Категории библиотек. Научная библиотека юургу - правила пользования. VI. Виды документов в фонде библиотеки

10. Пользователи и потенциальные пользователи публичных библиотек: эмпирический анализ

10.1. Введение

Если публичные библиотеки намерены успешно реализовывать свои образовательные и культурно-политические задачи, они должны разрешить два вопроса, ответы на которые определят их работу на ближайшие 15 лет:
можно ли в дальнейшем сохранить сегодняшних пользователей библиотеки?
как можно выявить группы потенциальных пользователей и привлечь их в библиотеку?
Рассмотрим поведение западногерманского населения с позиций использования им средств информации, его досуговой и читательской активности. Особое внимание уделим читающему населению. Это почти две трети граждан ФРГ: в год они прочитывают, как минимум, одну книгу, причем каждый второй берет ее в руки хотя бы раз в неделю. Часть из них пользуется для этого публичными библиотеками. Попытаемся выявить привычки этой группы и понять, какие ее потребности публичные библиотеки удовлетворяют и что еще предстоит сделать.
Среди читающих людей есть потенциальные пользователи библиотек. Исследование позволит получить сведения о том, к кому еще должна обращаться публичная библиотека.
Постараемся найти ответ, используя эмпирический метод. Выясним, кто представляет потенциальных пользователей библиотеки и чем они отличаются от реальных. Обратимся и к социо-демографическим данным, и к субъективным – таким, как системы ценностей, пожелания, потребности этой группы. Так будет создана более точная картина отношения потенциалых пользователей к книге и чтению. Описанием и идентификацией данной группы (с точки зрения библиотек, «проблематичной») исследование не исчерпывается. Важны не результаты замера и момент наблюдения, а динамика развития коммуникационного и досугового поведения, отношения к книге с течением времени. Только так можно разработать долгосрочные концепции. Желательно проанализировать чтение как действие, определенное какими-либо условиями. Значит, важно рассмотреть возрастные, половые и образовательные факторы и наложить их на демографические характеристики населения. Отсюда последуют выводы об их значимости для читательского поведения и посещаемости библиотек.
Требует внимания вопрос об изменениях в использовании населением средств информации. Это один из трудных вопросов при планировании работы библиотек. Важно понять соотношение книги и других средств информации сегодня и в будущем. Ведь надо учитывать, что свободное время населения увеличивается. Постоянно растет использование средств массовой коммуникации, в первую очередь, благодаря широкому распространению телевидения. В будущем конкуренция между средствами информации будет только усиливаться.
Чтение исследуется нами как определенное досуговое поведение, отношение к использованию средств информации и коммуникации. Иначе говоря – как деятельность, которую можно сравнивать с другими досуговыми занятиями и понять только на их фоне. Установим, насколько зависимы новые потребности в чтении и интересы пользователей от ценностных ориентации, образа жизни, проведения досуга. Это позволит определить тенденцию и характер будущих предложений библиотеки.

10.2. Эмпирические основы и изучение чтения

Данная работа опирается на результаты следующих крупных эмпирических исследований о немецком книжном рынке и функционировании книг:
ряд статистических алленсбахских опросов между 1967 и 1986 гг. по определению отношения немецкого населения к книге и его читательского поведения (см. Алленсбахские ежегодники по демоскопии);
исследование Института ИФАК, Висбаден, 1973 год (см. Письма Бертельсманна, 1974);
ИНФРАТЕСТ и исследование фонда Бертельсманна, 1978 год, «Коммуникационное поведение и книга» (см. ИНФРАТЕСТ, Исследование средств, 1978);
репрезентативное исследование пользователей публичных библиотек в ФРГ (см. Фишер и др. 1978);
ЕМНИД – исследование по публичным библиотекам с точки зрения немецкого населения, 1981 год (см. ЕМНИД, 1981);
опрос журналом «Штерн» подростков от 14 до 24 лет в сравнении с возрастной группой от 45 до 54 лет по целям жизни, средствам информации и коммуникации, досугу и привычкам потребителя, 1981 год (см. Бертельсманн, 1983);
исследование АРД/Цет ДФ – комиссии по печатным и аудиовизуальным средствам и Фонда Бертельсманна на тему «Молодежь и средства информации» (см. Берг, Кифер, 1986);
Алленсбахские репрезентативные исследования населения в возрасте от 12 до 60 лет – в частности опрос молодежи «Штерном», 1986 год;
опрос Марплана по книге и чтению как проблеме целевых групп, 1986 год (см. Марплан, 1986);
специально составленный цифровой материал Института демоскопии в Алленсбахе для настоящего отчета на тему «Книга и поведение в отношении средств информации и коммуникации по годам: 1967, 1968, 1973, 1976, 1977, 1978, 1979, 1981, 1982, 1983 и 1986 (см. Алленсбахский архив);
репрезентативный опрос Института демоскопии в Алленсбахе по типологии покупателей книг и читателей (см. Ноэлль-Нойман, Шульц, 1987).
Большая часть исследований была направлена на исследование книжного рынка и ставила целью выявление возможностей усиления влияния на него. Социология чтения была средством и основой, но не самоцелью. Тем не менее, эти источники дают более объективный материал, чем сведения которые могут предоставить публичные библиотеки, так как лишь репрезентативные исследования воссоздают целостную картину процессов, происходящих в обществе. В данных исследованиях опрашивались от 1000 до 4000 граждан ФРГ Па основе полученного материала мы дадим характеристику реальных и потенциальных пользователей публичных библиотек по следующим аспектам:
использование публичных библиотек;
поведение при обращении к печатным и другим средствам;
отношение к книге;
досуговое поведение;
образ жизни и система ценностей.

10.3. Пользователи публичных библиотек

В ранее упомянутом исследовании ЕМНИД по публичным библиотекам с точки зрения западногерманского населения, проведенном в 1981 году (ЕМНИД, 1981), делается вывод, что каждый третий гражданин от 14 лет имеет опыт получения книг из публичных библиотек. Каждый десятый берет ежемесячно книги из публичных библиотек (ИНФРАТЕСТ, 1978). Из всех эмпирических исследований следует, что посещение библиотек в большой степени зависит от возраста (ЕМНИД, 1981; ИНФРАТЕСТ, 1978; Фишер и др., 1978). Каждый второй подросток и молодой человек хоть однажды брал книги, с возрастом эта тенденция явно снижается.
Решающую роль при пользовании публичными библиотеками играют образовательный и социальный статусы. Группы населения с низким образовательным уровнем более удалены от библиотеки, чем люди со средним и высшим образованием. Причем, связи с библиотекой низших социальных слоев еще слабее, чем с книжной торговлей (ИНФРАТЕСС, 1978).
Книги из библиотек берет только каждый четвертый рабочий из десяти и свыше четырех из десяти служащих. Менее всего проявляют интерес пенсионеры, хотя возраст и род занятий как раз располагает к чтению библиотечных книг. Видимо, какие-то другие факторы влияют на установку.
Если сравнить социо-демографические характеристики читателей библиотек и всего населения, явными становятся следующие моменты (Фишер и др., 1978):
большая часть пользователей публичных библиотек лица моложе 30 лет;
среди пользователей все социальные слои представлены почти равномерно, но, по сравнению со всем населением, группы с высоким образовательным цензом здесь превалируют;
слишком много учащихся, главным образом, студентов университетов, то есть они представлены не пропорционально своей доли в общем составе населения, а вот трудящиеся, пенсионеры и домохозяйки – напротив, представлены недостаточно.
Изложенное выше дает право поставить такого рода вопросы:
учитывая особенности данных групп, могут ли публичные библиотеки рассчитывать на то, что и в будущем те останутся их пользователями, или, принимая во внимание появление новых носителей информации, расширение возможностей проведения досуга, изменений в образе жизни, стоит ожидать резкого уменьшения числа пользователей;
нужно ли причислять к проблемным группам непользователей (таковы группы пожилых людей с низким уровнем образования) рабочих, которые принципиально отказались от чтения книги и не смогут стать для публичной библиотеки целевыми группами, или при помощи соответствующих услуг и предложений стоит все-таки попытаться привлечь эту категорию к библиотеке.

10.3.1. Значение сокращения численности населения

Изменение численности населения делает спорным положение о том, что количество молодых читателей публичных библиотек сохранится. Эта группа пользователей, бывшая до сих пор основной, заметно уменьшается. С 1960 по 1974 гг. население уменьшалось по сравнению с предыдущим пятилетием медленнее, а именно – на 11,3%. Оно достигло своего пика в 62 млн. человек – и в 1984 году упало до 61 млн. На основе подсчетов на модели Статистического федерального управления по развитию немецкого населения можно предположить, что численность его в 1983 году составляла 57,7 млн. человек. В 2000 году эта цифра будет равна почти 54,2 млн., в 2030 году – 41 млн.
Доля лиц моложе 20 лет за данный период уменьшится с 23,6% до 19,7% – в 2000 году и 15,7% – в 2030-м. И наоборот, доля пожилых, то есть старше 59 лет, увеличится: с 21,3% до 37,6% – в 2030 году.
Группа 14 – 17-летних – до 1990 г. несколько уменьшается, затем слегка увеличится к 2000 г. Число молодежи 18 – 24 лет к началу 90-х годов резко упадет. Для библиотек это означает, что ядро пользователей уменьшится.

10.3.2. Рост образовательного уровня и усталость от образования

Расширение возможностей получения образования в 60-х и 70-х годах вызвало сильное изменение структуры обязательного школьного обучения немецкого населения. 30 лет назад только один из 20 западных немцев имел законченное среднее или высшее образование. В 1985 году этим мог гордиться уже каждый пятый.
В 1956 году 82% населения ФРГ окончили школу. В 1986 – 56%, то есть каждый второй.
Изменились не только количественный, но и качественные параметры изменений в школьном образовании. 15 лет тому назад среднее образование считалось довольно престижным. Сегодня окончание реальной школы не рассматривается в качестве высокой квалификации на рынке рабочей силы; здесь много тех, кто окончил гимназию и лицей.
Число людей, имеющих специальное образование, увеличивается, но среди немецких учеников наметилась другая тенденция относительно их готовности к дальнейшему обучению. На основе ежегодно проводимых опросов по профессиональному выбору можно констатировать, что количество желающих поступать в высшие учебные заведения сократилось по сравнению с предыдущими годами. В 1970 году было почти 90%, в 1984-м – 59%, при этом каждый четвертый абитуриент колебался, стоит ли продолжать образование, каждый шестой реально отклонял такую возможность. Аналогичную тенденцию установили Аллербек и Хоаг. На вопрос: «Как Вы намерены закончить свое обучение?» – в 1962 году 39% школьников 16-18 лет ответили, что продолжат обучение на квалифицированного рабочего или в университете, в 1983 году таких был только 21%.
Мы хорошо знаем, что основной контингент читателей библиотек – студенты (Фишер и др., 1978). Тем большие опасения внушают приведенные выше мнения выпускников школ. На изменение числа студентов повлияют такие моменты, как прием в высшие учебные заведения по среднему высокому баллу аттестата, слабые шансы получить работу после окончания обучения, падение численности населения. Для библиотечного маркетинга это означает, что нужно привлекать другие группы пользователей, посещающих курсы по повышению квалификации. В 80-е годы как раз наметилась тенденция к увеличению слушателей таких курсов. Все больше специалистов обучается на различных курсах по профессиональной переподготовке, так как работать по своей основной профессии нет возможности. Сверх того, заметна тяга населения к самообразованию, причем особой популярностью пользуются высшие народные школы. В 1982 году девять миллионов западных немцев в возрасте от 19 до 64 лет посетили мероприятия по повышению квалификации. Данная тенденция набирает силу. Но и здесь заметны образовательно-специфические различия. В 1982 году повысить квалификацию хотели каждый четвертый выпускник ВУЗа и только каждый десятый с незаконченным профессиональным образованием.

10.3.3. Развитие досуговой сферы и формирование привычек в использовании средств информации

За последние 30 лет среднее рабочее время, а также количество выходных в году уменьшилось, свободное время – увеличилось. Рабочий день в 1980 году по сравнению с 1964-м стал на два часа короче. Как это сказалось на образе жизни населения?
Рассмотрим соотношение свободного времени, проведенного дома и вне его. В 1964 году 63% свободного времени человек проводил дома, 37% – вне дома; в 1980-м – соответственно 70% и 30%. Такая тенденция к «домоседству» совпадает с тем, как используются различные носители информации.
Трудно получить объективное представление об изменениях в использовании различных носителей информации. Кроме субъективных критериев (оценка использования средств информации в часах за неделю), существуют данные социологических наблюдений. Сопоставление полученной различными способами информации позволяет установить, что особых расхождений нет. Объективное исследование установило, что молодежь до 30 лет тратит 33,3 часа в неделю на знакомство со средствами информации, субъективная оценка дала цифру – 34 часа. Интересный материал дает банк данных Алленсбахского архива.
С 1967 по 1983 гг. было проведено четыре репрезентативных опроса населения о том, сколько времени они расходуют на теле- и радиопередачи, газеты, иллюстрированные журналы, «легкие» книги и «деловую» литературу, на прослушивание аудиозаписей. Выяснилось, что вырос интерес к радиопередачам: в 1967 году – 5 часов 17 минут, в 1983-м – 8 часов 35 минут. За тот же период суммарное время, заполненное телепередачами и прослушиванием грампластинок, увеличилось на 4 часа. Изменилось отношение к развлекательной литературе с 2 часов 8 минут за неделю до 1 часа 54 минут. «Серьезной» книге уделяется гораздо больше времени; тенденция, хотя и не явно наблюдается уже с 1967 года, данный показатель ежегодно повышается. Суммарное время, отводимое на носители информации, возросло с 25 до 32 часов в неделю. Общая доля на чтение книг осталась в нем почти неизменной. С 1967 по 1983 год увеличилось время, отводимое для прослушивания аудиовизуальных средств, – до 7 часов 35 минут в неделю.
Исследования показали, что использование носителей информации зависит от уровня образования. Покажем это на группе молодежи, окончившей среднюю школу (основной контингент библиотеки). По сравнению с другими группами, данная расходует больше времени на печатную книгу, между 1967 и 1987 годами время на чтение развлекательной литературы и газет практически не изменилось. Иллюстрированным журналам, отраслевой литературе уделялось много времени. Предпочтение иллюстрированных журналов можно объяснить тем, что, как правило, это были профессиональные и отраслевые журналы, например, по микроэлектронике. Кроме того, число этих изданий также увеличилось. Увеличение времени на чтение отраслевой литературы свидетельствует о том, что происходит смещение интереса от «легкой» в сторону «серьезной», профессиональной литературы.
Усилилось использование аудиовизуальных средств (радио, телевидения, проигрывателей грампластинок) у молодежи со средним законченным образованием: с 1967 по 1983 год на 9 часов 50 минут больше в неделю. Можно сделать вывод о количественных и качественных изменениях в привычках использовать носители информации у основной группы пользователей библиотек за 20 лет. Здесь еще большую роль играют книги, как для «развлечения», так и в профессиональном плане. Адаптировать предложения и услуги библиотек к привычкам и потребностям данной группы относительно просто, так как она открыта вообще для всех носителей информации. Молодым людям даже нравится разнообразие средств информации, что облегчает задачи публичной библиотеки.
Обратившись к молодежи до 30 лет, мы увидим значительные расхождения в использовании носителей информации. Выпускники восьмилетней школы предпочитают телевидение и прослушивание грампластинок. По сравнению с группой, окончившей среднюю школу и ровно распределяющей время между аудиовизуальными и печатными средствами, данная группа больше сосредоточена на телевидении. Однако привычка читать газеты и книги, слушать грамзаписи зависит от возраста. В основном речь идет о выпускниках средней школы, более взрослых, чем данная группа, и потому возможны некоторые искажения.
Есть указания на возрастание образовательного «отрыва». Означает ли это, что у молодых людей с низким образовательным уровнем нет установок на книгу и чтение и что они не могут быть для публичных библиотек потенциальной целевой группой?

10.4.1. Факторы образования

Если проанализировать всю возрастную категорию молодежи, вне зависимости от образовательного уровня, можно установить следующую тенденцию: время обучения, отводимое ими на обучение, постоянно увеличивается. Между 1974 и 1984 гг. число учащейся молодежи 14-17 лет утроилось (с 33 до 98%), 18-24 лет – удвоилось (см. Берг, Кифер, 1968). В 1973 году каждый второй подросток окончил начальную или полную среднюю школу. В 1984 году их было только 38%. Число молодых людей со средним специальным образованием, окончивших школу в возрасте от 18 до 24 лет, несколько увеличилось. Это вызвано прежде всего политикой на рынке рабочей силы. Данные изменения позволяют причислить молодежь с низким образовательным уровнем к потенциальным пользователям публичных библиотек. Таким образом, удлинение срока профессиональной и общей подготовки улучшает шансы библиотеки.

10.4.2. Досуговая активность молодых людей и их отношение к средствам информации

Любимые занятия молодежи в свободное время – просмотр телепередач, прослушивание аудиовизуальных материалов, а так же радиопередач.
Ученики начальной школы (в ФРГ различают основную (начальную) школу (1-4 кл.), главную (5-10 кл.), реальную (5-10 кл. с основами профподготовки) и гимназию (5-13 кл. с правом поступления в ВУЗы) – Прим. пер.) на первое место ставят телевидение, на второе – радио. Использование данных средств информации – неотъемлемая часть их досуга. По мнению подростков, их свободное время – это время прослушиваний и просмотров (Берг, Кифер, 1986). Учащиеся начальной и реальной школы, гимназии охотно ходят в кинотеатры (7-е место). Занятия спортом также лидируют. Особое значение имеет социальное окружение, малые неформальные группы, важнейшая форма проведения досуга – встреча с друзьями.
Значительно различается отношение к книге. Ученики начальной школы ставят чтение книг на девятое место (после чтения комиксов); ученики реальной школы относят его на 6-е место, учащиеся гимназий включают его в три наиболее важные позиции. Подростки с низким уровнем образования придают меньшее значение чтению книг, чем занятиям с другими носителями информации. Это отличает их от подростков, находящихся на более высоких ступенях образования. 20% подростков между 12 и 29 годами утверждают, что еще не прочли ни одной книги (Берг, Кифер).
Все это сказывается на посещении публичных библиотек. 15% молодежи с низким уровнем образования в одном из исследований указали, что в прошлом месяце взяли в библиотеке по одной книге.
Между подростками народной школы и школ с более длительным сроком обучения есть некоторые различия.
Только каждый тринадцатый подросток народной школы, но каждый пятый с более высоким уровнем образования посетили за последний месяц публичную библиотеку. Чаще они берут книги у друзей и знакомых. Каждый шестой учащийся народной школы и каждый четвертый более высокой ступени были побуждены к чтению библиотечных книг друзьями и знакомыми. Это социальное измерение принципиально для чтения книг. В 1978 году, по данным ИНФРАТЕСТА, 59% опрошенных от 16 до 29 лег указали, что друзья и знакомые посоветовали им читать книги. Бондафелли и Заксер (1986), исследуя чтение 15-летних учащихся Цюриха, выявили, что социальное включение книги в решающей степени определяет, насколько чтение станет социальной нормой поведения. Ученые сделали вывод, что чтение книг, в особенности, у читающих много, поддерживается «книгоориентированным интерактивным контекстом».
Если большая часть молодежи с низким уровнем образования далека от публичных библиотек и чтения книг, то это не значит, что ее нельзя вообще привлечь к чтению книг, в особенности – библиотечных. Роль, которую играет в их жизни социальное окружение, поможет библиотеке сформировать предложения и услуги так, что они, возможно, будут приняты. Исследование Аллербека и Хоага констатирует, что с 1962 по 1983 год возросло участие молодежи 16-18 лет в преступных группировках. В 1962 году каждый шестой подросток подтверждал свое участие в «стабильной» группе, сообществе, но не в союзе или объединении, в 1983-м таких было уже 56%.
Приятие библиотеки и ее предложений произойдет, когда будут учтены социальные потребности молодежи. Маркетинговая концепция библиотеки должна рассматривать молодежь не как отдельных личностей, а как участников групп, имеющих различные ценностные ориентации и предпочитающих определенный стиль жизни. Исследование системы ценностей указывает на то, что нравится молодежи и в чем она нуждается.

10.4.3. Ценности и досуговые (или коммуникационные) предпочтения подростков с низким уровнем образования

Если под маркетингом подразумевать ориентацию предложений на меняющиеся потребности и проблемы реальных и потенциальных целевых групп, то в центре внимания будет анализ их потребностей и стиля жизни. Уже несколько лет в профессиональной литературе, публичных дискуссиях и обсуждениях идет речь о том, что сменилась система ценностей, а значит, стиль жизни, установки, потребительские предпочтения. В этой связи возникает ряд вопросов. Что указывает на перемены? Каковы их основные аспекты? Существуют ли при этом большие различия между разными целевыми труппами (в частности, есть ли они у молодежи с низким уровнем образования), которые бы могли способствовать ориентации библиотечной работы на группы?
Вообще система ценностей характеризуется многообразием, определяющим отдельные сегменты населения. С одной стороны, развиваются такие ценности, как скромность и самоограничение, с другой – гедонистические устремления, потребность в самореализации личности.
Временные динамические ряды позволяют пронаблюдать изменения в приоритете ценностей за последние 15 лет. Незыблемым для большинства западных немцев остается значение семьи. Такие факторы, как друзья, досуг и социальные контакты, повысили свой статус. Работа потеряла свою былую значимость. Этика накопительства потеряла прежнее значение. Деятельность как таковая играет в жизни человека главенствующую роль. В ней особо выделяются формы самостоятельной работы, творческая, досуговая деятельность. В большей мере данный вывод относится к людям, не сумевшим реализоваться в профессиональном плане. Отношение общества к досугу, хобби чрезвычайно важно для работы публичной библиотеки в будущем.
У нас нет такого подробного материала, собиравшегося в течение длительного времени, о молодежи с низким образовательным уровнем. Но исследования по использованию носителей информации ясно указывают на то, что гедонистические, материальные ценности, ценности безопасности и равновесия у данной группы переплетаются между собой, причем самореализация и идеализм находятся на периферии. Данный результат, кажущийся противоречивым, довольно точно отражает стиль жизни. Это зафиксировано в ряде исследований института СИНУС. Его описания гедонистической среды во многом соответствует установкам нашей целевой группы.
Ценности, стиль жизни оказывают влияние на использование носителей информации. Те, кто ориентируется на безопасность и получение гарантий, гедонизм, предпочитают аудио визуальные средства, спорт и игры на досуге. Чтение книг здесь далеко не на первом месте.
Маркетинговая стратегия библиотеки в отношении такой группы может состоять в том, чтобы обеспечить ей возможность проявления социальной активности. Например, можно организовать встречи для совместных игр, музицирования, прослушивания музыки и др.
Следует учесть ее хобби, досуговые пожелания и профессионально ориентированные потребности при подборе соответствующих книг и информационных материалов. Из списка предпочтений следует, что каждый четвертый ученик главной школы и 58% учеников реальной школы охотно читают книги в свободное время. Это подтверждает анализ жителей города Трир от 11 до 25 лет (N=830), поставивших чтение на пятое место по популярности в списке досуговых занятий (см. Беренс и др., 1986). Даже в том случае, когда субъективная оценка корректируется при конкретных вопросах о чтении, она все же выявляет, что чтение книг в целом воспринимается положительно, социально благоприятно.

10.4.4. Отношение молодежи с низким уровнем образования к книге и чтению

Если готовность к покупке книги можно расценить как положительное отношение к книге и чтению, то за последние 20 лет здесь произошли серьезные сдвиги. С 1967 года почти две трети западных немцев неизменно дают положительный ответ на вопрос: «Прочли ли Вы за последние 12 месяцев книгу?». За тот же период времени готовность покупать книги постоянно возрастала. С начала 80-х годов, то есть в то время, когда публичные библиотеки оставались на том же уровне посещаемости, немцы все чаще принимали решение купить себе книгу. В 1967 году 21% читателей книг не покупал, а брал в библиотеке, в 1982 году таких осталось только 10%.
Динамика покупки книг и их чтения у молодежи в возрасте от 16 до 29 лет впечатляет еще более. В 1967 году разница между покупкой и чтением книг учащихся народной школы составляла 30% в 1982-м – 14%. Аналогично развивалась группа средней ступени обучения (школа плюс первые профессиональные навыки). Тенденция такова, что книги, которые хотят читать, покупаются, а не берутся в библиотеке, у друзей и пр. Готовность каждого второго ученика реальной школы расходовать свои небольшие деньги на покупку книг – просто удивительна. Доход данной группы таков: каждый второй в возрасте от 12 до 29 лет не имеет собственного дохода, 23% -только 100 немецких марок в месяц (см. Берг, Кифер). Такой ситуации могла способствовать дешевизна карманных изданий. Есть и менее приятная для публичных библиотек причина: ее фонды не удовлетворяют молодежь.
В заключение уточним качественное отношение целевой группы к книге и чтению. Здесь бросается в глаза, что вся молодежь, вне зависимости от образования, имеет одинаковую потребность в фантастике и триллерах. Почти нет различий в отношении к криминальным романам, романам про шпионов и к научной фантастике, книгам, дающим советы (хобби, спорт, поваренные книги и т.п.).
Рассмотрим ситуацию с учащимися народной школы. На первом месте – книги по профессии (41%), на последнем – классическая литература. У молодежи с более высоким образовательным уровнем те же предпочтения. Публичные библиотеки должны проверить содержание их фондов, наличие жанровой литературы для молодежи с низким уровнем образования.

10.5. Пожилые люди как потенциальные пользователи публичных библиотек

Только 14% опрошенных западных немцев старше 45 лет подтверждают, что они берут книги из публичной библиотеки. Это значительно меньше, чем данные в среднем по населенно страны. Есть целый набор факторов, который должен способствовать тому, чтобы представители этой целевой группы стали потенциальными пользователями публичных библиотек:
1. Относительная доля пожилых в общей структуре населения будет расти. Прогнозы показывают, что в 2000 году каждый четвертый западный немец достигнет 60 лет и старше (см. Федеральное статистическое управление).
2. До середины 90-х годов можно рассчитывать на довольно ранний уход на пенсию (до 60 лет). Учитывая возможную общую продолжительность жизни, женщинам предстоят почти 20 лет, мужчинам – почти 10 лет нетрудовой активности. Насколько проблемным будет этот период, зависит от прогресса электроники, использования новых технологий, рационализации производства. Это повлечет за собой появление «лишнего персонала», увольнения, ранний уход на пенсию. С 2000 года такой ход событий может измениться, так как часть трудоспособного населения из-за снижения численности нового поколения также уменьшится. Возможно, это продлит общий трудовой стаж. Ситуации у мужчин и женщин также различны. Для ранее работавших мужчин пенсия означает начало совершенно другой жизни, требующей значительной перестройки ритма, изменения привычек. У женщин данные явления выражены не так сильно. Помимо традиционней роли женщины в семье – роли хранительницы очага, многие женщины совмещают работу и домашнее хозяйство. Кроме того, они часто заняты неполную рабочую неделю – то есть менее 40 часов в неделю (в 1982 году таких было 32%). Женщины и прежде решали проблемы свободного времени иначе, чем мужчины. Но только «домашние хозяйки» находятся в иной, чем работающие женщины, ситуации. И распорядок дня почти неизменен, у них возникают другие проблемы.
3. По сравнению с другими группами населения пожилые люди имеют меньше денег. В особенности старые женщины (см. Хорн, Экхард, 1986). Мы исходим из того, что данное обстоятельство принципиально помогает налаживанию контактов публичной библиотеки с данной целевой группой.
4. Каждый четвертый пожилой человек живет один. Многим не достает социального общения. Телевидение облегчает проблему, но не до конца. Публичные библиотеки могли бы подумать, как лучше отразить в своих предложениях и услугах потребности пожилых в общении.

10.5.1. Коммуникационные привычки пожилых людей

По собственной оценке, использование носителей информации заключается в чтении ежедневных газет, а также в просмотре теле- и прослушивании радиопередач (см. Хорн, Экхард, 1986). В 1983 году просмотр телепередач составлял две трети бюджета времени, отведенного на использование средств информации. Телевизор является средством, смягчающим одиночество, свидетельствует о сложной психологической и общественной ситуации этой целевой группы. Именно этот факт должен быть определяющим в формировании услуг и предложений для пожилых людей в публичной библиотеке.
Пожилые люди не игнорируют и печатные носители информации, но в отличие от газет и журналов, книги играют не такую большую роль. На вопрос: «Читали ли Вы за последний год хотя бы одну книгу?» – две трети западных немцев старше 60 лет дают положительный ответ. Каждый третий утверждает, что читал книгу ежедневно или несколько раз в неделю. Что же читают пожилые люди?

10.5.2. Отношение к книге

Пожилые люди предпочитают повседневные истории и юмор: 58% западных немцев старше 65 лет указали, что это интересует их особенно (см. Марплан,1986). На втором и третьем местах – «короткие истории» (44%) и «романы о судьбе, родине, любви» (41%), как, впрочем, и книги полезных советов (41%). Предпочтения пожилых людей отличаются от предпочтений других целевых групп, в особенности, в отношении криминальных, приключенческих романов, отраслевой литературы.
Об отношении пожилых людей к книге можно судить по анализу функции книги. Книги для пожилых людей удовлетворяют специальные информационные потребности (32%), помогают умственно сохраниться (29%), развлечься (17%) (см. Хорн, Экхард, 1986). Книга в жизни пожилых людей схожа с телевидением. Исследование ИНФРАТЕСТ 1978 года пришло к выводу о том, что люди старше 60 лет используют книгу для проведения досуга, для того, чтобы пережить приключения и побывать в необычной ситуации, приобщиться к прекрасному, забыть о повседневных заботах. Последняя функция для пожилых людей имеет такое же значение, как и беседы с другими людьми.
Еще одно обстоятельство определяет отношение пожилых людей к книге: каждый второй западный немец старше 60 лет плохо видит, ему трудно читать. Это важно учитывать при комплектовании фонда публичных библиотек.

10.5.3. Могут ли пожилые люди стать пользователями библиотек?

Если изучить ситуацию пожилых, их отношение к книге и чтению, их удаленность от публичной библиотеки уже не покажется само собой разумеющейся. Что удерживает пожилого человека от посещения библиотеки?
Конечно, большую роль играет расстояние. Но тот, кто думает о пожилых как о людях нездоровых, неподвижных, – неправ. Хорн и Экхард констатируют: «Поколение возрастной группы от 55 до 74 лет в основном состоит из лиц, которые уже не работают или никогда не работали. Однако физически они крепки и не живут отшельниками. Они не имеют столько денег, сколько работающая молодежь, но у них больше свободного времени, которое они полностью используют. Благодаря вынужденному уменьшение рабочего стажа, улучшению ситуации в здравоохранении, возникло поколение, которое уже непосредственно не участвует в производстве, но принимает жизнь во всем ее многообразии и участвует в социальном процессе» (см. Хорн, Экхард, 1986).
В большей степени «дистанцию» между пожилыми людьми и публичной библиотекой проясняет исследование «Пользователи публичной библиотеки в Федеративной Республике Германии» (Фишер и др., 1978). Сопоставление ожиданий и того, что могла предложить публичная библиотека, выявило, что она не позаботилась о разнообразии носителей информации и обеспечении возможностей для культурной и социальной активности, то есть о том, что имеет особую ценность для пожилых людей.

10.6. Перспективы

Разработка маркетинговой концепции для публичных библиотек – это и проблема определения целевых групп. В настоящем разделе мы обратили внимание на молодых людей и людей зрелого возраста, так как располагали данным цифровым и другим материалом. Список целевых групп этими двумя явно не исчерпывается (женщины, работающие и др.).

      Ганицкая, И. Направления развития национальных библиотек субъектов Российской Федерации / И. Ганицкая // Библиотека. – 2002. – № 10. – С. 53-54; продолж.: № 11. – С. 46-49.

      Демидов, А. Доступ к информации: создание Президентской библиотеки / А. Демидов // Библ. дело. – 2007. – № 7. – С. 6-9.

      Зайцев, В. Н. Ответственность национальной библиотеки за развитие инфосферы страны: доклад / В. Н. Зайцев // Библиотековедение. – 2006. - № 4. – С. 22 – 26.

      Федоров, В. В. «Откуда есть пошла…» - РГБ: страницы биографии // В. В. Федоров // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 36-41.

      Фирсов, В. Р. Штаб отраслевой науки / В. Р. Фирсов // Библиотека. – 2003. – № 6. – С. 56-59.

Л. В. Сокольская

  1. Общедоступные (публичные) библиотеки: значение, социальные функции, виды. Современные проблемы функционирования общедоступных (публичных) библиотек

Общедоступные публичные (ОП) библиотеки – элемент государственного механизма социальной защиты населения (бесплатность обслуживания в условиях дороговизны книг, досуга; доступность).

«Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии». Видовые особенности О(П) библиотек:

    Максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм).

    Использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям.

Социальное назначение О(П) библиотек – способствовать общему развитию пользователей. Задачи О(П) библиотек: максимальное обеспечение самообразовательных информационных потребностей и интересов пользователей; максимальное привлечение населения к чтению; поддержка авторитета книги и чтения как важнейшего средства культурно-образовательного и духовного развития личности.

ГОСТ 7.0 – 99: «публичная общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

Значительная сеть библиотек представлена разнообразными по виду библиотеками, различающимися по следующим признакам.

I. Порядок учреждения и форма собственности

1) государственные учрежденные органами государственной власти субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские – в составе РФ – детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные – учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественные – учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные (отличия от муниципальных: другие ведомство, наличие литературы по профдвижению, связь со специальными библиотеками предприятия);

б) политико-идеологические (партийные и различных политических организаций и движений: библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве);

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки;

г) библиотеки национальных обществ ;

д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки , учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки других различных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.);

з) библиотеки различных организаций, фондов (Московская деловая библиотека, учрежденная Американским фондом «XXI век»)

1) детские; 2) юношеские; 3) для всех возрастных категорий;

4) для слепых, для глухих.

III. Территориальное размещение

      Городские; 2) сельские.

IV. Территориальный статус

1) поселенческие; 2) межпоселенческие; 3) районные; 4) городские;

5) окружные (Москва, ХМАО); 6) областные (республиканские, краевые) детские, юношеские, для слепых.

V. Профиль фонда

а) универсальные;

б) специализированные (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Вид документа

а) библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

б) специализированные по виду документа филиалы (периодики).

ЦБС общедоступных библиотек – особое библиотечное учреждение. ЦБС – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. ЦБС состоит из центральной библиотеки и библиотек-филиалов

Специализированная библиотека – библиотека, назначение которой – удовлетворить потребности пользователей по виду документов или обслуживать отдельную особую группу читателей. Виды специализированных О(П) библиотек:

    Специализированные О(П) библиотеки без выраженного профилирования фонда (библиотеки семейного чтения: ориентация в содержании и формах на обслуживание всей семьи; библиотеки культурные комплексы и социально-досуговые центры; библиотеки информационно-образовательные центры.

2. Специализированные О(П) библиотеки с выраженным профилированием фонда по какой-либо теме, отрасли, жанру, языку (культурно-историческая направленность: библиотеки фантастики, бестселлера, периодики и др.)

Виды библиотек на селе: общедоступные, специальные. Основной вид сельской библиотеки – общедоступная муниципальная. Сельская библиотека – публичная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население нескольких сел или одного села, его части.

Задачи общедоступных муниципальных сельских библиотек:

    Содействие общему развитию пользователей;

    Помощь специалистам (педагоги, медики, специалисты с/х, предприниматели и др.);

    Содействие учебной деятельности школьников, студентов (дистанционное обучение, филиалы с сельской местности).

В качестве почти единственного вида сельская библиотека масштабно выполняетфункции содействия учебной, самообразовательной и досуговой деятельности. Широкий спектрявленческих функций сельской ОБ: культурно-просветительная, историко-краеведческая, социализирующая, педагогическая и др.

Особенности положения современных сельских библиотек

    Повышение значения в культурно-досуговой и образовательной среде села.

    Снижение финансирования, технологическая неадаптированность к современным требованиям большей части сельских библиотек.

    Несовершенство сети.

    Проведение общероссийских и региональных акций, направленных на поддержку сельских библиотек.

    Изменение положения сельских библиотек в связи с реализацией ФЗ № 131.

Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей. Формы нестационарного обслуживания; библиотечный пункт, передвижная библиотека, библиобус, книгоношество.

Повышение значения детских библиотек и библиотечного обслуживания детей связано со следующими факторами.

    Падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с ТВ, компьютерами, новых форм досуга электронного, как правило, досуга (Интернет-клубы, игровые автоматы и др.);

    Обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей.

Отсюда следует, что библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (МТБ, комфорт, специализированная среда, персонал с соответствующей подготовкой, качество мероприятий и др.)

В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп:

1. Научные, специальные, вузов обслуживают детей через посредников (родители, учителя и др.), т. к. эти библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные юным читателям;

2. Общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям, обслуживают их лично и через посредников;

3. Специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей. Детская библиотека – библиотека, осуществляющая библиотечное обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей. Детская библиотека это библиотека с доступной для ребенка специализированной средой, т. е обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически «детского» характера: фонд, МТБ, СБА. Игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей. Задачи ДБ библиотек как особого вида учреждения:

    Привлечение к чтению всех детей;

    Организация системного по содержанию, систематического по продолжительности чтения детей;

    Формирование гармонически развитой личности.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи:

          Учебные библиотеки(школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, техникумов, вузов);

2. Общедоступные библиотеки для взрослых;

3. Специализированные юношеские библиотеки (ЮБ).

Юношеская библиотека – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 до 20 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи. Специализированная ЮБ – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.

Виды специализированных ЮБ:

    Библиотеки-филиалы ЦБС – городские юношеские библиотеки (только в крупных городах, всего в стране более 20);

    Областные (республиканские) юношеские библиотеки;

Современная особенность: значительная активизация деятельности ЮБ.

Понятие и особенности общедоступных (публичных) библиотек, их виды: государственные, муниципальные, конфессиональные (религиозные), кооперативные и др. Основные категории пользователей библиотеки. Принципы организации деятельности общедоступных библиотек.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

Традиционно, сельская библиотека всегда уделяла значительное внимание не только учителям, но и другим представителям сельской интеллигенции – врачам, сельским специалистам, управленцам и др.* Однако, необходимо отметить, что информационные потребности этих групп пользователей библиотеки за последнее время также заметно изменились, появилась сильная тяга к самообразованию в различных областях знания.
Изменение экономических условий работы на селе, появление многоукладности, различных форм собственности и хозяйствования привели к тому, что кроме сугубо специальных, технологических вопросов сельских специалистов (медиков, агрономов, зоотехников и др.) стали интересовать экономические, правовые аспекты их профессиональной деятельности.
Особенность работы сельской библиотеки – тесный, каждодневный контакт с жителями села – позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.
Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.
В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.
Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.
Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.
Необходимо заметить, что для улучшения информационного обеспечения административно-управленческого аппарата при региональных и исполнительных органах власти создаются специальные подразделения – информационно-аналитические отделы. Сельскому библиотекарю следует знать, какие информационные материалы они издают, как комплектуют свои информационные фонды, насколько они доступны. Помимо того, ему нужны сведения о том, какие профессиональные объединения и территориальные общественные органы самоуправления в области, районе организованы, какими материалами они располагают, какие решают проблемы. Если руководители пользуются районной или областной (краевой) системой информационного обслуживания, то сельский библиотекарь должен выяснить, чем конкретно с его стороны может быть дополнена уже полученная информация.
Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!
Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.
Фермерами становятся люди различных социальных слоев. Среди них есть и коренные сельские жители, и горожане, переехавшие в деревню. Все они нуждаются в самообразовании.
Объективно потребность в новых знаниях особенно испытывают люди, которые, имея свое небольшое домашнее хозяйство, вели его «по-старинке», никогда не обращались к библиотеке, производственной информации. Став фермерами, они чувствуют необходимость более основательной подготовки и по производственным, и по правовым, и по экономическим вопросам.
Понимая их ситуацию, сельский библиотекарь может сформировать у этих людей прочную заинтересованность в самообразовательном чтении, в библиотеке.
Наиболее читающей, «продвинутой» группой являются фермеры, вернувшиеся в свое родное село из города.
Как правило, это способные, энергичные, инициативные люди, которым хорошо понятна роль информации в современном мире. Желание этих людей обеспечить более комфортную жизнь своей семье и хороший уровень образования своим детям положительно сказывается на положении всех жителей села.
Изучение ситуации показывает, что зачастую между ними и сельскими структурами (в том числе и школой и библиотекой) складываются хорошие, взаимовыгодные отношения: библиотека старается выполнить их запросы, прежде всего, конечно, деловые, а они оказывают спонсорскую помощь библиотеке, например, оплачивают подписку периодики, покупку новой литературы, приобретают технику и программное обеспечение и т.д.
Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.
Библиотека старается подобрать нужную литературу для выполнения учебного задания, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам-заочникам возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к информационным и документным ресурсам крупных отечественных библиотек и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.
В ряде регионов страны сельское население пополняется за счет мигрантов. Они вливаются в жизнь села и, конечно, имеют право на библиотечное обслуживание.
Но следует учитывать неоднородность группы-мигрантов. Среди них можно выделить, например, беженцев и переселенцев из т.н. «горячих точек», бывших военных, ушедших в запас и решивших поменять свой вид деятельности.
Зачастую эти люди нуждаются, прежде всего, в психологической адаптации. И здесь библиотека может проявить себя не только как образовательный, информационный, но и социальный институт.
Ее важнейшей задачей становится смягчение психологического климата села, формирование толерантности, терпимости к людям, попавшим в сложную ситуацию. Исследования показывают, что роль библиотеки в формировании добрососедских отношений с «пришлыми» людьми, зачастую принадлежащими к другой национальности, другой культуре, может быть весьма значительной!
Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных.
Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.
Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.
Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.
Но реально часто оказывается, что жизненно важная информация для них оказывается недоступной, т.к., во-первых, они перестали быть социально и физически активными людьми и выехать в районный центр, а тем более – в город для них трудно, а кроме того информация такого рода, как правило, платная. Кроме того, сельский пенсионер, инвалид испытывает психологический дискомфорт, обращаясь во властные инстанции. Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию.
Исследования показывают, что сельская библиотека, работая в замкнутой социокультурной среде, с постоянным, читательским контингентом, зная его не только информационные, но и социальные нужды, и являясь наиболее социально-устойчивым и информационно-богатым институтом, не может не оказать помощь своим пользователям. На практике это реализуется, зачастую, следующим образом: вместе с книгой библиотекарь несет инвалиду на дом и купленное для него лекарство, а иногда и продукты.

Развивающиеся процессы информатизации общества, компьютеризация деятельности социальных институтов (школ, вузов, фирм, системы здравоохранения и других институтов, с которыми человек сталкивается в реальной жизни), появление компьютеров, видео в семьях изменили требования людей и к сфере библиотечного обслуживания.

В чем проявилось изменение потребностей? Какие новые потребности прослеживаются в последнее десятилетие? Конечно, спрос имеет свою специфику для разных типов библиотек и для каждой конкретной библиотеки. Но можно выявить и общие для всех библиотек изменения.

В библиотеки по-прежнему обращаются за книгой, журналом, газетой, за копиями статей из них. Но уже просят также аудио, видеокассету или компакт-диски, хотят получить возможность перезаписать информацию с библиотечных CD-ROM на свои собственные.

Библиотеки, как и всегда, выполняют библиографические справки, но увеличился спрос на тематические, библиографические и фактографические справки. Растет число запросов на правовую, экономическую информацию. Выполнить их библиотека уже не может, опираясь только на библиографические картотеки и не используя, скажем, юридическую базу данных «Юрист» или «Зан» и др. На помощь в выполнении справок приходят диски CD-ROM.

Свои специфические потребности имеют такие относительно новые, выделяемые библиотеками группы пользователей, как: депутаты, работники администрации, предприниматели, фермеры, лица, потерявшие работу и пытающиеся переквалифицироваться.

Во всех типах библиотек растет число пользователей-студентов. Нынешняя ситуация с наплывом студенчества во многом временная, связанная с появлением новых, в том числе коммерческих, учебных заведений, не имеющих библиотек; с недостатком новых учебных пособий, что побуждает преподавателей рекомендовать учащимся монографии, статьи; с изменившимся ввиду материальных трудностей режимом работы многих вузовских библиотек (открыты до 17-18 часов).

Наиболее спрашиваемые темы - бизнес, демократия, казахская история в древние века, предреволюционный период, андеграунд, литература русского зарубежья, философия, этика, социология, экология, иностранные языки.

Интерес к прошлому и настоящему своего края, своего народа стимулирует обращение пользователей к краеведческой литературе, изданиям на национальных языках.

Переосмысление основ библиотечно-информационного обслуживания базируется на изучении специфики информационных потребностей, степени их удовлетворения, уровня научно-информационной культуры потребителей. Происходит переосмысление функций библиотеки в эпоху информатизации общества и перехода от управления потоками и массивами документов к управлению самой информацией. В связи с этим актуальным является создание индивидуализированных систем обслуживания, которые удовлетворяют каждого потребителя, учитывают общее и индивидуальное в его интересах. Это стало возможным благодаря электронным технологиям, когда читатель может получать информацию, не посещая библиотеку.

Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Кроме пользователей, которые находятся физически в сфере обслуживания библиотеки, в неё «входят» через локальные сети или с помощью Интернет люди, которых библиотекарь не знает лично, а лишь обнаруживает их адресные данные на своих серверах. Нельзя сказать, что такой виртуальный пользователь совсем новое для библиотеки явление.

В далекой ретроспективе библиотекой пользовался читатель, который просматривал книги из её фонда в помещении библиотеки. С развитием книгопечатания и соответственно доступности изданий, библиотеки стали выдавать книги на дом по абонементу. Человека, бравшего таким образом книги, журналы и др., называли в XIX в. подписчиком. Посещение библиотеки подписчиком было более кратковременным и редким, чем читателя-пользователя читальни (читального зала).

В середине XIX в. появляется читатель, не посещающий библиотеку, иногородний подписчик. Чтобы выполнить запросы этих читателей, библиотеки стали использовать формы обслуживания, которые уже в XX в. получили название заочного абонемента и межбиблиотечного абонемента. В начале XX в. возникли справочное обслуживание по телефону и пользователь этой формы обслуживания.

В условиях межбиблиотечного абонемента, заочного абонемента, справочного обслуживания по телефону библиотека впервые стала обслуживать пользователей (абонентов), которые находятся вне поля зрения библиотекаря и для которых сам библиотекарь невидим. Сегодня такого пользователя мы называем виртуальным. Понятие «виртуальный» здесь рассматривается как «такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться» . Существуют и другие точки зрения на понятие «виртуальный».

В конце XX в. в условиях развития локальных сетей и Интернет появляется новая разновидность удаленного (виртуального) пользователя. Если сведения об абонентах межбиблиотечного абонемента, заочного абонемента поступают через бланк-заказ межбиблиотечного абонемента, письмо читателя при заочном абонементе, данные о читателе при телефонном запросе записываются в документах справочной службы, то есть достаточно полно отражаются на бумажном носителе, то единственным идентификатором нового удаленного пользователя является его код, который фиксируется на сервере библиотеки .

Итак, сегодня наблюдается тенденция увеличения категории удаленных от библиотеки пользователей, а следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации.

Характерной особенностью новой категории удаленных пользователей является высокая информационная культура. Некоторые из них проявляют живой интерес к развитию библиотечного дела. Так, в сети Интернет есть страница «Переписка и обсуждение библиотечных проблем», в рамках которой её пользователи (и, очевидно, одновременно читатели библиотек), рассматривая проблемы цифровых библиотек, высказали заинтересованность в привлечении к их решению библиотекарей как профессионалов. Это свидетельствует о возможных новых гранях взаимоотношений библиотеки и пользователей.

На изменение потребностей пользователей, библиотеки отвечают конечно изменением предоставляемых услуг, которое сопровождается изменением технологии их производства, структуры (организации) обслуживания, изменением всей библиотечной среды .

В последнее десятилетие библиотеки не ограничиваются наблюдением за меняющимися запросами, но все чаще прибегают к маркетинговому исследованию, для проведения которого приглашают социологов, психологов. При этом исследуется мнение пользователей об обслуживании по широкому спектру вопросов (услуги, отказы, степень комфорта, режим работы, требования к библиотекарю и др.), а также изучается информационный рынок в целом. Таким образом, библиотека обретает механизм постоянного положительного изменения. На базе этих исследований библиотеки определяют возможные новые услуги, связанные с современными техническими средствами и информационными технологиями .

Библиотеки предоставляют электронный каталог, проблемно-ориентированные базы данных (в том числе, библиографические, реферативные, полнотекстовые базы данных на CD-ROM), делают распечатки из них, запись на дискеты пользователя.

Выполняют копии звукозаписей, видеозаписей, предлагают услугу сканирования документов, выдают напрокат видео и другую аппаратуру. Полнотекстовые электронные документы тоже становятся доступными пользователям. Предоставляются сетевые услуги (Интранет, Интернет), машинное время для персонального пользователя ПЭВМ, распространяются программно-информационные продукты. В рамках Интернет предлагаются электронная почта, WEB-страницы, телеконференции. На WEB-серверах библиотек, как правило, можно найти самую новую информацию, в ряде случаев обеспечивается возможность выхода к электронным каталогам, базам данных с различными запросами, при этом к платным базам данных нет свободного доступа. В Интернет сейчас широко используются мультимедийные технологии, позволяющие организовать трехмерное пространство, представлять не только статическую визуальную информацию (текст, графика), но и динамическую (речь, музыку, видео, анимацию и др.)

По-прежнему пользуются вниманием пользователей услуги ксерокопирования, факса. Расширяется спектр информационноемких услуг, эффективных только при использовании компьютерных технологий и предполагающие анализ текста. Это фактографические, концептографические, аналитические, переводческие услуги. Так, библиотеки проводят маркетинговый анализ, конъюнктурные исследования, предоставляют аналитические обзоры, дайджесты, фактографические досье на основе данных Интернета. Эти формы услуг особенно необходимы специалистам местной администрации (информационное обеспечение местного самоуправления сейчас - одна из задач муниципальных библиотек), представителям малого и среднего бизнеса.

Одновременно, выполняя такие услуги, библиотекари овладевают методами научного исследования, деятельность библиотекаря приобретает более высокий интеллектуальный уровень.

Маркетинговые исследования являются основой для разработки библиотеками целевых комплексных программ, значимость которых признается и финансируется администрацией региона.

Следуя за потребностями пользователей, многие публичные библиотеки особое внимание уделяют предоставлению информации для населения, оперативной информации о том, где можно получить то или иное образование, купить определенный товар, посмотреть спектакль, как добраться до пункта назначения, как провести свадьбу, проводы на пенсию, как накрыть праздничный стол, где находится та или иная организация (справки по поиску адресов учреждений, предприятий весьма распространены) и т. п.

Выполняются и такие услуги, как сверка цитат и библиографических ссылок для дипломных и диссертационных работ, публикаций, что ранее редко практиковалось из этических соображений.

Рост числа студентов побуждает некоторые универсальные библиотеки заключать с коммерческими учебными заведениями договора на обслуживание их учащихся (договорные услуги). Заключают договора о комплексном информационном обслуживании и с департаментом образования. Договорные отношения (на комплексное обслуживание, включающее разные услуги) складываются у библиотек с предприятиями, фирмами.

Развиваются обучающие услуги, в частности, занятия, курсы, консультации по работе в Интернет (известна, например, форма «День Интернет»), пользованию электронными каталогами, базами данных. По-прежнему ведутся библиотечно-библиографические занятия, работают молодежные клубы (английского языка, клуб молодых экономистов и юристов и др.).

Некоторые библиотеки выполняют также издательские услуги. Кроме своей продукции (библиографических указателей, методических материалов), публикуют официальные материалы за последние годы, значимые статьи из периодики, аннотированные списки иностранных учебников и др. Изготовляют также визитные карточки, объявления, бланки.

Конечно, и традиционные формы услуг пользуются спросом пользователей: библиографические и фактографические справки, тематические подборки, библиографические списки и, безусловно, выдача книг, периодических издании. Теперь к ним присоединяется выдача компакт-дисков, аудио и видеокассет. Широко распространены платные варианты выдачи изданий (например, ночной абонемент). При проведении встреч, обсуждений, лекториев, гостиных, викторин, конкурсов, экскурсий, организации выставок, презентаций используются видеокассеты, компакт-диски.

Предоставляемые сегодня библиотеками услуги отражают переходный период в деятельности библиотек, противоречие между новыми техническими возможностями и финансовыми, трудовыми ограничениями. Так, информация о наличном фонде за последние несколько лет предоставляется уже посредством электронных каталогов, в то время как основные документные ресурсы пока отражены в карточных каталогах. Однако некоторые библиотеки осуществили конверсию старых каталогов и, таким образом, получили электронный каталог на весь свой фонд.