква О
О от смеха покатилось!
Буква А
А за голову схватилось!
Буква Б.
Б схватилось за живот …
Рассказчик.
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет.
Буква Я.
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю .
Буквы (хором).
Что ж, — решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква Я всегда была
Помнить место
Буквы Я !
Б. Заходер
— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?
— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.
— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?
(Ученики прогнозируют содержание сказки.)
— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.
— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».
— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?
— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?
— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».
— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.
— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?
VI. Физкультминутка
— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.
— Встаньте, пожалуйста!
— Поднимите руки!
— Будьте добры, похлопайте!
— Потопайте!
— Пожалуйста, попрыгайте!
— Тихонько сядьте!
— Тихо сядьте, пожалуйста!
— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.
VII. Продолжение работы по теме урока
Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.
— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.
(Ученики вспоминают содержание сказки.)
— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.
— Сравните начало обеих сказок.
— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)
— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?
— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)
— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)
(Учитель на доске заполняет таблицу.)
Сказка |
|
Конкретное лицо (например, С. Маршак) |
|
Форма |
|
Первоначально создается в устной форме |
Создается в письменной форме |
Варианты |
|
Существует в нескольких вариантах |
Внесение изменений в содержание не допускается |
Время создания |
|
Определить невозможно |
Известно |
Жанры |
|
Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных |
Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической |
Материал для учителя
Курочка Ряба и десять утят
(продолжение)
На цыплят они не похожи:
На ногах — перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.
Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят —
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зеленой спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде — и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга...
А наседка кричит с перепугу:
— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!
Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студеную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавает Курочка Ряба!
Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца — и нырнул.
А наседка кричит:
— Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утенок десятый,
Да ушли остальные утята —
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу — усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да ее заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела.
Над землею стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка —
Вдогонку
Через ямы, бугры и ухабы...
Ну и храбрая Курочка Ряба!
С. Маршак
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке?
— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?
Сказки Г.Юдина
Запомни как можно больше слов со звуком [р, р], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город».
РЫЖИЙ ГОРОД
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит - ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»
Вошел он и ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим.
Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс. И все рыжие - прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая - прерыжая девочка.
Ты почему такой грустный?
Меня все рыжим дразнят...
Какой глупенький, - засмеялась девочка, - а ну-ка, посмотри на солнышко, какого оно цвета?
Ну, рыжего...
И мы - рыжего! Значит, все мы - маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут Мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут:
«Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему
солнышку...
Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». (Запомните слова со звуком
[г, г"], которые встретятся вам в сказке.
ГЕНЕРАЛ ГЕНА
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало - настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
А вот же, под крылом, - говорит Гена.
А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. - Нет у вас фантазии.
Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело». Запомните слова со звуком [д, д"], которые встретятся в сказке.
ДОБРОЕ ДЕЛО
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по Лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.
И - эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!
Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», - размышлял медведь.
Но никто не собирался там жить.
Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.
Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
Да делать мне нечего, вот и грустный, - бурчит медведь.
А ты можешь дудочку сделать?
Дудочку? А чего ее делать-то?! - оживился медведь и - раз-два! - сделал Димке дудочку.
Вот это да! - обрадовался Дима. - А моей сестренке Даше сделаешь?
Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!
Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Запомните слова со звуком [т, т"], которые встретятся вам в сказке.
ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ ТИМКА
Папа тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.
Тимка! - кричат ему утром тигрята. - Пойдем играть.
Отстаньте, - бурчит Тимка, - тут такое показывают!
По телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог , как вредно - тараканов. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо.
Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.
Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!
И стало совсем темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:
Алле, алле! Командная пожарн... Взорвался телевизор! Что делать?
Выкинуть, - мрачно сказал вошедший папа Тигр, - а тебя выпороть.
Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Запомните слова со звуком [к, к"], которые встретятся вам в сказке.
КАК ВАРИТЬ КОМПОТ
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
Ну и как же его варить?
Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки , кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик.
Готово! Кушайте на здоровье. Попробовали друзья, плюются:
Компот называется! Сам ешь!
Почему же так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.
Фонетическая зарядка.
Что просит сказать врач, когда осматри-вает горло? (А-а-а...) Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа...) Кто внимательный?
Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.
Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А\ — кричали гласные буквы.— Да здрав-ствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
— Что же это делается, а? — шипели шипящие.— Букву, с кото-рой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки...
— Все правильно,— молча думали согласные буквы,— ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
— Я не понимаю, почему все же первая Л, а не Я?!
— А потому,—сказала молчавшая до сих пор А,— что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
— Это какое же такое слово? — не унималась Я.
— Агу,— сказала Л.—И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
— Так! — сказал твердый знак.
(Г. Юдин)
Кто больше?
1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).
3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, со-сулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).
4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).
5. Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад, кошка); с двумя [а] (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя [а] (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя {а] (балалайка).
Любопытный.
На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука [а], например:
— Как тебя зовут?
— Андрей (или Аня).
— А фамилия?
— Азбукин.
— Откуда ты приехал?
— Из Астрахани.
— А что там растет?
— Арбузы.
— А еще что?
— Абрикосы.
— Какие птицы там водятся?
— Аисты.
— А на чем ты поедешь обратно?
— На автобусе.
— Какой подарок привезешь маме и папе?
— Астры и альбом.
Доскажите словечко.
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури... (альбатрос).
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? ... (Апрель.)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все... (алфавит).
Сочиним сказку.
Зайка
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!
Два колодца.
На доске — изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.
Превращение слов — волшебная цепочка. 1. Первое слово долж-но начинаться с буквы а, а последнее ею заканчиваться. (Астра — амбар — рак — кует — трава.) 2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба — барабан — банка — катер — термос — мостик — тик-так — такса — сажа — жаба.)
Веселые буквы
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла...
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки — рыбаки.)
Шторм.
Помогите поставить слова на свое место.
Разыгралась буря.
Волны обрушились на палубу корабля.
Все перепуталось, книги рассыпались.
Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.
... выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
... пропал у пони.
... вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
... уплетает!
Телеграмма.
Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).
Открытый урок по литературному чтению.
Тема: «Жили-были буквы».
«Почему «А» первая». Г. Юдин; «Катя и буквы». Т. Коти.
Цели и задачи:
Пробудить интерес к сказке как произведению;
Учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций;
Обратить внимание на то, что в сказке главной характеристикой персонажа является его действия;
Формировать навык чтения целыми словами;
Развитие творческих способностей: стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок путешествие.
Оборудование. У учителя - проектор, Мак Бук, презентация к уроку с иллюстрациями к произведениям, демонстрационный материал в виде портретов авторов, у учеников: Мак Буки, рабочие тетради, учебники по литературному чтению для 1 класса (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская) УМК «Перспектива», дополнительный материал «Читалочка».
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Поприветствуйте их.
Проверьте рабочее место. На столе лежат учебники, тетради, пеналы, ноутбуки.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами читали сказки про животных. Какие животные встречаются в сказках чаще других? Почему?
Хорошо.
Есть животные, которые редко встречаются в сказках. Один из них у меня на экране. Это герой из сказки А.С. Пушкина рыба-кит. И про него сказано, что у него на хвосте сыр-бор шумит. Объясните нам, пожалуйста, что означает сыр-бор.
Молодцы!
А теперь давайте проверим ваше домашнее задание в творческих тетрадях. (стр36) Нужно было определить кто написал сказку.
Отлично.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы усвоили пройденный материал. Закрываем тетради, кладём их на край стола. Открываем компьютеры.
Задание 1 – «герои». Соотнесите героя с названием сказки. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Задание 2 – «кроссворд». Решите кроссворд. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Кто справился с двумя заданиями полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Хорошо! А теперь закройте крышку ноутбука и отложите его на край стола.
3. Мотивация. Проблемная ситуация.
А сейчас давайте почитаем стихотворения в «Читалочке».
Обратите внимание с каких букв начинается каждое стихотворостишье.
Правильно, новое стихотворостишье начинается со следующей буквы из алфавита.
Вот мы и определили, о чем пойдёт речь дальше в нашем уроке.
Мы будем говорить о волшебных буквах. Посмотрите какие веселые и необычные пришли к нам на урок.
4. Новый материал.
А теперь давайте посмотрим про какие буквы написали сказки Георгий Юдин и Татьяна Коти.
Открываем учебники. стр. 56. Читаем сказку. Отвечаем на вопросы из учебника.
Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием «Жили – были буквы»? Что в ней сказочного?
Какой характер у букв?
Объясните смысл поговорки «Я» - последняя буква в алфавите.
Динамическая пауза
Разминка спины и плечевого пояса. Активизация внимания.
Продолжаем работать.
Перевернём страницу. И прочитаем стихотворение «Катя и буквы».
А теперь давайте попробуем превратиться в героев этого произведения.
Распределение по ролям. Чтение по ролям (автор, Катя, буква Я).
Отвечаем на вопросы:
Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Объясни свое мнение.
5. Закрепление пройденного материала.
Работа в программе ПервоЛого на ноутбуках.
Творческое задание. Предлагаю стать волшебниками. Нарисуйте любую букву, а затем попробуйте её оживить.
6. Подведение итогов.
Мы с вами много узнали сегодня про волшебство и веселые буквы.
Можно сделать вывод, что даже маленькая буква может стать волшебной.
Вы хорошо поработали, и мы потом распечатаем ваши буквы и сделаем выставку.
Гостям спасибо за внимание.