Известные реформы петра 1. Военные реформы Петра Первого. Справка. Военная и судебная реформы

В России была плохо развита промышленность, торговля оставляла желать лучшего, система государственного управления устарела. Высшее образование отсутствовало, и только в 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Не было книгопечатания, театров, живописи, множество из бояр и людей высшего сословия не знали грамоты.

Вконтакте

Одноклассники

Петр 1 проводил социальные реформы , которые сильно изменили положение дворян, крестьян и городских жителей. После преобразований, люди на воинскую службу набирались не дворянами в качестве ополчения, а теперь уже на службу в регулярных полках. Дворяне стали начинать службу с таких же нижних военных чинов как обычный народ, их привилегии были упрощены. Люди, вышедшие из простого народа, имели возможность дослужиться до высших чинов. Прохождение воинской службы определялось уже не положением рода, а документом, изданным в 1722 году «Табель о рангах» . Он устанавливал 14 чинов воинской и штатской службы.

Все дворяне и проходящие службу должны были обучаться грамоте, цифрам и геометрии . Те дворяне, которые отказывались либо не смогли получать это начальное образование, лишались возможности женится и получать офицерские чины.

Все-таки несмотря на строгие реформы, помещики имели важное служебное преимущество перед обычными людьми. Дворяне после поступления на службу причислялись к элитным гвардейцам, а не к обычным солдатам.

Изменился прежний режим налогообложения крестьян, с прошлого «подворного» на новый «подушный» где налоги изымались не с крестьянского двора, а с каждого человека .

Петр 1 хотел сделать города по типу европейских. В 1699 Петр 1 дал возможность городам на самоуправление . Горожане избирали в своем городе бурмистров, которые входили в ратушу. Теперь жители городов были разделены на постоянных и временных. Люди, которые имели различный род занятий, стали входить в гильдии и цеха.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 во время проведения социальных реформ:

  • Улучшение экономической ситуации в стране.
  • Снижение статуса бояр в обществе.
  • Преобразование всей общественной структуры страны в целом. И приведение социума к европейскому образу культуры.

Таблица важных социальных реформ, проведенных Петром 1, которые повлияли на социальный строй государства.​

До Петра 1 в России уже существовали в немалочисленном количестве, полки регулярного строя. Но они набирались на время войны, и после ее окончания полк распускался. До реформ Петра 1 военнослужащие этих полков совмещали службу с ремеслом, торговлей и работой. Жили солдаты в своих семьях.

Вследствие реформ, роль полков увеличилась, а дворянские ополчения совсем исчезли. Появилась постоянная армия, которая не распускалась после окончания войны . Нижние чины солдат не вербовались как в ополчение,они набирались рекрутами из народа. Солдаты перестали заниматься каким-либо делом кроме воинской службы. До реформ казачество являлось свободным союзником государства и служило по договору. Но после Булавинского бунта казаков обязали организовать четко определенное количество войск.

Важным достижением Петра 1 было создание сильного флота , который состоял из 48 кораблей, 800 галер. Общий состав экипажа флота составлял 28 тысяч человек.

Все военные реформы в основной своей массе, были направлены на поднятие военной мощи государства, для этого было необходимо:

  • Создать полноценный армейский институт.
  • Лишить бояр права на формирование ополчение.
  • Внести преобразование в армейскую систему, где высшие офицерские чины давались за верную и долгую службу, а не за родословную.

Таблица важный военных реформ, проведенных Петром 1 :

1683 1685 Проводился набор солдат, из которых в дальнейшем был создан первый гвардейский полк.
1694 Проведены инженерные походы русских войск, организованные Петром. Это было учение, целью которого было показать преимущества нового армейского строя.
1697 Выпущен указ о построении 50 кораблей для Азовского похода. Зарождение военного флота.
1698 Отдан приказ об уничтожении стрельцов третьего бунта.
1699 Проведено создание рекрутских дивизий.
1703 На Балтийском море, по приказу, было создано 6 фрегатов. По праву считается первой эскадрой.
1708 После подавления восстания, введен новый порядок службы для казаков. В ходе которых их обязали подчиняться законодательству России.
1712 В губерниях была проведена роспись о содержании полков.
1715 Была установлена норма для призыва новых рекрутов.

Реформы управления государством

При реформах Петра 1 боярская дума потеряла статус органа влиятельной власти . Все дела Петр обсуждал с узким кругом лиц. Важная реформа управления проводилась в 1711 году, создание высшего государственного органа — правительственный Сенат . Представители Сената назначались лично государем, но не получали права власти из-за своих благородных родословных. Сначала сенат имел статус распорядительного учреждения, который не работал над созданием законов. Надзор над работой Сената вел прокурор, который назначался царем.

Все старые приказы были заменены во время реформы 1718 года по шведскому образцу. Составляла она 12 коллегий, которые вели дела по морской, военной, иностранной области, учет расходов и доходов, контроль финансов, торговля и промышленность.

Еще одной реформой Петра 1 являлось разделение России на губернии, которые дробились на провинции, а далее на уезды. Во главе губернии стоял назначался губернатор, в провинциях главой встав воеводы.

Важной реформой управления, Петр 1 провел о наследии престола в 1722 году. Была проведена отмена старой очередности на престол государства. Теперь государь сам избирал себе наследника престола .

Таблица реформ Петра 1 в сфере управления государством:

1699 Проведена реформа, в ходе которой города получали самоуправление во главе с бурмистром города.
1703 Основан город Петербург.
1708 Россия по указу Петра была разделена на губернии.
1711 Создание сената, нового распорядительного органа.
1713 Создание дворянских советов, которые представляли губернаторы городов.
1714 Утверждено решение о переносе столицы в Петербург
1718 Создание 12 коллегий
1719 По реформе, с этого года, губернии начали стали включать в свой состав провинции и уезды.
1720 Проведен ряд реформ по улучшению аппарата государственного самоуправления.
1722 Отменен старый порядок наследия престола. Теперь государь сам назначал себе приемника.

Экономические реформы кратко

Петр 1 в свое время проводил большие экономические реформы. По его указу, на государственные деньги, строилось большое количество заводов. Он старался развивать промышленность , государство всячески поощряло большими льготами частных предпринимателей, которые строили заводы и фабрики. К концу правления Петра, в России насчитывалось более 230 заводов.

Политика Петра была направлена на введение больших пошлин на ввоз иностранных товаров , что создавало конкурентоспособность для отечественного производителя. Применялась регуляция экономики путем налаживания торговых путей, строились каналы, новые дороги. Всячески проводилась разведка новых месторождений полезных ископаемых. Сильнейшим всплеском экономики была разработка минералов Урала .

Северная война сподвигла Петра на введение многочисленных налогов: налог на бани, налоги на бороды, налог на дубовые гробы. В то время проводилась чеканка более легких монет. Благодаря этим введениям было достигнуто большое вливание средств в казну страны .

К концу правления Петра, была достигнуто серьезное развитие налоговой системы. Была заменена подворная система налогов, на подушное. Что впоследствии привело к сильным социальным и экономическим изменениям в стране.

Таблица экономических реформ:

Реформы Петра 1 в сфере науки и культуры кратко

Петр 1 хотел создать в России европейский стиль культуры того времени . Вернувшись из поездки за рубеж, Петр начал вводить в обиход бояр одежду западного образца, в принудительном порядке заставлял брить бороды боярам, были случаи когда в порыве ярости Петр сам рубил бороды людям высшего сословия. Петр 1 старался распространять в России полезные технические познания в большей степени, чем гуманитарные. Культурные реформы Петра были направлены на создание школ, где преподавался иностранный язык, математика, инженерное дело. Западная литература переводилась на русский язык и была доступна в школах.

Большое значение на образование населения повлияла реформа замены азбуки с церковного на светский образец . Была выпущена первая газета, которая называлась Московские ведомости.

Петр 1 пытался внедрить в России европейские обычаи. Проводились публичные праздники с уклоном на европейскую манеру.

Таблица реформ Петра в сфере науки и культуры:

Церковные реформы кратко

При Петре 1 церковь, будучи ранее самостоятельной, стала зависима от государства . В 1700 году, умер патриарх Адриан, государством было запрещено избрание нового, аж до 1917 года. Вместо патриарха, было назначено служение блюстителя престола патриарха, коим стал митрополит Стефан.

До 1721 года не было конкретных решений по вопросу церкви. Но уже в 1721 году была проведена реформа управления церковью, в ходе которой было определенно, что положение патриарха в церкви было упразднено,ему на смену пришло новое собрание, называемое Святейшим Синодом. Члены Синода никем не избирались, а были лично назначены царем. Теперь на законодательном уровне церковь полностью стала зависима от государства.

Основным направлением в церковных реформах, проводимых Петром 1, имело значение:

  • Послабления власти церковников, на население.
  • Создать контроль государством, над церковью.

Таблица церковных реформ:

В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Ι Великий, получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем (с 1682). Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.

Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но, из-за отсутствия достаточной поддержки, они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили успешнее.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, преступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

  • Административные : включают реформу государственного управления, областную (губернскую), городскую. Создание новых органов власти (Сенат, 13 коллегий, Святейший Синод, Главный Магистрат); изменение территориального устройства, для более эффективного сбора налогов;
  • Судебная реформа : также касалась реорганизации власти, но выделена отдельно, поскольку её главная задача - прекратить влияние администрации на судей;
  • Церковная реформа : лишение церкви независимости, подчинение воле правителя;
  • Военная реформа : создание флота, регулярной армии, их полноценное обеспечение;
  • Финансовые : включают денежную и налоговую реформы. Введение новых денежных единиц, снижение веса монет, замена главного налога подушной податью;
  • Промышленная и торговая реформы : добыча ископаемых, создание мануфактур, использование крепостных крестьян для удешевления рабочей силы, господдержка национальных производств, снижение импорта, увеличение экспорта;
  • Социальные : сословные реформы (новые повинности для всех сословий), образовательные (обязательное начальное обучение, создание специализированных школ), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек, обучение врачей). Также к ним относятся просветительские реформы и изменения в сфере науки (создание Академии Наук, типографий, публичной библиотеки, выпуск газеты), в том числе метрологическая (введение английских единиц измерений, создание эталонов);
  • Культурные : новое летоисчисление и календарь (год начинается с 1 января), создание государственного театра, организация «ассамблей» (обязательные культурные мероприятия для дворян), ограничения в ношении бород, европейские требования к одежде, разрешение табакокурения.

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно приуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю (25 лет военной службы);
  • Развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги (дополнительные обязанности для всех слоев населения);
  • Введение новых налогов.

Российский царь (позже император) Петр Ι Великий считал, что для эффективного развития государства необходимо наличие полноценных вооруженных сил. Поэтому начатые им в стране преобразования не могли не затронуть военную сферу. Об этом направлении реформ можно прочитать в нашей статье.

Начало изменений

Петр Ι с детства увлекался военным делом и европейскими достижениями. Свои навыки он отрабатывал в игровой форме, создав личные неофициальные войска (потешные полки), небольшую верфь, крепость. Позже это стало основой для реальных изменений.

Прежде чем рассматривать сами реформы, стоит кратко по пунктам определить причины их начала:

  • Начатая предшественниками Петра Великого реорганизация хоть и подготовила русские войска для дальнейших изменений, но они все еще были неоднотипными по своему социальному составу и уровню подготовки;
  • Азовские походы против Турции (1695, 1696) подтвердили недостаточную боеспособность армии старого образца;
  • Для укрепления российской государственности Петр Великий готовился к войне со Швецией (Северная война 1700-1721), победа в которой была бы невозможна без своевременной реорганизации войск.

Главной целью изменений в военной сфере стало создание постоянных отлично обученных и обеспеченных всем необходимым русских вооруженных сил.

В ходе Северной войны были завоеваны территории в устье Невы, где в 1703 началось грандиозное строительство Петербурга, ставшего новой столицей Российской Империи.

Рис. 1. Армия Петра Великого.

Серьезные военные преобразования государь начал в 1698 году, хотя основу для них заложил еще в 1694. Суть военной реформы Петра 1 можно определить так:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Применение новых принципов комплектования армии и флота (рекрутские наборы);
  • Приведение структуры войск к европейскому образцу (пехота, кавалерия, артиллерия);
  • Изменение принципов обеспечение армии (население содержало прикрепленный к их местности полк);
  • Оснащение солдат новым оружием и обмундированием (ружья со штыками, мортиры);
  • Введение единой системы управления войсками и продвижения по службе (устав, Военная Коллегия, табель о Рангах, награды);
  • Создание и усовершенствование нового флота (для Балтийского флота активно сооружались верфи);
  • Открытие военных учебных заведений;
  • Создание военных производств (оружейные заводы).

Рис. 2. Флот Петра Великого.

Даты и события, имевшие принципиальное значение для осуществления военной реформы, собраны в таблице:

Год

Событие

Смысл

Кожуховский поход

Проверка эффективности полков, выстроенных по европейскому образцу

Азовские походы

походы Подтвердили непригодность армии старого образца; удалось захватить Азовскую крепость

Создан Адмиралтейский приказ

Создание первого морского управленческого учреждения

Роспуск войск старого образца

Подготовка к изменениям структуры армии

Набор рекрутов

Пробный набор солдат для организации новых войск

Создан Балтийский флот

Обеспечение безопасности морских границ; активное развитие судостроения 1705 Введена рекрутская повинность Постоянный набор солдат (1 человек с 20-30 дворов для пожизненной службы)

Открыта Морская академия

Подготовка специалистов для флота

Разработан Воинский Устав

Появление документа, четко определяющего все права и обязанности военных 1717 Создана Адмиралтейская коллегия Осуществление наблюдения за деятельностью морских войск

Создана Военная коллегия

Осуществление наблюдения за деятельностью сухопутных войск

Разработан Морской Устав

Приведение деятельности флота к единым нормам

Создана Каспийская флотилия. Утвержден Табель о Рангах

Военный порт в Астрахани обеспечил защиту со стороны Каспийского моря Приведение воинских званий к единым нормам

Строительство военных заводов (Олонецкий, Тульский)

Самостоятельное обеспечение армии и флота

Открытие военных школ

Обучение русских специалистов военному делу

Последствия нововведений

Результатами военных реформ Петра 1 стали:

  • Победа в Северной войне, принесшая Петру Великому статус императора, а России долгожданный выход к Балтийскому морю;
  • Постоянная армия, успешно воюющая с передовыми войсками европейских стран;
  • Полноценный боеспособный флот;
  • Развитие национального военного производства.

Но, если говорить об отрицательных моментах, то.

Представляем вашему вниманию фрагмент главы «Петровская историческая трансформация России» из монографии «История России. Учебник для учителя » .

Традиционная модель Московского царства, которую наследовал Пётр I от своих предшественников, практически пошла на слом под напором петровского модернизационного процесса, оставив, пожалуй, только свою прежнюю базисную основу - крепостническую модель хозяйствования. Пётр I, однако, основательно укрепил её и парадоксальным образом соединил с элементами буржуазных отношений. Противоречия, возникшие в ходе этого процесса, существенно снижали государственную стабильность, усиливая опасность большой гражданской войны. Харизматическая личность Петра I, его пассионарный характер абсолютного монарха сочетались с жесткими, автосубъектными методами разрешения этих противоречий.

Петровские реформы затронули практически все сферы жизни государства и социума: хозяйственную систему, систему управления, социальные отношения, культуру. Пётр I, идя на радикальный разрыв с традициями прошлого (с русским духовным православным космосом), однозначно определил для России направление её развития по пути вестернизации, выбрав в качестве объекта для подражания страны европейского протестантского круга, совершенно не утруждая себя при этом поисками новой духовной опоры своим революционным преобразованиям. Его идеологическая парадигма была по сути дела сколком с западноевропейских идей естественного права (Гуго Гроций, Гоббс, Пуффендорф).


Но главное, что сделал Пётр I, заключалось в абсолютизации государственной власти, освобождении её от всех религиозно-нравственных норм.

Целью такого государства становится достижение на земле «всеобщего блага». Политизированная властью эта идея, появившаяся в идеологии русского абсолютизма, была заимствована Петром I из лютеранства. Этому должна подчиняться и церковь как часть государственного идеологического аппарата. На деле это была попытка внедрить в России протестантскую систему абсолютного государства, которая была рождена историческим процессом, совершенно противоположным отечественной истории.

Западноевропейская история указывает истоки этого процесса. Доминантой истории Западной Европы было постоянное соперничество светской и духовной власти, пап и светских государей за политическое лидерство на континенте. Этот процесс породил Реформацию и её детище – протестантизм с множеством сект, из которых, собственно и вырос политический плюрализм западноевропейского парламентаризма. Во главе реформационных движений становились в своих государственных рамках светские монархи которые, естественно, подчиняли государству церковь. Власть светская становилась абсолютной, обрастая громадным бюрократическим аппаратом. Пётр I был горячим поклонником такого механизма власти. Таким образом, в российской истории властных отношений с Петра I наступил резкий надлом.

В своё время Иосиф Волоцкий самого царя включал в систему Божьего тягла, в которой «царь подзаконен и только в пределах Закона Божьего и заповедей обладает он своей властью. А несправедливому или «строптивому» царю вовсе и не подобает повиноваться». И далее этот церковный иерарх заключал: «Царь злочестивый, не заботящийся о пастве, - не царь, но мучитель».

Напротив, западный абсолютизм, родившийся в борьбе против церкви, как раз отрицает за ней всякое право быть «совестью» государства, сжимает её в тесные рамки «обслуживания духовных». Причём сам же абсолютизм определяет и эти нужды и как их обслуживать. Георгий Флоровский назвал Петра I создателем «полицейского государства», в котором роль личности сужена до «винтика» в государственной машине, только и необходимой для удовлетворения «политико-технических задач и целей». Всё население российского государства без исключения было привлечено Петром I к государственному «тяглу». «Новизна Петровской реформы, - считает Г.Флоровский,- не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом», при этом «изменяется самочувствие и самоопределение власти.

Государственная власть самоутверждается в своём самодавлении, утверждает свою суверенную самодостаточность».

Не случайно Николай Бердяев сравнивал Петра I с Лениным, переворот петровский с переворотом большевистским: «Та же грубость, насилие, навязанность сверху народу известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия государства, то же создание привилегированного бюрократического слоя, тот же централизм, то же резко и радикально изменить тип цивилизации».

Характерной в этой связи является церковная реформа Петра I. В 1700г. после смерти патриарха Адриана были запрещены выборы нового патриарха (патриаршим местоблюстителем стал митрополит Стефан Яворский), а в 1721г. патриаршество было ликвидировано. Синодальная реформа 1721г. стала решающим шагом на пути победы государства над церковью. Было ликвидировано патриаршество с Поместными соборами.

Вместо этого создан Священный Синод, учреждённый по принципу коллегий, членство в котором не было постоянным (членов Синода назначал и увольнял император); для надзора за решениями Синода была введена должность Обер-прокурора из светских лиц (как правило, первоначально это были гвардейские офицеры); хотя Синод был официально признан равным патриарху (что было подтверждено всеми вселенскими патриархами), реально он выступал орудием имперского управления церковными делами (как Сенат-светскими); собственных полномочий Синод не имел, дела на рассмотрение ему поручал император. Члены Синода давали клятву императору, который считался верховным судьёй. Эта формула была отменена только в 1901 г. В «Духовном регламенте», изданном Петром I, разъяснялись политико-идеологические причины церковной реформы.

Вслед за рассуждениями о преимуществах «соборного духовного правления» перед властью «единого высочайшего пастыря» недвусмысленно говорилось о том, что власть подобного «пастыря» чревата для самодержавного монарха, как это уже не раз бывало в истории, начиная с юстинианских времён в Византийской империи и кончая совсем недавними «и у нас бывшими замахами», весьма сходными с теократическими претензиями римских пап. Автор «Духовного регламента» архиепископ Ф.Прокопович прямо заявил в Регламенте, что наличие наряду с царём «правителя духовного» даёт повод последнему «помышлять», будто он «есть то второй государь, самодержцу равносильный», даже «больший». Но такое мнение опасно вдвойне: во-первых, им могут воспользоваться «коварные» люди, в том числе и духовные, и, во-вторых, оно якобы может породить в народе надежду на «помощь к бунтам своим» от духовного чина.

В эту схему хорошо укладываются мероприятия, направленные на разрушение канонической церковной иерархии. Устранение представителей церкви от участия в государственных делах, в том числе исключение патриарха из Царской думы; прекращение прав «печалования» патриарха, то есть права вступаться за опальных и обиженных; вмешательство царя в дела патриарха (прежде всего в церковные назначения), подрыв авторитета церкви (создание «всешутейшего сумасброднейшего и пьянейшего собора») и лишение её части собственности.

Тем не менее, период правления Петра I стал временем судьбоносных для России геополитических территориальных приращений.

Наконец то, что после многих десятилетий неудачных войн за выход к Балтийскому побережью Россия, благодаря победоносному итогу Северной войны (военные действия против Швеции продолжались 21 год), получила вожделенный выход к Балтийскому морю, включив в свой состав Прибалтику. Геополитическое влияние России в мире после победы в Северной войне резко возросло. Россия становится империей со статусом мировой державы.

Россия в петровское время выстроила новую модель организации своих вооружённых сил. Основным организационным нововведением явилось создание регулярной армии и военно-морского флота. Хозяйственно - инфраструктурное обустройство российской территории определяло, как об этом было сказано выше, сохранение и укрепление крепостного строя. Мощным фактором этого процесса было тотальное государственное вмешательство во все сферы жизни социума, что привело к усилению централизации власти и бюрократизации всей системы управления.

Государственные преобразования системы управления российским государством начались ещё до Северной войны. Ещё в 1694г. прекратилось пожалование в думские чины, а в 1699г. была создана Ближняя канцелярия. По мере усиления абсолютизма Боярская дума, как узко сословный орган, утрачивала своё значение. Сведения об её заседаниях обрываются в 1704г. Функции Думы на первых порах стала выполнять Консилия министров-совет начальников важнейших правительственных ведомств. А в 1711г. Консилию сменил Сенат, при котором были введены должности обер-фискала и фискалов в целях негласного надзора за деятельностью госаппарата. Как высший орган управленияСенат сосредоточил в своих руках судебные, административные, законосовещательные функции, а также ведение дел коллегий и губерний.

В основе реформы государственных органов лежали принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении, предполагавшем функциональность и коллегиальность управления, чёткую регламентацию обязанностей чиновников и специализацию канцелярского труда, единообразие штатов и жалования. В 1717-1721гг. произошла постепенная замена 44 приказов 11 коллегиями во главе с президентами. В 1718г. был принят «Реестр коллегиям», определивший их штатные расписания. На правах коллегий действовали созданный в 1720г. Главный магистрат и образованный в 1721г. Священный Синод. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом коллегий 1720г., согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, четырёх-пяти советников и четырёх асессоров. При Сенате была введенадолжность генерал-прокурора (П.И. Ягужинский), а в коллегиях – должности прокуроров для гласного надзора за деятельностью последних.

Областная реформа 1708-1710гг. образовала институт генерал-губернаторов и губернаторов.

Было создано 8 губерний и губернаторы заменили упразднённые областные приказы. К 1719г. структура областной администрации изменилась. Вместо губернии основной единицей административного управления стала провинция (50 провинций во главе с воеводами). Губернии сохранялись, но во власти губернатора оставалось только управление губернским городом и командование войсками, а по остальным вопросам воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Проведённая в 1699-1700гг. реформа городского управления привела к введению постов бургомистров, а в Москве – к созданию Ратуши (Бурмистерской палаты), выполнявшей функции казначейства. Городское самоуправление, не подчиняющееся воеводам на местах и приказам в центре, оплачивалось двойным окладным сбором (на местах земские избы). Из-за сопротивления городов двойному обложению правительство отказалось от этой меры, но объявило реформу обязательной в целях сбора налогов без затрат со стороны центра. В ходе второй городской реформы были созданы городские магистраты.

Особое место в государственном аппарате занимал Преображенский приказ, созданный ещё в конце XVII вв. для управления хозяйственными делами царской резиденции и получивший права политического сыска (просуществовал до 1729г). В 1717г. были образованы Майорские розыскные канцелярии, члены которых по Указу 1721г. менялись ежемесячно и подчинялись лично царю. На основе этих органов в ходе следствия по делу царевича Алексея в I7I8г. была учреждена Тайная канцелярия, которая при Екатерине II передала эстафету Тайной экспедиции Сената.

Необходимо в итоге подчеркнуть тот факт, что вся новая, созданная Петром I система госаппарата, была им полностью скопирована со шведских и прусских образцов. Иначе и быть не могло. С одной стороны, в условиях длительной тяжёлой войны у царя не было иного выбора, как воспользоваться готовой западноевропейской моделью государственного управления, которая, по его мнению, идеально работала в странах европейского протестантского ареала, и которая, как ему казалась, будучи внедрённой в совершенно иное ментальное пространство России, позволила дать достойный «ответ» на «вызов» Европы (выиграть Северную войну). С другой стороны, менталитет самого Петра I был изначально из-за совокупности различных обстоятельств, с самого его детства ориентирован на приверженность западноевропейским ценностям и игнорирование русских духовных православных традиций, которым были так верны его предшественники, его отец Алексей Михайлович и его брат Фёдор Алексеевич.

Трудно в этой связи согласиться с тем, что петровские реформы – это был единственный возможный путь исторического движения страны и антитеза отсталости.

Одним из соображений является то, что созданный императором госаппарат, по меньшей мере, нуждался в серьёзной реконструкции, свидетельствовали размеры коррупции, как ржавчина разъедавшая тело государственного управления. Действительно, коррупция среди высших чинов достигла таких размеров, что Пётр I был вынужден пойти на крайние меры. Пытан и публично бит кнутом вице-губернатор Петербурга Я.Н.Римский – Корсаков, казнён за казнокрадство сибирский губернатор князь М.П.Гагарин, умер во время следствия архангельский вице-губернатор А.А.Курбатов, подвергнуты пытке сенаторы князь Г.И.Волконский (управляющий Тульским оружейным заводом) и В.А. Апухтин (управляющий Монетным двором). Изобличающие материалы были собраны на генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, князя Я.П.Долгорукова, комиссара над санкт-петербургскими строениями У.А. Синявина. Был дан ход и делу А.Д.Меньшикова, но он был прощён благодаря заступничеству Екатерины Алексеевны.

Таким образом, административная модель развивалась при Петре I в направлении её унификации. Применительно к разным слоям российского народонаселения это подразумевало жёсткую регламентацию, например, ликвидацию стрелецкой и казацкой вольницы, регламентацию ясачных отношений с малыми народностями российских окраин и т. д. Это привело к резкой поляризации социальных страт. На фоне окончательного закрепощения крестьянского населения, громадного строительства и длительной Северной войны происходит ухудшение демографических показателей. Традиционная модель естественного воспроизводства населения, характеризуемая в прошлом высокой степенью рождаемости, в петровское время начала сдавать сбои из-за большой убыли мужского населения. Однако позднее положение выправилось. По 1-ой ревизии 1722г. население российского государства насчитывало 14 млн. По второй ревизии в 1742г. было уже 16млн.

Основные нововведения в модели госуправления заключались в появлении новых структур высшей и местной власти. Еще одно направление институциональных изменений увязывалось с церковной и судебной реформами. В итоге административных реформ в России было завершено создание абсолютной монархии. Именно при Петре I произошло создание огромного дорогостоящего государственного аппарата: в 1704г. военные расходы составляли 40%, дворцовые - 4,4%, дипломатические - 2,1%, церковные - 0,8%, на просвещение, медицину и почту-0,5%, а затраты на госаппарат - 37,2%. Можно считать, что в это время период «служилой бюрократии» сменился временем «дворянской бюрократии». В 1721г. Пётр I принял титул императора с наименованием «Великий», а в 1722г. был опубликован Указ о престолонаследии, который обосновал право царствующей особы назначать наследника по своему усмотрению. В 1724 короны официально удостоили сорокалетнюю супругу Петра I Екатерину.

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа


первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей - на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров . Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат - орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий , целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.


Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска - рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности - строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления - издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры - строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы - открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован - начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф , запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах - поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат , со всеми сопутствующими характеристиками - ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства - прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Итоги и результаты реформ

  • Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии.
  • Введение нового принципа административно-территориального деления (губерния-провинция-дистрикт) и изменения принципа основного налога (подушный вместо подворного).
  • Создание регулярной армии и флота, инфраструктуры обеспечения военных частей провизией, вооружением и постоем.
  • Внедрение европейских традиций в культуру русского общества.
  • Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
  • Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.
  • Развитие различных видов промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и д.р.