Жизненное пространство: значение в психологии. Личность и её жизненное пространство. Основные стратегии межличностного взаимодействия Найти в жизненном пространстве свою

Термин «жизненное пространство» используется в различных областях знаний. Например, в экологии он обозначает территорию, необходимую одной особи популяции; в политике - минимальную площадь, позволяющую государству реализовать свои геополитические и экономические стремления. Каков же психологический смысл понятия?

Термин в психологии

С точки зрения психологии это совсем не физическое место, имеющее определенные ограничения по площади. Жизненное пространство личности - это лишь те элементы материальной среды, которые отражаются в сознании человека.

Ожидания, цели, образы желаемых или нежелаемых объектов, действительные или кажущиеся барьеры для достижения целей - все это включается в жизненное пространство (также его именуют психологическим) и влияет на поведение личности. Поэтому говорят, что поведение и есть основная функция жизненного пространства.

Автор термина - немецкий психолог Курт Левин. Жизненное пространство - одна из основополагающих категорий в его понимании , базирующемся на теории поля. Левин предложил рассматривать личность исходя из ее окружения, но окружения не материального или социального, а отраженного в сознании этой личности, для чего и было введено понятие жизненного пространства.

Для объяснения своей теории Левин пользовался топологическими категориями (топология - раздел геометрии, изучающий взаимное расположение фигур и их элементов). Жизненное пространство изображалось как эллипс, а маленький круг внутри него означал саму личность.

Что же такое психологическое поле? Упрощая, его можно обозначить как взаимозависимые факты в жизни конкретного человека в конкретное время. Хотя акцент делается именно на текущей ситуации, тем не менее поле связано и с прошлым, и с будущим личности.

Прошлое - это знания, установки, чувства относительно фактов, в данный момент влияющих на личность, а будущее представлено планами и целями, но опять же не абстрактными, а относящимися к тому, что сейчас происходит с человеком. Важно, что все эти аспекты воспринимаются как одномоментные, (хотя на самом деле, конечно же, у них различная временная отнесенность) и имеют одинаковую степень влияния на человека.

Рассматривая время, Левин говорил о зонах настоящего, ближайшего и отдаленного прошлого и будущего личности, а в пространстве выделял два плана - реальный и ирреальный. Первый включал отражение происходящего на самом деле, а второй основывался на фантазиях (страхах, желаниях и так далее) человека.

Секторы пространства и внутренний конфликт

Жизненное пространство состоит из множества секторов, границы между которыми проницаемы, а связь одного сектора с другим происходит при помощи локомоций (реальных или воображаемых действий). Назначение локомоций - регулирование напряжения в жизненном пространстве, причем локомоции в одном секторе способны снижать напряжение в другом. Скажем, мечты - ирреальные действия - могут отвлечь от реальных физических потребностей, если удовлетворение их сейчас невозможно.

Границы пространства обретают четкость по мере взросления личности. Так, у младенца разграничение жизненного пространства находится на минимальном уровне, затем само пространство расширяется, дифференцируются его реальный и ирреальный планы. Интересно, что надежда рассматривается как пересечение этих планов в будущем, а чувство вины - как их расхождение в прошлом.

В теории поля используется также термин «валентность», вероятно, знакомый многим по школьному курсу химии, где он понимается как способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов. И в нашем случае валентность - это способность к отторжению или притяжению, но обладает этой способностью не атом, а определенный сегмент жизненного пространства.

Отталкивающий сектор имеет отрицательную валентность, притягивающий - положительную, а незначимый в данный момент для человека - нейтральную. Например, если человек хочет есть, еда будет положительно валентна, если он переел - отрицательно, и нейтрально, если потребность в пище в настоящий момент удовлетворена.

Понятие валентности важно для понимания конфликта в теории Левина. Внутренний конфликт может быть вызван тремя основными валентными противодействиями.

  • Человек выбирает между двумя секторами с положительной валентностью, то есть между двумя желаемыми объектами.
  • В одной цели сталкивается положительная валентность и отрицательная (человек хочет прыгнуть с парашютом, но одновременно боится этого).
  • Выбор между двумя отрицательными валентностями (например, человек не хочет выполнять неприятную работу, но знает, что в противном случае его ожидает наказание).

Условно эти типы конфликтов получили названия «стремление - стремление», «стремление - избегание» и «избегание - избегание». Автор: Евгения Бессонова

Чаще всего понятие «жизненное пространство» употребляют со словом «организация», подразумевая наведение порядка на своем рабочем месте, распределение рабочего времени и прочие мероприятия, связанные с самоорганизацией. Никто не будет спорить, что такого рода организация и оптимизация жизненного пространства очень важна, так как без этого достичь успеха в любой из сфер жизни невозможно. Но есть более интересное определение жизненного пространства, которое ему дает психология, вот с этой точки зрения мы его и рассмотрим.

Психология жизненного пространства

Это понятие было введено психологом Куртом Левиным, который считал, что человеческая жизнь проходит не столько в реальном мире, сколько в мире, сформированном его сознанием на основании накопленных знаний и опыта. При этом психолог предлагал рассматривать личность и ее представления о мире как единое целое, а все факторы, влияющие на его сознание, он называл жизненным пространством. Надо заметить, что это пространство совершенно не подчиняется физическим законам, человек может сидеть в одиночной камере, но при этом его жизненное пространство будет охватывать километры. На его размеры оказывает влияние мировоззрение человека, и чем оно шире, тем большим жизненным пространством личность может обладать.

Размеры этого пространства не постоянны, увеличиваясь по мере взросления. Чаще всего своего максимума оно достигает к середине жизни, постепенно уменьшаясь к старости. Жизненное пространство может уменьшаться у тяжелобольного или подавленного человека, ему ничего не интересно, нет тяги к новым знаниям и знакомствам. Иногда этот процесс может быть обратимым.

Если никаких серьезных болезней нет и до старости еще далеко, свое жизненное пространство можно легко расширить. Нужно просто перестать быть равнодушной, в мире происходит столько всего интересного – ученые совершают открытия, появляется новая музыка, фильмы и книги, археологи раскапывают древние города, перечень этот можно продолжать бесконечно. Наша жизнь – это книга, и только от нас зависит, будет она наполнена удивительными историями или на ее изломанных блеклых страницах останется только серость и грязь.

Сужение физического жизненного пространства для человека в возрасте после 60 лет все более напоминает процесс, обратный тому, который наблюдается в детстве: неограниченное в принципе для доступа пространство мира в более молодом возрасте все больше сужается сначала до пределов района, потом - улицы, затем - двора, дома и наконец постели.

Наиболее часто посещаемыми местами в жизненном пространстве становятся отнюдь не театры (их вообще не посещает 85% пенсионеров), не му-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 603


В пожилом возрасте происходит значительное

сужение жизненного пространства и снижение

психофизических возможностей.

зеи (не посещает 82%), не выставки (не посещает 78%) и не библиотеки (не посещает 78%) (Патрушев В. Д. , 1998). Их место теперь занимают магазины, аптеки, поликлиники, ближайшие «забегаловки» (выпивают 1 раз в неделю и чаще 23% мужчин в возрасте около 70 лет) (Потанина Ю. А., 1999) и лавочки, беседки перед домом.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Само взаимодействие пожилого человека с окружающими предметами постепенно качественно изменяется. Снижение его психофизических возможностей с неизбежностью приводит к появлению необходимых вспомогательных средств: очков, зубных протезов, ручной тележки для перемещения тяжестей, трости и некоторых других. Наличие этих предметов, с одной стороны, помогает пожилому человеку более или менее эффективно действовать, а с другой - создает ему дополнительные неудобства и заботы.

Например, при чтении всякий раз приходится доставать очки, протирать их стекла; во время еды протезы могут вызывать чувство дискомфорта - на неудовлетворительное качество зубных протезов жалуются 34% мужчин и 48% женщин (Потанина Ю. А., 1999); трость, которая помогает сохранять равновесие и смягчить боли во время ходьбы, порождает опасения забыть ее где-то (по данным того же автора, палочкой пользуются около 12% семидесятилетних).

Вследствие снижения подвижности и скорости перемещения пожилому человеку приходится по-новому рассчитывать время на совершение различных действий, процедур и переходов, например время для своего прибытия в назначенное место к назначенному часу.



У многих пожилых людей физические действия вызывают боли в суставах, мышцах, пояснице, что значительно ограничивает их возможности, например, по содержанию в порядке своего жилища, одежды, обуви. 71,1% пожилых людей нуждается в доставке продуктов, 77% - в стирке белья, 72% - в уборке жилища, 23,6% - в приготовлении пищи (Карпенко-ваТ. В., 1998).

Окружающий физический мир все больше заставляет пожилого человека быть бдительным и вызывает чувство напряжения в связи с возможным возникновением различных опасностей. Все опаснее становится везде: дома, на лестнице, на улице, в общественном транспорте, в закрытом помещении и в сквере - на одиноко стоящей скамье, в толпе и в одиночестве. 22% мужчин и 39% женщин в возрасте около 70 лет не чувствуют себя в


604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

безопасности нигде (Потанина Ю. А., 1999). Таким образом, физический мир становится все менее податливым, надежным, управляемым, предсказуемым и все более опасным.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Из изложенного выше становится понятным, что и социальный мир для человека в этом возрасте постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Кажется, что молодые люди только делают вид, что прислушиваются к мнению стариков. Конфликты с молодым поколением - распространенное явление (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

В современном обществе «опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым людям не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не уважаемы молодыми как "стратегические учителя"» (Краснова О. В., 1997, с. 5).

Между тем у многих именно в этом возрасте впервые появляется стремление быть полезным и нужным людям (Шахматов Н. Ф., 1996). Однако молодые видят в этом стремлении назойливость, старческое брюзжание и не принимают его всерьез.

Пожилым людям, сохранившим здравый смысл и рассудок, остается только мудро смириться со своим положением «отставших от жизни» и терпеливо, в меру сил и способностей помогать близким - детям, родственникам, друг другу- Если позволяют силы - работать и таким образом общаться с людьми, иначе наваливается нестерпимое одиночество.

В российских условиях, кроме того, работа - это средство для выживания пожилых. В новых экономических условиях изоляция пожилых людей усилилась: 63% пенсионеров отметили, что по сравнению с 1991 г. круг и интенсивность общения у них уменьшились (Патрушев В. Д., 1998).

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

Наиболее оптимальным типом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

Следует отметить еще раз, что в этом отношении больше «везет» мужчинам, поскольку из них в возрасте около 70 лет в браке состоит 75%, в то время как женщин - всего 35%.

Факторы развития

В связи с появлением у пожилых людей большого количества свободного времени возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени - это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и воп-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 605

рос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронически больных только 7-26%, среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т. д.) тяжелобольных 97% (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). 7,7% работающих и 4,1% неработающих пенсионеров продолжают учиться и повышать свою квалификацию. Занятия остальных в свободное время - это просмотр телевизионных передач (84,6%), интерес к радиокомпозициям (80%), чтение литературы (72%) и общение (69%).

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Приближающийся конец жизни неизбежно поднимает перед пожилым человеком «вечные вопросы». Не исключено, что религиозность, усиливающаяся в пожилом возрасте, и является реакцией на обострение актуальности этих вопросов. Вера в Бога дает надежду на то, что с окончанием физического существования существование души не прекратится, а приобретет какую-то новую форму.

Как бы там ни было, но среди верующих, по разным данным, лиц старше 60 лет от 53% до 65,8% (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997; Новикова Л. Г., 1998).

Предположение о том, что пожилые надеются на спасение после смерти, по-видимому, верно потому, что среди верующих всех возрастов 45% верят в загробное существование души (не исключено, что большая часть из них - пожилые люди), 52% - в рай, 46% - в ад, 49% считают, что «жизнь имеет смысл потому, что есть Бог» (Каариайнен К., Фурман Д. Е.). Всего же верующих среди лиц старше 18 лет в нашей стране в настоящее время - 47%.

СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ


Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно. У многих из них к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни.

Так называемая «счастливая старость» сопровождает тех, кто по отношению к жизни занимает позицию, сходную с позицией Екклезиаста: все в жизни - знания, звания, почетные должности, межличностные отношения, деньги - все это «суета сует».

Людям с такой позицией свойствен спокойный, созерцательный взгляд на сегодняшнюю жизнь, на происходящие события. По существу, это не пассивная, а активная позиция, поскольку она определяет характер и форму поведе-

«Счвстливвя старость».


606 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

ния, деятельности и общения человека. Пожилые люди с такой позицией меньше спорят, меньше драматизируют события, чаще говорят «да», хотя при этом остаются при своем мнении и проводят свою линию поведения. Они не сидят на месте, а неторопливо действуют в соответствии со своими укоренившимися интересами, привязанностями и личными стремлениями. Они не делают решающих ставок на будущее, а наслаждаются текущим настоящим.

Важно то, что такая счастливая старость возможна даже при неблагоприятных условиях - не очень хорошем здоровье и материальном неблагополучии (Шахматов Н. Ф., 1996, с. 65).

РЕЗЮМЕ

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.


ГЛАВА 6

СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

1еловек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.

Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.

Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл.

Описать с психологической точки зрения финальный период жизни че
ловека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что
тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоис
следованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно лич
ностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-
объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному
воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возра
стным параметром на отношение к ______________________________

смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки по-


608 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...) ШШШШШШШШШШШШШШШ

стараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.

СТРАХ СМЕРТИ

В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum, 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг, 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг, 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

Хотя мы начали с человека и впоследствии окружили его психологической средой, было бы ближе к левиновской идее (идти от общего к частному) начать с жизненного пространства и дифференцировать в нем человека и среду. Ибо жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

"Задача динамической психологии – однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент" (Lewin, 1936а).

Тот факт, что жизненное пространство окружено физическим миром, не означает, что жизненное пространство – часть физического мира. (Рис. 9-3.) Скорее, жизненное пространство и пространство за его пределами – дифференцированные и отдельные регионы большей тотальности. Что это за тотальность, – какова эта большая вселенная – конечная или бесконечная, являет она хаос или космос – не имеет к психологии никакого отношения, за исключением одного важного момента. События, существующие во внешнем регионе и соседствующие с границей жизненного пространства – Левин назвал этот регион "внешней оболочкой жизненного пространства" – могут материально воздействовать на психологическую среду. То есть непсихологические события могут изменять психологические. Левин полагал, что изучение событий, происходящих во внешней оболочке, может быть названо "психологической экологией". (1951, гл. VIII). Первый шаг психологического исследования – установить природу событий, существующих на границе жизненного пространства, поскольку эти факты помогут определить, что возможно, а что – нет, что может случиться в жизненном пространстве, а что не может. Левин проделал эту работу перед тем, как предпринял исследование пищевых навыков у людей и возможности их изменения. (1943, 1951, гл. VIII).

События в психологической среде также могут вызывать изменения в физическом мире. Между этими двумя мирами – двустороннее сообщение. Соответственно, говорят, что граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости. Граница напоминает проницаемую мембрану или сеть – скорее, чем стену или жесткий барьер. Отметим по ходу дела, что физический мир не может прямо коммуницировать с человеком, равно как и человек не может напрямую коммуницировать с внешним миром. Событие, прежде чем повлиять на человека или испытать его влияние, должно стать фактом психологической среды. Это ясно при взгляде на рисунок, изображающий человека полностью окруженным пространством психологической среды.

Указание на проницаемую границу между жизненным пространством и физическим миром чрезвычайно важно. Поскольку события в непсихологическом мире могут кардинально менять все течение событий в жизненном пространстве, предсказания, основанные только на знании психологических законов, несерьезны. Никогда нельзя быть уверенным заранее, что какое-то событие из внешней оболочки не нарушит границу жизненного пространства и не перевернет вверх тормашками психологическую среду. Случайная встреча, неожиданный телефонный звонок, авария, как известно, могут изменить течение жизни. Поэтому, подчеркивает Левин, для психолога реальнее понять конкретную, в данный момент существующую психологическую ситуацию при помощи описания и объяснения в терминах теории поля, нежели попытаться предсказать, как собирается вести себя человек в некотором будущем.

Следует отметить другое свойство жизненного пространства. Хотя человек окружен психологической средой, он – не часть среды и не включен в нее. Психологическая среда заканчивается у периметра круга, так же, как непсихологический мир – у периметра эллипса. Однако, граница между человеком и средой также проницаемы. Это означает, что события среды могут влиять на человека, P=f(E), и наоборот, E=f(P). Прежде, чем мы перейдем к обсуждению природы этих явлений, следует ввести еще одну дифференциацию в отношении структуры человека и среды.

А вот еще размышления на тему жизненного пространства сокращено ЖП. Какое ЖП допустим раковой опухоли, это все тело человека. Не похожа ли политика ЖП на многие окружающие явления. Допустим производитель Магдональдс захватывает все больше и больше рынков в мире. Можно считать что это хорошо. Но посмотрим это с такой стороны. Вот компания виндоус захватывает все рынки и что потом уже виндоус получив гегемонию по всем рынкам сама устанавливает цену и правила игры на рынке. А политика США. Которая включает в ЖП все и вся и как раковые опухоли обложив весь мир своими базами. А добыча полезных ископаемых, это ли не раковая болезнь, все выработаем, все сожжем, потом еще что нибуть придумаем. Всеобщее образование хорошо, но и в нем то же прослеживается психология раковой опухоли. Захват, уничтожение всех других структур отличных от других. А желание объединить все религии. Это ли не политика раковой опухоли. В то же время человеческое тело, в здоровом состояние, идеальный пример нормального жизненного пространства всех органов и систем.
И еще мысль не похоже ли России на печень алкоголика. Поэтому она такая Россиюшка и большая, раздуло ее от той словесной сивухи что веками в себя поглощала и перерабатывала. Может быть в этом богоизбранность русского народа и особый путь России, быть фильтром для идей всей Земли.
Теперь вот еще соображения.
ЗАХВАТ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДЕТ К ЗАХВАТУ ЖИЗНЕННОГО
Мои мысли по падению СССР связано с тем, что КПСС мало уделяли развитию теории коммунизма и отсюда не знание куда идти. Еще то же Ленин указывал что социалистическая идея это "цветущее дерево философии" но и по Маяковскому " коммунизм может быть канарейками задушен" . То есть после Маркса и Ленина ни кто не развивал теорию. Все теорию Ленина и Маркса можно уместить на одном листе бумаги, после них вообще тишина. А враг не дремал. Я скажу что с какого то времени, то же Капитал Маркса стал настольной книгой капиталиста. А у нас Капитал стал темой для насмешек. Потеряв гегемонию в виртуальном мире, СССР потерял реальную гегемонию в реальном мире а потом и распался сам.
А в это время. Мы знаем о таком здание как Пентагон, это колоссальное здание с атомным реактором для автономного питания и площадью где можно потеряться как лабиринте Минотавра. И там куча кабинетов, где военные обдумывают свои планы
А я скажу больше мы даже представить не можем, какие огромные структуры задействованы для исследование нашей русской культуры. Все лежит в сейфах, все обследовано и исследование в виде папочек лежит на столе у кого надо.
Мне даже страшно представить насколько далеко ушла западная мысль по путям развития. А видим мы лишь то что нам дает телевидение и цензируемый интернет. Насчет ценза в инете, некоторые наивные говорят вы что никакого ценза в инете нет. Наивные. Я тут хотел найти отклики в инете об одной фирме, не нашел. Так вот там есть админы, которые подчищают все это. Так вот если есть возможности подчищать информацию какой то вшивой фирме, то какие колоссальные возможности чистить есть у гос. структур. Так что то что мы имеем можно сравнить со сознательным ВБРОСОМ ИНФЫ и захватом нашего жизненного пространства наших голов.

Да, это содержательные связи и аналогии, полезный взгляд. Действительно, захват реального пространства начинается с прокручивания захвата в мыслях.
Мысли прекрасны тем, что мы свободны в них. (Хотя и это не абсолютная истина. Мысли возникают не на пустом месте, а, например, из других мыслей и, значит, подчиняются некоторым ограничениям.)
Поэтому мы вольны перебрать множество вариантов. (А некоторые граждане этим и удовлетворяются, живя в своей субъективной реальности и
не признавая никакую иную.)

Окружающий мир не дает такой же свободы. Как же на него повлиять? Как не остаться на обочине и занять приличное место?
Предполагаю, что надо в свое виртуальное пространство привносить некие ограничения, чтобы оно не сильно разошлось с реальным и мыслителя не упрятали в психушку.
Поэтому мне кажется, что для дальнейшего развития темы не обойтись без понятия цели, активно эксплуатируемого философами и психологами, а также без других вопросов познания и адекватного отражения мира в своей голове.

  • Может быть "поточим" эту мысль о" жизненном пространстве". Для затравки попробуй развить такую мысль. Некий человек N высказал мысль "идальное" что он Наполеон. И его заключили в психиатрическую больницу. И тут есть соображение. Не является ли захват виртуального пространства а объявление себя Наполеоном, происходит в первую очередь захват жизненного пространства. Таким образом общество спасается от захвата жизненного пространства тех людей, которые как варвары вторгаются в него и разрушают. Вопрос глубокий. Подумай. Не схожи ли ментальные (в виртуальном пространстве) атаки- проповеди ЗАХВАТОМ ВИРТУАЛЬНОГО МЫСЛИТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
    , а уж захват реального идет автоматически.

  • Мое мнение что тема не исчерпана. В основном теми соображениями философского вечного вопроса, соотношение "реального" и "идеального". Который в мире решается сравнительно просто методом грубой силы, кто сильный тот и прав, у того жизненного пространства больше. Но тут есть один нюанс, завоевывая виртуальное мыслительное пространство допустим религии а может и наука, потом и в реале как говорит молодежь возможно проникновение, оккупация всего жизненного пространства во всех его формах.
    Так незримое является в зримом.

  • Юлия, большое Вам спасибо за меткие замечания и деловые предложения. Я не собирался наводить порядок в пространствах, но благодаря Вашей помощи все же решил написать статью, хотя бы как материал для критики и дальнейшего развития темы. Так что буду признателен Вам и всем коллегам, которые захотят выразить свое мнение. Николай.

  • Юлия, спасибо за уточнения. Правда, я уже несколько заблудился. Поэтому позволю себе изложить некоторые гипотезы, а Вы меня поправьте, пожалуйста.
    Наверное, рационально будет выделить личное духовное пространство как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Это пространство почти недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.
    Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Своим опытом можно делиться не только без ущерба для себя, а, наоборот, с выгодой для всех.
    Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.
    В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.
    В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.
    Таким образом, границы личного пространства вроде бы есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.
    Если это не вызывает больших возражений, то потом попробую высказаться насчет жизненного пространства. А может быть, Вы захотите сделать это вперед. С уважением Николай.

  • > в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого скорее всего потому, что некоторые люди очень гибки, щедры и легки в общении. Однако порой, отсутствие четких границ в каких-то ситуациях создает проблемы.
    И я по-прежнему считаю, что
    > "у каждого есть личное пространство учитывая ВСЕ его аспекты.
    > Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Думаю, размывать границы не надо, и я говорила не об этом.
    Если тесны какие-то личные рамки, то их можно расширять, больше общаясь, больше участвуя, ну и вообще...больше перемещаясь, путешествуя...наверно, так.
    А бороться здесь ни с чем не нужно.

  • И Вам добрый день, Юлия! Поскольку я тоже скорее любитель, то Ваша "пища для размышления" весьма кстати и говорит, что Вы копнули глубоко. От однозначного вывода два дня назад "у каждого есть личное пространство" Вы перешли к "личное пространство есть не для каждого". Так что теперь, наверное, моя очередь настаивать на его существовании.
    По-моему, очень важно Ваше философское заключение: "Пределы эти вариабельны." Поэтому я бы все-таки не отказывал никому в наличии у него личного пространства. Другое дело, что объективно и субъективно оно может сильно варьироваться от человека к человеку, и даже в каждом человеке его границы размыты, подвижны и могут резко меняться в зависимости от ситуации.
    Скажем, копил гражданин всю жизнь деньги, картины, предметы искусства, а потом отдал все людям, церкви, картинной галерее, государству. Но обеднело ли от этого его личное пространство? Думаю, что нет! Ведь он впустил в свое пространство других людей, а те в свою очередь открыли перед ним свои души.
    По-моему, это очень правильно и откровенно, когда Вы теперь говорите, что для Вас "жизненное пространство... так и остается довольно размытым". Поскольку я точно в том же положении, то ни чем не могу помочь в борьбе с этим размыванием. Да и надо ли с ним бороться? Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Николай.

  • Добрый день! Я, конечно, в психологии не профи:) Могу просто дать "пищу для размышления" .
    Соглашусь, что в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого. Многие люди просто не испытывают в этом потребности, действительно, легко давая пользоваться своими вещами, постоянно находясь с кем-то в одном помещении, не имея отдельной комнаты...и т.д...
    В отношении своего тела, однако, эти же люди уже не так "легки". При разговоре, допустим, в социуме редко кто находится ближе полуметра, а уж какие-то медицинские манипуляции и вовсе мало кто любит даже при необходимости.
    Идём дальше...Нематериальное...
    Личное - разумеется, имеет отношение к личности. Значит, пределы ее проявлений и возможностей также могут быть личным пространством. Пределы эти вариабельны. И в отличие от материальных пределов имеют отношение уже не только к безопасности.
    Душа...тоже имеет непосредственное отношение к личности. Я даже думаю, что возможно, личность - проявление души человека в социуме. И вот у души тоже есть пределы, личное пространство)

    А Вы, Николай, может быть подскажете что-то про жизненное пространство? Для меня это так и остается довольно размытым.

  • Николай, с некоторых пор я отошла от чисто логического постижения мира) внутреннего и внешнего. Что такое моё личное пространство - я чувствую очень хорошо, как, наверно, и любой человек чувствует своё. Оно бывает довольно вариабельно с разными людьми и в разное время. Не совсем понимаю, для чего здесь нужны научные определения))

    Прочитав Вашу статью, я заинтересовалась "жизненным пространством" в сравнении с личным)
    Наверное, это важно в каких-то беседах и дискуссиях приходить к общему знаменателю, но не менее важным считаю просто обмен мнениями и мыслями) для дальнейшего личного мышления каждого из участников)
    А Вам нужны непременно глубокие общие выводы?

  • Юлия, спасибо за уточнения. Все именно так. Действительно, каждый сам строит свое личное пространство, пускает или не пускает в него. Кто-то не признает пространство соседа и лезет без спросу, потому что интересы пересеклись. По-всякому бывает...
    Разумеется, каждому гражданину нелишне ориентироваться, где он имеет больше прав, а куда лучше не вторгаться. Если такого понимания нет, то это, наверное, уже объект для психиатрии, а не для психологии.
    Все это здорово, но боюсь, что мы так и не продвинулись в определении личного пространства, а потому не можем сделать глубоких выводов. Но может быть, Вы попробуете дать определение? Николай.

  • > в обществе ничего чисто личного практически нет
    Я не поняла) это как? По-моему, у каждого есть личные вещи. И есть личное пространство...Для кого-то это высокий забор, а для кого-то, допустим, карман пиджака или брюк...сумочка.....документы...записи...и т.д... Для кого-то приятные часы одиночества и многое другое, куда можно пустить кого-то, а можно и не пускать.
    Это очень индивидуально, в частности и поэтому я говорю о таком личном отграничении с пользой для развития. Если границы у человека между "я" и окружающим миром стираются, то он попросту сходит с ума, или как минимум появляется нормальная агрессия, когда в его пространство вторгаются без спроса.

    Ваш пример с носками, конечно, смешной))) но как-то настораживает. Возникают мысли о...частичном захвате личного пространства мужа его женой)) с его же подачи. От лени ли, или от нежелания ответственности за свои же вещи он готов подарить свои носки жене, лишь бы она их стирала и давала ему носить)))

    > Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. А я думаю. не всякое)
    > Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность. Согласна, только смотря как шагать и проникать))

    В общем, я ЗА личное пространство, как и за личную ответственность. Считаю, это параллельные миры) взаимосвязанные с жизненным пространством.

  • Юлия, большое спасибо, что Вы проявили интерес к теме и все-таки решили копнуть поглубже. Охотно принимаю Ваше понимание пространств. Думаю, что оно не слишком расходится с тем, что говорилось раньше. Жизненное пространство, конечно, не фикция. Ни я, ни Козлов не зачисляли его в артефакты, и в этом его заметное отличие от личного или персонального пространства.
    Козлов не ограничивается выводом, а дает аргументацию. В моем представлении главная трудность в понятии "личное" такова, что в обществе ничего чисто личного практически нет. Что-то можно закрепить законодательно, но уже на уровне семьи совсем мало предметов, о которых можно заявить: это только мое и не смейте трогать. На заявление мужа: мои носки! - ответ жены: тогда сам и стирай!
    Индивидуальное развитие личности - это тоже отнюдь не личный процесс за высоким забором. Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность.
    Буду рад увидеть от Вас развитие этой темы. Николай.