Сильный неуравновешенный тип нервной системы характерен. Типы высшей нервной деятельности (общие и специфические). Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента

Еще врачи античной древности правильно обращали внимание на индивидуальные различия темперамента людей, проявляющиеся не только в их характере и поступках, но и в отношении к болезням, и пытались понять природу этого различия. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент . Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.

Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И. П. Павлов, который в публикации за 1927 год стал понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. В основу такого толкования он положил наличие у животных и человека определенной выраженности свойств нервной системы.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения :

1) сила

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила связана с работоспособностью нервных клеток. Сила нервной системы по отношению к возбуждению - это ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки. Сила нервной системы по отношению к торможению - способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию, и в этом ее известное преимущество.

Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

Лабильность нервной системы оценивается по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.

Рис. Типы ВНД

Тип высшей нервной деятельности это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности:

Холерический тип (безудержный): сильная неуравновешенная нервная система. Характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным, а также повышенной подвижностью и лабильностью основных нервных процессов.

Сангвинический ти п (уравновешенный): сильная уравновешенная подвижная нервная система. Характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов.

Флегматический тип (инертный): сильная уравновешенная инертная нервная система. Отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности, лабильности.

Меланхолический тип (слабый, тормозный): слабая нервная система. Характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью.

По мнению И.П. Павлова, типы ВНД являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Ниже представлена психологическая характеристика четырех типов темпераментов:

Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент . Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Для темперамента существенное значение, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивал И.П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

Свойства нервной системы влияют также на устойчивость к невротизирующим факторам. Происхождение многих заболеваний нервной системы оказалось связанным с функциональными нарушениями нормальных свойств основных нервных процессов и высшей нервной деятельности.

В лаборатории И.П.Павлова удалось вызвать экспериментальные неврозы (функциональные расстройства деятельности ЦНС), используя перенапряжение нервных процессов, что достигалось путем изменения характера, силы и продолжительности условных раздражений.

Неврозы могут возникать:

1) при перенапряжении процесса возбуждения вследствие применения длительного интенсивного раздражителя;

2) при перенапряжении тормозного процесса путем, например, удлинения периода действия дифференцировочных раздражении или выработки тонких дифференцировок на очень близкие фигуры, тоны и др.;

3) при перенапряжении подвижности нервных процессов, например, путем переделки положительного раздражителя в тормозной при очень быстрой смене раздражителей или при одновременной переделке тормозного условного рефлекса в положительный.

При неврозах возникает срыв высшей нервной деятельности . Он может выражаться в резком преобладании или возбудительного, или тормозного процесса. При преобладании возбуждения подавлены тормозные условные рефлексы, появляется двигательное возбуждение. При преобладании тормозного процесса ослабляются положительные условные рефлексы, возникает сонливость, ограничивается двигательная активность. Неврозы особенно легко воспроизводятся у животных с крайними типами нервной системы: слабым и неуравновешенным, причем в первом случае страдает чаще возбудительный процесс, а во втором - тормозной. Получают объяснение и картины невротических срывов у людей в связи со специфическими особенностями типологии их высшей нервной деятельности.

Сущность невроза заключается в понижении работоспособности нервных клеток. Нередко при неврозах развиваются переходные (фазовые) состояния: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная фазы. Фазовые состояния отражают нарушения закона силовых отношений, характерного для нормальной нервной деятельности.

В норме наблюдается количественная и качественная адекватность рефлекторных реакций действующему раздражителю, т.е. на раздражитель слабой, средней или большой силы возникает соответственно слабая, средняя или сильная реакция. При неврозе уравнительное фазовое состояние проявляется одинаковыми по выраженности реакциями на раздражители разной силы, парадоксальное - развитием сильной реакции на слабое воздействие и слабые реакции на сильные воздействия, ультрапарадоксальное - возникновением реакции на тормозной условный сигнал и выпадением реакции на положительный условный сигнал.

При неврозах развивается инертность нервных процессов или их быстрая истощаемость. Функциональные неврозы могут приводить к патологическим изменениям в различных органах. Так, например, возникают поражения кожи типа экземы, выпадение волос, нарушение деятельности пищеварительного тракта, печени, почек, эндокринных желез и даже возникновение злокачественных новообразований. Обостряются заболевания, которые были до невроза.

Каждый индивидуум обладает преимущественно генетически детерминированными особенностями функционирования нервной системы, которые определяют различия в характере реагирования на одни и те же воздействия физической и социальной среды и, следовательно, образуют почву для формирования поведения.

И. П. Павлов выделял три основные свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток сохранять адекватную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В ее основе лежит выраженность в ЦНС процессов возбуждения и торможения. Люди, имеющие более сильную нервную систему, являются более выносливыми и стрессоустойчивыми.

Уравновешенность нервных процессов – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Подвижность нервных процессов говорит о способности к быстрому переходу от возбуждения к торможению. У людей с более подвижной нервной системой отмечается большая гибкость поведения, они быстрее приспосабливаются к новым условиям.

В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность – способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и четко начиная и завершая движение.

Активированность характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

Различные сочетания этих характеристик нервных процессов обусловливают тот или иной тип темперамента и в некоторой степени свойства характера и личности. Например, сила процесса возбуждения лежит в основе выносливости, энергичности, работоспособности, горячности, мужества, храбрости, активности, смелости, способности преодолевать трудности, инициативности, склонности к риску, самостоятельности, решительности, настойчивости. А сила торможения определяет такие свойства, как осторожность, самообладание, терпение, скрытность, сдержанность, хладнокровие.

При неуравновешенности процессов возбуждения и торможения, когда возбуждение преобладает над торможением, проявляется тенденция к повышенной возбудимости, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости пад уступчивостью. Такой человек – это скорее человек действия, ему трудны ожидание и терпение. А такие свойства характера, как осторожность, выдержка, сдержанность, спокойствие, отсутствие склонности к азарту и риску связаны с преобладанием в нервной системе процессов торможения. Уравновешенность, т.е. наличие баланса между торможением и возбуждением, предполагает умеренность, осмотрительность, размерность в деятельности, сочетающуюся с возможностью приложения достаточного для достижения цели усилия, а при необходимости и риска. При выраженной подвижности возбудительных процессов может возникать импульсивность, склонность к тому, чтобы быстро прерывать начатое дело, когда оно перестает вызывать интерес. Такому человеку трудно выработать упорство в достижении цели. При сочетании с подвижностью тормозного процесса может возникать быстрота откликаемости на внешние стимулы, общительность, инициативность – таким людям трудно быть скрытными, привязанными и постоянными.

На основе различных комбинаций трех основных свойств нервных процессов формируются различные типы ВНД. В классификации И. П. Павлова выделяются четыре основные типа ВНД, различающиеся по адаптивности к внешним условиям:

  • 1) сильный, неуравновешенный ("безудержный") тип характеризуется высокой силой процессов возбуждения, преобладающих пад торможением. Это человек с высоким уровнем активности, вспыльчивый, энергичный, раздражительный, увлекающийся, с сильными, быстро возникающими эмоциями, которые ярко отражаются в речи, жестах и мимике;
  • 2) сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или "живой") тип характеризуется сильными уравновешенными между собой процессами возбуждения и торможения при способности к легкой смене одного процесса другим. Это люди энергичные, с большим самообладанием, решительные, умеющие быстро ориентироваться в повой обстановке, подвижные, впечатлительные, ярко выражающие свои эмоции;
  • 3) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается наличием сильных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но при этом низкой подвижностью нервных процессов. Это весьма работоспособные, умеющие сдерживаться, спокойные люди, но медлительные, со слабым проявлением чувств, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, приверженные своим привычкам;
  • 4) слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это слабовольные, унылые, тоскливые люди, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительные, склонные к мрачным мыслям, к угнетенному настроению, они пугливы, нередко поддаются чужому влиянию.

Эти типы ВНД соответствуют классическому описанию темпераментов Гиппократом – древнегреческим врачом, жившим почти за 2,5 тысячелетия до И. П. Павлова (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу

Однако обычно комбинация свойств нервной системы более разнообразна, и поэтому в жизни редко можно увидеть такие "чистые" типы ВНД. Еще И. П. Павлов отмечал, что между основными типами находятся "промежуточные, переходные типы, и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении".

Интересно отметить, что основные типы ВНД являются общими для человека и животных. Но наряду с ними И. П. Павлов выделил типы, свойственные только человеку, основываясь на различном соотношении первой и второй сигнальных систем:

  • художественный тип – отличается незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для лиц, относящихся к данному типу, характерно предметное, образное восприятие окружающего мира, склонность к оперированию в процессе мышления чувственными образами;
  • мыслительный тип – характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой. Представителям этого типа свойственны наличие выраженных способностей к абстрагированию, оперированию в процессе мышления абстрактными символами, хорошо развитые способности к анализу;
  • средний тип – отличается уравновешенностью сигнальных систем. К нему относится большинство людей. Представителям данного типа свойственны как образные впечатления, так и абстрактные заключения.

Эта классификация связана с функциональной межполушарной асимметрией головного мозга, особенностями их взаимодействия: считается, что художественному типу соответствует правополушарное доминирование и преимущественно симультанный (целостный) способ обработки информации, а мыслительному – левополушарное доминирование и сукцессивный (последовательный) способ обработки информации.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД).

Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, благодаря которым формулируется тип поведения.

Существует несколько классификаций типов ВНД.

Понятие генотип и фенотип.

I Классификация И. П. Павлова. Он положил в основу классификации свойства процессов возбуждения и торможения:

а) силу нервных процессов , т. е. работоспособность корковых клеток. Определяется длительностью нервного напряжения, связанного с возбуждением или торможением.

б) уравновешенность нервных процессов – т. е. соотношение процессов возбуждения и торможения.

в) подвижность нервных процессов – способность корковых клеток по требованию обстоятельств давать преимущество одного процесса перед другим, или способность к быстрой смене одного процесса другим.

сильный слабый

уравновешенный неуравновешенный ↓

подвижный инертный ↓ ↓

психологическая живой спокойный безудержный слабый

характеристика

Т. е. по Павлову выделяют 4 типа:

1) сильный, уравновешенный, подвижный (живой тип);

2) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный тип);

3) сильный, неуравновешенный (безудержный);

4) слабый тип.

II Классификация типов по возбудимости и впечатлительности.

Эту классификацию дал еще Гиппократ (460 – 377г. до н. э.). Классификация темпераментов основывалась на преобладании различных жидкостей тела.

Согласно Гиппократу выделяют 4 темперамента:

Сангвинический (горячая кровь);

Холерический (желчь);

Флегматический (слизь);

Меланхолический (черная желчь).

Классификация по Павлову хорошо коррелирует с классификацией темпераментов по Гиппократу:

Сангвиник – живой тип;

Холерик – безудержный;

Флегматик – спокойный;

Меланхолик – слабый.

Характеристика личности по возбудимости и впечатлительности.

1) Сангвиник – доминирует «центр удовольствия». Характеризуется высокой возбудимостью, живой реакцией на изменения обстоятельств. Сохраняет уравновешенность в трудных ситуациях.

2) Холерик – доминирует центр нетерпения. Характеризуется повышенной возбудимостью, даже нервозностью, очень эмоционален, бурно реагирует на воздействия.

3) Флегматик – доминирует центр терпения. Характеризуется высокой возбудимостью, но человек с трудом меняет деятельность, эмоции погашены.

4) Меланхолик – доминирует центр уныния. Возбудимость слабая. Характерна быстрая истощаемость процессов возбуждения и торможения. Впечатлительность повышена, эмоционален, преобладают отрицательные эмоции.

Характеристика поведенческих реакций.

1) Сангвиник – общителен, контактен, целеустремлен.

2) Холерик – высокая потребность деятельности, целеустремленность, но интересы часто меняются.

3) Флегматик – замедленное формирование программ поведения, высокая целеустремленность и работоспособность.

4) Меланхолик – трудно устанавливает контакты, нерешителен, боязнь, высокая утомляемость. При новизне обстановки выбирает пассивно – оборонительное поведение.

Генотип – наследственно передаваемые качества нервных процессов.

Фенотип – их изменение в результате образа жизни, жизненного опыта, воспитания.

Особенности ВНД человека.

Классификация темпераментов Гиппократа и классификация типов ВНД и И.П. Павлова являются общими и для животных и для человека.

Особенностью ВНД человека является наличие II сигнальной системы.

Первая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование непосредственного представления об окружающей действительности. Сигналами для I сигнальной системы служат предметы и их определенные свойства (цвет, запах, форма), явления окружающего мира,

Вторая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи.

У человека выделено 4 типа ВНД на основе соотношения сигнальных систем.

I тип – художественный , вторая сигнальная система доминирует, преобладает правое полушарие.

II тип – мыслительный – преобладает II сигнальная система над I, доминирует левое полушарие.

III тип – средний – равенство сигнальных систем.

IV художественно – мыслительный – с преобладанием I и II сигнальных систем над средним уровнем их активности (тип гениев). Другие признаки классификации см. II том лекций стр. 295.

Неврозы и невротические компоненты.

Под неврозом понимают функциональные нарушения или срывы нервной деятельности.

Основы неврозов заключаются:

1) в перенапряжении процессов возбуждения и торможения;

2) в перенапряжении подвижности возбуждения и торможения.

Неврозы проявляются в виде различных компонентов или их сочетаний.

Классификация невротических компонентов.

1) Психические компоненты:

а) изменение эмоционального статуса и самочувствия;

б) снижение работоспособности.

1) Психосоматические компоненты:

а) появляются боли;

б) ощущение дискомфорта, связанного с деятельностью внутренних органов;

в) нарушения в сексуальной сфере.

3) Вегетативные компоненты:

а) вегетативные реакции имеют парадоксальный характер, изменяются волнообразно;

б) отмечается рассогласование реакций различных физиологических систем.

Проявившись однажды, невротические компоненты или их комбинации могут закрепиться надолго. Поэтому считают, что невроз – это процесс образования и закрепления в ЦНС невротических компонентов. При этом психический компонент может исчезать, а психосоматический и вегетативный оставаться надолго.

Невротические компоненты являются содержанием жалоб больных.

Условия возникновения неврозов:

1) избыток или недостаток информации;

2) недостаток времени для принятия решения;

3) высокий уровень мотивации, а решение задачи невозможно.

Факторы, способствующие развитию неврозов:

1) сила действующего раздражителя;

2) индивидуальные свойства ЦНС;

3) состояние устойчивости ЦНС в данный момент.

Экспериментальные неврозы.

Они развивались при выработке условных рефлексов при условиях:

1) если использовали сильные условные и безусловные раздражители;

2) при выработке сложных и тонких дифференцировок;

3) при длительном применении тормозных сигналов (запреты).

Неврозы возникают при угрожающих жизни состояниях. Впервые их наблюдали в лаборатории Павлова, когда после наводнения, у части собак уже выработанные рефлексы либо исчезали, либо проявлялись иначе, чем до этого события. Т.е. наблюдалось изменение условнорефлекторной деятельности у собак, подвергшихся затоплению.

При неврозах часто нарушается закон силовых отношений. В зависимости от степени невротического состояния наблюдаются различные фазы изменения закона силовых отношений:

1) уравнительная;

2) парадоксальная;

3) ультрапарадоксальная;

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении о высшей нервной деятельности. Тип ВНД – это комплекс индивидуальных особенностей ВНД, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением первой и второй сигнальных систем.

Наиболее важное свойство ВНД – сила нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в запредельное торможение при действии сильного раздражителя. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, – баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделён на уравновешенный и неуравновешенный.

Третье свойство нервной системы – подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД животных и человека (рис. 13.4), которые позволили дать научное объяснение существованию четырех типов темперамента Гиппократа – сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

1. Сильный уравновешенный подвижный (живой) тип – процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность).

2. Сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип – человек наделён хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность).

3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип – характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, которые могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность).

4. Слабый тип – характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению.

Рис. 13.4. Схема типов высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову)


Принадлежность к тому или иному типу ВНД отнюдь не означает оценку биологической приспособленности животного или социальной полноценности человека. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что все четыре общих типа нервной системы животных выдержали беспощадную проверку временем в эволюции. Нет оснований считать людей разного типа нервной системы людьми «разного сорта». Каждый нужен и может найти своё место в жизни.

Наблюдая за различными формами поведения, за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил ещё одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии I и II сигнальных систем. По мнению Павлова, есть три типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

1. Для людей художественного типа характерно преобладание конкретно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди наиболее склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина.

2. Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлечённому мышлению. К этому типу ВНД И.П. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского учёного Ч. Дарвина.

3. Есть категории людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнёс к смешанному типу . К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства Павлов относил разносторонне одарённого Леонардо да Винчи – гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению учёного, обладали немецкий поэт и философ Гёте, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Асимметрия мозга

У подавляющего большинства людей двигательная активность рук, ног, левой и правой половины тела, лица неодинаковы. Также неоднозначно восприятие объектов, расположенных слева или справа от средней плоскости тела. Иными словами, человеку присущи моторная и сенсорная асимметрия. Для выполнения трудовых операций в быту большая часть людей пользуется правой рукой, т.е. являются правшами. При этом правая рука превосходит левую в ловкости, силе, скорости реакции, в возможности чёткого выполнения сложнокоординированных действий. Значительно меньшая часть человечества (левши) для тех же целей пользуется левой рукой. Кроме того, существуют люди, в равной степени использующие обе руки, – так называемые амбидекстры. Устойчивое предпочтение одной из рук присуще только человеку, выделяющемуся по этому признаку из других групп живых существ. Доля левшей, по данным различных авторов, колеблется от 1 до 30%. Моторная и сенсорная асимметрии, т.е. доминанта рук (ног) и органов чувств (зрения, слуха, осязания) у каждого индивидуума могут не совпадать.

У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс, и неравноценность рук постепенно сглаживается.

У девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчётливо, а левшей среди них в 1,5 – 2 раза меньше, чем среди представителей «сильного» пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на более значительный срок и совершается медленно. У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым и левым полушариями мозга, а у девочек в 2 раза старше специализация мозга часто ещё только намечается.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся по одиночке, причём оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, то левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой – левшой.

У правшей центр речи Брока находится в левом полушарии мозга. В правой части полушария мозга расположена структурно одинаковая область головного мозга, поражение которой, однако, не ведёт к каким-либо последствиям для них. Напротив, в случае выхода из строя левой моторной области речи, у правшей возникает моторная афазия. Во всяком случае, примерно у 3% населения область речи обнаруживает полную функциональную способность в обоих полушариях головного мозга. Примечательно, что не всегда доминирующим центром речи у левши оказывается правая область – у них в большинстве случаев доминирующий центр речи также находится в левой височной доле головного мозга. При длительном нарушении центра речи Брока правое полушарие постепенно может перенять его функции на себя. Если у ребёнка процесс перераспределения функций полушарий головного мозга протекает сравнительно быстро (примерно в течение года), то с возрастом резервная функция всё более и более остаётся за правым полушарием. Локализация области речи Брока в левом полушарии головного мозга является, по-видимому, наиболее характерным примером специализации обоих полушарий. Все другие функции головного мозга не имеют такой ярко выраженной доминанты.

Как известно, между обоими полушариями головного мозга располагается мозолистое тело, в котором миллионы нервных окончаний создают интенсивную поперечную связь. Более выраженное мозолистое тело у женщин является одной из причин меньшей асимметрии полушарий головного мозга у них. Если расчленить это мозолистое тело, то каждое полушарие головного мозга окажется в изоляции, будет предоставлено самому себе. Правое полушарие может по-прежнему управлять движениями левой руки и левой ноги (в спинном мозге происходит перекрещивание нервных волокон так, что нейроны правого полушария попадают по нервным путям в левую часть тела). Например, при ощупывании гвоздя левой рукой полученные впечатления свободно достигают головного мозга и сознания, но назвать этот предмет пациент не в состоянии, так как за вербальное обозначение отвечает расположенный в левом полушарии центр речи Брока, связь с которым в результате расчленения мозолистого тела прервана. При ощупывании предметов правой рукой таких проблем не возникает. Центр речи получает нужную информацию. То же самое получается, если предмет рассматривают только левым полем зрения или воспринимают звук только левым ухом.

Приведённые примеры говорят о том, что левое полушарие головного мозга играет ведущую роль в осуществлении речевой функции. Но это не означает, что правое полушарие является ненужным или второстепенным. Например, в таких областях как ориентация в пространстве, распознавание форм и понимание музыки, интонации голоса оно превосходит левое полушарие.

Специализация обоих полушарий головного мозга позволяет сделать вывод, что мозг человека в определённой степени располагает возможностью «самостоятельного ремонта» при нарушении функций того или иного полушария. При выходе из строя одного полушария, может включиться второе, не достигая полной эффективности доминантного полушария. Этот факт имеет принципиальное значение, например, при поражении (гибели) ткани головного мозга после инсульта; интенсивные длительные упражнения могут привести к значительному восстановлению функций полушария и в определённом объёме восстановить утраченные навыки. Конечно, этот процесс происходит медленно, не всегда приводит к полному функциональному восстановлению, но в большинстве случаев это возможно.

Установлено, что правое полушарие отвечает за гомеостаз, поэтому обеспечивает биологическую адаптацию, а левое полушарие обеспечивает социальную адаптацию. Не случайно, женщины, у которых межполушарная асимметрия выражена меньше, имеют, как правило, более совершенную стратегию адаптации к различным условиям.

Различия между функциями правого и левого полушарий приведены в таблице 13.1.

Таблица 13.1.

Межполушарная асимметрия

Левое полушарие Правое полушарие
ЛУЧШЕ УЗНАЮТ СТИМУЛЫ
Словесные Не словесные
Легкоразличимые Трудноразличимые
Знаковые Незнаковые
ЛУЧШЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЗАДАЧИ
На временные отношения На пространственные отношения
Установление сходства Установление различий
Идентичность стимулов по названиям Идентичность стимулов по физическим свойствам
Творческие, где нужна фантазия Не любят творческие задания
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Аналитическое восприятие Целостное восприятие
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Обобщённое узнавание Конкретное узнавание
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ
Абстрактно-логическое мышление Конкретно-образное мышление
Основано на реальности Основано на фантазии
Восприятие родного языка Восприятие иностранных языков
Имеют хороший подчерк Имеют плохой подчерк
Работу заканчивают вовремя, есть чувство времени Не заканчивают работу во время, нет чувства времени
Ведущее произвольное внимание Долго сохраняется непроизвольное внимание
Хорошая концентрация Большая отвлекаемость

Наша система образования, также как и наша наука, в общем имеет тенденцию игнорировать невербальную форму интеллекта. Таким образом, современное общество дискриминирует правое полушарие. В 1981 г. американский невролог Р. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной асимметрии мозга.

Физиология сна

Сон – периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается. Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет.

Анализ ряда фактов привел И.П. Павлова к выводу о том, что сон и условное торможение по своей природе являются единым процессом. Различие между ними состоит лишь в том, что условное торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы нейронов, в то время как в процессе развития сна торможение иррадиирует по коре полушарий головного мозга, распространяясь и на лежащие ниже отделы головного мозга.

Сон, развивающийся у человека и животных под влиянием условных тормозных раздражителей, И.П. Павлов называл активным, противопоставляя ему пассивный сон, возникающий в случаях прекращения или резкого ограничения притока афферентных сигналов к коре полушарий большого мозга.

Важное значение афферентной сигнализации в поддержании состояния бодрствования было показано ещё И.М. Сеченовым, который приводит известные из клинической практики случаи наступления длительного сна у больных, страдающих распространёнными нарушениями органов чувств.

В клинике наблюдали больного, у которого из всех органов чувств сохранились функции только одного глаза и одного уха. Пока глаз мог видеть, а ухо слышать, человек бодрствовал, но как только врачи закрыли у больного эти единственные пути общения с внешним миром, пациент тотчас засыпал. А.Д. Сперанский и В.С. Галкин перерезали у собаки зрительные и обонятельные нервы и разрушили обе улитки внутреннего уха. После такой операции собака впала в сонное состояние, которое продолжалось свыше 23 ч в сутки. Она просыпалась лишь на короткое время от голода или при переполнении прямой кишки и мочевого пузыря.

Все эти факты получили новое объяснение после того, как было установлено функциональное значение ретикулярной формации и выяснено взаимодействие между ней и корой больших полушарий.

Афферентные сигналы, идущие через ретикулярную формацию среднего мозга и неспецифические ядра таламуса в кору большого мозга, оказывают на неё активирующее влияние и поддерживают деятельное состояние. Устранение этих влияний (при поражении нескольких рецепторных систем либо в результате разрушения ретикулярной формации или выключения её функций при действии некоторых наркотических средств, например, барбитуратов) приводит к наступлению глубокого сна. В свою очередь ретикулярная формация ствола мозга находится под непрерывным тонизирующим влиянием коры больших полушарий.

Рис. 13.6. Схема взаимодействия "центров сна" и "пробуждающих" структур при бодрствовании и наступлении сна (по П.К. Анохину). А. Бодрствование. Корковые влияния (I) тормозят "центры сна" (II) и восходящие активизирующие влияния ретикулярных структур (III) и возбуждения, идущие по лемнисковым путям (IV), свободно достигают коры. Б. Сон. Заторможенные отделы коры (I) перестают оказывать сдерживающее влияние на "центры сна" (II), они блокируют восходящие активизирующие влияния (III), не затрагивая возбуждений по лемнисковым путям (IV) .

Существование двусторонней связи между корой большого мозга и ретикулярной формацией играет важную роль в механизме возникновения сна. Действительно, развитие торможения в участках коры снижает тонус ретикулярной формации, а это ослабляет её восходящее активирующее влияние, что влечёт за собой снижение активности всей коры головного мозга. Таким образом, торможение, первоначально возникшее в ограниченной области коры, может вызвать торможение нейронов всей коры полушарий большого мозга.

Одна из попыток создания единой теории сна была предпринята П.К. Анохиным (рис. 13.6). В своей гипотезе он исходил из того, что гипоталамические «центры сна» находятся под тоническим угнетающим влиянием со стороны коры больших полушарий. При ослаблении этого влияния вследствие снижения рабочего тонуса корковых клеток («активный сон» по И.П. Павлову) гипоталамические структуры как бы «высвобождаются» и определяют всю ту сложную картину перераспределения вегетативных компонентов, которое характерно для состояния сна. При этом гипоталамические центры оказывают угнетающее влияние на восходящую активирующую систему, прекращая доступ в кору всего комплекса активирующих воздействий («пассивный сон» по И.П. Павлову). Эти взаимодействия представляются циклическими, поэтому состояние сна можно вызвать искусственно (или в результате патологического процесса), воздействуя на любую часть цикла.

Стадии сна

За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических смен медленного и быстрого сна.

Медленный сон (ортодоксальный) Быстрый сон (парадоксальный)
Физиологическое состояние организма
Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, мышечный тонус падает, мышцы расслабляются температура понижается. Полагают, что снижение температуры тела может являться одной из причин наступления сна. Пробуждение сопровождается повышением температуры тела. Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные (глаза быстро двигаются), мимические мышцы тонус скелетной мускулатуры отсутствует.
Психические процессы мозга
Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходить разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождение (лунатизм). Возбуждение нейронов затылочных долей. Появление реалистичных эмоциональных сновидений со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации, консолидация памяти. Лишение человека этого вида сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям.
Сновидения И.М. Сеченов называл небывалыми комбинациями бывалых впечатлений

На основании электроэнцефалографической картины фазу «медленного сна» в свою очередь подразделяют на несколько стадий.

Стадия I – дремота, процесс погружения в сон. На ЭЭГ преобладают α- и θ-ритмы, в конце стадии возникают К-комплексы (серии высокоамплитудных медленных потенциалов длительностью 3-5 с).

Стадия II – поверхностный сон (стадия сонных веретён). На ЭЭГ имеются К-комплексы и появляются веретена сна (частота примерно 15 Гц, вариант α-ритма). Их появление совпадает с отключением сознания; стадия занимает около 50% времени сна и по длительности нарастает от первого к последнему циклу.

Стадия III – глубокий сон (дельта-сон), характеризуется наличием ∆-ритма частотой 3,0-3, 5 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ.

Стадия IV – стадия «быстрого» или «парадоксального сна», характеризуется наличием δ-ритма частотой примерно 1 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ. III и IV стадии имеются в первых циклах сна и отсутствуют в последних (перед пробуждением).

Ночной сон обычно состоит из 4-5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у здорового взрослого человека относительно стабильна и составляет 90-100 минут. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, в последних – «быстрый», а «дельта»-сон резко сокращён и даже может отсутствовать.

Продолжительность «медленного» сна составляет 75-85%, а «парадоксального» – 15-25% от общей продолжительности ночного сна.

Физиологическая роль сна.

· Восстановительная функция – преобладание процессов анаболизма.

· Антистрессорная функция – сон служит одним из механизмов психической защиты личности.

· Адаптивная функция – синхронизация с циклом смены дня и ночи обеспечивает оптимальное взаимодействие организма со средой, подготовку организма к деятельности во время бодрствования.

· Роль в переработке информации – осуществление процесса консолидации памяти: перевод информации из кратковременной в долговременную память.

Виды сна.

1. периодический ежесуточный сон;

2. периодический сезонный сон (зимняя или летняя спячка животных);

3. наркотический сон, вызываемый различными химическими или физическими агентами;

4. гипнотический сон;

5. патологический сон.

Первые два вида являются разновидностями физиологического сна, последние три вида – следствие особых нефизиологических воздействий на организм.

Нарушение сна. Нарушения сна очень распространены среди населения цивилизованных стран. Бессонница – хроническое заболевание, связанное с нарушением синхронизации биологических часов с суточными ритмами. Расстройства сна отмечены у 45% городского населения. Среди сельских жителей бессонница встречается значительно реже.

Расстройства сна подразделяются на три основные формы:

1. Затруднённое засыпание. Оно встречается наиболее часто. Человек, страдающий этим видом бессонницы, долго не может заснуть: сну мешают тревожные воспоминания и мысли, которые беспрерывно нагромождаются друг на друга. Всякие старания и мучительные попытки заснуть ни к чему не приводят. Сама тревога за сон, напряжённое ожидание его, страх перед предстоящей бессонной ночью, беспокойство за тяжёлый день после бессонной ночи ещё больше усугубляют бессонницу. Страдающий бессонницей человек не может долго находиться в одном положении, постоянно поворачивается в постели в поисках наиболее удобного положения и длительное время не может уснуть.

2. Поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Такие люди обычно просыпаются через 1-2 ч после погружения в сон. Продолжительность засыпания после пробуждения среди ночи колеблется от нескольких минут до нескольких часов. Однако, бывает и так, что проснувшись один раз, человек не засыпает до самого утра, и лишь тогда наступает поверхностный сон. Обычно люди, часто просыпающиеся, жалуются на поверхностный сон, не приносящий удовлетворения и бодрости.

3. Раннее окончательное пробуждение. Такое расстройство сна встречается реже. После него не наступает никаких признаков дремоты, и человек бодрствует. Раннее пробуждение похоже на пробуждение среди ночи, но отличается лишь тем, что за ним не следует засыпание и что оно происходит из дремотного состояния и поверхностного сна (первое пробуждение происходит после глубокого сна). Преждевременно пробуждаются люди, у которых повышенная возбудимость нервной системы.

Сокращение длительности сна – один из постоянных признаков бессонницы – сравнительно редко бывает выраженным. При частичной бессоннице периоды бодрствования имеются в начале, в середине и в конце ночи. При тотальной бессоннице преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающееся дремотой. Этот вид бессонницы встречается значительно реже.

К расстройствам сна можно отнести и повышенную сонливость, так называемую гиперсомнию . Наблюдать сонливость можно у людей со слабой нервной системой: в этом случае её можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую нервные клетки от перенапряжения.

В противоположность бессоннице повышенная патологическая сонливость приводит к длительному сну, которое часто является следствием воспалительных заболеваний головного мозга, например, при вирусном энцефалите. В этих случаях сон может длиться неделю и месяцы, и даже, в редких случаях, годы. Такой сон называется летаргическим.

Патологическая сонливость чаще всего возникает у людей, перенёсших тяжёлые инфекционные заболевания, – сыпной тиф, менингит, грипп. Возникает сонливость при малокровии и функциональных нарушениях нервной системы.

В отличие от бессонницы повышенная сонливость встречается реже.

Последние исследования по выяснению необходимой длительности сна показали, что потребность сна у молодёжи в среднем составляет 8,5 ч за ночь. Продолжительность ночного сна в 7,2-7,4 ч недостаточна, а сон менее 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье.

Эффект «накопления нехватки сна» полностью исчезает уже после первого 10 ч периода «восстановительного» сна. Поэтому хроническое недосыпание по рабочим дням и пересыпание по утрам в выходные – явления взаимосвязанные.

Искусственное лишение человека сна – тяжёлое испытание. Эксперименты с депривацией сна показали, что у добровольцев возникает эмоциональная неуравновешенность, повышенная утомляемость, бредовые идеи, нарушение сна, вестибулярные дисфункции, через 90 ч лишения сна появляются галлюцинации, к 170 ч – деперсонализация, к 200-му часу испытуемый проявляет психические и психомоторные расстройства. В ходе этих экспериментов было установлено, что организм особенно нуждается в медленном (дельта) сне и быстром сне. После длительной депривации сна основным эффектом является увеличение дельта-сна. Так, после 200-часового непрерывного бодрствования процент дельта-сна в первые 9 ч регистрации восстановительного сна увеличивается в два раза по сравнению с нормой, а длительность быстрого сна увеличивается на 57%.

В целях изучения роли отдельных фаз сна разработаны способы, позволяющие избирательно предотвращать их появление. При подавлении дельта-сна у испытуемых появляется чувство разбитости, усталости, ухудшается память и снижается внимание. Чувство разбитости и повышенной утомляемости, особенно нарастающее ко второй половине дне, у больных неврозом обусловлено хроническим дефицитом дельта-сна (В.С. Ротенберг, 1984).

Депривация быстрого сна меняет настроение, ухудшает работоспособность, влияет на память.

Гигиена сна. Полноценный сон может быть обеспечен выполнением определённых правил. Перед сном необходимо исключить возбуждающие игры, умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение. Рекомендуется перед сном прогулка 20-30 мин в тихую погоду. Ужин должен быть лёгким за 1,5-2 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь не рекомендуются.

Свежий, прохладный воздух в спальной комнате способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Оптимальная температура в комнате для сна – 15-16 ºС.

Понятие о типе высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.
Свойства нервных процессов.
И.П.Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

1) силу процессов возбуждения и торможения;
2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

Классификация типов высшей нервной деятельности. На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил:

1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип);
2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип);
3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип);
4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип - холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип - сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегматическому темпераменту.
Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители», с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.


Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.
Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.
Возрастные особенности условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности ребенка.
Приспособительные реакции родившегося ребенка на внешние воздействия обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер и вырабатываются только на жизненно важные стимулы. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Сосательные движения губ появляются до того, как сосок вложен в рот. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на б-7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. На положение ребенка для кормления к концу второй недели появляется условный рефлекс в виде сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожи, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым подкреплением.
С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения.
Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. Так, защитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его выработка начата на 15-е сутки после рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесячного ребенка. С первых дней жизни ребенка появляется безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук. Условное (внутреннее) торможение вырабатывается позже. Его появление и упрочение определяются созреванием нервных элементов коры больших полушарий. Первые проявления дифференцировок двигательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от процедуры перепеленания. Четкое дифференцирование зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3-4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются позже дифференцировок. Так, выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка (М. М. Кольцова).
Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим - определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.
Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом - сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.
К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (М. М. Кольцова). На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата - языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.
Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.
Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.
Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят.
Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.
На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими). Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков. Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.
На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи.
На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.
В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.
В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры.
К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка - все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда- вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
К 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3-4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6-7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания коры больших полушарий совершенствуются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные нервные центры. В процессе обучения письму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функция слова. Возрастает значение второй сигнальной системы.
Некоторые изменения условнорефлекторной деятельности отмечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созревание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализованного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.
Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Формирование индивидуально-типологических особенностей в процессе онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров. Как будет показано ниже, в процессе развития ребенка происходит изменение взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обусловливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детском возрасте, а следовательно, и специфику проявления типологических особенностей.
Н. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.