Как правильно делать уроки с гиперактивным ребенком. Как учить гиперактивных детей Обучение ребенка с сдвг целесообразно

Очень часто выполнение домашнего задания с гиперактивным невнимательным младшеклассником превращается в многочасовую пытку для ребенка и родителей. Как правильно делать с ним уроки?

Давайте попробуем создать пошаговую инструкцию. Нам нужно, опять-таки, развивать у ребенка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока он сам не умеет этого делать, эти функции берут на себя родители; пока ребенок не научился проделывать какие-то операции в уме – надо вынести их вовне, подкрепить словами и рисунками. И постепенно, по мере того, как эти подпорки будут становиться ненужными – убирать их и передавать ответственность самому ребенку.

Подготовка.

Выберите день и обратитесь к ребенку с такими словами: "Знаешь, меня научили, как быстро сделать уроки. Давай попробуем сделать их очень быстро. Должно все получиться!" Попросите ребенка принести портфель, выложить все нужное для выполнения уроков. Сказать: ну, попробуем поставить рекорд – сделать все уроки за час (допустим). Важно: время, пока вы готовитесь, убираете со стола, раскладываете учебники, выясняете задание, в этот час не входит. Еще очень важно, чтобы у ребенка были записаны все задания. Как правило, у детей с СДВГ половины заданий нет, и начинаются бесконечные звонки одноклассникам. Поэтому можно предупредить с утра: сегодня мы попробуем поставить рекорд по выполнению заданий в самые короткие сроки, от тебя требуется только одно: тщательно записать все задания.

Первый предмет.

Приступаем. Открывай дневник, смотри, что задано. Что будешь делать сначала? Русский или математику? (Не имеет значения, что он выберет, – важно, чтобы ребенок сам выбрал). Бери учебник, найди упражнение, а я засекаю время. Читай задание вслух. Так, я что-то не поняла: а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста. Нужно переформулировать задание своими словами. Оба – и родитель, и ребенок – должны понимать, что именно нужно сделать. Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать.
Лучше сначала сделать первое пробное действие устно: что тебе нужно написать? Проговори вслух, затем пиши.

Иногда ребенок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное – и, когда надо записать это, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребенку, что он сказал. Самое главное – это уже с самого начала добиться успешности.
Работать надо не спеша, не делать ошибок: проговаривай, как пишешь, Москва – "а" или "о" следующая? Проговаривать по буквам, по слогам. Смотри-ка! Три с половиной минуты – а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто все закончишь!
То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление, оно позволит поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка.

На второе предложение нужно потратить чуть меньше времени, чем на первое.
Если вы видите, что ребенок начал ерзать, зевать, делать ошибки – остановите часы. " Ой, я забыла, у меня на кухне кое-что не сделано, подожди меня". Ребенку надо дать короткую передышку. В любом случае, нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за пятнадцать, не больше.

Перемена.

После этого уже можно отдохнуть (таймер отключается). Ты герой! Ты за пятнадцать минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот. Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.
Когда даете передышку – очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. Ну, ты готов? Давай, еще два упражнения сделаем так же! И опять – читаем условие вслух, проговариваем, пишем. Когда закончен русский – надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут – как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Второй предмет.

Так же делаем математику. Что задано? Открой учебник. Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить.
Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется? Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание. Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала? Пусть ребенок самыми простыми словами расскажет, что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом ее сменит внутренняя. Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться.

Самая неприятная часть математического задания – это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: а вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим? На форму записи нужно обратить особое внимание – после этого ничего не стоит уже записать решение задачи. Затем проверка. Ты говорил, нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача? Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное! Задача сделана – беремся за примеры. Ребенок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: потрясающе! Беремся за следующий столбик или компоту? Если видите, что ребенок устает – спрашивайте: ну что, еще поработаем или пойдем компот пить?

Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у нее болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает – так дело не пойдет. Так нужно посидеть с ребенком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться – пойти в другую комнату, на кухню… но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребенок делом, не отвлекся ли на посторонние дела.

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается. Детям в школе часто задают наизусть, и помногу, причем не только стихи, но и прозу, нередко на иностранном языке. Как учить наизусть с невнимательными гиперактивными детьми?

– Давайте для примера возьмем именно прозу на иностранном языке – особенно сложный для ребенка случай. Прежде всего, надо все-таки договариваться с учителем, чтобы облегчить бремя, которое ложится на плечи ребенка при обилии подобных заданий. Или смириться с тем, что ребенок может получить "двойку" или "тройку" за разучивание текста. Тем не менее, добиться некоторого успеха и поработать над программированием собственной деятельности на материале такой учебной задачи – тоже возможно. Голову на плаху ради "пятерки" за выученный текст класть не нужно.

Добиваться крепкого запоминания на всю жизнь, как правило, тоже не следует. Если ребенок через три дня забудет, что он учил, – это нормально, он и не должен это помнить. Наша задача при заучивании наизусть – выработать некоторые клише, не более. Начинать учить надо вместе.

Прочитай первое предложение. Понятно? Перевода, по словам требовать не надо, нужно общее понимание. Так, предложение за предложением, читается весь текст. Теперь, говорите вы, поучим это так: одно слово – ты, второе слово – я. Артикли будем считать словами или нет? Не будем, они ведь произносятся слитно со словом. А предлоги? Давай будем. Теперь читаем: я первое слово, ты второе. Так работа по заучиванию наизусть перестает быть занудной и больше не кажется непосильной задачей. Теперь повторяем: первое слово я, второе ты. Можно где-то подсказать, подсмотреть. Так, а теперь мы можем поменяться ролями? У меня слов больше, я все не запомнила. А можешь прочитать все целиком? А дай я попробую. Так заучивается первое предложение. Потом тем же способом второе. Читаете оба предложения и говорите: ты первое или второе будешь вспоминать?

Постепенно наращиваете объем выученного текста, потихоньку подглядывая в текст. Больше семи минут подряд над этим работать не стоит – будет слишком много. Скажите: не знаю уж, как ты – но я ТОЧНО должна сделать перерыв. Но если он будет большой – мы с тобой оба все забудем. Давай закроем глаза, посидим, сосредоточимся… – и с новыми силами вперед. Можно написать себе шпаргалку: обозначить, к примеру, все слова первыми слогами, обозначить артикли. Так вы задействуете другие формы памяти – двигательную, зрительную. Теперь читаем текст по шпаргалке. На этом – остановитесь. Хватит. Перед сном нужно еще раз прочитать текст по шпаргалке. Между заучиванием текста и его повторением обязательно должно пройти не меньше 30-40 минут; лучше – час.

Если вы учите стихи – можно чередоваться с ребенком, повторяя по одной строчке.

Предлагаем четыре группы развивающих игр для детей с синдромом гиперактивности, которые могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, можно играть в них и в свободное время.

Дата публикации

Гиперактивные дети особенно трудны для педагога, так как постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если учитель понимает причины неправильного поведения, не считают его сознательным злоумышленником, у них больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь такому ребенку. Ведь гиперактивный ребенок нуждается в том, чтобы к нему относились так же, как и ко всем остальным детям, понимая при этом его специфические трудности и создавая условия для их преодоления.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) – основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью (необдуманностью) поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими

Помните, что этот ребёнок не может вести себя иначе. Он переживает, что не такой, как все. Он страдает, что его не понимают. Он нуждается во внимании и любви. С ним трудно, но каждый маленький шаг вперёд – это ваша с ним победа.

Тренировка навыков воспитания детей с ГРДВ

  • 1 метод – использование системы символов или очков для немедленного вознаграждения хорошего поведения или работы
  • 2 метод – использование «тайм - аута» или временной изоляции, когда ребенок становится слишком непослушным, плохо ведет себя или вышел из под контроля (например, посадить в кресло, повёрнутое к стене)
  • 3 метод – система поощрений и наказаний – помощь ребенку в том, чтобы он научился контролировать и выбирать желаемые формы своего поведения (и поощрение и наказание можно обговорить с ребёнком)

4 метод – родителям следует научиться изменять повседневные ситуации таким образом, чтобы давать гиперактивному ребенку возможность улучшить свое поведение и достичь успехов

Как изменить поведение ребёнка

  • Помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств
  • Помогайте окружающим понять ребенка
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой
  • Консультируйтесь со специалистами
  • Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания
  • Помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время
  • Поощряйте за все виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, чтение и др.
  • Ограничивайте выбор, но не навязывайте его
  • Оберегайте ребенка от переутомления
  • Научите ребенка устанавливать «тихие перерывы»

Школьнику для поддержания навыков планирования

  • Прививайте навыки ведения дневника, следите за регулярностью его заполнения
  • Научите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний, конспектов

Для улучшения навыков организации

  • Выделите время в течение школьного дня для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле ученика
  • Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, приведите в систему домашние обязанности
  • Проводите регулярные проверки самостоятельной работы.

Для улучшения последовательности

  • Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения(это может быть время: работаем 15 мин, 5 мин отдыхаем, выполнил задание до конца, идёшь играть с друзьями…)
  • Обеспечьте возможности для самокоррекции (если ты находишь сам ошибку, то ты получишь поощрение)
  • Допускайте опоздание с завершением работы
  • За частично выполненную работу давайте частичное поощрение

Для улучшения самоконтроля

  • Заранее готовьте ученика к переходу от одной деятельности к другой (сначала мы выполним самое сложное, потом отдохнём и перейдём к другому заданию)
  • Демонстрируйте правила
  • Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения
  • Четко обсудите результаты действий
  • Используйте активность в качестве награды
  • Обеспечьте больше надзора

Для улучшения ВНИМАНИЯ

при проблемах с началом выполнения заданий

  • Повторите указания
  • Улучшите структурирование задания
  • Используйте выделение или цветовую маркировку для указаний и других важных элементов работы
  • Научите ученика навыкам выделения ключевых слов
  • Суммируйте основную информацию
  • Делайте визуальные пометки

При проблемах с продолжением выполнения и

завершением заданий

Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания

Разделите большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов

Сократите все предлагаемые задания

Чаще обращайтесь к ученикам

Адаптируйте учебный план и инструкции

  • Обеспечивайте гиперактивному ученику наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции
  • Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности
  • Планируйте уроки так, чтобы ученики могли активно в них участвовать, в том числе вставать, выходить к доске, двигаться на своих местах
  • Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении
  • Спорьте, но не подавляйте
  • Варьируйте способы оценки успешности обучения в соответствии с учебным стилем ребенка и его сильными качествами
  • Ставьте гиперактивного ребенка в пару с приятелем или одноклассником, который является образцовым учеником
  • Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью
  • Структурируйте задания
  • Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы
  • Обеспечьте частые и регулярные перерывы в расписании занятий
  • Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка
  • Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью одноклассников

Помните: Не помогать человеку справиться с его проблемами – это то же самое, что создавать ему трудности.

«Сиди тихо!» или просто «Сядь!» «Не вертись!», «Не отвлекайся!», «Не шуми!» - сколько таких замечаний за школьный день слышит обыкновенный активный школьник, а уж гиперактивный и того больше… Для ребёнка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ) в процессе обучения основной проблемой может стать именно постоянные замечания со стороны учителя, а дома ещё и родные совсем не рады замечаниям в его дневнике…

Вот и получается, что учёба превращается в зло, которое портит отношения с любимыми мамой и папой, а поскольку от этой учёбы никуда не деться, то зло это неизбежно… Вы бы с удовольствием ходили на работу, где трудно, всё непонятно и постоянно ругают??? Здесь хочется вспомнить пословицу: «Даже ребёнок может привести лошадь к водопою, но и сто мужчин не заставят её пить, если она не испытывает жажду»…

Так и с обучением – теряется мотивация, желание и смысл учёбы, из-за негативных оценок снижается самооценка и повышается тревожность и агрессия. Что же делать? Облегчить школьную жизнь своему гиперактивному потомку могут родители, помогая ему справиться с домашним заданием. Конечно, в обучении такого ребенка есть определенные тонкости. Речь – очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слабенький, что у него есть проблемы, например, с вниманием, усидчивостью, речью, – не стоит ему устраивать лишние стрессовые воздействия. Когда в школе начинается второй язык, у ребенка появляются дополнительные сложности, которые могут проявиться вовсе не в оценках по новому предмету: вдруг ухудшается успеваемость, ребенок начинает делать больше ошибок в других предметах – а родители и учителя этого могут и не заметить.

Ребенку просто не хватает энергии на все сразу! К детям надо относиться бережно. Собственное тщеславие стоит соотнести со здоровьем ребенка: потянет он или нет. Если ребенок говорит "не пойду на английский, не хочу и не буду им заниматься" – к этому стоит прислушаться: у него нет на это сил!

Если ребенок начинает отказываться от занятий, начинает болеть, не хочет идти в школу – это значит, что он не просто не хочет: он не может. К сожалению, сейчас болезнь – единственная легальная возможность для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой возможностью активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим работы.

Как не банально это звучит, такому ребёнку очень важен режим , то есть чёткое расписание, которое соблюдается изо дня в день. Это даёт ребёнку ощущение стабильности, уверенности, а его нервной системе – возможность набирать ресурс для следующего трудового дня. Замечательно будет, если Вы составите ваш режим вместе, всей семьёй, постаравшись выслушать мнение каждого. Утром – хотя бы контрастное умывание, массаж ушек и растирание ладошек, после школьных занятий – прогулка на свежем воздухе и чаще проветривайте помещение – нервная система нуждается в большое количестве кислорода!!!

читайте также:

Болезнь с характером: Часть 2. (язва желудка и 12перстной кишки, нейродермит и псориаз) Психосоматика болезней ЖКТ, язв желудка и кишечника, кожных заболеваний. Психологические портреты людей, страдающих от этих заболеваний

Ребенок не говорит - задержка развития речи или спектр аутизма? Как родителям заметить признаки расстройства аутистического спектра у ребенка 2,5 - 4 лет. Диагностика аутизма. Нарушение коммуникации у ребенка.

Так как такие дети часто очень не внимательны, поначалу всю роль организующего звена взрослый берёт на себя, и по мере обучения ребёнка постепенно «передаёт» ему ответственность за собственные действия. Так, например, собираемся вечером в школу – «А что ты завтра наденешь? А куда это нужно положить, что бы утром можно было быстро найти? А какие завтра у тебя уроки (смотрим в дневник и проговариваем все свои действия – берём такую-то тетрадь, такой-то учебник) и т.д.» Непосредственно выполнение домашних заданий делим на несколько подходов – сначала Вы оцениваете, сколько всего задано и делите это на части приблизительно по 10-15 минут и такие же перерывы. Причём во время перерыва ребёнок не бежит смотреть телевизор или играть на компьютере, а совместно с вами может делать небольшую зарядку (потянуться вверх, в стороны, сделать мягкие круговые вращения головой, поднять и опустить плечи, пройтись на руках (Вы держите за ноги) по комнате), рассказать Вам о прошедшем школьном дне, показать рисунки-поделки, помечтать о выходных и т.д.

Интервалы выполнения уроков можно изменять, судя по состоянию ребёнка – устал, начал больше ерзать и отвлекаться – сделали перерыв, сидит спокойно, без напряжения – продолжаем заниматься. Когда устанет – обязательно похвалим, что писал палочки не 10, а целых 11минут!!!

Кстати о похвале – искренняя похвала ребёнка необходима ему как витамины! Причём желательно, чтобы она была конструктивной – такой никогда не бывает много. Это когда хвалишь не просто так, а обязательно указать за что – «Отличная вот эта палочка у буквы», «В этом месте очень аккуратно», «Сегодня – гораздо быстрее, чем вчера», «Ты очень старался, выучил целый стих!!!». И пусть пока стих состоит из четырёх коротеньких строчек, а Вам пришлось тоже очень постараться, чтобы отыскать более-менее «приличное» место в его каше из закорючек – похвалите его сегодняшнего, как он вырос по сравнению с позавчера!!!

Покажите ребёнку, что он растёт, развивается и Вы замечаете и цените его старания – ещё на прошлой неделе все цифры три были написаны зеркально, а сейчас попадаются и правильные! Любить – просто так, разного, просто за то, что он есть, но хвалить – по существу. Тогда и меньше надобности у ребёнка привлекать внимание взрослых «плохом» поведением, ведь и так родители видят и ценят его старания!!!

А ещё игры – благодаря эмоциональному вовлечению ребёнок лучше усвоит материал. Например, состав слова поможет учить «Балда» (Виселица); катая друг другу по полу небольшой мячик, называем слова на какую-то определённую букву, игра в рифмы – весёлые-смешные записываем на память в тетрадку. Очень полезная игра «чёрное и белое не покупать, да и нет не говорить» - в игровой форме учит ребёнка контролировать себя, развивает внимание. Хороши подвижные игры – «Прятки», «Замри-отомри» (после одного хлопка бегаем, после двух – замираем). Игр должно быть много, разных – сначала попробовать, подойдёт – не подойдёт, понравилась – играем, нет – предложим через месяц.

Помните картину «Опять двойка»? Если дома ребёнка ждут глаза родных, полные упрёка, вряд ли ему захочется идти в эту школу. И ещё – дорогие родители, вспомните, пожалуйста, зачем Вы ходили в школу в первом классе, что Вам там нравилось, а что нет, что мешало и что помогло Вам учиться… Вполне возможно, что это поможет Вам лучше понять те сложности, которые встречаются на пути Вашего ребёнка. Удачи Вам!!!

Как учить с гиперактивным ребенком уроки – на этот и другие вопросы отвечает нейропсихолог

– А какие трудности обучения бывают у невнимательного гиперактивного ребенка?

– Чаще всего у этих детей проблемы с поддержанием оптимального тонуса, которые обуславливают все другие проблемы. Из-за слабости тормозящего контроля ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. Или другой вариант – ребенок вял, ему хочется к чему-нибудь прислониться, он быстро утомляется, и его внимание уже нельзя собрать никакими средствами, пока не начнется некоторый подъем трудоспособности, а затем снова спад.

По данным нейропсихологов Е.А.Осиповой и Н.В.Панкратовой (1997), трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%; а за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

– Приведите, пожалуйста, примеры трудностей письма у гиперактивного ребенка.

– Вот это трудности в письме у ребенка из-за проблем программирования и контроля. Мы видим и повторы кусков программы и ее упрощения – пропуски букв, слогов, слияние (контаминации) двух слов в одно.


– А что у таких детей в тетрадях по математике?

– Давайте посмотрим на этот пример. Мальчик после лета забыл, как, в какую сторону пишется цифра 3. Ну и почерк, удержание строки соответствующие.


– Как определить, нужно ли уже обращаться к специалистам по поводу гиперактивности ребенка или это индивидуальные особенности темперамента?

– Для диагностики СДВГ разработаны специальные критерии и специальные опросники для родителей. Они приводятся, например, в книге Н.Н. Заваденко "Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте". Язык там вполне доступный для непрофессионала, написано просто. Если родители отвечают положительно на шесть из поставленных вопросов или более – есть основания задуматься и обратиться за профессиональной помощью. Родители могут предполагать, что у их ребенка есть проблемы, но диагноз сами ставить, конечно, не должны.

– Где найти нейропсихолога для работы с ребенком?

– В Москве во всех округах есть центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки, где работают нейропсихологи (например, в Юго-Западном округе таких центров несколько). Базовый центр по Москве находится на улице Архитектора Власова.

За пределами Москвы сильные нейропсихологи работают в Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге, Белгороде. Но, конечно, в глубинке таких специалистов может и не быть.

– Что можно посоветовать проживающей вне этих городов семье, если ребенку нужна помощь нейропсихолога?

– Родители могут привезти ребенка в ближайший город, где с детьми работают специалисты. Пройти диагностику – в этой части без специалиста обойтись нельзя, самостоятельно можно неправильно определить причину трудностей. Затем нейропсихолог проведет специальное занятие для родителей, чтобы они понимали, какие упражнения и как надо выполнять с ребенком. Конечно, от семьи потребуется сильное желание, чтобы систематически заниматься с ребенком, и некоторый уровень образования, чтобы разобраться в том, что и зачем они должны делать.

К сожалению, есть серьезная опасность нарваться на плохого специалиста. Например, профессионал не будет давать обещания снять все проблемы за один месяц.

– Как определить, чем именно вызваны учебные проблемы ребенка, есть ли у него дислексия или дисграфия, что первично по отношению к невнимательности и гиперактивности, а что вторично?

– У СДВГ и этих расстройств есть зона пересечения, но есть и различия. Родителям вовсе не надо делить проблемы своего ребенка на отдельные диагнозы: дислексия, дисграфия… Если говорить, например, о трудностях письма, то их существует три типа, и из них один (проблемы программирования и контроля) характерен для СДВГ; возможно, что у детей с СДВГ есть и трудности зрительно-пространственного характера. Наклеить какой-то ярлык на проблему ребенка – не главное, куда важнее выяснить психические механизмы трудностей и разработать способы их преодоления.

– Есть ли какие-то игры и упражнения, которые полезны всем невнимательным и гиперактивным детям?

– Практически все игры с правилами очень полезны таким детям. Вот возьмем игру в прятки – там же есть очередность, определенные роли, нужно просидеть в укрытии определенное время, а еще нужно придумать, куда спрятаться и менять эти места. Все это хорошая тренировка функций программирования и контроля, да еще она происходит при эмоциональном вовлечении ребенка в игру, что способствует поддержанию в этот момент оптимального тонуса бодрствования. А он нужен для появления и закрепления всех когнитивных новообразований, для развития познавательных процессов. Вспомните все игры, в которые вы играли во дворе, все они отобраны человеческой историей и очень полезны для гармоничного развития психических процессов.
Вот, например, игра, где нужно "да и нет не говорить, черное и белое не покупать" – ведь это замечательное упражнение для оттормаживания непосредственного ответа, т.е. для тренировки программирования и контроля.

– Если ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему ставить диагноз СДВГ, но по многим признакам (возбудимость, плохой сон, неврологическая симптоматика и т.п.) можно прогнозировать, что в будущем у него возможны проблемы по типу дефицита внимания и гиперактивности, можно ли ему своевременно помочь?

– Существуют службы раннего вмешательства, можно проконсультироваться у них. В любом случае, для такого ребенка обязателен режим дня, прогулки, массаж, очень полезен бассейн, если нет медицинских противопоказаний.
Когда ребенок становится чуть старше, лучше не перегружать его обучением чтению и письму. Учить всему нужно в игре – годится все, что ребенок воспринимает, играя. Скорость в таких играх должна быть чуть замедленной. Можно играть в мячик: вы называете слово, ребенок отвечает словом из той же категории (вы ему – "кошка", он вам – "собака"). Но тут лучше не бросать мячик, а катить, чтобы он успел сообразить. Если получается – берите более редкие категории слов. Следующий этап – "Я буду вспоминать слова, у которых начало звучит одинаково, например, "мама" и "муха", а ты придумаешь еще одно такое слово". Игр должно быть много разных. Перед игрой надо обязательно попробовать – пойдет она или нет. И выбирать игры в зоне ближайшего развития ребенка, предлагать в игре материал, который ему предстоит освоить.

– Каков оптимальный возраст для нейропсихологической коррекции?

– Оптимальный возраст для коррекции начинается с пяти с половиной лет и длится до конца первого класса: все время перед началом школы и самое ее начало. В это время ребенок особенно чувствителен к коррекционному воздействию, его мозг еще не потерял пластичности, вложение максимально эффективно. Потом и от ребенка, и от родителей, и от педагогов и психологов потребуется куда больше терпения и усилий.

– Можно ли чего-то добиться в более старшем возрасте или время безвозвратно упущено?

– Развитие недостаточно сформированных функций возможно и в более старшем возрасте, хотя прогнозы, насколько оно будет полным, давать трудно. Развитие функций мозга – это вероятностный процесс, здесь нет четких причинно-следственных связей. Если мы организовали оптимальную среду для развития ребенка и поместили в нее двух детей с одинаковой проблемой – то и тогда у одного процесс развития может происходить легче, а у другого труднее. Даже в старости можно добиться многого – при восстановлении функций мозга после инсульта, например; такой опыт существует. Однако это требует от самого человека большого и напряженного труда.

– Если ребенок не получил вовремя необходимой помощи, и все трудности с чтением, письмом, вниманием у него сохраняются и в подростковом возрасте – чем ему можно помочь?

– Подростку помогать труднее: он часто свою проблему игнорирует и работать над ней не хочет: "Оставьте меня в покое, не пойду я к вашим психологам и врачам – я не псих". В таком случае нужно попытаться найти что-то общее в желаниях подростка и родителей – поступление в институт, высокооплачиваемая работа – и помочь поставить цель. Тогда ему можно что-то объяснить, озаботить проблемой, тогда он будет готов делать усилия. Если это не получается, может быть, удастся найти какое-то промежуточное место и занятия, которые ему нравятся – спортивная секция, компьютерные курсы. Это тоже в конечном итоге может позволить найти общий язык с подростком и поставить проблему. К сожалению, совсем обойтись без специалиста – не выйдет: родитель может неточно описать симптоматику, специалист, не видя подростка, может дать только самые общие рекомендации. А вот не ездить к специалисту на каждое занятие – возможно: надо пройти диагностику, получить инструкции и заниматься самостоятельно.
Скажем, если у подростка есть зрительно-пространственные трудности, и они отражаются в письме в ужасном почерке и нелепых ошибках, например, "сан" вместо "сын", "строедца" вместо "строится", нужны игры на тренировку этой функции мозга. Детям помладше можно предложить играть в "парочки": переворачиваешь две карточки, если рисунок одинаковый – берешь их себе, если нет – переворачиваешь обратно. Поскольку карточки берутся по одной, можно вспомнить, где лежат те, которые переворачивались раньше. Но подросток может отказаться играть в детскую игру. Однако если заменить карточки с картинками на игральные карты, брать "взятку"… – не исключено, что и сыграет.

Еще одна игра – рисуем квадрат три на три клеточки, как при игре в крестики-нолики. В произвольно взятых трех клеточках рисуем нолик, крестик и треугольничек. Даем запомнить, закрываем – рисуй по памяти. Нарисовал правильно – выиграл. Сначала запоминаются фигурки и в каких клеточках они находятся, затем можно усложнить игру: кружок рисуется не посередине клетки, а в ее правом углу.

Даже если у подростка до сих пор есть проблемы с письмом – начинать надо с таких простых занятий. Нам очень трудно понять причину их трудностей, если мы сами их не испытываем. Нам легче: мы знаем, как пишется "Москва", мы это помним и легко воспроизводим это слово, нам неправильное написание режет глаз, а им нет, им надо каждый раз анализировать звучание и записывать слово заново. Надо учить их делать развернутый анализ, проверять себя, доказывать себе, что написали правильно.

– Бывает, что мамы повзрослевших детей, у которых вовремя не выявили и не скорректировали какие-то нарушений, начинают себя казнить: как же я об этом не узнала! Ему помогать надо было, а я его ругала! Заставляла переделывать! И даже дала подзатыльник!

– Не надо казниться. Вы – мамы, вы любите своего ребенка, вы старались, как могли, использовали все доступные вам в то время средства и сделали все возможное. И сейчас продолжаете делать. Все мы люди, и все мы несовершенны, и будет только хуже, если винить себя.

– Как помочь подростку с СДВГ, если ему по-прежнему трудно собраться, если он неорганизован и ни одно задание не может довести до конца?

– При СДВГ ребенок испытывает трудности с программированием и контролем собственной деятельности: он не может поставить себе задачи, определить, как и в каком порядке будет их решать, выполнить эту работу и проверить себя. Работать над развитием функций программирования и контроля можно на обычном учебном материале – например, при написании реферата или сочинения.
Начинать лучше с простого: с рассказа по картинке. Нужно научить человека составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке – на ней должна быть изображена жанровая ситуация. Ситуацию эту надо обсудить. Спросить подростка, что он считает нужным изложить по этой картинке. Очень кратко, тезисно записать это изложение – набросать 7-8 тезисов, не больше.
Теперь картинку нужно отложить. Решить, с какого из этих восьми тезисов лучше начать. Поставить цифру 1, затем продолжить: 2, 3 и так далее (можно написать тезисы на карточках и дальше выложить их в нужном порядке и пронумеровать)
Затем решить, что пропущено.

Таким образом, планирование вынесено вовне, сделаны тезисные формулировки, создан наглядный план, который не складывался в голове.
После создания плана пишется сочинение.

Затем можно вводить новые правила: каждое сочинение должно иметь зачин и концовку: с чего мы начали, к чему мы пришли?

Проверили начало и конец – проверяем, хорошо ли связаны друг с другом разные фрагменты, не нужно ли вставить связки. Лучше, чтобы эту часть подросток делал вместе с кем-то другим.

Наконец, важно, чтобы было ощущение "ты это можешь!" – вот, все получается: вот у тебя есть все нужные мысли, вот, ты можешь выстроить их в порядке, вот, у тебя есть начало и конец!

Затем можно отработать те же методы на материале школьного сочинения: сначала мозговой штурм, набрасываем идеи: записываем все, что можно сказать на эту тему. Когда идеи набросаны, задумываемся, что должно быть сказано в начале, в конце, что должно быть смысловым центром. И при написании каждого следующего сочинения нужно отрабатывать эту методику.

– Есть ли какие-то особенности в обучении ребенка с учебными трудностями второму языку – в начальной школе или в иноязычной среде?

– Конечно, в обучении такого ребенка второму языку есть определенные тонкости. Речь – очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слабенький, что у него есть проблемы, например, с вниманием, усидчивостью, речью, – не стоит ему устраивать лишние стрессовые воздействия.

Когда в школе начинается второй язык, у ребенка появляются дополнительные сложности, которые могут проявиться вовсе не в оценках по новому предмету: вдруг ухудшается успеваемость, ребенок начинает делать больше ошибок в других предметах – а родители и учителя этого могут и не заметить.
У слабого ребенка, как только появляется новая энергоемкая система – происходит обкрадывание других систем: например, у ребенка, который сильно продвинут в вербальном отношении, могут быть зрительно-пространственные трудности. Ребенку просто не хватает энергии на все сразу! Поэтому типичным современным детям, ослабленным, перегруженным вербально, если уж давать второй язык – то только в игровой форме, чтобы избегать стрессовых ситуаций.
К детям надо относиться бережно. Собственное тщеславие стоит соотнести со здоровьем ребенка: потянет он или нет. Если ребенок говорит "не пойду на английский, не хочу и не буду им заниматься" – к этому стоит прислушаться: у него нет на это сил.

Если ребенок начинает отказываться от занятий, начинает болеть, не хочет идти в школу – это значит, что он не просто не хочет: он не может. К сожалению, сейчас болезнь – единственная легальная возможность для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой возможностью активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим работы.

– Очень часто выполнение домашнего задания с гиперактивным невнимательным младшеклассником превращается во многочасовую пытку для ребенка и родителей. Как правильно делать с ним уроки?

– Давайте попробуем создать пошаговую инструкцию. Нам нужно, опять-таки, развивать у ребенка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока он сам не умеет этого делать, эти функции берут на себя родители; пока ребенок не научился проделывать какие-то операции в уме – надо вынести их вовне, подкрепить словами и рисунками. И постепенно, по мере того, как эти подпорки будут становиться ненужными – убирать их и передавать ответственность самому ребенку.

Подготовка
Выберите день и обратитесь к ребенку с такими словами: "Знаешь, меня научили, как быстро сделать уроки. Давай попробуем сделать их очень быстро. Должно все получиться!"

Попросите ребенка принести портфель, выложить все нужное для выполнения уроков. Сказать: ну, попробуем поставить рекорд – сделать все уроки за час (допустим). Важно: время, пока вы готовитесь, убираете со стола, раскладываете учебники, выясняете задание, в этот час не входит. Еще очень важно, чтобы у ребенка были записаны все задания. Как правило, у детей с СДВГ половины заданий нет, и начинаются бесконечные звонки одноклассникам. Поэтому можно предупредить с утра: сегодня мы попробуем поставить рекорд по выполнению заданий в самые короткие сроки, от тебя требуется только одно: тщательно записать все задания.

Первый предмет

Приступаем. Открывай дневник, смотри, что задано. Что будешь делать сначала? Русский или математику? (Не имеет значения, что он выберет, – важно, чтобы ребенок сам выбрал).

Бери учебник, найди упражнение, а я засекаю время. Читай задание вслух. Так, я что-то не поняла: а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста.
Нужно переформулировать задание своими словами. Оба – и родитель, и ребенок – должны понимать, что именно нужно сделать. Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать. Лучше сначала сделать первое пробное действие устно: что тебе нужно написать? Проговори вслух, затем пиши.

Иногда ребенок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное – и, когда надо записать это, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребенку, что он сказал. Самое главное – это уже с самого начала добиться успешности.

Работать надо не спеша, не делать ошибок: проговаривай, как пишешь, Москва – "а" или "о" следующая? Проговаривать по буквам, по слогам. Смотри-ка! Три с половиной минуты – а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто все закончишь! То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление, оно позволит поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка. На второе предложение нужно потратить чуть меньше времени, чем на первое. Если вы видите, что ребенок начал ерзать, зевать, делать ошибки – остановите часы. " Ой, я забыла, у меня на кухне кое-что не сделано, подожди меня". Ребенку надо дать короткую передышку. В любом случае, нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за пятнадцать, не больше.

Перемена
После этого уже можно отдохнуть (таймер отключается). Ты герой! Ты за пятнадцать минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот. Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.

Когда даете передышку – очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. Ну, ты готов? Давай, еще два упражнения сделаем так же! И опять – читаем условие вслух, проговариваем, пишем.
Когда закончен русский – надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут – как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Второй предмет

Так же делаем математику. Что задано? Открой учебник. Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить.

Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется? Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание. Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала? Пусть ребенок самыми простыми словами расскажет: что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом ее сменит внутренняя. Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться. Самая неприятная часть математического задания – это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: а вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим?
На форму записи нужно обратить особое внимание – после этого ничего не стоит уже записать решение задачи.Затем проверка. Ты говорил, нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача?Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное! Задача сделана – беремся за примеры. Ребенок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: потрясающе! Беремся за следующий столбик или компоту?

Если видите, что ребенок устает – спрашивайте: ну что, еще поработаем или пойдем компот пить?

Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у нее болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает – так дело не пойдет.

Так нужно посидеть с ребенком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться – пойти в другую комнату, на кухню… но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребенок делом, не отвлекся ли на посторонние дела.

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.

– Детям в школе часто задают наизусть, и помногу, причем не только стихи, но и прозу, нередко на иностранном языке. Как учить наизусть с невнимательными гиперактивными детьми?

– Давайте для примера возьмем именно прозу на иностранном языке – особенно сложный для ребенка случай.

Прежде всего, надо все-таки договариваться с учителем, чтобы облегчить бремя, которое ложится на плечи ребенка при обилии подобных заданий. Или смириться с тем, что ребенок может получить "двойку" или "тройку" за разучивание текста. Тем не менее добиться некоторого успеха и поработать над программированием собственной деятельности на материале такой учебной задачи – тоже возможно.

Голову на плаху ради "пятерки" за выученный текст класть не нужно. Добиваться крепкого запоминания на всю жизнь, как правило, тоже не следует. Если ребенок через три дня забудет, что он учил, – это нормально, он и не должен это помнить. Наша задача при заучивании наизусть – выработать некоторые клише, не более.

Начинать учить надо вместе.

Прочитай первое предложение. Понятно? Перевода по словам требовать не надо, нужно общее понимание. Так, предложение за предложением, читается весь текст.

Теперь, говорите вы, поучим это так: одно слово – ты, второе слово – я. Артикли будем считать словами или нет? Не будем, они ведь произносятся слитно со словом. А предлоги? Давай будем. Теперь читаем: я первое слово, ты второе.
Так работа по заучиванию наизусть перестает быть занудной и больше не кажется непосильной задачей.

Теперь повторяем: первое слово я, второе ты. Можно где-то подсказать, подсмотреть. Так, а теперь мы можем поменяться ролями? У меня слов больше, я все не запомнила. А можешь прочитать все целиком? А дай я попробую . Так заучивается первое предложение. Потом тем же способом второе. Читаете оба предложения и говорите: ты первое или второе будешь вспоминать? Постепенно наращиваете объем выученного текста, потихоньку подглядывая в текст. Больше семи минут подряд над этим работать не стоит – будет слишком много. Скажите: не знаю уж, как ты – но я ТОЧНО должна сделать перерыв. Но если он будет большой – мы с тобой оба все забудем. Давай закроем глаза, посидим, сосредоточ имся… – и с новыми силами впере.

Можно написать себе шпаргалку: обозначить, к примеру, все слова первыми слогами, обозначить артикли. Так вы задействуете другие формы памяти – двигательную, зрительную. Теперь читаем текст по шпаргалке.
На этом – остановитесь. Хватит.

Если вы учите стихи – можно чередоваться с ребенком, повторяя по одной строчке.

Представьте: вечер. Мама проверяет домашнее задание у ребенка. Завтра в школу.

Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?

Нет, я решал.

Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!

А... Это я не заметил...

А что задача?

Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.

А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?

Конечно, пробовал, - с обидой возражает Петя. - Сто раз.

Покажи листочек, где ты решения писал.

А я в уме пробовал...

Спустя еще час.

А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?

Ничего не задали.

Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала: я даю задание на дом на каждом уроке!

А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

С чего это вдруг?

А у нее собака на прогулке сбежала... Беленькая такая... С хвостиком...

Прекрати мне врать! - визжит мать. - Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку!

Не буду я, нам не задавали!

Будешь, я сказала!

Не буду! - Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник. Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным бормотанием, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

Потом оба плачут в разных комнатах. Потом мирятся. На следующий день все повторяется сначала.

Ребенок не хочет учиться

Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть клиентов. Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Ему вечно ничего не задано. Если все-таки усаживается, постоянно отвлекается и все делает тяп-ляп. На домашнее задание ребенок тратит страшно много времени и не успевает погулять и заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

Вот схема, которую я использую в этих случаях.

1. Ищу в медицинской карточке, есть или была ли какая-нибудь неврология . Буквы ПЭП (пренатальная энцефалопатия) или еще что-нибудь в этом роде.

2. Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием . Отдельно - у ребенка: переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно. Отдельно - у родителей: сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба - это его работа, кем и как он должен стать благодаря ответственному выполнению домашнего задания.

3. Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это выполнение. Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на самотек, проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.

4. Объясняю родителям , что именно им (и учителям) нужно, чтобы младшеклассник готовил уроки. Ему самому это не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше.

Взрослая мотивация «Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя...» появляется у детей не раньше 15 лет.

Детская мотивация «Хочу быть хорошим, чтобы мама / Марья Петровна похвалила» обычно исчерпывает себя к 9–10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, - раньше.

Что делать?

Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены. Родителю придется над ним некоторое время «зависать».

Иногда достаточно просто держать руку у ребенка на голове, на макушке - и он в этом положении за 20 минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает.

Но не нужно надеяться, что он их все в школе запишет. Лучше сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, - и хорошо.

Волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно - например, раз в месяц - следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч и умен, что сможешь сам переписать упражнение? Сможешь сам встать в школу по будильнику?.. Сможешь решить столбик примеров?»

Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось - ура!

Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет и ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент.

«Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?» Если нахватает двоек и пару раз опоздает в школу - ничего страшного.

Тут что важно? Это эксперимент. Не мстительный: «Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..», а дружелюбный: «А вот давайте посмотрим...»

Ребенка никто ни за что не ругает, но малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!».

Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Ищем альтернативу. Если у ребенка нет ни медицинских букв, ни честолюбия, школу надо пока оставить влачиться как есть и искать ресурс вовне - то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Школе от этих щедрот тоже достанется - от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Меняем установки. Если у ребенка есть буквы, а у родителей - честолюбие: «Дворовая школа - это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!», ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Эксперимент, предложенный 13-летним мальчиком

Эксперимент предложил мальчик Василий. Длится 2 недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда.

У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент, чтобы улучшить обстановку в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома? Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их НЕ БУДЕТ. Такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… Что еще нужно для работы?..

Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ - вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно. Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом 10 секунд и пошел, допустим, играть с котом.

И что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял?

Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить, написать, решить или подчеркнуть, - тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться - тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход.

Вообще-то планируется пойти поесть. А не уроки… А эта задача не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что - только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский?

И что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Вот такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки со 2-го по 10-й класс.

С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все. Многие - раньше, особенно маленькие.