Из за чего распалась османская империя. Нархов Илья: «Распад Османской империи и его влияние на судьбу Курдистана. Причины распада Османской империи

Благодаря достижениям Ренессанса Западная Европа опередила Османскую империю в военной области, в сферах науки, техники и экономики. Нарушилось равновесие между империей и Европой, и в новом соотношении сил упрочились позиции России. Турция пострадала также от возникновения новых торговых путей из Европы в Азию в XVII веке, когда менее значимым стал бассейн Средиземного моря.

Османская империя стремилась вернуть свое блестящее прошлое времен Мехмеда II Завоевателя и Сулеймана I Великолепного. XVIII век стал предвестником современности - глубоко укорененной в традициях, но взявшей за образец Европу. Модернизацию власти империи начали с военного дела и экономики в период эпохи тюльпанов в 1718-1730 гг. и продолжали до Первой мировой войны, когда была установлена конституционная монархия. Иногда эти перемены рассматривались как столкновение между Азией и Европой, Востоком и Западом, старым и новым, верой и наукой, отсталостью и прогрессом. Существовал конфликт между традицией и современностью в общественной и частной жизни, иногда модернизацию определяли как упадок, разложение, колонизацию, распад культуры. По сути же ни один султан, принимаясь за проведение реформ, не стремился к изоляции или упадку государства. Реформы были необходимы и неизбежны. И султан, и его советники осознавали, что империя уменьшается и выходит из-под контроля, поэтому они старались ее сохранить даже в ущерб самим себе.

Главной причиной развала Османской империи стал экономический кризис XVII века . После венской катастрофы в 1683 г. произошел упадок общественного настроения, начались постоянные неудачи в войнах в XVIII веке. Государство уже не в состоянии было финансировать очередные военные походы, одновременно во всех сферах публичной жизни наступил регресс, в то время как в Европе происходило развитие науки и техники периода Просвещения. XIX век называют столетием борьбы за существование Османской империи. Реформы не принесли ожидаемых результатов, поскольку после Французской революции в империи поднялось национально-освободительное движение на Балканах и Ближнем Востоке. Европейские страны открыто или тайно поддерживали эту борьбу, способствуя развалу политического единства страны, представлявшей собою мозаику национальностей и культур.

Бунты вспыхивали и среди турецкого населения, их кровавое подавление не способствовало поддержке династии среди народных масс. В 50-е гг. XIX века «новые османы» с целью восстановления мира в обществе выдвинули идею османизма , провозгласив, что все они являются османским народом, независимо от своего происхождения. Однако идеи османизма не нашли отклика среди боровшихся за независимость национальных меньшинств - арабов, болгар, сербов, армян, курдов... В 70-е гг. XIX века для предотвращения утраты оставшихся территорий были предприняты попытки сплотить общество вокруг идей исламизма. Значительные меры предпринял в этом направлении Абдул-Хамид II, однако все эти начинания были забыты после его смерти. В свою очередь, партия «Единение и прогресс» после того, как правительство возглавил Мехмед V, начала пропаганду идей тюркизма. Это была очередная драматическая попытка сохранить единство государства с помощью идеологии, но ни одна из таких попыток так и не была воспринята.

Намык Кемаль, поэт и писатель эпохи Танзи-мата, так представлял проблему потери империей австрийских и венгерских земель:

«Против пушек мы выступили с ружьями, против огнестрельного оружия - с ятаганами, против штыков - с палками, осторожность мы заменили коварством, логику - стихом, прогресс - идеологией, согласие - переменами, солидарность - размежеванием, мысль - пустотой» .

Другого мнения придерживался историк Энвер Караль, который считал, что на первом этапе модернизации оказалось недостаточно идеологических предпосылок и что не было проведено никакого научного анализа причин отставания империи от Западной Европы. К важнейшим причинам конфликтов в османском обществе он причислял именно отсутствие самокритики, имевшейся в Европе. Другой существенной причиной он называл отсутствие диалога между интеллигенцией и народом, который бы поддерживал модернизацию, как это было в Европе.
Большой проблемой становилась европеизация общества, не желавшего отказываться от религии и традиций, гордившегося своими корнями и воспринимавшего европеизацию как потерю ценностей.

В то же время турецкий историк Ильбер Оргайлы сообщает, что османские сановники склонялись к тому, чтобы перенять законодательство Западной Европы в полной форме, но не принимали европейскую философию. А перемены без философской основы происходили медленно и непредсказуемо. Так и случилось, когда в эпоху Танзимата была принята французская административная система, но без идеологии. Кроме того, не устраивали многие элементы системы, например, парламентское устройство не вызывало особого энтузиазма. Для проведения реформ в обществе должен сложиться определенный менталитет, а уровень культуры должен быть достаточным, чтобы справиться с задачей. Таким образом, Османская империя в процессе модернизации столкнулась с такими же общественными и политическими проблемами, какие были в России XVIII века и в Японии, Индии и Иране в XIX веке.

Попытки возрождения не могли осуществиться и в связи с отсутствием развитой экономики - не были развиты ни производство, ни инфраструктура, ни товарообмен. Одновременно в обществе, несмотря на широкие реформы в области образования, ощущалась большая нехватка подготовленных кадров . Более того, реформы, проводимые в Стамбуле, не получали систематического распространения па всех территориях и во всех слоях общества.

Работа студента МГУЛ, проходящего стажировку в RIATAZA

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

Институт международных отношений и социально-политических наук

Курсовая работа

по дисциплине «История страны региона специализации»

«Распад Османской империи и его влияние на судьбу Курдистана»

Выполнил: студент 1 курса

специальности 41.03.01

группы 7-2-5

Нархов И.И

Допускается к защите

«___» __________2017 г.

Защищена «___»__________2017 г.

С оценкой _____________

Зав. Кафедрой «Зарубежное регионоведение», кандидат экон. наук,

Макаренко Вадим Владимирович,

Москва, 2017

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Османская империя……………………………………………………………………….5

  • 1.1Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам……6
  • 1.2.Распад Османской империи………………………………………………………………..7

Выводы к первой главе……………………………………………………………………………..11

Глава 2. Зарождение «Курдского вопроса». Положение курдов после распада Османской империи………………………………………………………………………………….13

  • 2.1Курды Ближнего Востока………………………………………………………………….14
  • 2.2Курды России……………………………………………………………………………………19

Выводы ко второй главе……………………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………………………………….22Приложение………………………………………………………………………………………………24

Список используемой литературы……………………………………………………………..29

В ВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области истории Ближнего Востока, и касается изучения событий конца Первой мировой войны (а именно распада Османской империи) и их влияния на положение курдов как этноса.

Османская империя — государство, созданное в 1299 году турками-османами под предводительством улубея1 Османа Гази на северо-западе Малой Азии2 .

Как известно, она занимала обширную территорию, постоянно расширяясь на протяжении столетий. К концу XVII века ее владения простирались от Алжира до Каспийского моря и от Венгрии до Сомали.3 На ее территории проживали десятки различных народов, в том числе и Курды. У каждого народа была своя уникальная культура и традиции, однако под влиянием колонизаторов, произошла ассимиляция, и для каждого этноса начался новый виток исторического развития.

Для курдов влияние колонизаторов не прошло бесследно. Во-первых, они приняли новую для них веру, Ислам, отказавшись от их родной религии, Езидизма. Лишь небольшая часть сохранила преданность своей исторической вере и ушла в горы. Во-вторых, курды стали рассматриваться как военная сила, которую можно использовать в завоевательских походах и битвах с противниками, чем Османские султаны и пользовались. А в третьих, будучи под гнетом османов, курды не имели никакой возможности претендовать на особую территорию, закрепленную за их этносом. Это наложило отпечаток на историческое развитие курдов и их положение на Ближнем Востоке даже после распада Османской империи.

Актуальность темы заключается в том, что Курдский вопрос, возникший после распада Империи, не решен до сих пор. Изучение данной темы позволит более детально понять суть этой немаловажной проблемы современности.

Целью данной работы является исследование событий конца Первой мировой войны и поиск причин по которым курды не получили независимой территории, на которую претендовали, даже по сей день.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

  1. Краткое изучение истории развития Османской империи.
  1. Исследование положения курдов под гнетом Османского султаната.
  1. Анализ событий конца Первой мировой войны и поиск причин, которые не позволили Курдам стать независимым народом.
  1. Рассмотрение положения курдского этноса после распада Османской империи на территории России и Ближнего востока.

Объект исследования – распад Османской империи и образование новых государств на ее обломках.

Предмет исследования – влияние объекта исследования на возникновение Курдского вопроса, не решеного и по сей день.

Методологической и теоретической основой для исследования послужили научные труды известных российских и зарубежных курдологов.


ГЛАВА 1.
Османск ая импери я.

Исторически, развитие Османской империи можно разделить на три больших периода:

1. Возникновение и расширение империи

2. Расцвет

3. Упадок и распад.

Османская империя, как было указано выше, была создана в первоначальном виде в последнем десятилетии XII века Османом Гази, родоначальником османской династии. Осман I правил в одном из османских бейликов4 , который во время его правления получил независимость, его границы были расширены, так же там были установлены органы управления.

Постепенно, границы расширялись путем постоянных завоеваний и колонизаций соседских территорий.5 Экспансия происходила быстро и эффективно. Уже к 1453 году османы прочно закрепились в Европе, захватив Константинополь. Византия, колыбель православного мира, пала, а бейлик получил статус империи со столицей в Стамбуле6 . В XV-XVI века границы продолжали расширяться, сама империя успешно развивалась под грамотным политическим и экономическим правлением султанов. Османская империя получила полный контроль над сухопутными и морскими путями, соединявшими Азию и Европу. В 1514 после Челдранской битвы, в ее состав вошли Иранские земли. Именно там и проживала основная масса курдов.

В XVI-XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния. Это был расцвет государства. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи - окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке7 . В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств.8

Однако, с конца XVII века, после неудачной осады Вены в 1683 году, начался период упадка. После событий в Австро-Венгрии, европейцы осознали, что османов возможно победить. Развеялся миф об их всесилии. Это поражение, а также ряд последующих неудач стали причиной заключённого в январе 1699 года Карловицкого мира. Согласно этому документу Порта9 теряла ранее подконтрольные ей территории Венгрии, Трансильвании и Тимишоара. Её границы сместились к югу на значительное расстояние. Это уже был достаточно ощутимый удар по её имперской целостности. Затем, огромный ряд поражений в последующих войнах. Империя теряла свою мощь и влияние.

§ 1.1 Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам .

Османская империя была многонациональным государством, включающим в себя болгар, сербов, венгров, румын, молдаван, греков, грузин, армян, курдов и других. Однако единственным господствующим этносом были турки. Экспансия никак не повлияла на сближение их и подчиненных народов, напротив, иго, насаждаемое извне, приводило к агрессии угнетенных и порождало конфликты. На Европейских территориях началось мощное освободительное движение, арабы также поднимали восстания.

Для курдов присоединение к империи в 1514 году стало первым контактом с турками, сразу занявшими главенствующее положение. Именно период присоединения был единственным временем, когда между двумя народами не возникало конфликтов. Курды надеялись на улучшение своего положения, поскольку до этого их суннитское меньшинство находилось под властью шиитской династии Сефевидов. Тем не менее, курды достаточно быстро разочаровались в своих надеждах. Османы проводили политику повсеместной тюркизации курдского населения. Недовольства были, но активно их не проявляли, поскольку в курдской среде еще не было единства. В османский период курды проживали в замкнутом пространстве, ограниченном высокогорными районами Эрбиля и Диярбакыра.10 Ввиду особых географических условий курды были отдалены друг от друга и поэтому долго не могли создать организованного национального движения.

Однако, первые зачатки подпольного сопротивления были, например, в 1898 году группа курдских аристократов во главе с Бадрхан-беком начала публикацию первого журнала под названием «Курдистан». Первое политическое объединение курдов тоже возникло при османах. «Партия союза и прогресса» была образована в 1889 году, ее члены были сторонниками курдского национализма.11

§ 1.2 Зарождение «Восточного вопроса». Распад Османской империи

Распад Османской империи начался в 1908 году, когда произошла Младотурецкая революция. Политическая организация «Единение и прогресс»12 , во главе с Ахмедом Джемалем-пашой и его сторонниками, поставила своей главной целью свержение Абдул-Хамида II и восстановление конституции. 13

3-6 июля проходило восстание на территории турецких военных частей в Македонии. 23 июля в городах Салоники и Битолу прошли митинги, на которых в односторонне порядке со стороны митингующих была восстановлена конституция 1876 года. Абдулл-Хамид принял требования митингующих и созвал парламент.

В это время, Крит провозглашает энозис14 с Грецией, и это стало первым толчком к полному развалу Османской империи. В 1912 году Албания объявила себя независимой страной под управлением Сербии, Черногории и Греции. Ослабленная империя попыталась найти опору в лице Германии, но лишь была вовлечена в Первую мировую войну (1914-1918) и потеряла большую часть своих владений: Сирия и Ливан стали подконтрольны Франции; Иордан, Ирак и Палестина – Англии; Хиджаз, Неджд, Асир и Йемен обрели независимость.15

Все эти события сопровождались массовой резней христиан и курдов-езидов.

Особо ярким эпизодом стала резня армян в 1915 году. Из-за ряда поражений, Османская империя обвинила именно армянские отряды, составлявшие большинство в проигранных боях с Персией и Россией. С 1914 года началось разоружение. Тогда и произошли первые убийства по этническому признаку. Армян, не желавших подчиняться приказу пытали и лишали жизни.

24 апреля 1915 года была арестована и депортирована из Стамбула армянская элита. Новость об этом быстро распространилась по всей империи и подобные акции начали проводиться повсеместно В это же время происходила депортация приграничного населения. Власти объявляли о переселении армян в более безопасные районы, но в результате, люди были выброшены посреди пустыни, оставлены умирать от жажды, голода и жары. Поскольку, большинство мужчин было мобилизовано, у границ оставались лишь женщины, дети и старики, которые не могли противостоять этому процессу. Оставшихся мужчин заранее арестовывали. В конце весны, данные действа начали происходить на территории Анатолии, вдалеке от военных очагов. Данный факт нисколько не мешал властям намеренно убивать армян, совершенно не оправдывая своих действий.

«26 мая министр внутренних дел Османской империи Мехмед Талаат-паша подготовил новый закон, согласно которому, высылкам должны были подвергаться те, кто не согласен с политикой правительства. В июне он же отдал приказ депортировать почти всех армян из десяти восточных провинций страны. Очередная кампания проводилась по нескольким правилам. Согласно разнарядкам власти, в каждом регионе количество армян должно было быть снижено до 10% от остального мусульманского населения. Кроме того, этническому меньшинству запретили открывать собственные школы, а их новые поселения должны были находиться на значительном отдалении друг от друга. В июле высылки охватили западные провинции и, таким образом, распространились на всю Османскую империю. Причина геноцида армян 24 апреля 1915 г. и последующих месяцев заключалась в пантюркистской политике властей. Однако в столице и некоторых крупных городах депортации приняли не настолько массовый характер. Связано это было с тем, что правительство боялось огласки иностранных журналистов, живших в Стамбуле, Измире и т. д. Убийства во время депортаций носили организованный характер. Помимо этого, множество армян умерло от ужасных условий содержания в дороге или в концлагерях. Позже турецкий трибунал представил доказательства того, что власти проводили медицинские опыты над представителями этнического меньшинства. На них, в частности, пробовалась вакцина от сыпного тифа. Тысячи армян ежедневно умирали от пыток и издевательств жандармов.»16

Печальна роль курдов в данных событиях. Следуя приказам руководства, в основном именно курдские отряды были активной силой армянского геноцида.

Аднан Челик, автор книги «100-летний стон: Диарбекир 1915-го года по следам коллективной памяти», в своем интервью говорил: «Курды принимали участие в истреблении армян в первую очередь как мусульмане, и считали свои действия борьбой против неверных. За участие в геноциде курды были вознаграждены, получили армянские дома и земли. Однако в скором времени сами стали жертвами гонений со стороны турецкого правительства.…После геноцида армян, турецкие власти продолжили преследования против курдов. В середине 20-х годов прошлого века в Турции начались курдские восстания. Тогда курды поняли, что после расправы с армянами, турки взялись за них. Это заставило их посмотреть на события 1915 года иначе. У курдов есть такая пословица: армяне - на завтрак, а курды - на ужин. После того как здесь началось курдское движение, вопрос армянского геноцида оказался в центре внимания. Сегодня курды видят связь между массовыми убийствами армян и гонениями против них самих, поэтому у курдов борьба за собственные права связана и с армянским вопросом»17

Езиды также подвергались гонениям. Во время геноцида 1915 года, было убито около 400 тысяч езидов, оставшиеся в живых спасались на территории Российской Империи в Армении. Так же были сформированы езидские полки, боровшиеся с турками на стороне армян.

Турецкие власти на сегодняшний день так и не признали акт геноцида.

Османская империя вышла из Первой мировой войны в 1917 году по Ерзнкайскому перемирию. Потери составили около 350 тысяч человек. В ноябре 1918 года Стамбул был оккупирован английскими и французскими войсками. Правительство Османской империи подписало Мудросское перемирие, по которому Османская империя прекратила свое существование, передав большинство земель под управление стран-победительниц, утратив контроль над Черноморскими проливами и полностью разоружив свою армию.

Затем последовал Севрский мирный договор 1920 года, признающий права управления недавно созданной Лиги Наций на Ближнем Востоке, получение независимости Йемена, а также британский суверенитет над Кипром.

Юридически, распад Османской империи и закрепление территории Турции в ее основных границах были оформлены в Лозаннском договоре 1923 года, заменившем Севрский. По этому договору, Турция сохранила за собой лишь Восточную Фракию, Смирну и другие территории, отторгнутые от неё по Севрскому мирному договору 1920 года.18 29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая республика.

Выводы к первой главе.

На основании изученного материала по истории Османской империи, а так же дополнительных материалов по положению курдов, проживающих на ее территории, было установлено следующее:

  1. Османская империя – великое государство, подчинившее себе обширные территории и являвшееся одним из сильнейших государств в мире во времена своего расцвета.
  2. Угнетенные народы поднимали восстания, которые султанам удавалось подавлять до серединыXVIIвека.
  3. С концаXVIIвека империя начала утрачивать свою мощь. Сужались границы, народы выходили из повиновения, уменьшалось влияние на международной арене.
  4. В началеXXвека ослабленная Османская империя, видящая поддержку в Германии, была вовлечена в Первую мировую войну, по результатам которой произошел распад империи.
  5. Курды, проживавшие на территории колонизированного Ирана, использовались турками как военная сила.Во время геноцида армян 1915 года именно курды выполняли приказы Стамбула.
  6. Распад Османской империи привел к образованию новых государств, подконтрольных крупным европейским странам.

ГЛАВА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ «КУРДСКОГО ВОПРОСА». ПОЛОЖЕНИЕ КУРДОВ ПОСЛЕ РАСПАДА ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ.

Возрастание национального движения курдов еще во времена Османской империи привело к осознанию, что такому многочисленному этносу, сохранившему свою культуру, традиции и идентичность, необходимо свое государство.

Распад империи был идеальным моментом для претензии на собственную территорию. Севрский мирный договор предусматривал создание Курдистана19 , как отдельного государства. Однако, пересмотренное Лозаннским договором, данное положение было отменено.

В 1923 году Южная часть предполагаемого Курдистана (Мосульский вилайет20 ) стала подконтрольна подмандатному Англии Ираку. Юго-западом теперь управляла Сирия под контролем Франции, а остальные территории достались Турции21 . Так зародился «Курдский вопрос», который остается нерешенным уже на протяжении столетия.

Кемаль Ататюрк, возглавивший Турцию после свержения монархии, был инициатором денонсирования22 Севрского договора. Он отказался предоставлять курдам автономию и объявил их «горными турками». Были приняты законы, запрещающие использовать курдский язык, национальные одежды и сам термин «Курд».

Часть курдов бежала в Россию, где им были выделены территории для проживания.

Курды по сей день борются за право обладания их историческими территориями и обретения независимости.

  • 2.1 Курды Ближнего Востока

После распада Османской империи курды начали активно бороться за свою независимость. Положение Севрского договора о создании Курдистана и сегодня продолжает поддерживать курдский народ в их борьбе.

Как указывалось ранее, ситуация на Ближнем Востоке в двадцатых годах ХХ века складывалась не в пользу курдов. Долгожданная независимость, уже закрепленная в международном договоре в двадцатом году, была утеряна.

В 1922 году произошло восстание турков под руководством Мустафы Кемаля, будущего Ататюрка23 . Целью восстания было свержение монархии и установление республики. Кемаль предложил курдам выполнить все их требования в обмен на помощь в свержении Османов. С помощью курдских отрядов ему удалось победить англичан, арабов и греков и добиться свержения династии.

Тем не менее, события стали развиваться прямо противоположно обещаниям Ататюрка. После обретения Кемалем власти, все важные государственные посты заняли его соратники. Следуя принятому в 1923 году Лозанскому договору, новое правительство признало права лишь религиозных меньшинств. Поскольку большинство курдов исповедовало ислам, турки отказались признавать их как отдельный народ, претендующий на свое государство. Отказавшись признавать их права, республиканское правительство ввело запрет на любое проявление курдской самобытности, в том числе на использование языка и национальной одежды. Курдские общественные организации24 , образованные в двадцатых годах и борющиеся за национальную свободу, были разгромлены и объявлены вне закона.

Такой резкий поворот в отношении Ататюрка ожидаемо повлек за собой ряд восстаний со стороны курдов.

25 февраля началось массовое национальное восстание под предводительством шейха Саида Пирани, но к середине апреля оно было подавлено. Пирани и его соратников казнили, началась массовая резня и депортации, было уничтожено порядка 206 курдских деревень и было убито более 15 тысяч человек. Кемаль ввел «Суды независимости», каравшие любого, кто проявит сочувствие к курдам. Запрет на использование курдского языка и ношение национальной одежды ужесточился. Любые книги на курдском языке конфисковались и уничтожались. Слово «Курд», а так же производные от него, были изъяты из учебников. Курдов объявили «горными турками», забывшими свою национальную принадлежность. С 1934 года Турецкое правительство приняло закон25 , по которому можно без объявления причин переселять народности, чтобы им было проще и эффективнее ассимилироваться. Курды были отправлены на запад Турции.

Однако, столь жесткие меры в отношении к курдскому народу, ставившие цель подчинить курдов, повлекли за собой рост национального движения. Последовал ряд крупных восстаний26 , но все они были жестоко подавлены. Известно, что в период 1937-1938 было убито от 50 до 70 тысяч курдов27 .

Ниже представлены этапы борьбы курдов за независимость в Турции.

Курды Ирака начали бороть за свои права и автономию позже, чем курды Турции. Лишь когда Ирак был оккупирован Советским Союзом и Англией в 1941-1945 годах, а монархия была свергнута, начались восстания под руководством Барзани28 , а в 1946 году появилась Демократическая партия Курдистана. В результате борьбы появилась Мехабадская республика, просуществовавшая всего с 22 января по 16 декабря 1946 года, но имевшая огромное значение для курдов. Это было первым автономным образованием.

В 1958 году была свергнута Иракская монархия, и к власти пришло новое правительство. Его возглавил лидер организации «Свободные офицеры» генерал Абдель Керим Касем. После свержения Фейсала, курды получили равноправие и надеялись на обретение национальной свободы, но новое правительство начало поддерживать арабский шовинизм29 , что послужило причиной Сентябрьского восстания 1961-1970 годов под предводительством Барзани. Под лозунгом «Демократия Ираку - автономия Курдистану!», Барзани взял под контроль горную часть Иракского Курдистана и назвал ее «Свободным Курдистаном».

Далее последовал тяжелый период отношений курдов с Саддамом Хусейном. Самыми яркими эпизодами можно считать газовую бомбардировку Халабаджи в 1988 году и операцию Анфаль 1987-1989 годов, подразумевавшую «чистку» курдского населения. Около 182 тысяч человек были вывезены в пустыню и уничтожены, более 700 тысяч депортировали в особые лагеря, около 90% курдских деревень на территории Ирака были стерты с лица земли.

Были приняты множественные попытки обрести независимость, которые, в конце концов, увенчались успехом.

Лишь в октябре 2005 года на референдуме принятия Иракской конституции был официально создан Иракский Курдистан на правах широкой автономии. На сегодняшний день Курдистан обладает собственным парламентом, правительством, службой безопасности и вооруженными формированиями30

В Иране курды не сосредоточены на определенной территории. Курдские поселения разбросаны по всему Ирану. Из крупных районов компактного проживания курдов можно выделить Северный Хорасан, Илам и Керманшах31 .

Что касается положения курдов в Иране, то его доступно описала Ольга Жигалина: «Происходившие в самом монархическом Иране интеграционные процессы отразились и на характере межнациональных отношений в Иранском Курдистане. До свержения шахского режима32 определенное сближение населявших страну национальностей гарантировала политика иранского национализма. Она была нацелена на разрушение традиционных форм общественных отношений, на формирование социальной структуры и хозяйства, свойственных капиталистическому обществу, распространение общеиранских форм культуры, внедрение персидского языка во все сферы жизни и т. д. При этом игнорировались национально-культурные запросы неперсидских народов страны. Социально-политическая и экономическая неудовлетворенность иранских курдов, ущемление их национально-государственного статуса и иные причины порождали претензии к властным структурам, представителям доминирующего этноса (персоязычным иранцам), с которыми связывались этнокультурные последствия интеграционных процессов. Между тем использование военных и репрессивных институтов позволяло шахскому режиму в целом сохранять определенный баланс межнациональных отношений»33

В Сирии национальное движение началось в 30-х годах в провинции Аль-Джазира. Лидерами были Хаджо Ага, Каддур Бей и Халил Бей Ибрагим-паша. Их основной целю было добиться прав на автономию, но французские власти отказали им.

В 1957 году была основана Демократическая партия Сирийского Курдистана, целями которой провозглашались защита культурных традиций курдов, борьба за экономический прогресс и демократические перемены в Сирии. Лидерами партии были Осман Сабри  и Дахам Миро. ДПСК никогда не была признана сирийскими властями и остаётся подпольной организацией. После провала попытки создания политического союза Сирии с Египтом в 1961 году, Сирия была объявлена арабской республикой и вступила в силу временная конституция страны. В 1960 году несколько лидеров ДПСК были арестованы по обвинению в сепаратизме и заключены в тюрьму. На парламентских выборах 1961 года ДПСК не получила ни одного места в парламенте.

После переписи 1962 года около 120 тысяч курдов были лишены сирийского гражданства. Это делало их абсолютно бесправными, они не могли официально трудоустроиться, получить образование, владеть собственностью и заключать браки. Курды без гражданства изгонялись из своих земель и на их место приходили арабы.

В 1986 году во время праздника Новруза, полицейские Дамаска открыли огонь по толпе под предлогом того, что ношение национальной курдской одежды запрещено. Много людей было ранено, один человек убит. В Африне произошла та же ситуация. Там погибли трое.

Тем не менее, обе стороны конфликта в течение последующих двадцати лет постепенно начали предпринимать попытки поиска компромиссов. Положение курдов улучшилось. В 2006 году была основана Национальная ассамблея Сирийского Курдистана Сирии с целью развития демократии, предоставления прав национальным меньшинствам и создания федеративного государства.

В 2016 году курды получили автономию из трех кантонов (Джазира, Кобани, Африн). Второе название Сирийского Курдистана-регион Рожава, хотя официальные власти против данного территориального образования. Даже сейчас курды в Сирии не имеют права официально использовать курдский язык, не допускается присвоение курдских имён детям, запрещена регистрация фирм, которые не имеют арабских названий, не разрешается строить курдские частные школы, запрещено издание книг и других материалов на курдском языке34 .

  • 2.2 Курды России

В Россию курды начали мигрировать в конце XIX века из Турции и Ирана в Закавказье из-за неурожая и голода.

После революции 1917 года, была принята «Декларация прав народов России», по которой закреплялось право на самоопределение, на возможность реализации своих национальных устремлений, а так же повсеместна ликвидация неграмотности. Последующие правовые акты закрепляли неприкосновенность верований и обычаев и право на обустройство свободной национальной жизни35 . В начале двадцатых годов ХХ века территории, на которых проживали курды, вошли в состав СССР (Армения, Азербайджан, Грузия) и все принятые законы теперь действовали и на курдское население.

Для Советского Союза одним из главных являлся вопрос интеграции различных народов в одно Советское общество. Курды, попадавшие под определение национального меньшинства, были приравнены к другим народам в правах, но на территории СССР для них не было выделено отдельной земли.

Ниже представлена таблица с важнейшими для решения курдского вопроса съездами:

По различным данным в России в ХХ веке проживало 150-500 тысяч курдов.

В 1937 году Иосиф Виссарионович Сталин принял решение о депортации курдов из приграничных с Турцией районов в Казахстан, Азербайджан и Армению. Депортация происходила лишь частично и к 1944 году уже была закончена.

В девяностых, из Средней Азии курды мигрировали в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи. По данным переписи населения 2010 года в России проживает около 23,2 тысяч курдов и 40,6 тысяч Езидов, учитывавшихся отдельно.

Выводы ко второй главе.

На основании изученного материала, а так же проведенного анализа фактов, было установлено следующее:

  1. После окончания Первой мировой войны был заключен Севрский мирный договор в 1920 году между странами-победительницами и Турцией. По положениям этого договора, курды получали независимость и отдельную территорию, именуемую Курдистаном.
  2. Однако, после прихода к власти турецкого республиканского правления, положения Севрского договорабыли пересмотрены и в 1923 году былзаключен Лозаннский договор, официально оформивший распад Османской империи и отрицавший право курдов на создание отдельного государства.
  3. Курды Ближнего Востока были разделены между Турцией, Сирией, Ираком и, позднее, Ираном.
  4. В течение всего двадцатого столетия, курдский этнос подвергался дискриминации, существенному ограничению в правах, уничтожались курдские поселения, проходили массовые казни. Большинству курдов было запрещено использовать свой родной язык, носить национальные одежды, выделять себя отдельным народом.
  5. Тем не менее, было сильно национальное движение. В течение всего двадцатого века проходили массовые акции протеста, восстания, развязывались войны с правительством ради обретения независимости.

6.Курдам Сирии и Ирака удалось добиться автономии своих территорий, в то время как в Иране и Турции этого достичь пока не удалось.

  1. В России курды не подвергались гонениям, Советские власти в первые годы своего правления всячески старались улучшить положение угнетенных национальных меньшинств и улучшить их условия жизни.
  2. Массовые депортации в Сталинский период не сопровождались кровавыми бойнями, как на Ближнем Востоке.
  3. И сейчас в России проживают курды, они равны в правах с другими народами, но отдельной земли для них не выделено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе был рассмотрен процесс распада Османской Империи, великого государства, просуществовавшего более шести веков и занимавшего огромные территории, и влияние этого процесса на судьбу курдов.

Действительно, распад империи значительно повлиял на процесс развития курдского национального движения и существование курдов в целом, поскольку курдский народ так и не был допущен к созданию собственного государственного формирования.

Были найдены причины, повлиявшие на этот процесс. Во-первых, это сам распад Османской империи и положения договоров, зафиксировавших этот процесс. Во-вторых, это смена правящих режимов в государствах, где проживали курды. Новые правительства проводили антикурдскую политику, ужесточая отношение к национальному меньшинству и ограничивая его в правах, всеми силами стараясь не позволить курдам объединиться в мощную силу, способную отстоять свои интересы. В третьих-это неменяющийся статус угнетаемого народа, который не изменился после распада Османской империи и по сей день.

Многолетняя борьба дала плоды, и в Ираке и Сирии были сформированы автономные области, названные Курдистаном. Это Иракский Курдистан и Рожава.

В данной работе были выполнены следующие задачи:

  1. Была изучена история развития Османской империи от создания и до самого распада.
  2. Было рассмотрено положение курдов под властью османских султанов. В то время курдский этнос рассматривался как вассальная военная мощь, с помощью которой происходило расширение территорий и проведение агрессивной внутренней политики по отношению к колонизированным этносам.
  3. Был проведен анализ событий начала двадцатого века и были выведен ряд причин, не позволившим курдам обрети независимость.
  4. Было рассмотрено положение курдов после распада Османской Империи, как на Ближнем Востоке, так и в России.

По сей день курдский вопрос является острой темой дискуссий на международном уровне. Вовлеченные в военные конфликты на Ближнем Востоке, курды являются мощной силой, отстаивающие свои интересы. Не смотря на масштабную дискриминацию на протяжении веков, они не утратили надежд на создание единого Курдистана и борются за свои права.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Иллюстрация 1
Иллюстрация 2
Иллюстрация 3
Иллюстрация 4
Иллюстрация 5
Иллюстрация 6
Иллюстрация 7
Иллюстрация 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ближний Восток и международное право. М., 1992.
  1. Брои Р. Курды бывшего СССР и роль России в решении их проблем. Курдистан на перекрестке истории и политики. М., 1994.
  1. Документы внешней политики СССР. М., 1958. Т. 2.
  1. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М., 2001.
  1. Ключников Ю.В., Сабанин А.В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. М., 1926. Ч. 2.
  1. Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема. М., 1964.
  1. Лазарев М.С. Курдская проблема в европейском измерении / Азия и Африка сегодня. 1997. №2.
  1. Лазарев М.С. Курды – народ гонимый / Азия и Африка сегодня. 1995. № 3.
  1. Лазарев М.С. Курды и Курдистан: (факторы становления проблемы) / Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М., 1986.
  1. Лазарев М.С. Новая Россия и старый курдский вопрос / Азия и Африка сегодня. 1991. № 1.
  1. Лазарев М.С. Разделенный народ / Азия и Африка сегодня. 1990. № 11.
  1. Мгои Ш.Х. Анкара чувствует себя безнаказанной / Независимая газета. М., 1997. 11 июля.
  1. Ментешашвили А.М. Курды: очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта. М., 1984.
  1. Encyclopedia Britannica - Ottoman Empire, empire created by Turkish tribes in Anatolia
  1. David McDowall, A modern history of the Kurds

Османская империя, ядро которой сложилось к середине XIV века, на протяжении нескольких столетий оставалась одной из крупнейших мировых держав. В XVII веке империя вступила в затяжной социально-политический кризис. В первой половине XX века накопившиеся внутренние противоречия и внешние причины привели к распаду Османской империи.

Первая мировая война

Почему распалась Османская империя? Еще накануне войны она находилась в глубоком кризисе.
Его причинами были:

  • национально-освободительная борьба народов, входящих в состав империи;
  • движение за реформы, выразившееся в младотурецкой революции 1908 г.

Участие в Первой мировой войне на стороне Германии и Австро-Венгрии стало исходной точкой распада империи. Боевые действия складывались неудачно.

Потери были настолько велики, что к октябрю 1918 г. размер османской армии сократился до 15% от общей максимальной численности (800 тыс. чел. в 1916 г.).

Рис. 1. Османские войска в Алеппо. 1914 г..

Кратко о причинах распада Османской империи говорит общая ситуация в стране, сложившаяся в годы войны. Был нанесен непоправимый ущерб экономике. За годы войны значительно увеличились налоги. Это привело к резкому возрастанию недовольства как среди немусульманских народов империи, так и среди арабов (Арабское восстание в Хиджазе).

Иностранная оккупация

В октября 1918 г. было подписано перемирие в Мудросе.
Условия были очень тяжелыми:

  • немедленная демобилизация всей армии и флота;
  • открытие средиземноморских проливов (Босфор и Дарданеллы);
  • сдача всех османских гарнизонов и т. д.

Статья 7 перемирия позволяла войскам Антанты оккупировать “любые стратегически важные пункты”, если это вызвано военной необходимостью.

Пик Османской империи пришёлся на правление Сулеймана I Великого. Но в это время были и некоторые сигналы будущего падения империи. У Сулеймана наступила усталость от государственных дел и всё чаще посвящал себя гарему и развлечениям. Управление страной постепенно переходило его визирю. Он стал вторым после султана. Его доходы и власть почти сравнялись с султанскими.

Визирь имел право требовать абсолютного послушания и исполнения его приказов. Но он не был авторитетом у всех слоёв общества. В империи произошло разделение власти. Османская знать потеряла почти всё своё влияние в столице. Поэтому произошёл возврат силы к прежним центрам в Европе и Анатолии. Земли перешли к великим сословиям и стали частной собственностью. В результате этого империя лишалась их услуг и доходов, которые могла бы получать, если бы они стали налоговыми хозяйствами. Но сипахи полностью не исчезли, они ещё были военной силой. Янычары и артиллерийский корпус были наиболее важной частью армии османов.

В стране развивались коррупция и кумовство

Визирь в полной мере стал использовать правительство для получения собственных благ, а не выгоды для султана и государства. В стране развивались коррупция и кумовство. Они охватили все уровни управления. Правящий класс распался на различные фракции, группы и партии. Каждая из них старалась извлечь больше выгоды для себя, выдвигая собственных представителей. Они создавали фракции с матерями, сёстрами, жёнами каждого принца. После того, как Сулейман отстранился от власти, государственные должности стали доставаться кандидатам вследствие политических интриг, заговоров и подкупов. Таким образом, стало легче контролировать сыновей султана, оставляя их необразованными. Раньше их образованием занимались в специальных местах, а теперь они стали изолированы в домах гарема, почти не общаясь с внешним миром. Поэтому, получив власть, они не могли по-настоящему заниматься управлением. У них не было ни образования, ни материальных средств.

После Смерти Сулеймана с 1566 по 1574 год страной правил Селим II, а после него правителем Османской империи в 1574 году стал Мурад III. Он взошёл на престол, благодаря интригам фракций, которые ослабили власть визиря. После визиря Мехмеда Соколлу с 1565 по 1579 год, власть перешла к «Султанату женщин». Управлять страной стали женщины гарема. После них власть в свои руки высшие янычарские офицеры — ага. Они управляли страной с 1578 по 1625 год. Все эти годы, после Сулеймана I, рос паралич власти по всей империи. Увеличивались анархия и раскол общества на враждующие стороны.

В Османской империи стали возникать экономические трудности

Правительство не могло справляться с проблемами, которые начались в конце XVI века. В это время Голландия и Англия окончательно закрыли все старые торговые пути, проходящие через Ближний Восток. В империи началась жуткая инфляция. Её вызвал приток драгоценных металлов в Европу из Америки. Нарастал дисбаланс торговли между восточными и западными странами.

В империи увеличились налоги, что вело только к ухудшению ситуации в стране. Заработная плата наёмным рабочим не доплачивалась, от этого кражи только увеличивались. Коррупция позволила перевести многие владения в пожизненную частную собственность или религиозные пожертвования. Государство взамен не получало ничего. В результате инфляции стали исчезать традиционные области промышленности и торговли. Купеческие гильдии не могли обеспечить качественные товары по низким ценам, они не выдерживали конкуренции с более дешёвыми товарами из Европы. Их завозили в страну без ограничений. Это было результатом соглашений о капитуляции.

Мусульманские и еврейские торговцы стали разоряться и впадать в нищету. В то же время в XVI – XVII веках увеличился рост населения империи. Он произошёл из-за притока людей из Европы. Прожиточный минимум падал. В стране стали возникать беспорядки. Нищие крестьяне, не выдерживая налогообложения, бежали с земли в города. Наступил дефицит продовольствия. В сельской местности вспыхнуло восстание Джелали.

В стране ослабла власть правительства. Восставшие крестьяне захватывали всё большую площадь империи. С этих территорий не поступало налогов в казну, а также продовольствие в города. Но османские границы всё ещё охранялись армией. Постепенно начался распад и в её рядах. Должности командиров стали источником дохода, а занимающие их люди перестали выполнять должностные функции. Таким образом османская армия стала состоять, в основном, из военных, поставляемых вассалами султаната. Но армия по-прежнему оставалась довольно сильной. Военные жестоко подавляли восстания внутри страны. В то же время османский улам смог защитить очень много людей от правящей элиты и нищеты. Возможно в результате этого распад империи длился гораздо дольше, чем мог произойти в другом случае.

Недовольства среди немусульманских подданных

В XVII веке в Европе всё ещё боялись османской армии, как и два века назад, несмотря на разгром османского флота в битве при Лепанто в 1571 году. Османы смогли восстановить его. И пока действовали мирные договоры, заключённые в годы правления Сулеймана, османы были защищены от распада ещё длительное время. Но на севере набирала силу Русь. Она освободилась от монгольского ига, и некоторые монгольские земли к северу от Чёрного моря перешли к ней. Мурад III расширил территорию империи территориями Кавказа. При его правлении османская империя имела самую большую площадь. Это спасало её ещё полвека от полного падения. В XVII веке в стране было проведено ряд реформ. В результате них временно трудности были преодолены. Но в тоже время, Европа становилась всё сильнее.

Австрия стала разжигать недовольства среди немусульманских подданных султана. Периодически возникали войны с европейскими соседями. В результате войн османами была потеряна Венгрия, Трансильвания и Буковина. К 1812 году ими было потеряно и северное побережье Чёрного моря: Бессарабия, Украина, Крым, Кавказ. В XVII – XVIII веке увеличилась слабость центрального правительства. Оно уже не контролировало большинство провинций. Богатые люди сформировали собственные армии. Они собирали собственные налоги, почти ничего не отправляя в казну. В XVIII веке в стране снова прошли реформы, которые затронули и армию. Начались переговоры с европейскими государствами. Было подписано множество новых международных договоров. Появились и изменения в одежде. Некоторые знатные люди приняли европейский стиль.

Специальные школы были построены для обучения офицеров. В начале XIX века велась война с Россией. Сербы восстали против янычаров и вступили в союз с Россией. Затем османами была потеряна Греция в 1832 году. В 1829 году была очередная война с Россией, в результате которой оманская империя лишилась ещё части своих территорий в Малой Восточной Азии. Государственный долг составлял 200 миллионов фунтов стерлингов. В 1875 году начались восстания в Герцеговине и Болгарии. В 1877 году Россия объявила войну Османской империи, в которой русские одержали победу. В результате этой войны получили независимость Румыния, Сербия и Черногория.

В начале XX века Османской империей были потеряны земли Сирии и Ливана, которые перешли к Франции, и Палестины, Иордании и Ирака, отошедших Великобритании. В 1923 году состоялось подписание договора в Лозанне, по которому были установлены новые границы Турецкого государства.

Когда и почему распалась Османская империя?- Османская империя распалась из-за ряда причин. Дело в том, что Порта (так европейцы иногда называли Осм. империю) была на порядок хуже развита, чем прочие страны того времени. Причины распада Турции следует искать в отсталости экономики. Была крайне слабо развита промышленность. Преобладал устаревший феодальный строй. Большинство жителей не умело читать и писать. Не было железных дорог, были плохо развиты пути сообщения. Великая и свирепая в XV, XVI и даже частично в XVII веке, Османская империя ужЕ в XVIII заметно померкла, и её господство ослабло. А в XIX веке могущество Османской империи и её власть над миром сошли на нет. В XIX веке Османскую империю называли "Больным человеком Европы". Конечно, распад империи не происходит за день. Не происходит он даже за год. Распад империи - это процесс, который может длиться века. Началось всё с крупного поражения осман у стен Вены в 1683 г. К 1680-м годам Турция была практически непобедима. И вот в 1683 г. турки взяли город Вену в осаду. Но жители Вены мужественно отражали атаки, среди них были выдающиеся стратеги военного дела. А затем на подмогу жителям города приехал польский король Ян Собесский. Турки дрогнули и бежали, сняв осаду. Христианам досталась богатая добыча. Уже в 1699 г. был подписан Карловицкий договор. Турция потеряла Трансильванию, Кришану, Марамуреш. Её границы отодвинулись к югу. Первая половина XVIII характеризовалась относительным успехом Турции. Она сохранила выход к Чёрному и Азовскому морям, потеряв, правда, Банат, который был вскоре возвращён турками в 1739 г. Однако с 1760-х годов успехи Турции сошли на нет. В 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому договору Турция потеряла земли между Днепром и Южным Бугом (отошли к России). В 1775 г. Турция теряет Буковину (отошла к Австрии). В 1792 г., по Ясскому договору, Порта теряет земли между Юным Бугом и Днестром (Приднестровье) - также отошли к России. В 1812 г., по Бухарестскому договору, Османская империя потеряла территории между Днестром и Прутом. Всё перешло к России. Образовалась Бессарабская область, позднее Бессарабская губерния, а ныне Молдова. В 1829 г. Турция теряет дельту Дуная (Адрианопольский договор). Тогда же, в 1829 г., провозгласила независимость Греция. Территория Турции уменьшилась уже в которой раз. Последний относительный успех Турции был во время Крымской войны (1853–1856 г.). Тогда Порта сумела возвратить три уезда Южной Бессарабии: Кагул, Измаил, Аккерман. Но уже в 1877–1878 г., в результате русско-турецкой войны, Порта потерпела полный разгром. Три уезда пришлось вернуть России обратно. От осман откололось три государства: Румыния, Сербия, Черногория. Все три провозгласили независимость. В 1885 г. объединились северная Болгария и Южная Румелия, а в 1908 г. Болгария объявила о независимости. Кончилось 500-летнее османское иго над болгарами. Последний значительный удар Порте был нанесён в 1912–1913 г. Тогда османы проиграли Первую Балканскую войну. Западная и Восточная турецкие армии были разбиты. По Лондонскому договору Турция потеряла все территории на Балканском полуострове, кроме Стамбула и небольшой части Фракии. Большая часть утраченных балканских территорий перешла к Греции. Другая часть перешла к Сербии, которая увеличила свою площадь почти в два раза. Получило независимость новое государство - Албания. В 1913 г. Турция отвоёвывает часть утраченных территорий, но, увы, очень незначительную. Удалось вернуть практически только город Эдирне и прилегающие земли. Во время Первой мировой войны Турция решила принять сторону Центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Болгария). Война продолжалась и после 1918 г. - с Грецией. Несмотря на то что турки победили греков в 1922 г., империю было уже не спасти. В 1922 г. был упразднён султанат. А в 1923 г. была провозглашена Турецкая Республика во главе с Мустафой Кемалем по прозвищу Ататюрк.