Православная газета благовест. Город, превращенный в пустыню. Кто возглавлял местную администрацию в это время

Почему в Смутное время на Руси в Казанском крае не случилось войны на этнической и религиозной почве. Объясняет публицист и историк Марк Шишкин.

День народного единства - одна из самых молодых знаменательных дат современной России. Официально этот день признали праздником в 2005 году. Историки, политики, общественники и публицисты до сих пор спорят, что неверно выбран сам день - 4-е число.

Одни считают, что в этот день Смута на Руси еще не закончилась, другие, наоборот, - что сложный период завершился ранее. Третьи - что никакого народного единения в это время и в последующее тоже в российском государстве не случилось. Общественные движения радикального и националистического толка приватизируют 4 ноября, проводя уличные акции, шествия и мероприятия. В некоторых городах России эти активности получают название "Русский марш".

На самом деле, это мучительный, сложный и порой противоречивый процесс заполнения Дня народного единства смыслом. Прошло 11 лет со дня принятия праздника как официального, теперь необходимо определить роль конкретных регионов России в далеких событиях Смуты. Татарстану и Казани в этом смысле очень повезло.

Пока государство трещало по швам, было втянуто в многочисленные политические авантюры с "царями-самозванцами", наводнено польскими и шведскими оккупантами, в нашем полиэтничном крае не случилось столкновений на религиозной и национальной почве. И это поражает. Татары, русские, марийцы и другие поволжские народы выбирали между царем Василием Шуйским или "лжедмитриями". Никто не ставил вопрос о достижении самостоятельности от Российского государства.

В Смуту сначала было двоевластие, а затем безвластие. Казанская администрация была предоставлена сама себе. В это время на историческую сцену выдвигается крупная фигура - казанский дьяк Никанор Шульгин. Благодаря ему наш регион остается в относительной стабильности. К сожалению, об этой личности сейчас мало кто вспоминает.

Почему в Смутное время от Российского государства, когда оно трещало по швам и в нем хозяйничали иностранные интервенты поляки и шведы, Казанский край не отделился? Почему оставшиеся в живых служилые татары и мурзы не воспользовались этой исторической возможностью? Ведь с момента взятия Казани в 1552 году прошли каких-то 50 лет. Наверно, деды, помнящие о былой независимости казанского хана, должны были снарядить своих внуков поднять освободительную борьбу. Но этого не случилось. Почему?

Думаю, что нам сложно понять события четырехвековой давности прежде всего потому, что мы пытаемся подогнать их под наши современные представления. Конфликт Московской Руси и Казанского ханства представляется нам конфликтом двух сложившихся национальных государств, но это не совсем так. Даже привычные для нашего слуха названия народов "татары" или "чуваши" в то время имели смысл, отличающийся от современного. Два враждующих государства не взялись из ниоткуда, а были осколками распавшейся империи под названием Золотая Орда. Казанское ханство - осколок, возникший на северной лесной периферии Орды, которая меньше пострадала от кризиса, сопровождавшего распад империи. Великое княжество Московское - усилившийся вассал сарайских ханов, который проявлял интерес к волжскому пути задолго до образования ханства со столицей в Казани.

Улусы татарских феодалов располагались в самых разных уголках Руси. В составе России было Касимовское ханство, основанное сыном первого казанского хана. Татарским владением был подмосковный Звенигород, где переселенцы из Булгара предположительно появились еще в конце XIV века. Также это Юрьев-Польский, Романов и другие места в самом центре русских земель.

Русское население тоже появилось на территории Татарстана гораздо раньше 1552 года, и речь не только о купцах, приезжавших по делам торговым. До XVIII века в Казанской губернии сохранялась особая социальная группа ясачных русских крестьян, правовой статус которых был идентичен статусу тюркских и финно-угорских крестьян.

Их традиционный быт испытал явное влияние татар, и они свободно говорили на татарском языке. Казанские этнографы, во главе с Евгением Прокопьевичем Бусыгиным исследовавшие русских ясачных крестьян, пришли к выводу, что они происходят от русского населения Казанского ханства.

- А где примерно жили ясачные русские?

Поселения разбросаны по всей бывшей Казанской губернии, но большая часть там, где находилось ядро Казанского ханства - на правобережье Волги и в Заказанье. По приблизительным оценкам это 10% русского крестьянского населения в XVIII веке.

Предками этих русских старожилов Поволжья были торгово-ремесленные городские слои и пленные, захваченные в ходе войн с Москвой. Хотя получила распространение "черная легенда", что казанские ханы захватывали пленных на Руси, чтобы затем подороже продать на невольничьих рынках Востока, очевидно, что большая часть оставалась на территории ханства. Край этот был еще не так хорошо освоен, поэтому земли хватало на всех.

- Вернемся к Смутному времени.

Поволжье обошел стороной начальный этап Смуты, когда следом за голодными годами (1601-1603) объявился якобы законный наследник Ивана Грозного. Первые признаки нестабильности появились у нас после убийства Лжедмитрия I (1606). В это время поднялось восстание Ивана Болотникова. Он считал, что "царь Дмитрий Иванович" жив, и выступил против нового царя Василия Шуйского. Некоторое время это движение поддерживал Свияжск.

В советское время Болотникова приравняли к Разину и Пугачёву. В Казани даже улицу назвали его именем. Но болотниковцы потерпели поражение, и в 1607 году объявляется следующая инкарнация "Дмитрия Ивановича", известная как Лжедмитрий II. Личность чрезвычайно загадочная. В отличие от Лжедмитрия I тут нет вообще никаких сомнений, что это был самозванец.

Вся масса сторонников Лжедмитрия I и Болотникова, включая служилых людей и казаков, польских авантюристов и люмпенизировавшихся крестьян, получает нового вождя. Начинается двоевластие. В Кремле сидит ультранепопулярный царь бояр и чиновников Василий Шуйский, которого не любят, но считают хоть каким-то гарантом законности. В подмосковном Тушино сидит народный заступник, популярный в самых широких слоях "царь Дмитрий Иванович", окруженный отпетыми головорезами. Элита России ведет себя самым недостойным образом, переходя из одного лагеря в другой за повышением чина.

- Как это отразилось на региональном уровне?

Часть городов и земель выбирает себе в цари этого "Дмитрия Ивановича". Другая часть остается верна Василию Шуйскому. В каждом случае за выбором той или иной кандидатуры стоял сложный комплекс местных проблем и взаимоотношений. Разумеется, речь идет не о цивилизованной процедуре выборов. Это была полномасштабная гражданская война, складывавшаяся из множества локальных конфликтов. Казань вместе с Нижним Новгородом сохраняла верность царю Василию. Обратная ситуация была немного южнее от Казани - Арзамас, Темников, Алатырь и Касимовское ханство были активными сторонниками Лжедмитрия II.

События 1608-1610 годов в Поволжье советской историографией подавались как классовая борьба угнетенных крестьян. В национально ориентированной историографии - это антиколониальная борьба. Хотя фактически за каждую из партий выступали самые разные общественные классы и этнические группы.

В рядах поволжских тушинцев было много татар-мишар, эрзян, мокшан, чуваш и горных марийцев. Также на этой стороне сражались русские служилые люди, крестьяне и казаки. На левом берегу Волги за Шуйского сражались те же самые луговые марийцы, которые в XVI веке вели долгую партизанскую войну, казанские служилые татары, удмурты и, конечно же, русские дворяне, стрельцы, крестьянские ополченцы. В общем, тоже интернационал.

У тушинцев была цель - взять Казань. Казанская администрация старалась не пустить их дальше Свияжска, который в это время также держит сторону царя Василия. Там на Горной стороне Волги и разворачивались основные бои. В определенный момент тушинцам удалось перебраться через Волгу. Это был отряд арзамасских мурз братьев Мустафиных. Но луговые марийцы встретили их враждебно, а потом пришла подмога из Казани, и они вынуждены были уйти в Вятскую землю, где продолжили воевать за своего царя Дмитрия.

Почему некоторые народы Поволжья шли за Лжедмитрием II? Они поддерживали какую-то его политическую программу?

Участие в войске Лжедмитрия II открывало возможности для всех примкнувших. Это возможность приобретения новых поместий и передела собственности для служилых людей, свобода от феодального и налогового гнета для крестьян, наконец, военная добыча, а попросту грабеж. Вообще, в гражданских войнах лучше себя чувствует тот, кто наступает, а не обороняется. Однако насилие, которое творилось тушинцами, порождало ответную волну ненависти, укреплявшую позиции Шуйского.

Но в 1610 году двоевластию пришел конец. Распался Тушинский лагерь, Лжедмитрий II ушел в Калугу и там был убит крещеным ногайским князем Петром Урусовым. Это была месть за казнь касимовского хана Ураз-Мухаммада по распоряжению самозванца. В этом же году Василий Шуйский был свергнут и насильно пострижен в монахи. Свою жизнь царь окончил трагически, будучи отправлен в Польшу в качестве "военного трофея". Вместо двоевластия наступило безвластие, которым воспользовались поляки. Именно тогда влиятельным московским боярством педалируется идея призвания на престол польского королевича Владислава Жигимонтовича.

Казань была далека от этих событий. Кандидатуру Владислава здесь никогда не признавали, а информация о гибели Лжедмитрия II пришла с большим запозданием. В январе 1611 года казанцы присягнули уже мертвому "царю Дмитрию Ивановичу". О причинах этого политического зигзага существуют самые разные мнения. Безусловно, надо было как-то заполнять политический вакуум, а сознание тогдашних людей было монархическим. По сравнению с польским наследником российский самозванец представлялся меньшим злом. Наконец, таким образом, казанские воеводы и дьяки сняли повод для дальнейшей войны со сторонниками тушинской партии, которая в Поволжье всё еще продолжалась.

Но даже при тогдашних коммуникациях новость о смерти Лжедмитрия II всё-таки пришла в Казань. Избежать безвластия у казанской администрации не получилось, поэтому пришлось полагаться только на свои силы. В это время появляются термины "Казанское государство" или "вся земля Казанского государства".

Источником принятия важных решений становится не воля царя в оккупированной Москве, а совместное решение всех сословных и этнических групп региона. В документах этого времени поочередно перечисляются русские посадские и служилые люди, татарские князья и мурзы, служилые татары, ясачные черемисы, чуваши и вотяки. Военные действия в 1611 году прекращаются.

- Получается, что Казань пошла собственным путем?

– Развитие самоуправления в Смуту не было только казанской тенденцией. Если верховной власти нет или она занята более важными вещами вроде гражданской войны, людям приходилось самим решать все вопросы. Восстановить городские укрепления и похоронить убитых после набега какого-нибудь пана Лисовского, договориться с другими городами по политическим вопросам, собрать деньги на содержание войска - выпустить указ об этом в столице некому. Назначить законных исполнителей на местах тоже некому.

Широко известные деятели Кузьма Минин и Прокопий Ляпунов как раз были такими региональными политиками, которые взялись за местные дела и перешли к делам общероссийским. В Казани самоуправление неизбежно приняло черты особой государственности в рамках территории бывшего Казанского ханства.

Не будем забывать, что в составе России наш край по-прежнему назывался Казанским царством и по многим параметрам отличался от коренных русских земель.

Независимым от кого? Ведь легитимной власти в стране нет. Есть мнение, что с 1552 года еще долгое время Казанское царство воспринималось как государство, находящееся в личной унии с Москвой, поскольку русский царь - это еще и царь казанский. Но в сожженной Москве стоит польский гарнизон. И это было начало XVII века, когда атрибуты независимости вроде декларации, конституции, флага и гимна совсем не обязательны. Хотя герб уже был - знакомый всем нам дракон изображен на печати Царства Казанского, которой скреплялись все региональные акты.

При этом Казань не избегала участия в процессах, развивавшихся в России. Она выступала партнером Первого и Второго земских ополчений, но именно самостоятельным партнером, а не одним из многих участников.

- Кто возглавлял местную администрацию в это время?

В 1611-1613 годах Казанским государством правил Никанор Михайлович Шульгин. Яркий, но незаслуженно забытый деятель в истории Смутного времени и в истории Казани. Человек, управлявший востоком России, к которому прислушивались и которого боялись. В официальной историографии Смуты Шульгину не нашлось места, но именно поэтому он привлекает внимание профессиональных историков.

В 80-х годах советские историки и архивисты Корецкий, Лукичёв и Станиславский открыли и опубликовали корпус документов, связанных с Казанью периода Смуты, где Шульгин предстает одной из ключевых фигур российской политики. Не так давно в юбилейный год освобождения Москвы в серии ЖЗЛ вышла книга Вячеслава Козлякова "Герои Смуты", где один из разделов посвящен Никанору Михайловичу.

Он был обычным представителем средних слоев дворянства, точнее "детей боярских", как говорили тогда. Родился в Лушском уезде на территории современной Ивановской области, изначально никак не был связан с Казанью. В 1606 году Василием Шуйским был направлен в Казань на должность городового дьяка. Должность в переводе на современные реалии соответствовала главе регионального департамента, который занимается делопроизводством, имущественными отношениями и вопросами экономики. Если бы не Смута, то это был бы для него карьерный потолок. При местнической системе должность напрямую зависела от родовитости соискателя. Но в условиях крушения прежних устоев открылась возможность проявить личные качества. Шульгин этим шансом воспользовался. Он принимал участие в боевых действиях, с каждым годом расширял свои полномочия и, наконец, оказался во главе казанской административной пирамиды.

Выше дьяков стояли воеводы, которых в Казани было два. Они являлись главами администрации и командовали местными войсками. Но воевода Морозов уехал летом 1611 года под Москву в Первое ополчение, а воевода Богдан Бельский был убит в ходе конфликта в самой Казани.

Вообще, Бельский был личностью довольно колоритной. Это племянник Малюты Скуратова и любимец Ивана Грозного, хотя, по слухам, именно он Грозного и отравил. Потом он стал ярым врагом Бориса Годунова, против которого организовал несколько государственных переворотов. Кого он только не хотел посадить на престол: и царевича Дмитрия, и Симеона Бекбулатовича. Всё безуспешно. В итоге при Шуйском он оказался в почетной ссылке в Казани. У Бельского были хорошие отношения с Романовыми, поэтому в дальнейшем ему делали положительный образ. Как будто в Казани он противился присяге горожан Лжедмитрию II, за что был сброшен со Спасской башни по приказу Никанора Шульгина. Хотя подпись Бельского на письме с присягой есть. В свете новых документов ясно, что Бельский был убит позже, и был какой-то другой повод для его конфликта с Шульгиным.

Став фактическим главой Казани и всего бывшего Казанского ханства, Шульгин объявляет, что до избрания царя никто не имеет права смещать и назначать чиновников на местах. Самозванцев Казань не принимает.

Самый известный самозванец на тот момент – Лжедмитрий III, появившийся в Псковской земле, которому присягнули казачьи полки Первого ополчения. Были попытки перейти на сторону этого "псковского вора" в некоторых городах Поволжья, но Шульгин их жестко пресекает. Зато в управлении Казанским государством активно участвуют выборные представители казанского посада. По существу, позиция Шульгина близка той, с которой начиналось Нижегородское ополчение.

- А что делает Казань при Втором ополчении?

Со вторым ополчением поначалу складываются хорошие отношения. Ведь что такое движение Минина и Пожарского? Это объединение верхневолжских городских коммун, которым надоела чехарда самозванцев, набеги казаков, польских авантюристов и ложные политические альтернативы. Они выступали не за какого-то конкретного кандидата на престол, а за сам принцип законности и за религиозное самоочищение всего общества. Например, тот же князь Дмитрий Пожарскийбыл приверженцем идеи призвать на царство шведского принца Карла Филиппа, но когда избрали Михаила Романова, он принял этот выбор.

В Казань для сбора армии приезжает представитель Нижегородского ополчения Иван Биркин. Но к тому моменту, когда казанская рать соединилась с ополчением в Ярославле, руководство ополчением заметно эволюционировало. Здесь появилось много представителей аристократии, по сравнению с которыми деятели Казанского государства и Биркин смотрелись худородными выскочками. На этой почве произошел конфликт, чуть не закончившийся кровопролитием, после чего большинство казанцев ушло домой. Остался только небольшой отряд служилых татар, и на основании этого факта часто делают вывод, что все татары находились в оппозиции Шульгину. Это не соответствует действительности.

Служилая татарская конница принимала участие в большинстве военных операций Казанского государства и вместе со стрельцами составляла его главную ударную силу. Никаких других фактов неподчинения татарских воинов в это время неизвестно.

Но после разрыва со Вторым ополчением Казань оказывается в политической изоляции. И это было ситуацией, выйти из которой Шульгину так и не удалось. Конечно, с освобождением Москвы немедленная стабилизация в стране не пришла. Во-первых, сразу же началась война против атамана Заруцкого, который хотел силой посадить на царство младенца Ивана – сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Во-вторых, было неясно, кого изберут царем на Земском соборе.

- Кто же выбрал Михаила Романова?

Его кандидатура была продавлена казаками из Первого ополчения, которые остались в Москве после изгнания поляков, когда дворяне из Второго ополчения разъехались по своим поместьям. Больше всего Михаил Федорович устраивал бывших сторонников Лжедмитрия II, при котором его отец занимал пост патриарха, а также представителей элиты, которые находились в Москве при польской оккупации, где был и сам будущий царь. Конечно, это не совсем то, за что боролись Минин и Пожарский.

- Казань как смотрит на вновь избранного царя Михаила?

Если бы знать все подробности этих взаимоотношений, получился бы превосходный роман о политических интригах и тайной дипломатии. Началось всё с того, что Казань бойкотировала Земский собор и призывала соседние города поступать так же. Когда жители Вятки всё-таки собрались отправить делегатов в Москву, Шульгин увидел в этом нарушение существующих между городами соглашений о совместных действиях и послал на Вятку отряд стрельцов. Всех несогласных отправили в казанскую тюрьму. Но параллельно Шульгин ведет переговоры с земским правительством в Москве о действиях против казаков Заруцкого. Благодаря четырехтысячной русско-татарской рати, сформированной в Свияжском уезде, зимой 1612-1613 годов удалось разбить силы мятежного атамана в Рязанской земле. Затем сам Шульгин во главе большого войска идет под Арзамас для сдерживания казаков. Это его звездный час, когда он получает чин казанского воеводы и начинает зваться по отчеству - Никанор Михайлович. До этого времени ему удавалось одновременно и укреплять самостоятельность Казанского государства, и правильно выстраивать отношения с Москвой.

Избрание Михаила Федоровича состоялось как раз во время арзамасского похода. В казанском войске уже начинается присяга новоизбранному царю. Вдруг Шульгин принимает решение возвращаться в Казань, сказав, что не хочет присягать без совета с казанцами. Дело в том, что за время его отсутствия в городе произошел переворот. Недовольные правлением всесильного дьяка взяли власть в свои руки и арестовали сторонников Шульгина. Победители не имели планов по сохранению самостоятельного Казанского государства и были готовы без промедления принять власть царя Михаила. Лидером этой группы был второй городовой дьяк Степан Дичков. Очевидно, что Никанор Михайлович хотел вернуть контроль над своей столицей. Но в Свияжске его самого арестовали, и на тот момент не нашлось никого, кто бы поддержал и продолжил его дело. Казань, как и другие города, смертельно устала от политической борьбы. В скором времени власть перешла к назначенным из Москвы воеводам.

- Что сделала новая власть с Шульгиным?

Он сидел в Москве до 1618 года. Когда к столице подошло войско королевича Владислава, его отправили в Тобольск - тогдашнюю столицу Сибири. Сбежать оттуда было практически невозможно, поэтому бывший правитель Казани уже не сидит в колодках, а спокойно поступает на государеву службу. Вместе с ним в Тобольск поехали его сыновья. Шульгины стали известным в Сибири семейством и принимали участие в освоении новых земель.

День народного единства, отмечаемый 4 ноября, вызывает споры у историков. Кто-то говорит, что надо было выбирать другую дату, что никакого единства народного не было, что Смутное время не закончилось. В общем, Россия пока только в начале осмысления этого праздника. Что значит для Казани день народного единства?

Безусловно, для православных казанцев - это день Казанской иконы Божией матери, которая вместе с войском Морозова прибыла под Москву и стала одним из символов завершения Смуты. Но если говорить обо всех жителях Татарстана, то 4 ноября мы неизбежно вспоминаем о событиях начала XVII века.

Глядя на эти события, мы с уверенностью можем сказать, что не вся история нашего региона сопровождалась сплошной конфронтацией между разными народами.

Ведь по факту никакой острой межнациональной напряженности в сегодняшнем Татарстане нет, но как только мы начинаем вспоминать прошлое, мы видим сначала московско-казанские войны, где русские воевали с татарами, затем у нас идёт борьба татарского народа за возвращение независимости, затем в XVIII веке массовая христианизация и т.д.

На фоне множества "острых углов" счастливым исключением смотрится период Казанского государства, когда без присмотра имперской власти народы Поволжья смогли сами договориться и действовать сообща.

В этом большая заслуга умелого политика и русского патриота Казани Никанора Михайловича Шульгина, имя которого заслуживает увековечения. Уверен, что однажды в нашем городе ему будет открыт памятник.

Ильнур Ярхамов
Лауреат конкурса "СМИротворец-Волга" в 2016 году

Из книги Тайны Смутного времени [с иллюстрациями] автора Бушков Александр

ТАЙНЫ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ Предуведомление Признаюсь честно и сразу: я несколько погрешил против истины, дав этой главе столь завлекательный заголовок. Пристрастно говоря, в событиях, названных впоследствии Смутой, или Смутным временем, нет особых тайн - по крайней мере,

Из книги Катынь. Ложь, ставшая историей автора Прудникова Елена Анатольевна

Герой смутного времени Перед вами - два человека. Оба они родом из-под Вильны, жили в нескольких километрах друг от друга, учились в одной гимназии. Вот попробуйте догадайтесь, кто из них станет большевиком, а кто - польским националистом?Итак, первый родился в 1877 году. Сын

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

Тайны Смутного времени Предуведомление Признаюсь честно и сразу: я несколько погрешил против истины, дав этой главе столь завлекательный заголовок. Пристрастно говоря, в событиях, названных впоследствии Смутой, или Смутным временем, нет особых тайн – по крайней мере,

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 75. Значение и последствия смутного времени Познакомясь с подробностями событий смутного времени, нетрудно понять их общий ход. Начало смут было положено прекращением московской династии, а причины их заключались в недовольстве разных классов московского населения

Из книги Северные войны России автора Широкорад Александр Борисович

Из книги История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I автора Гордеев Андрей Андреевич

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1604 год) О причинах Смутного Времени существует обширная литература. При всем разнообразии высказываемых разными авторами точек зрения на причины его возникновения, всем присуща одна общая точка зрения, что главные причины крылись во

автора Миронов Сергей

ЛИЧНОСТИ И ЭПИЗОДЫ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ В свете событий, происходящих в России в последние два десятилетия, Смута начала XVII века привлекла особое внимание пытающихся выделить общие закономерности подобных явлений. Однако даже на серьезных исследователей существенно

Из книги Тайны смутных эпох автора Миронов Сергей

ЗАВЕРШЕНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ После раскола между земским ополчением и казаками, приведшего к убийству Ляпунова, большинство служилых людей разуверились в возможности противостоять интервентам и разошлись по домам. Под Москвой остались преимущественно казаки да те

автора Резников Кирилл Юрьевич

1.3. МИФОТВОРЦЫ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ Предвзятость источников. О Смутном времени остались многочисленные записи современников - русских и иностранцев. Казалось, историкам не составит труда воссоздать картину событий, но чем глубже анализ, тем больше сомнений возникает в

Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

3.7. ИТОГИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ Потери России. Многолетняя гражданская война, нашествия поляков, запорожцев, шведов, крымцев, да и русских казаков привели к страшному опустошению России. По оценкам, за Смутное время (включая голод 1601-1603 гг.) погибло от трети до половины

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Лица Смутного времени Первый выбранный царь Борис Годунов (1552-1605) не принадлежал к числу русской родовитой знати. Он был потомком крещёного татарина Мурзы Чета, пришедшего когда-то в XIV в. служить московскому князю Ивану Калите. Борис Годунов начал службу с должности

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

ЭПОХА «СМУТНОГО ВРЕМЕНИ» Эпоха, в которую вам, любезный читатель, предстоит погрузиться в этом разделе, необычайно интересна и во многом загадочна. Вообще, на мой взгляд, неинтересных эпох в нашей отечественной истории нет, ибо каждая вбирает в себя наряду с падениями и

автора Левкина Екатерина

Начало Смутного времени Слух о том, что последний сын Ивана Грозного, Дмитрий, все еще жив, появившийся в 1603 году, поверг россиян в шок. В скором времени они узнали, что имя лжецаревича Юрий Отрепьев. Это был сын бедного галичского боярина Богдана-Якова, стрелецкого сотника,

Из книги Годуновы. Исчезнувший род автора Левкина Екатерина

В чем причина Смутного времени? Характеристикой русского общества перед Смутным временем, полагает Емельянов-Лукьянчиков, можно считать характеристику, данную доктором исторических наук С. В. Перевезенцевым сознанию Ивана Грозного времен опричнины.

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 1 НАСЛЕДИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ Смутное время, поляки в Москве, новая царская династия, а главное – ушедшая на многие годы вперед Европа – все это толкало, не могло не толкать Русь на путь перемен. Шутка ли сказать, Англия уже похоронила Шекспира (1564–1616) и родила Ньютона

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

События смутного времени в России

Герой смутного времени

Книга первая. Начало

© В. Б. Ли, 2017


ISBN 978-5-4483-6209-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В выходной день выбрался на дачу в Каменском плато, у подножия Заилийского Алатау. Место чудесное, чистый прозрачный воздух, приятная свежесть в жаркий майский день, прямо передо мной красивые горы, от разноцветных склон до снежных вершин. Отдыхаю душой после трудной рабочей недели, вся моя группа с большим напряжением сил и нервов готовила презентацию проекта Восточной объездной дороги перед акиматом города – заказчиком работы. Мы смонтировали на демонстрационных стендах макеты, графику, расчетные таблицы, красочные проспекты, скомпоновали техническую документацию. Руководство института осталось довольно нашим проектом, похвалило меня, как руководителя темы, и моих помощников. На следующей неделе ожидаем прибытия заказчика, у нас все готово к встрече с ним. Теперь расслабляюсь на свежем воздухе, понемногу копошусь на огороде, обрабатываю плодовые деревья и кустарники.

Вечером после ужина решил почитать, просмотрел в шкафу старые книги, заинтересовала потрепанная, без части листов историческая повесть о Смутном времени, почти забытом герое тех лет Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском. В нашей памяти о той переломной эпохе Русского государства остались Борис Годунов и Лжедмитрий, Минин и Пожарский, а о юном, но зрелом не по летам государственном и военном деятеле мало что известно. Начал читать и увлекся, не смог оторваться, пока не закончил. Да, герой повести личность уникальная, в 23 года сумел добиться великих побед, всенародной любви. Неизвестно, как сложилась бы история Руси, если бы коварные враги не погубили его так рано. Под впечатлением от книги не смог еще долго заснуть, короткая и трагичная судьба народного героя заняла мои мысли, так и незаметно в думах о нем ушел в забытье.

Мне снится босоногое детство в родительском доме, старый отец, читающий Священное Писание, рассказывающий о своих походах в Ливонской войне, детские забавы – летом игры в тычку или свайку, качели, жаркие схватки со сверстниками деревянными мечами, зимой катание на санках с гор, живейшее участие со взрослыми в обороне «снежного городка». Передо мной проходит отрочество, учеба с приглашенным учителем грамоте по рукописному букварю, счету и письму по прописям, чтение Часослова и Псалтиря. Смерть и погребение отца, воспитание с детьми дяди по матери Бориса Петровича Татева, начало воинской службы под началом дяди в чине царского жильца, в семнадцать лет уже стал стольником. Затем служение Лжедмитрию, сопровождал Марию Нагую, признавшую самозванца за своего сына. После прихода к власти Василия Шуйского назначен им воеводой.

Переживаю свое боевое крещение в сражении против Болотникова под Москвой, на реке Пахре, первый успешный опыт командования отрядом, когда остановил превосходящие силы противника. Победа далась нелегко, потери были велики с обеих сторон, однако мятежников к Москве не пустили. Пришлось испытать горечь поражения под Троицком в составе объединенного войска под руководством брата царя – Дмитрия Шуйского, бездарного и трусливого воеводы. Затем оборона подступов Москвы у Яузских ворот, решительный бой у деревни Котлы, успех полка под командованием воевод Андрея Голицына, Бориса Татева и моим. За выдающееся командование и победы мне пожаловано боярство, редкое в столь молодом возрасте, особенно за военные заслуги.

Между ратными делами решилась моя семейная доля, матушка выбрала мне невесту, Александру Васильевну из рода Головиных. Провела смотрины, девушка мне понравилась, ладная, скромная, лицом приятная, потом свои чередом прошли сватовство, помолвка, а на рождество сыграли свадьбу, пировали три дня. Провели по принятому обычаю, заместо отца посажен двоюродный дядя Иван Андреевич Татев, венчались в Успенском соборе, потом был пир горой, пришла вся родня, соратники. Второй день начинали с омовения – мы с Сашенькой ходили «в мыленку», после свахи надели невесте кику – головной убор замужней женщины. Нам преподнесли подарки, одаривали дорогими тканями и вышитыми платками дружек, сватов, а потом вновь сели пировать. На третий день свадьбы до и после застолья «были потехи», со скоморохами, хороводами, игрищами.

Вспоминаются последующие схватки с «воровскими» отрядами Болотникова под Калугой, Тулой, командование большим полком, что означало общее руководстве всем государевым войском, взятие мятежного атамана и освобождение Тулы военной хитростью, затопили город построенной на реке плотиной. Царь щедро вознаградил меня, одарил богатой Важской областью, а также селами Чарондой и Тотьмой, что на реке Сухоне. Не успела Москва возрадоваться окончанию мятежа, как пришла новая беда, объявился очередной Лжедмитрий. С пленением Болотникова в Туле гражданская война не закончилась, наоборот – вспыхнула с новой силой. Смутные времена и впрямь напоминали море, взбаламученное штормом. Увидев слабость законной власти, многие авантюристы и честолюбцы возжелали властвовать и править по своему усмотрению.

Когда в самозванце признали «Дмитрия Ивановича, праведное солнце», то к нему стали стекаться из окраинных мест «люде рыцерские», «охотные», «люд гулящий, люд своевольный». Казаки донские и запорожские, наемники из Польши, беглые холопы и остатки войска Болотникова и «царя Петрушки» – такова была пестрая армия нового самозванца, которых он привлекал главным образом тем, что «гроши давал». Поляки не скрывали, что новый самозванец не только испечен в польской печке, но и слеплен их руками: «Этого Дмитрия воскресил Меховецкий, который, зная все дела и обыкновения первого Дмитрия, заставлял второго плясать по своей дудке», так писал в своем дневнике «Тушинский вор» польский дворянин Самуил Маскевич, непосредственный участник и очевидец тех событий.

Увидев, что в России зарождается новая волна Смуты, из Польши за легкой наживой потянулись шляхтичи. Самуил Тышкевич, Роман Ружинский, Николай Меховецкий, Адам Вишневецкий, Александр Лисовский, Ян Петр Сапега – каждый из них вел с собой отряд, чтобы воспользоваться смутой и междоусобицей в Руси. Их появление в России было несравненно опаснее мятежа болотниковцев: ведь это были не чем попало вооруженные и плохо обученные крестьяне и вчерашние холопы, а опытные, профессиональные вояки, имевшие за спиной не один выигранный бой. Если удалось в России посадить на престол первого самозванца, рассуждала падкая до вольницы и наживы шляхта, отчего бы не попытать счастья и со вторым?

Война шла с переменным успехом, победа под Брянском и освобождение города, а вслед сокрушительное поражение под Болховом, опять же по вине Дмитрия Шуйского, давшего в критический момент приказ отступить. Объединенные войска самозванца и поляков, захватив царский обоз, спешно двинулись к московской столице. После встречных боев с царскими войсками расположились лагерем в Тушино. Так летом 1608 года в России появились два правителя – «царик» Дмитрий и «полуцарь» Василий, две столицы – Москва и Тушино, а со временем – две Думы, и даже два патриарха – в Тушине им станет доставленный сюда под стражей митрополит Филарет – в миру Федор Романов.

В середине июня царское войско вышло из Москвы в направлении Тушина, я назначен главным воеводой, встали под Ходынкой. Царь начал переговоры с послами Сигизмунда III об условиях их ухода из Руси, но они вероломно были прерваны внезапным нападением польских войск на потерявших бдительность войска царя. Разгром оказался страшным, с огромными потерями, полного краха избежали только мужеством большого полка, сумевшим справиться с паникой и отбросить врага. Василий Шуйский стал стремительно терять бразды правления в государстве, все больше городов, бояр, даже войска отказывались исполнять его указы. Самозванец же, напротив, набирал силу, многие земли отходили под его руку. Для государства наступил самый тяжелый момент с начала Смуты.

Царь решил обратиться за военной помощью к шведам в обмен на территориальные уступки, отправил меня вести переговоры с послами Карла IX, назначил наместником Новгорода и командующим всего будущего войска. Не просто сложились обстоятельства в Новгороде, тянувшие с переговорами шведы, волнения в городе, нападения войск Тушинского вора. Допустил ошибку, поддавшись на уговоры воеводы Татищева, сбежал с ним и казной из города. После по просьбе новгородчан вернулся, но угрызения в малодушии или излишней доверчивости остались. Постепенно со всего северного Поморья собиралась рать, в марте 1609 года прибыло шведское войско под командованием Якоба Делагарди.

В мае началось «очищение Московского государства», совместное русско-шведское войско под моим общим командованием освободило от противника Старую Руссу, Торжок, Порхов, подступило к Пскову. Не стали его осаждать, продолжили освободительный путь в направлении Москвы. Почти год понадобилось пройти от Новгорода до Москвы, одерживая победы или терпя неудачи с неверными наемниками. Наше войско обрастало уже своей ратью, к завершению похода набрали уже достаточно сил для снятия осады Москвы Тушинским вором. 12 марта 1610 года наше войско вошло в Москву. Город встретил нас великими почестями, ликованием народа, во всех церквах звонили колокола, радостные москвичи высыпали за деревянные стены Скородома встречать победителей.

, Цитаты и извлечения для рефератов

И. Забелин

Бедственное время нашей Смуты в начале XVII столетия вы­ставило множество героев на всех путях и по всем направ­лениям жизни. Подле знаменитых мужей - заводчиков крови, мужей вероломства и темных интриг, которые жад­но отыскивали всякие корысти и почести, - блистают лю­ди чистого сердца и высоких помыслов, которые с полным самоотвержением отдавали свою жизнь одному святому делу спасения и очищения отечества от врагов.

Славный Иван Сусанин, который представляется нам как бы одиночным явлением, совершившим свой русский подвиг по особенной мысли только о спасении своего гос­подина в качестве избранного и излюбленного царя, в сущ­ности, представляет рядовой тип многих точно таких же де­яний, пропавших без вести для летописцев и для историков по той причине, что подобные подвиги, как обычные и рядо­вые, летописцы и не почитали за особенно важное событие. Поляк Маскевич, рассказывая об опасностях, каким иног­да подвергался в своих походах по подмосковным местам, описывает один случай, в точности изображающий и по­двиг Сусанина. Однажды, в марте 1612 г., с небольшим от­рядом он пробирался на помощь своим в Московский Кремль. Где-то вблизи Волоколамска, «в деревне Вишенце, - говорит он, - мы поймали старого крестьянина и взяли его проводником, чтобы не заблудиться и не набресть на Во­лок, где стоял сильный неприятель. Он вел нас в одной миле от Волока; ночью же нарочно повернул к сему месту. Уже мы были от него в одной только версте: к счастью, попался нам Руцкий, который в то время, проводив товарищей, вы­шедших из столицы к пану гетману, возвращался под самы­ми стенами Волока на свои квартиры в Рузу, где стоял с ка­зацкою ротою. От него узнали мы, что сами идем в руки не­приятелю, и поспешили воротиться. Проводнику от­секли голову; но страха нашего никто не вознагра­дит».

Смутное время тем особенно и любопытно и достопа­мятно, что оно в полной мере раскрыло русскую жизнь со всех сторон. Оно вполне раскрыло русский обществен­ный нрав, русскую политическую мысль и вместе с тем обнаружило до полной наготы все русские пороки и до­бродетели, общественные и домашние, все худое и хоро­шее, сколько того и другого накопилось в течение прожи­тых веков. Однако подвиг всенародного спасения и очи­щения земли от политических и общественных бед совер­шился не руками какой-либо хитрой своекорыстной пар­тии, не подстановкою нового замысла, но только помощью той общественной и нравственной чистоты народных по­нятий, которая скрывалась глубоко в самом же земстве и которая, после многих удачных и неудачных опытов, на­конец восторжествовала, как природная ничем не победимая сила самой жизни.

М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850

Смутное время было одним из самых сложных исторических периодов для нашей страны. Постоянные перемены во власти, шествие по России самозванцев и оккупация польскими, шведскими интервентами едва не уничтожили государственность. Однако, несмотря на то, что время это историками оценивается как темное и тяжелое, именно оно показала всю мудрость и силу русского народа. Именно этот период вписал золотыми буквами народной памяти в летопись России имена ее героев и преданных сынов.


Школьная программа включает обязательное изучение биографий императоров, знатных дворян и политических деятелей, даже преступникам уделяется внимание, в то время как о настоящих героях лишь упоминается вскользь. Неудивительно, что молодое поколение попросту не знает большинства славных имен, которыми следует гордиться благодарным потомкам.

Минин Кузьма Захарьевич практически не оставил о себе исторических следов до 1611 года. Известно лишь то, что был он мясником или имел собственную мясную лавку. Сохранились данные о том, что носил он прозвище Сухорук и, по-видимому, мало отличался от горожан. С какого года проживал Кузьма Захарьевич в Нижнем Новгороде неизвестно, однако, если верить историкам того времени, жил он в среднем достатке и пользовался уважением среди жителей. Если учитывать темп жизни конца шестнадцатого века, а также нравы независимых новгородцев, то для того чтобы заслужить их уважение и доверие, пребывать в городе Минину необходимо было лет 10, а то и больше. О возрасте этого славного россиянина говорить также можно лишь предположительно. Большинство историков склоняются, что лет он был зрелых, но не совсем еще старик. Судя по средней продолжительности жизни в этот период, можно сказать, что на момент выступления перед горожанами с призывом к сбору ополчения Кузьме Захарьевичу было 35 или 45 лет. Исторические документы свидетельствуют о том, что у народного героя была немногочисленная семья. Его жена Татьяна Семеновна, пережив своего мужа, окончила жизнь монахиней в одном из новгородских келий. Исследователи склоняются, что это был Воскресенский монастырь. Единственный сын Нефёд Кузьмич был известным московским стряпчим и до самой смерти владел пожалованным отцу селом Белогородское и близлежащими деревнями и землями в Нижегородском уезде. Уже после его кончины в 1632 году владения вновь вернулись в государственную собственность. По официальной версии Кузьма Минин происходил из многочисленной семьи солевара Анкудинова, однако такая точка зрения в последние годы подверглась жесткой и обоснованной критике. Недавно были проанализированы книги и архивные документы, и в итоге историки пришли к выводу, что родства с этим человеком у Минина не было. Гипотеза спорная, поэтому не следует ее воспринимать как единственно верную. Однако не стоит оценивать и прежнюю точку зрения как непреложную истину. Обе теории имеют свои серьезные пробелы и не могут претендовать на полную достоверность.

К.Е.Маковский. Воззвание Минина. 1896

Начало активной деятельности связывают с прочтением на городском совете грамоты Гермогена. По словам современников, сам Минин рассказывал о том, что ему не раз являлся канонизированный Сергий с требованием начать созыв ополчения для защиты государства. Насколько достоверно предание неизвестно, вероятнее всего, это лишь очередное народное сказание, выдуманное для того, чтобы еще больше возвеличить славного новгородского горожанина. Осенью 1611 г. Минин был избран старостой и приступил к сбору ополчения.

Признание новгородцев Минин получил благодаря своему выступлению на сходе с речью о необходимости ополчения и его финансирования. Говорить Кузьма Захарьевич умел. Красноречивый и пламенный призыв старосты был услышан, помог и личный пример пожертвования. Его слова разожгли сердца горожан и заставили отдать треть своего личного имущества на сбор и содержание национальной армии. К слову, сказать, что финансирование было полностью добровольным все же нельзя, так как за попытки уклониться от передачи взноса предусматривалась строгая санкция в виде продажи виновника в холопы с конфискацией всего имеющегося у него имущества.

Новгород быстро стал центром скопления ополченцев, а Минин предложил в качестве военного начальника избрать Дмитрия Пожарского. Князь находился на излечении близ города и изъявил желание стать во главе войска и употребить свой полководческий талант во благо Отечества. В качестве заведующего казной ополчения был назначен Кузьма Захарьевич, как человек, заслуживший огромное доверие людей. Должность была очень тяжелой, так как в условиях всеобщего разорения Минину приходилось не только заботиться о прокормлении солдат, но также одевать их в условиях суровой русской осени и зимы. Заслуга Кузьмы Минина, прежде всего в том, что обеспечение армии повстанцев было налажено на самом высоком уровне, чему способствовала деловая хватка, исполнительность, ответственность и кристальная честность новгородского старосты. Во многом благодаря работе Кузьмы Захарьевича второе ополчение избежало участи народного воинства Ляпунова.

Удивительный человек, происхождение которого достоверно неизвестно до сих пор, обладал не только даром красноречия и хозяйствования. Недалеко от Москвы, в бою с Ходкевичем отряд под его предводительством нанес решающий удар неприятелю, тем самым решив исход сражения в пользу ополченцев. Храбрость, честность, исполнительность, ответственность, аккуратность и еще множество положительных и уникальных качеств сочетались в этой загадочной личности. Минин стал национальным героем, отстоявшими вместе с другими не менее доблестными сынами государства Русского, его независимость и свободу.

Заслуги Кузьмы Захарьевича были отмечены молодым царем Михаилом Романовым дворянским титулом и службой в Боярской Думе. Уже в 1614 году в виду его проверенной честности и исполнительности, на Минина возлагают обязанность по сбору пошлин с иностранцев, купцов и иных торговцев в казну, что в условиях разоренной страны было весьма почетным и ответственным делом. В 1615 государь вновь подтвердил уважение и благосклонность к народному герою, включив его в состав коллегии, управлявшей столичными и государственными делами во время паломничества Михаила Романова по святым местам. Минин по праву пользовался бесконечным доверием со стороны царя и его окружения и еще большей любовью среди простого народа. В том же году пришлось Кузьме Захарьевичу участвовать с Ромодановским в расследовании по дело восстания инородцев.

Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском Соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году

Смерть народного героя, о котором еще при жизни начали складываться легенды и сказания, в мае 1616г. стала настоящим горем для простого народа. Правительство после смерти Минина с особым почитанием относилось к его семье и оказывало вдове и сыну всяческую поддержку.

Исторических оценок этой личности очень мало. По большей части мы исследуем лишь вторую половину жизни этого загадочного человека, пришедшего из ниоткуда для спасения бедствующей страны. Конечно, изгнание интервентов было делом не только Кузьмы Захарьевича, но его вклад в этот народный подвиг неоценим. Недопустимо предавать забвению такие славные имена как Минин, также как не достойно оспаривать его положительную роль в нашего государства. Это один из самых блестящих примеров достойного гражданина своей страны.