Что значит быть интеллигентным. Интеллигенция: что скрывается за понятием. Опираясь на мнение адептов, можно утверждать, что важнейшие характеристики интеллигентного человека – неподдельная искренность, острое милосердие, неутолимая жажда духовности и упр

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

Вот представьте – приехали вы в администрацию района за справкой и встали у кабинета № 158, ждете момента, чтобы проскользнуть. А вам граждане, что ещё раньше прибыли караулить заветный кабинет, вежливо так говорят: «Женщина, вас тут не стояло». Заметьте, не грубо, а очень даже ласково они это вам сообщают. Получается, что и граждане не унизили себя грубостями, и вы не обиделись.

А все почему? Потому что в очереди собрались интеллигентные люди. Кстати, а кто они?

Что это вообще такое, интеллигентность – чуткое состояние души, буддистский уровень эмоциональной зрелости, мультидипломный статус или небоскрёбы прочитанных книг?

У каждого утверждения есть критерии: если ранней весной ваш сад – пионер по части тюльпанов, вы без сомнений талантливый садовод; если вчера вы снова принесли домой голодного котёнка — вы добрый и чуткий человек; если вы можете часами вести аргументированный спор о противостоянии литературной значимости Пушкина-Карамзина – вы умница и эрудит. При этом не факт, что интеллигент.

Спор о том, кого можно отнести к интеллигенции, ведется уже несколько столетий и продолжается сегодня. Исторические события и социальные нормы не раз меняли портрет интеллигента. Мы составили собственный шорт-лист определений этого культурного явления, принадлежащих перу личностей национального и муниципального масштаба.

Репост в России больше чем репост

В латинском языке слово intellego являлось глаголом и значило «мыслить, разбираться», т.е. транслировало действие.

Сегодняшний интеллигент больше склонен наблюдать и выносить оценки, чем забираться на баррикады и оттуда с девяти до шести азартно менять мир.

Русского интеллигента ХХI века легче всего найти на Фейсбуке. Именно тут он собирает или сеет урожай мнений, обменивается реверансами с приятными гражданами, пикируется с неприятными и отчаянно противостоит злу — ханжеству, глупости и лицемерию. У зла есть рейтинг – первое место занимает любая политика и произвол власти, второе – падение нравов, третье – околорелигиозные прения, четвертое – чёрствость и хамство чиновников, пятое – всякие мелочи, типа pr-околесицы звезд шоу-бизнеса.

В части добра современная интеллигенция — понятие клубное. Благодаря распространению социальных сетей интеллигент больше не индивидуалист. Интеллигент делится яркими мыслями, пламенными призывами и стихийными манифестами с членами клуба – благо, сегодня это делается простым репостом. Репост в России больше чем репост.

И да, согласны вы с этим или нет, тренд современной русской интеллигенции — мат. Причем, у самих носителей идеологии мата аргументы на этот счет имеются надежные, как сейфовая дверь – во-первых, мы не ханжи, во-вторых, мат придает речи образность, в-третьих, мат – это демонстрация свободы личности. Сдается нам, что интеллигентный мат – простое пижонство. Однако такой аргумент интеллигенции не люб.

Интеллектуалы vs интеллигентов

В России принято считать, что, в среднем по палате, натура русского человека тоньше, чувствительнее и острее в восприятии, чем натура толстокожего европейца. Отчасти это подтверждается фактом возникновением в России интеллигенции.

Запад не стал разбираться в тонкостях и нюансах этого явления, а просто разбил общество на две команды – работников умственного и работников физического труда. Во время формирования в России особого класса идеалистов с пламенным сердцем и чуткой душой, западные империи назначили цветом наций юристов и философов, назвав их intellectuals — интеллектуалы. Получается, что европейцы просто не выделили в отдельную группу интеллектуальных джедаев, хранителей духовности и чести своей цивилизации, считая, что образованный и законопослушный человек приносит обществу исчерпывающую пользу и не нуждается в дополнительных социальных нагрузках.

Интеллигенция от энциклопедистов

Теперь попробуем разобраться с определениями.

Советский энциклопедический словарь 1988 г. определяет интеллигенцию как « общество, слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры»

Действительно, вроде всё на своих местах – непонятно только где найти творческую составляющую в труде образованного и даже начитанного участкового терапевта? И у идейного дауншифтера – вдохновенного булочника, защитившего когда-то диссертацию о влиянии северного ветра на стихотворную форму Цветаевой, в этом определении тоже нет шансов на интеллигентность.

Интеллигентный негатив

Лев Гумилев. Фото: gumilevica.kulichki.net

Многие русские философы не скрывали негативного отношения к интеллигенции. Так, когда Льва Гумилева спросили, считает ли он себя интеллигентом, историк ответил:

« Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция – это такая духовная секта . Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия».

Вячеслав Плеве отозвался об интеллигенции так:

«Русская интеллигенция имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитированию государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна».

Впоследствии, Плеве, презрительно отзывавшийся об интеллигенции, был убит интеллигентом-бомбистом. Так что, «кто с мечом к нам войдет…»

А вот мнение Николая Бердяева :

«Интеллигенция напоминает монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием … Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями…»

Иван Бунин тоже довольно резко отзывался о предмете споров:

«Не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чем кричать и писать? А без этого и жизнь не в жизнь была».

Получается, что главные претензии, которые предъявляли значительные русские мыслители к понятию интеллигенция, это поверхностность, прикрытая склонностью к показному беспокойству и хлопотливости на фоне апатичности и безынициативности.

Сегодня это выглядит так: значимая персона с высокими гуманными принципами бросает в сеть язвительный пост, ругающий и высмеивающий, допустим, тупость чиновника N. Пост оканчивается пронизывающей горечью автора по поводу проржавевшей системы. И все. Никаких предложений. Никаких действий. Каждый лайк и репост, выдаваемый за действие, таковым не является. Это удобная иллюзия того, что вы несёте в мир добро и справедливость. Просто. Удобно. Для тебя!

Интеллигентный позитив

По счастью, существует и противоположный взгляд на интеллигенцию.

После идеологов понятия – Николая Чернышевского и Николая Добролюбова, самым ярким представителем прекраснодушной русской интеллигенции был — интеллектуал, «стремившийся не столько к политическому, сколько к нравственному переустройству мира».

Продолжил эстафету интеллигентофилов Леонид Андреев:

«Это, во-первых, не подпевала сильным мира сего. Во-вторых, человек с обостренным, прямо-таки изнуряющим чувством совести. И в-третьих, сколько бы ни выпил, все равно остается культурным человеком».


Василий Макарович Шукшин

Есть и более современные позитивные определения. Василий Шукшин писал так:

« Интеллигентный человек — это неспокойная совесть, ум, … горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «что есть правда», гордость… И сострадание к судьбе народа. Неизбежное, мучительное »

Тонкости восприятия интеллигенции в новейшей истории доходчиво обозначил Александр Солженицын:

«В Советском Союзе это слово приобрело совершенно извращенный смысл…Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы…Все канцелярские служащие. С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни). И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком.

А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна»

Опираясь на мнение адептов, можно утверждать, что важнейшие характеристики интеллигентного человека – неподдельная искренность, острое милосердие, неутолимая жажда духовности и упрямое безоглядное взращивание собственной личности. Говорить, о чем думается. Помогать тихо. Благодарить обязательно. Думать всегда. Как-то так…

Что думает по этому поводу интеллигенция?

«А что подумал по этому поводу Кролик, никто не узнал, так как Кролик был очень воспитанным». Помните, у ? С интеллигенцией, несмотря на её хорошее воспитание, всё обстоит иначе. Тонкая общественная прослойка продолжает делать ёмкие, простые, лаконичные попытки самоопределения, которые можно отнести к разряду афоризмов:

— Интеллигентный человек образован и эрудирован, постоянно самосовершенствуется. Его разум не знает покоя;

— Интеллигент соблюдает законы приличия, культурно ведёт себя в любой социальной среде, невзирая на уровень интеллекта, статус и материальный достаток окружающих. При общении с ним люди начинают подозревать, что нормы этикета он впитал с молоком матери;

— Интеллигент — человек, который может написать это слово без ошибок;

— Интеллигент — это человек, который имеет три высших образования: первое получил его дед, второе его отец, а третье он сам;

— Интеллигент обладает интеллектом и знаниями, умеет использовать их себе на пользу и не во вред другим, толерантен, терпим к недостаткам других и достаточно мудр, чтобы не спорить с дураками;

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Все мы хотели бы общаться с культурными, просвещенными, воспитанными людьми, которые соблюдают границы пространства личности. Интеллигентные люди как раз такие идеальные собеседники.

В переводе с латыни интеллигентность обозначает познавательную силу, умение, способность к пониманию. Те, кто обладает интеллигентностью – интеллигенты, обычно задействованы в умственном труде и отличаются высокой культурой. Признаками интеллигентного человека являются:

  • Высокий уровень образования.
  • Деятельность, сопряженная с творчеством.
  • Включенность в процесс распространения, сохранения и переосмысления культуры и ценностей.

Не все соглашаются с тем, что к интеллигенции относится сугубо образованная прослойка населения, занятая умственным трудом. Оппозиционная точка зрения понимает интеллигентность прежде всего как наличие высокой нравственной культуры.

Терминология

На основании определения из Оксфордского словаря, интеллигенция – группа, которая стремится мыслить самостоятельно. Новый герой культуры – индивидуалист, тот, кто может отрицать социальные нормы и правила, в отличие от старого героя, служащего как раз воплощением этих норм и правил. Интеллигент, таким образом, нонконформист, бунтовщик.

Раскол в понимании, что такое интеллигентность, существует практически с самого начала употребления термина. Лосев к интеллигенции относил тех, кто видит несовершенства настоящего и реагирует на них активно. Его определение интеллигентности часто обращается к общечеловеческому благоденствию. Именно ради него, ради воплощения этого благоденствия, работает интеллигент. По Лосеву, интеллигентность человека проявляется и в простоте, откровенности, общительности, а главное, в целесообразном труде.

Гаспаров прослеживает историю термина «интеллигенция»: сначала под ним подразумевались «люди с умом», затем – «люди с совестью», позже – «хорошие люди». Также исследователь приводит оригинальное объяснение Ярхо по поводу того, что же значит «интеллигентный»: это человек не много знающий, но имеющий потребность, жажду знать.

Постепенно образованность перестала быть основной чертой, по которой человека относят к интеллигенции, на первое место выдвинулась нравственность. К интеллигенции в современном мире относятся люди, включенные в распространение знаний, и высоконравственные люди.

Кто такой интеллигентный человек и чем он отличается от интеллектуала? Если интеллигент – человек, имеющий некий особый духовно-нравственный портрет, то интеллектуалы – это профессионалы своего дела, «люди с умом».

Высокий уровень культуры, такт, воспитанность – потомки светскости, куртуазности, человеколюбия и изящества. Воспитанность – это не про «не лезть пальцами в нос», а умение держаться в обществе и быть разумным – осознанная забота о себе и других.

Гаспаров подчеркивает, что в настоящее время актуально такое понимание интеллигентности, которое связано с отношениями между людьми. Речь идет не просто о межличностном взаимодействии, а о таком, что имеет особое свойство – видеть в другом не социальную роль, а человеческое, обращаться с другим как с человеком, равным и достойным уважения.

По Гаспарову, интеллигенция в прошлом выполняла функцию , которая вклинивается в отношения высших и низших. Это что-то больше, чем просто ум, образованность, профессионализм. К интеллигенции предъявлялось требование пересмотра принципиальных установок общества. Выполняя функцию самосознания общества, интеллигенты творят идеал, что является попыткой переживания реальности изнутри системы.

В этом отличие от интеллектуалов, которые на вопрос самосознания общества творят социологию – объективное знание, вид «извне». Интеллектуалы занимаются схемами, четкими и непреложными, а интеллигенция – чувством, образом, эталоном.

Воспитание себя

Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».

Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.

Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.

Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):

  • Доброта и терпимость.
  • Неподкупность и готовность платить за это.
  • Стойкость и сила духа.
  • Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
  • Независимость мышления.
  • Борьба с несправедливостью.

Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.

Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента . Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Умение размышлять.
  • Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний.
  • Открытость, способность услышать другого.
  • Осторожность, нельзя быть скорым на суд.
  • Деликатность.
  • Осмотрительность относительно дел других.
  • Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).

Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.

Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:

1. Ставить себя на место другого человека.

2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.

3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.

4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.

5. Уметь отказывать себе, развивать , специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).

В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.

Интеллигенция как совесть нации постепенно исчезает за счет появления прослойки профессионалов во власти. Интеллектуалы заменят интеллигентов на этом поприще. Но ничто не заменит интеллигентности на работе, в кругу знакомых и друзей, на улице и в общественных учреждениях. Человек должен быть интеллигентен в смысле умения чувствовать в собеседниках равных ему, проявлять уважительное отношение, потому что это единственная достойная форма в общении между людьми. Автор: Екатерина Волкова

Инструкция

Разумеется, высокая образованность – это не есть интеллигентность сама по себе, но это то, что в целом объединяет всех интеллигентных людей. Образование не ограничивается только узким профессиональным кругом интересов, но постоянно растет, увеличивается в объемах, расширяется в самых разнообразных областях.

Книга – это неотъемлемый атрибут интеллигентного , и не столько потому, что необходимо, а просто нельзя не читать, нельзя не узнавать что-то новое, развивая и дополняя свою мысль. Интеллигентный человек движим какой-то невидимой силой к культуре, познанию, мысли.

Интеллигентный человек в основе своей теоретик. Даже если он занимается каким-то вполне конкретным делом, добивается в нем больших , но главное, что движет им – это мысль. Можно даже утверждать, что именно ради мысли он действует, и эта мысль питает все его дела. Непрерывная мыслительная деятельность – вот, что отличает интеллигентного человека от простого.

В своих делах интеллигентный человек направлен на всеобщность, ему хочется открыть нечто, что будет полезно и приемлемо для всего . В этом смысле можно говорить о том, что он соблюдает интересы общечеловеческого блага. Поэтому истинно интеллигентными профессиями всегда считались такие как педагог, врач, писатель, актер, художник – это те люди, что трудятся на благо всех людей.

Интеллигентный человек всегда остро чувствует , а, следовательно, и все ее изъяны и несовершенства. Его высокая к , лжи, лицемерию, нечестности, бедам совершенно чужих людей не оставляют быть равнодушным. Нередко все эти переживания куда выше, чем забота о себе, о своих и близких.

Поэтому деятельность, как конкретная физическая, так и мыслительная, направлена на переделывание существующей действительности. Интеллигентный человек мечтает создать мир такой, в котором всем будет хорошо. Он упоен своим делом, своим занятием, и нередко, работая хотя и в одной сфере, ему удается что-то изменить, как-то повлиять на людей, пусть даже из ближайшего окружения.

И именно поэтому, нося в себе эти , интеллигентный человек высокой культурой общения, простотой, внимательностью к собеседнику. Создается впечатление, что этот человек максимально близок и, в то же время, максимально далек от вас. И это предположение справедливо, ведь поле его существования не здесь и сейчас, рядом с вами, а в голове, в мыслях и идеях, в нескончаемом внутреннем диалоге.

Видео по теме

Источники:

  • Credo New - теоретический журнал.
  • интеллигентный человек

Однажды в интервью академик Дмитрий Сергеевич Лихачев произнес небольшой монолог: «Возможно ли притвориться знающим человеком? Можно, если запомнить несколько фактов. Возможно ли притвориться умным? Да, можно, если запомнить несколько связей между фактами. А возможно ли притвориться интеллигентным человеком? Нельзя».

Многие думают, что получение образования, кандидатской степени и защита докторской, годы, проведенные в путешествиях, знание нескольких языков – все это интеллигентного человека. А если лишить такого «интеллигента» всех его знаний? Ведь в жизни многое может случиться. И что тогда? Пустота, глупость, а может даже эгоизм и бездушность... Подлинно интеллигентного человека можно лишить образования, знаний и памяти. Он может забыть все, но при этом в его душе сохранятся , к знаниям, чувство эстетики и ответственности. Он будет восхищаться , никогда не проявит равнодушия, грубости, зависти к ближнему. Одним словом, интеллигентность проявляется в способности к пониманию окружающих. Образованность синонимом интеллигентности. Другое дело, духовность, которую сопровождают честь, достоинство, порядочность и чистая совесть – все это признаки интеллигентности. Нельзя , что бездушный человек омерзителен и ничтожен, он просто слаб. Нет, не физически, его слабость проявляется в злобе и зависти ко всему окружающему, в непонимании и грубости. Подобная слабость не просто недостаток, это неумение жить и наслаждаться жизнью. А как уже выше сказано, интеллигентный человек всегда проявляет понимание и сочувствие к слабому. Возможно, именно поэтому известны случаи, когда интеллигенцию уничтожали и унижали. Слабые люди боялись интеллигентных, они приходили в бешенство оттого, что кто-то может быть сильнее (морально) и мудрее их. Слабые имели власть, а интеллигентные – душу. Интеллигентность не документ со множеством печатей. Это жизненная позиция и душевное равновесие. Интеллигентный человек оригинален в проявлении своих чувств, смел и способен защитить обиженного. Как говорится: «Тайное всегда становится явным». Так и интеллигентную фальшь со временем можно четко выявить. Случайно или намеренно, но однажды фальшивый человек раскроет свое истинное «Я». Это может проявиться и в поведении, и в манере одеваться, и в привычках, даже в выражении мыслей или квартиры. В современном мире «Интеллигентность» неоднозначно, но в целом, наверное, это просто хороший человек.

Видео по теме

Приятно провести выходные за чтением книги и насладиться развитием сюжета. Правда, при большом выборе сразу определиться непросто. Что интересного можно найти у серьезных писателей?

Инструкция

Прочитайте биографический роман Ирвинга Стоун «Микеланджело. Муки и радость». Вы узнаете подробности жизни и творчества Микеланджело Буонаротти. Величайший скульптор и художник эпохи Возрождения прошел сложный жизненный путь: познал богатство и , признание и бесконечные интриги завистников. Его благополучие и творчество полностью зависело от благосклонности римских пап, которые, к его неудаче, слишком часто сменялись. После смерти каждого, судьба великого кардинально менялась. Вы познакомитесь с фактами о том, как Микеланджело создавал легендарную скульптуру «Давида», и какие были у него покровители. Вас могут заинтересовать детали работы над росписью знаменитых фресок в Сикстинской капелле. В биографии описаны непростые, и скорее сопернические, отношения Микеланджело с Леонардо да Винчи.

Читая книгу Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан», вы можете познакомиться с загадочным миром шаманов древней Мексики. Автор книги был простым американским антропологом и выполнял исследовательскую работу, посвященную растениям. Встреча с магом Доном Хуаном перевернула его жизнь. Карлос уделял все меньше внимания карьере ученого, и вскоре, незаметно для себя, встал на Путь Воина. Несколько раз в год Кастанеда приезжал к своему учителю, и они подолгу беседовали. Много раз их походы в пустыню Санора оканчивались переворотом сознания для педантичного ученого. Карлос записывал все свои встречи с таинственным и непостижимым. Он отчаянно сопротивлялся, ставя под сомнения новые знания. Не стоит воспринимать эту книгу исключительно как пособие для современных шаманов. Она будет очень интересна для любителей метафор и аллегорий. Вы научитесь самоиронии, ценить каждый момент жизни и брать на себя ответственность за происходящее. Из книги можно узнать про источники Личной Силы. Шаман раскрывает секреты древних племен и учит идти к своим целям, живя в согласии с миром и обращая внимание на . «Путешествие в Икстлан» - это аллегорический рассказ о поисках себя, своего лучшего жизненного пути.

В сборнике «Юмор серьезных писателей» Ф. Кривина вы найдете много рассказов русских с нехарактерной для них юмористической формой изложения. В книге собраны ироничные очерки А.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова и многих других. Прочитайте повесть Ф.М. Достоевского «Крокодил», в которой Иван Матвеевич решил действовать нестандартно, чтобы привлечь внимание общественности. Чиновник пришел к выводу, если его проглотит крокодил, там он будет замечен скорее. Вне крокодила такой возможности ему не представлялось. Иван Матвеевич пригласил присоединиться и свою жену, но ее смущала мысль непрезентабельного внешнего вида. Друг чиновника старался спасти товарища и приводил преимущества свободной жизни. Однако у проглоченных своя . Узнайте чем закончилась для Ивана Матвеевича его выходка и какой был скрытый подтекст Ф.М. Достоевского.

Видео по теме

В поисках ответа на вопрос о том, кто такой интеллигентный человек, не нужно уподобляться герою знаменитого романа, созданного дуэтом советских классиков. В романе говорится, что он нигде никогда не служил, потому что работа затруднила бы ему процесс размышления о том, каково же истинное назначение российской интеллигенции. К этой прослойке общества ночной «гурман» - любитель чужого борща и котлет - относил и себя.

Что значит быть интеллигентным человеком? Каждый период развития общества формулировал свое определение этого понятия. Выдающийся российский ученый и интеллигентный человек Сергеевич в своем письме, напечатанном в 1993 году в «Новом мире», написал, что интеллигент должен обладать интеллектуальной свободой как основной нравственной категорией, ограниченной только своей совестью и мыслью.

Если заглянуть в историю, то для второй половины XIX столетия интеллигентный человек - это простой разночинец, что получил образование и стремился выбиться в люди только за счет своих способностей да тяги к науке, к знаниям. Само его происхождение подразумевало борьбу, причем как с социальным неравенством, так и с сословным. Представителями такой интеллигенции были интеллектуальные кумиры молодежи 1860-х - Писарев, Чернышевский и Добролюбов.

Кроме «разночинского», в это же время появился интеллигентный человек «чеховского» типа, который стремился скорее к переустройству нравственному, а не к политическому. Представители этой группы создавали сеющие разумное и доброе, открывали школы и больницы для бедных, учили крестьянских детей. Поразительное соответствие этому типу находим в характере героя знаменитого произведения Флобера - проницательного доктора Ларивьера, презиравшего чины и проявляющего щедрость и радушие по отношению к бедным больным. Этот и другие такие же образы доказывают межнациональный характер подобного типа интеллигента, несколько разбавляя часто упоминаемую русскую монополию.

До революции писателем Леонидом Андреевым - другом Максима Горького - было дано определение интеллигентного человека как такового, который не мог терпеть унижения от «сильных мира сего», обладал изнуряющей обостренной совестью, и, сколь пьяным бы ни был, все равно оставался культурным и воспитанным.

Интеллигентному человеку с вышеперечисленным набором качеств жить всегда было нелегко. Но после провозглашения Советской властью ему вообще пришлось выживать. По определению выдающегося советского деятеля Луначарского, чтобы осознавать себя подлинным интеллигентом, необходимы три университетских диплома: первый - дедовский, второй - отцовский, третий - свой собственный. Однако наличие в семье трех документов об образовании ничего не гарантирует - ни развитого интеллекта, ни наличия внешней и внутренней культуры. Несостоятельно упомянутое определение и по той причине, что вряд ли после революционных расстрелов, эмиграционных волн, репрессий, ссылок и Гулага в Советской России остались даже такие формально Но это место пустовало недолго, советским интеллигентом был просто назначен тот, кто профессионально занимался не физическим, а умственным трудом.

Конечно, оставался кое-где еще в стране настоящий образованный и культурный люд, не смирившийся с властью и лелеющий в душе возвышенные чувства. Его прототипы часто встречаются на страницах произведений Федина, Толстого, Булгакова, Зощенко и других, но в среде победившего хама такие люди были обречены на вымирание.

Правда, двадцатый век (во второй своей половине) явил миру достойных и интеллигентных своих представителей, взращенных диссидентской и художественно-литературной богемной средой. Все они прошли путь духовного преобразования, опирающегося на внутреннюю свободу и лучшие отечественные образцы литературы, музыки и живописи дореволюционного и советского периода.

Приведенные в данной статье определения, конечно, не являются исчерпывающими. Ищите, пытливые читатели, пользуясь своей интеллектуальной свободой и руководствуясь мыслью и совестью.