Коррекционная работа психолога в школе. Проверь себя! Стратегии поддержки на этапе подготовки

Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае анкетирование проводится до и после занятий). По нашему опыту работы с анкетой, во втором случае рост показателей не всегда свидетельствует об эффективности работы. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что находит отражение в снижении показателей.

Фамилия, имя
Друзья!
Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом.
Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-балльной шкале от 1 - «полностью не согласен» до 10 - «абсолютно согласен».
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ Полностью не согласен 1 23456789 10 Абсолютно
согласен
2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ Полностью не согласен 1 2345 67 8 9 10 Абсолютно
согласен
3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий Полностью не согласен 1 2345 67 8 9 10 Абсолютно
согласен
4. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно
согласен
5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене Полностью не согласен 1 23 45 67 89 10 Абсолютно
согласен
6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку Полностью не согласен 123456789 10 Абсолютно
согласен
7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества Полностью не согласен 123456789 10 Абсолютно
согласен
8. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку Полностью не согласен 1 23 45 67 89 10 Абсолютно
согласен
9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации Полностью не согласен 123456789 10 Абсолютно
согласен
10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ Полностью не согласен 1 23456789 10 Абсолютно
согласен
11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене Полностью не согласен 1 23456789 10 Абсолютно
согласен
12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ Полностью не согласен 1234 5 6789 10 Абсолютно
согласен
13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам Полностью не согласен 1 23 45 67 89 10 Абсолютно
согласен

Спасибо!
Анализ данных
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими - 8 и больше.
Знакомство с процедурой", низкие показатели по вопросам 1, 4, 6,7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

Источник: Чибисова М.Ю.. Психологическая подготовка к ЕГЭ, Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, - 184 с. 2009 {original}

Предлагаем Вашему вниманию анкету, разработанную опытным школьным психологом, . Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она помогает определить способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае анкетирование проводится до и после занятий). По нашему опыту работы с анкетой, во втором случае рост показателей не всегда свидетельствует об эффективности работы. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что находит отражение в снижении показателей.

Фамилия, имя__________

Друзья!
Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом. Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по десятибалльной шкале от 1 - «полностью не согласен» до 10 - «абсолютно согласен». Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение:

1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полностью не согласен

Абсолютно согласен

2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

Полностью не согласен

Абсолютно согласен

3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

Абсолютно согласен

4. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

Абсолютно согласен

5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

1 23 45 67 89 10

Абсолютно согласен

6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не
согласен

Абсолютно
согласен

7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не
согласен

Абсолютно согласен

8. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не
согласен

Абсолютно согласен

9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не
согласен

Абсолютно согласен

10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

Полностью не
согласен

Абсолютно согласен

11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не
согласен

Абсолютно согласен

12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ

Полностью не
согласен

Абсолютно согласен

13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не
согласен

Абсолютно согласен

Анализ данных
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими - 8 и больше. Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой. Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги. Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

АНКЕТА «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

Инструкция: Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале – обведи цифру, отражающую твое мнение.

УТВЕРЖДЕНИЯ

Полностью

не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее

согласен,

чем не согласен

Абсолютно согласен

Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ЕГЭ

Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ЕГЭ

ЕГЭ заранее у меня вызывает тревогу

Я не очень хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение экзамена

Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ЕГЭ

Я умею работать с КИМ

Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене

Я достаточно много знаю про ЕГЭ, чтобы понять его преимущества и недостатки

Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности

С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ЕГЭ

Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку

Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена

Я чувствую, что сдать ЕГЭ мне по силам

С П А С И Б О! Алгоритм подсчета в ОБРАТНОМ порядке

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты подсчитываются суммированием обведенных тобой баллов. Для этого подсчитай сумму баллов отдельно по каждой из трех СОСТАВЛЯЮЩИХ психологической готовности к ЕГЭ, учитывая, что балл по некоторым утверждениям считается в ОБРАТНОМ порядке

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Подсчет баллов в ПРЯМОМ порядке

Подсчет баллов в ОБРАТНОМ порядке

ВСЕГО

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ

Номера утверждений

1

7

10

13

Номера утверждений

4

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

Способность к самоорганизации и самоконтролю

Номера утверждений

2

5

11

14

Номера утверждений

8

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

Экзаменационная тревожность

Номера утверждений

3

12

Номера утверждений

6

9

15

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

Сумма баллов

Уровень психологической готовности к ЕГЭ

от 1 до 5 баллов

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ

от 6 до 10 баллов

НИЗКИЙ

от 11 до 15 баллов

СРЕДНИЙ

Тест «Мое самочувствие» Инструкция: Вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые приведены ниже. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация даст возможность поразмышлять над собой, своими привычками и индивидуальными особенностями.

Анализируя утверждения теста, используйте принцип «как правило», то есть если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да».

Вопросы теста:

1. У меня часто плохое настроение, я плачу.

2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.

3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.

4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.

5. Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).

6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.

7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.

8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.

9. Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.

10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.

Ключ к тесту

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько в розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

3–6 баллов. Отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?

7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но тем не менее есть смысл задуматься над полученной информацией.

Анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова)

Описание

Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может проводиться для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае она проводится до и после занятий). Опыт работы с анкетой показывает, что во втором случае показателем эффективности не обязательно будет являться рост показателей. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что и найдет отражение в снижении показателей.

Бланк анкеты

Фамилия, имя ______________________________________________________

Инструкция

Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Я достаточно много знаю про ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

В материале представлен анализ по методике "Готовность к ЕГЭ глазами самих учеников" (М.Ю.Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ) с таблицей, выводами, рекомендациями и примером индивидуальных результатов для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключение по результатам анкетирования учащихся.

  1. Цель: исследование уровня готовности выпускников к ГИА глазами самих выпускников.
  2. Методика: анкета «Готовность к ЕГЭ» (источник: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ»).
  3. Контингент: учащиеся ____класса, ____ человека
  4. Результаты исследования:

Показатели

Ф.И.ученика

Знакомство с процедурой

Уровень тревожности

Я понимаю, какие мои качества

помогут сдать экз

+ (№7-)

средний

средний

+ (№7-)

средний

повышен

средний

средний

средний

средний

+ (№7-)

средний

средний

+ (№7-)

средний

- (№1,7,12)

повышен

средний

средний

высокий

средний

+ (№7-)

средний

средний

- (№4,7)

средний

средний

+ (№7-)

средний

средний

средний

  1. Обобщённая интерпретация данных:

Знакомство с процедурой ЕГЭ

65% учащихся (15ч) считают, что они в достаточной степени знакомы с процедурой ЕГЭ и она не вызовет у них никаких затруднений;

35% учеников (8ч) считают, что они в недостаточной степени знакомы с процедурой ЕГЭ и испытывают трудности в тех или иных вопросах.

А именно:

- (4%) имеет недостаточное представление о том, как проходит ЕГЭ (вопрос №1);

- (4%) считает, что результаты ЕГЭ не важны для его будущего (вопрос №4);

35% учеников (8ч) думают, что у ЕГЭ нет своих преимуществ (вопрос №7);

- (4%) - считает, что недостаточно много знают информации про ЕГЭ (вопрос №12).

Уровень тревожности

С высоким уровнем тревожности 4% учащихся (1ч);

С повышенным уровнем тревожности 9% (2ч)

Со средним уровнем тревожности 87% , т.е. у 20-ти учащихся уровень тревожности не превышает допустимую норму.

Владение навыками самоконтроля

91% учащихся (21ч) в достаточной мере владеют навыками самоконтроля и самоорганизации;

9% (2ч) – указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля

- (4%) отметили, что не понимает, какие качества могут помочь при сдаче экзаменов (вопрос №10).

Выводы:

Большинство учащихся ____ класса в достаточной мере знакомы с процедурой ЕГЭ, владеют навыками самоконтроля и самоорганизации и четко понимают, какие личные качества могут помочь им при сдаче экзаменов;

У 13% учащихся (3ч) отмечается высокий и повышенный уровень тревожности, что может негативно сказаться при подготовке и сдаче экзаменов (может помешать сдать экзамен в соответствии с уровнем знаний ребенка).

С учащимися, которые испытывают дефицит информации в знакомстве с процедурой ЕГЭ, необходимо провести дополнительную разъяснительную работу;

С учащимися, имеющими повышенный и высокий уровень тревожности необходимо провести занятия направленные на ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, актуализации внутренних ресурсов;

Обучение учащихся способам самоконтроля.

На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у таких детей приводит только к дезорганизации деятельности. Задача педагога – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверена, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

В качестве подготовки тревожных детей рекомендуется проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей.

Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.п.

27.10.2014г. Педагог – психолог: _____________ Нуртдинова О.А.

Вопросы по теме «Знакомство с процедурой ЕГЭ»,

по которым учащиеся _____ классов испытывают затруднения

Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Низкие показатели у ____________________(ФИ)

Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Низкие показатели: у ____________________(ФИ)

Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

Низкие показатели: у ____________________(ФИ)

Я достаточно много знаю про ЕГЭ

Низкие показатели: у ____________________(ФИ)

Педагог – психолог:_______________________Нуртдинова О.А.

Фамилия, имя

ученика

Знакомство с процедурой

Уровень тревожности

Владение навыками самоконтроля

В достаточной степени знаком с процедурой ЕГЭ

Средний, не превышает допустимую норму

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Фамилия, имя

ученика

Знакомство с процедурой

Уровень тревожности

Владение навыками самоконтроля

В достаточной степени знакома с процедурой ЕГЭ

Повышен

В достаточной степени владеет навыками самоконтроля

1. Для стабилизации уровня тревожности Вам необходимо посетить занятия, направленные на ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, актуализации внутренних ресурсов, которые будут проводиться психологом с января месяца 2015 года.

2. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Фамилия, имя

ученика

Знакомство с процедурой

Уровень тревожности

Владение навыками самоконтроля

В недостаточной степени знакома с процедурой ЕГЭ

Повышен

В достаточной степени владеет навыками самоконтроля

1. Вам необходима индивидуальная консультация по вопросу знакомства с процедурой ЕГЭ, чтобы выяснить для себя те моменты, в которых вы сомневаетесь (можно обратиться в методкабинет к____________________)

2. Для стабилизации уровня тревожности Вам необходимо посетить занятия, направленные на ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, актуализации внутренних ресурсов, которые будут проводиться психологом с января месяца 2015 года.

3. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.