Купить картину о Средней Азии. Картины Средняя Азия. Продажа живописи. Национально-государственное размежевание средней азии

May 25th, 2016

Свои и чужие

Для большинства людей, выросших уже после распада Советского Союза, Средняя Азия представляется малознакомым и не очень понятным южным регионом, в котором очень тепло, много фруктов и откуда в Россию едет на работу множество - гастарбайтеров, таджиков, узбеков, киргизов.
Но Средняя Азия, какой бы далёкой она нам сегодня не представлялась, более 100 лет (некоторые районы - намного дольше) была частью Российской империи, потом Советского Союза. За это время сменилось несколько поколений. О том, какую непростую роль «азиатский вопрос» сыграл в русской истории, и пойдёт речь в этой статье - на примере Среднеазиатского восстания 1916 года.

Территории современных азиатских государств - Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана, - входили в состав России постепенно.
Северо-Западные (Уральское казачье войско) и Северо-Восточные (Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие) области государства Казахстан в действующих границах в состав мусульманской Азии никогда не входили. Здесь с конца 16 и начала 17 веков жили русские крестьяне и казаки. Эти территории были переданы казахам советской властью, в ходе борьбы с «великорусским шовинизмом».

Большая часть Казахстана прочно вошла в состав Российской Империи в конце 18 - первой половине 19 веков. Туркестан - территория четырёх других азиатских государств, стал российским в 60 - 80 годах позапрошлого века. При этом на территории Средней Азии во всё время господства здесь России и вплоть до 1920 года сохранялись два формально независимых мусульманских государства под российским протекторатом - Бухарское и Хивинское ханства.

Предваряя статью, скажу сразу, что присоединение этих земель к России я считаю жесточайшей ошибкой русской императорской власти . Увлёкшись поверхностными имперскими и общегражданскими идеями, наши русские предки забыли, что «Восток - дело тонкое». Игнорирование исламского фактора, непонимание того, что понятия «свой» и «чужой» в политике куда более реальны, чем хлопок, шёлк и безопасность границ, привели нас к трагическим последствиям.

Национальная политика царских властей, конечно, не была антирусской. Считалось, что императорская власть отражает интересы русского народа и на него в своей деятельности опирается. Но второе, к сожалению, было верно в значительно большей степени, чем первое.

Чего Россия искала в Средней Азии?

Если экономической выгоды, то мы получили в основном убытки. Считается, что на прямые дотации краю, ничем не покрытые и никогда не вернувшиеся в казну, за годы своего владычества русские власти истратили не менее 320 миллионов рублей золотом . Для сравнения, все годовые доходы казны России 1909 году были примерно 136 миллионов рублей . А косвенных затрат - на новые штаты и содержание российских чиновников, образование, поддержание дорог и водных путей, воинские гарнизоны, пенсии и пособия для местной аристократии и так далее, было так много, что учесть их полностью очень трудно. По моим оценкам, содержание Средней Азии ежегодно вытягивало их российского народного организма не менее 15% его доходов . А ведь был ещё и Кавказ, тоже дотационный. Удивительно ли, что при таких ненужных затратах Россия отставала экономически от Англии, Франции, Германии?

В своё время, работая над кандидатской диссертацией, я просматривал множество документов, вышедших из под пера начальника Закаспийской области, позднее военного министра России генерала А.Н.Куропаткина. И сейчас эти толстые рукописные и машинописные папки, наверняка, лежат в Военно - Историческом архиве в Москве и ждут более глубокого исследования. Хорошо запомнил, что собственными доходами, налогами и сборами эта территория (сейчас - Туркмения) покрывала не более 10% своих расходов. Всё остальное - дотации из России. Помню, как Куропаткин писал, что по уровню бытового благоустройства, уличного освещения, мостовых, скверов и парков, уличной канализации и так далее «Асхабад, столица Закаспия, стоит на порядок выше любого губернского города центральной России». Генерал не писал только, что такого эффекта удавалось достигнуть как раз за счёт ограбления населения губерний центральной России в пользу населения окраин.

Может быть, если бы материальные и людские ресурсы России не были потрачены так бездарно, а были бы направлены на школы и медицину, строительство дорог и предприятий в центральнной России, у нас не произошло бы ужасной социальной революции и Гражданской войны?

Туземное население Средней Азии было освобождено от многих государственных налогов. Фактически налоги населением, конечно, платились. Но шли они не в казну империи, а на содержание туземной же администрации, религиозных школ, мечетей. В Туркестане было более 6000 религиозных школ и 445 духовных училищ - медресе . Все мусульманские народности Средней Азии были освобождены от военного налога и службы в Армии. Русские крестьяне и казаки, в свою очередь, все налоги и повинности платили и исполняли. Что это, как не явно выраженное национальное неравенство? Разве может государство, которое воевало почти непрерывно, обеспечивать безопасность жизни части своих мусульманских подданных за счёт того, что другие, христиане и волжские мусульмане, например, платили «налог кровью» в увеличенном размере? И зачем тогда государству иметь таких подданных?

Может быть, политики из Петербурга искали, присоединяя новые земли, безопасности наших южных границ? Но её можно было получить, укрепив старую оборонительную линию южнее Гурьева, Кокчетава и Усть-Каменогорска. Тогда плодородные земли Южной Сибири, никем на тот момент не освоенные, остались бы в России. Зато беспокойное мусульманское население - осталось бы к Югу от этой линии - было бы свободным, суверенным и самодостаточным.

Думаю, что любому безпристрастному наблюдателю в России было ясно, что, имея огромное количество своих внутренних проблем, Православная Империя не смогла бы эффективно ассимилировать, хотя бы в культурном и хозяйственном смысле, 10 - миллионное туземное население Туркестанского и Степного краёв. Но действовал принцип «не думать - а исполнять». Наверху, якобы, начальству виднее. Вот и доисполнялись.


Символ цивилизации: строительство телеграфной линии Токмак-Пржевальск, 1900 г.

Коррупция, образование, суд

Для правительства и властей России Азия была далёкой окраиной, которую мало знали и понимали. Для многих чиновников, проштрафившихся офицеров - местом ссылки. Российская бюрократия не отличалась чрезмерной щепетильностью. А правительство - должной требовательностью.

Сегодня мы много говорим о коррупции. В коренной Средней Азии коррупция, взяточничество (бакшиш) были нормой жизни задолго до прихода сюда русской власти. Русская администрация, придя в эти края, отменила рабовладение. Но отменить «откаты и чинопочитание» имперские чиновники не смогли. А может быть - и не очень хотели. Известно, что многие и гражданские, и военные чиновники России глубоко и прочно увязали в азиатских коррупционных схемах.

Но особенно широки были произвол и коррупция в среде избираемой самими мусульманами местной туземной администрации. Судьи, городские старосты, волостные управители, пятидесятники, кишлачные и аульные старосты, вложив большие суммы денег в «избирательную кампанию», в дальнейшем активно набивали карманы за счёт соплеменников. Об этом много написано в материалах сенатской ревизии К. Палена, комиссия которого работала в Туркестане в 1908-1909 годах и опубликовала много отчётов. Несмотря на то, что свои грабили своих, местная старшина умело и успешно переводила стрелки ненависти на русскую администрацию. И на русских вообще - как на неверных и на завоевателей.

Власти Российской империи стремились максимально сохранить в Азии прерогативы мусульманского духовенства, которое осуществляло судопроизводство через адатные и шариатские суды и контролировало местные религиозные (единственные на тот момент) школы. Но, сохранив судопроизводство и школы на местах, русские власти ввели параллельную систему русских судов, которые действовали под общим контролем военных губернаторов, обычных школ, подчинявшихся Министерству народного Просвещения и так называемых «русско - туземных школ». Опасаясь «тлетворного влияния заграницы» власти до 1900 года включительно запрещали массовое паломничество среднеазиатских мусульман в Мекку и Медину. Потом разрешили.

Каждый русский посёлок равен батальону войск

Генерал Гродеков Николай Иванович

Известна крылатая фраза одного из первых исследователей Туркестана генерала Гродекова: «каждый новый русский посёлок в Туркестане равен батальону русских войск». Власти Российской империи понимали, что единственным надёжным элементом на новых землях могут быть только собственно русские и православные. Поэтому крестьянская колонизация края шла почти параллельно с тем, как новые земли занимались войсками. Степное Уложение 1891 года разрешало местному населению владеть безвозмездно 40 акрами земли на человека, что было сравнительно немного для кочевника, но более, чем достаточно, земледельцу. На свободных землях возникали русские переселенческие посёлки и казачьи станицы. Казаки в Среднюю Азию пришли из Сибири, здесь было создано новое казачье войско - Семиреченское.

Поскольку стычки с кочевниками были нередки, власти разрешали переселенцам иметь оружие. Однако, начиная с 1910 года, власти начали постепенно изымать оружие у крестьян переселенцев. Как это часто случается, перестраховались, сами себя обманули. А казаков в крае было немного, даже на войну 1914-1917 годов Семиреченское войско выставляло только два полка (не более 1000 шашек) и ещё один полк оставался нести караульную и пограничную службу в крае. В итоге это преступное разоружение русского сельского населения и призыв многих боеспособных мужчин в армию в годы Великой войны сыграли свою чёрную роль в дни восстания 1916 - 1917 годов.

Русский апартеид

Характерной особенностью Туркестана было то, что русское население здесь совершенно не смешивалось с местными мусульманами. Жили совершенно отдельно. Был апартеид, в самом правильном понимании этого слова. Слишком велики оказались культурные и психологические различия. Слишком чужда была русским повседневная бытовая жизнь и сартов (оседлых) и кочевых жителей Туркестана. И наоборот, конечно, тоже. Ничего не объединяло в Вере, традициях, бытовой культуре. Не происходило этнического смешения, не было смешанных браков.

У русского и у туземного населения, часто жившего бок о бок, не было ни тяги, ни потребности к взаимопроникновению. В то же время, в глазах местных русские, независимо от их статуса и имущественного положения, всегда оставались колонизаторами, завоевателями. Понять их, в каком- то смысле, можно. Никто не доказал, что русская политика в крае была явно и сознательно несправедливой. Но вечная дилемма - «свой - чужой», работает вопреки логике и здравому смыслу. Для узбекского хлопкороба или киргизского пастуха любые несправедливости от «своих», вероятно, казались слаще, чем культурные веяния, исходившие от «чужой» русской администрации. То есть ни любви, ни взаимного уважения не было. Было право сильного, которое держалось на армейских штыках. Не опирающееся на действительные национальные интересы ни русских, ни местного азиатского населения.

Староста Пишкека Илья Федорович Терентьев — знатный купец и пивовар, открывший в городе, среди прочего, первую больницу, аптеку, гимназию, банк, библиотеку, кинотеатр и приют для бездомных. Сегодня из памяти об Илье Федоровиче остался только его полуразрушенный дом, догнивающий в столице независимого Кыргызстана

Не случайно человек, очень много сделавший для исторического и этнографического изучения Туркестанского края, для его просвещения и развития, директор Ташкентской гимназии и попечитель учебного округа, основатель Туркестанского кружка любителей археологии и истории Востока (ТКЛАИВ) Н.П. Остроумов, почти всю жизнь проживший в Ташкенте, сказал на её излёте фразу, что он «И дня не остался бы в крае, если из него вывели бы войска».

А генерал А.Н. Куропаткин, фразёр и краснобай, но человек наблюдательный и умный, много проработавший в Туркестане, писал в 1916 году: «Российской власти за полувековое владычество в крае не удалось не только сделать инородцев верными слугами Российского императора и преданными гражданами российского государства, но и вселить в их сознание чувство единства их интересов с интересами русского народа».

Всё точно так и было. Россия не была цивилизационным монолитом. Даже волжские татары, прожившие бок о бок с русскими несколько веков, выдали на гора в конце 19 века массу людей, которые стали пантюркистами и панисламистами - сторонниками создания единого мирового государства тюрок и мусульман под властью турецкого султана. Они, - в основном люди образованные, тысячами начали приезжать в Русский Туркестан, устраивались на должности учителей, чиновников - и вели работу с местным тюркским и тюрко-монгольским населением. Против России и в пользу Турции. В России их называли джадистами (точнее было бы сказать - джихадистами). Эта работа особо усилилась перед началом Великой войны (1914 - 1918) и тоже принесла свои всходы. Например, известны случаи, когда среднеазиатские мусульмане публично собирали деньги на лечение раненых на войне солдат Османской Турции. Но никогда добровольно не собирали помощь русским инвалидам войны.

Скрытая национальная ненависть в Туркестане тлела. Чтобы она вспыхнула огнём, - нужен был повод. И повод нашёлся.
Первая мировая война обострила ситуацию. Туземцев не брали в армию и они не погибали в окопах. Можно сказать, что Великая война, начисто перечеркнувшая весь предыдущий ход исторического развития России, на жизни туземцев Средней Азии сказалась весьма незначительно. Но налоги на них всё же несколько выросли: поставки мяса и живого скота, денежный сбор с кибиток, земские сборы. А 25 июня 1916 года вышел императорский указ (который разработало и подготовило Военное министерство), согласно которому мужчины в возрасте от 19 до 43 лет из Туркестанского и Степного краёв в количестве примерно 480 тысяч человек (это чуть меньше 5% от общего туземного населения) должны быть призваны во внутренние губернии России и в прифронтовую полосу на тыловые работы (рытье окопов, возведение земляных укреплений, подводная повинность). Мера эта была, очевидно, вынужденной. Людские ресурсы страны иссякали. Власть считала, что нужен ещё один рывок для победы. Лучше бы власти империи думали о том, как решить вопрос с «революционерами - интернационалистами». И с отделением от империи мусульманского Туркестана, с предоставлением ему полной независимости.

Пейзажи русского туркестанского фронтира порой неотличимы от фронтира американского —
- точно такие же пустоши встречали поселенцев на территориях современной Северной и Южной Дакоты, Колорадо, Монтаны и Аризоны.

Говорят, что указ был издан летом, когда в Азии шли полевые работы. Но почему никто из апологетов восстания не вспоминает, что христианское мужское население империи было на фронте, несло огромные кровавые потери уже третье лето подряд, а полевые работы в русских сёлах тянули на себе старики, женщины и дети? Разве это то, что называется справедливой национальной политикой?

В июле 1916 года в России стало известно о технической неудаче русской армии на турецком фронте. Корпус генерала Баратова отступал под давлением турецко-германских войск в Месопотамии, оставил Керманшах и Хамадан. Русские по-прежнему контролировали огромные участки территории Восточной Турции, Северного и Западного Ирана. Но в Туркестане слух об отступлении был сразу же интерпретирован как признак слабости русской армии. Протурецкие и прогерманские агитаторы, а таких было много среди татар-джадистов, стали уверять местных туземцев, что скоро войска Германии и турецкого султана разобьют русских и освободят от царского гнёта единоверную Среднюю Азию. Активно работали против России и китайцы, считавшие земли Средней Азии своими и стремившиеся ослабить здесь русское влияние.

Как писали в одном из отчётов русские чиновники: «Есть бесспорное основание считать виновниками по агитации, во-первых, некоторые элементы из соседнего Кульджинского района (Китай - авт.), а, во-вторых, и агентов Германии: решимость главарей бунта созрела и окрепла неожиданно быстро потому, что в их заблуждениях их поддержали чьи-то прокламации, гласившие о слабости России, о непобедимости Германии и о близком вторжении в Русский Туркестан китайцев». В отчётах русских чиновников говорилось, что сбор оружия для будущего восстания и распространение призывов к нему в разных районах Туркестана и Степного края были отмечены ёщё с лета 1915 года.

Восстание сартов

Восстание вспыхнуло вскоре после провозглашения «манифеста о тыловых работах», - вначале Ферганской долине и на других территориях бывшего Кокандского ханства (4 июля 1916 года в Ходженте), где исламский фанатизм и антирусские настроения были традиционно наиболее сильными. Началось оно практически одновременно в нескольких десятках населённых пунктов, что ясно говорит о связи и координации между восставшими. Почти повсеместно в сартовских землях (говоря современным языком - на землях оседлых узбеков) восстанием руководили муллы и дервиши. Их лозунгами были: «Долой белого царя и русских». «Убьем русских и создадим мусульманское государство».

Одним из наиболее лютых сторонников «священной войны» против «неверных» русских стал Касым-Ходжа, имам пятничной мечети селения Заамин. В начале восстания он был провозглашен «Зааминским беком» и заявил о том, что, уничтожив всех русских, он восстановит власть Кокандского хана. Поскольку в Ферганской долине русские жили в основном в городах, то на первых порах жертвами восставших мусульман стали приставы, немногочисленные полицейские и чиновники почтового и телеграфного ведомства - несколько десятков человек. Убивали зверски и напоказ. Войско Касым-Ходжи, по сути, вырезало всех попадавшихся ему в руки русских. Действия повстанцев привели к прекращению телеграфной связи между русскими городами в Туркестане и центральными районами России. 17 июля 1916 г. в Туркестанском округе было объявлено военное положение.

Шла мировая война, и русских войск в крае почти не было. На огромной территории стояли лишь разрозненные казачьи сотни и запасные роты. Поэтому были созданы дружины самообороны из гражданского русского населения везде, где это было возможным. Ташкент или Самарканд восставшим взять не удалось. Но Ходжент и Джизак оказались под их контролем. Как и сельские местности Ферганской, Самаркандской, Сырдарьинской областей.

Вскоре после начала восстания царское правительство уяснило себе серьёзность ситуации и масштабы угрозы. Генерал-губернатором края был назначен генерал-адъютант Куропаткин, показавший себя и на японской, и на германской войнах слабым полководцем, но в гражданской жизни азиатских окраин - сильным администратором. Куропаткин хорошо знал Туркестан, он быстро собрал в кулак русские армейские и казачьи отряды и начал давить восстание. Ходжент и Джизак ожесточённо сопротивлялись, но были взяты. К началу осени в землях осёдлых узбеков Туркестанского края восстание было, в основном, подавлено. Его руководители либо были убиты, либо попали в плен, либо ушли в степи. Данные о том, сколько русских при этом было погибло от ножа, шашки, пули или пики борцов с неверными, разнятся. По моим оценкам, на первоначальной территории восстания, в бывших Кокандских землях, погибло около 200 человек гражданского населения и чиновников, около 50 солдат.

Трагедия в Семиречье

Семиречьем называется район вокруг озера Иссык-Куль и до озера Балхаш на севере. На территории Семиречья, наиболее плодородной и благоприятной для жизни части Восточного Туркестана, находятся города Верный (Алма-Ата) и Пишпек (Фрунзе). До прихода русских эти земли были заселены в основном кочевниками и полукочевниками - киргизами и казахами. Оседлого узбекского (сартовского) населения в Семиречье никогда не было. Поэтому на пригодных для земледелия участках быстро возникли русские сёла и казачьи станицы. После установления в крае русской власти сюда переселилось из Китая от репрессий и преследований несколько десятков тысяч мусульман уйгуров и дунган. Как и русские, они занимались, в основном, оседлым земледелием и скотоводством.

К моменту начала восстания летом 1916 года русское сельское население Семиречья (казаки и крестьяне), было очень невелико. Если учесть, что значительная часть русских уже жила в таких городах, как Верный, а взрослые мужчины были почти поголовно призваны в армию, то можно считать, что в сёлах и станицах оставалось не более 25.000 человек, в основном женщин, детей и стариков. Именно они и стали главными пострадавшими в результате резни, учинённой их вчерашними мусульманскими соседями - киргизами, казахами и уйгурами.

Вспыхнув ярко, но будучи к концу лета подавленным в оседлом Туркестане, восстание быстро перекинулось на земли кочевников. Здесь оно разгорелось с особой силой и ненавистью. Войск для его подавления на огромных просторах не хватало. Восставшие жгли хутора русских переселенцев, казаков, разрушали школы, почты, административные здания. В телеграмме военному министру от 16 августа 1916 года генерал Куропаткин написал, что «в одном Пржевальском уезде (где было больше всего русских селян) в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек». И крестьянские сёла, и казачьи станицы, были застигнуты врасплох. Потом они пытались создать отряды самообороны, - но оружие у крестьян, как уже писалось, активно изымалось властями начиная с 1910 года…


Русский Туркестан. Отмечен Семиреченский регион восстания (современная территория Киргизии и Казахстана).

Страшная трагедия произошла в августе 1916 года на северном берегу озера Иссык-куль, где кочевниками-киргизами был уничтожен Православный монастырь, зверски (зарублены, зарезаны, посажены на кол) убиты не только все его насельники и работники, но 70 русских детей, мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 14 лет, приехавших на лето в монастырский лагерь из Верненской гимназии. Об этом я напишу ещё особо.

Надо отметить, что, кроме кочевников, в восстании против русских приняли активное участие многие уйгуры и дунгане, мусульмане по вероисповеданию, которых совсем недавно русские власти спасли от китайцев, дав им приют на землях Российской империи. По официальным данным русских отчётов (по-моему, сознательно заниженных), до конца 1916 года в Семиречье погибло 2325 русских жителей, 1384 человека пропали без вести . Это значит - тоже были уведены в плен, потом убиты - но останки не найдены..

Это огромная цифра, более 15% от всего наличного русского населения Семиреченской области. И примерно 30% от всего взрослого населения её станиц и посёлков.
Ужасно, что именно русские сельские поселенцы, обезоруженные своими же властями, понесли наиболее страшные и кровавые потери. Некоторые из тех, кто выжил, оставили страшные описания жестокости кочевников, если последним удавалось захватить русских в плен. Вспарывали животы, сажали на кол, с живых людей снимали кожу. Число русских государственных чиновников, погибших во время восстания во всём Туркестане, невелико по отношению к их общему числу - 9 человек. Восставшими было убито также 22 туземных чиновника.

Восстание в Казахстане

Восстание в Туркестане было, в основном, подавлено к октябрю 2016 года. Но оно продолжало полыхать среди кочевников-казахов в Степном генерал-губернаторстве. Сюда, как уже отмечалось, бежали многие руководители восстания - сарты. Лозунги восставших были теми же - «убьём всех русских и построим мусульманское государство». Но, поскольку сельского русского населения в этих местах было не очень много, а крупные города взять восставшее не могли, количество пострадавших русских в областях Степного края было ниже, чем в Семиречье. Несмотря на то, что военный губернатор Николай Сухомлинов отложил сроки призыва на тыловые работы, восстание только разгоралось. Отряды восставших, под руководством Иманова, осадили один из областных центов региона - город Тургай.

На подавление восстания были брошены спешно сформированные сводные русские армейские части. Их общая численность в Степном крае и Туркестане доходила до 30 тысяч человек. Для сравнения: крестьянское восстание Антонова в Тамбовской и Воронежской губерниях России в 1921 году подавляли отряды Красной Армии и чекисты под руководством Тухачевского в количестве 40 тысяч человек. А численность восставших казахов в одном только отряде Иманова в период его наивысшего подъёма составляла 50 тысяч. Будучи в итоге разбитыми, повстанцы ушли в горы и отдалённые стойбища, откуда совершала набеги до середины февраля 1917 года. Потом пришла февральская революция. Позже Иманов, вполне логично, вступил с остатками своих войск в Красную Армию.

Борьба йомутов в Закаспии

Закаспийская область (современная Туркмения) в административном отношении была отдельной частью Туркестанского края. Основное её население, племя текинцев, в восстании не участвовало. Второе по величине туркменское племя - йомуты, воевали, но не против русских, а против хивинских узбеков. Хивинское и Бухарское ханства были независимыми государствами под протекторатом России. Бухара, не смея действовать явно, поддерживала восставших и укрывала их на своей территории. Хиве было не до того. Начиная с 1912 года в ней шла междоусобная распря между узбеками, которые правили ханством, и туркменами йомутами и човдурами, которые оспаривали у узбеков свои права на часть власти в ханстве. Руководил туркменами известный «полевой командир» Джунаид хан, который действовал весьма успешно. Россия, не очень охотно, но помогала официальному хивинскому хану. Действия йомутов, поэтому, перенеслись и на прикаспийские области Красноводского уезда Закаспийского края. К январю 1917 года они были подавлены. Джунаид хан ушёл в Афганистан, потом вернулся, сотрудничал с красными, поссорившись с ними, до начала 1930-х годов был одним из виднейших руководителей басмачества в Средней Азии.

Жертвы и последствия

Официальная историография не даёт точной цифры погибших в результате этого восстания. В боях было убито около 250 русских солдат и офицеров. Общее число русских людей, погибших насильственной смертью во время резни 1916 года, можно оценить в 4000 - 4500 человек.

Мобилизация туземцев на тыловые работы прошла слабо. Всего было отправлено около 110 тысяч человек. Многие из них, тронувшись в путь сенью 1916 года, даже не успели прибыть к месту своего назначения и воткнуть лопат в землю. Прождав несколько месяцев в районах Пензы, Сызрани, Самары - они были возвращены обратно. Боясь наказания, около 300 тысяч казахов и киргизов, участников восстания, бежали в Китай.


Казненные погромщики. Фотографий зверски убитых русских поселенцев не сохранились.

В 1917 году в России произошли революция, затем - государственный переворот. Страны не стало. О жертвах восстания забыли. Нет признаков того, что сегодня, в день столетия кровавой резни русских в Средней Азии, власти РФ вспомнят о них хотя бы словом. Давайте вспомним мы.

Вывод , который, по моему, мы обязаны сделать сегодня, заключается в том, что правители страны не имеют прав играть в «солдатики и территории». Можно присоединять и осваивать новые территории. Но категорически нельзя соединять то, что несоединимо. Средняя Азия, до сих пор таящая обиду на «русских колонизаторов», отняла у нашего государства очень много сил и ресурсов, которые нам были так необходимы на своё собственное национальное развитие. Лучше от этого не стало никому. Русским - точно не стало. Вместо того, чтобы двигаться в Азию и на Кавказ, надо было активнее осваивать Сибирь.

Из песни слова не выкинешь. Русскую историю не перепишешь. Нам надо, хотя бы, её знать. Прочитав эту статью, помяните всех русских людей, погибших в Русском Туркестане в ходе свирепой резни 1916 года. Об их дущах, я уверен, подумал Господь.

Игорь Артёмов, востоковед, кандидат исторических наук.

"Визитной карточкой" архитектурного наследия Узбекистана является площадь Регистан в Самарканде, благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV—XVII веков, состоящему из медресе Улугбека (1417—1420), медресе Шердор (1619—1636) и медресе Тилля-Кари (1646—1660). Ансамбль из трёх медресе представляет собой уникальный пример искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 г. этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако Прокудин-Горский увидел этот замечательный ансамбль в 1911 г. совсем не таким, каким его могут видеть современные туристы. Обвалившиеся купола, осыпающиеся мозаики, падающие минареты. Чтобы спасти последние, в 1930-е гг. советские реставраторы обязали их стальными канатами.

Медресе Улугбека в 1911 и 1958 гг.:

На снимке фотографа американского журнала "Лайф" Говарда Сохурека мы медресе Улугбека скорее законсервированным, чем отреставрированным. В последующие десятилетия этот памятник был полностью восстановлен.

Вот так он выглядит в наше время:


Крупнее

Стоящее напротив медресе Шердор (Шир-Дор) сохранилось к началу 20 века значительно лучше, так как оно было на три века моложе. Но и здесь потребовалась значительная работа реставраторов.
Шир-Дор в 1911 г. и 100 лет спустя:


Крупнее

Ещё одним архитектурным символом Самарканда является мавзолей знаменитого завоевателя Тамерлана , известный под названием Гур-Эмир .
Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло- и тёмно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.
Памятник реставрировался в 1950-х годах (наружные купола и глазурь), более масштабные работы по его восстановлению были начаты в 1967 году.

Купол мавзолея в 1911 и 2004 гг.:


Более полно объемы проделанной реставраторами работы показывает входная арка ансамбля мавзолея Гур-Эмир.
Состояние арки в 1911 г. и в наши дни:


Крупнее

Не менее удивительное впечатление производит преображение ещё одной самаркандской жемчужины - ансамбля мавзолеев самаркандской знати Шахи-Зинда.
Этому древнему некрополю Прокудин-Горский посвятил десятки снимков, наведываясь туда при каждом своём посещении Самарканда. Плачевное состояние памятников поразило его до глубины души. В своём докладе на съезде художников в 1912 г. Сергей Михайлович выплеснул всё своё негодование и горечь: "Мечеть Шах-Зинде. Снята к вечеру. От неё что-нибудь останется, потому что там сидят муллы, которые клянчат деньги за показ. В общем надзор до крайности мерзкий за этими замечательными девятивековыми памятниками. Не организовано ничего. Ремонта нет, никто не заботится, никого не интересует ."

В советское время была проведена большая работа по научному изучению и консервации некрополя, но ещё в 1990-е гг. большинство его мавзолеев выглядели почти как во времена Прокудина-Горского. Разительная перемена случилась с ними буквально в последние годы - теперь некоторые части ансамбля едва узнаваемы.
Так, например, выглядел Безымянный мавзолей в 1911 г. и пару лет назад:


Мавзолей Усто Али Насафи в 1907 г. и в наши дни:


Крупнее

Вход в мавзолей Ширин-Бика-Ака в 1911 г. и в наши дни:

Крупнее

Главный вход в некрополь Шахи-Зинда:

Аналогичные перемены произошли и с древними памятниками Бухары. Возможно, мы сделаем позднее по ним отдельный обзор.
Здесь мы покажем лишь одно сравнение, а именно с городской цитаделью Арк, где размещался дворец эмира.
Главный въезд в крепость в 1907 и в наши дни:


Разумеется, в 1907 г. состояние дворца эмира было относительно неплохим, его всё-таки ремонтировали. Советским реставраторам пришлось, однако, серьёзно потрудиться позднее, так как в 1920 г. красные войска Михаила Фрунзе при штурме города активно использовали артиллерию.

Масштабные работы по восстановлению древних памятников предприняты также в соседнем Туркменистане. Наиболее известные средневековые достопримечательности на территории этой страны расположены на городище древнего Мерва.
Тысячу лет назад это был центр процветающей ирригационной цивилизации, от которой к началу 20 века оставались лишь занесённые песком руины. Хотя они выглядели, в целом гораздо скромнее красочных мечетей и мавзолеев Самарканда и Бухары, Прокудин-Горский уделил им значительное внимание.
Находящиеся в стороне от основных туристических маршрутов руины Мерва до конца советской эпохи почти не изменились и лишь с обретением независимости Туркменистана их решили восстановить как символ древней культуры туркменской нации.

Одним из наиболее узнаваемых памятников там является мавзолей Санджара.
Сельджукский султан Ахмад Санджар сам распорядился построить мавзолей и нарёк его «Дар ал-ахира» («Дом загробной жизни»). В 1157 году его похоронили. Мавзолей был разрушен монголами при вторжении в Хорезм в 1221 году]. Прах султана был перезахоронен в неизвестном месте. Под надгробной плитой мавзолея до сих пор пусто.

Так выглядел мавзолей в 1911 и 1970 гг.:


Именно таким все советские зрители видели его в фильме "Белое солнце пустыни".

В 2004 году памятник был отреставрирован при содействии Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА).
Теперь сравнение выглядит так:

Не менее интересна судьба мавзолея-мечети Юсуфа Хамаданского, которая подверглась коренной реконструкции в 1990-х гг.
Вид в примерно одинаковом ракурсе в 1911 г. и в наши дни:


Крупнее
Рядом с мечетью построен массивный минарет и ещё какое-то здание необычных архитектурных форм. А двора мечети, где снимались сцены из фильма "Белое солнце пустыни", больше не существует.
Этой мечети мы обязательно посвятим отдельный большой пост.

Долгосрочный проект фотографа Каролин Дрэйк под названием «Райские реки» посвящен не только водным путям. Он посвящен окружающей природе в целом. Политике. Культуре. И изменениям. С 2007 года Каролин 15 раз приезжала в пять бывших республик Советского Союза: Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Во время своего визита в Среднюю Азию она хотела узнать, как на жизнь и культуру мусульман повлиял Советский Союз, и как они изменились с момента его распада. Сначала она фотографировала все, что привлекало ее внимание. Затем ее начали интересовать сложные отношения между пятью странами.

(Всего 19 фото)

Спонсор поста: ПРОМГАДЖЕТ представляет мобильное решение для торговых агентов, курьеров и муниципальных служб позволяющее избежать заполнения бланков «вручную» и быть всегда подключенным к единой базе данных - принтеры штрих-кода и мобильные компьютеры позволяют автоматизировать выездные команды.

1. Оросительный канал недалеко от . (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

2. Весна в долине Суусамыр на северо-западе Киргизии. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

3. Сбор вишни вдоль реки Сурхоб в . (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

4. Дом в пустыне Каракумы в Туркменистане. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

5. Водоем над плотиной Нурек в Таджикистане. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

6. Браконьеры пересекают канал, отделяющий узбекскую и киргизскую сторону в Карасу. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

7. Ресторан в Коканде, Узбекистан. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

8. Главный бассейн в «Гарам Чашма» – санатория бывшего СССР в горах Памир в Таджикистане. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

9. Сборщик хлопка недалеко от в Узбекистане. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

10. Виды Худжанда, Таджикистан, из отеля «Ленинабад». (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

11. Горный ручей недалеко от санатория «Гарам Чашма». (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

12. Газовый кратер Дарваз в Туркменистане. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

13. Киргизский водитель грузовика, подрабатывающий дома переездом квартир и домов, недалеко от китайской границы. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

14. Школьники собирают хлопок в городе Жетысай, Казахстан. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

15. Река Сырдарья извивается через Узбекистан к каналу, орошающему хлопковые и пшеничные поля. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

16. Высохшая дельта реки Амударья. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

17. Узбечка, семья которой исповедует шариатские законы, позирует во дворе своего дома в Карасу. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

18. Новый фонтан в столице Туркменистана Ашхабаде. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

19. Сестры пришли искупаться к пруду в своем поселке в Таджикистане. (Carolyn Drake/Panos Pictures and prospekt)

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Средняя Азия

Продажа картин советских художников о Средней Азии

Средняя Азия: естественность во всём её многообразии

Средняя Азия у подавляющего большинства жителей Средней полосы России ассоциируется с монотонными пейзажами степей, песчаными пустынями, медленно передвигающимися караванами верблюдов, пёстрыми коврами, всевозможной экзотикой… Однако совершенно по-новому на её красоту заставляют взглянуть прекрасные картины советских художников. В картинах художников этого периода Средняя Азия раскрывается во всём своём многообразии, самобытности и яркости красок.
В огромной коллекции Александра Гремитских Вы сможете найти пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины по этой тематике многих выдающихся мастеров выдающейся художественной школы - Гремитских В.Г, Ковинина В.М, Тутеволь К.А, Ишмаметова Э.Д и многих других известных живописцев того времени. Вы можете купить картину для интерьера Вашего дома или достойную картину в подарок, а также картины Средней Азии, которые станут пополнением Вашей личной коллекции живописи.
Тематика картин художников, посвящённых этому региону, очень разнообразна и впечатляюща. Многие советские художники охотно изображали естественность и красоту природы этого необычного края. Владимир Георгиевич Гремитских любил писать сельские пейзажи, которые смотрятся очень вдохновляющее, даже несмотря на свою кажущуюся изначальную простоту. Его работа «Весна в Узбекистане» разворачивает перед зрителем всю красоту буйства цветения абрикосовых деревьев, прозрачность воздуха, пробуждение земли. На очень интересной работе Валерия Ковинина «Горный пейзаж» изображены величественные вершины гор, которые утопают в белоснежных снегах и гармонично сочетаются с сочной зеленью летних альпийских лугов, что оттеняет ярко-красный стаффаж женской фигурки.
Многие картины советских художников посвящены колоритным людям Азии и их огромному, тяжёлому труду - выращиванию и сбору хлопка, табака. «Строители Каракумского канала» Валерия Ковинина показывает зрителю сразу множество людей разных возрастов и профессий. Автор воспевает труд людей этого края, которые всем миром строили канал чтобы в пустыню пришла вода, а вместе с ней и цветущие сады, счастье и изобилие. Тяжёлому труду среднеазиатского дехканина посвящена и «Первая борозда» того же автора.
Невозможно представить жизнь этого колоритного края без плантаций хлопка. Именно его нелёгкая уборка запечатлена в работе Ковинина «На хлопке». Здесь произошло гармоничное слияние красоты окружающего пейзажа и труда простых женщин, которые наравне с мужчинами делают свою работу, не задумываясь об истиной грандиозности совершаемого дела. Многие художники советского периода любили работать в жанре портретной живописи. В коллекции Александра Гремитских Вы сможете найти такие замечательные портреты, как «Узбек», «Портрет Кайыргуль Сартбиевой» Владимира Гремитских, «Аксакал» Энвера Ишмаметова, "Узбечка в парандже" Клавдии Тутеволь и многие другие. Чтобы купить картины художников достаточно просто перейти по соответствующей ссылке.

Почему стоит купить картины Средней Азии именно на этом сайте?

Вы получаете уникальную возможность действительно внушительного выбора живописных работ талантливейших советских художников. Если Вы любите картины советских художников, то Вы уже сегодня можете купить живопись которая достойно украсит интерьер Вашего дома.
Продажа живописи в Москве из коллекции Александра Гремитских осуществляется в любое время, независимо от выходных и праздничных дней. Богатый выбор картин для интерьера, которые станут великолепным украшением Вашего дома или войдут в Вашу личную коллекцию. Здесь Вы также можете купить картину в подарок.
Почему выгодно купить живопись именно из этой коллекции?
Внушительный выбор из известной частной коллекции работ многих известных советских художников.
Взвешенные расценки и возможность оформления в эстетичный багет.
Онлайн каталог даёт возможность за считанные минуты ознакомиться с работами любого интересующего Вас направления.
Оперативность оформления Вашего заказа с доставкой по всей России.
Профессиональные консультации по всем вопросам выбора и приобретения любых произведений, входящих в каталог сайта.

Подарите себе возможность стать счастливым обладателям достойного произведения искусства!