Организация как функция управления в системе образования. Функции управления образовательным учреждением

  • 2.3. Образовательные программы и учебники
  • 2.4. Педагогический процесс как система и целостное образование
  • 2.5. Понятие об образовательной системе. Образовательные учреждения
  • 2.6. Процесс обучения. Преподавание и учение
  • 2.7. Составляющие процесса учения. Проблемы социального научения человека. Рефлексия
  • Дж. Дьюи
  • 2.8. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений
  • 2.9. Инновации. Авторские школы
  • Глава 3. Воспитание в структуре образовательного процесса
  • 3.1. Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания
  • 3.2. Виды воспитания
  • 3.3. Педагогические теории воспитания
  • 3.4. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания
  • 3.5. Содержание и проблемы воспитания
  • Глава 4. Общие закономерности и принципы воспитания
  • 4.1. Закономерности процесса воспитания
  • 4.2. Принципы воспитания
  • 4.3. Методы и стили воспитания
  • Л.Н. Толстой
  • Методы воспитания имеют ряд признаков. К числу таковых следует отнести:
  • 4.4. Воспитательный процесс. Условия его эффективности
  • 4.5. Воспитательная система. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования
  • Глава 5. Дидактика – теория обучения
  • 5.1. Закономерности и принципы обучения
  • 5.2. Методы обучения
  • 5.3. Средства обучения
  • 5.4. Формы и организация обучения
  • Глава 6. Управление в системе образования. Образовательный менеджмент и маркетинг
  • 6.1. Понятия «управление» и «педагогический менеджмент»
  • 6.2. Теория управления. Основные понятия теории управления
  • 6.3. Управление образовательными системами
  • 6.4. Государственно-общественная система управления образованием
  • 6.5. Основные функции педагогического управления
  • 6.6. Принципы управления педагогическими системами
  • 6.7. Методы, стиль и формы управления педагогическими системами
  • 6.8. Образовательный менеджмент и маркетинг. Менеджмент и маркетинг в сфере профессионального образования
  • 6.9. Учреждения общего и профессионального образования и проблемы управления их развитием
  • 6.10. Понятие о качестве. Качество образования
  • М. Монтессори
  • 6.11. Государственная политика в области качества образования
  • Глава 7. Генезис и основные этапы становления профессионального образования в россии и за рубежом
  • 7.1. История профессионального образования в России. Этапы
  • Становления и развития профессионального образования
  • 7.2. Становление профессионального образования за рубежом
  • Глава 8. Тенденции развития профессионального образования
  • 8.1. Понятия «профессиональное образование» и
  • «Профессиональная подготовка»
  • 8.2. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления
  • Основные направления развития системы профессионального образования в России
  • Глава 9. Начальное, среднее и высшее
  • 9.2. Требования к уровню квалификации преподавателей и мастеров профессионального обучения
  • 9.3. Система среднего профессионального образования
  • 9.4. Содержание профессионального образования
  • Искусство отбора материала для работы
  • Учеников имеет в педагогическом деле
  • Огромное значение.
  • 9.5. Высшее профессиональное образование
  • Глава 10. Основы педагогического
  • 10.2. Сущность прогнозирования
  • Глава 11. Методы педагогических исследований
  • 11.1. Характеристика методов педагогического исследования
  • 11.2. Педагогическая диагностика. Функции педагогической диагностики, ее значение и виды
  • 11.3. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга
  • Заключение
  • Список рекомендуемой литературы
  • Биографический указатель
  • ГлоСсарий основных понятий и терминов
  • Национальная доктрина образования в российской федерации
  • Основные цели и задачи образования
  • Основные задачи государства в сфере образования
  • Ожидаемые результаты реализации доктрины Качество образования
  • Доступность образования
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  • 1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
  • 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
  • L.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
  • 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
  • Приоритеты образовательной политики
  • 2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
  • 2.2. Создание условий для повышения качества общего образования
  • 2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования
  • 2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании
  • 2.5. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом
  • 2.6. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики
  • Главные мысли о педагогике
  • Оглавление
  • Глава 1. Философско-методологические основы педагогики и образования. Образование как общественное явление и педагогический процесс 5
  • Глава 2. Содержание образования. Теория образовательного процесса 36
  • Глава 3. Воспитание в структуре образовательного процесса 62
  • Глава 4. Общие закономерности и принципы воспитания 84
  • Глава 5. Дидактика – теория обучения 100
  • Глава 6. Управление в системе образования. Образовательный менеджмент и маркетинг 111
  • Глава 7. Генезис и основные этапы становления профессионального образования в россии и за рубежом 143
  • Общая и профессиональная педагогика
  • 6.5. Основные функции педагогического управления

    Разграничение полномочий между советом

    образовательного учреждения определяется уставом.

    Закон РФ «Об образовании»

    В научной литературе существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. При этом выделяются такие виды управленческой деятельности, как постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль и регулирование.

    В теории менеджмента выделяются следующие основные функции : планирование, организация, мотивация и контроль. Эти первичные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений. Такой процессный подход к определению функционального состава менеджмента принят среди специалистов всех сфер деятельности.

    В настоящее время распространяется ситуационный подход. Классический процессный подход, выраженный в теориях демократического управления («теория Х» и «теория У»), получил свое развитие в теориях ситуационного управления. В совокупности они дают возможность вычленить и другие функции управления, например, постановку цели, коммуникацию, стимулирование, которые не выделены в классической интерпретации функционального состава менеджмента.

    Сравнивая обобщенный состав функций, выделяемых отечественной наукой (целеполагание, планирование, организация, контроль и регулирование), с составом, принятым в менеджменте (постановка цели, планирование, организация, коммуникация, контроль, мотивация, стимулирование), можно выделить общие функции (постановку цели, планирование, организацию, контроль) и такие функции, которые специфичны для менеджмента: регулирование, мотивацию, стимулирование.

    В управлении ПОУ применяются присущие ему как педагогической системе специфические функции, наполненные определенным содержанием. Под функциями управления развитием понимают деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс развивающегося управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов. Участники управления реализуют системные функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполни-тельскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную.

    В формализованном виде применительно к управлению ПОУ данный процесс можно представить следующим образом:

    ПУ ппс = (ИА+МЦ+ПП+ОИ+КД=РК),

    где ПУ ппс – процесс управления профессиональной педагогической системой;

    ИА – подпроцесс информационно-аналитический;

    МЦ – мотивационно-целевой;

    ПП – планово-прогностический;

    ОИ – организационно-исполнительский;

    КД – контрольно-диагностический;

    РК – подпроцесс регулятивно-коррекционный.

    Совокупные действия представленных функций выражают процесс управления развивающейся профессиональной педагогической системой, носящий циклический характер. Отдельные функциональные действия составляют этап, который включает в себя собственные действия и действия всех других функций.

    Приведем краткое описание состава и содержания функций управления .

    Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения. Умение использовать методику сбора, анализа и хранения информации необходимо для руководителя образовательными процессами. Оптимально направленные информационные потоки обеспечивают бесперебойную связь между звеньями управления на всех уровнях. Обеспечение коммуникативной прямой и обратной связи делает систему управления целостной, деятельностной.

    Педагогический анализ направлен на изучение фактического состояния дел. На этой основе данная функция управления позволяет технологически применить различные способы, средства воздействия для достижения результатов по переводу системы в новое качественное состояние.

    В зависимости от содержания различают следующие виды анализа: параметрический, тематический, итоговый.

    Параметрический анализ состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное мероприятие, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое состояние школы. Решения, принятые на основе параметрического анализа, требуют оперативного выполнения.

    Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций педагогического процесса. Он позволяет выявить особенности проявления отдельных компонентов целостного педагогического процесса, определить их взаимодействие. Предметом тематического анализа может быть система уроков, система внеклассной работы и т.п. Данные тематического анализа определяют технологию итогового анализа.

    Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки. Он включает в себя изучение основных результатов педагогической деятельности в конце учебной четверти, года. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла.

    Мотивационно-целевая функция управления формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса. Выбор цели является основополагающим компонентом в стремлении людей к достижению будущего желаемого результата. Цели, которые могут инициативно задаваться человеком, образовательным учреждением, считаются внутренними. Есть цели, которые задаются извне – внешней средой, окружающим социумом, обществом. Их связь определяется потребностями или мотивами субъектов. Долговременное стремление к пределу определяет миссию, достигаемый результат в определенный период получается в результате четкой постановки цели, которая может разбиваться на отдельные, взаимосвязанные задачи.

    Педагогический коллектив, откликаясь на запросы заказчиков, удовлетворяет их потребности в процессе целенаправленной деятельности по подготовке специалистов с помощью различных способов, средств и воздействия.

    Особенность целеполагания в управлении педагогическими системами состоит в том, что при построении иерархии целей общая цель соотносится с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями учащихся.

    Планово-прогностическая функция занимает одно из самых значительных мест в управленческом процессе развития. Плановая работа предусматривает определение конкретных и реалистичных целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта (субъекта). Научно обоснованные планы развития (комплексные, перспективные, тематические, рабочие) определяют реальные сроки, ресурсы и практические возможности, а также различные последствия принимаемых решений.

    Система планов строится на основе концептуальных положений и включает в себя образовательный проект ПОУ, комплексно-целевые программы управления развитием, планы конкретных действий и др.

    Реализация намеченного плана осуществляется с помощью организационно-исполнительской функции управления. Выполнение принятых целевых решений обеспечивается согласованной работой субъектов организационной структуры и четким механизмом взаимодействия всех участников педагогического процесса. Управленческая функция организации исполнения задач строится на базе подготовки разнообразной нормативно-правовой документации, устанавливающей отношения и связи между людьми. Функциональные полномочия работников объективно вытекают из технологии процесса, основанного на разделении и кооперации труда.

    В качестве основных положений контрольно-диагностической функции выдвигают проверку целенаправленности задач и степень охвата всех сторон учебно-воспитательного процесса, выявление с помощью контроля причин позитивного и негативного состояния дел, системную обеспеченность и логичность проверок, гласность, открытость контроля.

    Данные контроля и оценки диагностирования позволяют поддерживать систему управления и участников педагогического процесса на заданном функциональном и развивающемся уровне.

    Отклонения от заданного режима устраняются с помощью специальных регулятивно-коррекционных действий. Причиной отклонений в технологическом процессе могут быть ошибки в составлении первичных документов, планов, программ, неисполнение принятых решений, завышенная или, наоборот, заниженная оценка промежуточных результатов по итогам контроля, неполная и некачественная реализация намеченных планов. Устранению причин технологических сбоев способствует коррекция происходящих процессов, которая устраняет все нарушения в работе. Педагоги получают необходимую методическую помощь и поддержку. С помощью контрольных результатов устанавливается соответствие полученных данных требованиям государственного стандарта.

    В управленческой деятельности выделяются понятия субъекта и объекта управления. В качестве субъекта выступает человек или группа людей, находящихся на той или иной ступени организационной структуры управления. Объектом управления выступает образовательное учреждение, все происходящие там процессы, которые направлены на реализацию миссии образования. Во взаимодействии субъектов и объектов управления проявляется их единство в целостной педагогической системе.

    "

    В соответствии с действующим законодательством образование является сферой совместного ведения федерального, регионального и муниципального уровней власти и управления. Это означает, что в сфере образования компетенция этих уровней должна быть разграничена законодательно. Такое разграничение предусмотрено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

    – Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования;

    – Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

    – Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

    – Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

    Детальное описание компетенции образовательной организации, данное в статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», содержит 22 конкретных пункта.

    Обозначенные компетенции федерального, регионального и муниципального уровней власти и органов управления образовательной организацией можно отнести к функциями управления образовательными организациями.

    Некоторые современные исследователи проблем управления образовательными организациями выделяют наиболее общие функции управления : информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную (Шамова, 2001). Эти функции представляют собой последовательность звеньев, из которых слагается процесс управления для всех самоуправляемых систем. Они взаимосвязаны и поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов. Остановимся на условиях реализации этих функций.



    1. Информационно-аналитическая функция .

    Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления. Далее нужно решить, в какой форме и где эта информация будет храниться и как использоваться. Для каждой из подсистем – управляющей и управляемой – выделяются три уровня информации:

    1. Административно-управленческая (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.).

    2. Коллективно-коллегиальная (совет школы, педсовет, методсовет, методические объединения, кафедры, общественные организации).

    3. Ученическое самоуправление .

    Учет цикличности информационных потребностей руководителей школ, педагогов, органов общественного самоуправления позволяет заранее планировать информационные процессы. Циклограмма запросов информации по той или другой теме должна найти место и применение в текущем и перспективном планировании работы школы, что положительно скажется на принятии управленческих решений. При этом важно помнить, что своевременная, достоверная, полная по объему информация побуждает руководителей школы и учителей к деятельности. Групповые и индивидуальные потребности и мотивы предполагают введение в школах и других учебных организациях системы информационного обеспечения.

    Побудителями и способами, стимулирующими появление информационных потребностей и мотивов, будут изменение вида труда учителя, организация контроля как сервисной услуги, итоги контроля (диагностики, тестирования), плановые и по запросу учителя работы по обобщению опыта, традиции педагогического коллектива (творческие отчеты, выставки, выдвижение педагогических кадров и др.).

    Управленческая деятельность руководителей школы и органов самоуправления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена школы в цеом.

    Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Шамова, 2001).

    В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа , как:

    – аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся; изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания; изучение особенностей групповой работы учащихся на уроке и т. п.);

    – краткий анализ – предполагает общее изучение образовательной деятельности;

    – развернутый анализ – направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.).

    В практике работы современной школы выделяют также:

    – параметрический анализ. Содержанием этого вида анализа является изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.);

    – тематический анализ. Содержанием данного анализа является изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процессов (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.);

    – итоговый анализ. Проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года. Итоговый анализ направлен на изучение основных результатов образовательно-воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения. Информация складывается из данных параметрического и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления, например:

    Качество преподавания – соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;

    Выполнение образовательных программ и государственных стандартов;

    Использование активных форм и методов обучения;

    Реализация воспитательного потенциала урока;

    Развитие индивидуальных задатков и способностей личности;

    Соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

    Качество знаний, умений, навыков учащихся – объем, глубина, системность, прочность, осознанность;

    Типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;

    Компьютерная грамотность учащихся,

    Степень развития познавательных интересов,

    Уровень воспитанности школьников;

    Состояние и качество методической работы в школе;

    Эффективность работы с родителями и общественностью;

    Состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;

    Результативность деятельности Совета школы, педагогического совета и др.

    Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит основой для разработки плана работы школы на новый учебный год.

    2. Мотивационно-целевая функция .

    Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включения в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать неформальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу.

    Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь руководителя; личный пример компетентности, активности, честности, справедливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса.

    Функция целеполагания заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней.

    Дж. Л. Морриссей показал, что цели управления должны отражать следующие основные положения:

    Конкретизировать требуемый конечный результат;

    Конкретизировать заданный срок достижения цели;

    Конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;

    Давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

    Оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали, «как» и «почему» это должно быть сделано;

    Отвечать непосредственно целевому назначению функциональных обязанностей данного исполнителя;

    Быть понятной всем, кто будет работать для достижения цели;

    Быть реальной и достижимой, но не легкой;

    Обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

    Быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;

    Исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

    Соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;

    Совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;

    Фиксироваться в письменном виде;

    Быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными.

    Достижение предусмотренных целей требует от субъекта целеполагания четкого представления о тех задачах, которые он собирается решать.

    Технология целеобразования приобретает различные формы. Основными из них являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.

    3. Планово-прогностическая функция .

    Планово-прогностическая функция управления обеспечивает деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения, на согласование прогнозов и планов на всех уровнях управления.

    Планирование в управлении школой – это принятие решения на основе данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:

    Единство целевой установки и условий реализации;

    Единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

    Осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;

    Обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;

    Стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;

    Целенаправленность – учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;

    Перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);

    Комплексность – использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

    Объективность – учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.

    Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ).

    В практике работы школ распространены следующие виды планирования:

    Перспективный план работы школы на 3-5 лет;

    План учебно-воспитательной работы школы (годовой);

    Графический план организационной, методической и внеклассной работы (выписка из годового плана, например на четверть);

    План-график внутришкольного контроля;

    Планы общественных организаций.

    В перспективном плане отражаются следующие разделы:

    Тематика педсоветов и заседаний методических объединений;

    Профсоюзные собрания и производственные совещания;

    Совещания при директоре;

    Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

    Потребность школы в педагогических кадрах;

    Повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.);

    Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств информационных технологий, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.);

    Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

    Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления.

    Годовые планы составляются в мае–июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

    Подготовка годового плана работы школы проходит несколько этапов:

    Изучение новых нормативных, инструктивных документов; теоретических и методических материалов по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности директором школы, его заместителями и руководителями школьных служб (первая учебная четверть);

    Создание инициативной группы по разработке и корректировке структуры проекта плана, определение источников и форм сбора необходимой информации под руководством директора школы (вторая учебная четверть);

    Анализ получаемой информации, заслушивание отчетов о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы; выявление причин возникающих трудностей и путей их устранения в перспективе (третья учебная четверть);

    Подготовка и обсуждение проекта плана (конец четвертой четверти).

    На первом заседании Совета школы в новом учебном году утверждается план работы школы.

    Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизацией общешкольного годового плана.

    Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

    На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали – организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных за данную форму работы; тематика (содержание) работы; сроки выполнения; формы контроля.

    4. Организационно-исполнительская функция .

    Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:

    Предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;

    Мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;

    Обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;

    Оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;

    Выбор форм стимулирования участников деятельности;

    Оценка хода и результатов конкретного дела.

    В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя – его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

    Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, должны учитывать специфичность объекта и субъекта управления в системе взаимодействий (отношений) и разделяться по целенаправленности (прямые и опосредованные), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Для оптимального достижения целей организации они могут иметь вариативное сочетание.

    5. Контрольно-диагностическая функция управления .

    Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям (нормативам). Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляющей системой и объектами управления (подсистемами) школы.

    Объектами внутришкольного контроля являются следующие направления:

    учебный процесс (качество и ход выполнения основных образовательных программ и Федеральных государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми и пр.);

    воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.);

    работа с педагогическими кадрами (исполнение нормативных документов и принятых решений; методическая работа; повышение квалификации; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.);

    условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда; санитарно-гигиеническое состояние школы; обеспеченность учебной, методической справочной литературой, наглядными пособиями, ТСО и пр.).

    Рассмотрим наиболее часто используемые в практике школ разновидности внутришкольного контроля.

    Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно.

    Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяемых при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более 2-3 раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного учебного заведения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

    В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

    персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим или фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении;

    классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе; система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения; развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся; динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года; состояние дисциплины и культуры поведения учащихся и др.;

    предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представители как администрации, так и методических объединений школы;

    тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения; развитие познавательных интересов учащихся; формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.;

    комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

    В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.

    К внутришкольному контролю предъявляются следующие требования :

    систематичность (регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса);

    объективность (проверка деятельности учителя или педагогического коллектива, осуществляемая в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основе выработанных критериев);

    действенность (результаты контроля обусловливают позитивные изменения; устранение выявленных недостатков);

    компетентность (знание предмета контроля, владение его методикой; умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля).

    Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы учителей, воспитателей, руководителей школы и методистов помогает рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин. Это позволяет избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы.

    Педагогическая диагностика (в данном случае) – это одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя школы. Правильная диагностика причин по характерным признакам и другим объективным данным создает условия для успеха действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий, а также для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и воспитанности школьников.

    6. Регулятивно-коррекционная функция управления .

    Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в определенной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

    Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Признаками таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов.

    Эффективность организационного регулирования измеряется прежде всего тем, насколько удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению. В этом направлении результативными являются дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах.

    Таким образом, среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором будет цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Раскройте сущность образовательной организации согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Обоснуйте факторы, влияющие на развитие образовательной организации.

    3. Что понимается под педагогической системой? Перечислите основные признаки общеобразовательной школы как педагогической системы.

    4. Что образует социально-педагогический комплекс?

    5. Перечислите уровни управления системой образования РФ. Определите внутри каждого из них субъекты и объекты управления.

    6. Дайте определение системы образования РФ.

    7. Что является целью внутришкольного управления. Какие управленческие задачи решаются для реализации этой цели?

    8. Представьте модель управляющей системы общеобразовательной школы.

    9. Обоснуйте информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную функции управления.

    10. Какими функциями управления наделены федеральные органы, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления в сфере образования?

    Лекция № 7. Новаторство и инновации в современной школе

    План лекции:

    1. Сущность педагогических нововведений.

    2. Классификация инноваций. Критерии педагогических новшеств.

    3. Инновационная педагогическая деятельность.

    Ключевые слова : инновация, новшество, инновационный процесс, нововведение, реформа, нововведения в сфере образования, педагогические инновации, критерии педагогических новшеств, ннновационная педагогическая деятельность, уровни инновационной деятельности педагога .

    1. Сущность педагогических нововведений

    Образование – функция социальная и поэтому не может не отражать изменения, происходящие в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Преобразования, происходящие в обществе, обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности образования. Поэтому стремление использовать инновации в образовательных учреждениях приобретает массовый характер. Обострилась потребность в новом знании, в осмыслении понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и др.

    Понятие «инновация » имеет латинское происхождение (in – в; novus – новое) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение», т.е. ввод чего-то нового, введение новизны.

    Новшество – явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового.

    Инновация – это процесс освоения (внедрения) нового.

    Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового.

    Нововведение определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей-инноваторов.

    Например, в школе введена новая должность заместителя директора по научно-методической работе. Эта должность есть новшество в организационной структуре управления школой. Действия же по введению и освоению в школе этого новшества есть не что иное, как нововведение. Таким образом, нововведение может рассматриваться как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения (освоения) и реализации новшеств.

    Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество. Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе, – они должны способствовать развитию и прогрессу.

    Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания.

    Следует различать реформы и педагогические инновации.

    Реформой называют нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью.

    Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

    К нововведениям в сфере образования относят следующие представленные ниже изменения:

    – в общественном положении образования и уровне финансирования системы;

    – в структуре системы образования;

    – в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса;

    – в формах и методах обучения.

    Рассмотрим несколько подробнее представленные нововведения в образовании.

    1. В течение времени общественная роль и общественное положение образования могут изменяться. История дает нам примеры. В начале 80-х гг. почти все выпускники средних общеобразовательных школ стремились поступить в вузы. А спустя всего десять лет – в начале 90-х гг. – престиж образования упал, количество желающих поступить в институт резко сократилось. Причиной данного положения стало изменение отношения государства к образованию, а последнее определяется той долей финансирования, которая выделяется государством на систему образования.

    2. Структура системы образования (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровня) весьма подвижный элемент. Изменения в ней, особенно в последнее время, происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. На структуру образования очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.

    4. Изменения во внутренней организации школьной деятельности предполагают создание школ определенного типа – интернатов, школ с продленным днем, школ без классов, а также организацию учебной деятельности (группирование учеников в зависимости от успехов по отдельным предметам, организация кабинетного обучения, дистанционное обучение и т.д.).

    5. Новшества в сфере отношений «учитель-ученик» в значительной степени зависят от уровня развития общества. Характеристика типичных для массовой школы отношений является отражением характеристики отношений в обществе. Многие выдающиеся учителя становились новаторами в результате того, что, опережая время, формировали в классах и школах, например, более гуманные человеческие отношения, несмотря на то, что общество в целом еще не было готово принять гуманизм как основополагающий принцип общения.

    6. К нововведениям в методах обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, различные формы бригадного обучения, введение систем развивающего обучения, открытого обучения и др.

    7. Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники (диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, магнитофоны), программируемое обучение с ЭВМ, радиопередачи, телевидение. Применение на уроках аудиовизуальной и компьютерной техники требует введения новой методики организации обучения. Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса, однако они не являются определяющим фактором инновационного движения и развития образования.

    Однако не все нововведения в образовании можно трактовать как педагогические инновации. Педагогические инновации являются результатом деятельности людей внутри системы образования.

    Педагогические инновации – нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

    Так, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентаций общества, т.е. результат проведения политических реформ. Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями – это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуре, строительстве и др. Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организации деятельности школ.

    Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

    – во внутренней организации деятельности школы;

    – в отношениях «учитель-ученик»;

    – в методах обучения.

    Добавлен на сайт:

    Должностная инструкция руководителя образовательной организации [наименование образовательной организации]

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Руководитель образовательной организации относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

    1.2. На должность руководителя образовательной организации принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях - не менее 5 лет.

    1.3. На должность руководителя образовательной организации в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

    Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

    Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

    Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

    Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

    Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    1.4. Руководитель образовательной организации должен знать:

    Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

    Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Педагогику;

    Достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

    Психологию;

    Основы физиологии, гигиены;

    Теорию и методы управления образовательными системами;

    Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

    Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    Основы экономики, социологии;

    Способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;

    Гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

    Основы менеджмента, управления персоналом;

    Основы управления проектами;

    Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

    Правила по охране труда и пожарной безопасности;

    - [иные знания].

    1.5. Руководитель образовательной организации [избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации/назначается на должность учредителем образовательной организации].

    2. Должностные обязанности

    Руководитель образовательной организации:

    2.1. Осуществляет руководство организацией в соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации.

    2.2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательной организации.

    2.3. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

    2.4. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    2.5. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательной организации, принимает решения о программном планировании ее работы, участии образовательной организации в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательной организации и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательной организации.

    2.6. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей).

    2.7. Совместно с советом образовательной организации и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательной организации, образовательной программы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации.

    2.8. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников, направленных на улучшение работы образовательной организации и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

    2.9. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.

    2.10. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.

    2.11. Утверждает структуру и штатное расписание образовательной организации.

    2.12. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с Уставом образовательной организации.

    2.13. Осуществляет подбор и расстановку кадров.

    2.14. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников.

    2.15. Обеспечивает установление заработной платы работников, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

    2.16. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

    2.17. Принимает меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательной организации.

    2.18. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.

    2.19. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательной организации.

    2.20. Принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников.

    2.21. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательной организации.

    2.22. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами.

    2.23. Представляет образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.

    2.24. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.

    2.25. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом образовательной организации дополнительных источников финансовых и материальных средств.

    2.26. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательной организации в целом.

    2.27. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    2.28. [Другие должностные обязанности].

    3. Права

    Руководитель образовательной организации имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

    На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

    На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

    На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

    3.2. Действовать от имени образовательной организации во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.

    3.3. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.

    3.4. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.

    3.5. Распоряжаться средствами и имуществом образовательной организации с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава.

    3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

    3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

    3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

    3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

    3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

    4. Ответственность

    Руководитель образовательной организации несет ответственность:

    4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

    4.2. За нарушение Устава образовательной организации.

    4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.5. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

    Руководитель кадровой службы

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Согласовано:

    [должность]

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    С инструкцией ознакомлен:

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Педагогический анализ

    По определению Ю.А. Конаржевского, педагогический анализ - этофункция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспита-тельного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

    Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива.

    Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

    Педагогический анализ является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности ее участников.

    В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.

    Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Завуч на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает:

    · оценку работы школы, учителя и учащихся;

    · выявление причин отклонений в качестве преподавания;

    · установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе и т.д.

    Тематический анализ предполагает системный подход к изучению учебно-воспитательного процесса (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель тематического анализа - диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса. Установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

    Итоговый анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности школы в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее дальнейшей работы.

    Целью данного вида анализа - подведение итогов деятельности и оценка результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.

    Целеполагание

    Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует социально-педагогическую систему во времени и пространстве.

    Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества.

    Цели - конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все социально-педагогические системы являются многоцелевыми. Выделяются образовательные, социальные, инновационные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.

    Планирование

    В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

    Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.

    Базисный учебный план общеобразовательной школы - это государственный нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного стандарта образования. Его основное назначение - сохранение единого образовательного пространства в России.

    В структуре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

    В соответствии с Законом "Об образовании", установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции РФ, а установление национально-регионального компонента - к компетенции ее субъектов.

    Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов обусловливает существование в его структуре инвариантной и вариативной частей.

    Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основных типа учебных занятий:

    · обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

    · обязательные занятия по выбору учащихся;

    · факультативные занятия.

    Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планирования - расписания занятий.

    В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.

    Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.

    Перспективный план развития школы (на 3-5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.

    Этот план предусматривает направления деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:

    1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

    2. Потребность в учителях разной квалификации.

    3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

    4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

    5. Финансовую, коммерческую деятельность.

    Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.

    Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа (схема 1). О каждом изменении ставится в известность педсовет.

    Схема 1

    Примерная структура годового общешкольного плана

    Организация

    Организация как функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. Организация формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - это формирование условий устойчивости и гибкости социально-педагогической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

    Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений.

    Организация как функция управления в современной школе требует совместной работы многих специалистов и разделения труда между ними.

    Под специализацией понимается форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.

    Определение необходимого характера и степени специализации труда - это первая задача организационной деятельности . Она состоит в определении видов работ, которые следует предпринять для достижения целей школы и их рациональном распределении между отдельными сотрудниками и группами соответственно их квалификации.

    Разделение труда происходит по двум направлениям: горизонтальному - постадийное распределение работ; и вертикальному - разделение работ по уровням иерархии.

    В школе имеют место оба способа специализации. Учителя работают с учащимися разных классов (постадийное распределение). Труд делится на исполнительский и управленческий, т. е. по уровням иерархии. Специализация может быть как узкой, так и широкой. Наиболее широка она у учителя начальной школы. Некоторые учителя специализируются на преподавании предмета только в определенных классах, например, "учитель физкультуры начальной школы". Это пример узкой специализации.

    Другой задачей организации как функции управления является группировка различных видов работ (департаментализация).

    Смысл ее состоит в том, чтобы закрепить определенные виды специализированных работ за группами специалистов.

    Первым основанием для группировки служит наличие связей между отдельными трудовыми процессами. Например, разработка оптимального для учащихся класса варианта учебного плана или расписания занятий, создание системы внеурочной работы по предмету, разработка методики работы с учащимися с низким (высоким) уровнем обучаемости, создание механизма преемственности в обучении иностранному языку и др.

    Подразделением школы является относительно самостоятельная структурная единица, объединяющая специалистов, выполняющих взаимозависимые и сходные по характеру профессиональные задачи. Объединения учителей одного класса, параллели, начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, учителей, преподающих предметы одной образовательной области, работающих по программам одного образовательного уровня и т.д. - все это структурные подразделения школы.

    Как отмечалось выше, специализация работ позволяет значительно увеличить потенциал организации, а группировка их по сходству и взаимозависимости - сделать школу более управляемой. Однако раскрытие этого потенциала невозможно без осуществления интеграции и координации работы структурных подразделений. Благодаря им достигается согласованность действий всех звеньев школы как единого целого. В этом состоит еще одна задача организации.

    Обеспечение интеграции осуществляется посредством механизмов координации взаимодействия работников и подразделений. Выделяется пять механизмов координации работ: взаимное согласование, непосредственный контроль, стандартизация результатов, процесса труда и квалификации.

    Следующая задача организации - делегирование полномочий , которое непосредственно связано с определением диапазона контроля.

    Под диапазоном контроля понимается число лиц, непосредственно подчиненных данному руководителю. Чем больше это число, тем большая нагрузка падает на руководителя. Но, чем оно меньше, тем больше уровней будет в структуре управления. Диапазон контроля зависит от многих факторов: стабильности условий, квалификации подчиненных, интенсивности связей между ними и другие.

    Регулирование

    Регулирование как функция менеджмента есть вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-педагоги-ческой системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций.

    Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Как функция менеджмента регулирование деятельности в социально-педагогической системе создает условия реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Другими словами, функция регулирования создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для данной системы параметрах, заданиях, планах, программах, регламентах . Таким образом, через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

    Контроль

    Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Другими словами, контроль как функция управления есть наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

    Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля . Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

    Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

    Контроль, осуществляемый руководством школы, называют административным.

    Контроль, осуществляемый учительским коллективом - коллективный контроль . Это контроль равных по положению учителей, он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе.

    Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.

    Самоконтроль означает работу учителя на доверии. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

    Для контроля за различными объектами и участками работы школы используются разнообразные формы и методы . Можно выделить две основные группы форм контроля. К первой относятся предварительный, текущий и итоговый контроль, используемые для проверки состояния образовательного и других процессов жизнедеятельности школы, а ко второй - специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.

    Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля является материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей.

    Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.

    Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена, например, в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем.

    Выделяется два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которыхосуществляется в своих формах. Тематический контроль имеет тематически-обобщаю-щую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

    Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

    Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам.

    Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму наиболее целесообразно использовать в случаях, когда имеются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

    Персональный контроль - это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

    Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий.

    Вопросы для самопроверки

    1. Приведите примеры управленческих функций.

    2. Охарактеризуйте педагогический анализ как функцию управления? Назовите виды педагогического анализа.

    3. В чем сущность целеполагания как функции управления?

    4. Каково назначение планирования учебно-воспитательного процесса как функции управления школой?

    5. Что такое "базисный учебный план школы"? Каково его назначение и структура?

    6. Чьи и какие интересы должны быть обязательно учтены при составлении расписания учебных занятий?

    7. Что понимается под специализацией труда в школе?

    8. Какие формы специализации труда существуют в школе?

    9. Дайте понятие функции регулирования.

    10. В чем состоит необходимость контроля за учебно-воспитательным процессом в школе?

    11. Какой контроль называют административным?

    12. Какой контроль называют предварительным, текущим и итоговым? Приведите примеры данных видов контроля. Как они дополняют друг друга?

    13. Какие существуют специальные виды и формы контроля за учебно-воспитательным процессом? Каким целям служит каждая из этих форм?

    Список литературы

    1. Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие / В.С. Лазарев, Ю.С. Алферов, Т.П. Афанасьева и др. ; под ред. В.С.Лазарева. - М. : Центр социал. и эконом. исследований, 1997.

    2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др. ; под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Российское пед. агентство, 1996.

    3. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / В.П. Симонов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

    4. Каспржак, А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен / А.Г. Каспржак, М.В. Левит. - М., 1994.

    5. Шубин, И.А. Внутришкольный контроль: Пособие для руководителей / И.А. Шубин. - М., 1977.

    6. Менеджмент (Современный российский менеджмент) : учебник / под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М. : ФБК-ПРЕСС, 1999.

    7. Пятин, В. Управление педагогическим процессом в современной школе (Вопросы теории и методологии) : учеб. пособие / В. Пятин. - М. : МГПИ
    им. В.И.Ленина, 1986.

    Известный исследователь школоведческих проблем В. И.Зверева рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития . Как указывает М. М. Поташник в понятии «управление» выделяют целенаправленность деятельности, выработку и реализацию управленческих решений при взаимодействии субъектов педагогического процесса с целью достижения оптимального результата .

    Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования, а также ряда других, реализация которых осуществляется на основе объективного, углубленного и детального педагогического анализа, характеризующего научный подход к всестороннему рассмотрению жизнедеятельности образовательного учреждения.

    Необходимость выделения функций менеджмента, применяемых к новой социально-экономической системе школы, доказывается тем, что современному руководителю приходится переводить школу в режим развития. С учетом современных условий можно выделить следующие основания для определения функционального состава :

    1) системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;

    2) процессное, рассматривающее управление как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций;

    3) информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;

    4) коммуникационное, предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией между двумя и более людьми;

    5) координационное, обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;

    6) мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

    Выделенные основания являются достаточными для определения состава и содержания функций управления школой с учетом ее специфических особенностей как социально-педагогической системы. Среди них информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции. Функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов (рисунок 5) .

    Информационно - Мотивационно - Планово-

    Аналитическая целевая прогностическая

    Регулятивно-

    Коррекционная

    Контрольно - Организационно-

    Диагностическая исполнительская

    Рисунок 5 ? Взаимосвязь функций управления

    Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому эти функции можно назвать типовыми элементами управленческого цикла.

    Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

    Обновление управления общеобразовательной школой связывается прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. У руководителей школ возрастает потребность в информации, так как при переходе в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

    Для создания банка данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях.

    Процесс управления любой педагогической системой означает целеполагание и планирование. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

    Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один их основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможны максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.

    Во всей цепочке составляющих управленческого цикла, одинаково значимых для непрерывности и целостности управления, есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития объекта, ? организационно-исполнительская функция. Она объективно принадлежит каждому циклу управления, несет в себе основной потенциал социального преобразования школы. Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Постоянное взаимодействие руководителя с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. Именно поэтому внутришкольный менеджмент предполагает организацию межличностного взаимодействия, использование психологических методик .

    В условиях большей самостоятельности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ. Контроль – активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений является обратная связь.

    Регулятивно-коррекционная функция вносит коррективы с помощью оперативных способов, средств и взаимодействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта.

    В управленческом цикле изначальным моментом противоречия управления школой в целом является противоречие между функциями организации и регулирования. Функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы школы в конкретных условиях. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать той или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями .

    Таким образом, процесс управления образовательным учреждением заключается в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. То есть управление образовательным учреждением – это процесс информации, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели школы. Игнорирование какой-либо функции управления приводит на практике к снижению эффективности управленческих действий. Рассмотрим в следующем пункте эффективность управления образовательным учреждением.


    Похожая информация.