Героическое первенство великой отечественной. Псков в годы великой отечественной войны Вглядеться мне хочется близко

Первые герои Великой Отечественной

Четыре десятилетия минуло с того рокового предрассветного часа, когда на советскую землю от Черного до Баренцева морей, обрушился удар гигантской силы Пять с половинои миллионов солдат и офицеров более 47 тысяч орудий и минометов, почти четыре тысячи танков пять тысяч бомбардировщиков и иетребителеи внезапно и вероломно бросил против Страны Советов маньян Гитлер Запылали мирные города и села, полилась кровь детей, женщин, стариков. Фашистские варвары уничтожали все и всех.

Советский народ, его Вооруженные Силы по призыву Коммунистическом партии поднялись на священную Великую Отечественную войну против норичневои бронированной чумы. На земле, на морях и в воздухе развернулись ожесточенные сражения. Сове ские люди на фронте и в тылу проявили массовый героизм и отвагу.

Самоотверженно бились с фашистскими воздушными пиратами летчики В схватках с «юнкерсами» применялось и такое средство борьбы, как таран. В первые же дни боев Родина узнала имена летчиков-истребителей, которые, израсходовав в бою снаряды, разили врага крыльями и винтами своих боевых машин.

8 июля 1941 года, на восемнадцатый день войны, троим из них - молодым летчикам-истребителям коммунисту Степану Здоровцеву, комсомольцам Михаилу Жукову и Петру Харито нову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Все трое в свое время оканчивали аэроклубы Осоавиахима.

По просьбе читателей журнала мы рассказь ваем о боевых подвигах и судьбе первых героев великой битвы за свободу и независимость Родины, ее славных крылатых патриотах. Утром 27 июня, на шестой день Вели кой Отечественной воины, как всегда командир 158-го истребительного авиационного полка собрал личный состав

Наши наземные войска ведут ожесточенные бои с превосходящими сила ми врага. Мы должны прикрыть их от фашистском авиации

Младшим лейтенант Здоровцев, согласно плановой таблице, должен был вылететь на патрулирование последним Однако с командного пункта поступило сообщение: в сторону аэродрома приближается самолет противника.

В во: дух взвилась зеленая ракета Здоровцев запустил мотор и вырулил на старт Черет минуту коротнокрылый тупоносый И-16 устремился вперед. Набрав вь соту, Степан начал поиск, переклады вая истребитель с крыла на крыло Под нижней кромкой обЛака показалась точка Она быстро росла в размерах Вот уже видны все очертания самолета. Это был бомбардировщик Заметив И-16, эки паж «юнкерса» попь тался скрыться в густой пелене Здоровцев настиг противника и открыл огонь Вражеские стрел ни дали ответные очереди. Советский летчик продолжал бить по «юнкерсу» из всех пулеметов На левой плоскости Ю 88 появилось пламя Степану удалось подойти вплотную н разведчику и сверху дать новую длинную очередь Самолет с черными нрестами на крыльях как-то неуклюже накренился, опустил нос, устремился к земле и врезался в лес у небольшого озерка.

Степан заторопился на аэродром, плавно, на три точки посадил своего «ишачка», зарулил, сбросил с плеч лямки парашюта, выпрыгнул из кабины и доложил о первой своей победе.

28 июня первый вылет на патрулирование прошел сравнительно спокойно. В полдень погода ухудшилась. С неба начали срываться капельки дождя Степан Здоровцев и его ведомые сидели в каби> ах в готовности номер один. В термосах подвезли обед. Дотронуться до него не удалось. Поступила команда на вылет.

К аэродрому приближалась группа фашистских бомбардировщиков. П унявшись в воздух Здоровцев и его товари щи сразу увидели звено Ю-88 Оно с ходу начало сбрасывать бомбы на летное поле. Советские истребители вступили в бой. Позднее Степан Здоровцев об этом рассказывал сам в письме, которое опубликовала в те дни областная газета «Сталинградская правда».

«Три фашистских бомбардировщика, - писал Здоровцев, - начали бомбардировку нашего аэродрома. Мы пошли в атаку. Один из Ю 88 был сразу же сбит Я увязался в хвост другому вра жескому бомбардировщику. Сблизившись на положенную дистанцию, я нажал гашетки пулеметов. Фашистский самолет дрогнул, но продолжал лететь. Стрелки вражеского самолета открьли по мне огонь, но пули шли мимо. Я находился у врага в мертвом конусе, и как бь вра жеский самолет ни маневрировал, я повторял все его маневры Затем настала минута, когда у меня кончились патроны Враг удирал. Меня охватила ярость. Ненависть к врагу и преданность социа лнстической Родине заставили меня пойти на опасный риск - врезаться во вражеский самолет и зарубить его вин том своего истребителя. Так я и сделал.

Вот уже замелькали в глазах знаки фашистского самолета. Осталось пять, три, один метр. Вдруг от сильного удара меня отбросило от сиденья, но ремни удержали. Я дал ручку от себя, сделал переворот и стремительно пошел книзу. Затем, выровняв машину, я дал газ, но тотчас же почувствовал разрушительную тряску мотора Однако благодаря тому, что лопасти винта истребителя обломи лись симметрично и я находился на достаточно большой высоте, мне удалось благополучно посадить самолет на своем аэродроме.

Идя на такой риск, я ожидал гораздо худшего последствия. Ну, а с «Юнкерсом-88» дело вышло куда скучней. С отрубленным хвостом он врезался в землю и сгорел. Выпрыгнувших с парашютами фашистских летчиков забрали наши красноармейцы...»

Прошло еще несколько тяжелейших боевых суток Еще два фашистских самолета уничтожил в боях Степан Здоровцев.

8 июля он писал жене домой: «История моей фронтовой жизни за короткий срок воины велика, на письма нет ни одной минуты. Даже сплю на ходу... Идут ожесточенные бои, в которых мы, авиа Ция, - играем большую роль Мне уда лось отправить в черную пучину воины три вражеских самолета. Сам жив и здоров, пока невредим, но потерял некото рых дорогих мне товарищей».

Не знал Степан, когда писал письмо, что этот день, 8 июля 1941 года, явится для него совсем необычным. К стоянке его самолета, размахивая руками, вдруг подбежал молоденькии лейтенант, дежур ный по штабу.

Здоровцева, Жукова, Харитонова - срочно к командиру!

Не мешкая, летчик явился в штаб, вытянулся в струнку у двери, доложил-

По вашему приказанию, товарищ командир, младший лейтенант Здоровцев явился.

Командир полна шагнул навстречу:

Какой там приназ - громко пробасил он. - Не приказ, а Указ! Только что по радио передали. Вам, Михаилу Жукову и Петру Харитонову присвоено звание Героя Советского Союза!

Видя улыбающееся лицо командира, Здоровцев спросил:

Неужели только нам троим? Ведь столько отличных летчиков - и в пол ку, и в соединении, да и на других участках фронта!..

Вы - первые, самые первые! - ответил командир и обнял героя, как прижимает к сердцу отец родного сына.

Вечером на связном самолете достави ли свежие номера газет

Три портрета были помещены в «Правде» и Указ Президиума Верховного Совета СССР. Его слова звучали по-особенному торжественно: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом о- вагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»... Под Уназом - стихотворение В И. Л е бедева-Кумача «Первые три». Его зачитал на митинге один из летчиков полна.

Здоровцев, Жуков, Харитонов! Вас обнимает вся страна! И все от дедов и до внунов Твердят родные имена... Пусть множатся ряды героев, Пусть в наши грозовые дни Дерутся все, кан эти трое, И побеждают, как они!

Выступая на митинге, Здоровцев произнес взволнованно:

В эти минуты моей жизни клянусь тебе, любимый народ, дорогая партия, буду беспощадно драться с врагом, не щадя ни сил, ни жизни!..

И он клятву свою сдержал. В послед нем в своей жизни воздушном бою, защищая любимую социалистическую Отчизну, землю, которая взрастила и воспитала его, коммунист Здоровцев сражался до тех пор, пока билось его сердце - пламенное сердце патриота.

Степан Здоровцев и сейчас с нами. Его имя носит в Астрахани одна из средних шнол. Именем Здоровцева названы пассажирский теплоход Волжского пароходства, колхоз.

Подвиг одного из первых Героев Великой Отечественной воины служит примером для курсантов аэроклуба, в котором он обрел крылья.


Р одился в 1916 году на хуторе Золотаревка ныне Семикаракорского района Ростовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС Герой Советского Союза (8.7.1941). Награжден орденом Ленина.

Сын красного кавалериста Степан Здоровцев до вступления в Красную Армию сумел поучиться многому. Усвоив еще в раннем детстве немало уроков крестьянского труда, он, учась в станичной семилетке, окончил кружок по вождению трактора и вместе со взрослыми трактористами с утра до поздней ночи пахал землю на родном хуторе. Потом, после переезда семьи в Астрахань, быстро освоил слесарное дело, устроился в судоремонтные мастерские.

Вскоре Степан сдал экзамены на моториста баркаса и перешел работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Здесь Степан прошел хорошую школу мужества, а спокойным, рассудительным и смелым характером завоевал любовь и уважение товарищей. Вероятно, и это способствовало выдвижению Степана на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года комсомольская организация ОСВОДа послала Степана учиться в астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза. Так что ко времени призыва в Красную Армию Степан Здоровцев прошел неплохую жизненную школу.

Осенью 1938 года его направили в Сталинградской военное авиационное училище летчиков. Спустя два года после отличной сдачи государственных экзаменов, молодой летчик получил назначение в Ленинградский военный округ и отправился в авиационный полк, который находился в Пскове.

В полку Здоровцев понял, что ему недостает некоторых знаний и навыков, особенно в огневой подготовке. Особенно тщательно принялся он за отработку приемов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде. Удостоившись личной благодарности командующего ВВС Ленинградского военного округа за отличное окончание курсов командиров звеньев, Степан вернулся в родной полк.

Ранним утром 22 июня 158-й истребительный авиационный полк 39-й истребительной авиационной дивизии был поднят по тревоге. Дежурное звено, получив команду охранять подступы к аэродрому, стремительно поднялось в воздух. Все эскадрильи были переведены в состояние боевой готовности.

В беспрестанных полетах дежурных звеньев прошло несколько дней. Между тем обстановка на фронте осложнялась. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Вражеские самолеты еще не появлялись, но их следовало ожидать в любую минуту.

27 июня командир звена младший лейтенант Здоровцев должен был вылетать на патрулирование последним. К этому времени с командного пункта полка передали, что в направлении аэродрома летит вражеский самолет.

Взлетев по зеленой ракете, Степан набрал высоту. Вскоре он обнаружил фашистский бомбардировщик и атаковал его. Напрасно гитлеровец, отстреливаясь, пытался скрыться в облаках. Здоровцев настиг его, подошел вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолет камнем полетел к земле. Пикируя за ним, Степан увидел, как «юнкерс» упал в лесу и взорвался. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня три фашистских бомбардировщика Ю-88 пытались бомбить полковой аэродром. Взлетевшие навстречу им истребители сразу же сбили один из них. Беспорядочно сбросив бомбы, остальные повернули назад, устремившись за ближайшим «юнкерсом», Здоровцев догнал его в ста километрах от своей базы и вступил в бой. Изрешеченный пробоинами самолет противника продолжал упорно лететь на запад, а пулеметы Степана захлебнулись – кончились патроны. Не имея другого способа для уничтожения противника, он решился его таранить.

Форсируя двигатель, Здоровцев подошел снизу под хвост бомбардировщика, слегка взял ручку управления на себя и срубил винтом хвостовое оперение «юнкерса». Истребитель сильно встряхнуло, какая-то сила стала отрывать Степана от сиденья, но привязные ремни удержали его в кабине И-16. Убедившись, что машина еще может держаться в воздухе, он посмотрел вниз. Там, переваливаясь с крыла на крыло, падал «юнкерс». Спустя несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облака – парашюты фашистских летчиков...

Таран Здоровцева оказался вторым в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 июня, первый таран совершил младший лейтенант Петр Харитонов, а 29 июня – младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики «Юнкерс-88».

Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в то время военно-воздушными силами Северного фронта, в своих воспоминаниях пишет: «Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

8 июля 1941 года П. Т. Харитонову, С. И. Здоровцеву и М. П. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза.

А на следующий день, 9 июля 1941 года Герой Советского Союза младший лейтенант С. И. Здоровцев погиб в неравном воздушном бою при выполнении боевого задания в районе Пскова.

Имя Героя носят улицы в Астрахани и Волгограде, пионерские дружины, отряды и школы в ряде населенных пунктов. По Волге ходит новый пассажирский теплоход «Степан Здоровцев». В Астрахани С. И. Здоровцеву установлен памятник.

Литература:

В созвездии славы. Волгоград, 1976. С. 139–144.

Герои войны. Таллинн, 1984. С. 137–138.

Корнилов В. Н. Рыцарь неба. Волгоград, 1981.

Они прославили Родину. Ростов-на-Дону, 1974. Кн. 1. С. 144–146.

Отважные сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1963. С. 40–41.

В канун 69-й годовщины освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков прошу «Псковские Новости» вернуться к святой теме подвига, потому что надеюсь на помощь газеты в восстановлении исторической справедливости.

В 1941-м, после оставления Прибалтики, удар немецко-фашистских войск приняли на себя Остров и Псков. В небе над нашим городом героически сражались лётчики 158-го истребительного авиаполка, который был сформирован перед войной и располагался в Крестах. Авиапарк состоял из 63-х самолетов. Командиром полка был Аркадий Петрович Афрамеев.

В те дни в псковском небе лётчики совершили первые воздушные тараны. Уже 28 июня тараны фашистских самолётов совершили младшие лейтенанты П.Т. Харитонов и С.И. Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П. Жуков.

8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении трём лётчикам звания Героя Советского Союза.

22 июля 2005 года героям был открыт памятник - перед военным аэродромом. Подвиг лётчиков Харитонова, Здоровцева и Жукова был увековечен. Но всё ли мы сделали, что были должны? Ведь вскоре воздушный таран в небе под Псковом совершил ещё один пилот - старшина Н.Я. Тотмин.

4 июля 1941 года в 16.00 восемь «Ю-88» под прикрытием двух «мессеров» произвели налёт на аэродром «Рожнополье», который находился возле Пскова. Наши лётчики только что вернулись с боевого задания, и заправленным был только самолёт Николая Тотмина. Старшина Тотмин вылетел один навстречу противнику.

Позже в донесении отмечалось: «Смелыми атаками он расстроил боевые порядки бомбардировщиков, заставил их беспорядочно сбросить бомбы. Истребители противника пошли в атаку на самолёт Тотмина, который мгновенно развернулся и лобовым тараном отрубил плоскость самолёта противника. Самолёт также был повреждён, лётчик на парашюте приземлился на аэродроме».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года Николаю Яковлевичу Тотмину, совершившему таран вражеского самолёта, было присвоено звание «Герой Советского Союза». Этот подвиг был совершён 72 года назад.

Николай Тотмин родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края в крестьянской семье. Окончил 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума, аэроклуб. В Красной армии служил с 1939 года. В 1940 году окончил Батайское военное авиационное училище. С июня 1941-го - на фронте.

Лётчики полка, в котором служили первые Герои Советского Союза в период Великой Отечественной, произвели 798 боевых вылетов и провели 244 воздушных боя, в которых уничтожили 38 самолётов противника. Николай Яковлевич Тотмин сбил 3 самолёта противника, совершил 63 боевых вылета. В воздушном бою под Ленинградом 23 октября 1942 года Тотмин погиб.

В селе Усть-Яруль именем героя названа улица, а в Пскове, который лётчик защищал, его имя до сих пор не увековечено.

Через год наш город будет отмечать 70-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Долг псковичей - увековечить имя Героя Советского Союза Николая Яковлевича Тотмина.

Антонина Соколова



24.12.1916 - 09.07.1941
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 08.07.1941

Памятники
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге


З доровцев Степан Иванович - командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил тракторно-механическую школу. После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях.

Вскоре Здоровцева выдвинули на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года его послали учиться в Астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года. Вместе со своим одногруппником М.П. Жуковым Здоровцева направили служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, базировавшийся на аэродроме Кресты в городе Пскове. Там он особенно тщательно принялся за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде.

Ранним утром 22 июня 1941 года 158-й истребительный авиационный полк был поднят по тревоге. В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Истребители прикрывали от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта. Здоровцев в первых боях зарекомендовал себя мужественным и талантливым лётчиком-истребителем.

27 июня 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на перехват летящего в направлении нашего аэродрома вражеского самолёта. Обнаружив фашистский бомбардировщик, Здоровцев атаковал его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня 1941 года группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков "Ю-88" в сопровождении истребителей "МЕ-109". Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом воздушном бою Здоровцев полностью израсходовал боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропускать фашистский самолёт, лётчик решился таранить его. Форсируя двигатель, Здоровцев подошёл снизу под хвост бомбардировщика и срубил винтом хвостовое оперенье «Юнкерса». Ему удалось удержать в полёте свой повреждённый И-16, в то время как, переваливаясь с крыла на крыло, падал «Юнкерс». Выбросившихся с парашютом фашистских лётчиков взяла в плен наша пехота. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа на этом же самолёте вылетел на новое задание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года за совершённый воздушный таран младшему лейтенанту Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он с лётчиками П.Т.Харитоновым , совершившим таран 27 июня и М.П.Жуковым , совершившим таран 29 июня 1941 года, стал первым Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне.

9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, и в этом бою Здоровцев погиб.

На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани, и Волгограде - улицы. В 1975 году именем Героя названа улица в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В городе Астрахань установлен памятник Герою. Также его носят школы во многих населённых пунктах страны.

Приказом Министра Обороны СССР С.И.Здоровцев навечно зачислен в списки воинской части.

Награждён орденом Ленина.

г. Псков, Ленинградское шоссе

Памятный Знак летчикам - первым Героям Советского Союза в годы Великой Отечественной войны – Здоровцеву С.И., Харитонову П.Т., Жукову М.П. был открыт 22 июля 2005 года в год 60-летия Победы. Обороняя Псков пошли они на таран, жертвуя жизнью для Родины. Вряд ли рассчитывали они уцелеть в бою, но сумели победить смерть, посадив свои самолеты.

Воинский монумент

Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1941 года им было присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны это был первый Указ о присвоении высокого звания.


Герои Советского Союза. Памятный Знак летчикам на современной карте

Средства на возведение памятного знака были собраны учащимися общеобразовательных учреждений Западного административного округа Москвы и жителями Пскова и области. Памятник установлен на международной трассе Санкт-Петербург-Киев (район Кресты).


Левая памятная доска. Правая памятная доска


Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка, ныне Семикаракорского района Ростовской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ, кандидат в члены ВКП(б).

В 1929 году его семья переезжает в станицу Константиновскую Ростовской области, где Степан продолжает учиться. В 1933 году окончил 9 классов и в этом же году поступил и окончил тракторно-механическую школу (ныне ПУ-91 носит его имя, на здании - мемориальная доска, во дворе училища установлен бюст героя).

После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД. Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников и одновременно учился в Астраханском аэроклубе.

В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года и был направлен служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Командир звена 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) - Здоровцев С.И. отличился, прикрывая в составе полка воздушные подходы к Ленинграду в районе Пскова.

28 июня 1941 года в воздушном бою с тремя вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил немецкий самолёт «Юнкерс-88», сохранив при этом свой.

За этот подвиг 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. 9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, в этом бою Здоровцев погиб.

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево, ныне Моршанского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Русский. Образование среднее. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ.

Учился в Улан-Удэнском аэроклубе, открытом 4 февраля 1934 года. В Красной Армии с 1938 г. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) кандидат в члены КПСС младший лейтенант Харитонов 28 июня 1941 в воздушном бою над Ленинградом, израсходовав все боеприпасы, впервые за время обороны Ленинграда применил воздушный таран, срезав пропеллером руль высоты самолёта противника. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года Харитонов - полковник в запасе. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года, похоронен в Донецке.

Герой Советского Союза родился 10 октября 1917 года в деревне Ружбово Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье крестьянина.

В 1933 году закончил сельскую школу и Шухободскую профессионально-техническую школу. Затем завербовался в Ленинград, обучался в школе строительного ученичества по кровельно-жестяному делу.

В сентябре 1934 года по приглашению старшего брата приехал в Ярославль, окончил ФЗУ при Ярославском резино-асбестовом комбинате и стал работать электромонтёром на шинном заводе. Был активным комсомольцем: пионервожатым в начальной школе, членом «Лёгкой кавалерии», агитатором по первым выборам депутатов в Верховный Совет СССР.

После окончания Ярославского аэроклуба Михаил Жуков был отобран комиссией и направлен райвоенкоматом в 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. В мае 1941 года младшего лейтенанта Жукова назначили пилотом 158-го истребительно-авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии.

Союза Михаил Петрович Жуков

Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил на второй день войны. В воздухе встретил немецкий бомбардировщик «Ю-88». Воздушный бой немецкий лётчик не принял, развернулся и улетел из зоны барражирования Михаилом.

24 июня 1941 года М. Жуков преградил полёт фашистскому разведчику, который, не выполнив задание по аэрофотосъёмке района, развернулся и ушёл в облака. Боевой счёт открыл на четвёртом вылете, сбив «Юнкерс».

29 июня 1941 года в воздушном бою над Псковским озером Михаил Петрович израсходовал весь боезапас и, не желая упустить врага, пикированием вогнал немецкий бомбардировщик в озеро. Сам невредимым вернулся на свой аэродром базирования.

8 июля 1941 года по радио и в газетах был опубликован первый в Великой Отечественной войне Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза лётчикам 158-го истребительного авиаполка С.И. Здоровцеву, П.Т. Харитонову и М.П. Жукову.

39-я истребительная авиадивизия, в которой служил Михаил Жуков, охраняла подступы к Ленинграду, «Дорогу жизни» через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера, Волховскую ГЭС - единственную электростанцию, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Особенно тщательно лётчики охраняли «Дорогу жизни», по которой шло снабжение города продовольствием, боеприпасами и военной техникой, передислокация войск и эвакуация измождённых от голода ленинградцев.

В книге ярославских писателей «Сталинское племя» написано: «Жизнь Михаила Жукова - обычная жизнь молодого человека сталинской эпохи. Семья Жуковых - прекрасная семья советских патриотов. Семеро братьев и одна сестра из семьи череповецкого крестьянина Петра Ермолаевича Жукова находятся на фронте, бьются с жестоким коварным врагом. Подлинная семья русских „богатырей“».

В боевой характеристике на Михаила Жукова от 31 декабря 1943 года командир 2-й авиаэскадрильи капитан Древятников написал:

«За время войны произвёл 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель „Ме-109“ и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».

12 января 1943 года соединения 67-й армии Ленинградского фронта, 2-й ударной армии Волховского фронта начали операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда с целью восстановления сухопутного сообщения, связывающего город со страной.

При поддержке авиации ВВС, артиллерии и авиации Балтийского флота, 67-я и 2-я армии нанесли встречные удары по войскам противника на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявино. 18 января войска фронтов встретились в районе рабочих поселков № 1 и № 5. Январская «Искра» прожгла брешь во вражеской осаде шириной 8-11 километров и разорвала кольцо блокады.

В день начала операции Михаил вылетел на свой последний 263-й боевой вылет. Четвёрка истребителей, руководимая старшим лейтенантом Жуковым, прикрывала наши наземные войска в районе Невской Дубровки. В бой вступили с девятью вражескими истребителями. Самолет Михаила Жукова был сбит и упал на территорию врага.