Наши невнимательные и гиперактивные дети. Что делать? Жизнь с сдвг: вопросы воспитания(типичные ошибки родителей) Наши невнимательные гиперактивные дети не могу зарегистрироваться

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям – родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых и сверстников он не слушает, кажется, все пролетает мимо его ушей. В быту за такими детьми закрепляются прозвища «трудный», «неуправляемый». В медицинской карточке у них записано СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Для многих родителей эта аббревиатура – не пустой звук. Проблемы начинаются с момента поступления их ребенка в детский сад. При большой численности детей в группах даже в современных детских садах у воспитателя просто не хватает терпения на ребенка с СДВГ. В школе неприятности только увеличиваются, и, если не начать с ребенком психодиагностическую и коррекционную работу, то и в дальнейшей жизни ему будет трудно.

Десять основных правил воспитания ребенка с СДВГ:

1. Реагируйте на действия ребенка сразу.
2. Реагируйте всегда или как можно чаще.
3. Ваша реакция должна быть достаточно сильной и значимой.
4. Не только наказывайте, но и поощряйте.
5. Будьте последовательны.
6. Действуйте, а не болтайте!
7. Продумайте заранее проблемные ситуации.
8. Не забывайте о том, что какие-то аспекты в поведении ребенка обусловлены его состоянием.
9. Не считайте проблемы своего ребенка своими личными проблемами.
10. Будьте снисходительны.

Не ловите ли вы себя на том, что постоянно раздраженно спрашиваете ребенка: «Ты уже сделал свои уроки?» Смените ворчание на положительное утверждение типа: «Как только ты сделаешь уроки, то сможешь пойти поиграть с друзьями (смотреть твою любимую телепередачу или любой другой стимул)». Чтобы избежать войн, установите порядок, в котором домашние задания выполняются каждый день в одно и то же время.

Учитесь самоуспокоению. Вы не сможете успокоить своего ребенка, если не умеете успокоиться сами.

Будьте организованны. Вы не сможете добиться порядка от ребенка, если вы сами не соблюдаете порядок.

Учитесь управлять раздражением; распознавайте первые признаки раздражения.

Учитесь не кричать, а использовать альтернативные способы.

Учитесь предвидеть время и тему конфликта и планируйте пути его решения.

Когда вы помогаете своему ребенку с домашней работой, вы можете применять метод «размышления вслух», т.е. выражать словами каждый последовательный шаг, необходимый для решения проблемы или выполнения задания. Ребенок не только узнает, что это нормально - разговаривать сам с собой во время работы; он также изучает процесс, задавая вопросы о том, каков должен быть следующий шаг и говоря самому себе: «Дальше я должен сделать...» Такой диалог может помочь ребенку, который склонен торопиться, выполняя уроки. Техника разговора с самим собой особенно полезна в выполнении математических заданий и при письме.

Детям с СДВГ бывает трудно завязать дружбу с другими детьми.

Если вы хотите пригласить к себе домой друга ребенка, чтобы дети поиграли вместе:

Планируйте первое посещение коротким (около часа). Постепенно увеличьте время последующих визитов.

До прихода друга обсудите с вашим ребенком, чем они смогут заниматься вместе. Ограничьте действия в одиночку, например, видеоигры.

Если ваш ребенок не хочет, чтобы трогали какие-либо его игрушки, то эти игрушки лучше убрать.

Обсудите правила приема друзей дома: что они могут и чего не могут делать.

Научите ребенка правилам поведения по отношению к гостю: «Позволь гостю выбрать первое занятие», «Играйте поочередно».

При подготовке материала использованы книги «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» (2003), Харланда С. «Гиперактивный или сверх одарённый? Как помочь нестандартным детям» (2004).

Учитель-дефектолог МБОУ ЦПМСС «Семья» Исламгулова А.А.

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Все, кто хоть раз наблюдал его проявления, наверняка заметили импульсивность и непредсказуемость таких детей. Жить в семье с – все равно, что сидеть на бочке с порохом: никогда не знаешь, в какой момент взорвется. А уж взорвется-то обязательно! Да так громко, что даже глухой услышит!

Никто не спорит, воспитывать СДВГ-шку непросто. А порой очень тяжело. Однако, интересно, что те же самые, в конец измотанные родители, отправляя свое неугомонное чадо на недельку к бабушке, неожиданно для себя, уже на следующий день начинают отчаянно по нему тосковать. Наши СДВГ-шки, и вправду, беспокойные. Но до чего же непосредственные и милые!

Не зря персонажи многих известных книг и фильмов имеют все признаки гиперактивности.

Взять, хотя бы, книгу О. Генри «Вождь краснокожих». Как выразилась моя дочь: «У ребенка явные признаки СДВГ». А герои книг Астрид Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» и «Пеппи Длинныйчулок»? Это же точь-в-точь – наши любимые СДВГ-шки!

Родители против СДВГ

Итак, чтобы находиться «в одной системе координат» сразу договоримся:

  1. Мы любим и принимаем своих детей с СДВГ такими, как есть.
  2. Мы не ищем виноватых, а решаем, что делать.
  3. Что бы не говорили окружающие, мы не идем на поводу у общественного мнения и никому не позволяем манипулировать нами.
  4. Мы не сравниваем наших СДВГ-шек с другими детьми и не завидуем родителям «более умных, воспитанных и талантливых».
  5. Мы живем в реальном, а не придуманном мире. Смотрим правде в глаза, принимаем ситуацию такой, какова она в действительности. Лишь при этих условиях возможно что-то исправить или изменить к лучшему.

Кстати, не верьте тем, кто пророчит нам и нашим детям «кошмарную жизнь». Я с полной ответственностью заявляю, что и ребенок с СДВГ, и вся семья могут и должны жить интересно, ярко и радостно.

Блог для родителей СДВГ-шек

Этот блог об СДВГ создан родителями и для родителей гиперактивных детей. Здесь Вы не найдете статей, перепечатанных с других сайтов. Вся информация получена из достоверных источников, обработана лично мной и проверена на практике.

В своих постах я делюсь с Вами не только теорией, но и практическими способами улучшить жизнь. Кто-то удивится, но при воспитании ребенка с СДВГ важное, а иногда и решающее значение могут иметь факты, которые мы часто вообще не принимаем во внимание.

Так, живя бок о бок с СДВГ-шкой, порой, внезапно обнаруживаешь, что бабушкина любимая ваза на комоде так не кстати попадается под руку. А эта большая люстра из чешского стекла странным образом «сама притягивает к себе» мячик. Да и вода из аквариума все норовит «выйти из берегов». Подобные недоразумения случаются в любых семьях, но чтобы так часто…

Знал бы, где упадешь, так соломку бы подстелил. Вот мы и будем «стелить». Несмотря на непредсказуемость, СДВГ имеет свои закономерности. И я расскажу о них в своем блоге.

СДВГ многолико. Оно может проявляться по-разному. Поэтому, не ставим диагноз СДВГ самостоятельно. И не вешаем «ярлыки» на детей и их родителей. Предоставим медикам возможность лечить, педагогам – учить. А наша, родительская задача – воспитывать своих СДВГ-шек, развивать их способности и помогать им освоиться в социуме. Для этого существует масса возможностей. И ради этого создан мой сайт об СДВГ.

Олеся Юрченко
Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети»

Цель : обсудить проблему гиперактивности у детей ; выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Ведущий : В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер » указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью , отвлекаемостью, импульсивностью. В описании таких детей употребляют термины : «подвижные» , «энерджайзер» , «вечный двигатель» , «вулканчик» .

Если ребенок гиперактивен , то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение : родители, педагоги, сверстники… Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.

Что же такое гиперактивность ? (Высказывания родителей.)

II. Сообщение психолога о гиперактивности

Психолог : Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводит к конфликтам в семье, в детском саду, в школе.

Диагностические симптомы гиперактивных детей

Уважаемые родители, если высказывание постоянно характерно для вашего ребенка, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах.

2. Сидя на стуле, крутиться, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности.

3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.

7. С трудом сохраняет внимание во время игр, часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей) .

10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему.

11. Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги) .

12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам) .

Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка ежедневно , по крайней мере, в течение полугода. То можно говорить о синдроме дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания в последнее время определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВГ около 15-20%, причем в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков.

Основные симптомы синдрома дефицита внимания :

Расстройство внимания,

Повышенная двигательная активность,

Импульсивность.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Только комплексный подход может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома. Очень важную роль играет коррекция в семье. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка , помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленное на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

III. Безусловное принятие. Что это значит?

Групповое обсуждение высказываний родителей.

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие.

IV. Игры для детей.

Час тишины и час «можно»

(Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст : от 4 лет.

Цель : развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Инвентарь : не требуется.

Участие взрослого : обязательно.

Содержание. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать . Но иногда у вас будет час «можно» , когда ребенку разрешается делать все : прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы.

Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Рекомендации : с помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослые адресуют гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит» ). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый – способ управлять его поведением.

Игра «Разговор с руками»

Возраст : от четырех лет.

Цель : научить ребенка контролировать свои действия.

Участие взрослого : обязательно.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите : «Кто вы, как вас зовут?» , «Чего не любите?» , «Какие вы?» . Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела – мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.

Игра «Расскажи стихи руками»

Мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения.

Игра «Что нового»

Цель : развитие умения концентрировать внимание на деталях.

V. Презентация карманного справочника «Мой помощник на каждый день, или Как общаться с непоседой» .

1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическим наказаниям. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.

3. Чаще говорите «да» , избегайте повторения слов «нет» и «нельзя» .

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.

6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения.

7. Не навязывайте жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

8. Определите рамки поведения ребенка – что можно и чего нельзя.

9. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.

10. Дома следует создать спокойную обстановку.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности, не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

14. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

VI. Прощание. Заполнение листа отзывов.

Уважаемые господа.

Мы, родители детей с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) , объединенные интернет-сайтом и форумом «Наши невнимательные гиперактивные дети », обращаемся к вам в надежде, что Министерство образования и науки обратит внимание на типичные проблемы наших и других подобных им детей. Основная проблема - в том, что методики и подходы, принятые на вооружение в нашей школе, не учитывают индивидуальных особенностей детей и приводят к неуспеваемости, причем эффективных способов коррекции неуспеваемости в школе тоже нет.

Синдром дефицита внимания (и гиперактивности) - состояние, не являющееся в строгом смысле слова заболеванием. Оно характеризуется тем, что ребенок с нормальным (часто высоким) интеллектом быстро устает, легко отвлекается, чрезвычайно подвижен и импульсивен. Поэтому почти все дети с СДВГ имеют серьезные учебные трудности. Объективность существования этого феномена подтверждается и российскими, и зарубежными исследованиями. В России терминология еще не устоялась, медики пользуются терминами ММД (минимальные мозговые дисфункции), СДВГ, СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) и т. п. За рубежом он классифицируется как ADHD (Attention Deficit/Hyperactivity Disorder).

Единственное упоминание об СДВГ в нормативных документах, имеющих отношение к обычной школе, мы нашли в Приложениях 13-16 к Методическим рекомендациям «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье», утвержденным Госкомэпиднадзором в 1996 году. Рекомендации эти не вполне точны и полны, однако и они практически не учитываются в работе школ.

Синдром чрезвычайно широко распространен среди детей младшего и среднего школьного возраста. По разным оценкам, от 5 до 20% учеников в классе страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. Кроме того, в каждом классе есть дети, имеющие другие расстройства, требующие коррекции: прежде всего различные проблемы, вызванные затруднениями в обработке информации того или иного вида (в том числе дислексия и дисграфия), психоневрологические заболевания и так далее.

Школа сейчас распознаванием и коррекцией проблем не занимается - отчасти из-за некомпетентности, отчасти принципиально, считая, что это - дело родителей. Но родители тем более не обладают специальными познаниями в области психологии и коррекционной педагогики и не могут квалифицированно помочь своему ребенку. Чаще всего они не понимают причин затруднений и не знают, куда обратиться за помощью.

В результате игнорирование проблемы приводит к формированию у «проблемных» учеников стойкой школьной дезадаптации: они не хотят учиться, попадают в неуспевающие, избегают всего, что связано со школой и т.п. Согласно опубликованному в Неврологическом журнале (№6, 1998) исследованию Заваденко, Петрухина, Манелис и др., разными формами школьной дезадаптации страдает треть учащихся начальной школы. У 7,6% обследованных 537 детей в московских школах эта группа ученых выявила СДВГ, который является одним из основных факторов развития дезадаптации.

В существовании СДВГ уже не сомневается ни медицина, ни педагогика . У специалистов пока нет единого мнения относительно причин и способов лечения (корректировки) этого состояния. Однако своевременная диагностика, педагогическая и психологическая помощь способны своевременно скорректировать ряд проблем.

Для детей с СДВГ насущными потребностями является частый отдых, чередование разнообразных видов деятельности, использование интерактивных методик, опытов, экспериментов, творческих заданий и т. п. Как правило, они не справляются с заданиями, где жестко ограничено время, не выносят длинных однообразных уроков (им следует позволить отвлечься ненадолго), не могут длительное время концентрировать внимание на многочисленных мелких подробностях. Часто они имеют трудности с математикой и изучением иностранного языка, кроме того, нередко СДВГ у них сопровождается дисграфией, дислексией и т.п. Для того, чтобы справиться с каждой из этих проблем, разработаны способы и методики, которые в нашей школе практически не применяются. Дети вполне могут справиться с учебной программой в обычном классе, нет даже острой необходимости собирать их в отдельный коррекционный класс - чтобы они были успешны, зачастую достаточно учительского понимания и желания помочь.

Даже когда родители информируют учителей о проблеме в надежде на помощь, педагоги отказываются от сотрудничества: «Вы все придумали, просто он у вас ленивый, а вы с ним не занимаетесь», «Начитались всякого Интернета», «Не могу я с вашим ребенком нянчиться, у меня их 25 человек, и всех надо научить».

Таким образом, наши дети очень быстро попадают в отстающие и проблемные. А от таких детей школа хочет избавиться любым возможным способом: отсеять, потребовать перевода в другую школу, не брать в 5(10) класс и т.п. Известны нам и вопиющие случаи, когда диагноз СДВГ рассматривали как наличие психической болезни, инвалидности, умственной отсталости, отказывали в приеме в первый класс или требовали перевести ребенка в коррекционную школу, на домашнее обучение и т.п.

Мы реалистично оцениваем действительность и понимаем, что российская школа находится в крайне тяжелом положении. Однако мы видим и то, в каком положении в ней находятся наши дети. Помощь им не требует больших капиталовложений. Уже само по себе признание феномена дефицита внимания учителями будет большим сдвигом.

Поэтому мы обращаемся в Министерство образования и науки с просьбой:

Мы понимаем, что для того, чтобы наши дети стали получать в полном объеме именно ту помощь, которая им нужна, в рамках государственной системы образования, должно пройти немало времени.

Однако уже сейчас вполне возможно облегчить их существование в школе и предотвратить развитие школьной дезадаптации, благодаря которой все больше детей становятся незаинтересованными в учебе, немотивированными, не умеющими и не желающими учиться.

Мы надеемся на понимание Министерства и содействие. Мы, в свою очередь, готовы помогать всем, чем можем, и с радостью будем сотрудничать со всеми, кто возьмется реально помочь нашим и подобным им детям в российских школах.

ВНИМАНИЕ! Российским родителям - письмо в Минобразования .

Вот форум родителей детей с СДВГ
авторы которого планируют обратиться в Министерство образования России с этим письмом.

Ещё на эту тему:

  • Тесты Владимира Пугача на СДВ, СДВГ, амбидекстрию
  • Новое качество экспресс-диагностики и эффективной коррекции СДВГ

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.

Кто такие гиперативные дети? Причины ее возникновения. Как помочь своему ребенку и его родителям. Всегда ли виновато воспитание или есть другие скрытые причины гиперактивности. Этими вопросами задаются родители, столкнувшиеся с этой проблемы.

Детям, которые наблюдаются у невролога, ставятся диагнозы ММД (минимальная мозговая дисфункция) или СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивность). Этот диагноз не означает, что ребенок отстает в умственном или физическом развитии, просто процессы, протекающие в их голове, заставляют детей быть такими, какие они есть.

Причины гиперактивности:

Органические поражения головного мозга в период внутриутробного (гипоксия плода) и патологические роды (стремительные или затяжные) могут привести к гипердинамическому синдрому. Наследственный фактор, если кто-то из родителей страдал синдромом гиперактивности. Гипотеза о том, что причиной этого синдрома является пищевая аллергия не подтвердилось в процессе испытаний; важны также социальные факторы, от которых зависит отношение окружающих к таким детям.

Как же определить является ваше чадо гиперактивным или у вас просто активный ребенок.

Признаки гиперактивности:

Ребенок постоянно двигается: бегает, прыгает, что-то хватает, кидает, мнет, вертит пуговицы когда наконец-то устает, то не перестает двигаться, а начинает плакать;

Его невозможно уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладает над процессами торможения;

Не может сосредоточиться на чем-то одном. Например, вы решили с ним почитать, поиграть мозаикой, собрать пазлы, его интерес пропадает через несколько минут и он берется за другое дело, которое тоже оказывается незаконченным;

Он не управляем, иногда, кажется, что для него не существует запретов, правил поведения и общения;

У ребенка частая смена настроения; он не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь и споря;

Он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду, и в школе и на улице. Такой ребенок активен везде.

Зачастую он агрессивен, не терпелив, всегда хочет быть первым, не может договариваться с другими детьми, очень тяжело переживает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.

Эти особенности вызывают много нареканий и жалоб у воспитателей детских садов, учителей. Такому ребенку более других грозит неприятие. Такие дети были всегда, только теперь на них стали обращать больше внимание.

Но можно увидеть в нем и хорошие стороны. Это творческие дети и нужно помочь ребенку развить эти способности, будь то рисованием, лепкой и др. Их интеллектуальные способности бывают выше, чем у других детей, но их «плохое» поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели, учителя, не увидели в нем его талантов.

Родители таких детей чувствуют безысходность, непонимание и осуждение окружающих. Они остаются наедине со своей проблемой

Советы по воспитанию гиперактивного ребенка

1. Чаще хвалите своего ребенка.

Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.

2. Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. Например, вы начали разукрашивать рисунок, и ребенок вскоре потерял интерес, то вернитесь к этому занятию позже.

3. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.

4. Домашние дела делайте вместе с ребенком. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, приберет в комнате и т. д. Главное делайте вместе с ним.

5. Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. У таких детей часто занижена самооценка. Оценивайте поступок, а не его личность, т. е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разбирайте поступок.

6. Придерживайтесь распорядка дня. И родителям и ребенку от этого только будет лучше. Ребенок запомнит последовательность и каприз станет меньше.

7. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Здесь имеет сила внимания: то на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. Например, вы можете сказать: опять комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в комнате. Таким образом, родителям необходимо научиться сосредоточивать внимание на том, что хотят они получить от ребенка и ребенок должен это знать.

8. Как можно меньше в речи используйте частицу «не». Если ребенок дерется, вы сосредотачиваетесь на том, чего вы ожидаете от него. Например, вы хотите, чтобы он играл с другими детьми или чтобы он играл с младшим братом. Будьте конкретны и говорите это ребенку.

9. Возьмите себе в помощники психолога и невропатолога, чем раньше вы это сделаете, тем больше пользы будут и вам и вашему малышу. Сами изучайте психологию общения. Существует ряд процедур, снижающих нервозность, например, электросон, светотерапия, принятие солевых ванн.

10. В общении с ребенком используйте приемы невербального общения. Чтобы расположить к себе собеседника, необходимо показывать за, между прочим ладони, протягивайте к нему руки ладонями кверху, при разговоре руки должны двигать только вертикально и не пересекаться. Контакт «глаза в глаза». Если что-то объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Другие жесты расположения: прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение. Все жесты действуют на подсознание.

11. Искренне радуйтесь успехам ребенка.

12. Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине просмотр мультфильмов, то и не меняйте своего решения.

13. Очень хорошо, если вы с ребенком будете посещать кружки, где идет совместная работа ребенка и родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка.

14. Читайте детям книжки, как бы это банально не звучало. Приучать к чтению нужно с раннего детства. Пока ребенок еще мал, выучите потешки, маленькие стишки на каждое действие, читайте сказки. Начинайте по вечерам перед сном по 10 мин. Даже если ребенок уже умеет читать, все равно не забрасывайте это занятие.

Из еще одной статьи.
Факты и вымыслы о СДВГ

Вымыслы: Все дети с СДВГ в конечном счете "перерастают" это.
Факты: Приблизительно у 60% детей с диагнозом СДВГ симптомы продолжают проявляться и в зрелом возрасте.

Вымыслы: СДВГ – это не медицинское состояние.
Факты: СДВГ - медицинское состояние, связанное с химическим дисбалансом в мозгу. Это официально признано ведущими медицинскими экспертами и учреждениями, в том числе министерством здравоохранения США, американской психиатрической ассоциацией и другими.

Вымыслы: Виной СДВГ является плохое воспитание.
Факты: Национальный институт психического здоровья заявляет, что ученые находят все больше подтверждений тому, что СДВГ не вызвано домашней окружающей средой, а имеет биологические причины.

Вымыслы: У людей с СДВГ всегда есть проблемы с концентрацией внимания.
Факты: Иногда люди с СДВГ суперсосредоточены. Они фокусируют свое внимание на одном предмете и игнорируют все остальное вокруг них.

Вымыслы: СДВГ страдают больше мужчин, чем женщин.
Факты: В детском возрасте соотношение между мальчиками и девочками - 4:1. В зрелом возрасте женщины часто не диагностированы, но почти одинаковое число женщин и мужчин обращаются за помощью и лечением.

Вымыслы: СДВГ можно лечить только лекарствами.
Факты: Многомодальное исследование лечения детей с СДВГ, проведенное национальным институтом психическом здоровья, изучило около 600 учеников начальной школы и пришло к заключению, что самыми эффективными методами были строго контролируемое медикаментозное лечение и лечение, сочетающее поведенческую терапию и лекарства.