Диагностическая работа по физике 10. Анализ результатов выполнения диагностической работы по физике. Характеристика проверочных материалов

ВАРИАНТ 1

А-1

На рисунке показаны графики четырех процессов изменения состояния постоянной массы идеального газа. Изохорным нагреванием является процесс

а

б

в

г

(1 балл)

А-2

В процессе эксперимента внутренняя энергия газа уменьшилась на 40 кДж, и он совершил работу 35 кДж. Следовательно, в результате теплообмена газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное

75 кДж

40 кДж

35 кДж

5 кДж

(1 балл)

А-3

На рисунке приведен график зависимости температуры твердого тела от отданного им количества теплоты. Масса тела 4 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?

0,002 Дж/(кгК)

0,5 Дж/(кгК)

500 Дж/(кгК)

40000 Дж/(кгК)

(1 балл)

А-4

Расстояние между точечными электрическими зарядами увеличилось в 2 раза. Величину одного из зарядов уменьшили в 2 раза. Сила взаимодействия между зарядами

    Уменьшилась в 2 раза

    Уменьшилась в 4 раза

    Уменьшилась в 8 раз

    Не изменилась

(1 балл)

А-5

В процессе электризации трением двух тел на одном из них оказался отрицательный заряд. Какой заряд при этом получило второе тело?

    Отрицательный

    Положительный

    Его заряд не изменился

    Ответ зависит от веществ, из которых изготовлены тела

(1 балл)

Часть В

В-1

Одноатомный идеальный газ в изотермическом процессе совершает работу А газа >0. Как меняются в этом процессе объем, давление и внутренняя энергия этого газа?

    Увеличится

    Уменьшится

    Не изменится

Объем

Давление

Внутренняя энергия газа

(2 балла)

В-2

В сосуде вместимостью 500 см 3 содержится 0,9 г водорода (относительная молекулярная масса равна 2) при температуре 17 0 С. Определите давление газа. Универсальная газовая постоянная равна 8,31

(2 балла)

Задание с развернутым ответом (решите задачу)

С-1

Тело свободно падает с высоты 40 м из состояния покоя. В какой точке траектории его движения кинетическая энергия втрое больше потенциальной энергии? (сопротивлением воздуха пренебречь)

(3 балла)

Диагностическая работа по физике 10 класс

ВАРИАНТ 2

Часть А (задания с выбором ответа)

А-1

На рисунках приведены графики зависимости объема 1 моля идеального газа от температуры для различных процессов. Какой график соответствует изобарному процессу?

(1 балл)

А-2

В цилиндрическом сосуде под поршнем находится идеальный газ, давление которого 4·10 5 Па и температура 300 К. Как надо изменить объем газа, не меняя его температуры, чтобы давление увеличилось до 0,8·10 6 Па?

увеличить в 2 раза

увеличить в 4 раза

уменьшить в 2 раза

уменьшить в 4 раза

(1 балл)

А-3

Какую работу совершает газ при переходе из состояния 1 в состояние 3?

10 кДж

20 кДж

30 кДж

40 кДж

(1 балл)

А-4

Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точеченых зарядов, если расстояние между ними уменьшить в 3 раза?

    Увеличится в 3 раза

    Увеличится в 9 раз

    Уменьшится в 3 раза

    Уменьшится в 9 раз

    Не изменится

(1 балл)

А-5

Напряженность электростатического поля, в котором находился заряд q , увеличилась в 2 раза. Во сколько раз изменилась сила, действующая на этот заряд?

    Не изменилась

    Увеличилась в 4 раза

    Уменьшилась в 4 раза

    Увеличилась в 2 раза

(1 балл)

Часть В

Задание на установление соответствия

В-1

Пластилиновый шарик массой m налетает со скоростью v на такой же покоящийся шарик. После абсолютно неупругого столкновения шарики движутся вместе. Как изменятся в результате столкновения импульс системы шаров, скорость первого шара и его кинетическая энергия?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения (в таблицу проставьте соответствующую цифру):

    Увеличивается , прыгает мальчик массой 50 кг с кормы в сторону, противоположную движению лодки со скоростью 7 . Какова скорость лодки после прыжка мальчика?

    (3 балла)

    Ключи к диагностическим работам по физике для 10 класса

    Вариант 1 (часть А)

    Вариант 2 (часть А)

    3

    4

    4

    3

    1

    3

    2

    Вариант 1 (часть В)

    Вариант 2 (часть В)

    123

    2 ,1 МПа

    Вариант 1 (часть С)

    Вариант 2 (часть С)

    Шкала выставления отметок (Физика – 10)

    Отметка по пятибальной шкале

    Отметка «2»

    Отметка «3»

    Отметка «4»

    Вариант 1

    Часть 1

    1 Автомобиль на прямолинейной дороге начинает разгоняться с ускорением 0,5 м/с2 из состояния покоя и через некоторый промежуток времени достигает скорости 5 м/с. Чему равен этот промежуток времени?

    1) 0,1 с 2) 1 с 3) 2,5 с 4) 10 с

    2 Имеются две абсолютно упругие пружины. К первой пружине приложена сила 6 Н, а ко второй – 3 Н. Сравните жесткость k 1 первой пружины с жесткостью k 2 второй пружины при их одинаковом удлинении.

    1) k 1 = k 2 2) k 1 = 2k 2 3) 2k 1 = k 2 4) k 1 = k 2

    3 Два тела находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли. Масса одного тела m1 в два раза больше массы другого тела m2 . Относительно поверхности Земли потенциальная энергия

    1) первого тела в 2 раза больше потенциальной энергии второго тела

    2) второго тела в 2 раза больше потенциальной энергии первого тела

    3) первого тела в 4 раза больше потенциальной энергии второго тела

    4) второго тела в 4 раза больше потенциальной энергии первого тела

    4 Автомобиль массой 1 т, движущийся со скоростью 20 м/с, начинает тормозить и через некоторое время останавливается. Чему равна общая сила сопротивления движению, если до полной остановки автомобиль проходит путь 50 м?

    1) 400 Н 2) 500 Н 3) 4000 Н 4) 8000 Н

    5 После того, как горячую воду налили в холодный стакан, внутренняя энергия

    1) и воды, и стакана уменьшилась

    2) и воды, и стакана увеличилась

    3) стакана уменьшилась, а воды увеличилась

    4) стакана увеличилась, а воды уменьшилась

    6 На рисунке приведен график зависимости температуры спирта от времени. Первоначально спирт находился в газообразном состоянии. Какая точка графика соответствует началу процесса конденсации спирта?

    1) А 2) Б 3) В 4) Г

    7 Какой преимущественно вид теплопередачи осуществляется при согревании у костра?

    1) теплопроводность 2) конвекция 3) излучение 4) конвекция и теплопроводность

    8 Необходимо экспериментально обнаружить, зависит ли сила сопротивления, препятствующая движению тела в воздухе, от размера тела. Какие из указанных шаров можно использовать?

    1) А и В 2) А и Б 3) А и Г 4) В и Г

    Часть 2

    величин писать не нужно.

    В1 В сосуд с холодной водой опустили стальное сверло массой 1 кг, нагретое до температуры 200°С. В сосуде установилась температура 50 °С. Какое количество теплоты получила вода на нагревание? Потерями энергии на нагревание сосуда и окружающего воздуха пренебречь. Удельная теплоемкость стали 460 Дж/(кг ° С). Ответ дать в киложоулях.

    В2 Тележка массой 20 кг, движущаяся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет другую тележку массой 30 кг, движущуюся в ту же сторону со скоростью 0,2 м/с, и сцепляется с ней. Чему равна скорость движения тележек после сцепки? Ответ дать в м/с.

    Часть 3

    С1 Две спирали электроплитки одинакового сопротивления соединены параллельно и включены в сеть с напряжением 220 В. Чему равно сопротивление одной спирали плитки, если вода массой 2 кг, налитая в алюминиевую кастрюлю массой 200 г, закипела через 37 с? Начальная температура воды и кастрюли составляла 20 °С. Потерями энергии на нагревание окружающего воздуха пренебречь. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг⋅ °С), алюминия 900 Дж/(кг⋅ °С).

    Входная диагностика по физике для 10-х классов

    Вариант 2

    Часть 1

    К каждому из заданий 1 – 8 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

    1 Автомобиль начинает разгоняться по прямолинейной дороге из состояния покоя с ускорением 0,5 м/с 2 . Какой будет скорость автомобиля через 10 с?

    1) 0,05 м/c 2) 0,5 м/c 3) 5 м/c 4) 20 м/c

    2 Имеются две абсолютно упругие пружины. Под действием одной и той же силы первая пружина удлинилась на 6 см, а вторая – на 3 см. Сравните жесткость k 1 первой пружины с жесткостью k 2 второй.

    1) k 1 = k 2 2) 4 k 1 = k 2 3) 2k 1 = k 2 4) k 1 = 2k 2

    3 Кинетическая энергия тела массой 100 г, соскользнувшего с наклонной плоскости, равна 0,2 Дж. Чему равна высота наклонной плоскости? Трением пренебречь.

    1) 0,1 м 2) 0,2 м 3) 1 м 4) 2 м

    4 Тело движется вдоль поверхности стола под действием горизонтальной силы тяги 0,2 Н с ускорением, равным 0,8 м/с 2 . Сила трения составляет 0,08 Н. Чему равна масса данного тела?

    1) 0,15 кг 2) 0,33 кг 3) 1,5 кг 4) 3,3 кг

    5 При превращении жидкости в пар величина межмолекулярных промежутков …

    1. не изменяется.

    2. может и увеличиваться, и уменьшаться.

    3. уменьшается.

    4. увеличивается.

    6 На рисунке приведен график зависимости температуры воды от времени. Начальная температура воды 50 °С. В каком состоянии находится вода в момент времени τ 1 ?

    1) только в газообразном

    2) только в жидком

    3) часть воды – в жидком состоянии, и часть воды – в газообразном

    4) часть воды – в жидком состоянии, и часть воды – в кристаллическом

    7 Каким способом можно осуществить теплопередачу между телами, разделенными безвоздушным пространством?

    1) только с помощью теплопроводности

    2) только с помощью конвекции

    3) только с помощью излучения

    4) всеми тремя способами

    8 Необходимо экспериментально установить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженного в жидкость тела. Какой набор металлических цилиндров из алюминия и меди можно использовать этой цели?

    1) только А 2) только Б 3) А или Б 4) А или В

    Часть 2

    При выполнении заданий ответ надо записать в виде числа в указанных единицах. Единицы физических величин писать не нужно.

    В1 Оловянное тело при охлаждении на 20 градусов выделяет количество теплоты, равное 9200 Дж. Чему равна масса этого тела? Удельная теплоемкость олова230 Дж/(кг⋅ °С). Ответ дать в кг.

    В2 Тележка массой 20 кг, движущаяся со скоростью 0,5 м/с, сцепляется с другой тележкой массой 30 кг, движущейся навстречу со скоростью 0,2 м/с. Чему равна скорость движения тележек после сцепки, когда тележки будут двигаться вместе? Ответ дать в м/с

    Часть 3

    На задание части 3 следует дать развернутый ответ

    С1 Две спирали электроплитки сопротивлением по 10 Ом каждая соединены параллельно и включены в сеть с напряжением 220 В. Вода массой 1 кг, налитая в алюминиевую кастрюлю массой 300 г, закипела через 37 с. Чему равна начальная температура воды и кастрюли? Потерями энергии на нагревание окружающего воздуха пренебречь. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг⋅ °С), алюминия 900 Дж/(кг⋅ °С).

    Цель работы: выявление усвоения учащимися обязательного минимума знаний и умений; оценить знания, умения и навыки учащихся по темам: владение основными понятиями и законами; 1.Знание/ понимание: физических величин, характеризующих: - прямолинейное равноускоренное движение. - кинематику периодического движения. - амплитуду, частоту, период колебаний маятника; - импульс тела - вектор магнитной индукции, сила Ампера, магнитный поток 2. Знание закона и практическое его использование: - уметь записывать уравнение координат, уравнение скорости; - второго закона Ньютона; - закона сохранения импульса - закона Всемирного тяготения; свободного падение тел; уметь записывать: - уравнение скорости; - второй закон Ньютона в векторной форме и в проекциях на оси Х и У; - определять импульс тела, если известны скорость тела и его масса. 3. Воспринимать, перерабатывать, предъявлять учебную информацию: - уметь определять из уравнения движения его параметры, характер движения; - определять: перемещение; скорость, время, ускорение. период колебаний, вектор магнитной индукции, магнитный поток,Цель работы: выявление усвоения учащимися обязательного минимума знаний и умений; оценить знания, умения и навыки учащихся по темам: владение основными понятиями и законами; 1.Знание/ понимание: физических величин, характеризующих: - прямолинейное равноускоренное движение. - кинематику периодического движения. - амплитуду, частоту, период колебаний маятника; - импульс тела - вектор магнитной индукции, сила Ампера, магнитный поток 2. Знание закона и практическое его использование:

    150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

    Характеристика проверочных материалов

    Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня освоения учащимися 8-х классов предметного содержания курса физики за 7-й и частично 8-й классы по пройденной программе и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

    Для проведения стартовой диагностики знаний и умений по физике учащихся 8 классов был разработан комплект тестов (3 варианта). Предлагаемые задания были направлены на диагностику усвоения базовых элементов содержания курса физики 7-8 классов, необходимых для успешного продолжения изучения физики в 8-9 классах.

    Диагностическая работа охватывала учебный материал по следующим разделам:

    1) строение вещества (молекулы; строение твердых тел, жидкостей и газов; тепловое движение молекул);

    2) тепловые явления (внутренняя энергия и способы ее изменения; количество теплоты; плавление и кристаллизация, испарение и конденсация; закон сохранения энергии в тепловых процессах);

    3) электрические явления (электризация тел; проводники и изоляторы; закон сохранения электрического заряда).

    Диагностическая работа проверяла сформированность следующих видов деятельности:

    − знание физических понятий и величин;

    − знание и понимание физических законов;

    − понимание физических явлений и процессов;

    − умение применять физические приборы;

    − умение решать задачи.

    Каждый вариант диагностической работы состоял из 10 заданий: 8 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 2 заданий с кратким ответом.

    В работе были представлены задания базового и пониженного уровней сложности. Задания с кратким ответом оценивались в 2 балла. За правильное выполнение остальных заданий выставлялся 1 балл. Максимальный балл, который можно было получить за правильное выполнение всей работы, – 12 баллов. Время выполнения работы – 40 минут.

    Шкала выставления отметок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов представлена в таблице 1.



    Таблица 1

    Основные результаты выполнения диагностической работы

    Работу по физике выполняли 3 обучающихся 8-го класса: Джамиля, Тимур, Андрей.

    Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1. Средний тестовый балл равен 9,5 баллов, средний процент выполнения теста – 56%.

    В таблице 2 показано распределение отметок, полученных за выполнение диагностической работы, и средний балл выполнения теста учащимися с разным уровнем развития. Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 4 заданий), составил 1 % (Андрей).

    Только Тимур от числа тестировавшихся продемонстрировал хороший уровень подготовки, но ни один из учащихся не набрали максимальный балл.

    Таблица 2.

    Анализ результатов выполнения диагностической работы по физике

    В таблице 3 и на диаграмме 1 представлены средние результаты выполнения заданий по проверяемым темам.

    Таблица 3

    дата Контролируемый элемент содержания Средний % выполнения
    07.12.15 Строение вещества 71,1
    07.12.15 Свойства газов, жидкостей и твердых тел 88,0
    07.12.15 Тепловое движение молекул 70,6
    07.12.15 Внутренняя энергия 81,1
    07.12.15 Способы изменения внутренней энергии 66,2
    07.12.15 Закон сохранения энергии в тепловых процессах 58,4
    07.12.15 Испарение и конденсация 68,7
    07.12.15 Удельная теплота плавления 19,3
    14.12.15 Электризация тел 43,7
    14.12.15 Закон сохранения электрического заряда 44,7
    14.12.15 Проводники и изоляторы 31,8
    14.12.15 Средний процент выполнения теста

    Диаграмма 1

    Средние результаты выполнения заданий по проверяемым темам

    В таблице 4 и на диаграмме 2 представлены средние результаты освоения учащимися 8-го классов контролируемых видов деятельности.

    Таблица 4

    Код Средний % выполнения
    9_1.1 44,4
    9_1.2 74,8
    9_1.3 34,5
    9_1.4 56,0
    9_2.3 Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика. 58,5
    9_2.4 54,9
    9_3 Решение задач различного типа и уровня сложности 23,6

    Диаграмма 2

    Средние результаты выполнения заданий по проверяемым видам деятельности

    Анализ данных позволяет утверждать, что учащиеся 8-х классов усвоили большинство проверяемых физических понятий и физических величин по теме «Тепловые явления»:

    − строение твердых тел, жидкостей и газов;

    − тепловое движение молекул;

    − внутренняя энергия и способы ее изменения.

    По темам «Электрические и магнитные явления» проверялась сформированность таких понятий, как проводники и изоляторы, взаимодействие постоянных магнитов. Уровень освоения данных понятий оказался ниже планируемого.

    Результаты диагностики показали, что учащиеся испытывали затруднения при анализе явления электризации. Еще более трудными оказались задания с кратким ответом.

    В диагностическую работу были включены задания, проверяющие сформированность экспериментальных умений. Проблемными оказались новые для диагностики по физике задания на описание реальной электрической схемы по фотографии.

    Примеры заданий

    Все задания диагностической работы, кроме двух последних заданий, не требовали проведения расчетов, но проверяли освоение физических понятий и понимание физических явлений и законов.

    В диагностическую работу было включено задание базового уровня сложности с кратким ответом (на соответствие), проверяющее сформированность таких понятий как физическая величина и физическое явление. Учащиеся успешно выделяют из списка приведенных примеров физические явления, но не различают подчас физические величины и единицы измерения.

    В задании, приведенном в примере 1, двое учащихся (Джамиля и Андрей) к физической величине отнесли не «температуру», а «градус Цельсия».

    Пример 1 (правильный ответ 34 выбрал Тимур - 33 % тестируемых, а ответ 24 дали 67% учащихся, т.е. двое учащихся:

    Установите соответствие между физическими понятиями и примерами этих понятий: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

    ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ

    A) физическая величина 1) термометр

    Б) физическое явление 2) градус Цельсия

    3) температура

    4) плавление

    Запишите в таблицу выбранные цифры.

    А Б

    Практически все задания по теме «Электрические и магнитные явления» выявили низкий процент выполнения. Это достаточно тревожный результат, который может повлиять на успешность изучения в 9-м классе темы «Электромагнитные явления». Традиционно учащиеся испытывают затруднения в выполнении заданий на описание процесса электризации (пример 2).

    Пример 2 (процент выполнения –33% - 1 учащийся - Тимур)

    К шару на конце стержня незаряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, положительно заряженную стеклянную палочку (см. рисунок). Листочки

    электроскопа разошлись на некоторый угол. Что при этом происходит

    с зарядом электроскопа?

    1) Электроскоп останется в целом нейтральным, но заряды перераспределятся: на листочках будет недостаток электронов, на верхнем конце стержня – избыток электронов. (33% - правильный ответ)

    2) Электроскоп останется в целом нейтральным, но заряды перераспределятся: на листочках будет избыток электронов, на верхнем конце стержня – недостаток электронов. (33%)

    3) И листочки, и стержень электроскопа приобретут отрицательный заряд (0%).

    4) И листочки, и стержень электроскопа приобретут положительный заряд. (33%)

    Низкий процент выполнения заданий на электризацию свидетельствует о том, что у учащихся не сформирована модель строения металлического проводника, понятие о свободных электронах. Более того, как показали результаты диагностики, учащиеся не различают проводники и изоляторы (пример 3).

    Пример 3 (процент выполнения – 33%)

    На рисунке изображены одинаковые электроскопы, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?

    1) только А (0%) 2) только Б (67%) 3) и А, и Б (0%) 4) ни А, ни Б (33% - правильный)

    Восьмиклассники не смогли разделить материалы на проводники и диэлектрики по классическому демонстрационному эксперименту с двумя электрометрами. А ведь именно с помощью этого эксперимента в 8-м классе вводится понятие о проводниках и непроводниках электричества.

    Отсутствие представлений о свободных зарядах затрудняет выполнение и объяснение учащимися задания на закон сохранения электрического заряда (пример 4).

    Пример 4 (процент выполнения – 33%)

    Одному из двух одинаковых шариков сообщили заряд –10q, другому – заряд +2q. Затем шарики соединили тонким проводником. Заряды шариков после соединения станут одинаковыми и равными

    1) – 4q (33% - правильный ответ) 2) – 6q (0%) 3) – 12q (0%) 4) – 8q (67%)

    Следует отметить, что нагрузка заданий графической информацией (например, включение в задания реальных экспериментальных схем или фотографий) приводит к заметному снижению процента выполнения заданий. Так, учащиеся успешно отвечают на вопросы о взаимодействии полюсов постоянных магнитов (пример 5), но испытывают затруднения в определении полюсов двух постоянных магнитов для случая, когда взаимодействие следует проанализировать по фотографии реального эксперимента (пример 6). Это свидетельствует о том, что учащиеся не наблюдали картины магнитного поля полосового магнита, полученной с помощью железных опилок.

    Пример 5 (процент выполнения – 67%)

    К магнитной стрелке (на рисунке северный полюс затемнен), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости рисунка, поднесли постоянный полосовой магнит. При этом стрелка 1) повернется на 180° (0%) 2) повернется на 90° по часовой стрелке (33%) 3) повернется на 90° против часовой стрелки (67% - правильный ответ) 4) останется в прежнем положении (0%)

    Пример 6 (процент выполнения – 33%)

    На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. При этом магнитная стрелка повернулась так, как показано на рисунке. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?

    1) 1 – северному полюсу, 2 – южному (0%) 2) 2 – северному полюсу, 1 – южному (33%) 3) и 1, и 2 – северному полюсу (33% - правильный ответ) 4) и 1, и 2 – южному полюсу(33%)

    О недостаточном экспериментальном опыте восьмиклассников свидетельствуют и результаты выполнения заданий на анализ правильности включения электрических приборов (вольтметра и амперметра) по фотографиям электрических схем. С заданием, проверяющим умение определить назначение вольтметра в электрической цепи (пример 7), справилась только половина школьников. Это задание хорошо дифференцирует учащихся с разным уровнем развития. С заданием на определение правильности подключения приборов (пример 8, таблица 6) практически одинаково не справились все школьники. Более половины тестируемых не обратили внимания на полярность 11 включения приборов.

    Пример 7 (процент выполнения – 50%)

    Ученик собрал электрическую цепь(виртуально), представленную на рисунке.

    Какое утверждение верно?

    1) Вольтметр включен в электрическую цепь с нарушением полярности подключения. (33%)

    2) При замыкании ключа вольтметр покажет электрическое напряжение на резисторе R2. (67% - правильный ответ)

    3) При замыкании ключа вольтметр покажет общее электрическое напряжение на резисторах R1 и R2. (0%) 12

    4) Амперметр включен в электрическую цепь с нарушением полярности подключения. (0%)

    Пример 8 (процент выполнения – 14%) Для измерения силы тока, проходящего через лампу, и электрического напряжения на лампе ученик собрал электрическую цепь, представленную на рисунке.

    Какие приборы (амперметр и (или) вольтметр) включены в электрическую цепь правильно?

    1) только амперметр (33%)

    2) только вольтметр (33%)

    3) и амперметр, и вольтметр (0%)

    4) ни амперметр, ни вольтметр (33% - правильный ответ)

    В таблице 7 представлены данные по освоению видов деятельности учащимися, получившими разные отметки.

    Таблица 7

    Контролируемый вид деятельности Средний % выполнения заданий учащимися
    "2" "3" "4" "5"
    Знание и понимание смысла понятий 33,3 33,3 - 33,3
    Знание и понимание смысла физических величин 33,3 33,3 33,3 -
    Знание и понимание смысла физических законов 33,3 33,3 33,3 -
    Умение описывать и объяснять физические явления - 33,3 33,3 33,3
    Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований. - 66,7 - 33,3
    Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых и косвенных измерений физических величин - 66,7 - 33,3
    Решение простых задач различного типа 33,3 33,3 33,3 -

    Как видно из приведенных таблиц задания диагностической работы и по содержанию, и по проверяемым видам деятельности хорошо дифференцируют учащихся с различным уровнем развития.

    Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные оценки на тестировании

    Категории участников тестирования Описание уровня
    Отметка «5». баллы – 9-12 Процент учащихся этой категории – нет Средний процент выполнения заданий – 0 Ученики, получившие за тест отличную отметку, продемонстрировали бы владение на достаточно высоком уровне всеми проверяемыми элементами содержания. Учащиеся данной категории полностью владеют всеми проверяемыми видами деятельности
    Отметка «4» баллы – 7-9 Учащихся этой категории – 33,3% Средний процент выполнения заданий 67% Тимур показали владение всеми контролируемыми элементами содержания (выполнение заданий базового уровня выше 65%), за исключением перечисленного ниже: − описание электризации тел; − применение закона сохранения электрического заряда и закона отражения света; − распознавание по экспериментальной схеме проводников и диэлектриков. Тимур выявил недостаточный уровень освоения умений решать расчетные задачи
    Отметка «3» баллы – 4-6 Учащихся этой категории – 33,3% Средний процент выполнения заданий 39% Джамиля с удовлетворительным уровнем подготовки продемонстрировала бессистемность физических знаний, выполнив лишь отдельные задания базового уровня сложности по темам «Строение вещества» и «Тепловые явления»: − описание свойств газов, жидкостей и твердых тел; − понимание зависимости внутренней энергии от температуры. Из контролируемых видов деятельности уровень освоения достигнут только для заданий на знание и описание отдельных физических величин
    Отметка «2». баллы – 0 - 3 Процент учащихся этой категории – 33,3% Средний процент выполнения заданий 18% Андрей с неудовлетворительным уровнем подготовки показали низкий уровень овладения физическими знаниями и умениями. У него отсутствует полностью усвоенные контролируемые элементы содержания и полностью сформированные виды деятельности. Он учится в нашем Центре первый год, первую четверть долго болел.

    Выводы

    1) 67% учащихся 8-го класса по результатам диагностики владеют базовыми знаниями и умениями по физике. При этом 33,3% тестируемых (Тимур) показал неплохие (хорошие???) результаты.

    2) Самый высокий процент выполнения имели задания по теме «Тепловые явления», хотя этот раздел изучался в первом полугодии 8-го класса. Задания по темам из разделов «Электрические и магнитные явления» в среднем имели значительно более низкий процент выполнения.

    3) Анализ результатов диагностической работы свидетельствует о том, что у учащихся не в достаточной мере сформированы экспериментальные умения, а также умения применять физические законы при решении расчетных задач и анализе физических процессов.

    Получены следующие результаты:

    Тимур и Джамиля имеют средний уровень развития логического

    мышления

    Андрей имеет низкий уровень развития логического мышления

    По результатам исследования можно сделать следующие выводы и выделить ряд общих особенностей, характерных для большинства подростков с задержкой психического развития:

    Быстрая утомляемость, сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

    Недостаточность абстрактного мышления

    Недоразвитие пространственных представлений

    - средний (невысокий???) уровень познавательной активности;

    Неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

    Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

    Отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;

    недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок;

    Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Подростку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном.

    Существенное запаздывание развития внутренней речи затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

    Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают учащиеся с ЗПР в учебной деятельности и обусловливает необходимость специальной коррекционной работы.

    Для активизации мыслительной деятельности подростков с задержкой психического развития мы используем методику создание проблемных ситуаций на уроках физики, которые соответствуют индивидуальным особенностям данной категории детей.