Финансы. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования Учебный план спо 38.02 06 в колледже

38.02.06 ФИНАНСЫ ( СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ )

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;

осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность;

участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления;

ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления; имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления; финансово-хозяйственная информация; финансовая отчетность.

КОМПЕТЕНЦИИ:

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

финансист (базовой подготовки):

    организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

    принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

    осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

    владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

    работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

    брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

    ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

финансист (углубленной подготовки):

    понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств;.

    решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

    осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

    использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

    работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

    ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

    самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

    быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

финансист (базовой подготовки):

3.участие в управлении финансами организаций и осуществлении финансовых операций:

4.осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность:

финансист (углубленной подготовки):

1.финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

1.1.рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.2.обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.3.осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

1.4.составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

2.ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:

2.1.определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2.2.обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

2.3.участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях;

3.участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций:

3.1.участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации;

3.2.составлять финансовые планы организации;

3.3.участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации;

3.4.обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;

4.осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность:

4.1.осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля;

4.2.осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений;

5.участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления:

5.1.участвовать в разработке плана и программы проведения контрольных мероприятий, оформлять результаты проведенных контрольных мероприятий и осуществлять контроль за реализацией материалов проведенных ревизий и проверок;

5.2.осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль по операциям, связанным с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.3.участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий.

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

    Операционист в банке - это рабочий банка, выполняет несложные операции, в основном одного типа, например, принимает платежи или осуществляет какие либо операции по переброске денег. Особой квалификации данная работа не требует, нужна только внимательность и аккуратность.

    Финансист – эт о специалист по ведению финансовых операций, по финансовым наукам.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ФИЛИАЛЫ КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.06 ФИНАНСЫ :

    Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

    Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

    Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» с. Маленькое

ОДОБРЕНА

Цикловой

комиссией естественно-

экономического цикла

Протокол № 1

от « » августа 2016 г.

Руководитель цикловой

комиссии

_____________/ Ковтунова О.Д./

Разработана на основе Федерального

государственного образовательного

стандарта по специальности среднего

профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 г. № 832

Заместитель директора по учебной работе

_____________/ Рыженкова Т.П./

стр.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» относится к профессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У 4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З3 - законы денежного обращения;

З6 - виды денежных реформ;

З15 - х арактеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые

документы.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

1.4. Использование часов вариативной части (ППССЗ)

№ п.п.

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Кол-во часов

Обоснование включения в рабочую программу

ВПК 2.5. Проводить финансовый анализ и рассчитывать финансовые показатели деятельности организации, используя периодические и специальные издания, справочную литературу в сфере экономики, информационные справочно–правовые системы и программные продукты.

Раздел 2.

Рынок капитала

Освоение данной профессиональной компетенции позволяет повысить конкурентоспособность выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда, для эффективной организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях региональной экономики.

Максимальной учебной нагрузки студента 85 часов/зачётных единиц, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __ 60 __ часов;

самостоятельной работы обучающегося __ 25 _ часов;

практические занятия обучающегося __ 24 __ часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Финансы, денежное обращение и кредит»

2.1. Объём учебной дисциплины и виды работы

Вид учебной работы

Объём часов/зачетных единиц

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа студента (всего)

В том числе:

С .р.№1 Разработать мультимедийную презентацию по теме «Первые бумажные деньги России » 3 ч.

С/р.№4. Составить глоссарий основных терминов и определений по всем звеньям финансовой системы (20 терминов) 3 ч.

С.р.№5 Подготовить доклад на тему «Федеральные органы управления финансами в Российской Федерации» 3 ч.

С.р.№6 Подготовить реферат-сообщение на тему: «О госбюджете на текущий год» (указать какой год) 3 ч.

С.р.№8 Подготовить реферат по теме «Краткосрочное и долгосрочное кредитование капитальных вложений» 4 ч.

Итого 5-й семестр

3 ч.

3 ч.

3 ч.

3 ч .

3 ч.

3 ч.

3 ч.

4 ч.

25 ч.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета (5-й семестр)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Финансы, денежное обращение и кредит»

Наименование разделов и тем

Объём часов

Уровень освоения

Раздел 1. Финансы и финансовая система

Тема 1.1. Деньги и

денежное хозяйство

страны

  1. Сущность и функции денег, денежное обращение и денежная система

Деньги: их необходимость и происхождение. Виды денег. Роль денег в современной рыночной

экономике. Функции денег. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное

обращение, их единство и взаимосвязь. Закон денежного обращения. Денежная масса и

скорость обращения денег. Денежная система и ее элементы.

  1. Инфляция и антиинфляционная политика

Инфляция, ее сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в России.

Виды и типы инфляции. Формы и методы антиинфляционной политики.

Практическое занятие №1 «Расчет и анализ показателей связанных с денежным обращением»

Самостоятельная работа:

С.р.№1 Разработать мультимедийную презентацию по теме «Первые бумажные деньги России » 3 ч.

С.р.№2 Подготовка доклада на тему «Роль денег в современной рыночной экономике» 3ч.

С.р.№3 Составление презентации на тему «Функции денег, их характеристика» 3 ч.

Тема 1.2. Финансы,

финансовая

политика и

финансовая система

  1. Социально-экономическая сущность и функции финансов, финансовая политика и финансовая

система

Социально-экономическая сущность финансов. Виды финансовых отношений. Функции

финансов. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Роль финансов в расширенном

воспроизводстве. Финансовая политика, ее задачи и содержание. Основные направления

финансовой политики государства в условиях рынка. Финансовый механизм, его структура и

роль в реализации финансовой политики. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь.

Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Финансовый

контроль.

Практическое занятие №2 «Расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения»

Самостоятельная работа:

Тема 1.3.

Государственные

финансы:

государственный

бюджет,

внебюджетные

фонды,

государственный

кредит

  1. Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы

Основные звенья (составляющие) государственных финансов: государственный бюджет,

внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственный бюджет как средство

реализации финансовых функций государства.

Бюджетная система, ее сущность и составляющие. Федеральный бюджет, его функции. Состав и

структура доходов федерального бюджета. Сущность налогов, их роль в формировании доходов

отдельных звеньев бюджетной системы

Практическое занятие №3 «Анализ структуры государственного бюджета и источников финансирования бюджета»

Самостоятельная работа:

С/р.№4. Составить глоссарий основных терминов и определений по всем звеньям финансовой

системы (20 терминов) 3 ч.

С.р.№5 – Подготовить доклад на тему «Федеральные органы управления финансами в Российской Федерации» 3 ч.

Тема 1.4. Финансы

организаций

различных форм собственности

  1. Особенности формирования финансовых ресурсов в организациях.

Влияние различных форм собственности на организацию финансов. Основные принципы и

факторы, влияющие на организацию финансов. Особенности формирования финансовых

ресурсов организаций различных форм собственности: финансы организаций,

функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций,

осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений и др.

Практическое занятие №4 «Расчет основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации»

№5 «Расчет прибыли в коммерческой организации»

Самостоятельная работа:

С.р.№6 Подготовить реферат-сообщение на тему: «О госбюджете на текущий год» (указать какой год) 3 ч.

Тема 1.5.

Система

страхования

  1. Страхование, страховой рынок и его структура.

Социально экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы

организации страхового фонда. Виды страхования: социальное страхование, имущественное

страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска.

Страховой рынок и его структура. Перестрахование. Расчеты в страховом деле.

Практическое занятие №6 «Расчет показателей определяющих степень финансовых рисков, суммы страхового возмещения и страхового платежа, ущерба страхователя»

№7 «Расчет размера страхового возмещения »

№ 8 «Расчет размера страховой премии по системе личного страхования»

№ 9 «Расчет размера страховой премии по системе имущественного страхования»

Самостоятельная работа:

С.р.№7 Подготовка доклада по теме «Характеристика современного рынка страховых услуг в РФ» 3ч.

Раздел 2.

Рынок капитала

Тема 2.1.

Ссудный капитал и

кредит

  1. Кредит и его функции, новые виды кредитов

Формирование рынка капиталов в РФ. Кредит: необходимость, сущность, функции Кредит как

форма движения ссудного капитала. Функции кредита. Основные формы кредита. Формы

ссудных счетов и методы кредитования. Роль и границы кредита. Кредитное обеспечение и его

виды (залог, поручительство, гарантия). Оценка платежеспособности заемщика. Лизинг,

кредитные карточки, ипотека. Ссудный процент: сущность, функции, формы. Кредитная

система. Особенности и отличительные черты развития кредитного дела в России.

Практическое занятие №10 «Оформление документов по кредитованию. Расчет платежеспособности заемщика и максимальной суммы кредита»

Самостоятельная работа:

С.р.№8 Подготовить реферат по теме « Краткосрочное и долгосрочное кредитование капитальных вложений » 4 ч.

Тема 2.2. Содержание учебного материала

Банковская система

РФ

  1. Банки как центры управления финансово-кредитными процессами в условиях рынка

Понятие и сущность банковской системы и ее структура. Этапы формирования банковской

системы. Роль и место банковской системы в экономике, ее функции и элементы. Нормативно-правовая

база функционирования банков и осуществления банковской деятельности.

Федеральные законы «О центральном банке Российской федерации (Банке России), «О банках и

банковской деятельности»

  1. Особенности деятельности ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации, его роль, задачи и функции. Правовое

регулирование деятельности Центрального Банка. Принципы деятельности центрального

банка. Операции центрального банка. Денежно-кредитная политика ЦБ. Инструменты

денежно-кредитной политики.

  1. Организация деятельности коммерческих банков

Характеристика банка как центра финансовой системы. Организационно-правовые формы

деятельности. Порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности. Основные задачи

и функции коммерческих банков. Понятие банковских операций, сделок и услуг. Активные и

пассивные операции банка. Договорной характер взаимоотношений банков и клиентов.

Обеспечение защиты прав и интересов клиентов.

Практическое занятие № 11«Расчет суммы процентов по вкладам»

№12 «Расчет суммы процентов по кредиту»

Самостоятельная работа

Тема 2.3.

Валютная система

РФ

Валюта и валютные отношения

Валютная система как совокупность экономических отношений, связанных с

функционированием валюты. Котировка валют. Валютный курс, инструменты его

регулирования. Валютные ценности. Конвертируемость валюты. Валютные операции.

Валютный рынок. Валютное регулирование и валютный контроль.

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Всего:

В том числе: лекции 36 ч; практ. занятия 24 ч., самост. работа 25 ч.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансы, денежное обращение и кредит»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Финансы, денежное обращение и кредит»;
  • нормативные документы;
  • учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы;
  • учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой;
  • комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового уровня образовательного стандарта;
  • стендовый материал, который носит обучающий характер: рекомендаций по выполнению домашних работ; рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен);
  • правила техники безопасности работы и поведения в кабинете.

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц;
  • Комплект инструментов для работы у доски.

Технические средства

  • Проектор;
  • Ноутбук с возможностью подключения к Internet;
  • Слайды по тематике курса.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Нормативные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;

2. Конституция Российской Федерации;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации;

Основные источники:

1. Галаганов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Галаганов В.А. -«Форум: Инфра-М», 2014

2. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Климович В.П. - «Форум: Инфра-М», 2014

3. Матюшенкова Н.Г. Основы денежного обращения и финансы [Текст]/ Матюшенкова Н.Г. - «Академия», 2012

4. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит [Текст]/ Перекрестова Л.В. - «Академия», 2012

5. Рудская Е.Н. Финансы и кредит: практикум [Текст]/ Рудская Е.Н. - «Феникс», 2008- учебное пособие

6. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ Янин О.Е. - «Академия», 2011

7. Галяпина Л.В., Трускова Т.М. Финансы и кредит [Текст]/ Галяпина Л.В. - «Дашков и Ко», 2011

8. Лаврушина О.И. Финансы и кредит [Текст]/ Лаврушина О.И. - «КноРус», 2011

Дополнительные источники:

1 .Когденко В.Г., Мельник М.В., Быковников И.Л. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика [Текст]/ Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 2.Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. [Текст]/ – М.: ИТК «Дашков и К», 2010

3.Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. Учебное пособие. [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

4.Финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Учебник [Текст]/– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

5.Финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Учебник [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

6.Финансы организаций (предприятий). Под ред. Н.В. Колчиной [Текст]/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Периодические издания:

1. Банковские услуги / журнал

2. Вопросы экономики / журнал

3. Деньги и кредит / журнал

4. Российская экономика: прогнозы и тенденции / журнал

5. Финансовая газета.

6. Финансы / журнал

7. Финансы и кредит / журнал

8. Финансы, деньги, инвестиции / журнал

9. Российский экономический журнал

Интернет-ресурсы:

1. www.cbr.ru;

2. www. minfin.ru

3. www.denezhka.su

4. www. cfin.ru

5. www. e-rss.ru

6. www. ekportal.ru

7. www. consultant.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансы, денежное обращение и кредит»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных расчетов показателей.

Результат обучения (освоения умения, усвоения знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоения умения:

У1- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

У 2 - проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

У3 - проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

У 4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;

ВУ5 - использовать периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно–правовые системы и программные продукты.

Усвоения знания:

З1- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

З2 - принципы финансовой политики и финансового контроля;

З3 - законы денежного обращения;

З4 - сущность, виды и функции денег;

З5 - основные типы и элементы денежных систем;

З6 - виды денежных реформ;

З7 - структуру кредитной и банковской системы;

З8 - функции банков и классификацию банковских операций;

З9 - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

З10 - структуру финансовой системы;

З11 - принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

З12 - виды и классификации ценных бумаг;

З13 - особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

З14 - характер деятельности и функции профессиональных участников рынков ценных бумаг;

З15 - характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

З16 - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

ВЗ17 - периодические и специальные издания, справочную литературу в сфере экономики, информационные справочно–правовые системы и программные продукты.

ОК 2-6

ПК 1.3; 2.4; 4,4

ВПК 2.5

Защита практической работы

Взаимоконтроль

Устный опрос

Защита практической работы

Защита практической работы

Взаимоконтроль

Устный опрос

Взаимоконтроль

Самопроверка

Анализ и оценка результатов выполнения самостоятельной работы

Защита практической работы

Устный опрос

Промежуточный контроль – в форме зачёта


Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.

Целями учебно-методического комплекса являются:

  • приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;
  • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
  • формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Финансовая грамотность: учебная программа. СПО

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты,

алгоритм формирования итоговой оценки, приведены календарно-тематический план занятий и рекомендации по методике их проведения. В программе перечисляются все навыки и компетенции, а также личностные характеристики и установки, которые развиваются у обучающихся в процессе обучения.

Учебная программа (PDF, 654 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО

В пособии в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

Материалы для учащихся (PDF, 257.62 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО

Пособие содержит подробные рекомендации по проведению каждого из 34 занятий: ответы на домашние задания и вопросы для размышления из материалов для обучающихся, ответы на задания из контрольных измерительных материалов, сценарии проведения классных дискуссий, а также дополнительные материалы, которые позволят преподавателю варьировать глубину изучения предмета в зависимости от количества учебных часов и уровня знаний обучающихся.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 3.59 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО



Материалы для родителей (PDF, 3.55 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО

Контрольные измерительные материалы включают разные типы заданий: тесты с одним правильным вариантом ответа, вычислительные задачи, длинные тесты со множеством правильных ответов и темы для эссе. Они позволят оценить глубину знаний обучающихся и способность критически использовать полученные навыки.

Финансово-экономический колледж РГЭУ (РИНХ) осуществляет подготовку специалистов по специальности 38.02.06 Финансы.

Квалификация: финансист.

Нормативный срок освоения программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) при очной форме обучения:

  • уровень основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
  • уровень среднего общего образования - 1 год 10 месяцев.

Нормативный срок освоения программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) при заочной форме обучения:

  • уровень основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
  • уровень среднего общего образования - 2 год 10 месяцев.

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансист готовится к следующим видам деятельности:

  • финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций;
  • осуществление профессионального применения норм права, регулирующих финансовую деятельность;
  • участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления.

Учебная и производственная практика
По специальности 38.02.06 Финансы в соответствии с учебным планом предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная и производственная практика проводится для освоения обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей, конкретных видов профессиональной деятельности, приобретения опыта практической работы. Учебная практика реализуется в 4 и 6 семестрах в объеме 144 часов (4 недели), практика по профилю специальности в 6 семестре в объеме 216 часов (6 недель), преддипломная в 6 семестре в объеме 144 часов (4 недели). Цели и задачи, содержание и формы отчетности по учебной практике и производственной практике (по профилю специальности) определяются в рабочих программах соответствующих модулей. Цели и задачи, содержание и формы отчетности по преддипломной практике определяются в рабочей программе преддипломной практики.

Изучаемые дисциплины:

  • Основы философии
  • История
  • Иностранный язык
  • Русский язык и культура речи
  • Физическая культура
  • Математика
  • Информационные технологии в профессиональной деятельности
  • Экономика организаций
  • Статистика
  • Менеджмент
  • Документационное обеспечение управления
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Финансы, денежное обращение и кредит
  • Бухгалтерский учет
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Бюджетный учет
  • Анализ финансово-хозяйственной деятельности
  • Основы организации и функционирования бюджетной системы РФ
  • Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях
  • Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ
  • Финансы организаций
  • Организация внешних финансовых отношений
  • Правовые основы регулирования финансовой деятельности и другие

Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший программу подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы, подготовлен к освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы высшего образования.