Стратегия развития системы образования. Проблемы стратегий образования в современном мире и тактика образовательной деятельности в свете современной социальной философии. Основные проектные направления

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института. К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются: формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения; системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления; построение и развитие единого образовательного информационного пространства; постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации; создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами. Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.

Кризисные явления в образовании и воспитании возникли не вдруг. Они обострились и явственно проявились к началу 80-х годов. Истоки их были заложены еще в начале 30-х годов, а обнаруживаться они начали уже в 70-е годы, что было связано с директивным переходом к всеобщему среднему образованию, более сложным программам обучения для всех и явной несостоятельностью унифицированной системы образования, ее неприспособленностью к решению задач формирующегося динамичного постиндустриального общества.

В середине 60-х годов образование в нашей стране по многим параметрам занимало лидирующее положение в мире. Мы вышли на ведущее место по глубине и основательности образовательных программ, по качеству знаний школьников, ввели всеобщее среднее образование. Очень быстро происходило расширение масштабов высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.

Однако в последующие годы наша образовательная система утратила динамизм, мы перестали замечать быстрые сдвиги в образовании в ведущих странах Запада и в развивающихся странах Востока. Нарастали социально-экономические противоречия внутри страны, а образовательная система на них не реагировала, ибо реформы образования носили косметический характер, а школа оставалась во многом официальной и казенной.

В обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров, усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности - эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики.

В середине 80-х годов обнаружилось, что по ряду параметров наша школа серьезно отстает от зарубежной. Мы значительно отставали от развитых стран по масштабам высшего образования. Наметилась и тенденция к свертыванию объемов полного среднего образования. Значительно опередили нас зарубежные коллеги по степени и глубине дифференциации и индивидуализации образования. Отстала наша школа и по продолжительности образования. У нас средняя продолжительность образования была 10,5 лет. В США и Японии - 12 - 13,5 лет. Долгое время в школе преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала, что приводило к определенной нивелировке личности учащегося, недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами. Школа пока серьезно отстает по формированию у молодежи социальной адаптивности и мобильности, жизненной устойчивости, самостоятельности, предприимчивости, инициативы, т. е. как раз таких качеств, которые совершенно необходимы при переходе общества к рыночной экономике.

Обнаружились, несмотря на красивые лозунги и отдельные позитивные примеры, скудность материального обеспечения и слабость кадровой базы ввиду «утечки мозгов» из системы образования в другие, более привлекательные, более престижные и материально выгодные сферы деятельности. Одно из проявлений этой тенденции - феминизация школы.

В начале 90-х годов в связи с перестройкой экономики и социальной жизни, попытками форсированного перехода к рыночной экономике в стране возник системный социально-экономический кризис, который не мог не отразиться на образовании. В связи с новыми социально-экономическими условиями наибольшие потери понесло начальное звено образования и воспитания - детские дошкольные учреждения. Многие ведомственные детские сады оказались брошенными, были закрыты или преобразованы в образовательные учреждения иного вида. Об этой потере можно только сожалеть. Есть и еще очень важная потеря - развалилась старая система воспитания. Прежняя система воспитания оказалась несостоятельной и в связи со сменой идеологических ориентиров, и в связи с ее авторитарностью, заформализированностью, «мероприятийным» характером, а также в силу своего «школоцентризма» и слабого использования педагогических возможностей среды. О развале старой воспитательной системы вряд ли стоит сожалеть, но сохранить лучшее из наработанного, восполнить образовавшийся вакуум необходимо. Эти процессы набирают силу, требуют поиска, инициативы, вдумчивого анализа.

Однако, несмотря на все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий мировой статус. Более того, наше образование не только сохранилось, но и приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным. Появилась реальная возможность выбора типа учебного заведения, уровня изучаемых программ, степени и характера помощи. Следует подчеркнуть, что образование выжило именно потому, что оно обновлялось, что проводился настойчивый и продуктивный поиск новых вариантов, нового содержания и средств обучения и воспитания.

Кризис образования развился на фоне кризиса детства, который проявляется в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10 % здоровых детей и 35 % - хронически больных), росте преступности несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Вместо акселерации в последние годы наблюдается «децелерация» - замедление темпов роста и развития молодого поколения. Социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях.

Кризис образования, как и всей социальной сферы, не является фатальным, скорее, это кризис обновления, и, обновляясь, система образования и воспитания стремится преодолеть кризис, вырваться из него.

Анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образования, стратегию его обновления. Полагаем, что эти стратегические установки составляют ядро нового педагогического мышления - важнейшего условия успеха преобразований.

Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы.

Наша образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. «Культ знаний» нередко остается тем идеалом, к которому стремится школа. Это, однако, не совсем верно. Еще древние утверждали: многознание уму не научает. Наши школьники, о чем говорят последние данные ЮНЕСКО, занимают по предметным знаниям и умениям места где-то во втором десятке. Мы отстаем в этом отношении от Южной Кореи, Тайваня, Швейцарии, Венгрии, ряда других стран, но заметно опережаем США, Англию, Францию, Германию и другие развитые страны. Казалось бы, не так уж плохо. Однако по развитию творческого интеллекта эксперты отводят нам куда более скромное место. Вроде бы парадокс. Но на деле все объяснимо. Знания сами по себе еще не обеспечивают развития, даже интеллектуального. А ведь современные цели обучения охватывают не только развитие интеллекта, но и развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера. Знания - основа, плацдарм развивающего обучения, промежуточный, но не его итоговый результат. Все обучение должно быть ориентировано на развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. От знаниецентризма наше образование должно прийти к человекоцентризму, к приоритету развития, к «культу личности» каждого воспитанника. Обучение в этом плане выступает как способ реализации воспитательных задач, как его часть. Вся же образовательная система должна быть широким полем для жизнедеятельности, утверждения и развития человека и включать в себя семью, внешкольные учреждения, неформальные контакты и т. д.

Стоит отметить, что изменилось не столько само содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность. Это очень четко отражено в ст. 14 Закона «Об образовании». Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализации личности и уже далее - задача развития гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства.

Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам. В этом плане стратегические цели образования вернее определить как социально-личностные, ориентированные на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных - с другой. Что же касается непосредственно педагогического процесса, целей, содержания и способов общения педагога и учащихся, детей в коллективе, то тут приоритет отдается личностной ориентации, развивающему обучению, в котором особую роль играют психологические знания и подходы.

Изменяется содержание образования, его культурологическая база, причем это изменение происходит по нескольким направлениям:

значительное увеличение культуроемкости образования, базой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная, «одобренная» ее часть, иными словами, содержанием образования становится не только полученное знание, но и сферы достижений человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творческой деятельности, религия, достижения здравого смысла;

повышение роли гуманитарного знания как основы развития, как содержательного «ядра» личности;

движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному, а в предельном случае - индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохранением единого образовательного ядра, определяемого обязательным минимумом и государственными стандартами).

Утверждается подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала, способного обеспечить формирование у обучающихся адекватной научной картины мира, гражданского сознания, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми (ст. 14 Закона «Об образовании»). Ставится задача сформировать у ученика целостную картину мира, помочь ему на основе общечеловеческих и национальных ценностей выявить личностные смыслы в изучаемом материале, передать молодому поколению лучшие традиции, творческие способности, чтобы эти традиции развивать.

Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования (средняя общеобразовательная школа, профтехучилище) к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образовательные учреждения типа сад-школа, лицей-колледж вуз и т. д. Особенно актуальными становятся поиски в области модернизации и обновления массовой школы с тем, чтобы она была адаптирована к возможностям развития и потребностям разных категорий учащихся, а также проблемы, связанные с развитием реабилитационных, образовательно-оздоровительных и специализированных учреждений разного профиля.

Начинает, хотя и очень робко, преодолеваться абсолютизация урока как формы организации обучения в школе. Наряду с уроками проводятся семинары, лекции, практикумы, диспуты, обучающие игры.

Постепенно осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному - не в смысле отказа от коллективных форм работы, а в смысле индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучаемого. Осознается также необходимость перехода от запаздывающего образования к опережающему, хотя эту проблему решить в рамках отдельной школы невозможно. Она связана с возрастающей многофункциональностью образования в целом как социальной сферы и каждой его ячейки - образовательного учреждения. Наряду с ведущими традиционными функциями - образовательной, воспитывающей и развивающей - образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития. Наконец (о чем уже шла речь), все большую роль играет в последние годы поисково-исследовательская функция.

Начинается постепенный переход образования и воспитания на диагностическую основу, чему способствует становление психологической службы в образовательных учреждениях. Утверждается новое понимание стандарта в образовании не как обязательной унификации требований, а как единого базиса, обязательного минимума знаний, уровня минимальных требований и ограничителя учебной нагрузки.

Пробивает дорогу тенденция повышения роли регионального и местного (муниципального, общинного) факторов в образовании. Как показывает опыт многих цивилизованных стран, да и отечественные традиции, община - объединение людей по месту жительства (по принципу соседства) - является самым заинтересованным и заботливым хозяином дошкольного учреждения, школы, социального центра микрорайона. Конечно, всегда необходим баланс общечеловеческих, общероссийских (федеральных), региональных и местных ценностей и установок и интересов региона при условии приоритета ценностей федеральных и общечеловеческих.

Интенсивно происходит переход от разрушенного жизнью регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников. Воспитание переориентируется на общечеловеческие ценности, на идеи и идеалы гуманизма и милосердия. Эти идеи вовсе не обязательно должны выражаться в религиозной форме. Ребенок должен быть огражден от навязывания любой идеологии, как коммунистической, так и религиозной. В современной образовательной системе все более пробиваются и прорастают идеи не замкнутой в себе, а открытой в социальную среду школы, активно участвующей в жизни микрорайона и использующей его педагогические и материальные ресурсы. Школьная образовательная и воспитательная система активно взаимодействует с дополнительным (внешкольным) образованием, ориентированным на семью, на человека, на гуманитарные ценности.

Вопросы и задания

1. Качество знаний и качество образования: в чем несовпадение этих понятий?

2. Выберите определения, которые, на ваш взгляд, адекватно характеризуют современное положение в образовании и воспитании:

а) катастрофа;

б) кризис;

в) распад;

г) обновление и возрождение;

д) утрата позиций;

е) борьба за выживание;

ж)стабилизация;

з) постепенное становление.

3. Каковы ведущие ориентиры новой стратегии развития образования?

4. Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования:

а) личностно ориентированная;

б) социально ориентированная;

в) личностно-социально ориентированная;

г) социально-личностно ориентированная.

5. Можно ли одновременно решать задачи стабилизации и развития образовательных систем города, страны, региона?

6. Какие задачи развития образования могут в исследовательском плане решать психолог, педагог, управленец? Чем обусловлен комплексный характер психолого-педагогического исследования?

7. В каких аспектах образование может выступать как фактор социального развития, как фактор трансляции и умножения культуры?

В 2018 году одной из наиболее важных задач в области образования признана разработка документа, который бы охватывал и объединял единой идеей все уровни образования. Таким нормативным актом станет отраслевая стратегия развития образования . Работа над ее проектом уже ведется. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.


По словам министра образования Ольги Васильевой, государственная программа "Развитие образование" (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Что изменится в образовании в ближайши й и последующие годы? Каковы перспективы развития российского образования? Какие нововведения ждут дошкольных учреждения, будет ли отменен ЕГЭ в школах? Какие главные задачи ставятся для высшего образования и дополнительного обучения переквалификации? Смогут ли окончательно внедрить инклюзивное образование?

Основные проектные направления

Продолжится процесс воплощения в жизнь еще пяти основных проектов. Первый – это "Создание современной образовательной среды для школьников". Второй - "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Третий - "Доступное дополнительное образование для детей". Естественно, продолжится работа по проектам "Вузы как центры пространства создания инноваций" и "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий".

Дополнительно будет усовершенствована программа "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642). Ее дополнят новыми приоритетными и ведомственными проектами. Сейчас в рамках этой госпрограммы дополнительно реализуются три ведомственных проекта, которые не были предусмотрены в первоначальной редакции.

Цель первого проекта - обеспечение условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах. Он должен работать на популяризацию спорта как непосредственно на уроках физкультуры, так и во внеурочное время. Второй проект имеет целью развитие олимпиадного движения по общеобразовательным предметам. Третий проект должен способствовать созданию информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов. Такой сервис назвали "Поступай правильно".

Дошкольное образование

В 2018 г. власти планируют обеспечить 100% детей в возрасте от трех до семи лет доступным и качественным образованием. Сегодня таким результатом могут похвастаться 72 региона страны. Еще 6 субъектов достигли уровня обеспеченности детскими дошкольными учреждениями в 95-99%. В 7 регионах этот показатель ниже 95%.

Наибольшие проблемы наблюдаются в плане доступности детских дошкольных учреждений для детей в возрасте детей от двух месяцев до трех лет. Среди таких ребят только 79,8% обеспечены местами в яслях и детских садах. Для решения проблемы разработан проект по содействию регионам в создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей младше трех лет. На его реализацию только в 2018 г. выделяется 24,5 млрд руб. По итогам воплощения в жизнь указанного проекта к 2021 году на каждого ребенка младше трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Для чиновников не менее важно добиться того, чтобы обеспечить реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Обеспеченность местами в детских садах и школах

Сегодня проблема обеспечения современными условиями обучения в школах решается не только путем создания новых мест для обучающихся за счет строительства новых школ или выкупа с последующим перепрофилированием зданий, выполнением капитального ремонта и создания должных санитарно-гигиенических условий для обучения, но и ликвидацией практики обучения в несколько смен.

В ряде регионов школьники учатся не только в 2, но даже в 3 смены. Исправить сложившуюся ситуацию получится лишь к 2025 г., когда будут созданы новые 6,5 млн мест в школах. Конечно, для соблюдения указанных сроков придется ускорить темпы ввода в эксплуатацию дополнительных площадей. Например, в 2017 г. в России уже было создано 56 888 новых мест.

Концепции содержания общего образования

Не менее важной задачей считается систематическое обновление содержания общего образования. Предполагается, что это произойдет в результате модернизации ФГОС и изменения принципов формирования федерального перечня учебников, которые Минобрнауки рекомендует для изучения школьниками. В частности, планируется установить более серьезный контроль за содержанием увеличивающегося количества учебников.

Так президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая говорит о необходимости формирования концепции единого учебника русского языка. По этому принципу ранее создавался единый учебник истории. Об актуальности проблемы свидетельствует тот факт, что сегодня в перечне содержится 80 учебников по русскому языку и литературе.

В 2018 г. также будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Сейчас уже одобрены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшем будущем утвердят концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. В течение года будут разработаны и утверждены предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Контроль качества общего образования

Под особым контролем останется оценка качества общего образования. В 2017 году была создана и внедрена единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Она предполагает итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования, а также участие России в международных исследованиях.

В 2018 году ВПР будут писать уже большее число учащихся. В прошлом году такие работы писали свыше 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов. В этом году ВПР напишут еще и шестиклассники (Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 "О проведении мониторинга качества образования").

Учащиеся 9-х классов в этом году впервые пройдут новое испытание. Начиная с 2018 г. они станут проходить устное собеседование по русскому языку. В апреле этого года во всех регионах страны пройдет апробация испытания. С 2019 г. такое собеседование станет обязательным. В ЕГЭ в 2017 году содержательных изменений не предполагается.

Начиная с 2019 г. все экзаменационные задания по информатике испытуемые будут выполнять на компьютере. Исключение – задания «на листочках». В перечне иностранных языков, которые можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору, появится китайский язык. Сегодня будущие выпускники вправе сдавать английский, испанский, немецкий или французский язык.

Проверка знаний учителей

Минобрнауки вскоре станет проверять не только знания учеников, но и педагогов. В 2017 г. 4,5 тысячи учителей из 13 регионов участвовали в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики. Автором инициативы выступил Московский педагогический государственный университет. По итогам проверки каждый учитель получил свою оценку с персональными рекомендациями, какие вопросы и темы ему следует изучить более внимательно.

В 2019 г. такому тестированию подвергнут весь педсостав по всем предметам. Однако такая проверка (по крайней мере, официально) не является основанием для каких-либо административных решений.

Рособрнадзор в своей контрольной деятельности, начиная с прошлого года, практикует риск-ориентированный подход, что позволило уменьшить объем годовых проверок на 30%. В итоге, например, в текущем году в первую очередь станут проверять только те образовательные организации, которые не объективно проводили оценку результатов предметных олимпиад и награждали медалями своих выпускников.

Дополнительное образование

Планируется продолжить работу над расширением федеральной сети детских технопарков "Кванториум". Гарантированно построят еще 7 таких центров. Сейчас в 51 технопарке, что находятся в 39 регионах, приняли к обучению 45 тысяч детей, и более 400 тысяч ребят активно вовлечены в их деятельность.

Также есть идея по созданию 31 регионального модельного центра дополнительного образования. Целью таких учреждений станут организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сегодня такие центры функционируют в 9 регионах. В этих же субъектах практикуется персонифицированное финансирование. В результате 124 тыс. детей предоставили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.

Отдых и оздоровление детей – это уже самостоятельное направление дополнительного образования. Данную сферу отныне курирует Минобрнауки России. В его компетенцию входит координирование деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444).

За 2017 г. организованными формами отдыха смогли воспользоваться почти 6,6 млн детей. Однако большинство организованных мест отдыха, а это 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием. А они, согласно мнению экспертов, не обеспечивают полноценный отдых. Всего же по стране в 2017 г. функционировало 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей. Среди них стационарными являются – 2 357, санаторно-оздоровительными – 609, а лагерями труда и отдыха – 4 718, палаточными лагерями – 2 150.

Учитывая вышесказанное, в Минобрнауки ратуют за создание новых детских лагерей. Особо подчеркивается необходимость основания стационарных организованных мест отдыха. Естественно, при условии, что они будут соответствовать всем нормативным требованиям.

Важно, что практически каждый регион составил реестр учреждений, организующих отдых и оздоровление детей. В таких базах есть информация об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и так далее).

Более того, уже начиная с этого лета, в лагерях с детьми начнут работать профессиональные вожатые. Сейчас в 11 вузах идет подготовка специалистов по образовательному модулю "Основы вожатской деятельности".

Среднее профессиональное образование

Одними из основных задач в сфере среднего профессионального образования являются разработка примерных основных образовательных программ, ориентированных на потребности потенциальных работодателей и международных требований, а также формирование сети образовательных организаций с необходимыми для реализации программ СПО согласно современным стандартам и передовым технологиям условиями (материально-технической и учебно-методической базой).

В рамках государственной итоговой аттестации учащиеся сузов в прошлом году в тестовом режиме сдали демонстрационный экзамен. В ходе данного испытания проверялись умения и навыки выпускников посредством моделирования реальных производственных условий. Те, кто успешно справился с заданиями, получили документ, удостоверяющий уровень профессиональной компетенции согласно стандартам Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport).

Каждый такой паспорт регистрируется в базе данных молодых профессионалов. Сервис, как ожидается, будет использован работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена, для подбора персонала. Кстати, представители таких предприятий уполномочены присутствовать во время проведения подобных экзаменов.

Эксперты, правда, отмечают, что для повсеместного распространения демонстрационного экзамена нужно закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в соответствующих нормативных актах.

Ожидается, что в текущем и последующих годах ссузы получат дополнительную финансовую поддержку для обновления материально технической базы. Современное оборудование и расходные материалы необходимы для подготовки специалистов в соответствии с упомянутыми стандартами.

Президент страны В.В. Путин анонсировал основание по всей России центров опережающей профессиональной подготовки. Здесь предполагается организовать обучение студентов и переподготовку преподавателей, а также обеспечить повышение квалификации действующих специалистов. Сегодня подготовка кадров по самым востребованным и перспективным профессиям, которые входят в так называемый ТОП-50, осуществляется на базе межрегиональных центров компетенций, функционирующих в 7 регионах.

Высшее образование

В сфере высшего образования основная задача – развитие данного направления в части повышения конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке. Добиться успеха на этом поприще планируют за счет включения российских университетов в мировые рейтинги лучших вузов, а также формирования опорных университетов, центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сегодня статус таких организаций получил 51 университет, расположенный в 39 регионах. В Минобрнауки полагают, что в ближайшее время такие центры будут созданы в каждом субъекте страны.

К настоящему моменту завершена массовая проверка вузов. По результатам четырехлетней работы Рособрнадзора сократилась численность аккредитованных вузов: с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017 году. Уменьшилось и количество филиалов негосударственных вузов: с 523 до 56.

Отныне планируется изменить основания для аккредитации вузов. Теперь проверять станут не формальные результаты их работы, а реальный уровень знаний их студентов.

Есть мнение, что необходимо совершенствовать и сферу целевого обучения. Так Правительство уже подготовило проект закона согласно которому целевик будет обязан освоить образовательную программу, что прописана в договоре о целевом обучении, и впоследствии - по окончании обучения -трудоустроиться в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока. Документ может быть принят уже во время текущей весенней сессии.

Нужно учитывать и то, что вузы - основная платформа формирования современной цифровой образовательной среды. Например, в 2017 г. стартовал экспериментальный ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru). Здесь можно получить доступ к 473 курсам, сформированным 15-ю образовательными платформами. Ожидается, что к 2025 г. онлайн-обучение пройдут 11 млн человек.

Обучение отдельных категорий граждан

Сейчас Минобрнауки работает над проектом "Равные возможности". Его цель - развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Проект также предусматривает оказание помощи указанной категории обучающихся как во время учебы, так и при трудоустройстве.

Ведомство подчеркивает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ. Данные стандарты должны быть приняты на всех уровнях образования. Пока они реализуются только на уровне начального общего образования. Не менее важной задачей Минобрнауки считает увеличение числа детских садов, школ и вузов, которые могли бы принять на обучение граждан указанной категории. Важно, что уже в этом году начинается работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.

Еще одно особое направление работы ведомства - иностранные граждане. Для увеличения данного контингента обучающихся в российских вузах, особенно по очной форме обучения, планируется оптимизировать условия их пребывания в стране. Это возможно, в том числе, в рамках межпрограммного приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". В итоге уже в текущем году от экспорта российского образования планируется получение более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.

Качество образования зависит не только от педагогов и уровня знаний обучаемых, но и от образовательной политики, вектор которой определяют региональные министерства. Поэтому, начиная с прошлого года, оценивается также эффективность управления образованием на региональном уровне. Однако какие последствия грядут за признанием работы регионального министерства образования неэффективной, еще не определено.

Понятие системы образования

Под системой образования понимается совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

  1. дошкольное воспитание;
  2. общее среднее образование;
  3. внешкольное обучение и воспитание;
  4. профессионально-техническое образование;
  5. среднее специальное образование (техникумы и колледжи);
  6. высшее образование;
  7. подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  8. последипломное образование;
  9. повышение квалификации и переподготовку кадров.

Стратегия развития современной системы отечественного образования

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетными задачами в реализации стратегической цели являются:

  • модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
  • обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
  • создание современной системы непрерывного образования , подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Важнейшим аспектом в развитии системы современного образования является процессы интеграции и интернационализации, обеспечивающие сближение стран при создании единого мирового образовательного пространства. Сближению образовательных систем способствует принятие Россией Болонской декларации (2003 г.). Основными положениями Болонской декларации является введение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. Переход к общеевропейскому стандарту системы российского образования не означает тождественности. Современная система российского образования, используя накопленные результаты исследований, модернизирует её, взяв за основу мировой опыт.

Современная система отечественного образования характеризуется такими чертами, как: федеральность и централизованность.

Структура системы образования

В структуру современной системы отечественного образования входит:

  • дошкольное образование, осуществляющее обучение и воспитание детей от 1,5 до 7 лет.
  • начальная школа – обучение детей младшего школьного возраста с 7 до 11 лет.
  • неполное среднее образование получают школьники с 5 по 9 класс, далее школьники подают документы в 10-11 классы, либо в колледж (техникум).
  • Общее среднее образование – обучение школьников 10 и 11 класса, после чего они получают документ об общем среднем образовании.
  • Среднее специальное образование получается школьниками после окончания 9 класса (4 года обучение), либо после 11 класса (2 года обучения), получают диплом о среднем специальном образовании.
  • Современная система отечественного образования предусматривает обучение в вузах, в зависимости от срока обучения, студенты заканчивают бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Реформы высшего образования

Общая характеристика современной системы высшего образования включает в себя несколько основных этапов: неполное высшее образование получают студенты, прошедшие обучение в вузе в течение двух лет; бля получения степени «бакалавр» - четыре года, специалистов готовят пять лет, а магистров – шесть лет.

Также в России набирает популярность система по непрерывному образованию, благодаря которой все желающие могут обновить свои знания, одновременно с этим, удается получить специальные навыки. Иными словами, под непрерывным образованием принято понимать своеобразное учение, связанное с постоянным совершенствованием человека и пожизненным развитием его способности.

Большинство современников уверены в том, что сейчас лучше всего достроить такую систему образования при помощи новых ступеней, рассчитанных на различные периоды жизни человека. Одна из основных целей в управлении этой системы связана с развитием потенциальных качеств человека и его мышления. Но в центральной части системы должен располагаться человек, а также всего его желания, потому что без этого невозможно развивать способности.

Современные тенденции развития отечественного образования

Основными тенденциями развития современного отечественного образования являются процессы диверсификации, интернационализации, индивидуализации, развивается быстрыми темпами опережающее и непрерывное образование, интенсифицируется и компьютеризируется процесс обучения, получают признание цикличность и многоступенчатость.

Перечисленные тенденции способствуют повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социального и экономического развития общества. Использование новых методов и технологий в современном образовании сопровождается инновациями и использованием инновационных технологий.

Сущность информатизации образования заключается в реализации аспектов повышения качества содержания образования. Основные направления информатизации образования являются следующие:

  • виртуальная информационная среда и её создание на уровне учебных заведений;
  • обеспечение системной интеграции информационных технологий в системе образования, позволяющих поддерживать процесс обучения школьников, их научные исследования;
  • построение единого образовательного информационного пространства;
  • создание сети, включающей информационные центры, которые ориентированы на информационное обеспечение системы образования компьютерными программами.

Открытое образование, получающее распространение в России, ориентирует школьников и молодых людей на осуществление подготовки к полноценному участию в общественной и профессиональной области в современных рыночных условиях. Качество открытости в системе образования позволяет более свободно осуществлять процесс планирования обучения, а также осуществлять выбор места, времени, темпа осуществления образования. В практической деятельности данная система реализуется при помощи использования сетевых технологий.

Открытость и дистанционность обучения в современном образовании позволяет различным группам населения при использовании сети Интернет получить качественное дополнительное образование. Дистанционное обучение в отечественной системе образования только получает своё развитие, но количество образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, растёт с каждым годом.


Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.