Артикуляционная характеристика звука л. Правильная артикуляция звука Л. Правильная артикуляция звука ЛЬ. Ламбдацизм и его виды. Параламбдацизм. Формирование правильного произношения звуков

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность - от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звука «Л»:

Губы открыты

Зубы разомкнуты

Кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

Воздушная струя умеренная и теплая

Звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 - 10 раз.

Чередовать «Блинчик - Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед - назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево - вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

При артикуляции твердого звука Л

  1. губы в полуулыбке;
  2. зубы сближены;
  3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
  4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Наиболее распространенные ошибки

1. язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;

2. отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия (вперед), предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;

3. неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положение губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо на этапе постановке звука. В дальнейшем губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;


4. неправильный выдох - форсированный (слышится звук, близкий к «ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «н». Внимание ребенка обращается на участие мягкого неба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.




Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.


II этап работы

Тема . Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.

Цель . Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л, воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука л.

Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н; подъем задней части языка - на звуке у; отработан звук ы.

Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л.

Упражнение «Самолет гудит»

Краткое описание
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл...» Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш язык, когда вы говорите лллл...» Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.

Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.

Примечание . Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка - широкий кончик языка зажимается зубами.



Упражнение «Пароход»

Краткое описание .

Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит пароход...»

А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)

Когда у ребенка будет хорошо получатьсял межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются).

III этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема . Воспитание правильного произношения звука л в словах.
Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.

Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука л.
Подготовительная работа . Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.

Игра «Что я видел?»

Краткое описание
На числовую лесенку воспитатель ставит 4 - 5 игрушек (лошадка, белка, кукла, клоун). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, клоун». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.

Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т.е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.

Наталия Поникаева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Звук [Л]

Постановка звука [Л]№1

Цель. Постановка звука [Л] .

1. Коррекционно – обучающие :

- поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

:

3. Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки : мышка, пароход.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук , это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Подготовка к постановке звука [Л]

Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» - сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто» .

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»

Захотелось Язычку на качелях покачаться : вверх-вниз! Упражнение «Качели» . Весело качаться с Язычком на качелях!

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение «Индюк»

Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался . Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение «Поймай мышку» .

Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру «Повтори за мной» .

Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Пароходы» . (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.

4. Постановка звука [Л]

Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы] . Получился новый звук , произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук . Скажи его еще раз.

5. Физминутка

Раз - присядка, два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

6. Задание на логику Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам) .

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта) .

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Задание : обведи по точкам и раскрась.

Что у тебя получилось? Пароход.

Как гудит пароход? (Л-Л-Л) . Повторение артикуляции.

8. Итог занятия

Наша сказка подошла к концу.

Она тебе понравилась?

Что тебе запомнилось?

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Постановка звука [Л]№2

Цель. Постановка звука [Л] .

1. Коррекционно – обучающие :

Уточнить артикуляцию звука [Л] , поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

Учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие :

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л] .

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску) . Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика) .

Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук . Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика

А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья :

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

Давай вместе полетим на самолете?

Игра «Самолет летит» . Повторение артикуляции.

А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л] . На память Лунтик дарит тебе памятку.

Губы улыбаются;

Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

Средняя часть спинки языка опускается;

Бока языка опускаются;

Воздушная струя проходит по бокам языка.

Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики

Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила детям.

(За физминутку ребёнок получает фигурку) .

6. Развитие фонематического восприятия

А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л] .

Картинки : лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним .

7. Развитие языкового анализа и синтеза

Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л] , стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова .

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова ).

Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л] ?

8. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу . Какой звук мы научились произносить?

А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено , до свидания!

Интернет-источник :

Сайт : detsad-kitty.ru

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Много нужного материала найдут на сайте воспитатели логопедических и массовых групп. Попробуйте сами правильно выполнить логопедические упражнения, а потом начните заниматься с ребенком. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Благодаря сайту () ребенок научится преодолеть речевые нарушения и сформировать уверенность в своих силах. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Ребенку, прежде всего важно ваше внимание, забота и любовь. Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы,сказки. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л.

Упражнения артикуляционной гимнастики.

  1. Лягушка-хоботок.
  2. Лопаточка.
  3. накажем непослушный язычок.
  4. Вкусное варенье.
  5. Чашечка.
  6. Сладкоежка.
  7. Качели.
  8. Пароход.
  9. Индюк.
  10. Маляр.
  11. Чистим верхние зубки.
  12. Посчитай верхние зубки.
  13. Поймаем звук «Л»

Л - согласный, ротовой, смычно-проходной, переднеязычный, сонорный, твёрдый.

БОГОМОЛОВА.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука.

1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

5) Звук л звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ и челюстей.

Открыть широко рот, как при произнесении звука А. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.

4) Произнесение длительного звука л.

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать следующего:язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит в нос, и вместо звука Л слышится звук Н. Это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выхода.

ПРАВДИНА.

Гласный звук А представляется удобным как исходный вспомогательный звук, так как в его уклад входит распластанный и достаточно выдвинутый язык. Предлагают тянуть звук А и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. В этот момент звучание звука А переходит в звучание звука Л . Если сразу доступно поднимание распластанного языка на верхнюю губу или за верхние зубы, можно сразу ставить зазубный звук Л .

Уклад гласного Ы наиболее удобен для перехода к артикуляции звука Л , так как корневая часть языка поднята, передняя часть - широкая; выдвижение кончика языка, его легкое прикусывание зубами или подъем языка к верхним зубам на фоне непрекращающегося звучания звукаЫ дает хорошее звучание звука Л . Постановка звука Л от звука Ы особенно показана при замене звука л - ль, так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

Иногда все попытки поднять корень языка, т.е. получить вместо мягкого звука Л твердое его звучание, оказываются безуспешными.

В этих случаях можно применить следующие приемы:

предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук Л на возможно низком тоне.

Можно применить также и механическую помощь: двумя пальцами - указательным и безымянным - произвести легкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой сторон нижней челюсти.

При этих упражнениях важно обратить внимание на возникающее при них кинестетическое ощущение от подъема корня языка.

При двугубном или губно-зубном произношении звука Л артикуляция языка подменяется более простой артикуляцией губ. Необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ, и тогда перейти к постановке звука Л при помощи одного из указанных приемов.

При носовом произношении полезно обратить внимание на экспираторную струю, выходящую изо рта по бокам языка, а также тем или иным приемом выдвинуть язык вперед.

Все случаи параламбдацизма изживаются при обязательной работе над дифференциацией звука Л со звуком-заменителем.

ЛЕВИНА.

1. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа . При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла . При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

2. Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий ЛЬ, попросите ребенка несколько раз повторить слог ЛЯ , затем введите зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз - вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ЛЯ . В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л .

Основная трудность в постановке звука Л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук Л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях родителей – основная причина неэффективности занятий. В первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л]. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв. Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Причины неправильного произношения

Врачи выделяют три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:

  1. [л] не воспринимается ребенком на слух;
  2. имеется дефект в ротовой полости;
  3. недоразвитость мышечной ткани языка.

Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.

Правильное положение речевого аппарата

Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:

  • зубы не смыкаются;
  • боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
  • кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
  • корень языка приподнят;
  • верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
  • голосовые связки вибрируют.

Распространенные ошибки артикуляции

Ребенок произносит [л] неправильно, если он:

  • втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
  • неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
  • неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».

Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку. Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].

  1. Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
  2. Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.

Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра. Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Правила проведения упражнений

Для того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.

Другие способы развития речевого аппарата

Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость. Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:

  • лепка из пластилина или глины;
  • рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
  • игры с камешками, бусинами, шариками;
  • нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
  • завязывание узлов на веревке;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний;
  • конструирование;
  • собирание паззлов;
  • складывание кубиков и пирамидок;
  • игры с водой и песком;
  • аппликация.

Подобные игры имеют свои особенности проведения.

  • Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
  • Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
  • Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
  • Непродолжительность занятий.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи. Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.

Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!