Анализ занятия по грамоте в доу пример. План-конспект занятия "Звуковой анализ слова". план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. Сообщение темы занятия

Самоанализ.

    Тема занятия «Что мы знаем и умеем»

    Образовательная область «Коммуникация»

    Образовательные: Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении звукового анализа; закреплять умение работать в прописях; делить слова на слоги,

    Развивающие: Развивать логическое мышление, связную речь; развивать мелкую моторику пальцев рук

    Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал картины «Весна», «Курица», «Утка», раздаточный фишки для звукового анализа, карточки с картинкой, простые карандаши. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно.

    Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию участие в конкурсе.

    Для решения первой задачи я использовала следующие методические приемы артикуляционная гимнастика, художественное слово: загадки, дидактические игры «Хитрые загадки», Родственники», использование демонстрационных картин и карточек.

    Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий

    Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка, я постоянно следила за посадкой детей.

    В процессе занятия дети были активны.

    Сохранялся интерес.

    Были внимательны.

    Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила высказаться вспомнить какие задания мы выполняли.

    Смогла создать ситуацию успеха.

ВЫВОДЫ: - Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.

Самоанализ НОД

    Тема занятия ……………………….

    Образовательная область…………………………………………

    Длительность………………………….. /соот. требованиям САНПИНа / ИЛИ /не соот. требованиям САНПИНа/ Причины………………………………………….

    В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

    Образовательные ……………………………

    Развивающие ………………………….

    Воспитательные …………………………..

    Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал……………………………………., раздаточный……………………………………………. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и т.д. ИЛИ почему не сработал?………………………………………………………………………………..

    Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию…………………………………………………….. ИЛИ создала проблемную ситуацию……………………………………………………..

    Занятие состояло из /трех, четырех, пяти и т.д./ частей Первая……………………, Вторая……………………, Третья ……………………

    Для решения первой задачи я использовала следующие методические приемы………..они помогли мне ……………… ИЛИ ………………

    Для решения второй задачи я использовала следующие методические приемы………..они помогли мне ……………… ИЛИ…………… и т.д.

    Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому предложила детям следующие игры…..? использовала следующие игровые приемы…..?

    В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:

    Работа малыми подгруппами …………ГДЕ?

    Работа в парах …………ГДЕ?

    Работа коллективная …………ГДЕ?

    Индивидуальная в …………ГДЕ?

    На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.

    Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий…………………

    Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована /динамическая пауза? физкультминутка?/, я постоянно следила за посадкой детей…..

    В процессе занятия дети были активны … ИЛИ?

    Сохранялся интерес…. ИЛИ?

    Были внимательны…..ИЛИ?

    Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему…..? Смогла создать ситуацию успеха.

ВЫВОДЫ: - Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия ИЛИ тема не соответствует содержанию потому что…

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи… ИЛИ Мне не удалось реализовать задачу……………., потому что………. В инд. и подгруппой работе с детьми запланирую ………


Тип урока: урок открытия нового знания.

Данный урок представлен по ходу изучения темы «Согласные звуки [c],[ с"]. Буква С » курса обучение грамоте в 1 классе по программе «ШКОЛА 2100».Урок изучения нового звука и буквы – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания.

Для формирования мотивации используются различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение. Урок нацелен на создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом.

Следует отметить, что воспитательные цели полностью достигнуты на уроке. Связь с жизнью, знание родного края, воспитывает в детях любовь к ближнему и окружающему миру.

Так же на уроке уделяю внимание здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведены две физминутки.

На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками вовлекала в работу всех учащихся, независимо от их знаний и умений, больше внимания уделяла детям, которые стесняются работать на уроке. Учитель выступает в роли пассивного руководителя, предоставляя возможность общения между детьми. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом. При этом усилия были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, развитие речи у учеников.

Заключительный этап урока – рефлексия. Вся деятельность учащихся на протяжении урока была оценена самими учениками.

Показателем выполнения всех задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

Конспект урока


I.Орг. момент.

II.Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

а)Классификация букв по заданному признаку.

б)Создание проблемной ситуации.

III.Выделение звука [с],[c].

IV.Определение темы и задач урока.

V. Работа по учебнику страница 60.

Упражнение в чтении слов.

VI. Работа со словами- загадками.

VII.Звуко - бувенный анализ слова

VIII. Работа с текстом.

IX. Инсценировка.

Работа в парах.

Х.Изготовление синий птицы.

ХI. Итог урока.

XII. Рефлексия.


Посадить детей.

Повторить законы урока.
Какая бывает наша речь?(устная и письменная)

Из чего состоит речь?(Слов, предложений)

Из чего состоят предложения?(из слов)

Из чего состоят слова? (из букв)

Из чего состоят буквы? (из звуков)

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

Что можно сказать об этих буквах?

а К П у о Ы и(письменная)Т


  • обозначают гласные и согласные звуки(а,о,у,и,ы),(к,п,т).

  • Заглавные, строчные.

  • Буква ы записана неправильно, так как нет заглавной буквы ы.

  • Буква и лишняя, так как она письменная, а остальные печатные.

Разделите все буквы на 2 группы

К П Т

А У О Ы И
Создайте слова из букв 1 строки (нельзя составить слова из одних согласных).

Как же нам выполнить это задание? (взять буквы второй группы).

Составьте слова (кок, кит, как, тут).
А)Игра «Доскажи словечко».

^ Угадайте что за птица

Света белого боится

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, а зовут её …..(СОВА)

Правильно, в Древне Греции люди называли эту птицу, птицей мудрости.

Какой первый звук, вы слышите в слове СОВА (звук [с]).

Охарактеризуйте звук [с] (согласный, глухой, твёрдый).

^ Послушайте следующую загадку.

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и жёлтой кофточке.

Птица называется ….Синица

Назовите 1 звук в этом слове.

Охарактеризуйте его (Согласный, глухой, мягкий).

Что объединяет эти слова (Это живые существа, начинаются на одну и туже букву, но звуки разные).

Определите тему нашего сегодняшнего урока.
1. Знакомство с новой буквой.

На уроке мы не только будем изучать букву ЭС и звуки [c],

[ с"], но и речь у нас пойдёт сегодня о птицах. Будут вопросы для внимательных.Но прежде чем начать изучать нашу букву, отдохнём.
^ ФИЗМИНУТКА ПРО СИНИЦУ
-Как выдумаете, на что похожа буква ЭС? (варианты ответов)

1. Полумесяц в небе тёмном 2.Села мышка в уголок

Буквой С повис над домом. Съела бублика кусок.

3.Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят

Все уж спать давно хотят.
-Дорисуйте схему человечка (Звук глухой, рисуем на голове чёрную шапочку, один башмачок закрашиваем синим цветом - он твёрдый, другой зелёным- так как он мягкий.)
Прочитайте слоги где согласный звук мягкий

НИ, КИ, ТИ,СИ

Дополните слоги до слов.

Читаем 1 столбик слов (вслух)

Ус

Усы

Усик

Усики

Прочитайте вслух самое длинное слово (усики). Что обозначает это слово(маленькие усы).

А что обозначает слово ус? (ед.ч,мн.число)

Какая часть у этих слов одинаковая (ус)?

А что мы называем одинаковой частью слова? (Корень.
Общая часть слов – родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными. Корень выделяется дугой.

Выделите корень.
Прочитайте 2 столбик (жужжанием)

Найдите ласковое слово - СЫНОК.
Прочитайте 3 столбик (девочки)

Что обозначает слово ^ СТОК- это слив воды.
Прочитайте 4 столбик (мальчики)

Что такое ТРОС?- это стальной канат.
СЫР Какой корень в этих словах?

СЫРОК
СТУК У кого бывает ступа в сказках как предмет

СТУПА передвижения? В давние времена в ступе замешивали тесто на пироги.
ТОРС Что такое торс?

Прочитайте слова где есть сразу две буквы ЭС.

^ СОСНА, УКСУС

На земле насчитывается около 10.000 видов птиц.

День птиц был впервые организован в США. В России этот праздник празднуется 1 апреля и называется он «Всемирный день птиц».

Каких птиц вы знаете?

Сегодня нас интересуют птицы, в которых где есть звук С.

Снегирь,сойка, соловей,

Стриж, страус, сворец.
Б)Игра «Ваши наблюдения».

Ворона – каркает

Филин –ухает

Воробей –чирикает

Сорока – стрекочет
В) Отгадайте загадку:

Верещунья, белобока, а зовут её - СОРОКА.

Посмотрите на одной стороне нарисованы сороки- птицы и на другой сороки – девочки.

Почему девочек назвали СОРОКАМИ?

А как вы понимаете выражение?
СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА - это шутливый, уклончивый ответ.

На столах карточки.

Сколько в этом слове гласных?(3)

Какое правило мы знаем? (Сколько гласных, столько и слогов).

Разделите слово на слоги.

Прочитайте 1 слог – СО. Каким цветом будем зажигать фонарики?

Прочитайте 2 слог –РО.(сочетание твёрдого звука)

Прочитайте 3 слог- КИ.(Сочетание мягкого звука)

Поставьте ударение.

Посмотрите ребята на картинку Можно по ней сказать о чём сейчас пойдёт речь с тексте. (ответы детей)

^ 1)ЧИТАЮ САМА.

Понравился рассказ?

2)ЧИТАЮТ ДЕТИ ПО ЦЕПОЧКЕ.КАК АРТИСТЫ.

Почему сороку назвали БЕЛОБОКА (белые бока)(это сложное слово и у него 2 корня БЕЛ и БОК). В старших классах мы будем проходить сложные слова.

Кто запомнил, чем питается сорока.
Стук в окно (письмо от синички).

^ Просьба!.Покормите птиц зимой. Сейчас у нас осень, а скоро наша земля покроется белым снегом и кушать нам будет нечего.

В первую очередь что нужно смастерить для птиц?(кормушку)
Вам необходимо составить меню для птичьей столовой. Соедините слова – крошки и у вас получатся слова то что кушают и любят птички.

Яго СА кру па но меч

Ды ло пше се ки
Прочитайте слова, где встретился звук с (сало семечки).

Посмотрите, как много птиц собралось у нашей кормушки.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.
А кто - нибудь слышал пение птиц? Закройте глазки и послушаем пение птиц.
^ ФИЗМИНУТКА (аудиозапись песня соловья)

Какие советы мы могли бы дать людям?

*кормить птиц

*чистить кормушки от снега

*не распугивать птиц возле кормушки.
^ СОВЕТЫ ПТИЦАМ

*Прилетать ближе к жилью человека.

*Не бояться людей.
А ещё птицы предсказатели погоды.
(На столах по листочку с предложениями. Дети читают.

1 человек -первую часть, 2 человек –вторую часть) .

*ВОРОБЬИ ПЕРЕЛЕТАЮТ СТАЙКАМИ С МЕСТА НА МЕСТО - перед сильным ветром.

*ГАЛКИ К ВЕЧЕРУ СОБИРАЮТСЯ И КРИЧАТ- к ясной погоде.

*СОВА КРИЧИТ- на холод.

^ ВЫВОД: по вашим прочитанным наблюдениям, где может находиться буква ЭС. В начале слова, середине, конце слова.

Кто из вас видел Синюю птицу? Синюю птицу –называют птицей счастья. Кто в своей жизни хоть раз увидит синюю птицу на всю жизнь будет счастливым и удачным человеком.

Сегодня на уроке мы сделаем синюю птицу на вашу удачу.

Пока делают включаю песню «Птица счастья завтрашнего дня» .
-С какой буквой познакомились? (ЭС)

О чём сегодня расскажите мамам и папам дома?

Сколько на земле птиц?(10.000)

Что особенно понравилось?

На столах у вас лежит солнышко, весёлое – оно обозначает, что у вас всё получились на уроке, а другое огорчённое что-то не получилось, но обязательно получится. Выберите своё солнышко, и покажите всем ребятам.

«Почувствуйте вкус слова «Земля»

Анохина Юлия Леонидовна

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» пос. Чернышевский

^ Республика Саха (Якутия)

Предметно-речевая тема занятия: «ПОЧУВСТВУЙТЕ ВКУС СЛОВА «ЗЕМЛЯ» Задачи учителя : разговорить, растревожить, взволновать словом учащихся; обогатить лексикон новыми словами; расширить понятия школьников об этом слове с точки зрения нравственного смысла и формально- грамматических позиций; закрепить практические умения и навыки работы с учебой таблицей «Путь к слову»; развивать детское речевое творчество, закреплять навыки написания письменных текстов разного вида. Тип урока : итоговое обобщение изучаемых разделов науки о языке с помощью учебно – занимательной таблицы, которая представляет собой Укрупненную Дидактическую Единицу (УДЕ) Методический прием : от слова – к авторскому тексту Технология : УДЕ, методика речевого развития соответствует общей концепции РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова - В. В. Репкина об учебной деятельности, об обобщении учебного материала. Предполагаемые результаты обучения : работа с таблицей наиболее четко организует мыслительную деятельность уч-ся; обеспечит осознанные, прочные и системные знания; поможет избежать учебной перегрузки; сформирует интерес к семантике слова, разовьет языковое чутье. Оборудование : индивидуальные карточки- опоры по теме «Лексикология», по теме «Стиль», различные виды словарей. В основе урока лежит сознательно- коммуникативный подход к обучению - «Учиться общению, общаясь». Учитель опирается на теоретические знания, практические умения и навыки, приобретенные учениками на занятиях по программе спецкурса «Слово. ^ ХОД ЗАНЯТИЯ. I.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ : разминка для учеников, вводная беседа учителя «Настроение – чувство- речь». Это способствует хорошему психологическому настрою, внутренне дисциплинирует учеников. - Ребята, как вы считаете, какой вопрос могут задать близкие люди в самые первые минуты встречи? (Как твое настроение?) Как же этот предмет можно увидеть? (Почувствовать) Раскройте секрет, тайну лексического значения слова «настроение» (Это внутреннее душевное состояние) А какой характер, душа этого слова? (Слово – хамелеон, у него изменчивый характер) Почему нам важно учитывать настроение собеседника? (Чтобы не обидеть, не навредить самому себе и ему) А теперь я прошу вас изобразить оттенок своего настроения – можно словами, рисунком или жестами. (Рисунок - улыбающихся губ, цветов, танцующих человечков. Словами – бодрое, приподнятое, уютное, светлое). Так много слов скопилось на земле! Оттенков множество в себе тая. Звучание не больше, чем одежа... У каждого из слов душа своя, На душу говорящего похожа! (Давид Кугультинов) Приглашаю вас совершить удивительное путешествие в РОДНОЕ СЛОВО, в мир его настроений, души и характера, преодолеть увлекательный ПУТЬ К СЛОВУ. Я предлагаю вам преодолеть путь к слову ЗЕМЛЯ, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. ^ II. РАБОТА С УЧЕБНО - ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЕЙ «ПУТЬ К СЛОВУ». ЛЕКСИКО – ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. Запись темы занятия на доске. На доске висит большой красочный плакат- таблица «Почувствуйте вкус слова « ЗЕМЛЯ», отпечатанные маленькие таблицы выдаются каждому на парту. Первая часть таблицы(1-5 задания)- характеристика слова в языковой системе, происходит в основном под руководством учителя (он знакомит с лексическими значениями слова, его происхождением. Эту информацию ребята записывают в свои таблицы) ^ УЧЕБНО – ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «ПУТЬ К СЛОВУ»:

^ ХОД РАБОТЫ ПО ТАБЛИЦЕ :

1.ОРФОЭПИЧЕСКИ грамотно произносим слово и ОРФОГРАФИЧЕСКИ правильно его записываем, ставим ударение, выделяем орфограммы. Говорим: [З’ИМЛ’А], записываем: ЗЕМЛЯ, орфограмма – безударная гласная Е в корне ----ЗЕМЛ. 2 .Записываем ФОНЕТИЧЕСКИ слово, определяем КОЛИЧЕСТВО и КАЧЕСТВО звуков в слове. Фонетический анализ слова: в слове 2 слога, т. к. два гласных звука, ударение падает на первый слог, 5 букв, 5 звуков. З - [ З’] – согласный, мягкий, звонкий, парный Е - [ И ] – гласный, безударный М - [ М ]-согласный, твердый, звонкий, сонорный Л - [ Л’]– согласный, мягкий, звонкий, сонорный Я - [ А ]– гласный, ударный.

3.ОПРЕДЕЛЯЕМ слово: а) по количеству ЛЗ – многозначное (С помощью Толкового словаря выясняем все значения слова: планета, дорога, почва) Зачем нужны многозначные слова? (Они выражают богатство, ярость и выразительность нашего языка). б) по происхождению – исконно-русское (Определяем по Этимологическому словарю) в)по употреблению – активное, общеупотребительное(Это слово знают все и пользуются все, поэтому – общеупотребительное)

^ 4 . Выделяем МОРФЕМЫ слова. (Земля - окончание А, корень – ЗЕМЛ, основа – ЗЕМЛ) Находим родственные слова (ГНЕЗДО слов). Представляем, в роли каких членов предложения могло бы выступить данное слово? Какие морфемы делают слово эмоционально окрашенным? (Родственные слова: земля – земляной, подземный, землекоп, землеройка, земледелец, землевладелец, подземелье, земелюшка, землянка. В предложении могут выступать в роли подлежащего, определения, дополнения или обстоятельства места. Суффиксы могут делать слова эмоционально окрашенными)

^ 5 . Находим ДРУЗЕЙ и ВРАГОВ слова «земля»: (Антонимы - вода, воздух; синонимы – планета, суша, тропа). Для чего нам нужны слова – синонимы и антонимы? (Для особой выразительности речи). Вторая часть таблицы (с 6 по 9 задания): описание слова с нравственно- эстетической, человеческой точки зрения. Именно эта часть развивает речевую интуицию и детское творчество.

^ 6 .Размышляем о ХАРАКТЕРЕ, ДУШЕ слова (это могут быть синонимы, эпитеты, художественные определения). - Каждое слово - живое существо, которое может радоваться, грустить, обижаться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его лексическое значение, его можно узнать, заглянув в Толковый словарь. Добрые слова будем отмечать знаком «плюс», злые – «минус». (С помощью учителя ребята выясняют, что слово «земля» может быть положительным или нейтральным, но нее может быть с отрицательным смыслом). (ДУША слова: Земля - теплая, большая, добрая, коричневая, шарообразная, заснеженная, цветущая, кормилица, плодородие, Родина, матушка, колыбель, теплые ладони матери…) 7 . Слово и РИФМА (упражнение «Буриме»): (Земля – поля, своя, моя, моря, крылья, колыбель моя). Составление четверостиший с найденными рифмами.

Люблю я родную сторонку, Земля – колыбель моя. Береги свою планету! Озера, поля и моря. Живу я счастливо на ней! Ведь другой такой же Ведь это родная природа, Нет ничего ее прекрасней, нету! Любимая наша Земля! Нет никого ее добрей!

^ 8 .Слово и ОБРАЗ : происходит поиск слов через настроение, чувство, интуицию, фантазию ребенка. - Мы уже хорошо знакомы с изобразительным средством языка – сравнением. Мы живем и постоянно что – то с чем – то сравниваем. А с чем бы вы сравнили слово? (Земля - как колесо, глобус, мяч, цветок, дом, зелень, цветущий сад, леса и цветы, Солнце, мать…). Свой образ слова «Земля» вы можете нарисовать.

^ 9 . А теперь немного пофантазируем: представьте себе, что произнесенное и записанное нами слово превратилось в МАГНИТ . Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. «Притягивающиеся» слова могут быть разными частями речи и даже словосочетаниями, только записывать их надо в начальной форме. Все доброе, положительное, притягивается к доброму, все как в жизни. Воображаем, что слово «земля» - магнит, который может притягивать и отталкивать слова, например: (Пешеход, лес, растения, животные, птицы, моря, рыбы, люди, дети, родители, счастье…) Вот у вас и получилось необычное «поле слов». Эти слова – опорные, предназначены они для написания маленьких текстов, это поле слов, на котором вырастут наши тексты. Обязательно назовите свой текст и приготовьтесь его защищать.

^ III. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОЧИНИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА СВОЕГО ПРОЕКТА (ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗНОГО ТИПА). 10. Сочинительство по опорным словам (используются слова из всех девяти пунктов таблицы) Самостоятельная творческая работа на 15 минут (около 10 предложений) ЧЕМ ПАХНУТ СЛОВА? (Сочинение – размышление) Слов существует очень много! Все имеют свое настроение и цвет. Но есть еще и запах. Например, когда произносишь слова ЗЕМЛЯ, МАМА, СОЛНЦЕ, РОДИНА – на душе становится легко и радостно. Все вокруг меняется, воздух наполняется приятными запахами. Но есть и другие слова – ВОЙНА, СМЕРТЬ, ГОРЕ. Эти слова имеют привкус несчастья, солнце меркнет, Земля и все живое на ней умирает. Поэтому, я считаю, что нужно произносить только хорошие и светлые слова. Тогда и планета Земля будет самой красивой и ароматной. ИМЕНИНЫ У ЗЕМЛИ. (Сочинение – повествование) Ученые - экологи называют нашу Землю – Зеленый Дом. Они придумали для нее праздник – День Земли. Он отмечается каждый год 22 апреля. Его отмечают люди всех стран. В этот день люди выходят на улицы, чтобы убрать мусор на улицах городов, повесить скворечники для птиц, посадить молодые деревья и красивые цветы. После трудового дня все участники с удовольствием могут сказать: «Как красива наша Земля, наш Зеленый Дом!» А свой дом нужно любить и беречь, так как мы его хозяева. Ведь Земля нам кричит, просит нас о помощи. Давайте ее беречь! ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? (Сочинение – размышление). Родина – это родная земля, здесь родились мои родители и я. Родина – это место, где мы восхищаемся лесом, полем, речкой или озером. Тебя, как магнитом тянет к родной земле. «Сердце», «мама», «Родина», «родная земля», «Отчизна» - это самые главные в жизни слова, потому что в них есть огромный смысл. Ведь без родной земли нет мамы, а без мамы нет сердца. Вот поэтому, слово «Земля» и слово «Родина» для меня равны, это синонимы. 11.Защита авторских текстов идет через анализ: настроение текста – чувства читателя и автора; тема – идея – тип текста – стиль речи - языковые средства – изобразительные средства языка. Работа с текстом идет по памяткам. На обороте своего листка дети пишут анализ своего текста, выборочно – проверка вслух. Комплексный анализ авторского текста «Именины у Земли». I. Определи общий дух текста: 1.Выясни общее настроение текста, ответь на вопросы: а) Какие чувства у тебя возникают после первого знакомства с данным текстом? Объясни свой ответ. Используй памятку «Словарик настроений» (Чувства приятные, радостные, веселые, праздничные, бодрые, светлые) б) Что помогает тебе определить общее настроение текста? (Настроение помогло определить - общий смысл читаемого, интонация, конечные знаки препинания, эмоционально окрашенные слова). 2. Найди главное: А) Определи главную мысль, если затрудняешься, подчеркни опорные слова. (Земля – наш общий дом). Б) Тема широкая или узкая? Назови ее. (Тема узкая. О любви к природе в целом). В) Назови идею текста (для чего написан?) (Нужно заботиться о Земле, о всем живом вокруг нас). Г) Назови языковые средства, при помощи которых связаны предложения (Повторы слова «Земля», местоимения, синонимы, цепная связь предложений, так как предложения соединяются с помощью глаголов. Сохраняется единое временное поле глаголов – прошедшее время). Д) Определи тип текста (описание, повествование или рассуждение), приведи свои доказательства, используй памятку «Типы тестов». (Это текст - повествование с элементами рассуждения; в нем говорится о последовательных событиях, к нему можно поставить общий вопрос – ЧТО ПРОИСХОДИТ? В тексте описаны событии, которые нельзя увидеть на одном снимке, так как они сменяют друг друга. В тексте использовано много глаголов и существительных. Порядок слов в предложениях – прямой). II. Исследуй язык текста: 1.Кратко охарактеризуй лексику с точки зрения употребления. Приведи примеры общеупотребительных (активных) и устаревших (если есть) слов. (Общеупотребительные слова – дом, земля, люди, цветы, птицы, деревья. Лексика – общеупотребительная, потому что большинство слов используется всеми людьми.) 2.Охарактеризуй слова с точки зрения происхождения. Вспоминая приметы, попытайся отыскать в тексте исконно русские, старославянские, заимствованные слова. (Исконно русские слова – названия птиц, растений, действий – эти слова употребляются только в русском языке. Старославянское слово – удовольствие – для придания выразительности, потому что в нем суффикс - СТВИЕ. Профессиональное слово – термин - экологи.) 3. Приведи примеры изобразительных средств языка (Эпитеты, сравнения, метафоры и др.). (Использованы синонимы, местоимения, однокоренные, эмоционально – окрашенные слова – для усиления впечатления на читателей. Использовано олицетворение – земля кричит, просит о помощи. Меняется ЕВП для того, чтобы перед глазами читателей возникла живая картинка. Используется прямая речь. Метафора – Зеленый Дом, эпитеты – молодые деревья, красивые цветы, трудовой день. Местоимения – они, он, его, этот. Повторы – слово «дом», форма слова «земля», эмоционально – окрашенные слова - скворечник, участник, где суффикс НИК обозначает существительное мужского рода.) III. Исследуй стиль речи данного текста, используй памятку «Стили речи»: название стиля – в какой обстановке используется– где используется - с какой целью. (Художественный стиль, потому что текст выполняет роль общения, используется в художественной литературе в официальной обстановке, с целью воздействия на чувства читателя. Характер описания – красочный, тон чтения текста – дружелюбный. Используются восклицательные по эмоциональной окраске предложения.) В каком жанре написан этот текст? (Текст написан в жанре рассказа). IV. Дополнительные задания: объясни правописание слов(указать в словах изученные орфограммы), знаки препинания. оР РР

12. Итог урока, выставление отметок за работу на уроке. Отталкиваясь от идейной направленности ученических текстов, учитель делает ^ ОБЩИЙ ВЫВОД на экологическую тему. (Чтение стихотворения Михаила Дудина). Берегите землю. Берегите Над пустыней тень от баобаба, Жаворонка в голубом зените, Ястреба, парящего над полем, Бабочку на листьях повилики, Ясный месяц над речным покоем, На проталинках солнечные блики, Ласточку, мелькающую в жите, На камнях играющего краба, Берегите землю! Берегите! - Земля у нас одна на всех. Она очень маленькая и хрупкая. Ее надо любить и беречь. Нужно бережно относиться к Земле, к окружающему миру, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать. Зачем, для чего? Как мы можем это сделать? Напишите дома свои размышление на эту тему. Можете проиллюстрировать свои сочинения рисунками. После анализа и работы над ошибками мы оформим стенд по природоведению вашими работами.

^ ПРИЛОЖЕНИЯ: ПАМЯТКИ – ОПОРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

СЛОВАРИК НАСТРОЕНИЙ


праздничное

бодрое

сонное

неуютное

хмурое

капризное

торжественное

приподнятое

ленивое

беспокойное

мрачное

привередливое

радостное

уютное

равнодушное

тревожное

сердитое

хвастливое

веселое

мечтательное

непонятное

печальное

угрюмое

насмешливое

шутливое

задумчивое

грустное

смешное

таинственное

светлое

противоречивое

прекрасное

сказочное

^ СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ


ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

^ ЧТО ПРОИЗОШЛО?

КАКОЙ?

ПОЧЕМУ?

Обычно говорится о последовательных действиях и событиях:

  1. СНАЧАЛА

  2. ПОТОМ

  3. ЗАТЕМ

  4. ^ …И НАКОНЕЦ.

Говорится об одновременных признаках. Изображаются

ПРЕДМЕТЫ,

ЖИВОТНЫЕ,

ПРИРОДА и т. п.


Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. Состоит из частей: ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД. Включаются слова: ПОТОМУ ЧТО, ПОЭТОМУ и т. д.

^ СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (РЕЧИ) ПО ИХ ОСОБЕННОСТЯМ


Название

Обстановка

Где используется?

С какой целью?

I.РАЗГОВОРНЫЙ

Неофициальная

При встрече, беседе с друзьями, близкими, в дружеских письмах, посланиях…

Общение,

разговор


^ II. КНИЖНЫЙ

1.НАУЧНЫЙ


Официальная

В науке и технике, школе (лекция, доклад, учебник, словарь…)

Сообщение точных научных сведений

^ 2.ОФИЦИАЛЬНО - ДЕЛОВОЙ

Официальная

В различных документах (справках, расписках, указах, приказах…)

Точна передача деловой информации

3.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Официальная

В художественной литературе (стих, рассказ, пьеса, сказка…)

Воздействие на чувства читателей (слушателя)

4.ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Официальная

В газетных (журнальных) статьях, в выступлениях на митингах, собраниях, по радио и телевидению.

Воздействие на читателя или слушателя (призвать, убедить)

«Формирование письменной речи через написание изложений»

Плотникова Ирина Викторовна

^ МБООУ «Верещагинская общеобразовательная

санаторная школа-интернат», Пермский край

Предмет: Русский язык. Развитие речи (по программе «Школа России»)

^ Тип урока : отработки умений и рефлексии

Время выполнения работы : 60 минут

Класс: 4

Планируемые результаты:


  • Личностные: формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; формирование способности к решению моральных дилемм; формирование самооценки и самоконтроля.

  • Метапредметные:
- регулятивные: совершенствование умения ставить цель своей деятельности, планировать и реализовывать учебную задачу, формировать умения с/анализа и с/контроля;

- познавательные: развитие мыслительных процессов памяти, внимания, мышления (операция анализа); формирование умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- коммуникативные : формирование умения обосновывать свою позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развитие информационной компетентности (в процессе работы с текстом выявлять достоверную информацию);


  • Предметные: обучение точной и последовательной передаче сюжета текста, точно употреблять и орфографически грамотно писать слова и предложения; обогащение словарного запаса детей.
Ресурсы: игровое поле, толковые словари, скульптура собаки, подборка материала о собаках из Интернета, фотографии памятников собакам (презентация), карточки № 1,2,3, тетрадь, ручка, компьютер, мультимедиапроектор.
^ Ход урока

  1. Темо - и целеполагание

  • Игра «Муха - невидимка» - я называю отправную букву, вы собираете слова и их запоминаете (слова начинаются с заглавной буквы- друг, кинолог, собаки, пес ).

Слова, которые запомнили, запишите самостоятельно. Что у вас получилось?

Значение всех ли записанных слов вам понятны? Найдите объяснение этого слова в словаре.

/Кинолог – специалист по воспитанию, дрессировке собак/.

Какое слово может быть «лишним»? Почему?

Назовите синонимы из записанных слов.

Подберите антонимы к слову «друг».

Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Вспомните, что это за вид работы? Зачем надо учиться письменно передавать содержание текста?

Еще раз внимательно посмотрите на записанные слова и попробуйте по ним определить тему текста. О чем будет наш рассказ? (скульптура собаки)

- Поставьте каждый для себя цель на урок. (Ответы детей)


  1. ^ Актуализация знаний
1/ Что знаете о собаках? (устные рассказы детей)

(Дополнение учителя +фотографии памятников собакам ) *Собаки были первыми из одомашненных животных. Эти животные обладают множеством специализаций: охотники, пастухи, сторожа, следопыты, горноспасатели, цирковые артисты, поводыри слепых, упряжные, и даже «космонавты». И, конечно, это, пожалуй, самые преданные хозяину существа. Не зря Ч. Дарвин называл собак «любящими нас больше, чем себя».

Заслуги собак перед человеком огромны. Люди так или иначе выражают свою благодарность четвероногим друзьям. В Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. (слайд 1 .) Он спасал людей в Альпах зимой. В итальянском городе Борго-Сан- Лоренцо есть памятник псу Верному.(слайд 2 ). Он ежедневно в течении 14 лет ходил на вокзал встречать своего хозяина, который погиб на войне. В Берлине памятником отмечен труд собак проводников слепых. В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге, в 1935 году установлена бронзовая скульптура собаки – помощника ученых.(слайд 3 ).

/Подборка материала из Интернета/.
- Кого приобрел человек, приручив собаку?
2/ Подберите прилагательные к слову «собака».

Очень часто о собаках можно услышать слова «преданная и верная». А чем различаются эти слова?

Попробуйте указать точное значение для каждого слова. У вас на партах лежит карточка № 1 – прочитайте задание и выполните его.

Карточка №1

Прочитай слова и соедини их с объяснением.

Надёжный, преданный

Преданный - любящий, постоянный

Верный - соответствующий истине;

Правильный, точный.

Что у вас получилось?

Почему разные варианты? Где можем проверить свое мнение? Проверьте свою версию по толковому словарю. Кто прав?

Какое из толкований слова «верный» подходит к нашему разговору? Почему?

Что еще можете сказать о слове «верный»? /многозначное/
^ 3/ Прочитайте слова на доске . Запишите самостоятельно в тетрадь пропущенные буквы.

Дру_, пост_рел, уд_вился, ч_л_век, м_лыша, ст_р_жил, пром_лчал, нелё_кому, х_зя_на, пр_тупился.

Сверьте свою работу с ключом на слайде .

(слайд 4)


Г

а

и

е, о

а

о, о

о

г

о, и

и

Кто не допустил ошибок?

Кто допустил? Почему? Что надо повторить?

Эти слова вам встретятся в тексте изложения, поэтому обратите внимание на их написание.


  1. ^ Формирование знаний и умений
1/ Пришло время познакомится с текстом изложения. Рассказ называется «Старый пес». Вы внимательно послушайте рассказ и соотнесите его содержание с планом на доске .

План


  1. Верный пес.

  2. Старость пса.

  3. Оплошность Полкана.

  4. Совет знакомого.

  5. Верное решение.

Учитель читает часть рассказа вслух.

Старый пес

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину.

Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился.

Однажды в ясный летний день Полкан не узнал хозяина. Он выбежал из своей будки и стал лаять на него. Хозяин удивился.

Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал…
- Что скажете о содержании услышанного и плане?

А какое решение вы бы предложили?

Какой выход нашел хозяин?

Карточка №2

Старый пес

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину.

^ Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился .

Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал лаять на него. Хозяин удивился.

^ Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал .

Но через несколько дней принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.


  • Вопросы по тексту :

  1. Что случилось с Полканом в старости?

  2. Хороший ли совет дал знакомый хозяину пса?

  3. Как поступил хозяин?

  4. Что можете сказать о его решении? Было ли оно правильным?

  5. Чему учит этот рассказ?

  6. Определите тип текста.

  7. Какие орфограммы видите в тексте? (Работа с текстом и простым карандашом).

  8. В предложении «Пес постарел, стал плохо видеть » объясните постановку запятой.

  1. Физминутка для глаз (рисование фигур глазами)
2/ Вот мы и подошли к нашему главному заданию – написать изложение. Сделать данную работу я предлагаю по уровням, которые отражают ваше умение писать изложение. Уровни представлены на карточке №3 .

  • ^ Выбор уровня.
Карточка № 3

I уровень – я пока умею писать изложение по плану и опорным словам (взять карточку № 4 у учителя).

II уровень – я уже умею писать изложение по плану.

III уровень – я умею писать изложение по плану с творческим заданием (в этом рассказе пропущены описания внешнего вида Полкана и щенка. Постарайся сделать их в своем рассказе.)
- Когда вы можете считать, что справились с работой? (После написания изложения, его необходимо проверить и оценить по нашим критериям).

На доске карточка


  • Правильность передачи содержания текста

  • Последовательность изложения текста

  • Правильность написания слов и предложений
3/ Прочитайте самостоятельно еще раз текст и запомните его.

Перескажите текст, опираясь на план. (Несколько учеников пересказывают текст.)

4/ Повторное чтение текста учителем.

Будьте внимательны, соотнесите еще раз план с содержанием текста.


  1. Применение полученных знаний и умений

  • Самостоятельная письменная работа учеников.

  • Самопроверка.

  • Выслушать 2-3 работы по желанию ребят. Анализ по критериям.

  • Редактирование текстов.
^ VI. Итог. Рефлексия.

Какие умения совершенствовали на уроке?

Кто достиг своей цели?

У кого не получилось? Почему? Что нужно сделать?

VII. Д/З:

I уровень – в словаре найти и записать в тетрадь 3 фразеологизма со словом «собака» и их объяснение.

II уровень – составить предложения, используя фразеологизмы со словом «собака».

III уровень – составить текст с одним из фразеологизмов со словом «собака».

Сенбернар Барри Пёс Верный

Помощники ученых
Библиографический список


  1. Лайка.

    Иностранный язык
    Методическая разработка урока по английскому языку для 2 класса по теме «Моя школьная сумка»

    ^ Яблонская Ольга Николаевна

    МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская обл.

Задачи:

  • Освоение звукового анализа слов
  • Развитие представлений о гласных звуках
  • Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
  • Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился?»

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)

Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова слон

Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Это что за великан?
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю...! (Слон)

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)

Это согласный или гласный звук? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук? (-л-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук? (-о-)

Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук? (-н-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон? (3)

Сколько гласных звуков в слове слон? (1)

Сколько слогов? (1)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)

Физминутка

Мы веселые мартышки, улыбаются
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, хлопают
Мы ногами топаем, топают

Надуваем щечки, надувают щеки
Скачем на носочках подпрыгивают вверх
И друг другу даже, языки покажем, показывают языки
Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх

Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску
Шире рот откроем, открывают рот
И гримасы строим. строят гримасы
Игра «Какой звук заблудился?»

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)

Проговорите: Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?

Образец самоанализа занятия в ДОУ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
- Продолжать формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук., Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА «ЁЛОЧКА»

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Самоанализ логопедического занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Учитель-логопед:

Малукова С.Н.

г.Пыть-Ях

Занятие представлено выше

На занятии присутствовали дети старшей группы (12 человек), имеющие логопедическое заключение: стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Занятие соответствовало требованиям общеобразовательной программы (программа от рождения до школы под редакцией Вераксы) , плану коррекционной работы.

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения (сочетает в себе элементы игры и обучения) . Также были использованы технологии развивающего (направленность на интеллектуальное развитие) и личностно-ориентированного обучения (развить и поддержать самоценную активность ребенка) , что повысило мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу. (Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве).

Цель : Закрепить слуховой и зрительный образ звука и буквы "Т".

Образовательные:

Автоматизировать звук изолированно в слогах, в словах;

Учить анализировать артикуляцию и давать характеристику звука

Коррекционные:

Развивать зрительно-логическое внимание и зрительную память, используя таблицу и кубики Зайцева;

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, используя специальные упражнения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Интеграция образовательных областей: коммуникация (дети упражнялись в речевом общении) ; познание (расширение знаний о звуках и буквах) .

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики (обучение) , которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные и гендерные особенности (особенности, связанные с признаками половой принадлежности) детей, а также уровни их развития.

Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учетом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости), наглядно-словесные инструкции предъявлялись точно и четко.

Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода (нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит мыслить) состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько взаимосвязанных этапов.

Занятие проводилось в музыкальном зале, в первой половине дня.

Музыкальный зал был разбит на зоны:

Зона для просмотра кубиков и таблиц Зайцева

Игровая зона и двигательной деятельности

Зона познавательной деятельности

Такое зонирование пространства позволило детям в процессе всех видов деятельности переходить от одного вида задания к другому, не затрачивая лишнее время.

Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, что создавало готовность детей заниматься, общаться с педагогом, друг с другом.

Далее я использовала такой прием как речевая разминка - уникальный оздоровительный метод для выработки хорошей дикции. Приступая к пропеванию складов на кубиках дети отрабатывали шумный, протяжный выдох в содружестве с движениями рук (переворачивали кубик на соответствующий склад) и глаз(зрительно следили).

Работу по теме создала игра - соревнование. Применяя такие приемы дети развивали умение работать в группе, учились переключаемости с одного поля деятельности на другое, что способствовало развитию активности и концентрации внимания.

Во время занятия по обучению грамоте старалась не уточнять звук или буква, не использовать название букв алфавита.

Думаю, что надо меньше заниматься фонетикой и только тогда можно сохранить грамотность. Т.к. дети дошкольного возраста как правило все правополушарные, то звуко-буквенный анализ проводить вредно.

Дети не могут на слух правильно слышать слова, если и могут, то в будущем на письме развитие фонематического слуха неправильно скажется на их учебе, поэтому я предлагала слово видеть и определять позицию сначала буквы, раз мы видим ее в слове, а потом и на слух, т.е.закрепляли зрительный образ. Считаю, что наше обучение невозможно без зрительно-логического восприятия, т.к. в этом возрасте дети еще не знают букв.

Во время беседы деятельность детей была осознанной, самостоятельной. Дети отвечали на вопросы, соблюдали культуру общения, создавались условия для обмена мнениями, самостоятельных высказываний. Не всем детям давалось это легко, некоторые дети затруднялись с ответом.

Рефлексия с помощью вопросов к детям. На заключительном этапе прошло обсуждение полученных знаний.

Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. На каждом этапе были использованы целесообразные методы и приемы, позволяющие активизировать самостоятельность детей при выполнении заданий. Быстрая смена заданий и упражнений не давала возможности детям отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми, оно продолжалось 22 минуты.

Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинки, кубики, таблицы ).

Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижные игры для коррекции общей моторики, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Было обращено внимание на санитарно-гигиенические требования: освещение, безопасность, воздушный и тепловой режим.

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. Я старалась достичь запланированной цели. Это можно определить по ответам и поступкам детей, их интересу и желанию выполнять задания. Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные задачи выполнены. Дети старались отвечать правильно, проговаривая поставленные звуки. Проверяя какой звук: глухой или звонкий, дети определяли кладя руку на горло (а не на шею, т.к. нельзя закрывать уши проверяя какой звук, таким образом мы даем нагрузку на барабанную перепонку) или смотрели на соответствующий кубик, склад на таблице.

Я знаю своих детей, некоторые усваивают быстро, отвечают быстро, а другим надо время подумать, поразмыслить, поэтому их я не торопила с ответом, ждала, т. е. к каждому находила индивидуальный подход.

В дальнейшем будем продолжать работу по развитию всех компонентов устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и связную речь); пополнять и активизировать словарь детей. Работать над постановкой звуков.

Ну и в завершении, хотелось бы сказать, почему я решила совместить "рядовое" занятие по обучению грамоте с применением кубиков Зайцева? Что бы воспитатели не боялись пользоваться кубиками Зайцева на своих занятиях по обучению грамоте.

Ребенок по своей природе не может делать то, что предусмотрено программой Министерства образования и поэтому я составила свой конспект.

У каждого ребенка свой темп обучаемости и потому я решила взять кубики Зайцева. Это мое НОУ -ХАУ, в положении логопеда такого нет, но я вижу что это помогает мне в работе и значит это может быть. Думаю, что мы можем работать так как нам удобно и подстраиваясь под наших детей.