Финансы. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования Учебный план спо 38.02 06 в колледже
38.02.06 ФИНАНСЫ ( СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ )
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность;
участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления;
ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления; имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления; финансово-хозяйственная информация; финансовая отчетность.
КОМПЕТЕНЦИИ:
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
финансист (базовой подготовки):
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
финансист (углубленной подготовки):
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств;.
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
финансист (базовой подготовки):
3.участие в управлении финансами организаций и осуществлении финансовых операций:
4.осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность:
финансист (углубленной подготовки):
1.финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1.1.рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
1.2.обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
1.3.осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
1.4.составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
2.ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:
2.1.определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
2.2.обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
2.3.участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях;
3.участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:
3.1.участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации;
3.2.составлять финансовые планы организации;
3.3.участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации;
3.4.обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
4.осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность:
4.1.осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля;
4.2.осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений;
5.участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления:
5.1.участвовать в разработке плана и программы проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий и осуществлять контроль за реализацией материалов проведенных ревизий и проверок;
5.2.осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль по операциям, связанным с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
5.3.участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий.
ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:
Операционист в банке - это рабочий банка, выполняет несложные операции, в основном одного типа, например, принимает платежи или осуществляет какие либо операции по переброске денег. Особой квалификации данная работа не требует, нужна только внимательность и аккуратность.
Финансист – эт о специалист по ведению финансовых операций, по финансовым наукам.
СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ФИЛИАЛЫ КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.06 ФИНАНСЫ :
Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте
Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» с. Маленькое
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией естественно- экономического цикла Протокол № 1 от « » августа 2016 г. Руководитель цикловой комиссии _____________/ Ковтунова О.Д./ | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 г. № 832 Заместитель директора по учебной работе _____________/ Рыженкова Т.П./ |
стр. |
||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
- ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» относится к профессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У 4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З3 - законы денежного обращения;
З6 - виды денежных реформ;
З15 - х арактеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые
документы.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Использование часов вариативной части (ППССЗ)
№ п.п. | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Кол-во часов | Обоснование включения в рабочую программу |
ВПК 2.5. Проводить финансовый анализ и рассчитывать финансовые показатели деятельности организации, используя периодические и специальные издания, справочную литературу в сфере экономики, информационные справочно–правовые системы и программные продукты. | Раздел 2. Рынок капитала | Освоение данной профессиональной компетенции позволяет повысить конкурентоспособность выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда, для эффективной организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях региональной экономики. |
Максимальной учебной нагрузки студента 85 часов/зачётных единиц, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __ 60 __ часов;
самостоятельной работы обучающегося __ 25 _ часов;
практические занятия обучающегося __ 24 __ часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Финансы, денежное обращение и кредит»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды работы
Вид учебной работы | Объём часов/зачетных единиц |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
В том числе: | |
С .р.№1 Разработать мультимедийную презентацию по теме «Первые бумажные деньги России » 3 ч. С/р.№4. Составить глоссарий основных терминов и определений по всем звеньям финансовой системы (20 терминов) 3 ч. С.р.№5 Подготовить доклад на тему «Федеральные органы управления финансами в Российской Федерации» 3 ч. С.р.№6 Подготовить реферат-сообщение на тему: «О госбюджете на текущий год» (указать какой год) 3 ч. С.р.№8 Подготовить реферат по теме «Краткосрочное и долгосрочное кредитование капитальных вложений» 4 ч. Итого 5-й семестр | 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч . 3 ч. 3 ч. 3 ч. 4 ч. 25 ч. |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета (5-й семестр) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Объём часов | Уровень освоения |
|
Раздел 1. Финансы и финансовая система | |||
Тема 1.1. Деньги и денежное хозяйство страны | |||
Деньги: их необходимость и происхождение. Виды денег. Роль денег в современной рыночной экономике. Функции денег. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. Денежная система и ее элементы.
Инфляция, ее сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в России. Виды и типы инфляции. Формы и методы антиинфляционной политики. | |||
Практическое занятие №1 «Расчет и анализ показателей связанных с денежным обращением» | |||
Самостоятельная работа: С.р.№1 Разработать мультимедийную презентацию по теме «Первые бумажные деньги России » 3 ч. С.р.№2 Подготовка доклада на тему «Роль денег в современной рыночной экономике» 3ч. С.р.№3 Составление презентации на тему «Функции денег, их характеристика» 3 ч. | |||
Тема 1.2. Финансы, финансовая политика и финансовая система | |||
система Социально-экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Финансовая политика, ее задачи и содержание. Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Финансовый контроль. | |||
Практическое занятие №2 «Расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения» | |||
Самостоятельная работа: | |||
Тема 1.3. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит | |||
Основные звенья (составляющие) государственных финансов: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства. Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Федеральный бюджет, его функции. Состав и структура доходов федерального бюджета. Сущность налогов, их роль в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы | |||
Практическое занятие №3 «Анализ структуры государственного бюджета и источников финансирования бюджета» | |||
Самостоятельная работа: С/р.№4. Составить глоссарий основных терминов и определений по всем звеньям финансовой системы (20 терминов) 3 ч. С.р.№5 – Подготовить доклад на тему «Федеральные органы управления финансами в Российской Федерации» 3 ч. | |||
Тема 1.4. Финансы организаций различных форм собственности | |||
Влияние различных форм собственности на организацию финансов. Основные принципы и факторы, влияющие на организацию финансов. Особенности формирования финансовых ресурсов организаций различных форм собственности: финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений и др. | |||
Практическое занятие №4 «Расчет основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации» №5 «Расчет прибыли в коммерческой организации» | |||
Самостоятельная работа: С.р.№6 Подготовить реферат-сообщение на тему: «О госбюджете на текущий год» (указать какой год) 3 ч. | |||
Тема 1.5. Система страхования | |||
Социально экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы организации страхового фонда. Виды страхования: социальное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска. Страховой рынок и его структура. Перестрахование. Расчеты в страховом деле. | |||
Практическое занятие №6 «Расчет показателей определяющих степень финансовых рисков, суммы страхового возмещения и страхового платежа, ущерба страхователя» №7 «Расчет размера страхового возмещения » № 8 «Расчет размера страховой премии по системе личного страхования» № 9 «Расчет размера страховой премии по системе имущественного страхования» | |||
Самостоятельная работа: С.р.№7 Подготовка доклада по теме «Характеристика современного рынка страховых услуг в РФ» 3ч. | |||
Раздел 2. Рынок капитала | |||
Тема 2.1. Ссудный капитал и кредит | |||
Формирование рынка капиталов в РФ. Кредит: необходимость, сущность, функции Кредит как форма движения ссудного капитала. Функции кредита. Основные формы кредита. Формы ссудных счетов и методы кредитования. Роль и границы кредита. Кредитное обеспечение и его виды (залог, поручительство, гарантия). Оценка платежеспособности заемщика. Лизинг, кредитные карточки, ипотека. Ссудный процент: сущность, функции, формы. Кредитная система. Особенности и отличительные черты развития кредитного дела в России. | |||
Практическое занятие №10 «Оформление документов по кредитованию. Расчет платежеспособности заемщика и максимальной суммы кредита» | |||
Самостоятельная работа: С.р.№8 Подготовить реферат по теме « Краткосрочное и долгосрочное кредитование капитальных вложений » 4 ч. | |||
Тема 2.2. Содержание учебного материала Банковская система РФ | |||
Понятие и сущность банковской системы и ее структура. Этапы формирования банковской системы. Роль и место банковской системы в экономике, ее функции и элементы. Нормативно-правовая база функционирования банков и осуществления банковской деятельности. Федеральные законы «О центральном банке Российской федерации (Банке России), «О банках и банковской деятельности»
Центральный банк Российской Федерации, его роль, задачи и функции. Правовое регулирование деятельности Центрального Банка. Принципы деятельности центрального банка. Операции центрального банка. Денежно-кредитная политика ЦБ. Инструменты денежно-кредитной политики.
Характеристика банка как центра финансовой системы. Организационно-правовые формы деятельности. Порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности. Основные задачи и функции коммерческих банков. Понятие банковских операций, сделок и услуг. Активные и пассивные операции банка. Договорной характер взаимоотношений банков и клиентов. Обеспечение защиты прав и интересов клиентов. | |||
Практическое занятие № 11«Расчет суммы процентов по вкладам» №12 «Расчет суммы процентов по кредиту» | |||
Самостоятельная работа | |||
Тема 2.3. Валютная система РФ | |||
Валюта и валютные отношения Валютная система как совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты. Котировка валют. Валютный курс, инструменты его регулирования. Валютные ценности. Конвертируемость валюты. Валютные операции. Валютный рынок. Валютное регулирование и валютный контроль. | |||
Практическое занятие | |||
Самостоятельная работа | |||
Всего: В том числе: лекции 36 ч; практ. занятия 24 ч., самост. работа 25 ч. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансы, денежное обращение и кредит»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Финансы, денежное обращение и кредит»;
- нормативные документы;
- учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы;
- учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой;
- комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового уровня образовательного стандарта;
- стендовый материал, который носит обучающий характер: рекомендаций по выполнению домашних работ; рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен);
- правила техники безопасности работы и поведения в кабинете.
Технические средства обучения:
Учебно-практическое оборудование
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц;
- Комплект инструментов для работы у доски.
Технические средства
- Проектор;
- Ноутбук с возможностью подключения к Internet;
- Слайды по тематике курса.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Нормативные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации;
Основные источники:
1. Галаганов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Галаганов В.А. -«Форум: Инфра-М», 2014
2. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Климович В.П. - «Форум: Инфра-М», 2014
3. Матюшенкова Н.Г. Основы денежного обращения и финансы [Текст]/ Матюшенкова Н.Г. - «Академия», 2012
4. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит [Текст]/ Перекрестова Л.В. - «Академия», 2012
5. Рудская Е.Н. Финансы и кредит: практикум [Текст]/ Рудская Е.Н. - «Феникс», 2008- учебное пособие
6. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Янин О.Е. - «Академия», 2011
7. Галяпина Л.В., Трускова Т.М. Финансы и кредит [Текст]/ Галяпина Л.В. - «Дашков и Ко», 2011
8. Лаврушина О.И. Финансы и кредит [Текст]/ Лаврушина О.И. - «КноРус», 2011
Дополнительные источники:
1 .Когденко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика [Текст]/ Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 2.Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. [Текст]/ – М.: ИТК «Дашков и К», 2010
3.Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. Учебное пособие. [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
4.Финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Учебник [Текст]/– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
5.Финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Учебник [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
6.Финансы организаций (предприятий). Под ред. Н.В. Колчиной [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
Периодические издания:
1. Банковские услуги / журнал
2. Вопросы экономики / журнал
3. Деньги и кредит / журнал
4. Российская экономика: прогнозы и тенденции / журнал
5. Финансовая газета.
6. Финансы / журнал
7. Финансы и кредит / журнал
8. Финансы, деньги, инвестиции / журнал
9. Российский экономический журнал
Интернет-ресурсы:
1. www.cbr.ru;
2. www. minfin.ru
3. www.denezhka.su
4. www. cfin.ru
5. www. e-rss.ru
6. www. ekportal.ru
7. www. consultant.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансы, денежное обращение и кредит»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных расчетов показателей.
Результат обучения (освоения умения, усвоения знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоения умения: У1- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; У 2 - проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; У3 - проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета; У 4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска; ВУ5 - использовать периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно–правовые системы и программные продукты. Усвоения знания: З1- сущность финансов, их функции и роль в экономике; З2 - принципы финансовой политики и финансового контроля; З3 - законы денежного обращения; З4 - сущность, виды и функции денег; З5 - основные типы и элементы денежных систем; З6 - виды денежных реформ; З7 - структуру кредитной и банковской системы; З8 - функции банков и классификацию банковских операций; З9 - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; З10 - структуру финансовой системы; З11 - принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; З12 - виды и классификации ценных бумаг; З13 - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; З14 - характер деятельности и функции профессиональных участников рынков ценных бумаг; З15 - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; З16 - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. ВЗ17 - периодические и специальные издания, справочную литературу в сфере экономики, информационные справочно–правовые системы и программные продукты. | ОК 2-6 ПК 1.3; 2.4; 4,4 ВПК 2.5 | Защита практической работы Взаимоконтроль Устный опрос Защита практической работы Защита практической работы Взаимоконтроль Устный опрос Взаимоконтроль Самопроверка Анализ и оценка результатов выполнения самостоятельной работы Защита практической работы Устный опрос Промежуточный контроль – в форме зачёта |
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.
Целями учебно-методического комплекса являются:
- приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;
- развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
- формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
Финансовая грамотность: учебная программа. СПО
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты,
алгоритм формирования итоговой оценки, приведены календарно-тематический план занятий и рекомендации по методике их проведения. В программе перечисляются все навыки и компетенции, а также личностные характеристики и установки, которые развиваются у обучающихся в процессе обучения.Учебная программа (PDF, 654 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО
В пособии в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Материалы для учащихся (PDF, 257.62 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО
Пособие содержит подробные рекомендации по проведению каждого из 34 занятий: ответы на домашние задания и вопросы для размышления из материалов для обучающихся, ответы на задания из контрольных измерительных материалов, сценарии проведения классных дискуссий, а также дополнительные материалы, которые позволят преподавателю варьировать глубину изучения предмета в зависимости от количества учебных часов и уровня знаний обучающихся.
Методические рекомендации для учителя (PDF, 3.59 Мб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО
![](https://i2.wp.com/fmc.hse.ru/data/2016/06/17/1117266068/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC.png.(233x155x123).png)
Материалы для родителей (PDF, 3.55 Мб)
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО
Контрольные измерительные материалы включают разные типы заданий: тесты с одним правильным вариантом ответа, вычислительные задачи, длинные тесты со множеством правильных ответов и темы для эссе. Они позволят оценить глубину знаний обучающихся и способность критически использовать полученные навыки.
Финансово-экономический колледж РГЭУ (РИНХ) осуществляет подготовку специалистов по специальности 38.02.06 Финансы.
Квалификация: финансист.
Нормативный срок
освоения программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) при очной форме обучения:
- уровень основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
- уровень среднего общего образования - 1 год 10 месяцев.
Нормативный срок
освоения программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) при заочной форме обучения:
- уровень основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
- уровень среднего общего образования - 2 год 10 месяцев.
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.
Финансист готовится к следующим видам деятельности:
- финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
- осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность;
- участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления.
Учебная и производственная практика
По специальности 38.02.06 Финансы в соответствии с учебным планом предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная и производственная практика проводится для освоения обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей, конкретных видов профессиональной деятельности, приобретения опыта практической работы. Учебная практика реализуется в 4 и 6 семестрах в объеме 144 часов (4 недели), практика по профилю специальности в 6 семестре в объеме 216 часов (6 недель), преддипломная в 6 семестре в объеме 144 часов (4 недели). Цели и задачи, содержание и формы отчетности по учебной практике и производственной практике (по профилю специальности) определяются в рабочих программах соответствующих модулей. Цели и задачи, содержание и формы отчетности по преддипломной практике определяются в рабочей программе преддипломной практики.
Изучаемые дисциплины:
- Основы философии
- История
- Иностранный язык
- Русский язык и культура речи
- Физическая культура
- Математика
- Информационные технологии в профессиональной деятельности
- Экономика организаций
- Статистика
- Менеджмент
- Документационное обеспечение управления
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
- Финансы, денежное обращение и кредит
- Бухгалтерский учет
- Безопасность жизнедеятельности
- Бюджетный учет
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности
- Основы организации и функционирования бюджетной системы РФ
- Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях
- Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ
- Финансы организаций
- Организация внешних финансовых отношений
- Правовые основы регулирования финансовой деятельности и другие
Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший программу подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы, подготовлен к освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы высшего образования.