Маршрут экспедиции фернана магеллана. Фернан Магеллан: история кругосветного путешествия. Новые знакомые и старые обиды

Вопреки распространенному мнению, лично Фернан Магеллан не обогнул земной шар, хотя очень старался. И тем более он не ставил перед собой цели осуществить кругосветное путешествие. Фернан целенаправленно шел за пряностями – золотом 16 века, а все остальное ему было неинтересно. Он хотел добраться до них самым коротким путем, и, по его мнению, направление на Америку было именно таким.

Сначала Фернан пытался заинтересовать португальцев. В качестве основного аргумента фигурировали Молуккские острова, где было много дешевых пряностей. Магеллан бывал там два раза и не понаслышке знал о коммерческой выгоде этого рейса, причем он предлагал добираться к ним со стороны новооткрытой Америки. Но португальский король предпочел не вдаваться в авантюры и продолжать использовать классический, хоть и опасный маршрут через Атлантический и Индийский океаны. Фернан в поисках более сговорчивого короля отправился в Испанию.

Испанец оказался восприимчивым к аргументам морского волка и дал добро на снаряжение экспедиции. 20 сентября 1519 года – историческая дата старта кругосветной регаты под руководством Фернана Магеллана — из порта Санлукар-де-Баррамеда вышла флотилия из пяти кораблей и 256 человек.

Реконструкция каравеллы «Виктория»

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Конспесьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Не готовая к такому переходу экспедиция испытывала огромные лишения.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а возможно он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен ещё один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха.

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился. На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Испанцы отказались платить, а оказавшийся в городе мусульманский купец посоветовал радже не воевать с европейцами, и требование было снято.

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.

Смерть Фернана Магеллана. Рисунок 1860 г.

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит.

Памятник Фернану Магеллану, остров Макатан

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав. Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии.

«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым количеством островитян-малайцев (почти все они погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились»), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Но после ареста 13 человек, отправившихся за продовольствием, «Виктория» в спешном порядке направились дальше.

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля Тринидад были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов. В 1523 году был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции - венецианца Антонио Пигафетты.

В начале XVI века совсем не все люди были уверены в том, что земля круглая. То есть многие в это верили, но прямых доказательств не было. Сомнений не осталось после того, как увенчалось успехом первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана.

Магеллан был португальцем. К 1519-ому году он уже успел основательно послужить португальской короне: много путешествовал и воевал.

В те времена путешественники часто воевали.

Приходишь на новые земли, а там живут другие люди. Эти другие люди иногда оказывались гостеприимными, а иногда нет. И у них были на то основания, вновь прибывшие старались захватить их земли, обогатиться за счёт туземцев.

Итак, Фернан Магеллан вернулся в Португалию после многолетних путешествий по Индии и Индийскому океану. Ему 32 года, король ему назначил пенсию, но пенсия маленькая. Магеллан еще пару лет повоевал в Марокко и подал в отставку. Он просит короля увеличить ему пенсию, но получает отказ. Кто знает, назначь ему тогда король прибавку - жил бы Магеллан в своей Португалии и растил бы детей, и мы никогда не узнали бы ни его имени, ни фамилии.

А между тем у Магеллана созрел план экспедиции, которой суждено было его прославить. Магеллан просит португальского короля доверить ему морскую службу и отправить в плавание. Король отказал. Магеллан уехал в Испанию и уговорил испанского короля.

20 сентября 1519-года началась испанская морская экспедиция под началом Фернана Магеллана. Совершить кругосветное плавание не являлось сверхзадачей, в планах было открыть западный путь в Индию. Всего экспедиция состояла из пяти кораблей, на которых вышли в море около трехсот человек. Среди них был раб Магеллана по имени Энрике. Он родился на Суматре, и ему суждено было стать первым человеком, совершившим кругосветное путешествие.

Вокруг света во главе с Магелланом

Итак, флотилия во главе с Магелланом отправилась на запад. Им предстояло пересечь Атлантический океан, обогнуть Южную Америку, открыть Магелланов пролив и выйти в Тихий океан. Все удалось, но Магеллану было не просто. Тремя из пяти кораблей командовали испанские дворяне.

Они не доверяли португальцам. Недоверие это родилось не на пустом месте, испанцы давно соперничали с португальцами в деле освоения новых земель и получения от этого прибылей. Магеллану пришлось бороться с мятежниками за свое главенство. Он победил, но испанские капитаны так и не стали ему друзьями.

Люди того времени не имели точных представлений о размерах Земли. Магеллан предполагал, что Тихий океан значительно меньше по размеру, чем он оказался на самом деле.

Морякам пришлось преодолеть не менее 17 тысяч километров, прежде чем они достигли суши. Зато им повезло с погодой, именно они назвали этот океан "Тихим", ни одного шторма в пути. 17 марта 1521-го года путешественники высадились на острове Хомонхом. Тихий океан остался позади.

Члены экспедиции Магеллана стали первыми европейцами, высадившимися на Филиппинских островах. Они продолжили свой путь среди островов, на одном из которых Энрике (раб Магеллана, родившийся на Суматре) встретил людей, говоривших на его родном языке. Как пишут в учебниках истории: "круг замкнулся", человек впервые обогнул земной шар.

27 апреля на острове Мактан в боях с местным населением погиб Фернан Магеллан. Ему был 41 год. Первое кругосветное путешествие продолжилось без него.
Морякам предстояло обогнуть мыс Доброй Надежды и вдоль западного побережья Африки вернуться домой.

6 сентября 1522-го года до Испании добралась «Виктория», единственный уцелевший корабль из пяти вышедших в плаванье. На нем было 18 выживших. Еще 18 человек спустя несколько месяцев вернулись домой из португальского плена. Остальные погибли: многие от цинги, другие во время мятежей и сражений с туземцами.

Вернувшиеся домой были первыми людьми, которые совершая кругосветку, потеряли сутки. Их календарь отстал от календаря их соотечественников на целые сутки. Потом Жюль Верн описал этот феномен в романе "Вокруг света за 80 дней". А сегодня эта разница во времени не является проблемой за счет введения местного времени, отличного от всемирного.

Экспедиция под предводительством Магеллана оказалась успешной не только в познавательном, но и в коммерческом плане. Ценность груза с корабля "Виктория" окупила все расходы на путешествие, и принесла значительную прибыль тем, кто дал денег на осуществление предприятия. Магеллану было не суждено встретить обеспеченную старость на родине, но, если судить по его поступкам, он не об этом мечтал.

А имена 18-ти, которые вернулись в Испанию после Первого Кругосветного Путешествия можно найти в Википедии: капитан, матросы, лоцманы, юнга, артиллерист, помощник юнги.

Это интересно. Историю делают люди, люди с судьбой и биографией.

И стал первым, кто побывал в кругосветном путешествии. Мореплаватель сделал географическое открытие: стал первооткрывателем новых территорий и проливов, а также доказал, что Земля шарообразна.

Нередко бывает такое, что место и время рождения великих людей неизвестно. До современников не дошла точная биография Фернана Магеллана, поэтому о жизни мореплавателя можно судить только по догадкам ученых.

По мнению историков, Фернан родился в конце 15 века, в 1480 году. А вот насчет даты рождения ученые расходятся во мнении: одни считают, что это событие произошло 17 октября, а другие уверены, что будущий мореплаватель появился на свет 20 ноября. Родным городом Магеллана считается либо поселок Саброза, который находится в Португалии, либо город Порт, находящийся в этой же стране. О родителях Фернана также известно мало: они принадлежали к небогатому, но знатному дворянскому сословию. Отец Руй (Родриго) ди Магальяйнш служил алькальдом, а чем занималась мать путешественника Алда де Москита (Мишкита), остается неизвестным.

Помимо Фернана в семье было еще четверо детей.


Когда будущему мореплавателю было 12 лет, он был слугой при дворе Леоноры Ависской, супруги португальского короля Жуана II Совершенного. Вместо придворных церемоний и фехтования необщительного слугу интересовали точные науки: паж часто уединялся в комнате и изучал астрономию, космографию и навигацию.

На службе придворным пажом будущий мореплаватель пробыл до 24-летнего возраста.

Экспедиции

В 1498 году португальцы открыли морской путь в Индию, поэтому, когда Фернану Магеллану исполняется 25 лет, будущий путешественник покидает королевский двор и отправляется добровольцем на службу во флот, а затем на завоевание востока под руководством Франсишку ди Альмейды.

Отслужив морскому флоту 5 лет, Магеллан предпринимает попытку вернуться в родную страну, однако в силу обстоятельств остается в Индии. За проявленную отвагу и мужество Фернан получает звание офицера и почет среди военных.


В 1512 году Магеллан возвращается в Португалию в город Лиссабон. Несмотря на смелость, проявленную в ходе завоеваний востока, на родине мореплавателя встречают без почестей.

Во время подавления восстания в Марокко Магеллан был ранен в ногу, что сделало португальского мореплавателя хромым на всю жизнь, поэтому бывший офицер вынужден был уйти в отставку.

Кругосветное путешествие

В свободное время путешественник изучал секретные архивы короля Португалии, где Фернан и нашел старинную карту некоего Мартина Бейхема. Мореплаватель обнаруживает пролив, соединяющий Атлантический океан с неизученным Южным морем. Карта немецкого географа и вдохновила Фернана на морское путешествие.

Во время личного приема у правителя Магеллан просит разрешение на проведение мореплавательской экспедиции, однако получает отказ из-за того, что действовал в подавлении марокканских волнений самопроизвольно, чем разгневал пятого короля Португалии Мануэла Первого. Причиной отказа было еще то, что король отправлял судна в Индию вокруг Африки, поэтому не увидел выгоды в предложении Магеллана.


Кругосветный маршрут Фернана Магеллана

Но Мануэл дает понять Фернану, что не выскажет недовольства, если путешественник покинет португальскую службу. Оскорбленный резким отказом и гневом короля Португалии Фернан отправляется в солнечную страну Испанию, где покупает дом и продолжает работать над идеей морского кругосветного путешествия.

В 15 веке в европейских странах восточные приправы и специи ценились, как золото. В Европе пряностей не изготавливали, а арабы продавали их на рынке по высокой цене. Богачей в те времена даже шутливо называли мешками с перцем.


Поэтому смысл морских экспедиций заключался в открытии кратчайшего пути к индийским островам пряностей. В Испании Фернан обращается в «Палату Контрактов» с идеей мореплавательного путешествия, однако не получает поддержки ведомства. Некий Хуан де Аранда в частном порядке обещает Магеллану помочь за 20% от прибыли, если морская экспедиция по завоеванию островов специй пройдет успешно. Но Фернан при помощи приятеля астронома Руи Фалера заключил более выгодную договоренность, которая была официально заверена нотариусом на одну восьмую часть прибыли.

Согласно документу, составленному Папой римским в 1493 году: территории, которые открывались к востоку, принадлежали Португалии, а к западу становились собственностью Испании. Король солнечной страны Карл одобрил морское путешествие Фернана Магеллана 22 марта 1518 года. Правитель надеялся доказать, что богатые острова, на которых произрастают черный перец и мускатный орех, лежат ближе к западу, а следовательно, переходят к Испании, хотя в то время их подчиняла португальская корона, следуя Тордесильясскому договору.

Мореплаватели получали одну двадцатую долю от всех богатств, добытых во время экспедиции.

В плавание готовились корабли с запасами продовольствия, которых бы хватило на два года пребывания на судне. В мореплавании участвовали 5 кораблей:

  1. «Тринидад» (флагманский корабль Магеллана),
  2. «Сан Антонио»,
  3. «Концепсьон»,
  4. «Виктория»,
  5. «Сантьяго».

Великий мореплаватель командовал «Тринидадом», а «Саньтьяго» управлял Жуан Серран. На трех остальных кораблях главными были представители испанской знати, и, несмотря на масштабность путешествий, у моряков были стачки друг с другом. Испанцы были недовольны тем, что кругосветной экспедицией, суть которой заключалась в достижении Азии путем следования на запад, командует португалец, поэтому отказывались подчиняться. К тому же Фернан не разглашал план действий, что вызывало у командующих другими кораблями подозрения. Король Испании приказал безукоризненно повелеваться Магеллану, однако испанцы заключили тайный договор между собой, что уберут португальского капитана, если понадобится.

Сподвижник Магеллана, астроном Руй Фалейра, не смог поучаствовать в экспедиции, так как у него начались приступы безумства.


Кругосветное путешествие Фернана Магеллана началось 20 сентября 1519 года, 256 моряков отправились от порта Сан-Лукарас в сторону Канарских островов.

Судна долго двигались вдоль восточного побережья Южной Америки в поисках Южного моря. Команда Магеллана стала первооткрывателями архипелага Огненная Земля, находящегося в южной части континента и весьма красивого, судя по современным фото. Португалец считал, что группа островов – составная часть «Неведомой Южной земли». Острова казались пустыми, но, когда путешественники проплывали мимо, в ночи зажглись огни. Фернан полагал, что это вулканические извержения, за что и дал архипелагу название, связанное с огнем. Но на самом деле это индейцы разжигали костры.


Судна прошли между Патагонией и Огненной Землей (тот пролив называется сейчас Магеллановым), затем путешественники оказались в Тихом океане.

Из кругосветного путешествия, которое совершил Фернан, он доказал, что Земля имеет форму шара, через 1081 день плавания в 1522 году возвратился только один корабль «Виктория» с 18 моряками на борту, которыми командовал Элькано.

Личная жизнь

Внешне Фернан Магеллан не напоминал потомка дворян, так как напоминал больше крестьянина: у него была обычная внешность, крепкое телосложение и низкий рост. Путешественник считал, что в человеке главное – это не внешние данные, а его поступки.


На юге Испании Фернан Магеллан знакомится с Диего Барбозой и женится на его дочери, красавице Беатриче. У возлюбленных рождается сын, который умирает из-за болезни. Супруга Фернана пыталась родить второго ребенка, но не выдержала родов и скончалась. Поэтому у великого путешественника не осталось потомков.

Смерть

Хотя перед экспедицией подготовились значительные запасы продовольствия, через несколько месяцев мореплавания продукты и вода закончились. Из-за нехватки еды мореплавателям приходилось жевать обшивку парусов, чтобы хотя бы чуть-чуть утолить голод. Путешественники потеряли 21 мореплавателя, которые умерли от истощения и цинги.


Моряки, долго не видевшие суши, добрались до филиппинской провинции. Команда Магеллана могла сделать запасы продовольствия и дальше отправиться в кругосветку, однако Фернан ввязался в ссору с вождем острова Мактан Лапу-Лупу. Португалец хотел показать туземцам мощь Испании и организовать военную экспедицию против Мактана. Но, к удивлению европейцев, они проиграли из-за недостаточной подготовки и ловкости туземцев.

Помните, как Нил Амстронг произнес известную фразу, назвав свой первый шаг по лунной поверхности гигантским скачком для человечества? А ведь задолго до него такие подвиги совершали Средневековья. Например, открытия Магеллана стали настоящей революцией в представлении людей о своей планете и заставили их усомниться в нерушимости догматов католической церкви. Так кем же был человек, доказавший, что Земля круглая, открывший, где находится Магелланов пролив на карте? Какие последствия имели его открытия для развития науки? Чтобы найти ответы на эти вопросы, стоит познакомиться с историческими фактами, большинство из которых известны благодаря Антонио Пигафетта — итальянскому мореплавателю, участвовавшему в первом кругосветном путешествии.

Фернан Магеллан: биография

К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, где родился первым из европейцев обогнувший Южноамериканский континент. Однако большинство исследователей считают, что это событие произошло 17 октября 1480 года в Порту или в Саброзе. В то же время, согласно историческим документам, в подростковом возрасте Фернан служил пажом у королевы Леоноры Ависской, поэтому предполагается, что он имел дворянское происхождение.

Когда Магеллану исполнилось 25 лет, он отправляется в Индию в составе эскадры Франсишку Альмейды. Отслужив положенные 5 лет, Фернан пытается вернуться на родину, но волею случая вынужден остаться в Индии, где добивается благосклонности колониальных властей и завоевывает большой авторитет в среде военных. Таким образом, будущий великий путешественник оказывается в Лиссабоне лишь в 1512 году. И участвует в войне с Марокко, во время которой своими самовольными действиями вызывает гнев короля Мануэла Первого. Во время аудиенции Магеллан просит у монарха разрешения отправиться в морскую экспедицию, однако получает отказ. В то же время Мануэл Первый дает ему понять, что не будет против, если тот станет служить другому сюзерену. Интересно, знай тогда что будущие открытия Магеллана прославят Испанию, дал бы он ему подобный совет?

Что предшествовало первому кругосветному путешествию

Оскорбленный Магеллан покидает родину и отправляется в Испанию, покупает дом в Севилье, женится, у него рождается сын. Обзаведясь полезными связями, Магеллан обращается в организацию, занимающуюся финансированием морских экспедиций — "Палату Контрактов", но там отказываются выделить деньги на осуществление его проекта по поиску западного пути к Островам пряностей. В то же время личную заинтересованность проявляет Хуан де Аранда, требующий 1/8 часть от возможных прибылей, а король Испании Карл Первый дает разрешение на снаряжение пяти кораблей. Теперь вы знаете, кем был до своего знаменитого путешествия Магеллан. Что открыл он, будет рассказано далее.

Магеллана: ожидаемые экономические выгоды

Хотя Колумбом сделало Испанию сверхдержавой, все же главная цель этой экспедиции, а именно достижение берегов Индии западным путем, не была достигнута. А ведь это сулило огромные экономические выгоды! В частности, таким образом было бы доказано, что знаменитые Острова пряностей, отошедшие Португалии по Тордесильясскому договору, находятся в "испанском" Южном море. В свою очередь это означало, что ожидаемые открытия Магеллана могли значительно расширить владения Карла Первого и покончить с монополией португальцев на торговлю пряностями, которые тогда ценились на вес золота.

Путешествие в Бразилию и Патагонию

Героическая морская эпопея Магеллана началась 20 сентября 1519 года, когда 5 судов, снабженных продовольствием на 2 года вперед, вышли из Сан-Лукара. Всего в экспедиции принимало участие до 280 человек, 100 из которых были экипированы как солдаты. Кроме того, корабли были оснащены 10 пушками и 50 аркебузами. Главное судно - "Тринидад" - и каравелла "Сантьяго" управлялись самим Магелланом и еще одним португальцем, Жуаном Серраном. Остальные же три корабля вышли в поход под предводительством высокородных испанских идальго, договорившихся устроить мятеж, если им покажется, что командор Фернан сбился с пути.

Преодолев с большим трудом Атлантический океан, 29 ноября экспедиция Магеллана достигла берегов Бразилии и стала исследовать берега Ла-Платы, надеясь, что это и есть пролив, через который можно добраться в "Южное море". Убедившись в ошибочности этого предположения, эскадра проследовала далее на юг, вдоль берега Южноамериканского континента и, встретив по дороге пингвинов, приняла их за туземцев. Блуждание продолжалось до конца марта 1420 года, когда Магеллан принял решение встать на зимовку и урезать пайки экипажа. Во время зимовки испанцы познакомились с местными жителям, которые ходили, намотав на ноги сено. И назвали их патагонцами (большеногими), а их страну Патагонией.

Магелланов пролив

21 октября 1520 года корабли экспедиции оказываются у узкого пролива. На разведку высылаются корабли "Сан-Антонио" и "Консепсьон", которым чудом удается избежать гибели во время внезапно налетевшей бури. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В момент, когда волна несла судна к берегу, они попали в узкий проход, исследования которого показали, что в нем соленая вода, а лот не достигает берега. Оба корабля возвращаются к Магеллану и сообщают благую весть о том, что морской путь в "Южное море" найден, а спустя много лет его обозначают как Магелланов пролив на карте мира. К сожалению, это открытие ни в тот исторический момент, ни веками позже не могло принести человечеству никакой пользы с экономической точки зрения, так как этот путь чрезвычайно долог и опасен для судоходства. Однако он дал огромный толчок к развитию таких наук, как картография и география.

Острова Огненной земли, открытые Магелланом

Южнее обнаруженного пролива члены экспедиции увидели землю, на которой в ночное время загорались огни. Магеллан ошибочно предположил, что это северная оконечность Terra Australis Incognita — Южного материка — и назвал ее Огненной землей. Как оказалось впоследствии, это был архипелаг, состоящий из 40 тысяч островов и островков. Таким образом, на вопросы: "Что сделал Фернан Магеллан?", "Что открыл?" можно в качестве ответа с полным правом назвать и Огненную землю. Сегодня все знают, что от материка архипелаг отделяет Магелланов пролив, а на самом большом из его островов — Исла-Гранде — находится самый южный город планеты — Ушуая.

Открытие Марианских островов

Преодолев пролив за 38 дней, корабли экспедиции вышли в океан и проплыли около 17 000 км до первого необитаемого острова, который встретился на их пути. Моряки были удивлены, так как до этого предполагалось, что Америка находится недалеко от берегов Азии. Тогда и понял Магеллан, что открыл миру истинное соотношение между сушей и водами океанов, а также дал людям представление о размерах Земли. Пристать к земле не удалось, и они продолжили свое путешествие, пока не достигли острова Гуам, который относится к группе Марианских островов. Оказалось, что местные жители понятия не имели о частной собственности, а потому пытались унести с кораблей любые предметы, которые попадались им под руку. Именно поэтому испанцы назвали острова Ландронес, что переводится как воровской. Там путешественники запаслись продовольствием и свежей водой и продолжили свой путь.

Открытие Филиппинских островов

Так как было очевидно, что экспедиция уже находится в Восточном полушарии, Магеллан, опасаясь встреч с португальцами, стремился держаться подальше от вод, где проходили морские судоходные пути. Скоро его корабли достигли неизвестных островов. Было решено назвать их архипелагом св. Лазаря, а впоследствии они были переименованы в Филиппинские острова. Для высадки был выбран Хомонхом, поэтому при ответе на вопрос: "Как называется первый остров, открытый Магелланом в Азии?", следует указать именно на него.

Гибель путешественника

Сегодня всем известно, какие земли открыл Магеллан. Однако немногие знают подробности его гибели.

Итак, как встретил смерть человек, первым из людей сумевший обогнуть Южноамериканский континент? Все началось с того, что вождь остров Мактан отказался подчиниться властителю соседнего Хумабону, который присягнул на верность Испанской короне и даже крестился, вместе с семьей и приближенными вельможами. Магеллан решил показать местным жителям, что европейцы ценят и защищают своих вассалов, и отправился усмирять непокорных мактанцев. При этом он не рассчитал, что туземцы, успевшие изучить методы ведения войны европейцами, уже не относились к ним как к небожителям. Кроме того, военная экспедиция Магеллана была плохо подготовлена, и испанцы не рассчитали, что их суда не смогут подойти достаточно близко к берегу. Практически сразу после начала боя войску Магеллана был нанесен большой урон, так как туземные воины целились копьями в незащищенные доспехами ноги испанских солдат, а когда те попытались добраться до своих судов, стали их добивать стрелами. Та же участь постигла и командора Фернана, который, желая прикрыть своих отступающих соратников, остался сражаться в воде с горсткой верных воинов, но был ранен сначала в лицо, а затем исколот наконечниками копий. Так погиб один из величайших путешественников в истории человечества. Однако он навсегда вписал свое имя в анналы мировой истории, и сегодня каждый школьник знает, какой пролив открыл Магеллан.

Дальнейшая судьба моряков экспедиции

Гибель Магеллана и восьми его соратников подорвала престиж испанцев в глазах туземцев. Поэтому Хумабону решает избавиться от пришельцев и устраивает званый обед, во время которого расправляется со значительной частью командиров. Оставшимся же приходится бежать. Наконец, добиравшись до Островов Пряностей, выжившие члены экспедиции Магеллана закупают товар и собираются в обратный путь, когда узнают, что португальский король объявил Магеллана дезертиром и издал приказ о задержании его судов. На тот момент на плаву остаются только два корабля, командиры которых решают отправиться домой разными путями. Так судно "Тринидад" оказывается в плену у португальцев, а члены его экипажа заканчивают жизнь на каторге в Индии. Совсем по-иному складывается судьба тех, кто отправляется в Испанию на "Виктории", под командованием Хуана Эльканто, через мыс Доброй Надежды. Им ценой неимоверных усилий удалось добраться до Севильи. Таким образом, перед тем, как отвечать на вопросы: "Кто такой Магеллан?", "Что открыл?", стоит призадуматься. Ведь то, что его называют первым путешественником, который совершил кругосветное плавание, не совсем верно. Более того, он никогда не ставил перед собой подобной цели, так как его единственным желанием было найти западный путь, по которому в Испанию можно было завозить пряности и получать от этого прибыль.

Фернан Магеллан: что открыл

Такая короткая жизнь, длиной всего в 40 лет, но какие блистательные результаты! Именно такие мысли возникают, когда читаешь рассказ о путешествии, которое совершил Магеллана. Что открыл? Знаменитый пролив, названный его именем, Огненную землю, Марианские и Филиппинские острова. А самое главное — Магеллан доказал, что из Европы в Азию можно попасть не только огибая Африку, но и двигаясь в западном направлении.


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.