Социологи подчеркивают что социальный контроль. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Тенденции развития семьи

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Задания для учащихся по теме «Свобода и ответственность»

1. Прочитайте текст (1930-1990) – российско-грузинского философа и ответьте на вопросы:

Под свободой обычно эмпирически понимают «свободу выбора».

Считается, что мы свободны тогда, когда можем выбирать, и, чем больше выбора, тем больше свободы. Если у человека есть свобода выбора, то свободой называется, во-первых, само наличие выбора и, во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. Таков эмпирический смысл термина «свобода».

А философ говорит нечто совсем другое – более правильное. Он говорит: проблема выбора никакого отношения к проблеме свободы не имеет. Свобода – это феномен, который имеет место там, где нет никакого выбора. Свободой является нечто, что в себе самом содержит необходимость, вот как введена категория. Нечто, что является необходимостью самого себя, и есть свобода.

Не в выборе здесь дело, не в разбросе предполагаемых возможностей – свободным явлением называется такое явление, необходимость которого и есть оно само. Необходимость! Нечто, что делается с необходимостью внутренней достоверности или просто внутренней необходимости, и есть нечто, делаемое свободно.

Вопросы и задания:

1. обращаясь к тексту М. Мамардашвили, выделите отправные точки его характеристики понятия «свобода».

2. Необходимость какой деятельности включает в себя свобода философа?

3. Зачем нужны философские проекты духовно свободного выбора остальному человечеству?

Прочитайте текст (1874-1948) – русского философа (в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 году вместе с группой философов был выслан из Советской России) и ответьте на вопросы:

«Человек создает свое величие, и мощь, и свое ничтожество, и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный , вводящий человека в роковую цепь природной необходимости… странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным».

Вопросы и задания:

Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека? В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?

Для обсуждения:

Немецкий философ писал: «Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться как запретным плодом. Свобода должна быть гарантирована порядком столь же явным и неизменным, как законы природы».

Какой, по-вашему, порядок имел в виду Шеллинг?

- «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы»

Наступил век «опасной свободы, другой свободы, чем политическая и социальная свобода последнего прошлого: внутренней свободы, которая всегда испытание, никогда не привилегия»

Г. Раушнинг

Из открытого банка заданий ФИПИ

1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

2.Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


4. В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

5. Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.

Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.

4. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.

6. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Социология

7. «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

8. «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

1-А,В,Д 2-Б,Г

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и

(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных(Г), которые регулируют деятельность людей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или(Е)».


Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

1) смысл понятия, например: малая группа - устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;

2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие аген­ты социализации:

1) семья: (В семье Лена усво­и­ла ос­нов­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го обращения.)

2) школа: (Учащиеся 2 класса, при­ни­мая уча­стие в школь­ных пат­ри­о­ти­че­ских праздниках, на­учи­лись ува­жать ге­ро­и­че­ское прошлое своей страны.)

3) средства мас­со­вой информации. (Чтение ста­тей на общественно- по­ли­ти­че­скую те­ма­ти­ку по­мог­ло Насте сфор­ми­ро­вать свою осо­знан­ную граж­дан­скую позицию.)

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения . Отклоняющееся (девиантное) поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения – негативное и позитивное.

Негативное отклонение – это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социальноодобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия – санкций.

Позитивное отклонение – девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Но, как позитивное, так и негативное отклоняющееся поведение имеет относительный характер, так как рознятся нормы обществ, социальных групп. К примеру, в Голландии нормальным считается употребление легких наркотиков. Их можно свободно приобрести в кафе. Также в Голландии узаконена проституция, она считается обычной профессией. В большинстве же стран и продажа легких наркотиков, и проституция, запрещены законом.

Представления о соответствии норме и отклонениях меняются в процессе общественного развития. Прежде всего потому, что изменяются сами нормы, принимаются новые законы. К примеру, в Советском Союзе все операции с иностранной валютой были запрещены и жестоко карались законом. В современной России каждый гражданин может свободно приобрести любую валюту в обменном пункте и получить разрешение на ее вывоз за пределы страны. Влияет на изменение норм в обществе и мода, изменения в технике и технологиях, изменения в политической системе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение – нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.



Чем различаются девиация и деликвентность? Прежде всего степенью и знаком (плюсом или минусом) отклонения от норм.

Каковы причины формирования девиантного или деликвентного поведения? Как правило, девиантное поведение связано с особенностями процесса социализации человека, его воспитанием, образованием. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, близких, друзей. Если родитель преступник, то и у ребенка может развиться склонность к совершению преступлений.

Если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, его поведение также может стать девиантным. В современной семье, даже очень обеспеченной, мало внимания уделяется детям. Родители кивают на школу, учителей, забывая о том, что главная их обязанность – воспитать своего ребенка полноценным членом общества, состоявшейся личностью, уверенной в себе и взаимодействующей с обществом.

В подростковом возрасте к девиации может привести протестное настроение, нежелание жить по нормам и правилам «предков», своего рода «молодежный бунт».

Причиной девиантного поведения может стать и конфликт норм. Например, в семье ребенок окружен вниманием, любовью близких, заботой. К него дома принято уважать старших, быть честным и порядочным. Но он может оказаться в группе, где сложились иные нормы и правила. Где уважается право сильного или размер кошелька, а не личностные качества или порядочность. Ценности, привитые в семье, сталкиваются с теми, которые существуют в группе. Это может привести к серьезному внутриличностному конфликту, способствовать девиации.


Социальный контроль

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Социальные санкции.

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции . Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные. Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правомь назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

ВИДЫ САНКЦИЙ

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

Культура - это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека - это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, - сексуальность, старение, смерть, - сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.

Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе и регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.