Обитатели рек морей и океанов подготовительная группа. Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир! Игра «Без чего не бывает рыбы? »

Марина Новопашина
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов» в подготовительной группе

Задачи : Уточнить знания детей об обитателях морских глубин , умение выделять

характерные признаки, классифицировать, расширять кругозор, работать

развитием речи.

Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание,

закрепить знание состава числа из двух меньших, прямой, обратный,

парный счет, умение находить в предметах сходство с геометрическими

фигурами.

Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, умение передавать

в рисунке форму, окраску и особенности строения подводных обитателей .

Словарь : батискаф, аквалангист, материки, океаны , моря

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание альбомов, энциклопедий,

открыток, просмотр познавательных фильмов.

Материал : крупный лего конструктор , столы, стулья, акваланги, маска для

подводного плавания, ласты, рупор, иллюстрации с изображением

морского дна и морских обитателей , гуашь, бумага, шляпа водяного,

аудио запись шума моря, песни водяного и осьминожек из мульфильма.

Индивидуальная работа :

Воспитатель в рупор приглашает детей на морскую прогулку :

"Внимание, внимание, приглашаю всех желающих отправиться на морскую прогулку, просьба собраться на берегу и не опаздывать"

На чем можно путешествовать по водным просторам? (Корабль, яхта, лодка, пароход, теплоход.)

А как же нам оказаться на морском дне? (спуститься на подводной лодке, батискафе, с аквалангом.)

Хорошо, мальчики отправятся под воду с аквалангами, на моторной лодке. (дети строят лодку из лего)

А девочки опустятся в морские глубины на батискафе (строят из столов и стульев многоугольник, залазят во внутрь)

Встречаемся на морском дне.

Звучит музыка шума моря.

Пока мы не опустились на дно, давайте вспомним сколько материков на нашей планете? (5)

На каком материке мы с вами живем? (Евразия) Какой материк самый маленький? (Австралия) Назовите остальные. (Африка, Северная и Южная Америка)

А сколько океанов омывает материки ? (4) Чего больше? Материков или океанов ? На сколько?

Ну вот, кажется мы опустились, посмотрите в иллюминаторы, там плывут наши аквалангисты, а как нам присоединится к ним и полюбоваться на морских обитателей , ведь у нас нет баллонов с кислородом?

(дети предлагают различные варианты)

Может нам превратится в русалок, как в сказке Г. Х. Андерсена.

(Девочки снимают обувь, их ноги превращаются в рыбьи хвосты)

Пора и нам присоединиться к мальчикам и поинтересоваться, знают ли они сколько на нашей планете материков, океанов и морей .

Вылазят из батискафа, плывут на встречу мальчикам (на ковер)

А какие моря знаете вы? (дети перечисляют)

Посмотрите, сколько здесь рыб! Посчитайте.

Какие разные по размеру, форме, цвету камни, водоросли, кораллы. (пересчитывают, сравнивают, сопоставляют.)

Вам не кажется, что некоторые из морских обитателей напоминают геометрические фигуры? (краб-трапецию, черепахи-овал, рыбы-треугольник и овал)

А каких ракообразных вы знаете? (креветки, омары, лангусты, раки)

Сколько ног у краба? Лангуста? У кого больше? На сколько?

Все они могут жить в море ? Почему? (раки пресноводные, а в море вода соленая )

Звучит песня про водяного.

А как вы думаете, пиявки с лягушками могут жить в соленой воде? (ответы детей) Давайте поиграем с водяным.

Физминутка. Игра "Водяной"

Давайте посчитаем сколько кислородных баллонов у аквалангистов. (10. прямой и обратный счет)

Составление задач на вычитание и сложение.

Воздуха в баллонах осталось совсем мало, боюсь не хватит, чтобы вернуться на катер. Придется вам возвращаться вместе с нами в батискафе. Да и русалки могут превратиться в девочек.

(дети плывут к столам. залазят во внутрь)

Звучит музыка шума моря.

Ну вот мы с вами и вернулись на поверхность, посмотрите, лодку мальчиков прибило к берегу, Вам понравилось путешествие?

Каких обитателей мы встретили в морских глубинах? (ответы детей)

Звучит песня из мультфильма про осьминожек.

Ну конечно же, именно осьминожек мы и не встретили. Хотите их нарисовать?

Дети вылазят из батискафа, берут кисти, гуашь, бумагу и рисуют ладошкой осьминогов. Добавляют недостающие ножки, пересчитавают.

Моют руки, по желанию вырезают по контуру осьминожек и вешают на оформленную стену.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире морей и океанов: морские обитатели» Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о планете Земля;.

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» Тема: «Подводный мир» Задачи: Закреплять и расширять знания детей о морских обитателях и их особенностях. Развивать умение детей решать.

Методическая разработка образовательной деятельности (лепка) «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы. Цель: Расширять, углублять.

Цель:Пополнять знания детей о подводном мире,его обитателях. Задачи:Развивать связную диалогическую речь,расширять словарный запас детей,воспитывать.

Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТЕМА: ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Воспитатель: Рассказова О.В.

С.Большое Алексеевское

Февраль 2012 года

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать количественный счет.

Закреплять в речи названия геометрических фигур.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать вкусовую чувствительность.
  • Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.
  • Развивать и стимулировать внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Проекор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение произведений: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К.И.Чуковского «Айболит», русских народных сказок «По щучьему велению», «Царевна- Лягушка».

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»

Отгадывание загадок по теме.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.

Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря?(на машине, самолете, поезде, автобусе).

Предлагаю поехать на автобусе.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)

И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)

Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных.

Все садятся на ковер.

Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Воспитатель: Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы

для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2.Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.

Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и светится она

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда

А что скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари –

Святящиеся рыбы.
Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок: Что за звезды в глубине,

На песках лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке морские звезды.

2-й ребенок: «Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки,-

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок: Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

4-й ребёнок: Краб забился меж камней:

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Воспитатель: Каких только рыб и животных не плавало в море!

Продолжение показа презентации.

Воспитатель: перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.

Дети:

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах.

3.Упражнение «Рисование песком»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Воспитатель: Предлагаю вам опустить руки «под воду». Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!

Дети садятся за свои столы.

Воспитатель: Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе

Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед

Сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

Обеими руками .

Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево .

Дети обсыпают рыб песком.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4.Координация речи с движением:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море. руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

Вверх, трясут ими.)

5.Упражнение «Скажи наоборот»:

Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Воспитатель: Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета). В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

Воспитатель: Какой была вода в синем стаканчике?

Дети: Соленой.

Воспитатель: А в зеленом?

Дети: Несоленой.

Воспитатель: Верно. Она была пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.

Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот».

Морская вода соленая, а колодезная…….(пресная)

Морская вода теплая, а колодезная ……..(холодная)

Колодезная вода мягкая, а морская ……..(жесткая)

Морская вода мутная, а колодезная ……..(прозрачная)

6. Работа со скороговоркой:

Воспитатель: Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:

« В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем )

Сначала давайте произнесем тихо.(Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем )

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку )

Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку )

Еще быстрее. . (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку )

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.

7.Составление рассказов-описаний о рыбах:

Воспитатель: Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво.

3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.

8.Упражнение «Наш аквариум»:

Воспитатель: Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.

На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?

Дети: На прямоугольник.

Воспитатель: На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

Дети: Круг, квадрат, цилиндр.

Я опускаю в аквариум Воспитатель: Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.

Дети: - Я опускаю в аквариум скалярию.

Я опускаю в аквариум …..

Я опускаю в аквариум…..

Я опускаю в аквариум….

Воспитатель: Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?

Дети считают рыб в аквариуме.

Воспитатель: Молодцы ребята!

9. Итог занятия:

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.


Конспект НОД в подготовительной группе на тему «В музее подводного царства»


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «В музее подводного царства» с использованием музейной педагогики. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Этот конспект познавательного характера, направленный на развитие у детей любознательности, интереса к тайнам морских глубин и его обитателям.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «В музее подводного царства».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Цель: Систематизировать знания детей о море и морских обитателях.
Программное содержание :
Обучающие задачи:
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
- познакомить детей с полезными свойствами морской воды;
- ввести понятия – «кораллы», «коралловые рифы», «кристаллы», «ласты», «щупальца»;
- обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные процессы;
- развивать внимание и наблюдательность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Материалы и оборудование:
- магнитная доска, магниты;
- иллюстрации с изображением морских обитателей;
- посылка с ракушками, письмом и загадками Морского Царя;
- глобус;
- крупная соль, кристаллы морской соли, фрагменты кораллов;
- экспонаты морских обитателей: акулы, морской звезды, черепахи, ежа.
- аудиозапись шума моря;
Предварительная работа.
Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (Дети рассматривают содержимое посылки) Какие красивые ракушки! Возьмите ракушку, послушайте их шум. Рассмотрите ракушку. Откуда она появилась, где ее место обитания? Для чего она на морском дне? (Она может служить домиком для улиток и некоторых других морских животных). Да, в таких домиках некоторые морские обитатели могут спрятаться от врагов и плохой погоды. Где лежат ракушки? (Ракушки лежат на дне озёр, морей и океанов, иногда прикрыты песком или морскими растениями, лежат неподвижно, будто спят). - Какую форму имеет ракушка? (Необычную, причудливую) Правильно. А таят они в своих изгибах
...и шорох звёздной кометы,
И шепот ушедшего лета,
И горсточку лунного света.

Глядя на ракушки, можно вспомнить или представить много всего красивого и необычного.
А как вы думаете, кто же их прислал? (Варианты ответов детей) Конечно же, это Морской царь Нептун. А вот и письмо для нас.
«Дорогие ребята! Пишет вам Морской Царь.
Донесли мне мои русалки, что в вашем саду живут ребята, которые интересуются подводным миром. И захотелось мне пригласить вас в мой «Музей подводного царства» где вы можете ознакомиться с обитателями моря, а заодно и проверить, хорошо ли вы знаете морских животных. Я для вас приготовил загадки, а отгадки вы можете рассмотреть. С уважением к вам, Морской Царь»
Воспитатель: - Ребята, морской царь приглашает нас на экскурсию в свой музей.
Но нам нужно отгадать его загадки. Слушайте первое задание.
«На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны»
Что же это такое? (Глобус)
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли) Подойти к глобусу, рассмотреть и раскрутить его.

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой краски больше? (Голубой), (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вода занимает большую часть поверхности Земли. Это бесчисленные озера, реки и речки, это моря и океаны. Существует 5 океанов. Какие?
Ответы детей.
Воспитатель :
Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.
Воспитатель: Какие вы знаете моря?
Ответы детей.
Воспитатель:
Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Их очень много и всех невозможно перечислить.
А какая вода в море, можно ли ее пить?
Ответы детей.
Воспитатель:
А где можно применять морскую воду?
Ответы детей.
Воспитатель:
Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках.
воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль,
Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли
дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)
Имеют ли запах (нет).
Воспитатель : Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности). А остальные моря обитаемые и там есть жизнь.
Воспитатель: Отгадываем следующую загадку
Эта рыба - хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
Дети рассматривают акулу
Акула - самая крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто акул называют кровожадными и злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.
Воспитатель: Следующая загадка:
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик - ... (рыба-еж)
Дети рассматривают морского ежа.
Морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну.
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справляетесь с заданиями, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы на море…
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
Качает вода соленая
Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные
движения вперед
На волнах качаются
Солнцу улыбаются Руки вверх
Воспитатель: А теперь загадка другая, сложная такая
Он в воде цветок, как пламень,
а на суше-сразу камень.
Драгоценным тут же стал.
Дети, это кто …….. (коралл)
Что же такое коралл?
Кораллы - это живые существа, располагаются они на мелководье, разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.
Посмотрите на эту ветвь коралла. На что она похожа? (На оленьи рога) Этот коралл так и называется - «оленьи рога». Когда коралл растет, то он имеет светло-коричневый цвет, а если во время шторма он погиб со временем становится вот таким белоснежным.

А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это?
Дети: Морская звезда.
Дети рассматривают морскую звезду.
Воспитатель: Почему она так называется?
Это рыба или морское животное? Почему вы так думаете? (Ответы детей уточняются)
-Правильно, морская звезда - животное.
Какого она цвета?
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает - становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. (Все ответы детей уточняются, поясняются)
Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда - хищник, питается живыми организмами: мелкими рыбками, морскими червяками, креветками. Очень интересно она питается. У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется… И в рот не брала, а проглотила. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.

А вот еще один морской обитатель. Кто это?
Дети: Морская черепаха
Воспитатель: Это – самая необычная обитательница моря. У нее на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде она очень подвижна и грациозна, а по суше передвигается медленно-медленно. Если ее перевернуть на спину, то она так и останется лежать, потому что сама перевернуться не сможет.
Воспитатель: А ещё каких морских обитателей вы знаете?
Показывает иллюстрации. Дети отвечают: рыба-молот, рыба-пила, кальмар, морская черепаха, осьминог, медуза, дельфин, краб и т.д.
Мир моря очень многообразен, интересен и нам предстоит узнать еще много нового. Но об этом в другой раз, а пока мы побывали в «Музее Подводного царства». Понравилось ли вам в музее? Что вы там видели, о чем и о ком вы узнали? Что запомнилось вам больше всего?
Вот и закончилась наша экскурсия в музей. И я надеюсь, что нас пригласят и в другие музеи, а их очень много и мы их посетим обязательно!

Конспект по развитию речи

в подготовительной группе

«Подводный мир»

Образовательная область: речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Подводный мир»

Цели:

Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему . Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные : Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор

Предварительная работа: просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми, где и каких животных видели, какие повадки знакомы.

Материалы и оборудование : магнитофон с записью шумов моря, картинки с морскими обитателями (серия «Мир в картинках» пособие «Морские»), слайд-шоу «Подводный мир»,альбомные листы по количеству детей, карандаши.

Ход деятельности

Воспитателем запускается слайд-шоу «Подводный мир» с картинками и звуками моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А.Парошина «Подводный мир».

Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.

Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.

Словно жизнь на миг заснула

В океанской глубине.
Вот зубастая акула

С батискафом наравне.

Всюду - красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать?

А в каких путешествиях вы уже бывали?

Сегодня я хочу пригласить всех вас в морское путешествие. Согласны в него отправиться?

А что нам может помочь опустится в глубины моря и увидеть его обитателей?

Правильно, на морское дно можно опуститься и на подводной лодке, и с помощью акваланга, и на батискафе. Но наверное лучше будет использовать батискаф – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Он намного легче подводной лодки, проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом. Согласны?

Показать картинку батискафа.

Ребята, но настоящий батискаф ведь не поместится в нашей группе, что же будем делать?

Отлично, мы с вами его представим и построим из предметов находящихся в группе.

(Строим батискаф из стульчиков, выстраивая их в полукруг, а впереди ставим стульчик со штурвалом.)

Занимаем свои места и погружаемся в море. Можно закрыть пока глазки и представить себе картину моря.

Включается шум моря, по группе развешиваются картинки морских обитателей.

Открываем глаза, мы опустились на достаточную глубину, чтобы наблюдать за жизнью обитателей моря. Посмотрите кого мы здесь видим?

Проводится речевая игра «Какой, какая, какие» : де ти по очереди подходят к картинкам, рассматривают их, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке, какой он. К примеру «Это кит, он самый большой обитатель моря», или «Это медуза, она прозрачная, гладкая», «Это морская звезда, она очень похожа на обычную красную звезду»

Молодцы, всех о ком мы с вами раньше говорили вы вспомнили и узнали. Но я думаю, что мы их можем еще и показать?

Проводится физкультминутка «Море волнуется раз». Проиграть 2 раза.

Конечно, мы можем зарисовать увиденное и потом рассказать. А наш рисунок поможет ничего не забыть и не упустить. Все можно рисовать просто, не вырисовывая точное очертание и детали, лишь бы вам было понятно, о чем хотите рассказать.Н что ж, путешественники, покидаем наш батискаф и приступаем к нашим заметкам. Пароль на выход с батискафа «Цепочка морских слов». По очереди называем слово морской тематики – берем свой стульчик и идем к столу составлять свой рассказ о морском путешествии.

Что мы можем передать в своем рассказе? Где мы были? На чем опускались? Кого видели в море? Какие они, морские обитатели? что нам больше всего там понравилось?

Ваш рассказ может быть примерно таким: «Сегодня мы путешествовали по морю и опускались на его дно в батискафе. Там мы встретили морских обитателей: медузу, осьминога, морскую звезду и других. Видели как растут кораллы, плавают стайками рыбки. Больше всего мне понравились морской еж и рыба дракон. Морской еж своими колючками очень похож на свернувшегося ежика, только он красного цвета и с большими колючками

Пока дети схематично рисуют рассказ, напомнить им значение слов батискаф, иллюминатор, ихтиолог.

Мы были в море, а затем вернулись куда…. (на сушу). В роли суши у нас сейчас будет ковер.

Садимся на ковер

Наше морское путешествие закончилось, но оставило у нас много хороших впечатлений. Ачто мы можем с ними сделать?

Кто еще хочет нам рассказать?

Рассказы 4-5 детей.

Кто не успел рассказать нам о путешествии, возьмите свои заметки домой и поделитесьвпечатлениями с родными.

*Если остается время

Мы с вами поговорили о морских обитателях, также знаем и тех рыб, которые водятся в наших реках и озерах. И я хочу предложить вам отгадать, лишнюю рыбку, которая заплыла не в свой водоем.

1. Краб, осьминог, налим, медуза – кто здесь будет лишний?

2. Селедка, окунь, щука, плотва. – а здесь когобыть не должно?

Новая лексика

Существительные:

морская звезда,медуза,морской конёк,морской котик, кит,тюлень,акула,скат,дельфин,кораллы,краб,рифы, хвост,плавники,колючки;названияречных,морскихи озёрных рыб.

Глаголы:

плавать,нырять,питаться,нападать,охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.

Прилагательные:

глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбкуповстречала. -

Здравствуй!

Здравствуй!

Как дела?

На рыбалке я была.

Я удила рыбака,

Дядю Петю - чудака.

Где же твой рыбак?

Попался?

Нет, ушёл хитрец,

Сорвался!

Е. Череповецкий

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развиватьслуховоевнимание;формировать грамматическийстройречи,словообразование;учитьподбору родственных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямвнимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.

Например:

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский;

Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развиватьслуховоевнимание,слуховуюпамять, логическое мышление.

Ходигры. Воспитательпроизноситрядслов.Ребёнок запоминает слова,повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.

Например:

Скат,водоросли,акула,морскойконёк.-Лишнееслово «водоросли»,потомучтоононазываетрастение,авсе остальные слова - названия морских животных.

Щука, акула, кит, дельфин. -Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова - названия морских животных.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: формироватьграмматическийстройречи,учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.

Ход игры. Игра проводится с мячом покругу.Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:

Один скат, два ската, три ската... десять скатов.

Слова: кит, акула, медуза и т. п.

Затемвоспитательусложняетзадание,предложивдетям считать, кого нет.

Например:

Нет одной акулы, нет двух акул...

Например:

Я встретил одного кита, я встретил двух китов...

Игра «Составь слово из слогов».

Цели: развиватьслуховоевнимание, совершенствовать навык слогового синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и осталисьтолько слоги.Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Например:

ДУ-ЗА-МЕ - медуза

КУ-А-ЛА - акула

БА-РЫ - рыба

ЛЕНЬ-ТЮ - тюлень

ФИН-ДЕЛЬ - дельфин

ПА-ЧЕ-РЕ-ХА - черепаха

Игра «Какие буквы спрятались?»

Цели: развиватьзрительноеислуховоевнимание, формироватьграмматическийстройречи,учитьправильному употреблениюсуществительныхвтворительномпадеже единственногочисласпредлогом«за»,совершенствовать навык чтения,закреплять навыки звукового анализа и синтеза,

активизироватьсловарьпотеме«Животныймирморейи океанов».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямрассмотреть картинкуиответитьнавопрос«Какиебуквыспрятались?» Ребёнокназываетбуквы,которыеспряталисьзаморскими

животными, отвечая при этом полным предложением.

Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).

Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, котор ое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).

Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.

Затемвоспитательпроситдетейугадать,какоеслово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.

Вконцеигрывоспитательпроситдетейнарисовать животных,названиякоторыхонипрочитали,исоставитьих звуковые схемы (под нарисованными картинками).

Игра « Отгадай, какоесловозадумано»

Цели: развиватьфонематическиепроцессы,слуховое внимание,мышление,учитьопределятьпервыйипоследний звуки в слове.

Ход игры .Перед детьми карточки с изображениями морских животных.Воспитательназываетпервыйипоследнийзвукв слове,адетиотгадывают,какоесловозадумано.Тому,кто отгадал,вручаетсякарточкасизображениезадуманного. Выигрываеттот,укоговконцеигрыокажетсябольшее количество карточек.

Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсоставлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ходигры. Детизагадываютдругдругузагадки,описывая морское животное по опорной схеме.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ФОРЕЛЬ

Я семь недель ловил форель,

Не мог ее поймать я.

Я весь промок, и весь продрог,

И все порвал я платье.

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы, в речке!

Шотландский фольклор

(пер. И. Токмаковой)

РЫБКА

Что ты мечешься, рыбка, по дну,

Словно что- нибудь там потеряла?

Я здесь ночью с луною ныряла,

А к утру Потеряла луну!

Байрамов Нуры

(пер. В. Приходько)

Тексты для пересказа

МОРСКОЙ КОНЁК

Морскойконёкживётуберегасредиморскойтравы.

Зацепится за травинку хвостом и качается:взад-вперёд,взад- вперёд, вместе с прибоем.

Какосветитсолнце морскуютраву,станетоназелёная,и морскойконёкстанетзелёным.Солнцезайдёт,травыбудут коричневые,иконёк сделаетсякоричневым.Низа что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

По Г. Снегирёву

Вопросы:

Где живёт морской конёк?

За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?

Как маскируется морской конёк?

КАМБАЛА

Вморерыбытожемаскируются.Воткамбалаплоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть - хищных рыб.

Новрагамеётруднонайти.Рядомпроплывётзубатка,а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Дажетакойскамбалойопытделали.Положилинадно аквариумашахматнуюдоску.Камбалаподумаланемногои стала вся, как шахматная доска...

Так камбала меняет окраску - маскируется,как настоящий разведчик.

По Г. Снегирёву

Вопросы:

О какой рыбе говорится в рассказе?

Как выглядит камбала?

Почему врагам трудно найти камбалу?

Какой опыт провели с камбалой?

Текст для пересказа

КОЛЮШКА

В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит длянихгнездо.Всёидётвдело:иподводныетравинки,и кусочекдеревасодна-всёвплетаетколюшкавкруглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком - попробует,прочно ли? Вдругувидитбольшую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.

Но вотгнездоготово,и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.

Г. Снегирёв

Вопросы:

Где живёт колюшка?

Как выглядит колюшка?

Куда колюшка откладывает икринки?

Из чего колюшка строит своё гнездо?

Как колюшка защищается от больших рыб?

Как ведёт себя отец-колюшка?