Решу егэ русский язык изменения. Проверка тоже выйдет на новый уровень и станет более прозрачной и объективной. Для защиты ГИА от утечек будет создана защищённая линия передачи информации

В отличие от прошлого года, когда материалы по целому ряду предметов претерпели революционные изменения (из них была исключена «угадайка»), изменения в ЕГЭ-2018 в большинстве случаев носят «косметический» характер - речь идет об уточнении формулировок и критериев, добавлении отдельных заданий и так далее. Принципиальные изменения ждут лишь сдающих литературу - но даже в этом случае они касаются системы оценки, а не модели экзамена в целом.


Не ожидается значимых корректив и в общих правилах аттестации. Несмотря на циркулирующие слухи, новых обязательных для всех предметов в 2018 году не появится, устный экзамен по русскому языку ФИПИ также не анонсирует.

Будут ли изменения в ЕГЭ по русскому языку и математике

Обязательными для всех одиннадцатиклассников в 2018 году остаются два ЕГЭ - по математике и русскому языку.


Математика по-прежнему делится на два уровня: профильный и «облегченный» базовый, и КИМы будут такими же, как и в 2017 году, без нововведений и дополнений .


ЕГЭ по русскому языку претерпел небольшие изменения : в части с краткими ответами появилось задание № 20, направленное на проверку знания лексических норм. Для его успешного выполнения надо найти в небольшом отрывке текста лексическую ошибку. Уровень задания считается базовым, однако при кажущейся простоте оно требует хорошего языкового чутья и может вызвать проблемы у многих выпускников.


Новое задание оценивается в один балл, и, соответственно, максимально возможный первичный балл по русскому незначительно возрастет и составит уже не 56, а 57 баллов.

Изменения в ЕГЭ по литературе: принципиально новая система оценивания

Ранее ФИПИ анонсировал ввод в 2018 году кардинально новой модели ЕГЭ по литературе - из нее планировалось полностью исключить блоки с краткими ответами. Однако этого не произошло - революционная модель все еще обсуждается, а демо-версии 2018 года на первый взгляд не сильно отличаются от заданий прошлых лет. Однако перемены в системе оценивания являются радикальными и, судя по всему, «готовят почву» для перехода на новую модель.


Максимальный первичный балл по литературе увеличился с 42 до 57 , причем число баллов за задания с краткими ответами осталось неизменным (максимум 12), то есть «удельный вес» этой части и ее значимость значительно снижается.


При этом система оценки заданий с развернутыми ответами претерпела очень большие изменения:


  • максимальный балл за задания 8 и 15 (анализ произведения) поднялся 4 до 5;

  • сопоставительные мини-сочинения в заданиях 9 и 16 «выросли в цене» с 4 до 10 баллов, при этом требование обосновать выбор произведений исключено из задания;

  • развернутое сочинение в задании 17 может принести экзаменующемуся уже не 14, а 15 баллов.

Таким образом, умение рассматривать литературное произведение «в контексте» и убедительно сопоставлять произведения разных авторов становится для выпускников ключевым - два сопоставительных сочинения в сумме могут принести больше баллов, чем «большое» сочинение, на которое раньше делали основную ставку.


Существенно изменены и критерии оценки работ . В частности, гораздо больше внимания будет уделяться соблюдению речевых норм - этот критерий теперь есть во всех заданиях с развернутыми ответами.


И еще одно принципиальное дополнение в КИМах по литературе. Для написания развернутого сочинения предлагается уже не три темы, а четыре, соответствующие трем тематическим блокам:


  • по произведениям, написанным до I половины XIX века включительно;

  • литература II половины XIX века;

  • с конца XIX по начало XXI века.

Соответственно один из блоков может быть представлен двумя темами - и впервые в рамках ЕГЭ по литературе они могут затрагивать произведения современных российских авторов . Отметим, что в кодификаторе нет списка конкретных произведений постсоветской литературы, являющихся обязательными для прочтения, а в методических материалах прямо указывается, что такие темы школьники могут раскрывать на произведениях по собственному выбору. В демо-версии ЕГЭ по литературе-2018 в качестве примера приведен следующий вариант: «Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х – 2000-х годов) ».

Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2018 году

Структура и содержание самого востребованного экзамена по выбору остаются прежними, однако два задания - 28 (составление развернутого плана) и 29 (эссе) будут оцениваться по новым критериям, при этом их «стоимость» увеличится.


При составлении плана на заданную тему теперь будет уделяться больше внимания тому, насколько конкретны пункты плана, и позволяют ли они раскрыть вопрос по существу. «Абстрактные» формулировки типа «история вопроса», не отражающие специфики темы теперь не будут засчитываться. Составление такого плана потребует более глубокого знания темы - зато успешное выполнение задания может принести уже не 3 балла, а 4.


Альтернативное мини-сочинение по обществознанию «подорожало» до 6 баллов, а критерии оценки теперь позволяют более точно оценить знание выпускником теории вопроса. Оценивается задание 29 теперь по следующим критериям:


  • правильно раскрыт смысл исходной цитаты (1 балл);

  • выделение в контексте каждого тезиса ключевых понятий, основных теоретических положений, рассуждений и выводов (2 балла);

  • научная корректность высказываний (1 балл);

  • качество примеров, выбранных для иллюстрации теоретических положений (2 балла).

Максимальный первичный балл за этот экзамен соответственно подрастает с 62 до 64.

ЕГЭ по истории – корректив нет, сдается по выбору

КИМы-2018 по истории будут полностью соответствовать прошлому году, никаких дополнений не предполагается. История остается предметом по выбору - по информации Министерства образования, если этот предмет и станет обязательным, то никак не раньше 2020 года, и только после всестороннего обсуждения и «обкатки». И это ни в коем случае не станет неприятным сюрпризом для выпускников.

Изменения в ЕГЭ по химии: задачи с единым контекстом

В КИМах по химии в 2018 году добавится еще одна задача высокой сложности с развернутым ответом (№30), общее число заданий таким образом увеличится с 34 до 35.


При этом задания 30 и 31 будут объединены в единый контекстный блок: для их решения надо будет выбирать вещества из единого списка. Первое из этих заданий будет посвящено окислительно-восстановительным реакциям, второе - реакциям ионного обмена, каждое сможет принести по 2 балла.


При этом максимальный первичный балл останется прежним - 60, за счет снижения «стоимости» нескольких заданий из первой части экзаменационных материалов.

ЕГЭ по иностранному языку - уточнение критериев

В 2018 году в «ассортимент» языков для сдачи ЕГЭ по-прежнему входит английский, французский, немецкий и испанский. Модель экзамена в целом не претерпит изменений - он по-прежнему будет включать письменную и устную часть, и КИМы останутся прежними. Изменения коснутся только формулировок критериев оценивания заданий 39 (письмо личного характера) и 40 (сочинение-рассуждение) - они уточнены и конкретизированы.

ЕГЭ по информатике - небольшие изменения

Несмотря на то, что уже не первый год идет речь о том, что на ЕГЭ по информатике было бы логично использовать компьютерную технику, в 2018 году этот предмет будут по-прежнему сдавать «по старинке», в письменной форме, без использования дополнительного оборудования и с акцентом на теоретические вопросы.


Структура экзамена останется прежней, однако сами задания претерпят некоторые изменения :


  • при выполнении задания 25 уже не будет возможности выбрать для написания алгоритма естественный язык (этот вариант оказался невостребованным выпускниками и использовался крайне редко);


  • программ, которые раньше приводились на языке Си, теперь написаны на более популярном языке С++.

ЕГЭ по физике - добавлено новое задание

Экзаменационные материалы по физике в 2018 году будут дополнены еще одним заданием базового уровня (№ 24), за счет чего первичный балл возрастет с 50 до 52. Для успешного выполнения задания школьник должен продемонстировать знание элементов астрофизики.

Биология и география - без изменений

Выпускники, сдающие по выбору эти предметы, могут смело готовиться к ЕГЭ по материалам прошлых лет - никаких изменений в КИМах не будет.


Какие будут изменения в ОГЭ (ГИА) в 2018 году

Экзамены ОГЭ (ГИА), которые сдают девятиклассники, меняются реже - так, в прошлом году изменений в них не было вообще, в 2018 же ФИПИ планирует вносить коррективы в экзаменационные материалы только по двум предметам:


  • математика,

  • литература.

По математике (которую сдают все без исключения девятиклассники) изменения будут носить скорее формальный характер: раздел, посвященный реальной математике, исчезнет - но задания, входившие в него, будут распределены по «Алгебра» и «Геометрия».


КИМы по литературе подверглись более существенной переработке, касающейся инструкций как к экзамену в целом, так и рекомендаций по выполнению конкретных заданий (сама модель при этом осталась прежней).


Переработаны и критерии оценивания заданий с развернутыми ответами - теперь они больше соответствуют критериям ЕГЭ в одиннадцатом классе. За счет этого максимальный первичный балл ОГЭ по литературе «подрос» с 23 до 29.


Необходимо тщательно следить за изменениями в вариантах ЕГЭ: не обратишь внимание на новый критерий или тип задания - и это приведёт к обидной потере баллов. Мы собрали всё новое в ЕГЭ, чтобы выпускники знали, к чему готовиться в 2019 году.

Русский язык

Что нового?

  • Добавлено новое задание №21
  • Изменён формат заданий №2, 9-12
  • Увеличение баллов по критерию К2 и изменение критерия К4 в сочинении
  • За задание №1 дают максимум один балл вместо двух
  • Задание №20 теперь идёт под пунктом №6

Новое задание №21

Оно проверяет способность проводить пунктуационный анализ текста, то есть объяснять, какой знак препинания необходимо поставить и почему. Оно предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием и тире в предложенном тексте. За верное решение даётся 1 балл. Номера правильных ответов можно указывать в любом порядке, их количество ограниченно только количеством предложений.

В демонстрационной версии экзамена новое задание №21 выглядит так:


На задание важно обратить внимание, потому как выпускники стабильно плохо выполняют задания на пунктуацию. Чаще всего проблемы возникают с правилами по темам «Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями», «Пунктуация в предложениях с однородными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей».

Задание №2

Задание усложнилось, в нём больше нет вариантов ответа на выбор. Вместо выбора слова из предложенного списка на место пропуска придётся подбирать его самостоятельно. Задание проверяет умение выявлять отношения между предложениями и использовать средства связи между ними.


Задания №9-12

Изменения коснулись формы выполнения задания: вместо того, чтобы выписывать слова с пропущенными букавами, нужно выбрать вариант ответа цифрой.

С одной стороны оно стало проще - не нужно выписывать целое слово, с другой - сложнее, потому как вариантов ответа может быть больше, чем один.


Сочинение

Теперь при написании сочинения по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» дают 5 баллов вместо 3-ёх.

Чтобы получить все 5 баллов необходимо:

  1. Прокомментировать позицию автора с опорой на исходный текст
  2. Привести 2 примера-иллюстрации из текста, важных для понимания проблемы
  3. Пояснить оба примера
  4. Выявить смысловую связь между примерами
  5. Не допускать фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы текста. Например, если в тексте поднимается проблема создания репутации, не стоит рассуждать о категориях добра и зла

Изменился критерий оценки К4. Теперь по нему не надо приводить аргументы из жизненного опыта или литературных произведений. Вместо 3 баллов за него дают 1. Чтобы критерий был засчитан, необходимо выразить отношение к позиции автора, согласившись с ним или нет, и обосновать свой ответ.

Литература

Значительных изменений в структуре и содержании ЕГЭ по литературе не планируется.

Что нового?

Уточнены критерии проверки и оценки в заданиях:

  • №8 и 15 - уточнены формулировка в К1 и подсчёт ошибок в К2.
  • №9 и 16 - в К1 и К2 добавлены варианты недочётов в ответах.
  • №17.1–17.4 в К4 добавлен подсчёт логических ошибок.

Задания 8 и 15

Пункт «Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей» заменено на «ответ на вопрос дан», суть критерия не изменилась - текст должен быть понят правильно, а авторская позиция не искажена.

Строже учитываются фактические ошибки: при допущении двух и более по второму критерию ставят 0 баллов, 1 балл, если допущена одна ошибка, и максимум 2 балла, если ошибок нет.

Задания 9 и 16

Эти задания проверяют, насколько хорошо выпускник может сопоставить предложенное художественное произведение с другим из школьной программы. Здесь по первому критерию можно получить максимальные 2 балла, если названо произведение, указан автор, оно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении, позиция автора произведения определена верно.

Основные изменения касаются того, за что можно получить 1 балл: в этом году допустимо сравнить произведения в формальном ключе, то есть просто повторить формулировку задания.

Задания 17.1–17.4

В критериях оценки уточнили за какое количество логических ошибок снижают баллы. Так 0 ошибок - это 3 балла по критерию, 1-2 ошибки - 2 балла, 3-4 ошибки - 1 балл, более 4-ёх ошибок - 0.

Обществознание

Глобальных изменений в структуре и содержании контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию в 2019 году не планируется.

Что нового?

  • Задание №25 - уточнена формулировка задания и изменена система оценивания. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
  • Задания №28, 29 - уточнены формулировки, усовершенствованы системы оценки.
  • Максимальный первичный балл увеличен с 64 до 65.

Задание №25

В отличие от прошлогоднего нынешний ответ на задание должен содержать минимум три предложения:

  • предложения или нескольких предложений, раскрывающих смысл понятия из задания,
  • информации о трёх видах дисциплинарных взысканий из курса обществознания,
  • предложения, раскрывающего сущность принципа гуманизма юридической ответственности.


Отдельно оценивается понятие, максимум на 2 балла, за два других аспекта-предложения - также дают максимум 2 балла. Если определение в первом предложении дано неверно, то вторая часть занятия не оценивается вовсе.

В ответе нельзя:

  • повторять понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
  • указывать признак, который уже содержится в формулировке задания;
  • объяснять смысл понятия через отрицание, метафору, аллегорию;
  • использовать формулировки, искажающие смысл понятия или его отдельных аспектов;
  • использовать рассуждения бытового, а не обществоведческого характера;
  • использовать нераспространённые предложения.

Задание №28

В данном задании необходимо составить сложный план, который раскроет заявленную тему. Как и в прошлом году в плане должно быть не менее трёх пунктов, но теперь минимум два из них должны быть расписаны подробно.

Для получения максимального балла по заданию:

  • ответ должен быть дан в виде плана, другие формы: текст, схема, таблица - недопустимы;
  • необходимо составить план минимум из трёх пунктов;
  • минимум два пункта должны быть расписаны в подпунктах;
  • план должен раскрывать тему, основываясь на обществоведческих знаниях.

Задание №29

В задании необходимо выбрать одно из предложенных высказываний и на его основе написать мини-сочинение.

В этом году была изменена формулировка задания:

  • В тексте задания вместо слова «проблема» используется «основная идея затронутой автором темы» - это сделано, чтобы выпускники не искали и не выдумывали проблему, а сосредоточились на смысле высказывания.
  • Раскрыть идею высказывания с опорой на обществоведческие знания (понятия и теоретические положения).
  • В качестве иллюстрации использовать два и более примеров из разных источников: общественной жизни, сообщений СМИ; личного опыта, включая прочитанное и просмотренное, из других учебных предметов. Примеры не должны быть однотипными!


Критерии оценки стали более чёткими, теперь не получиться проскочить с сочинением, где используются фразы и суждения на бытовом уровне. Главное изменение коснулось критерия 29.3: теперь за него дают максимум 1 балл. Его смысл заключается в том, что рассуждения и выводы должны быть последовательны, непротиворечивы, обоснованы и достоверны с точки зрения научного обществознания.

История

Что нового?

  • В задание №21 добавлено новое требование к оформлению ответа, дополнены критерии его оценивания.

К тексту задания добавлен пункт «при ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания». Это связано с тем, что выпускники часто цитировали большие куски из приведённого в задании текста. Теперь, если в ответе будет указана лишняя информация - он не будет засчитан.

Биология

Что нового?

  • Произошла замена задания №2. Добавлена работа с таблицей вместо задания с множественным выбором правильного ответа. Теперь за него вместо 2 баллов дают 1.


  • Добавлен варианты задачи по генетике в виде задания №6. Здесь необходимо будет проанализировать родословную и определить генотип потомка по схеме.


  • Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составит 58 баллов.

Иностранный язык

Что нового?

  • Уточнены формулировка и критерии оценки задания №40 - написание сочинения. То самое, за которое в этом году многие выпускники получили 0 баллов.

Теперь в задании №40 на выбор предложены два утверждения, выпускники должны выбрать только одно и написать развёрнутое сочинение по плану:

  1. в введении обозначить проблему, перефразировав выбранное утверждение;
  2. выразить личное мнение и представить 2-3 аргумента в его защиту;
  3. выразить противоположное мнение и привести 1-2 аргумента в его пользу;
  4. объяснить, почему вы не согласны с противоположным мнением;
  5. написать заключение, где вы вновь подтверждаете своё мнение.

Изменения в ЕГЭ 2019 - справка от ФИПИ

Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г.

В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.

Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы

Таблица изменений в КИМ ЕГЭ 2019 года с официального сайта ФИПИ

Учебный предмет Изменения в КИМ ЕГЭ 2019
Математика География Физика Химия Информатика и ИКТ Изменений нет
Русский язык Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста. Изменён формат заданий 2, 9–12. Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий. Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.
Биология Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58.
Иностранные языки Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение»
Литература Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).
Обществознание Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4. Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.
История Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.

Периодически меняются задания, уточняются критерии проверки работ, правила организации ЕГЭ и т.д. Один из обязательных ЕГЭ для каждого выпускника - это ЕГЭ по русскому языку. Одним из заданий этого экзамена является сочинение, критерии проверки которого в будущем году несколько меняются. Каковы новые требования к сочинению во время ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, что понятно о новых требованиях по демоверсии экзамена по предмету.

КАК БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬСЯ СОЧИНЕНИЕ В ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Главная цель изменений, которые введены - сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно быть результатом собственной работы и собственных рассуждений выпускника, а не текстом, написанным по шаблонам.

В последние годы одиннадцатиклассники активно зарабатывали себе дополнительные баллы за сочинение, используя так называемые банки аргументов. Такие банки содержали аргументы из литературы, которые можно было подготовить заранее и использовать во время сочинения те, что более или менее уместны.

Выпускники списывали готовые аргументы, получали гарантированные баллы, а сочинения представляли собой шаблонные, неинтересные работы.

Разумеется, аргументы, основанные на читательском и жизненном опыте, важны и сегодня. Свое отношение к позиции автора текста нужно обосновывать, в том числе примерами из литературы. Но заработать много баллов при этом уже не удастся.

Теперь за аргументы вместо 3 баллов можно получить только 1 балл. А вот авторский комментарий “подорожал”. Теперь вместо максимальных 3 баллов за комментирование можно заработать до 5 баллов в ЕГЭ по русскому языку.

Для того, чтобы заработать эти пять баллов, в сочинении нужно:

  • дать собственный комментарий по сформулированной проблеме,
  • проиллюстрировать мысль двумя примерами из предложенного текста,
  • раскрыть значение этих примеров-иллюстраций,
  • объяснить, какая смысловая связь существует между этими примерами.

Для того, чтобы проделать эту работу и заработать высокие баллы за сочинение к ЕГЭ по русскому языку, в 2019 году выпускникам нужно будет потрудиться. Практика показывает, что в прежние годы комментирование сводилось к пересказу текста, что в корне неверно. Путем зубрежки и натаскивания этому не научиться, школьникам нужно уметь думать и анализировать. Так что высокие баллы за сочинение достанутся только тем, кто научится это делать.

НОВЫЕ КРИТЕРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ

Каждое задание к сочинению оценивается индивидуально. Всего предусмотрено 12 пунктов, которые разделены на 3 блока. Первый из них

посвящен изложению темы, второй – речевому оформлению (то, насколько связно и логично составлено эссе), третий – оценка грамотности.

Изменения 2019 коснулись критериев оценивания первого блока.

Обязательное аргументирование своих мыслей хоть и убрали из задания, но все же, умея дополнить работу примерами из других произведений, выпускник может повысить оценку по К4.

При этом школьники мало обрадуются повышению баллов в критерии к сочинению в пункте К2, ведь поиск аргументов ничуть не сложнее подачи собственных комментариев. По статистике, комментарии дают меньше половины экзаменуемых. Теоретически баллы, которые можно получить за пункты К2 и К4 увеличились (всего 6), а фактически вероятности того, что за К2 поставят максимум, нет.

Но в изменениях 2019 года есть и свои плюсы. Теперь выпускные эссе будут действительно творческими, а не шаблонными работами с заранее заготовленными аргументами из литературы.

КАК НАПИСАТЬ ХОРОШЕЕ СОЧИНЕНИЕ

Если с блоком 3 все достаточно просто и полученные балы по нему будут зависеть от того, насколько хорошо выпускник знает правила русского языка, то к блокам 1 и 2 надо подготовиться.

Самое простое – писать эссе по тексту, который содержит риторический вопрос, это и будет проблема, поставленная автором. Вторая подсказка – рассуждения. Часто проблема определена в первых или последних предложениях.

Госэкзамен по русскому языку входит в перечень обязательных испытаний, через которые придется пройти любому российскому школьнику, получающему аттестат в 2019 году.

Разумеется, он принадлежит и списку экзаменов, общих для абсолютно всех отечественных вузов, следовательно, котируется и в плане получения высшего образования, как такового. Именно поэтому, не говоря о том, что государственный язык на должном уровне обязан знать любой гражданин страны, к подготовке к нему надо подойти крайне ответственно, и, бесспорно, не лишним будет хорошо ориентироваться во всех связанных с ним нюансах.

Общая канва проведения этого экзамена остается неизменной уже несколько лет, но, похоже, ЕГЭ 2019 по русскому языку готово принести потенциальным выпускникам массу сюрпризов. Приятных или не очень – читайте дальше в нашем материале!

Все новое – хорошо забытое старое

Итак, во-первых, сегодняшние школьники могут не обольщаться – итоговое сочинение или изложение по литературе как считалось допуском к ЕГЭ по русскому языку ранее, так и продолжит оставаться в том же статусе и в 2019 году. Следовательно, в декабре 2018 выпускников 2019 года и в декабре 2019-го тех, кто покинет школьную скамью в 2020-м, ждет написание этой работы.

С одной стороны, конечно, вещь полезная – даже в Минобрнауки после сбора многолетней статистики подсчитали, что результаты по языковому экзамену после возвращения сочинения стали гораздо лучше.

С другой же, ученики, ожидаемо, ропщут, что и так приходится сдавать в конце года совершенно невозможный по своему количеству список предметов, к которым, напомним, с недавних пор добавилась еще и обязательная история, а вскоре ожидается его пополнение еще и иностранным языком. Но, так как позиция ведомств остается по этому вопросу твердой и неизменной, лучше просто смириться и рассматривать сочинение/изложение просто как еще один этап подготовки к полноценному ЕГЭ. Тем более что в этом действительно есть зерно правды.

А вот обещания «порадовать» детей добавочкой в виде дополнительного устного испытания – это совершеннейшая новость. И, как ни печально, по всей вероятности, в 2019-м нас это уже определенно ждет.

Вначале данный формат должны были обкатать на ОГЭ для девятых классов, а при его успешности внедрить и для одиннадцатиклассников. И хоть пока данные по этому году еще только собираются, мы же все понимаем, что если у нас что-то обкатывают, то в 99 случаев из 100 все это грядет, и очень скоро – если не в 2019-м, то в 2020-м уж точно. Тем более что соответствующие ответственные лица уже отрапортовали, что технически вся подготовка для этого завершена, осталось только проработать организационные решения, на что времени, конечно же, еще хватает с головой.

Устные ГИА у девятиклассников в качестве пробы проводились в школах Чечни, Татарстана и МО, причем сдача этой части становилась «пропуском» к прохождению письменного испытания.

Бывший министр образования, как мы знаем, ратовала за то, чтобы тестовые блоки исключить в принципе, какова же будет политика нового главы ведомства на этот счет, пока не ясно, но, скорее всего, тон будет взят менее радикальный – сочтут оба варианта, не исключено, что так, как это сейчас происходит с иностранным языком, разве что, поменяют местами части (вначале дадут устную – затем письменную) и акцент сделают именно на первой.

Что подразумевается? Пока рассматривают две технические модели: преподавателю и компьютеру. Какая из них найдет свое практическое применение, пока, к сожалению, не ясно.

Вообще же возврат к устным экзаменам претит изначальной сути новых ГИА, как таковых. Ведь первым стремлением было, наоборот, максимально удалить учителей от процесса сдачи, препятствуя кумовству, коррупции и прочим личностным факторам, ставя всех учеников в одинаковые условия. Казалось бы, хорошим выходом может стать сдача компьютеру, но, и здесь не все так гладко, учитывая уровень технологий и прочую специфику.

Как мы знаем, пока в отечественном поле далеко не всегда работающие программы способны распознавать со стопроцентной точностью голос человека во всех его нюансах, и тем более непонятно, что делать детям с логопедическими изъянами, а также детям-инвалидам с нарушениями речевого аппарата и т.п.

Словом, к сожалению, пока с устной частью русского языка больше вопросов, чем толковых и однозначных на них ответов. И нам остается только верить, что на них успеет поступить адекватная реакция еще до того, как выпускники 2019 года приступят к сдаче госэкзаменов.

Структура экзамена, регламент и порядок сдачи

Итак, пока нет официального подтверждения, что устная часть окончательно одобрена, следовательно, непонятно, и сколько времени на нее будет отводиться. Не исключено, что по аналогии с иностранным языком предусмотрят всего минут пятнадцать времени и максимум 4 задания для дачи ответов. Что, разумеется, соответствует сложности массового вовлечения преподавателей или компьютерной техники для обслуживания столь гигантского количества всех желающих.

Письменная же часть, а ее, скорее всего, все-таки оставят, как и ранее будет занимать 210 минут для написания, ибо в Минобрнауки не видят аргументов для того, чтобы урезать экзамен, даже с учетом введения устной части – там считают, что языка много не бывает. Причем, не факт, что все это будет сдаваться в один день – возможно, как и с математикой, испытания разнесут на разные даты.

По письменной тестовой части проходной минимум по русскому языку для поступления в вузы будет находиться на уровне 36 баллов, а максимум набрать их можно 58. Плюс второй блок – эссе – по нему доступны всего 42 балла. Аттестат же дают за 24+.

Вопросы со второго по шестой, с восьмого по четырнадцатый и с шестнадцатого по двадцать четвертый оцениваются в 1 балл, за 1 и 15 вопрос можно получить максимум 2 балла, а за седьмой – до 5-ти. Чтобы научиться грамотно строить ответы, следует внимательно изучить критерии оценивания на сайте ФИПИ.

Сажают, как всегда, по одному за парту, с собой – только документы и ручка, и, если надо – лекарства и еда. Печатать же бланки будут сразу на месте – это, кстати, новенькое. В 2018 году датой для русского языка стало 9 июня, что будет в 2019-м пока, естественно, неизвестно, но, скорее всего, выберут что-то в пределах 26 мая – 19 июня.

Какие будут задания?

До 2018 года было 25 заданий, теперь же их станет 26. Бонусом стало №20 на проверку знаний лексических норм, но, о нем – позже. И нет никаких оснований полагать, что и в 2019 году не будут действовать те же правила.

Кроме того во многих вопросах стали несколько другими формулировки: кое-где появились новые термины, упомянуты новые правила согласно последним веяниям образовательной программы. Следовательно, как ни крути, учить придется больше, однако, ненамного. Главное, в подготовке опираться на методические материалы именно 2018 года, а не прошлых лет, чтобы быть в курсе актуальных изменений.

В письменной части всего два блока. В первом содержатся тестовые вопросы, ответом на который может служить цифра (когда необходим выбор из предложенных вариантов), либо надо в соответствующие поля бланка вписать слово/словосочетание. И он, в свою очередь, поделен на две части: А и В — базовую и чуть более сложную, соответственно.

Что же касается эссе, оно должно быть размером в 200 слов (это теперь 26 задание), тема для него и конкретные требования прописываются в самом вопросе, к нему прилагающемся.

По тематике вопросов, точно известно, что 20-й будет посвящен лексическим нормам – там дается одно предложение, которое надо откорректировать согласно этому критерию (удалить лишнее слово и записать именно его в бланк ответов). 7-й вопрос отводится на проверку знания частей речи, их падежей и склонений, в восьмом, как правило, содержится что-то по синтаксическим нормам, а в заданиях с 9 по 14 – вопросы на орфографию. Следующие пять заданий посвящены пунктуационным правилам. Следовательно, чтобы не тратить время зря, вначале приступайте к тем группам, к которым лучше всего подготовлены.

В идеале на подготовку к ЕГЭ по русскому языку стоит отвести минимум полгода, но тут все зависит, конечно, от уровня подготовки и прочих моментов. Правда, тут надо понимать, что этого времени, учитывая необходимость подготовки и к другим экзаменам, на полное изучение всех тем не хватит.

Однако за эти несколько месяцев можно хотя бы отработать несколько вариантов и тогда станет ясно, какие темы нуждаются в максимальном внимании. Последовательно советуют изучать:

  • «Фонетику»,
  • «Лексику и фразеологию»,
  • «Морфемику и словообразование»,
  • «Морфологию»,
  • «Синтаксис»,
  • «Орфографию»,
  • «Пунктуацию»,
  • «Речь»,
  • «Языковые нормы».

Хорошо еще, хотя бы ознакомительно, проработать выразительность и стилевую обработку.

Что же касается тестов – пишем конспекты, зубрим правила, делаем с ними бесчисленное множество упражнений и тренируемся на время отвечать по готовым вариантам ЕГЭ за прошлые годы. Тут все относительно просто. Но, важно обратить особое внимание на «ловушки» заданий, которыми они, поверьте, изобилуют в достатке. Есть, кстати, ряд учебников (например «ЕГЭ без ошибок» Алексеевой и Волковой), в которых все это подробно изложено.

Самым тяжелым, как показала практика 2018 года, оказалось именно то новенькое 20-е задание – сплошная каверза в чистом ее виде. Чтобы правильно на него ответить, надо обладать либо глубочайшими познаниями в лексике (там, поверьте, и преподаватели частенько сыплются), либо сверхинтуицией.

Однако если перестать ерничать, на самом деле, подготовиться и к этому заданию возможно, но, здесь понадобится, либо консультация опытного преподавателя, либо же какая-то хорошая методичка с распространенными речевыми ошибками, откуда, как правило, составители и берут задания для этого типа вопросов (что-то вроде «Речевых ошибок и их предупреждения» С.Н.Цейтлина или труда И.А. Турсуновой с аналогичным названием).

Еще имейте в виду, что порядок записи цифр в ответе имеет значение – за перестановку могут ответ не засчитать вовсе.

Далее самое важное: научитесь быстро и эффективно работать над сочинениями – это довольно легко получаемые баллы, которыми грех не воспользоваться. Помимо банального соответствия размеру, следует четко придерживаться композиционных правил, то есть структура «вступление-основная часть-заключение и выводы» является законом непреложным.

При этом любители лить воду и «умничать» обширными введениями и выводами должны отучиться от этой привычки: если вы в дальнейшем выберете карьеру соответствующей профессии, такие навыки для вас, бесспорно, будут плюсом, но в случае с ЕГЭ-эссе по русскому преподаватели полагают, что вводные и заключительные части должны составлять суммарно не более четверти всего текста, а основной упор делаться на анализ предложенного текста.

На самом деле, это не так сложно, как кажется на первый взгляд, в чем легко убедиться, почитав соответствующие учебники по ЕГЭ и размещенные в сети удачные примеры выполненных заданий. Во вступлении, по сути, нужно сформулировать основные постулаты базового текста (внимание: не краткий его пересказ, а именно трансляция фабулы) и изложить в двух словах свое отношение к этому мнению.

В основной части начинать лучше с аргументации, почему данная проблема является актуальной, с вашей точки зрения. Тут можно на основании текста пояснить, почему именно эта мысль автора показалась вам здесь ключевой, привести на основании цитат его позицию. Затем в основной части надо плавно перейти к собственным мыслям на этот счет – можно как соглашаться, так и оспаривать, дело ваше.

Свои высказывания приводить следует тоже аргументировано – опираясь на научные факты, жизненный опыт (как свой, так и сторонний), приводить статистику или литературный материал. Таких пояснений должно быть два и более, но, одно из них непременно должно быть литературным (обращайте внимание в процессе изучения курса литературы на параллели всех разновидностей между произведениями).

С заключением же и вовсе все просто – по сути это ваше веское «таки да!» или, наоборот, «таки нет!» по теме (хитрые люди просто повторяют тезисы вступления, просеяв их сквозь сито аргументов основной части, просто другими словами).

Чтобы успешно написать сочинение, надо, во-первых, хорошенько начитаться в процессе подготовки готовых аргументов и постараться их запомнить (подобные методические материалы найти не составит труда), зазубрить распространенные речевые клише и универсальные цитаты на разные темы.

Средний балл по русскому языку, по сравнению с другими предметами, гораздо выше – в последние годы по стране он стабильно плавал в районе 68-69. Очевидно, что сдать этот экзамен достойно при должном усердии в подготовке вполне реально, главное, держать руку на пульсе всех изменений и не переоценить свои силы. Что ж, нашим читателям остается только пожелать удачи в сдаче этого важнейшего экзамена, как говорится, ни пуха ни пера!

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/