Смех лечит. Возможный вред и противопоказания для смеха

1) По Дж. Миду, структура сформировавшейся личности состоит из двух компонентов: «Я – сам» (объект самосознания, самопонимания) и «Я – меня» - рефлексия на оценки других и общество в целом;

2) Ч. Кули (концепция зеркального «Я») считал, что личность – продукт социальных взаимодействий – интеракций. Представления человека о себе (а это, по Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т.е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

Представление о том, что другие видят меня;

Представление о том, как другие оценивают меня;

Ощущение «Я» как ответ на представление и оценки меня.

3) По представлениям З. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех компонентов:

Ид («Оно») – бессознательное, энергия инстинктов (два основных инстинкта – Эрос (инстинкт продолжения жизни, сексуальная энергия) и инстинкт смерти – Танатос). Основной принцип существования Ид – «Хочу». При освобождении Ид ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение.

Эго («Я») – сознание, действует по принципу «Могу». Индивидуализирует поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.

Суперэго (сверх-«Я») – компонент личности, который сложился под влиянием социального контроля, культурных норм и запретов. Основной принцип – «Надо».

Согласно концепции К. К. Платонов , существует 4 уровня структуры личности (биологические и социальные).

1. Низший уровень личности - биологически обусловленная подструктура, в которую входятвозрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента .

2. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей , зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Следующий уровень личности - индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки . Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. Высшим уровнем личности является ее направленность , включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нуж­ны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А. Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому тем­перамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Направленность - это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

    влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности;

    желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

    стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

    интерес - познавательная форма направленности на предметы;

    склонность - возникает при включении в интерес волевого компонента;

    идеал - есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

    мировоззрение - система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

    убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

9 установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

10 позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

11. цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата. Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

– пытаются навязать свою волю группе

– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Люди с направленностью на взаимные действия:

– избегают прямого решения проблемы

– уступают давлению группы

– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

– легко и доступно излагают свои мысли и соображения

– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Способности человека определяют его успехи в различных ви­дах деятельности.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Задатки – первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.

Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сило их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

    Эмоциональная возбудимость . Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

    Возбудимость внимания – это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

    Сила эмоций . Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

    Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

    Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

    Активность волевой целенаправленности деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

    Пластичность – ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

    Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

    Субъективизация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые

1. регулируют динамику психической деятельности в целом;

2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

    Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

    Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

    Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

    Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности - волевыми качествами.

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности. Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера - в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

3. Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности . Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

1. Психодинамический (классический психоанализ).

Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.

Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в , или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем , обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.

Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания качествами, которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.

Структура личности: философия

Под личностью подразумевают конкретного человека, которому присущи только ему проявления своеобразных умственных, волевых, эмоциональных и физических свойств. Возникновение и развитие личности осуществлялось в течение огромного периода времени, обусловленного общественно-историческим развитием человечества, а также в результате трудового процесса.

Психологическая и определяется ее принадлежностью к общественной среде с ее включением в общественные отношения.

Личность - является социальной сущностью, субъектом познания, активным деятелем в развитии общества. Характерные признаки личности определяются ее сознанием, участием в исполнении общественных ролей, полезной деятельностью для общества.

Также одно из качеств личности определяется ее индивидуальностью, то есть, совокупностью своеобразных и неповторимых психологических отличий в характере, темпераменте, ходе развития психики (восприятия, памяти, речи, воли и др.), а также в мотивирующей сфере.

Но как бы там ни было, личность есть ни что иное, как продукт собственных деяний и участия в экономических отношениях среды обитания. Сам процесс изучения личности определяется историческим исследованием, ее становлением при попадании в определенные условия социума, а также общественного строя.

Структура личности по Рубинштейну

Нельзя упускать из виду то, что Рубинштейном положено начало специальной методологической основе, которая рассматривает проблемы психологического развития человека. Он категорически отрицает:

  1. идеализацию личности;
  2. функциоанализацию, то есть, деление на разрозненные функции;
  3. оторванность от жизнедеятельности;
  4. доведения личности к осознанности.

По заверениям Рубинштейна, личность и ее деятельность зависит от отношений в обществе и конкретной обстановки в ее общественном бытие, зависимости ее сознательности от совершенных действий. По С. Л. Рубинштейну формирование личности человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, в том числе и людьми.

По утверждению психолога, личностное ядро состоит из мотивов осознанных действий, но личность также характеризируется и неосознаваемыми тенденциями или побуждениями. Структура личности по Рубинштейну различалась личностным темпераментом, самосознанием, способностями, характером и направленностью.

Структура личности по Платонову

Если обратиться к подходу Платонова, то личность у него подразумевается, как некая биосоциальная иерархическая структура. Им выделены такие подструктуры:

  1. наличие опыта, состоящего из знаний, умений и навыков;
  2. наличие направленности;
  3. присутствие индивидуальных способностей, выраженных различными отражающими формами, например, ощущением, памятью, восприятием;
  4. обладание объединенными свойствами поведения.

К можно отнести интерпретированную общую структуру личности, как некие объединенные ее биологические и социально обусловленные отличительные черты.

Комплекс знаний, навыков и умений можно отнести к фундаментальным звеньям, которые влияют на определение трудовой деятельности человека. В самом трудовом процессе происходит не только появление продукта труда, но и формирование его самого в трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется во взаимосвязи с восприятием и темпераментом.

Наличие восприятия , является чувственное осознание по отношению к какому-то предмету или явлению.

  1. Ощущать, значит отражать отдельное чувственное качество.
  2. Память является психическим процессом, записывающим, сохраняющим и в последствии воспроизводящим прошлый опыт.
  3. Мышление является процессом познавательных действий, которые характеризируются обобщенной и опосредствованной зеркально отражающей действительностью.

Наличие темперамента показывает своеобразную индивидуальность свойства психики, которая определяет активную психическую деятельность человека, проявление которой всегда фиксируется в одной и той же мере.

  1. Характер объединяет в себе устойчивые индивидуальные особенности личности, которые складываются из деятельности и .

Структура личности по Фрейду

Структура личности по Фрейду состоит из трех составляющих:

  1. «Оно» - есть самой примитивной материей, охватывающей явления врожденного и подчиненного характера объекту удовольствия и нисколько не ведающих о реалиях.
  2. «Я» - является сознанием, следующим правилу действительности, создавая механизмы адаптации к окружающей обстановке.
  3. «Сверх-Я» - ресурс, воспроизводящий моральные и религиозные чувства, выступающий в роли контролирующего и наказывающего агента, является итоговым продуктом влияния, который исходит от другой массы людей. Появляется с раннего детства. «Оно» конфликтует со «Сверх-Я».

Перечень защитных механизмов:

  1. отрицать все и вся;
  2. подавлять внутренние импульсы, идущие от «Сверх-Я»;
  3. рациональный подход, который разумно оправдывает любые поступки, противоречащие внутренним принципам;
  4. формировать реакции, когда выражение неприятного мотива людьми осуществляется за счет мотива в противоположном типе;
  5. формирование проекции - когда свои недостатки приписываются на счет других людей;
  6. формирование интеллектуализации - когда возникает угрожающая ситуация, человек хочет ее избежать за счет абстракции;
  7. замещать - отчасти удовлетворять неприемлемый мотив за счет нравственно допустимого способа.

Структура личности: социология

Структура личности в социологии объединяет в себе объективные и субъективные свойства субъекта, которые возникают и функционируют в период различной жизнедеятельности, при этом оказывающих на него влияние общности и объединения, с которыми контачит человек. Исходя из этого, социальная структура личности характеризируется самостоятельной деятельностью и взаимодействием из себе подобными, что фокусирует понимание объекта жизнедеятельности. Анализировать структуру личности невозможно, не проанализировав формы ее функционирования.

Социальные установки личности определяются ее ценностными ориентациями, которые служат регулятором ее поведения. За счет них осуществляется отражение основоположных интересов личности, определяется в ее деятельности. Их проявление происходит на жизненной позиции объекта, мировоззрении и нравственных принципах. Формирование целостных ориентаций происходит, благодаря усвоению объектом социальных навыков, в перечне которых общественные, нравственные, политические, эстетические идеалы, а также непреложные нормативные требования, которые предъявляются объекту, как к обязательной составляющей, входящей в социальную общность.

Структура личности по Петровскому

Структура личности по Петровскому состоит из трех образующих и трех подсистем:

  1. индивидуальности личности;
  2. представления личности в структуре отношений между личностями;
  3. представления в лице других людей.

Характер личности должен выражаться единением всех трех составляющих, в ее существовании, как межиндивидного субъекта, социальным происхождением взаимоотношений.

Так выглядит структура личности по Петровскому:

  1. Личность - является социальным свойством, которое рассматривается индивидуально.
  2. Личность, как субъект взаимодействия с себе подобными.
  3. Личность, под воздействие которой попадают другие люди.

Структура личности по Леонтьеву

Структура личности по Леонтьеву состоит в том, что ее поиск не нужно осуществлять в какой бы то ни было коллекции, собранной отдельными особенностями человеческой психики такими, как генетика, приобретенные знания, умения, навыки и задатки. В качестве прочного фундамента личности человека можно применить его предметную деятельность, либо, выражаясь более точно, систему его отношений к окружающей среде, которую можно реализовать с помощью иерархии разного рода деятельностей. В меру того, как человек развивается, ему приходиться подключаться все к большему числу разновидностей деятельностей. Это происходит на условиях тех общественных отношений, в которые попадает человек, благодаря жизненным обстоятельствам. Одним из них уготована роль ведущих для этого человека, другим приходится попадать под его подчинение. Это называется иерархией деятельностей, и является ядром личности, которая не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека. За «спиной» этих соотношений деятельностей находятся мотивирующие отношения, так как у сферы личности многовершинное устройство.

А теперь рассмотрим перечень базовых параметров структуры личности по А. Леонтьеву:

  1. Индивид и его разнообразные связи с окружающим миром, которые реализуются в совокупности с различными деятельностями.
  2. В какой мере иерархизированность связана с окружающей средой (деятельностями), какую мотивационную окраску они имеют.
  3. Индивид с его общим устройством связей с окружающей средой, которая образовывается с помощью внутренних соотношений основных мотивов совместно с деятельностями.

Структура личности по Адлеру

Структура личности по Адлеру состоит всего из четырех установок или типов поведения:

  1. Управляющего типа поведения.
  2. Берущего типа поведения.
  3. Избегающего типа поведения.
  4. Социально-полезного типа поведения.

Под управляющий тип подпадают активные, напористые и самоуверенные люди, ориентир которых направлен на наличие превосходства над себе подобными.

Характерно стремление спасаться бегством, чтобы не решать возникшие проблемы. У них низкая социальная активность, да и любая активность тоже.

К социально-полезному типу поведения относятся люди, которые сочетают в себе высокий уровень активности и социальные интересы, проявляют заботу об других, и всегда стремятся с кем-то сотрудничать. Этот тип является самым эффективным.

Структура личности по Юнгу

Структура личности по Юнгу соответствует трем основным уровням:

  1. Эго, то есть Я.
  2. Личностному бессознательному.
  3. Супер-Эго - коллективному бессознательному.

Эго - является нашим сознанием. В его состав входят перцепции, воспоминания, ощущения и мысли. Эго несет ответственность за самоотождествляемость и по своей сути это центр личности.

Личное бессознательное состоит из ощущений, комплексов, страхов, мыслей, вытесненных из сознания и как бы о них забыли. В личном бессознательном все время появляются новые переживания, которые нами игнорируются, или же не осознаются.

Коллективное бессознательное - является самым спорным аспектом структуры личности по Юнгу, из-за которого возникли разногласия у Юнга и Фрейда. Этому уровню личности дали еще одно название - надличностного бессознательного. Оно состоит из воспоминаний и образов, которые передали по наследству предыдущие поколения, и относится ко всем людям без исключения. По мнению Юнга, коллективное бессознательное является наследием предков, которое сформировалось за все время эволюции людей.

ЛИЧНОСТЬ-- 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность - это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

1. богатство связей индивида с миром; 2. степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3. общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. «Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности».

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности То есть главный путь воспитания личности - это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, - пишет Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике:

1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.

2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками.

З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

Б.Г. Ананьев Л-ть - это конкретный чел, взятый в системе его устойчивых соц обусловленных психол хар-к, кот проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окр. Л-ть - кач-венно новое образование, формирующееся благод жизни чел в общ-ве (он включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в рез чего приобретает особое соц кач-во). Это происходит потому, что чел включаясь в систему общественных связей, выступает в кач-ве субъекта - носителя сознания, кот формируется и развивается в процессе деят-ти. Поэтому-то мы не говорим о Л-ти новорожденного, хотя черты индивид-ти проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Л-ть относительно поздний продукт общественно-истор и онтогенетического развития чел (Рубинштейн).

Структура Л-ти:

Способности - индивид-но-психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Способ-ти - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деят-ти. (смотри вопрос 32)

Темперамент - динамическая хар-ка психич деят-ти чел, проявляется в общей психич активности, моторной сфере, в эмоциональности чел. Темпер-т - характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой (Теплов).

Характер - совокуп-ть индивид-х психич св-в, складывающихся в деят-ти и проявляющихся в типичных для данного чел способах деят-ти и разных форм поведения. (смотри вопрос 29)

Волевые кач-ва - специальные лич-тные св-ва, влияющие на стремление чел к достижению поставленных целей. Воля - это сознательное регулирование чел своего поведения и деят-ти, выраженное в умении преодолевать внутр и внешн трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (смотри вопрос 33)

Эмоции и мотивация (направленность) - переживания и побуждения к деят-ти. Эмоции - психич процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешн и внутр ситуаций для жизнедеятельности чел. (смотри вопрос 34) Мотив - это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей субъекта. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. В психологии 2 значения этого понятия: 1) обозначает систему факторов, обусловливающих поведение (потреб-ти, мотивы, цели, намерения); 2) хар-ка процесса, кот стимулирует и поддерживает деят-ть чел на опред уровне. Направленность - совокуп-ть устойчивых мотивов, ориентирующих деят-ть Л-ти и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность - это установки, ставшие св-вами Л-ти и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности Л-ти лежат мотивы деят-ти. (смотри вопрос 38)

Все отеч психологи - Л-ть относится к соц уровню организации чел. А.Н. Леонтьев - Л-ть - это психол образование особого типа, порождаемое жизнью чел в общ-ве. Соподчинение разных деят-тей создает основание Л-ти, формирование кот происходит в процессе социализации (оногенезе).

Формирование и развитие Л-ти - Л-тью не родятся, Л-тью становятся. Интегративные концепции (целостное рассмотрение Л-ти) - теория Э. Эриксона: придерживался эпигенетического принципа: чел в своем лич-тном развитии от рождения до конца своих дней проходит генетически предопределенные стадии. Он выделил 8 жизненных психол кризисов, наступающих у каждого чел:

1. Кризис доверия - недоверия (1 год жизни);

2. Автономия - сомнения и стыд (2-3);

3. Появление инициативности - чувство вины (3-6);

4. Трудолюбие - комплексу неполноценности (7-12);

5. Лич-тное самоопределение - индивид-ная серость и конформизм (12-18);

6. Интимность и общительность - лич-тная психол изолированность (20);

7. Забота о воспитании нового поколения - «погружение в себя» (30-60);

8. Удовлетворенность прожитой жизнью - отчаяние (60).

Становление Л-ти - смена этапов на каждой из кот происходит кач-венное преобразование внутр мира чел и радикальное изменение его отношений с окр людьми. Новые лич-тные черты возникают на основе предыдущего развития. Две крайние линии лич-тного развития - нормальная и аномальная.

В отеч психол развитие Л-ти происходит в процессе ее социализации и воспитания. Социализация - процесс усвоения соц опыта. М.б. регулируемая (целенаправленная) -это процесс воспитания - нерегулируемая (стихийная). В процессе социализации и соц адаптации чел обретает свою Инд-ть. Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. Основополагающее св-во зрелой Л-ти заключается в потреб-ти к саморазвитию, самоактуализации (гуманист-кая психол). Божович - критерии сформировавшейся Л-ти : 1. чел можно считать Л-тью, если в его мотивах существует иерархия, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения (способ-ть к опосредованному поведению); 2. способ-ть к сознательному руководству собственным поведением (на основе осознанных мотивов-целей и принципов). Этапы формирования Л-ти по Леонтьеву : 1) дошкольный возраст - установление первых иерархических отношений мотивов (подчинение непосредственных побуждений соц нормам, т.е. формирование соц значимых мотивов); 2) подростковый возраст - появление стремления и способ-ти осознавать свои мотивы, а также проведение активной работы по их подчинению и переподчинению (самоосознание, саморуководство, самовоспитание). В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для чел, что превращаются в черты его лич-ти (мотивация достижения или мотивация избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи др. людям, агрессивные мотивы поведения, мотив аффилиации - стремление к общению).

К психич св-вам лич-ти относят наиб существенные особ-ти лич-ти, обеспечивающие опред кол-ный и кач-ный уровень деят-ти и поведения чел (направленность - мотивация, темпер-т, способ-ти, хар-р).

Современные представления о личности и психологической структуре. Наиболее теоретически и эмпирически обоснованной моделью структуры личности нам на сегодняшний день представляется модель Б.С. Братуся (1988). Б.С. Братусь выделяет следующие уровни структуры личности: 1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе; 2) индивидуально-исполнительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности -- этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и 3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания -- плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. -- и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.

Принимая за основу основную общую логику подходов А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию структуры личности, мы усматриваем в их теоретических моделях один принципиальный общий недостаток, который, впрочем, связан с общим состоянием психологии личности на сегодняшний день. Этот недостаток заключается в недифференцированном представлении о высшем, специфически человеческом уровне структурной организации личности. Нам представляется, что здесь необходимо выделять не один, а по меньшей мере два различных уровня, содержанием которых будут являться принципиально разные по своей природе структуры и механизмы. Поэтому мы считаем необходимым выделять три уровня структурной организации личности (см. Леонтьев Д.А., 1993): 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень -- отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека»; 3) экспрессивно-инструментальный уровень -- структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. (Психофизиологический уровень -- уровень телесных и мозговых механизмов -- мы, вслед за А.Г.Асмоловым, склонны отнести к предпосылкам личности, а не к составным частям ее структуры).

Понимание нами экспрессивно-инструментального уровня принципиально не отличается от того понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь в понятие «уровень реализации», с тем лишь отличием, что в качестве структур этого уровня мы рассматриваем, наряду с чертами характера и способностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Смысловой уровень мы понимаем также сходным образом -- как пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, и которые регулируют его жизнедеятельность. Этот уровень будет подробно рассмотрен в последующих главах. На этом уровне действительно осуществляется «производство смысловых ориентации», но лишь один его вид -- производство смысловых ориентации в процессе реальной жизнедеятельности человека, реализации его отношений с миром.

За критические же процессы изменения смысловых ориентации путем свободного выбора или направленной на себя рефлексивной смыслотехники отвечают ядерные механизмы личности -- механизмы высшего уровня. Эти ядерные механизмы -- свобода и ответственность. Трудность их постижения вытекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», или «ответственность», или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребности, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существования и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятельности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержанием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии развития смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она формируется.