Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Готовность ДОУ к новому учебному году. Доклад «Степень готовности воспитанника ДОУ к школе» на родительском собрании Готовность дошкольного учреждения к новому учебному году

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы, расширились возможности получения дошкольного образования в разных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах и комплексах, на дому).

Также основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) (далее - ФГОС дошкольного образования, Стандарт).

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед методистами и старшими воспитателями ДОО стоит задача подготовить педагогические коллективы к введению ФГОС дошкольного образования.

Это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Для этого проводится анкетирование педагогов.

Также важно определить соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса. Для оптимизации данного процесса мы провели мониторинг предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей реализацию ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Для мониторинга были использованы материалы с сайта ФИРО.

Цель методической работы в условиях внедрения ФГОС - обеспечить методическую готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Методическая готовность характеризует подобную готовность как целостное проявление свойств личности, выделяя три компонента: познавательный, эмоциональный, мотивационный. Содержание каждого компонента определено, исходя из специфики деятельности по реализации ФГОС.

Познавательный компонент:

    знание содержания ФГОС, нормативных документов и методических материалов, сопровождающих его введение;

    способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;

    способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их;

    владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС

Эмоциональный компонент:

    осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;

    удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС.

Мотивационный компонент:

    наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;

    наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС.

Таким образом, под методической готовностью педагога к реализации ФГОС понимается сложное, целостное, интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов и характеризующее вооруженность педагогов необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями.

Следует напомнить, что исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов конкретного детского сада важно включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами.

Допустимо использование разных форм работы с педагогами, которые можно разделить на следующие группы:

репродуктивные

    научно-практические семинары,

    семинары-практикумы («Методика проведения НОД», «Повышение экологической компетенции педагогов»)

    тренинги («Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»-тесты, игры, упражнения, решения проблемных ситуаций)

репродуктивно-эвристические

эвристико-продуктивные

    фестивали педагогических идей (Нестандартное оборудование для физического развития» - пластиковые бутылки, коврики массажные и т.д.)

    конкурсы профессионального мастерства (проведение НОД, развлечений, дидактических игр и т.д.)

    методических разработок (проектов, конспектов, сценариев)

продуктивные

    научные конференции,

    теоретические семинары («Что такое ФГОС ДО», ознакомление с новыми нормативными документами 1р. в 2 мес.)

Методическая работа образовательного учреждения в условиях введения ФГОС вытраивается в соответствии со следующими принципами.

1.Принцип «зоны ближайшего профессионального развития». Реализация этого принципа предполагает:

    изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;

    определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

    составление плана профессионального роста;

    систематическая оценку решения поставленных задач.

В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью коллег, изучаемого педагогического опыта, литературы может разрешить возникшие проблемы профессиональной деятельности. «Зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.

2.Принцип стимулирования творческого роста педагогов включает:

    систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов;

    оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других коллег;

    определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей и возможностей педагогов;

    поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных задач, целенаправленно занимающихся самообразованием.

3.Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы. Данный принцип предполагает, что каждый педагог может объединиться с коллегами или включиться в работу специально организованных групп. Способствует:

    изучению профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных запросов;

    определению востребованной тематики и групповых форм работы;

    предоставлению возможности каждому педагогу выбирать способы и формы повышения профессионального мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, посещать курсы, другие формы методической работы.

4.Принцип непрерывности и преемственности , предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной педагогической готовности к внедрению ФГОС. Означает:

    обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в образовательном учреждении;

    координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;

    сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;

    учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста;

    выбор форм и методов методической работы, обеспечивающих развитие творческих способностей педагогов, предусматривающий большую самостоятельность и ответственность.

Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:

    анализ нормативных, научных и методических источников;

    оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научно- методических исследований.

2. Текущая методическая помощь. Она предусматривает:

    консультирование педагогов с целью оказание помощи в выборе литературы для решения педагогических задач;

    анализ возникающих у педагогов затруднений, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;

    разработка текущих методических материалов для проведения с обучающимися различных занятий, мероприятий.

Научно-методическое обеспечение введения ФГОС осуществляется через реализацию следующих мероприятий:

1. Прохождение курсовой подготовки (в нашем ДОУ только 2 педагога не прошли данные курсы)

2.Организацию сети творческих и проблемных групп

3.Обучение кадров через консультационные и практические семинары.

Консультационный семинар систематизирует знания педагогов о стандартах, формирует мотивационную готовность к педагогической деятельности по реализации стандарта и способствует включению участников в наработку практических навыков его введения.

Большая роль отводится методическим практикумам и занятиям. Практические занятия строятся таким образом, чтобы развивать компетентности, нацеленные на анализ, систематизацию, классификацию, структурирование, обобщение информации, способов решения конкретной практической задачи.

Федеральные государственные образовательные стандарты вносят существенные изменения как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений. Сегодня дошкольным образовательным организациям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом . Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог, поэтому развитие профессионального потенциала воспитателей – ведущее направление деятельности каждого образовательной организации.

Важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагогов является методическая работа. Она стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Роль методической работы ДОО значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

В.Г. Боровик,

нач. отдела управления надзора и контроля
за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ,
заслуженный учитель РФ

Ежегодно в августе более 43 тысяч дошкольных образовательных учреждений России инспектируют на предмет их готовности к новому учебному году. Как проводится и что необходимо знать о ней руководителю – рассмотрим в данной статье.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 " " (далее – Закон РФ "Об образовании") образовательное учреждение, в т. ч. дошкольное, несет ответственность за обучающихся и воспитанников. Проверка готовности дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) к новому учебному году – это форма контроля учредителем деятельности образовательного учреждения по созданию необходимых условий организации работы учреждения .

Проведение подобной проверки не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, этим полномочием наделен учредитель государственного и муниципального ДОУ . Иными словами, готовность дошкольного учреждения к новому учебному году проверяется администрацией муниципального района, городского округа или органом исполнительной власти субъекта РФ, которому непосредственно подчиняется ДОУ.

Проверка готовности ДОУ к новому учебному году осуществляется ежегодно в период с 10 по 25 августа. Допускается досрочное проведение проверки.

Компетенция проверяющих органов

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Важно! С 1 января 2011 г. утратили силу положения Закона РФ "Об образовании", предусматривавшие наличие договора о взаимоотношениях учредителя и образовательного учреждения, а также наличие у ДОУ свидетельства о государственной аккредитации.

Оценка состояния здания и территории ДОУ

Готовность здания (зданий) дошкольного учреждения к новому учебному году и работе в осенне-зимний период оценивается по следующим критериям:

  1. Общее состояние помещений, качество выполненного текущего или капитального ремонта.
  2. Состояние искусственного и естественного освещения. Основные помещения дошкольного учреждения должны иметь естественное освещение. Его отсутствие допускается только в помещениях кладовых, подсобных, буфетных, раздевалках, туалетных для персонала, ванных, душевых, помещениях для колясок и велосипедов, медицинских помещений в детском лагере .
  3. Хранение неисправных и перегоревших ртутьсодержащих ламп, порядок организации их вывоза из здания дошкольного учреждения.
  4. Состояние отопления, оснащение отопительных приборов регулируемыми кранами. В случае отсутствия централизованного отопления проверяется обеспеченность дошкольного учреждения топливом (в процентах к годовой потребности) и условия его хранения. Использование в учреждении переносных обогревательных приборов, обогревателей с инфракрасным излучением, а также ограждение отопительных приборов изделиями из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускается.
  5. Состояние системы вентиляции – исправность (неисправность) фрамуг в групповых комнатах, принудительной вентиляции в пищеблоке, прачечной (если имеется). Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей (групповых комнатах, игровых, спальнях, комнатах для музыкальных занятий и занятий физической культурой) не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха в населенных пунктах.
  6. Состояние холодного и горячего водоснабжения. В соответствии с установленными требованиями горячей и холодной водой обязательно обеспечиваются помещения пищеблока, туалетов для детей и персонала, постирочных, бассейна (при наличии), помещения медицинского назначения.
  7. Наличие резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения.
  8. Обеспеченность механизированной подачи воды в пищеблок, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых комнат при отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего).
  9. Состояние централизованной канализации, а при ее отсутствии – автономной канализации здания, выгребов или локальных очистных сооружений.
  10. Наличие журнала технической эксплуатации здания, а также актов опрессовки отопительной системы, проверки ртутьсодержащих и ионизирующих приборов в помещениях учреждения, общего и технического состояния здания, проверки готовности кабинетов и групп к новому учебному году.

В ходе проверки территории ДОУ комиссия анализирует:

  1. Наличие и состояние ограждения учреждения по всему периметру территории.
  2. Соблюдение дошкольным учреждением установленных требований к озеленению территории: деревья должны расти не ближе 15 м, кустарники – не ближе 5 м от здания. Площадь озеленения должна составлять не менее 50% площади, свободной от застройки.
  3. Наличие и состояние наружного электрического освещения территории учреждения (уровень искусственной освещенности территории не должен быть менее 10 лк на уровне земли).
  4. Наличие или отсутствие экологически опасных промышленных объектов в непосредственной близости от территории учреждения.
  5. Наличие обновленных указательных знаков дорожного движения при подъезде к учреждению.
  6. Подготовленность групповых площадок, веранд, теневых навесов и другого оборудования для воспитанников.
  7. Наличие площадки для сбора мусора, состояние мусоросборников, наличие договора со специализированными организациями о вывозе мусора, соблюдение учреждением требования о местонахождении площадки для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания.

Укомплектованность ДОУ воспитанниками и кадрами

Укомплектованность дошкольного учреждения воспитанниками и кадрами анализируют по следующим критериям: соблюдение требований к предельной наполняемости групп воспитанников, наличие групп круглосуточного пребывания, путевок и правильность их оформления и хранения, правильность расстановки кадров.

Проверка состояния помещений ДОУ

В ходе инспекции состояния групповых комнат проверяются:

  • готовность групповых комнат к пребыванию детей;
  • санитарное и техническое состояние комнат;
  • обеспеченность комнат мебелью (ее состояние и маркировка), постельным бельем (его состояние);
  • обеспеченность учебным и игровым оборудованием, игрушками, дидактическими материалами;
  • наличие специально оборудованных помещений для организации учебных занятий;
  • состояние технических средств (телевизора, компьютера и др.);
  • готовность физкультурного зала и зала для музыкальных занятий с воспитанниками.

Оценка степени готовности пищеблока предусматривает проверку:

  • состояния технологического и холодильного оборудования;
  • наличия маркировки кухонного инвентаря и кухонной посуды для сырых и готовых пищевых продуктов;
  • отдельных разделочных столов, ножей и досок из дерева твердых пород (без щелей и зазоров) для разделки сырых и готовых продуктов (не допускается использовать разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры);
  • посуды из нержавеющей стали для приготовления компотов и киселей;
  • отдельной посуды для кипячения молока;
  • состояния столовой посуды и соответствия количества одновременно используемой столовой посуды и приборов списочному составу детей в группе;
  • плиты для приготовления пищи, наличия аварийного титана;
  • наличия посудомоечных ванн, их состояния и количества;
  • наличия и маркировки уборочного инвентаря, моющих средств, специальной ветоши, мочалок и щеток для мытья посуды;
  • наличия следующих актов:
    – о проведении электроизмерительных работ (проверки состояния заземления и изоляции электросетей, электрооборудования, испытания и измерения сопротивления изоляции электропроводов);
    – готовности оборудования пищеблока к новому учебному году.

При проверке состояния кладовых комиссия обращает внимание на наличие и исправность:

  • холодильных камер или холодильников для скоропортящихся пищевых продуктов, наличие в них специальных полок, легко поддающихся мойке, тары с крышкой для хранения сметаны и творога, тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий, стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного хлеба;
  • темных помещений для хранения картофеля и корнеплодов, отдельных стеллажей для хранения капусты, ларей для хранения квашеных, соленых овощей, ящиков для хранения плодов и зелени, условий для хранения продуктов, имеющих специфический запах (специй, сельди);
  • тары для перевозки продуктов.

В ходе проверки состояния медицинского кабинета контролируются:

  • наличие необходимого медицинского оборудования и его состояние;
  • хранение скоропортящихся лекарственных средств;
  • наличие комнаты для заболевшего ребенка;
  • медицинской документации (медицинских книжек, своевременности прохождения медосмотров, журнала бракеража, санитарного журнала и инструкций по эксплуатации медицинского оборудования);
  • акта проверки физиотерапевтического оборудования;
  • порядок дезинфекции медицинских инструментов многоразового пользования.

Оценка состояния дезинфекционного режима

При проверке состояния дезинфекционного режима основное внимание комиссия уделяет:

  • наличию и состоянию уборочного инвентаря, дезинфицирующих растворов и моющих средств, условий их хранения;
  • маркировки с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации, назначения, даты приготовления;
  • отдельного уборочного инвентаря для туалетов, его маркировке ярким цветом;
  • порядку организации влажной уборки спален, мытья столов в групповых помещениях, стульев, пеленальных столов, манежей и другого оборудования, а также подкладочных клеенок и клеенчатых нагрудников;
  • планированию мероприятий на случай неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
  • обеспеченности работников спецодеждой, наличию мест для ее хранения.

Проверка противопожарного и антитеррористического состояния ДОУ

Проверяя противопожарное состояние и уровень антитеррористической защищенности здания, комиссия контролирует:

  1. Наличие правил пожарной безопасности.
  2. Эвакуационных выходов и их состояние.
  3. Плана эвакуации воспитанников на случай возникновения пожара, утвержденного приказом руководителя ДОУ и согласованного с органами пожарного надзора, инструкций, определяющих порядок действий персонала при пожаре.
  4. Оснащение здания дошкольного учреждения средствами оповещения людей о пожаре. Наличие предписывающих и указательных знаков безопасности в коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях. Для оповещения о пожаре можно использовать внутреннюю телефонную и радиотрансляционную сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
  5. Наличие и состояние противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения (пожарных кранов, рукавов, водоемов и резервуаров, ручных огнетушителей).
  6. Состояние наружных пожарных лестниц, лестниц-стремянок и ограждений на крышах здания (допускается покрытие нижней части наружных вертикальных пожарных лестниц легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли), слуховых окон чердачных помещений (они должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии), приямков окон подвальных и цокольных помещений.
  7. Наличие и состояние:
  • электрических фонарей на случай отключения электроэнергии;
  • автоматической пожарной сигнализации и договоров, заключенных на ее обслуживание;
  • актов о замере сопротивления изоляции электропроводки, проверки пожарных кранов на водоотдачу;
  • приказов о назначении ответственного работника за состояние электрохозяйства, ответственного за пожарную безопасность и приказов о мерах ее обеспечения, об установлении противопожарного режима;
  • документов, подтверждающих прохождение курсов по программе "Пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность";
  • журналов инструктажа по пожарной безопасности;
  • договора на оказание охранных услуг;
  • системы видеонаблюдения;
  • кнопки экстренной связи с органами внутренних дел.

Изучение состояния спортивного оборудования

Во время проверки состояния спортивного оборудования анализируется санитарно-техническое состояние физкультурного зала, открытых спортивных площадок, спортивного оборудования и инвентаря. В учреждении должны быть оформлены акты испытания гимнастических снарядов и оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке.

Готовность кабинетов к образовательному процессу

Готовность кабинетов к воспитательно-образовательной работе предполагает наличие нормативных документов, справочной и художественной литературы, обучающих компьютерных программ, видеоматериалов, игровых материалов, пособий, поделок для организации разнообразной деятельности детей, соответствие учебно-методического обеспечения требованиям образовательной программы.

Оформление результатов проверки

По итогам проверки работы ДОУ составляется акт о готовности (неготовности) ДОУ к новому учебному году, который подписывается всеми членами комиссии.

В случае если комиссия принимает решение о неготовности дошкольного учреждения к новому учебному году, в акте указываются нарушения, которые необходимо устранить, и устанавливается срок их устранения.

По истечении установленного срока в ДОУ проводится проверка на предмет устранения нарушений. Если нарушения не устранены в указанный срок, учредитель может принять решение о приостановлении деятельности дошкольного учреждения. Кроме того, за нарушение норм пожарной безопасности, санитарных норм руководитель ДОУ может быть привлечен к административной ответственности.

Нормативные документы

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.05.2011)
  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред.
  • от 29.12.2010)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011)
  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"» (ред. от 20.12.2010)

наталья тихомирова
Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Готовность ДОУ к новому учебному году»

Тема «Готовность ДОУ к новому учебному году » .

Объекты контроля : группы и помещения ДОУ.

Проверяющий : заведующий МДОБУ Н. В. Воробьёва, старший воспитатель Н. С. Тихомирова.

Цель : подготовить группы к началу учебного года с учётом возрастных особенностей детей, пополнить дидактический и игровой материал.

В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой возникла необходимость пересмотреть предметно - развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2014-2015 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС. Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду сотрудники ДОУ учитывали следующие принципы :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

9. Важно, что предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Подбирая игрушки, оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для речевого развития созданы :

Серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;

Уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

Для умственного развития созданы :

Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;

Уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.

Для эстетического развития созданы :

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;

Музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В группе раннего возраста есть коляски, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего» . Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки. При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент : представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются «уголки здоровья» , которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

Результаты : В смотре готовности групп к новому учебному году приняли участие 6 групп. Положительно отмечено, что уделяется внимание оснащению предметной среды и созданию условий ее развития. В ходе смотра выявлено изменение предметно-развивающей среды в сторону качественного улучшения материально-технической базы - это такие группы как «Пчёлки» , «Гномики» , «Полянка» , «Морские звёздочки» . В этих группах наблюдается стабильно качественная организация предметной среды в отношении соблюдения санитарно-гигиенических норм, возрастных требований, накопления игрового материала.

В данных группах созданы полноценные условия для воспитания и развития детей дошкольного возраста, рационально сочетаются зоны разной направленности : игровая, природно-исследовательская и др. Уголки познавательной направленности наполнены необходимым оборудованием, расположены с учетом СанПиНов и возрастных особенностей детей. Отбор игр, игрушек и оборудования в игровых зонах по количеству и качеству приближено к оптимальному. Игровое оборудование рассредоточено по всей комнате, сгруппировано по видам. Представлено большими и мелкими игрушками. В группах «Пчёлки» , «Капитошка» и «Курносики» выделено достаточно места для двигательной активности. В группах «Пчёлки» и «Гномики» отмечен творческий подход воспитателей в создании предметно-развивающей среды, использовании дополнительного материала, выполненного как своими руками, так и с участием родителей. Учтены, в достаточной степени, игровые интересы, как девочек, так и мальчиков.

В качестве плюсов можно отметить следующие показатели :

Эстетика и чувство вкуса в оформлении группы : «Пчёлки» , «Гномики» ;

Яркость и современность приемных : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» и «Курносики» ;

Качество содержания информационных уголков : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» ;

Грамотное зонирование пространства : «Пчёлки» , «Гномики» , «Полянка» ;

Состояние игрового материала : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» ;

Для качественного создания предметно-развивающей среды рекомендовано : группам «Капитошка» и «Курносики» обновить, дополнить и разнообразить предметно-развивающую среду, переоформить родительские уголки и сделать их более качественными и информативными.

Группе «Капитошка» и «Морские звёздочки» необходимо обратить внимание на нерациональное использование группового помещения при организации предметно-развивающей среды, размещении игровых зон.

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент :

1. Материал и оборудование в большинстве групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

2. Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы.

3. Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитии. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

Старший воспитатель Н. С. Тихомирова

Большая ответственность ложится на работников детской поликлиники при подготовке ребенка к поступлению в детские учреждения.

Поступление в детское учреждение вызывает в организме ребенка сложные адаптационные реакции, иногда вредно влияющие на его состояние, здоровье и развитие. Длительность и характер адаптации зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от других факторов.

Специальными наблюдениями установлено, что продолжительность адаптации зависит от возраста. Дети, поступающие в ясли в возрасте 5-6 месяцев, быстро привыкают к новым условиям, так как у них еще нет закрепляющихся стереотипов которые нужно изменить. Быстрее привыкают к яслям и дети старше 1 года 8 мес.-1 года 9 мес., которые хотя и имеют устойчивые стереотипы, но боле «развиты». В частности, у них более подвижны нервные процессы, что облегчает приспособление к меняющимся условиям, они хорошо понимают речь взрослого, их легче заинтересовать занятиями, игрушками. Наиболее трудно протекает процесс адаптации у детей в возрасте от 5-6 мес. До 1 года 7 мес.-1года 8 мес., так как к этому времени у детей уже сформировались довольно устойчивые привычки. Организм ребенка этого возраста из-за малой подвижности нервных процессов и слабого активного торможения не в состоянии затормозить старые и сформировать новые стереотипы, что и вызывает отрицательные реакции.

С целью облегчения адаптации детей к дошкольному учреждению необходимо соблюдать следующие правила.

Участковый врач и м/с должны учитывать особенности быта семьи ребенка, готовящегося к поступлению в дошкольное учреждение: жилищные условия, характер работы родителей и т. д.

Матери необходимо дать рекомендации по предупреждению стрессовых реакций ребенка в период адаптации, приблизить домашний режим ребенка к режиму детского учреждения, активно приучать ребенка общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, ликвидировать укачивание перед сном, сосания пустышки, кормление из бутылочки, употребление однообразной пищи и т.д.

Следует выделить детей, составляющих «группу риска», таких детей перед поступлением в детское учреждение необходимо повторно консультировать с психоневрологами другими специалистами.

Особое внимание следует обращать на детей с отклонениями в физическом развитии (больше чем на 1 год), с проявлениями негармоничности развития, отстающих в нервно-психическом развитии больше чем на 2 месяца, часто болеющих, с проявлениями рахита, анемии, аллергии. Эти дети подлежат направлению в детское учреждение только после соответствующего оздоровления.

Особого внимания требует организация профилактических прививок, так как вакцинация вызывает временное изменение реактивности организма, способствует усилению аллергических проявлений, снижению сопротивляемости.

Важна четкая преемственность в работе участкового педиатра и мед. работников детского учреждения.

Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольные учреждения

    Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом - педиатром, участковой м/с, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.

    Общая подготовка – это проведение общепринятых мероприятий по систематическому, начиная с периода новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения гармонического, физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья и семейного воспитания, что является залогом правильной подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

    Специальная подготовка начинается с 3-х месячного возраста ребенка и включает в себя следующие мероприятия:

Ежемесячную санитарно-просветительскую работу участкового врача –педиатра и медицинского персонала кабинета здорового ребенка с родителями путем тематических бесед по вопросам правильного физического воспитания и подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;

Диспансеризацию детей за 2-3 мес. До поступления в дошкольное учреждение у участкового врача-педиатра, у врачей-специалистов, проведение лабораторных исследований;

Оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья;

Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) за 1-2 мес. До поступления в детское учреждение с применением средств направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий, введение элементов дыхательной гимнастики и физкультурные занятия (дома), обучения ребенка дыханию через нос, назначения курса УФО, препаратов аскорбиновой кислоты, витаминов группы В, препаратов шиповника, интерферона;

Оформление документации в соответствии с содержанием работы по подготовке ребенка в дошкольное учреждение: запись в истории развития ребенка в начале и окончании подготовки; составление выписного эпикриза для детского учреждения по определенной схеме с обязательными рекомендациями участкового врача на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальному подходу, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений, хронических очагов инфекций и фоновых состояний.

4. В случае заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее, чем через две недели после клинического выздоровления.

5. Запрещается проведение профилактических прививок в течении месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение.

Разрешается поступления ребенка в детское учреждение без профилактических прививок, первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не раньше чем через 1 месяц.

6. Вопрос о направлении в детском учреждение детей группы «риска», а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разрешается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно с привлечением соответствующих врачей1 специалистов.

Наталья Сорогина
Доклад «Степень готовности воспитанника ДОУ к школе» на родительском собрании

ДОКЛАД НА ТЕМУ : «СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДОУ К ШКОЛЕ » на родительском собрании

Сегодня мы с вами собрались для того , чтобы немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем. О школе , о подготовке к школе . Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу , а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста . И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками

Выделяются разные виды готовности к школе :

Психологическая готовность

Физическая готовность : состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений

Прежде всего давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой , а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать.

Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта :

1 Социальная,

2 Эмоциональная,

3 Интеллектуальная.

1. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.

2. Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.

3. Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец , развитие тонких движений и координации.

У ребёнка должно быть желание стать школьником , выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него , как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители , которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе , о школьном обучении , о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе . Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность :

Способность управлять своим поведением

Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

Стремление преодолевать трудности

Стремление к достижению результата своей деятельности.

так же должны быть сформированы нравственно-волевые качества :

Настойчивость,

Трудолюбие,

Усидчивость,

Дисциплинированность

Внимание

Любознательность и т. д.

Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.

И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.

Важная задача перед родителями и воспитателями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия : ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место . Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться : надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

(ФГОС) дошкольного образования в корне меняют взгляд, подход, систему работы по дошкольному воспитанию . Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность» .

Для того чтобы выпустить в школу всесторонне развитых выпускников, мы с вами должны, в течении всего пребывания ребёнка в ДОУ, постепенно , поэтапно заниматься их развитием и воспитанием .

Так к чему же мы с вами должны в итоге стремиться, каких результатов должен достичь ребёнок

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу :

1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

2. Действовать по образцу.

3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур : «кружок – квадрат – кружок – квадрат» , а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук) .

7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр., играть в простые спортивные игры.

9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

10. Уметь вежливо общаться с взрослыми : здороваться («Здравствуйте» , а не «Здрасьте» или «Привет» , прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста» ) и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи) .

12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

14. Ориентироваться во времени.

15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

16. Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.

17. Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.

18. Изменять существительные по числам.

19. Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.

20. Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу , имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки , и начинают учиться. Родителям необходимо понимать , что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий , еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!