Когда между частями сложносочиненного предложения ставится тире. Предложения с тире: примеры. Тире в сложном предложении. Что такое сложносочиненные предложения

В сложносочиненном предложении тире ставится:

Ø Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то тире ставится между частями вместо запятой.

Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа (А.С.Пушкин).

Ø Тире предпочтительнее запятой, если обе части сложносочиненного предложения или хотя бы одна из частей является назывным предложением, то есть предложением с главным членом – существительном в именительном падеже и с отсутствием глагола-сказуемого.

"Еще год, два – и старость", - думала королева и всячески пыталась бороться с надвигающейся бедой. Секунда – и Белоснежка замертво падает на пол.

Ø Сложносочиненное предложение большого размера может распадаться на две части, одна из которых, а часто и обе, оказываются распространены и осложнены внутри себя. В этом случае между частями можно поставить тире.

Ночью, когда теряются краски и предметы становятся серыми и размытыми, королева приходит в свою потайную комнату – и начинается колдовство.

В сложноподчиненном предложении тире ставится:

Ø Тире употребляется, когда главной части предшествует придаточная изъяснительная.

О чем принц рассказывал мгновенно влюбившейся в него Белоснежке – она так и не могла никогда вспомнить. (В этом случае нарушение порядка следования частей подчеркивает экспрессивный смысл всей фразы).

ü Особенно часто тире употребляется, если используются союзы ЛИ…ИЛИ, ЛИ…ЛИ.

Понимает ли королева, что она не может соперничать с юной принцессой, или ей кажется, что она помолодеет от своих колдовских притираний, - это вопрос сложный.

ü Дополнительные условия постановки тире появляются, если в главной части есть слова ЭТО, ВОТ.

Что принц нашел в Белоснежке – это его личное дело.

Ø Тире возможно, если придаточное условное или уступительное предшествует главной части.

"Если кто-нибудь придет и захочет выманить тебя из домика – не открывай дверь!" - напутствовали гномики Белоснежку.

Ø Придаточная часть может быть неполным предложением с пропуском сказуемого, при этом части всего предложения строятся параллельно, а тире стоит вместо пропущенного сказуемого главной части, к которому и относится придаточное.

Одни считают, что для поддержания красоты следует вести здоровый образ жизни, другие – что надо покупать дорогие кремы для лица.

Ø Если придаточные части предшествуют главной, причем придаточных несколько, тогда главную часть можно рассмотреть как обобщающую для группы придаточных, поэтому лучше перед ней поставить тире (по аналогии с правилом пунктуации при однородных членах предложения).

Почему Белоснежка поверила старушке, почему не насторожилась, зачем взяла отравленное яблоко – этого гномики не могли себе объяснить.

Ø Еще одним важным фактором, допускающим постановку тире между главной и придаточной частями, оказывается интонационное членение сложноподчиненного предложение.

"А ты уверена – нужно ли действительно мыть руки перед едой или можно только отряхнуть?" - робко спросили гномики.

ВНИМАНИЕ!

Перед тире во всех рассмотренных выше случаях по условиям контекста может оказаться запятая. Это возможно, если перед местом постановки тире находится обособленный член предложения или придаточное предложение. В этом случая пишущий ставит два не связанных между собой знака: запятую, закрывающую один оборот, и тире, стоящее между частями сложного предложения.

ЗАПЯТАЯ И ТИРЕ КАК ЕДИНЫЙ ЗНАК В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Запятая и тире в качестве единого знака употребляются в сложноподчиненных предложениях в следующих случаях:

Ø Если ряд однородных придаточных стоит перед главной частью, которая выполняет обобщающую функцию, при этом предложение распадается на две части, и перед главной частью делается длительная пауза.

Сколько лет король так жил с такой женой, что поддерживало его в трудные минуты, почему он не сделался злым и жестоким, - этого я не могу объяснить.

Ø Если слово повторяется в придаточной или в главной части, то перед повтором ставится запятая и тире, чтобы связать дальнейшую часть предложения именно с этим словом.

Он знал, что все, кто когда-либо его обидел, кто не подавал ему руки в трудную минуту, - все ответят за это. Мечта, что когда-нибудь он будет иметь свой дом где-нибудь в Испании, что переселит в него маму и дочь, которым вреден московский климат, что будет путешествовать с ними по Европе и увидит все лучшие европейские музеи, - эта мечта заставляла его трудиться не покладая рук.

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Общее правило: тире ставится в предложении из двух частей, если одна из частей (чаще вторая) имеет подчиненное по смыслу значение, а именно:

Ø Во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на неожиданный результат или быструю смену событий.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (И.А.Крылов).

Ø Вторая часть противопоставлена первой (в этом случае между частями без изменения смысла можно вставить А).

Прошла неделя после ухода Белоснежки из дворца – королева все еще не могла поговорить со своим любимым зеркальцем, обидевшись на него.

Ø Вторая часть содержит указание на следствие, результат (в этом случае мы можем вставить между частями ПОЭТОМУ, ТОГДА)

"Я больше не увижу этой противной девчонки – мне не надо будет притворяться, что я забочусь о ней!" - ликовала злая королева.

Ø Первая часть указывает на время или на условие для совершения действия второй (перед первой частью можно добавить КОГДА, ЕСЛИ).

"Вымоешь руки – получишь большой кусок пирога, не вымоешь – останешься без обеда!" - заявила принцесса упрямому Ворчуну.

Ø Вторая часть содержит сравнение (перед второй частью можно поставить СЛОВНО или БУДТО).

Посмотрит – рублем подарит (Н.А.Некрасов).

Ø Вторая часть представляет собой присоединительное предложение, начинающееся словами ТАК, ТАКОЙ, ЭТО.

Через десять лет ей будет уже сорок пять – эта мысль приводила красавицу королеву в ужас.

Употребление двоеточия

Ø Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

ü Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, например, как-то, а именно).

Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки.

ü Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой либо перечень.

Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

Ø Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно .

И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.

Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.

Ø Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

ü разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении.

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

ü основание, причина того, о чем говорится в первом предложении.

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Ø Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание.

И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...

Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

НО! (без оттенка предупреждения):

Слышу, земля задрожала.

Ø Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»
А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения.

Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.

Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.

Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

Употребление точки с запятой

Ø В бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями (обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые).

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса .

Ø В сложносочинённом предложении между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые.

Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы .

Ø Между сильно распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые.

Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке .

Ø Между соподчинёнными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами.

Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли .

Играют большую роль в русском языке. Это отметил еще Ф. Буслаев, указывая, что они способствуют ясности изложения мысли. Всем известна фраза из сказки «Двенадцать месяцев»: «Казнить нельзя помиловать». Это наглядный пример того, как знаки препинания могут изменить смысл предложения.

Пунктуационное оформление текста всегда вызывает сложность. И особенно трудна постановка тире в предложениях, как простых, так и сложных. Объясняется это многозначностью и различными функциями знака препинания. К тому же в отдельных случаях его идентифицируют с запятой.

Роль тире в предложениях

Грамматика русского языка делит все знаки препинания на выделяющие, отделяющие и разделяющие. Кроме того, они могут быть одиночными и парными.

Отделяющее тире находится между подлежащим и сказуемым, однородными членами и обобщающим словом в простых предложениях и между частями сложных: бессоюзных, реже с союзной связью. Выделяющее используется как парный знак при приложениях, вводных и вставных конструкциях. Еще одна (дополнительная) функция тире - оформление на письме предложений с прямой речью и диалога. Таким образом, можно обозначить алгоритм действий при постановке этого знака препинания: вспомни правило и определи роль тире в предложении. Такой подход поможет писать осознанно и избежать

Тире между подлежащим и сказуемым

Самое известное правило постановки рассматриваемого пунктуационного знака - внутри грамматической основы. Его роль в данном случае сводится к замене пропущенной части составного сказуемого, обычно именного. Отсюда и условия постановки тире в подобном случае. Предложение «подлежащее тире сказуемое» будет соответствовать одной из схем:

  • существительное - существительное (оба в именительном падеже): «Сибирь - необъятный и богатый край России»;
  • инфинитив - инфинитив: «Учиться - постоянно трудиться»;
  • существительное - инфинитив или инфинитив - существительное: «Творить добро - закон жизни нравственных людей»;
  • числительное - числительное: «Пятью шесть - тридцать».

Перед словами ЭТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЕСТЬ всегда ставится тире: «Помогать пожилым людям - это признак воспитанности». Еще один возможный случай: инфинитив - наречие со значением (или слово категории) состояния, но только при наличии логической паузы между подлежащим и сказуемым: «Не знать правил перехода через дорогу - опасно для жизни».

Тире лишнее

Нужно также хорошо знать, когда знак препинания между подлежащим и сказуемым не ставится. В подобных случаях часто допускается пунктуационная ошибка, что не всегда объясняется простой невнимательностью. Вот правила, зафиксированные русской грамматикой:

  • подлежащее - личное местоимение, сказуемое - существительное;
  • между главными членами, выраженными именной частью речи, употреблены отрицательная частица НЕ или союзы: КАК БУДТО, СЛОВНО, КАК, БУДТО;
  • сказуемое - прилагательное, обычно в краткой форме.

Вот возможные предложения с тире - примеры их употребления в речи: «Ты человек с неуемной энергией», «Молодой повеса не пример для подражания», «Ее глаза словно огонь», «Мальчик робок и чрезмерно пуглив».

Также нужно отметить следующие варианты (они встречаются не так часто): «Графиня уже престарелая особа» - перед сказуемым-существительным есть относящийся к нему второстепенный член; «Прекрасный человек этот рыбак» - инверсия (т. е. обратный порядок слов).

Хотя следует отметить, что постановка тире в предложениях такого типа допускается в художественных произведениях. Задача автора при этом - акцентировать внимание читателя на значении, выражаемом подлежащим или сказуемым.

Тире в простом предложении, синтаксически или семантически неполном

Довольно часто, особенно в разговорной речи, которую нужно зафиксировать на письме, можно столкнуться со случаями пропуска сказуемого (или второстепенного члена). Смысл при этом не страдает, а вот оформление вызывает трудности. Это пример в котором пропущенный член (чаще сказуемое) избыточен. Причины могут быть следующими:

  • он с легкостью восстанавливается из контекста («Первые хотели мяса, вторые - рыбы, поэтому решили ограничиться салатиком»);
  • при синтаксическом параллелизме («Здесь - все мое, за лесом - мое, за тем полем - тоже мое»);
  • в конструкциях, где присутствуют два существительных - первое в дательном, второе в винительном падеже («Сестре - куклу, брату - машинку»).

Пунктуационное оформление однородных членов

Существует еще один случай постановки тире в простом предложении. Это касается постановки при однородных членах, где также можно выделить несколько моментов.

  1. Однородные члены - обобщающее слово («Ромашки, васильки, колокольчики - полевые цветы хорошо смотрелись в вазе»).
  2. Обобщающее слово: однородные члены - … («Одноклассники: Виталий, Юра, Сергей - сразу же пришли на помощь»).
  3. На месте пропуска второй части двойного союза, связывающего однородные члены («Хозяин не только радушно принял гостя - еще и дал ему в дорогу целую корзину еды»).
  4. Когда между однородными членами устанавливаются отношения противопоставления или неожиданности («Вопреки ожиданиям, она не испугалась - даже обрадовалась известию»).

Выделяющий знак при приложении

Тире может употребляться в простом предложении и как парный знак. Это обособление приложения или выделение вводных и вставных конструкций. Иногда в подобных ситуациях допускается замена его запятыми. Но есть случаи, когда тире - единственно возможный знак препинания. Чтобы не ошибиться в его постановке, следует запомнить предлагаемые правила.

Вот наиболее часто встречающиеся предложения с тире: примеры выделения приложений.

  1. Перед ним можно поставить слово А ИМЕННО: «Хозяйка приготовила вкусный обед - уху из пойманной рыбы и салат из свежих овощей».
  2. Оно носит поясняющий характер: «Вышедший на крыльцо хозяин - еще довольно бодрый старичок - долго всматривался в лица нежданных гостей».
  3. Приложение стоит перед определяемым словом: «Вкусная сладкая ягода - клубника на десерт, вызвала восторг у всех, кто сидел за столом».
  4. Распространяет один из однородных членов: «К вечеру приехали все: престарелая тетушка, кузен - сын недавно погибшего дяди, три двоюродные сестры по линии матери».
  5. Тире отделяет несколько однородных приложений от определяемого слова: «Отличница с первого класса, активная участница всех школьных мероприятий, опора и голова коллектива - Марина не могла не принять участия в готовящемся празднике».

Выделяющий знак при вводных и вставных конструкциях

В предложениях такого типа могут стоять запятые, скобки, тире. Как же не ошибиться в выборе нужного знака препинания? Чем характеризуются предложения с тире?

Примеры, хорошо иллюстрирующие данное пунктуационное правило, указывают на то, что вводная конструкция:

  • распространена: «Маленькие посетители мастерской, или - как их ласково называют и приветливые хозяева, и авторы работ - вдохновители новых идей, всегда были желанными гостями»;
  • передает чувства автора (в этом случае перед тире стоит еще и восклицательный или вопросительный знак): «Вся программа - как вам это нравится? - была в результате подготовлена в угоду одному человеку».

При выделении вставных конструкций в одинаковой мере используются тире и скобки.

Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью

В подобных случаях тире, как правило, не является основным знаком препинания и может употребляться вместо запятой. Подобная замена объясняется тем, что внимание акцентируется на ключевых словах или их сочетании в предложении, особом интонационном оформлении фразы.

Вот примеры уместной постановки тире в с союзной связью.

  1. Отношения противопоставления или неожиданности в ССП (сложносочиненном): «Опустишь длинную соломинку на воду - и она легко поплывет по волнам речушки».
  2. Одна или обе части ССП - назывное предложение: «Мгновенье - и разбойник оказался прямо перед ней».
  3. В СПП (сложноподчиненном), если перед главной стоит придаточная изъяснительная, уступительная или условная: «Если во время нашего отсутствия кто-нибудь постучит - не открывай дверь!»
  4. Повторяющееся сказуемое-глагол опущено в одной или нескольких частях сложноподчиненного предложения: «Одни полагали, что такого пожертвования будет достаточно, другие - что сумму все же нужно увеличить».
  5. В СПП с однородным соподчинением придаточных, расположенных в его начале: «Что случилось после его ухода, почему сестра открыла дверь незнакомцу - ответов на эти вопросы он так и не нашел».

Тире в сложном предложении с бессоюзной связью

Русская грамматика вполне четко определяет постановку Главное, на что нужно обратить внимание, - правильно установить заключенные в нем смысловые отношения. Тире между предложениями (предикативными частями) БСП ставится в нескольких случаях.

В первой части - указание на время либо условие совершаемого действия: «Прочитаешь книгу до конца - пойдешь на аттракционы». Такое предложение легко можно переконструировать в СПП.

Вторая часть:

  • обозначает быструю смену событий или неожиданный результат: «Дверь приоткрылась - раздался сильный хлопок»;
  • противопоставляется первой (= А): «Истекло много времени - тоска все не проходила»;
  • указывает на следствие или результат (= ТОГДА, ПОЭТОМУ): «Я больше не вернусь сюда - скоро все забудется»;
  • содержит сравнение (= БУДТО, СЛОВНО): «Глянет исподлобья - огнем обожжет»;
  • присоединяется с помощью слов ТАК, ЭТО, ТАКОЙ: «Дней через десять все встанет на свои места - такая мысль успокаивала и внушала надежду».

Таким образом, предложения с тире (примеры мы привели в статье) при знании правил не вызовут больших сложностей.

1. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между частями перед сочинительным союзом вместо запятой ставится тире : Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа (П.); Тут раздался лёгкий свист — и Дубровский умолк (П.); Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.); Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Л.); Но вот опять хлынули играющие лучи — и весело и величаво поднимается могучее светило (Т.); Вавила бросил что-то в костёр, притоптал — и тотчас же стало очень темно (Ч.).

2. Если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются односоставными номинативными (или назывными) предложениями, между частями, как правило, ставится тире : Ещё напор — и враг бежит (П.); Ещё одна минута объяснения — и давнишняя вражда готова была погаснуть (Г.); Вот крик — и снова всё вокруг затихло (Л.); Ещё несколько слов, несколько ласк от матери — и крепкий сон овладел мною (Акс.); Ещё единый миг — и я паду к её ногам (А. К. Т.); Пятнадцать лет такой работы — и машина человеческого организма вся разбита (Г.‑М.); Мгновение — и всё опять тонуло во мраке (Кор.); …Неверное движение руки — и машина дробит вам кости (М. Г.); Треск разрываемой рубахи — и Гаврила лежал на песке (Ж. Г.); Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.); Ещё год, два — и старость… (Эр.); Один шаг, один весёлый шаг — и открывается вольная жизнь, прозрачная, как воздух, бесконечность! (Фед.); Улыбка маленькой дочки, солнечные блики на морозных окнах, удачно подрумяненные хлебы — и вот она уже светится, поёт своим тоненьким трепещущим голоском, замешивая пойло коровам (Ник.); Сухой треск ракетницы — и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня (Перв.); Полчаса на отдых и опять за работу!; Ещё дня два-три — и все разъедутся по своим домам.

3. Иногда сложносочинённое предложение распадается на две смысловые части, между которыми ставится тире : В горах, если столкнуть с высоты камень, он сорвёт в своём полёте другой, третий, они повлекут за собою десятки, которые обвалят сотни, и вот целая лавина каменьев, глыб и комьев земли рушится в пропасть с нарастающим устремлением, и гул раскатывается по горам, и пыль, как дым, застилает склоны, и перекатами бродит по ущельям грозное эхо (Фед.); Потом стакан остудят, отшлифуют, на цвет, на звон проверят и тогда вы зачерпнёте воду ключевую, и будет он прозрачен, как вода (Щип.).

4. Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа: Сфотографировать — ив газету; Стоит только протянуть руку и дело в шляпе; Хотите свежих овощей — пожалуйста; хотите фруктов и здесь отказа не будет.

Примечания: 1. Если по условиям контекста в конце первой части сложносочиненного предложения нужна запятая, то она сохраняется и перед тире: Гаврик мог бы сказать торговке, что у них с дедушкой совершенно нет денег, что надо обязательно купить хлеба и мяса для наживки, что требуется всего-навсего копеек пятнадцать—двадцать, — но стоило ли унижаться? (Кат.)

2. Для усиления оттенка неожиданности в сложносочиненном предложении после сочинительного союза может ставиться тире: Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но — боюсь (М. Г.).

  • Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы:

    1) с о е д и н и т е л ь н ы е: и, да (в значении «и»), ни… ни . Например: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова (Л. Толстой); Дикие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Короленко); Ни калина не растёт между ними [крестами], ни трава не зеленеет… (Гоголь);

    Примечание. В сложносочиненном предложении пара ли… или рассматривается как повторяющийся союз, в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли… или не образуют повторяющегося союза, вследствие чего запятая перед или в последнем случае не ставится (). Ср. также: Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли во дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на ум, что Михаил Ильич серьёзно болен (Чехов);

    4) п р и с о е д и н и т е л ь н ы е: да, да и, тоже, также . Например: Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Федин); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Чехов);

  • Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения:

    а) имеют общий второстепенный член, например: Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (Чехов) (общий второстепенный член – тут ); У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (Горький) (общий второстепенный член – у Гаврилы ); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки (Федин) (общий второстепенный член – по утрам ); но (при повторении союза): В спальне было и душно, и жарко, и накурено (Чехов) (хотя есть общий второстепенный член – в спальне );

    б) имеют общее придаточное предложение, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Чехов); Но Леля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Паустовский); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом (Первенцев) (общий второстепенный член и общее придаточное предложение); Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину (Чехов);

    в) выражены двумя назывными (номинативными) предложениями, например: Хриплый стон и скрежет ярый! (Пушкин); Тишина, темнота, одиночество и этот странный шум (Симонов);

    г) выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями, например: Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан? Как часто мы встречались вместе и какие вели интересные беседы! (Фурманов);

    д) выражены двумя неопределенно-личными предложениями, если имеется в виду один и тот же производитель действия, например: …Постояли, потолковали и пошли назад (Лермонтов); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

    е) выражены двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых, например: Не нужно злоупотреблять цеховой терминологией или следует объяснять термины (Горький).

  • § 105. Точка с запятой в сложносочиненном предложении

    Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто они представляют собой соединение сложноподчиненных предложений) или имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой (чаще перед союзами а, но, однако, зато, да и, тоже, также, же , реже перед союзами и, да (в значении «и»), или ; перед последними обычно лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой). Например: Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость… (Чехов); Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь); Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости былo почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине… (Гоголь); Пьянство не особенно было развито между ними; зато преобладающими чертами являлись: праздность, шутовство и какое-то непреоборимое влечение к исполнению всякого рода зазорных «заказов» (Салтыков-Щедрин); …Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было узнать – не от него же самого (Тургенев).

    Постановка точки с запятой в этих случаях факультативна; ср. постановку запятой в аналогичном предложении перед присоединительным союзом да и : Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде её водили к нему (Достоевский).

    § 106. Тире в сложносочиненном предложении

    Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится перед союзом тире, например: Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин); Ещё несколько слов, несколько ласк от матери – и крепкий сон овладел мною (Аксаков); Ещё одна минута объяснения – и давнишняя вражда готова была погаснуть (Гоголь); Все вскочили, схватились за ружья – и пошла потеха (Лермонтов); Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья… (Л. Толстой); Вавила бросил что-то в костёр, притоптал – и тотчас же стало очень темно (Чехов); Треск разрываемой рубахи – и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза (Горький); Ещё год, два – и старость… (Эренбург).

    Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

    1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми (это основное правило):

    Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно; На улице жара, а цыплятам холодно .

    2. Запятая не ставится перед одиночными соединительными и разделительными союзами (и, да (в значении «и»), или, либо ) в следующих случаях:

    а) общий второстепенный член :

    Вскоре набежала туча и брызнул короткий дождь (общий второстепенный член - обстоятельство времени вскоре , ср.: Вскоре набежала туча; Вскоре брызнул короткий дождь );

    б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение :

    Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату );

    в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью :

    Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль - поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо );

    г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение :

    По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения - по словам охотников - один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла );

    д) вопросительные предложения :

    Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

    е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения :

    Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);

    ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения :

    Как он смешон и как глупы его выходки!

    з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если предполагается один и тот же производитель действия:

    Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад ;

    и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:

    Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:

    Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море ;

    к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения:

    Мороз и солнце...

    3. точкой с запятой . Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью). Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и , реже перед союзом а :

    Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента.

    Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:

    Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным .

    4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире :

    Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление :

    Тут раздался лёгкий свист - и Дубровский умолк; Я спешу туда ж - а там уже весь город .

    Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными:

    Ещё напор - и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два - и старость... (Эренбург).

    Примечания:

    1. Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания.

    Чтобы разграничить сложносочинённые предложения и простые предложения с однородными членами, следует при анализе предложения обязательно выделять грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое или сложносочинённое).

    Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра - простое предложение с однородными сказуемыми (основа одна - человек шёл и нёс ; запятая перед союзом и не ставится); Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно - сложносочинённое предложение (две основы - дам, вызвать можно ; запятая перед союзом и ставится).

    2. Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

    Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу .

    Исключение составляют союзы тоже, также, частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают место в середине второй части (второго простого предложения).

    Мы с сестрой плакали, мать также плакала ; Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину .

    Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

    Упражнение к теме «Разграничение сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами» (из пособия Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»)

    Выделить грамматические основы предложений. Указать, в каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких - части сложносочинённого предложения. Расставить недостающие знаки препинания.


    1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь.

    2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки.

    3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить.

    4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня.

    5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла.

    6. Я тогда не здесь а у бабушки жил.

    7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.

    8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт.

    9. Парнишка упал однако не был убит.

    10.Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще.

    11.Пусть он перебирается в деревню или я переберусь отсюда.

    12.Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи.

    См. дополнительно по теме «Сложносочиненное предложение» :

    Источники:

    • Раздел «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
    • Раздел «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях» в пособии Д.Э. Розенталя и др. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию»

    Дополнительно на Геноне: