Информация о тексте для сжатого изложения

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

«Каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая», - писал М. Пришвин. И действительно, из года в год с непонятным волнением ждём мы пробуждения природы.

В лесу ещё лежит снег, но приметы весны всё заметнее. Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек уже не маскируются новыми снегопадами.

Вот уже пронизанный солнечным светом весенний лес становится бледно-золотистым: ещё до появления листьев зацветает ольха. Из-за обилия крупных серёжек - мужских цветков - крона ольхи приобретает рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они значительно мельче. Плотные кожистые мужские серёжки образовались ещё прошлым летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но, согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объёме и начали «пылить». Облачка пыльцы поднимаются от цветущих ветвей даже в безветренные дни, когда в серёжке лопаются пыльники. Зёрнышки пыльцы, переносимые ветром, попадают на липкие рыльца женских цветков. Хотя ольха - растение ветроопыляемое, она привлекает пчёл, собирающих пыльцу. Но сухая пыльца не держится на их тельце, и в опылении насекомые не участвуют.

Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины - орешника. В течение всей зимы мужские серёжки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В тёплую погоду серёжки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки, растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром. (259 слов)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Каждый год с волнением мы ждём прихода весны

2 - В лесу постепенно тает снег

3 - Ещё до появления листьев зацветает ольха

4 - В то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Владимир Александрович Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

(2) Это был весёлый труженик. (3) Всю жизнь он работал (он переменил много профессий - от волжского бурлака до актёра и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.

(4) Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». (5) Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, которые, несомненно, у него были, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого. (6) Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить - так уж бить сплеча.

(7) И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная - сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

(8) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (9) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (10) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (11) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (12) Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(13) У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

(14) Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (15) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актёры и художники.

(16) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (17) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки - приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (18) Хитровцы, или хитрованцы, любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности.

(19) Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

(20) Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (21) Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (22) Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.

(23) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (24) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».

(25) Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно её представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

(По К. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой»

  1. Гиляровский был большим и видным человеком, крепким физически.
  2. Его все любили.
  3. Он всё делал с особым размахом.
  4. Он готов был бескорыстно всего себя отдать людям.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «герой» (предложение 18).

  1. человек, выдающийся храбростью, доблестью, совершивший подвиг
  2. действующее лицо произведения
  3. лицо, являющееся предметом восхищения
  4. лицо, воплощающее в себе характерные признаки среды

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза .

  1. Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы.
  2. Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить - так уж бить сплеча.
  3. Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты.
  4. Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове В СЕРДЦАХ (предложение 12) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове СДЕЛАВШИХ (предложение 13) первый звук - [з’].
  3. В слове ОКАЗАТЬСЯ (предложение 14) мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове НАСТОЯЩУЮ (предложение 3) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой парной согласной в корне.

  1. сноровку
  2. авторитетом
  3. сплеча
  4. собеседника

А6 В каком слове раздельное правописание частицы НЕ определяется тем, что у слова есть зависимое слово?

  1. не нашедших (предложение 17)
  2. не посмел (предложение 21)
  3. не только (предложение 5)
  4. не на шутку (предложение 12)

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово образовано от глагола совершенного вида?

  1. несомненно
  2. охранной
  3. озлобленных
  4. безнаказанно

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово СИРЫХ из предложения 19 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ (предложение 20), построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

В4 Среди предложений 8-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом . Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости,(1) доброте,(2) которые,(3) несомненно,(4) у него были,(5) но и в том,(6) что от жизни Гиляровский тоже требовал многого.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная - сивоусый(1), с немного насмешливым взглядом,(2) в смушковой серой шапке и жупане,(3) и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора,(4) силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

В8 Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 19-24 найдите сложное бессоюзное предложения. Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-3; А2-4; А3-3; А4-3; А5-1; А6-1; А7-3.

Б1-беспомощных, бедных; Б2-приходить без наказания; Б3-много случаев было; Б4-11; Б5-3,4; Б6-2; Б7-3; Б8-5; Б9-22.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац служит для выделения композиционно значимых частей текста. Когда читатель видит, что фрагмент текста начинается с красной строки, он понимает, что автор переходит к новой микротеме.

Примеры

Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I преследовал две цели. (2)Первая: он стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты; вторая вполне очевидна: обновлённой России требовался морской форпост, который стал бы своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами. (3) основанный в устье Финского залива, практически на берегах Балтики, город-крепость приобретал в условиях Северной войны особое политическое значение.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты.

2) В условиях Северной войны России требовался морской форпост, которым и стал строящийся по европейским образцам город на Неве.

3) Строящийся на берегах Невы город был наделён Петром I статусом столицы с целью уменьшения влияния московской боярской элиты, и это имело важное торговое и военно-политическое значение.

4) Строящаяся на Неве будущая столица становилась своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами.

5) Решая задачи уменьшения влияния старой московской боярской элиты, активизации торговли, а также важные военно-политические задачи, Пётр I придал строящемуся на Неве городу статус столицы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Напротив,

Более того,

Во избежание этого

Вопреки этому

Например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕСЛЕДОВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; несов.

1) кого-что. Следовать, гнаться за кем-н. с целью поимки, уничтожения. П. врага. П. зверя.

2) перен., кого (что). Неотступно идти за кем-н. П. незнакомку.

3) перен.у кого (что). О мысли, чувстве, воспоминании: не оставлять в покое, мучить. Его преследуют воспоминания.

4) перен., кого (что) чем. Подвергать чему-н. неприятному, донимать чем-н. П. кого-н. насмешками.

5) кого-что. Угнетать, притеснять, подвергать гонениям. П. своих политических противников.

6) что. Стремиться к чему-н. (к тому, что названо существительным) (книжн.). П. благородные задачи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

поделЁнный

обнялАсь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Специалист сразу видит ОТЛИЧИЕ профессионально изготовленного изделия от подделки.

Выполнять предлагаемое физическое упражнение нужно после глубокого ВДОХА.

В характере Давыдова появилась ранее несвойственная ему РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.

Первое выступление начинающего артиста было НЕУДАЧЛИВЫМ.

ПАМЯТНЫЕ монеты представляют собой увлекательную и очень интересную историю нумизматики.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

молодые БУХГАЛТЕРЫ

ИХНЕЙ работой

МЕРИТ температуру

в течение ТРЁХСОТ лет

высоких БАШЕН

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Выполняя важную функцию опоры и движения, костная система человека, кроме того, осуществляет защиту внутренних органов от механических повреждений.

2) Работая над сочинением, мне было сделано замечание.

3) Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых красивых зрелищ.

5) Создание славянской азбуки было осуществлено Кириллом и Мефодием, знающими славянскую речь, потому что они родились на окраине граничащей империи с южнославянскими землями.

6) Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала художника В. И. Сурикова, была боярыня Феодосия Морозова.

7) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр.

8) Благодаря дружбы с семьёй С. Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н. В. Гоголь поселился в доме писателя.

9) Вопреки расхожему мнению щёлочь обладает не менее сильными дезинфицирующими свойствами, чем кислота, обычно применяемая, например, для обеззараживания водостоков.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..нституционный

расст..лать

изл..гать

неисс..каемый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

н..глядный, с..звучие

пр..морье, пр..обрёл

в..дрогнул, не..жатый

с..грал, сверх..зящен

пр..бегал, пр..острый

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

налаж..вать

откле..ваться

настойч..вый

сбивч..вый

стержн..вой

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

бор..шься

дремл..шь

постел..шь

бре..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СМОТРЯ на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (НЕ)ТЕПЛО и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

Глаза его горели ничем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМОЙ страстью.

Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.

Посещение стоматолога всё-таки (НЕ)БЫЛО отложено.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества ТО(ЖЕ) погружены для нас в романтическую дымку.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

5) (ЗА)ЧАСТУЮ люди не осознают, (НА)СКОЛЬКО важно следить за своим здоровьем.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

3) Для многих книги Ф. М. Достоевского или Л. Н. Толстого интереснее любого детективного романа.

4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

5) Как театр так и кинематограф являются видами массового искусства.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кто б ни был (1) ты (2) печальный мой (3) сосед (4)

Люблю тебя, как друга юных лет,

Тебя (5) товарищ (6) мой случайный (7)

Хотя судьбы коварною игрой

Навеки мы разлучены с тобой

Стеной теперь - а после тайной.

(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обитатели посёлка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов и молодые специалисты, и поэтому приезд молодого агронома стал неожиданным для всех.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы избежать военной цензуры.

(4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде.

(7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке. (8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня, если понадобится.

(9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь открыла пожилая горничная с косоглазым лицом. (13)3а ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой - жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний кофе.

(17)Я передал профессорше коробочку с часами и письмо.

- (18)Подождите здесь, - сказала она и вышла в столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и нестерпимо блестевшего.

- (20)Кто там звонил? - спросил из столовой скрипучий старческий голос. - (21)Чего нужно?

- (22)Представь, - ответила профессорша, шурша бумагой (очевидно, она вскрывала пакет), - Лёля и на войне осталась такой же сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом. (25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать!

- (27)Угу! - промычал профессор. (28)Очевидно, рот у него был набит едой. - (29)Ничего не стоило прикарманить.

- (30)Вообще я Лёлю не понимаю, - снова сказала профессорша. - (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (ЗЗ)Где приютить? (34)На кухне у нас спит Паша.

- (35)Только этого не хватало, - промычал профессор. - (36)Дай ему рубль и выпроводи его. (37)Пора Лёле знать, что я терпеть не могу посторонних людей.

- (38)Неловко всё-таки рубль, - сказала с сомнением профессорша. - (39)Как ты думаешь, Пётр Петрович?

- (40)Ну, тогда вышли ему два рубля.

(41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и разбилось с протяжным звоном. (42)На площадке я остановился.

(43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку. (44)3а горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку. (45)На салфетке были пятна от яичного желтка.

- (46)Ты чего безобразничаешь? - прокричала в щёлку горничная. - (47)А ещё солдат с фронта! (48)3ащитник Отечества!

- (49)Передай своим господам, - сказал я, - что они скоты.

(50)Тут в передней началась невнятная толкотня. (51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его оттащила.

- (52)Геня, оставь! - крикнула она. - (53)Он тебя убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте.

(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор. (56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку, приложив руки трубочкой ко рту:

Хулиган! (58)Я в полицию тебя отправлю!

- (59)Эх вы! - сказал я. - (60)Научное светило!

(61)Профессорша оттащила почтенного старичка и захлопнула дверь.

(62)С тех пор у меня на всю жизнь осталось недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоучёным, к тому племени людей, что безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её проявлений.

(По К. Г. Паустовскому)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В то время, которое описывает рассказчик, письма старались не отправлять почтой, опасаясь военной цензуры.

2) Через рассказчика, которого послали из Бреста в Москву за медикаментами, Лёля передала своему дяде золотые часики и письмо.

3) Поскольку рассказчика долго не могла принять семья профессора, он решил обратить на себя внимание, громко хлопнув входной дверью.

4) В отличие от своей жены профессор не готов был приютить рассказчика на кухне, боясь, что тот прикарманит их имущество.

5) Геня был на фронте и поэтому мог машинально убить обидчика.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 3.

2) Предложения 5, 6 объясняют содержание предложения 4.

3) В предложениях 12-14 представлено описание.

4) В предложениях 18-19 содержится рассуждение.

5) В предложениях 41-42 содержится повествование.

23. Из предложений 9-13 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 9-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «К. Г. Паустовский настолько мастерски описывает в общем-то заурядный случай из жизни профессорской семьи, что к концу повествования читатель имеет чёткое представление о каждом её члене. При описании жены профессора писатель использует троп - (А)___ ("высокая, величественная", в предложении 13, "надменным" в предложении 14), а также приём - (Б)___ (предложения 23-24). Лексическое средство - (В)___ ("промычал" в предложении 27, "прикарманить" в предложении 29, а также "протолкался" в предложении 55) - помогает понять истинную сущность профессора. Своё же отношение к произошедшему в квартире профессора рассказчик выражает с помощью такого синтаксического средства, как (Г)___ (предложения 59, 60)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) разговорная и просторечная лексика

3) ряды однородных членов предложения

4) метафора

5) риторический вопрос

7) гипербола

8) синонимы

9) восклицательные предложения

26. Напишите сочинение.

Вариант 22

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

зачастуюнасколько

болеетого

123 или любая комбинация этих цифр

неудачным

2457 или любая комбинация этих цифр

1234 или любая комбинация этих цифр

неиссякаемый

приморьеприобрёл

345 или любая комбинация этих цифр

стержневой

235 или любая комбинация этих цифр

белоснежнойчёрным

несмотря

Проблема

1. Проблема отношения к обывателям, к пошлости. (Как относиться к обывателям, к пошлости?)

2. Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства. (Допустимо ли хамство при общении?)

1. Люди, которые «кичатся» своим положением в обществе, в повседневной жизни зачастую оказываются обывателями, то есть людьми, живущими мелкими личными интересами. Обыватели вызывают у окружающих людей недоверчивое, презрительное отношение к себе.

2. Люди, уважаемые в обществе и считающие себя образованными и интеллигентными, не всегда ведут себя в быту благородно и порядочно. Люди не должны вести себя по-хамски по отношению к другим, не должны смотреть на всех «сверху вниз».

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2
ВАРИАНТ 22Часть 1Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)В 1799 году Алессандро Вольта обнаружил, что электрический ток появляется не только в процессе трения или в атмосфере, но и при химическом взаимодействии некоторых веществ. (2) Год спустя учёный соорудил вольтов столб из двух десятков пар медных и цинковых кружков, разделённых суконками, смоченными солёной водой, и опыты показали, что в проволоке, соединяющей концы столба, появляется довольно сильный электрический ток. (3)<...> была создана первая в мире электрическая батарея, опыты с которой Вольта демонстрировал в Лондоне и Париже.
1)Первая в мире электрическая батарея была создана благодаря опытам Вольта, обнаружившего, что электрический ток появляется при химическом взаимодействии некоторых веществ.
2)В 1800 году Вольта соорудил вольтов столб из двух десятков пар медных и цинковых кружков, разделённых суконками, смоченными солёной водой, и опыты показали, что в проволоке, соединяющей концы столба, появляется довольно сильный электрический ток.
3)Представление о том, что электрический ток появляется не только в процессе трения или в атмосфере, сложилось у людей в 1799 году.
4)Первые опыты с электрической батареей были продемонстрированы итальянским учёным Алессандро Вольта в Лондоне и Париже.
5)Опыты, проведённые Алессандро Вольта, позволили сделать вывод о том, что электрический ток появляется при химическом взаимодействии некоторых веществ, и благодаря этому открытию была создана первая в мире электрическая батарея.
Ответ:
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Зато / Несмотря на это, / Так / Вопреки этому / Даже

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в к(^тнрд$ приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СИЛЬНЫЙ, -ая, -ое.
1)Обладающий значительной мощностью; мощный. С. удар. Сильная машина.
2)Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
3)Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.
4) Талантливый, обладающий знаниями; сведущий, знающий, умелый в чём-л. С. физик. С. ученик.
Ответ:_____________________________.
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
досУг / намЕрение / начАл / принятА / красИвее
Ответ:_____________________________.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Проведённый СРАВНИМЫЙ анализ показал, что многие межвидовые различия рассматриваемых объектов можно объяснить на основе одного или двух принципов.
В БЫЛЫЕ времена в этих краях можно было услышать восхитительные соловьиные трели.
Ходьба - самый простой и ЭФФЕКТИВНЫЙ вид физических упражнений, способствующих снижению лишнего веса.
СЛОВЕСНАЯ дуэль двух популярных телеведущих, состоявшаяся в прямом эфире, не могла не вызвать интерес со стороны зрительской аудитории.
На сооружение, например, одного только фрегата «Полтава», строившегося под руководством Петра I, было затрачено около 3000 ОТБОРНЫХ стволов.
Ответ:_____________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПОЛУТОРА часов / пара ТУФЕЛЬ / замечательные ДОКТОРА / густым ШАМПУНЕМ ЕХАЙ вперёд
Ответ:_____________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) И.Н. Крамской был одним из самых образованных и глубокомыслящих художников своего времени, эти качества и определили решение портрета Л.Н. Толстого, создавшего величайшее творение - роман-эпопею «Война и мир».
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) По окончанию обучения в этом высшем учебном заведении будет выдаваться диплом европейского образца, на основании которого можно официально работать во многих странах мира.
B)нарушение в построении предложения с причастным оборотом 3) Максимилиану Волошину принадлежит ряд статей, опубликованные в газетах под общей рубрикой «Лики творчества».
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) Надо ли говорить о том, как важно развивать в людях чувство красоты, потребность в ней, ведь недаром величайший писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский утверждал, что «красота спасёт мир».
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Те, кто берёт на себя смелость выводить исторические закономерности, опираясь лишь на собственные представления о языке того или иного народа, может ввести читателей в заблуждение.
6) Демонстрируя произвольную программу, в полной мере проявляется артистизм гимнаста.
7) Цель популяризаторов - не только объяснить, растолковать какое-либо явление непосвященным с максимальной доступностью, но и представить наиболее объективный взгляд на это явление.
8) Максим Горький говорил, чтец «прежде чем начать писать, я задаю вопрос: что хочу написать, как написать и для чего написать».
9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своею правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
ставив пропущенную букву.
оз..рённый / соб..рательный / фр..гмент / прик..сновение / запор..шить (снегом)
Ответ:_____________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
н..дкусил, нед..жарил / под..тожил, по..грал / бе..конечный, ра..бил
по..бородок, о..блеск / пр..дорожный, пр..лёг
Ответ:_____________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
отчётл..вый / усидч..вый / застёг..вать / обидч..вый / продл..вать
Ответ:_____________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е:
выскоч..шь / распил..шь / колебл..мый / обкле..шь / пророч..вший
Ответ:_____________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В станках, предназначенных для быстрого изготовления больших тиражей, есть специальный механизм, в котором огромный рулон бумаги вращается и постепенно разматывается, и (НЕ)ПРЕРЫВНАЯ длинная бумажная лента движется и проходит между двух цилиндров, печатающих на ней текст сразу с двух сторон.
У разных людей реакция организма на одно и то же лекарство может быть далеко (НЕ)ОДИНАКОВОЙ.
Оригинальные, ранее (НЕ)НАПЕЧАТАННЫЕ работы могут быть опубликованы в журнале «Асимметрия».
Николай Анастасов всегда был (НЕ)ОБЫКНОВЕННЫМ рассказчиком, которого можно слушать с интересом лишь некоторое время, а рассказчиком уникальным, способным понастоящему увлечь своими историями слушателей.
Юбилей - (НЕ)ТОЛЬКО радостное событие, это повод вспомнить историю, подвести итоги и наметить новые цели.
Ответ:_____________________________.
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения и координация движений (ПО)МЕРЕ приближения времени старта у хорошо тренированных спортсменов становятся лучше, (ПРИ)ЧЁМ изменения этих показателей происходят согласованно.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человек старался механизировать свой повседневный труд, ЧТО(БЫ) затрачивать на него меньше усилий.
В начале XX века в России основу социальной структуры (ПО)ПРЕЖНЕМУ составляли сословия - замкнутые группы людей, наделённые определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству; (ЗА)ЧАСТУЮ наследственным в России был и род занятий.
Рано утром путешественники двинулись (В)ПЕРЁД, предполагая без остановки ехать до самого Хорезма и, пополнив запасы воды и продуктов, выйти (НА)ВСТРЕЧУ каравану, которому ещё трое суток нужно было идти до оазиса.
Невзирая на суровые условия, женщины-химики работали (ПО)СВОЕМУ увлечённо, (ПО)ЭТОМУ нередко даже забывали об опасности.
Ответ:_____________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Картины И.И. Шишкина часто встречают зрителя освещё(1)ой солнцем опушкой, убегающим в глубь леса серебря(2)ым ручьём, исхоже(3)ой дорогой или полевой тропинкой, протопта(4)ой в густой траве.
Ответ:_____________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Во взгляде Новикова легко прочитать высокий ум твёрдую волю неустрашимость в отстаивании своих принципов.
2)А.К. Саврасов любил скромную русскую природу и видел не Только глазами но и всей душой едва заметную перемену в её состоянии.
3)Архитектору приходилось следить за ремонтом здания построением и перестроением производить разнообразные закупки.
4) От пустой и бесцельной жизни человек становится смешным и жалким.
5) Пушистый снег покрывал землю и всё вокруг становилось молодым и радостным.
Ответ:
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На одежде князя Куракина (1) сшитой из золотой парчи (2) лежат (3) переливаясь разноцветным шёлком (4) орденские ленты.
Ответ:_____________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Упорные ежедневные занятия (1) конечно (2) приносят пользу. Даже не самые способные ученики (3) несомненно (4) добьются успеха в овладении знаниями при условии систематического труда.
Ответ:_____________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Для заполнения полей можно использовать указанные в подсказке символы (1) увидеть (2) которые (3) можно (4) при наведении указателя мыши на знак вопроса рядом с полем.
Ответ:_____________________________.
19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Книги (1) которые рассказывают о жизни и судьбе человека (2) позволяют нам составить довольно полное представление об этом человеке (3) но (4) как бы ни был хорош словесный портрет (5) он не в силах заменить портрета живописного.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Один раз в жизни мне довелось оказаться настоящим мошенником.
(2)Мы были на практике в чужом городе, на большом авиационном заводе. (3)Шла вторая весна войны, и, надо полагать, авиационному заводу хватало забот помимо того, чтобы уделять время обучению желторотых практикантов.
(4)И тут подтвердилась древняя мудрость: праздность - мать всех пороков. (5)Если бы мы, отстояв свою смену, усталые, пусть даже трижды голодные, приходили в заводскую столовую вместе с рабочими, обедали, разговаривая о нашей же работе и чувствуя себя с ними на равной ноге, нам, я уверен, и в голову не пришло бы сделать то, что мы сделали однажды.(6)Известно, что подростки, юноши - самый прожорливый народ. (7)С завтраком и обедом мы справлялись очень быстро, а ужинать нам, увы, не приходилось вовсе.
(8)И вот как-то после обеда Яшка Звонарёв вынул из кармана измятый талончик - такой же, по каким нам выдавали хлеб.
- (9)На полу подобрал. (10)Таких из одного листа тысячу нарезать можно. (11)Однако в этой бумажке двести граммов хлеба! (12)И знаете что... (13)У нас будет куча хлеба, братцы!
(14)С этими словами Яшка нарисовал на ладони чернилами: «13 июня 1942 года» и приложил к бумаге. (15)На бумаге обозначились цифры и буквы. (16)Но были они бледные, а кроме того, читались наоборот.
(17)И тут Генка Серов, ничего не говоря, вышел и пропадал около двух часов. (18)Появился он загадочно сияющий и положил на стол приспособление, которым в кинотеатрах ставят на билеты число, месяц и год. (19)С помощью этого приспособления мы напечатали целую гору талончиков, неотличимых от тех, которые нам выдавали в заводской столовой. (20)Когда мы пришли в столовую, Яшка обвёл нас тревожным взглядом.
- (21)Рискуем? (22)Потом не жалеть.
- (23)Клади, - ответил за всех Генка Серов.
(24)Подавалыцица - черноглазая, бледная, худая девушка - смахнула все наши талончики к себе на поднос и исчезла. (25)Мы переглянулись, и каждый, наверное, в лице другого прочитал тревогу. (26)Нет, мы не думали о том, с кого спросится за четыре килограмма хлеба, которые мы сейчас получим: с этой черноглазой полупрозрачной девушки или с раздатчицы, пожилой женщины с какой-то устойчивой усталостью в глазах. (27)Не думали мы и о том, что, может быть, этого хлеба не хватит рабочим, отстоявшим у станка по двенадцать часов. (28)Но зато впервые мы задумались о том, что будет с нами самими, если нас неожиданно разоблачат.
(29)Я вдруг явственно увидел, что нас немедленно исключат из техникума. (30)Мало того, нас, конечно, по законам военного времени, будут судить. (31)Много не дадут, но даже одного года в лагерях достаточно для того, чтобы поломалась и на десятки лет вперёд вылетела из колеи вся жизнь.
(32)Вот движения девушки замедлились. (33)Она снова начала перебирать все бумажки. (34) Раздатчица, пожилая, усталая женщина, вместе с ней наклонилась над бумажками. (35)Девушка кивнула головой в нашу сторону, и раздатчица нашла нас глазами и долго смотрела на нас, как бы обдумывая. (36) Женщины на раздаче о чём-то поговорили и перестали глядеть в нашу сторону.(37)Как теперь всё будет дальше? (38)Наверно, раздатчица сейчас уйдёт куда-нибудь в задние комнаты и позвонит по телефону. (39)Ну точно! (40)Раздатчица вытерла руки полотенцем и ушла. (41)Вместо неё на раздаче появилась подмена - другая, тоже пожилая и тоже усталая женщина. (42)А черног-ддзая как ни в чём не бывало ставит на большой деревянный поднос тарелки с супом и кашей, а также тарелку с хлебом. (43)Хлеба на тарелке восемьсот граммов. (44)А на дне, под аккуратными чёрными ломтиками, лежат наши талончики.
(45)Прежняя раздатчица снова появилась в окне. (46)Но мы не смотрим в её сторону. (47)Нам стыдно. (48)Мы, обжигаясь, не разбирая вкуса, съедаем гороховый суп, обжигаясь, глотаем безвкусную саговую кашу...
(49)Только сейчас, спустя много лет, я подумал о том, что мы ушли тогда из столовой, не сказав спасибо ни черноглазой девушке-подавалыцице, ни пожилой женщине на раздаче, с безнадёжно усталыми, военного времени глазами. (По В. Солоухину)
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) русский писатель и поэт, видный представитель «деревейской прозы».
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)На авиационном заводе, несмотря на военное время, серьёзно занимались обучением практикантов.
2) Фальшивые талончики были изготовлены по общему согласию товарищей.
3)Если бы женщины, работавшие в столовой, не скрыли факт мошенничества практикантов, ребят исключили бы из техникума и осудили.
4)Участвуя в мошенничестве, практиканты сначала не думали о том, что с ними будет, если их обман будет раскрыт.
5)Когда обман практикантов обнаружился, они испытали чувство досады.
Ответ:_____________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях 4-5 содержится рассуждение.
2)Предложения 17-18 содержат повествование.
3)Предложение 28 объясняет содержание предложения 25.
4)В предложениях 32-33 представлено рассуждение.
Ответ:_____________________________.
23. Среди предложений 37-44 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
24. «Размышляя о том, что однажды произошло в жизни рассказчика, автор пытается найти наиболее точные и выразительные языковые средства, помогающие читателю составить представление о персонажах, а также понять причины происшедшего. Это, прежде всего, троп - (А)___(«желторотых практикантов» в предложении 3, «полупрозрачной девушки» в предложении 26) и такое лексическое средство, как (Б)___(«на равной ноге», «ив голову не пришло бы» в предложении 5)». Напряжённость момента, в который практиканты принимали окончательное решение стать участниками мошенничества, помогает передать такая форма речи, как (В)___(предложения 21-23), а их состояние после разоблачения - синтаксическое средство - (Г)___(в предложении 48)».
Список терминов:
1)анафора
2)сравнение
3)диалектизм
4)фразеологизм
5)парцелляция
6)вводные слова
7)ряд однородных членов
8)диалог
9)эпитет
Ответ:
А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстра- ции из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2. Модуль «Алгебра» .

21. Найдите значение выражения

Решение. Замечаем, что к числителю дроби можно применить формулу разности квадратов двух выражений:

a 2 -b 2 =(a-b)(a+b). Действительно:

Подставляем данное значение суммы радикалов и получаем 4 3 = 12. Ответ: 12.

22. Два человека одновременно отправляются из одного и того же места по одной дороге на прогулку до опушки леса, находящейся в 3 км от места отправления. Один идёт со скоростью 2,6 км/ч, а другой – со скоростью 3,9 км/ч. Дойдя до опушки, второй с той же скоростью возвращается обратно. На каком расстоянии от точки отправления произойдёт их встреча?

Решение. Пусть их встреча произойдет на расстоянии х от точки отправления. Второй человек прошел 3 км до опушки леса. Затем он пошёл обратно и встретился с первым в х километрах от точки отправления. Это значит, что второй прошел еще (3-х ) км, т.е всего второй человек прошел 3+3-х=6-х километров. Так как время равно пути, деленному на скорость (t = S : v), то второй человек, скорость которого 3,9 км/ч, прошел до встречи весь свой путь длиной (6-х) километров за

Но ведь оба путника вышли одновременно, значит, и первый (он прошёл х км) затратил на свой путь до встречи

А так как первый человек шёл со скоростью 2,6 км/ч, то по формуле S=v t выразим пройденное им расстояние:

Умножим обе части равенства на 3:

3х = 2 (6-х). Раскрываем скобки в правой части равенства: 3х = 12-2х. Преобразуем равенство к виду: 3х+2х=12, тогда 5х=12. Отсюда х=12 : 5; х=2,4. На расстоянии 2,4 км от точки отправления произойдет встреча. Ответ: 2,4.

23. Постройте график функции

и определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.

Решение. Парабола у = -х 2 -4х-1 имеет вершину в точке О’(m; n), где m = -b/(2a); n=y(m).

m = -b : (2a) = 4 : (-2) = -2; n = y(m) = y(-2) = -(-2) 2 -4 (-2)-1= -4+8-1=3. Итак, вершина параболы находится в точке O’(-2; 3). Ветви параболы направлены вниз. График получается из графика функции у = -х 2 параллельным переносом на 2 единичных отрезка влево и на 3 единичных отрезка вверх и согласно условию расположен правее прямой х=-3. Левее этой прямой будет лежать график прямой у = -х-1, который построим по двум точкам, взяв любые значения переменной х и вычислив соответствующие им значения функции у. Таким образом график данной функции представляет собой объединение прямой и части параболы. Ответим на вопрос: при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки. Так как прямая у = m проходит параллельно оси Ох, то мы должны расположить ее так, чтобы она пересекла наш график ровно в двух точках. Очевидно, что искомые прямые – это у=2 и у=3. Ответ: 2; 3.

Вариант 22

Часть 1

«Каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая», – писал М. Пришвин. И действительно, из года в год с непонятным волнением ждем мы пробуждения природы.

В лесу еще лежит снег, но приметы весны все заметнее. Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек уже не маскируются новыми снегопадами.

Вот уже пронизанный солнечным светом весенний лес становится бледно-золотистым: еще до появления листьев зацветает ольха. Из-за обилия крупных сережек – мужских цветков – крона ольхи приобретает рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они значительно мельче. Плотные кожистые мужские сережки образовались еще прошлым летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но, согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объеме и начали «пылить». Облачка пыльцы поднимаются от цветущих ветвей даже в безветренные дни, когда в сережке лопаются пыльники. Зернышки пыльцы, переносимые ветром, попадают на липкие рыльца женских цветков. Хотя ольха – растение ветроопыляемое, она привлекает пчел, собирающих пыльцу. Но сухая пыльца не держится на их тельце, и в опылении насекомые не участвуют.

Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины – орешника. В течение всей зимы мужские сережки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В теплую погоду сережки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки, растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром. (259 слов)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

Часть 2

(1)Владимир Александрович Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

(2)Это был веселый труженик. (3)Всю жизнь он работал (он переменил много профессий – от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.

(3) Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». (4)Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, которые, несомненно у него были, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого. (5)Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить – так уж бить сплеча.

(6)И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная – сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

(7) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (8)Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9)Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10)Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11)Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(12)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

(13)Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (14)С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.

(15)Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (16)Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепенцев – множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (17)Хитровцы, или хитрованцы, любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности.

(18)Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

(19) Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (20)Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (21)Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.

(22)Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (23) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».

(24)Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно ее представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

(По К. Паустовскому)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой» »?

1) Гиляровский был большим и видным человеком, крепким физически.

2) Его все любили.

3) Он все делал с особым размахом.

4) Он готов был бескорыстно всего себя отдать людям.

Почему рассказчик, говоря о Гиляровском, сказал, сказал, что «это был веселый труженик »?

1) Гиляровский много шутил.

2) Он легко относился к смене работы.

3) Гиляровский был актером-комиком.

4) Любую работу он выполнял со сноровкой и удалью.

Как характеризует В. Гиляровского информация, заключённая в предложениях 15 – 20?

1) Гиляровский хорошо понимал людей разных социальных групп.

2) Больше всего Гиляровский гордился дружбой с представителями московского «дна».

3) Гиляровский был адвокатом и защищал бедных и озлобленных людей, не нашедших себе места в жизни.

4) Он все свободное время проводил в хитровских трущобах.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие обособленное определение .

Он был знатоком московского «дна»,(1) знаменитой Хитровки – приюта нищих,(2) босяков,(3) отщепенцев – множества талантливых и простых людей,(4) не нашедших себе ни места,(5) ни занятия в тогдашней жизни.

Ответ:

сложносочинённого предложения.

И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная – сивоусый(1), с немного насмешливым взглядом,(2) в смушковой серой шапке и жупане,(3) и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора,(4) силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Хитровцы,(1) или хитрованцы,(2) любили его как своего защитника,(3) как человека,(4) который один понимал всю глубину хитрованского героя,(5) несчастий и опущенности.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Часть 3

С2.1

Апишите сочинение-рассуждение «Что такое публицистический стиль ».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки публицистического текста.

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, почему « Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского ».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы В22: