Культура византии направление образование научные знания. Византийская наука и религия. Инструменты познания эпохи Средневековья

Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона Калюжный Дмитрий Витальевич

Светская наука Византии

Светская наука Византии

Купцы и наука

Обычно начатки научных исследований появляются там, где сформировалось уже организованное жреческое сословие, имеющее достаточно времени и возможностей для занятий этим делом. Однако первые шаги часто оказываются и последними вследствие того, что добытые научные теории, слившись неразрывно с религиозными положениями, застывают вместе с ними, превратившись в безжизненные догмы.

Однако наряду со жреческим знанием начинает вырабатываться и знание светское, независимое от церкви. Недостаток ресурсов и необходимость управления огромной империей должны были сильно содействовать развитию византийского мореходства, а оно в свою очередь подтолкнуло торговлю и задало необычайно быстрый темп колонизации побережий Черного и Средиземного морей. Важнейшая роль в этом колонизационном процессе выпала на долю Милета: этому малоазиатскому городу выпала роль одного из главных посреднических центров.

Из-за определенной религиозной неустроенности ранней Византии здесь успело развиться разное знание; оно стало костенеть лишь по мере установления единой религиозной доктрины. Так же произошло и у арабов: все их успехи приходятся на период формирования мусульманства. То же самое можно наблюдать и в Западной Европе, с тем лишь отличием, что после периода «закостенения» наступило «раскрепощение»: для купца и промышленника было важно получить нужный научный результат, а как он соотносится с догматами церкви – вопрос второй. Деньги оказались важнее Бога.

Первоначальным византийским торговцам в силу своей профессии приходилось много чего видеть и учитывать в своих путешествиях. Они наблюдали массу самых различных бытовых укладов, обычаев, верований и т. д., и это заставляло их освобождаться от многих традиционных представлений о мире. От разных народов они перенимали полезные для себя знания и аккумулировали их.

Это были совсем другие люди, нежели традиционные хранители знания – духовенство, которое обычно его монополизировали. Купцы, конечно, тоже далеко не всем ими узнанным делились с окружающими, но все же их знание было доступнее для многих.

Из систематизации разнообразных, полученных со всех концов земли сведений и родилась византийская наука и научное мировоззрение. Родиной новых идей была как раз Малая Азия (главным образом Милет), где торговля пустила наиболее крепкие и разветвленные корни. Лишь позже приоритет перешел к александрийцам.

Главные же противники рационального научного миропонимания, сторонники мистицизма и теософских спекуляций группировались на территориях, где хозяйственную основу составляло земледелие. Эти учения представляли собой своеобразную переработку старых религиозных верований, слегка приведенных в соответствие с изменившимися общественными условиями. Туманная теософская мистика была полной противоположностью логической прозрачности и рациональной ясности теорий, созданных в торговых городах.

Древняя физика является почти исключительно физикой византийцев. Появление физики – это преодоление религиозно-мистических воззрений и приход к мысли о естественной закономерности явлений. Но при обсуждении заслуг византийцев в области физики не следует забывать, что мы здесь имеем дело с началом науки, иначе наше суждение будет ошибочным. Между их физикой и нашей – целая пропасть, не столько по материалу, сколько по способу его обработки. И все же замечательно, что уже в эллинский период мы находим все специальные отделы физики разработанными до известной степени или, по крайней мере, намеченными.

На первом месте стояли рассуждения об общих свойствах материи. Затем, механика и оптика. Далее, акустика и учение о теплоте. Относительно магнетизма и электричества им известен был, по крайней мере, факт притяжения магнитной руды и натертого янтаря.

Только метод исследования у них совсем не тот, который мы ныне называем физическим в собственном смысле слова.

Освоение больших пространств, вид звездного неба, смена времен года, атмосферные явления, вся совокупность загадочной жизни органической природы стимулировали ранних византийцев искать объяснения для всех явлений природы и пытаться открыть между ними закономерную связь.

К своей цели они стремились двояким путем. Либо старались дать общие законы, из которых с логической последовательностью может быть выведена естественная закономерность явлений, – это метод натурфилософии, сохранившийся вплоть до XVI века и получивший название аристотелевской физики. Либо пытались уяснить свойства сложных явлений при помощи математической дедукции, приняв за исходную точку простые и не требующие доказательств положения, – таков метод математической физики, главным представителем которого принято считать Архимеда.

В основе теоретических построений лежали различные наблюдения. Но если для астрономии этого было вполне достаточно, то для правильного понимания физических закономерностей нужно было развивать экспериментальные методы. Изучая физические явления, эллины никогда не думали о надежном способе их воспроизведения, не давали себе труда проверить свои выводы новыми наблюдениями и не пробовали расчленять сложные явления посредством опытов с целью найти основание для своих объяснений. Короче говоря, опытное исследование – вот что отделяет физику Нового времени, возникшую в XVII веке, от ее предшественницы.

Итак, первыми физиками были византийские натурфилософы, которые пытались разрешить старую проблему о происхождении мира и о совершающихся в нем изменениях не за счет привлечения сверхъестественных сил, а пользуясь рациональными объяснениями. Это был правильный путь. Но попытка доискаться начала всех вещей и тем самым получить ответы на все вопросы, была ошибочной, хотя и очень привлекательной. Невзирая на многочисленные неудачи, даже и в наши дни еще есть желающие получить все ответы, найдя первоэлементы и первоосновы и построив все остальное с помощью логических построений. Для науки эта заманчивая цель принесла с одной стороны пользу, возбуждая живой интерес к природе, но с другой – и вред.

Византийцы времен эллинов выдвинули столько различных гипотез, что почти исчерпали все мыслимые теории для объяснения Вселенной, так что наши современные гипотезы можно признать лишь продолжением (или повторением) их трудов.

Сегодня многие историки науки, как плохой ученик, зная ответ, пытается подогнать под него ход решения, тщатся реконструировать путь науки как борьбы «правильного» научного направления с различными «ошибочными». А ведь это просто глупость. В те времена все идеи были одинаково умозрительными, и преимущество определялось авторитетностью того, кто ее высказывал, или авторитетностью ссылок, которыми обосновывал свои взгляды высказывающий. Отсюда и такое огромное количество трудов Аристотеля, Архимеда, Платона и прочих: многие приписывали им свои собственные мысли, а потом их комментировали, да так и остались в истории науки под видом «комментаторов» какого-либо «классика».

Наука всегда аристократична. Древность не имела понятия о популярной физике. Для массы людей Земля, вопреки Пифагору, всегда оставалась неподвижным плоским диском; Аристарх не раскрывал хрустального небосвода для охлоса, и старые божества природы не были низвергнуты со своих алтарей физическими силами. Там, где народ приходит в соприкосновение с умственным величием, он видит одно чудесное, и суеверное предание превращает в его глазах физика в колдуна, философа – в прорицателя.

Массы ищут в науке чудес или развлечения. Хитрые и бессовестные люди умеют обращать такие ожидания в свою пользу и увлекают толпу тем легче, чем менее ей известен истинный облик науки. Так мало-помалу из слабых начатков наук развились астрология и астрономия; химия и алхимия. Даже магия превратилась в систематическую «науку»!.. Мнимые науки достигли, правда, полного своего расцвета только в Средние века.

Идеал физики заключается в сочетании опытного исследования, математики и стиля мышления. Взаимодействием этих трех факторов и обусловливаются ее успехи в последние столетия. Там, где тот или другой метод преобладает над остальными, в развитии всегда рано или поздно замечается застой. Но когда эти три фактора соединяются в должном соотношении в одном человеке, появляется гений, начинающий новую эпоху в истории науки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Тринадцатый век – ослабление Византии. Борьба Востока и Запада за власть в Византии. Крестовые походы – как отражение этой борьбы 3. 1. Византия слабеет и попадает под контроль Востока Византия слабеет как мировая империя. Ее фемы-провинции начинают набирать силы и

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Привилегии и светская жизнь Весталок сближали с мужчинами и некоторые привилегии{518}: они могли составлять завещания и вести свои дела без опекуна; могли свидетельствовать и сами себя защищать перед судом понтификов; при «взятии» они, согласно Титу Ливию, получали

Из книги Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII автора Мань Эмиль

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из статьи A.B. Гулыги «История как наука». «Философские проблемы исторической науки» (М.: «Наука», 1969) Термин «история» многозначен. В русском языке можно насчитать по крайней мере шесть значений этого слова. Два из них имеют чисто бытовой характер. Это история как

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

3. Светская архитектура Развитие архитектуры дворцов и гражданских зданий в данный период проходило через те же стадии, что и у церковной архитектуры. В отличие от более строгих правил исполнения церквей, светские постройки отличаются большим разнообразием. Зачастую

Из книги Две силы автора Солоневич Иван

СВЕТСКАЯ БЕСЕДА Отец Пётр очнулся не сразу. Какое-то, вероятно, долгое время ему казалось, что он на каких-то гигантских качелях качается в междузвёдном пространстве, что каждый размах качелей длится сотни, а, может быть, и миллионы лет, и что, вот-вот, он качнётся к той

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги Норманны. От завоеваний к достижениям. 1050–1100 гг. автора Дуглас Дэвид Чарльз

Глава IX Светская власть IОбщее влияние, оказанное норманнами на христианский мир, соответствует особым последствиям их правления на территории завоеванных ими стран. Однако результаты правления норманнов в светской сфере этих государств оцениваются по-разному. Не так

автора

Светская жизнь Дети рано начинали присутствовать на официальных церемониях, происходящих при дворе. Так, будущий Николай I и его сестра Анна уже в возрасте 1,5–2 лет танцевали на придворных балах. И если это еще можно было счесть развлечением, то участие в церемонии

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Светская жизнь Для нас светская жизнь является синонимом приятной праздности и всевозможных увеселений. Но в XVIII–XIX веках светские обязанности зачастую рассматривали именно как обязанности, как своеобразную службу, далеко не всегда легкую и приятную. В разгар бального

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ Для Византии вопрос о взаимоотношениях церкви и светской власти был решен в период иконоборчества, когда, несмотря на формальную капитуляцию императоров в вопросе об иконопочитании, экономические и политические позиции церкви были подорваны.

Из книги Никола Тесла. Первая отечественная биография автора Ржонсницкий Борис Николаевич

Глава девятая Наука, одна наука… Лекция в Филадельфии. Глаз и свет. Три рода излучений Наука, одна наука…Дни и ночи за разрешением бесконечных вопросов, возникающих в процессе разработки способов практического использования токов высокой частоты, в поисках возможности

Из книги Рублевка, скрытая от посторонних глаз. История старинной дороги автора Блюмин Георгий Зиновьевич

27. Светская львица Имения в окрестностях Москвы начали поступать как пожалования ближним государевым людям еще во времена первых российских царей – Ивана III и Ивана IV. Традиция непременно иметь «свою подмосковную» с той поры стала распространяться повсеместно. Эти

Из книги Источниковедение новой и новейшей истории автора Рафалюк Светлана Юрьевна

1.4. «История как строгая наука?: Позитивизм VS Новая социальная наука» (деловая игра: тренинг методов аргументации) Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны (собеседника, оппонента, аудитории). Как речевое действие она, с одной стороны,

Из книги Триединство. Россия перед близким Востоком и недалеким Западом. Научно-литературный альманах. Выпуск 1 автора Медведко Леонид Иванович

Власть духовная и светская Последняя из отмеченных выше рационалистических установок Корана нашла отражение в его политическом императиве, который – вопреки господствующему в исламоведческой литературе стереотипу – весьма далек от безоговорочно

Введение

Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (в V веке) до эпохи Возрождения, что составляет около 10 столетий. В истории Европы этот период называют не иначе как "мрачный", имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Но усиление роли религии в жизни общества является скорее не причиной "мрака", а его следствием и, более того, средством защиты человечества от деградации. Возникшее в I веке христианство, а позднее и ислам, создавали согласие в обществе, являлись мощным стабилизирующим фактором. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности и образования. Чтение и переписывание ученых книг было обязательным занятием в монастырях. Там создавались значительные по объему монастырские библиотеки, сохранявшие научное наследие. Монастыри обменивались рукописными книгами, ученые монахи не только комментировали тексты древних рукописей, но и обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. Религиозное воспитание предполагало высокую нравственность, формирование идеалов добра и справедливости.

Наука Византии

Христианство было порождено развратом Римской империи и царящей там несправедливостью. Возникшее среди простолюдинов, христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. Константин Великий издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, по которому христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Отказавшись от язычества, император перенес столицу из Рима в Византию. Вскоре, в 325 году Римская империи была разделена на две части: западную и восточную, со столицами Римом и Византией. Каждой частью бывшей единой империи правил свой император. Позже Византия была переименована в честь Константина Великого в Константинополь. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 году н.э., когда войсками германского племени скиров был свергнут последний ее император Ромул Августул. Восточная Римская империя - Византия существовала еще около тысячи лет.

Христианская церковь уже в III веке представляла собой централизованную систему с верховным управлением и являлась мощной и влиятельной политической организацией, ставшей со времен Константина оплотом государственной власти. Византия существовала как христианская империя, единственно способная сохранить наследие античности. Константинополь был последней крепостью цивилизации. В библиотеках его монастырей хранились поэмы Гомера, труды Аристотеля. В середине IX века под началом епископа Льва (нач. IX века - 869 г.), прозванного Математиком, в Магнавском дворце была открыта высшая школа. В Магнавской школе собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Монах Фотий составил сборник с пересказами и комментариями 280 античных рукописей. За свою ученость Фотий был удостоен сана патриарха, а император Василий поручил ему воспитание сына. Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал буквы как математические символы, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры. Математические знания использовались византийцами на практике, в частности при постройке выдающегося сооружения - храма Св. Софии в Константинополе. Архитектура храма, его мозаика свидетельствуют о расцвете искусств и совершенстве техники Византии в VI веке.

Обширные торговые связи Византии достигали Китая, Индии, Цейлона. Любознательные византийские путешественники добывали знания по географии, зоологии, истории мало известных в Европе стран. К таким исследователям относится Косма Индиковлефт - автор "Христианской топографии" (VI век). В области космологии наибольшее влияние имела птолемеевская система мира, хотя были попытки возвращения к более ранним представлениям о плоской форме Земли. Химические познания использовались в ремесленном производстве, в фармакологии. В целом же о научных и технических достижениях Византии мы знаем очень мало. Это объясняется теми разгромами, грабежами, истреблением памятников науки и культуры, которые стали следствием нашествия внешних врагов Византии.

Уже давно ставшая привычной поговорка «Ученье свет, а неученье - тьма» с большой торжественностью помещается «отцом византийской схоластики», богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровождается пространным доказательством. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с необыкновенным уважением, хотя и понимали науку несколько иначе, чем мы. Они сохранили античное восприятие науки как чисто умозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с давней традицией все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание - и практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и достигшая необыкновенного расцвета именно в Византии юриспруденция.

Система образования сохранила преемственность от античности. Детей шести-семи лет отправляли в начальную школу, где они в течение двух-трех лет учились читать, писать и считать; только книгой, по которой учились чтению, стала Псалтирь, вытеснив Гомера из начальной школы в школу грамматики, куда поступали желающие продолжить свое образование. Начальные школы могли быть частные, платные, а могли содержаться монастырем, церковной или городской общиной, так что обучение в них было доступно для всех слоев населения. Сравнительно с государствами Западной Европы сеть школ была в Византии шире, а общий уровень элементарной грамотности - выше. Для продолжения образования и развития школ более высоких ступеней здесь существовал еще один важный стимул: в империи с централизованным управлением и развитым бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться сколько-нибудь серьезной должности.

В школах грамматиков штудировали по преимуществу древнегреческих авторов и учили изъяс-няться на аттическом диалекте по всем правилам риторики. Так с VI-VII вв. начинается постепенное расхождение развивающегося разговорного греческого языка и языка письменной культуры, который - в идеале - и две тысячи лет спустя не должен был отличаться от языка Демосфена и Фукидида.
Те, кто желал посвятить себя науке или готовился состоятельными родителями к занятию высоких должностей, продолжали образование, изучая риторику, философию, юриспруденцию. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. Со временем часть их приходит в упадок (всемирно известная Александрийская библиотека гибнет от пожара; знаменитая платоновская Академия в Афинах, ставшая к VI в. крупнейшей школой языческого неоплатонизма, закрывается по указу императора Юстиниана); постепенно складываются новые учебные и научные центры. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. - своего рода университет, имевший два факультета - юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа.

С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. В Византии не прерывалась античная философская традиция; византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и утонченность диалектики греческих философов. В ранний период их усилия были направлены на выработку системы православного вероучения и на борьбу с ересями, а также с последними приверженцами язычества. Учителя церкви, так называемые «Великие Каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-VBB., Иоанн Дамаскин - в VIII в. в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах систематизировали православное богословие. Правда, не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывались византийцами в одинаковой степени. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных, преобладающим методом познания в которых был не опыт, а переосмысление, систематизация и интерпретация античного наследия. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы внесли выдающийся вклад. Ими в борьбе с различными ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология - учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразнейшая эстетическая теория. Наконец, построение догматической системы требовало незаурядных познаний в логике и начиная с VI в. логика переживает необычайный расцвет. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии усиливается влияние идеалистической системы Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам.

В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторон-никами христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией, в XIII-XIV вв. переводятся и изучаются астрономические сочинения и таблицы арабских ученых.
Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая не гасимое водой пламя. Состав «греческого огня» держался в глубокой тайне; позднее установили лишь, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в особенности в борьбе с арабами.

Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географиче-ских знаний. Косьма Индикоплов, мешая правду с красочным вымыслом, повествует о животном и растительном мире, и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Интереснейший памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой «Геопоники» - составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.




1. Развитие образования. Ученики в школе В VIIVIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. Даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Византийский алфавит


1. Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу. В высшей школе




2. Научные знания. Рукопись. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, они должны были поражать воображение иноземных послов. Лев Математик


2. Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Греческий огонь Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе). Хирургические инструменты


2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Византийский историк Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Представление о мире


3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Алтарь


3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим. неф притвор алтарь апсиды


3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. храм Святой Софии храм Святой Софии Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Реконструкция и внутренний вид Айя- Софии



3. Архитектура. В XXI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении барабане. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.


4. Живопись. Мозаика В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла смальты. Позже стены стали украшать фресками картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Фреска


4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека.


4. Живопись. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа. Мученики и мученицы







4. Живопись. Одна из наиболее почитаемых икон «Владимирская Богоматерь» была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных». Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных». Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства. Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.


5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран. Храм византийского стиля в Грузии


5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей. Кирилл и Мефодий Глаголица и кириллица



Образование в Византии. Государственным языком в Византии был греческий: на нем велось обучение в школе, составлялись документы, говорили чиновники, солдаты, жители городов. Дети 6-7 лет поступали в начальные школы, где они 2—3 года учились читать, писать и считать. Начальное образование было бесплатным. Те, кто мечтал стать чиновником, продолжали обучение в школе грамматика .

Каждый чиновник должен был без единой ошибки записывать распоряжения начальников, изысканным языком составлять доклады. Поэтому в школе грамматика усердно изучали сочинения античных историков и писателей.

Высшие школы готовили чиновников высокого ранга; здесь получали образование дети вельмож, будущие ученые. Подобные школы были в Константинополе, Афинах, Александрии и других крупных городах. Императоры покровительствовали высшим школам: преподаватели получали хорошее жалованье, продукты, шелковую одежду и подарки на религиозные праздники. Материал с сайта

Византийские ученые. Византийцы, считавшие себя наследниками римлян, чтили свою историю. Произведения знаменитых историков древности были образцом для византийских авторов. Самым известным из них был современник императора Юстиниана Прокопий Кесарийский . Главный его труд «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» прославляет императора и военные победы Византии. В глубокой тайне Прокопий писал еще одно сочинение. Оно сохранилось и получило название «Тайная история» . В ней автор обличает Юстиниана, его властную жену Феодору, нравы двора. Византийские ученые создавали труды по географии, астрономии, математике. Необычайной ученостью отличались сочинения Льва Математика , жившего в IX веке. Он впервые применил буквенные обозначения для выражения арифметических действий. Поэтому его считают основателем новой науки — алгебры . Лев Математик прославился множеством изобретений, среди которых был, например, световой телеграф, предназначенный для передачи сообщений на большие расстояния. Он был также автором удивительных механизмов, устроенных в тронном зале императорского дворца.

На протяжении всего Средневековья византийцы с большим уважением относились к образованию, знаниям, науке.

На этой странице материал по темам:

  • Почему в византии много стремились получить хорошее образование?

  • Знаменитые ученые византии

  • Почему в византии многие стремились получить хорошее образование

Вопросы по этому материалу: