Конспект занятия по обучению детей творческим рассказам. Конспекты НОД по обучению творческому рассказыванию детей подготовительной к школе группы с ОНР III уровня - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч". Контрольная раб

Занятие по обучению рассказыванию

по картине

«Дети на Севере»

старшая группа

Воспитатель: Гаврилюк

Наталья Геннадьевна

Программное содержание:

  • Развивать связную речь. Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при составлении рассказа свои знания о внешнем виде и жизни животных.
  • Продолжать учить использовать разные типы предложений.
  • Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять, в умении образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, упражнения на подбор синонимов.
  • Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.
  • Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.

Предварительная работа: проведение занятий по познавательному развитию по ознакомлению с животными Севера.

Работа с родителями: чтение дома книг детям о животных Севера, просмотр иллюстраций по этой теме.

Методические приемы: беседа по картине, чтение художественного произведения по теме, составление загадок-описаний, подбор синонимов к слову веселый, подбор родственных слов к словам снег, холод, игра « Ка-кой звук», деление слов на слоги, карточки с изображением слов со звуками «С» и «Ш».

Материал для занятия: картина «Дети на Севере», карточки.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней?

Как вы думаете, какой край нарисовал художник? (Художник нарисовал Север)

Почему вы думаете, что это Север? (Ответы детей)

Кто-нибудь знает, какие народности живут на Севере? (Ненцы, якуты, эскимосы, чукчи ).

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима). А какое время суток? (День).

- Дети, а кто из вас знает, как называются собаки, которые запряжены в упряжку? (Собаки называются - лайки). Правильно.

А теперь посмотрите сюда, вот мальчик мчится по тундре, один, на собачьей упряжке. Вообще-то это опасно, потому что управлять такой упряжкой не каждый сможет – это большое искусство.

Скажите мне, как вы думаете какое настроение у мальчика, сидящего в санях? (Мальчик веселый ).

Вы сказали, что мальчик веселый, а как можно сказать об этом по-другому? (Радостный, довольный, бодрый).

Дети, а теперь посмотрите, что это за странное сооружение, около которого стоит девочка и черноголовый мальчик в яркой одежде? (Это чум).

Да это дом, в котором живут на Севере, называется чум. В чуме можно легко согреться в лютые морозы, он делается из шкур животных. Внутри чума можно развести огонь. А морозы на Севере такие, что птицы на лету замерзают.

Дети посмотрите еще раз на картину и скажите, как вы думаете, эта картина обычная или в ней есть что-то сказочное, необычное?

Правильно необычная, а почему вы так думаете? (ответы детей).

Сейчас я вам прочту стихотворение об одном жителе Севера, а вы послушайте.

В далеком Северном краю Он снег копытом разбивает,

Нашел он Родину свою, Мох из-под снега добывает,

С тех пор на свете для него Он человеку верно служит

Нет краше тундры ничего. И ни о чем олень не тужит.

Мех серый, длинный и густой,

Ветвистые рога

Ему не страшен ветер злой

И снежная пурга.

Вот такое красивое стихотворение об олене.

Кого еще вы видите на картине? У воды? На воде? (Рассказы детей о

Животных).

Давайте теперь попробуем составить загадки-описания об обитателях Севера по плану:

  1. Животное или птица.
  2. Рассказать о внешнем виде.
  3. Что умеет делать.
  4. Какие повадки (неуклюжий, медлительный и т. д.)

Вот мы с вами подробно рассмотрели картину, а теперь давайте придумаем ей название.

А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ. Представьте себе, что вы попали на Север и оказались в центре нашей картины. Кто из вас, чем бы занимался, за чем бы наблюдал?

Придумайте, как вы начнете рассказ, как продолжите и чем закончите? Не забудьте придумать название своему рассказу. (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает свое начало).

Рассказ называется «Необычный сон»

Однажды, Танечке и Саше мама купила книгу о животных Севера. Долгим зимним вечером они рассматривали картинки этой книги, а вместе с детьми любовался книгой кот Матроскин. Ребятам книга очень понравилась. Ночью, когда ребята легли спать, детям приснился необычный сон, как они очутились в сказочной стране.

После двух-трех рассказов воспитатель дает оценку, отмечает содержание рассказов, их форму, конец.

Дети, мы с вами говорили, что на Севере очень холодно, представьте, что мы замерзли.

Физкультминутка.

Давайте поиграем в снежки, чтобы согреться. Дети наклоняются, «берут снег» и играют с ним.

Дети на Севере всегда холодно и много чего? (Снега)

Давайте к слову снег придумаем родственные слова (снежок, снегурка, и т.д.), а теперь к слову холод.

Дети садятся.

Сейчас мы с вами поиграем в такую игру, я буду показывать картинки, на них изображено что-то со звуком «С» и «Ш». Если это будет картинка со звуком «С» вы будете хлопать, если звук «Ш» - топать. Молодцы!

Послушайте, я произнесу слово – шубка

  • Сколько частей в этом слове?
  • Какая часть первая?
  • Какая вторая?
  • Сколько частей в слове Саша?
  • А как еще можно догадаться?
  • Итог: Вы все хорошо позанимались.

Конспект НОД по обучению детей творческому рассказыванию

Тема «Придумывание продолжения и завершения рассказа

«Как Миша варежку потерял»

Программное содержание

1. Познакомить детей с рассказом «Как Миша варежку потерял», учить слушать внимательно, обращая внимание на все детали рассказа. Дать характеристику. Что это начало рассказа, который им придется закончить.

2. Учить детей последовательно, можно придумывать предложение и завершение рассказа начатого воспитателем. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов (развязку), умение передавать придуманное завершение рассказа эмоционально выразительно, занимательно.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, воспитывать культуру поведения слушателя.

4. Речевые задачи.

Связная речь: Учить, при составлении рассказа, развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей.
Грамматика: Активизировать использование в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово варежки.
Звуковая культура речи: Упражнять в умении дифференцировать звуки «ш» и «ж» использовать в речи вопросительную и повествовательную интонацию.
Подготовка к занятию: кн. А.М. Бородич «Методика развития речи детей»; кн. Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
Предшествующая работа : словесные игры «Придумай небылицу», «Придумывание рассказов по серии сюжетных картинок».
Ход занятия.
1 часть. Вводная часть.
1) Методический прием: Сюрпризный момент приход почтальона с письмом от Незнайки.
2) Зачитывание письма Незнайки с просьбой закончить неоконченный рассказ.
3) Постановка цели занятия, с опорой на предыдущую работу с детьми.
2 часть. Основная часть.
Методические приемы: Чтение воспитателем начала рассказа «Как Миша варежку потерял».
Он потерял варежку (где, когда, почему?)
Он нашел варежку там… (где).
Он нашел варежку тогда (почему).
Миша нашел варежку потому что.
Мише стало радостно от того.
Миша стало так радостно.
Необходимо следить за смысловой и грамматической правильностью предложений. (У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.) Придумайте предложение, чтобы четко слышалось слово варежек (Раньше у Миши не было красивых… Больше Миша не терял своих…)
После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям придумать, что произошло дальше, и чем все закончилось. Намечает новые этапы (основ) рассказа:
1. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие варежки были у Миши, что произошло дальше. Чем все закончилось. В рассказе можете использовать предложения, которые вы составляли при выполнении упражнения.
Вызванные дети (три пары) договариваются, кто начнет рассказ, что в нем надо будет изменить. Пары могут быть составлены и по желанию детей, вызванный ребенок сам выбирает себе пару. При оценке рассказов обратить внимание на то, как дети договаривались, интересно был придуман конец. (Если какой-то паре концовка рассказа не удалась, можно предложить другим детям придумать его). В заключение занятий разучивается скороговорка: «После группового и нескольких индивидуальных повторений, воспитатель предлагает одному ребенку спросить (вопросительная интонация), а другому необходимо ответить (повествовательная интонация).
2. Познакомить детей с последовательностью предложения рассказа:
- Как Миша потерял варежку?
- Нашел ли он ее?
- Кто помог Мише ее найти?
- Предложить одному ребенку повторить вопросы плана.
3. Рассказы детей (5-6 рассказов).
При затруднении в составлении предложения рассказа использовать следующие приемы:
- напомнить вопросы плана;
- подсказывающие и направляющие вопросы;
- оценка детских рассказов воспитателем;
- оценка рассказов детьми;
- выбор лучшего рассказа и запись его для отправления этого рассказа Незнайки.
3 часть. Заключительная часть (окончание занятия).
1) Запечатывание конверта.
2) Звонок по телефону почтальону, чтобы забрать письмо.
3) Анализ детских рассказов.
4) Приход почтальона и отправление письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!»

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Программное содержание:

  • обучение детей творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения;
  • обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»;
  • формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей, используя различные приемы;
  • воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Оборудование: чудо дерево, полянка с насекомыми (гусеница, жук, кузнечик, бабочка и др.), воздушный шар, сумочка со сказочными предметами; предметы, которые можно встретить на необитаемом острове (консервная банка, шнурок, булавка, обертки от конфет, жевательная резинка и др.), шапочки сказочников, лист ватмана, шапочки для поросят.

Предварительная работа : знакомство с произведением Корнея Чуковского «Чудо-дерево», изготовление книжек-малышек

Ход занятия
1. Организационный момент

Дети входят в зал , звучит спокойная музыка. По сигналу колокольчика дети выстраиваются вокруг воспитателя.

Кто готов интересно провести время, узнать много нового, прошу занять место на стульчике, а теперь мы будем меняться местами (игра…) Встают и меняются местами те дети, которые любят:

Кислый лимон,

Сладкий чай,

Шоколадное …

Фруктовое варенье

Вот какие мы все разные. У каждого свой вкус и свой характер, но я думаю нас может объединить то, что все мы взрослые и дети любим сказки.
2. Основная часть.

Давайте поговорим, а за что мы любим сказки.

Дети: Я люблю сказки за то, что: во всех сказках с героями происходят невероятные приключения, им нужно пройти через испытания, исполняют желания, отгадывают загадки.

А вот и первая загадка. Отгадайте на что это похоже? (Ватман с одной стороны окрашен в зеленый цвет)

Дети: Это похоже на жезл, бинокль, подзорную трубу, волшебную подзорную трубу.

А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный (на мольберте справа портреты героев, слева символы которые говорят о характере героев.)

Петя, на кого ты навел подзорную трубу? (баба-яга)

Дети, какая была баба-яга?

Петя, какая она стала?

Баба-яга: злая-добрая, Аленушка:грустная- веселая, медвежонок: жадный-щедрый;

А вот и вторая загадка (развернуть ватман).

А на что сейчас это похоже?

Дети: на футбольное поле, зеленый луг, лесную полянку.

А вот и третья загадка. Что можно сделать, чтобы на этой лужайке появилась сказка? (Добавить персонажей, положительных и отрицательных героев, волшебство или волшебный предмет).

Какими качествами должны обладать отрицательные и положительные герои?

Дети: положительные герои: добрые, справедливые, отзывчивые, смелые, умные, трудолюбивые, сообразительные.

Отрицательные герои: хитрые, жадные, глупые, злые,

Верно, ведь сказка живет там, где чудеса, волшебство и красота. Давайте сказку нарисуем словами!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится

Ваша сказка впереди

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем гостю заходи!

Давайте сядем вокруг этой полянки и придумаем свою добрую, умную сказку.

На зеленой полянке растет «Чудо - дерево».

Какими словами обычно начинается сказка?

Придумать сказку нам поможет музыкальное произведение и то, что находится в шкатулке.

1. Прослушивание муз.произведения.

2. Из шкатулки достаем предметы (две гусеницы разного размера, насекомых.)

Какая музыка?

О ком или о чем может быть эта музыка?

Сколько должно быть героев?

Жили-были две гусеницы, одна большая, другая маленькая. Как можно продолжить сказку? (однажды они решили, увидели, отправиться в путешествие…)

Достать предметы из кармашков, которые можно встретить на дереве.

Вот и получилась у нас удивительная сказка. Как мы ее назовем?

Дети, а можно сочинить сказку с помощью танца. У Даши своя сказка про гусеницу. (танец)

А хотите, я научу вас пересказывать рассказ в стихотворной форме по серии картинок (на мольберте серия картинок).

Я нарисовала яблоневый сад, там такие красные яблоки висят, там желтеет травка, солнышко блестит, дождик поливает и забор стоит.
3. Сюрпризный момент.

Влетает воздушный шарик, на ниточке записка.

Вот и шарик прилетел сам точно в сказке. От кого же он? (слушаем «Марш поросят» из сказки «Три поросенка»).

Верно, это поросята. Похоже, они отправили нам записочку, а в ней задание. Отправляем вам сумочку, в которой находятся сказочные предметы, отгадайте из какой они сказки.

1. Золотой ключик («Приключение Буратино»)

2. Зеркальце («Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»)

3. Топор («Каша из топора»)

4. Воздушный шар («Винни-пух и все, все, все»)

5. Красная шапочка («Красная шапочка»)

6. Хрустальная туфелька («Золушка»)

7. Лук и стрелы («Царевна - лягушка»)

8. Позолоченные орешки («У Лукоморья дуб зеленый…»)

9. Горошена («Принцесса на горошене»)

10. Перья («Гуси-лебеди»)

Молодцы, ребята! С заданием справились, а теперь предлагаю присесть на стульчики. Представьте, что вы на необитаем острове, где есть только то, что у вас на столе. Необходимо выжить на этом острове долгое время, используя только эти предметы.

Представьте, что на острове много жвачки. (строим дома, делаем посуду)

Пересказ рассказа «Как заяц зимует» И. Соколов-Микитов в подготовительной к школе группе.

Цель: Обучение детей рассказыванию.

Задачи : продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью картинок-символов. Обогащать словарь детей родственными словами, признаками и действиями предметов, антонимами. Учить вести диалог. Воспитывать умение до конца выслушивать ответы других детей.

Подготовка : игрушка заяц, картинки - символы, игра «Чей домик?», картинки с изображением зайца; физминутки «Ежик», «Птички» (смотри картотеку).

План:

Загадка:

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, валенках? (заяц)

1. Образование родственных слов к слову-отгадке «заяц».

2. Назови зайца ласково:

Детеныши зайца:

Мама у зайца:

Хвост у зайца:

Избушка у зайца:

Капустка у зайки:

зайка,

зайчик,

заюшка,

заинька,

зайчишка,

зайчонок.

зайчата,

зайчатки,

зайчонок,

зайчоночек.

зайчиха.

заячий.

заюшкина.

зайкина.

2. Дидактическая игра «Назови признаки».

Воспитатель дает задание: девочки вспомните и назовите самые ласковые, добрые и красивые слова о зайце, скажите про то, какой заяц? А мальчики послушают, если понадобится помогут (маленький, осторожный, белый, пушистый, белоснежный, боязливый, пугливый, ловкий, быстрый, незаметный, ушастый, хитрый, быстрый), у зайца длинные уши - длинноухий, короткий хвост - короткохвостый, косые глаза - косоглазый, быстрые ноги-быстроногий.

3. Дидактическая игра «Назови действие».

А мальчики назовите действие, которое выполняет заяц. Ответьте на вопрос: «Заяц что делает?» (прыгает, бегает, скачет, грызет, разгребает, прячется, пугается, спасается, бежит, стоит, прислушивается, обгладывает и т.д.).

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

O У зайца короткие уши – нет, у зайца – длинные уши.

O У зайца большой длинный хвост –

O У зайца короткие слабые задние лапы -

O У зайца плохое зрение –

O Заяц медленно ходит –

O Заяц - могучий, сильный зверь –

O Заячья шуба холодная и жесткая –

5. Игровое упражнение «Чейдомик»:

O у собаки – конура

O у рыбки –

O у муравья –

O у птицы –

O у кошки –

O у лисы-

O у мышки –

O у пчелы –

O у улитки –

O у медведя -

У каждого животного, насекомого свое название домика. А как же называется заячий домик? Оказывается у зайца нет домика. И сегодня мы прочитаем рассказ, который называется «Как заяц зимует». Вы внимательно послушаете, потому что потом будете рассказывать самостоятельно.

6. Чтение рассказа «Как заяц зимует» И.Соколов-Микитов.

7. Беседа по вопросам:

если заяц к зиме не готовится, то как он зимует?

какую шубку дала природа-матущка зайцу?

Как помогает зайцу такая шубка?

почему заяц спит с открытыми глазами?

почему он чутко и внимательно прислушивается во сне?

почему про зайца говорят: «Летом серый, а зимой белый?»

в какое время суток заяц гуляет, кормится?

чем он любит лакомиться?

назовите врагов зайца

как он от них спасается?

8. Повторное чтение рассказа:

«Я сейчас еще раз буду читать рассказ, и одновременно выставлять картинки-символы, а вы не только внимательно слушаете, но и следите, в какой последовательности я выставляю картинки, чтобы вам было легче составлять свой рассказ».

9. Рассказы детей.

10. Итог:

«Ребята, что вы нового узнали про зайца (ответы детей). Молодцы!!! Я вами очень довольна! Ваши рассказы были полные и интересные. Когда вы придете домой, то не забудьте рассказать их своим мамам и папам, братишкам и сестренкам»

Конспект занятия по обучению рассказыванию по серии картин в старшей-подготовительной группе

Тема: Обучение рассказыванию по серии картин.
Цель: Научить детей составлять связный рассказ по серии картин.
Программное содержание:
1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно и в подгруппе. Закреплять умение работать с мнемотаблицами.
2.Формировать навыки составления последовательного, связного, красочно украшенного рассказа по серии картин. Продолжать учить детей делать правильный обоснованный самоанализ своей деятельности.
3.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, бережное отношение к наглядным материалам.
Материалы: мнемотаблицы для составления описательного рассказа; карточки-схемы для игры «Что было сначала, а что потом?»; два набора картинок с общим сюжетом; «Светофорчики» для самоанализа, кукла Незнайка, картинки-подарки.

Ход деятельности:

Дети, к нам сегодня пришёл Незнайка. Давай те поприветствуем его. (дети здороваются с персонажем)
Незнайка расстроен тем, что он не умеет составлять красивый, связный рассказ и тем самым не может похвастаться перед своими друзьями. А вы, ребята, умеете придумывать рассказы? А рассказы по картине? А по серии картин?
Я предлагаю вам сегодня поучиться составлять рассказ по серии картин. И Незнайка вместе с нами поучится этому.
Но для начала, чтобы наш язычок хорошо работал, предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику (дети вместе с педагогом выполняют несколько упражнений, садятся на стульчики полукругом).
А теперь давайте проведём небольшую мыслительную разминку «Угадай животное по описанию» . (дети по желанию составляют описательный рассказ о каком-либо животном не называя его, при этом опираются на мнемотаблицы)
Незнайка: Молодцы, какие хорошие рассказы-загадки вы придумали.
Сейчас давайте поиграем в игру «Что было сначала, а что потом?» (дети берут карточки-схемы, устанавливают последовательность и рассказывают о том, что у них получилось, Незнайка хвалит детей)
Физкультминутка «Теремок» (воспитатель кратко рассказывает сказку, дети, встав в круг, изображают её героев)
Дети, теперь предлагаю вам разделиться на две подгруппы, подойти к столам, на которых лежат серии картин и вместе разложить их в нужной последовательности, затем вместе придумать по ним рассказ и рассказать нам с Незнайкой. Чтобы ваш рассказ получился последовательным, распределите, кто из вас будет начинать, кто продолжит и кто закончит рассказ. Чтобы рассказ был красочным, увлекательным используйте полные предложения, развёрнутые фразы красивые слова. Помните, что у вас на картинах один сюжет и поэтому вы должны рассказать о развёртывании этого сюжета, о том, что там произошло (дети работают в подгруппах, затем подгруппами рассказывают свои рассказы, педагог хвалит детей, если надо делает поправки, Незнайка отмечает наиболее понравившийся рассказ).
Ребята, пройдите на свои стульчики, возьмите «Светофорчики» и оцените свою деятельность: если вам понравилось составлять рассказ и вы со всем справились – покажите зелёный, если, что-то показалось не интересным или сложным – жёлтый, если совсем ничего не понравилось – красный (воспитатель корректирует работу детей, отмечает наиболее активных, Незнайка благодарит детей за помощь и дарит им картинки).