Тема строение земной коры. «Литосфера. Земная кора. Изучение внутреннего строения Земли
Характерная черта эволюции Земли — дифференциация вещества, выражением которой служит оболочечное строение нашей планеты. Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера образуют основные оболочки Земли, отличающиеся химическим составом, мощностью и состоянием вещества.
Внутреннее строение Земли
Химический состав Земли (рис. 1) схож с составом других планет земной группы, например Венеры или Марса.
В целом преобладают такие элементы, как железо, кислород, кремний, магний, никель. Содержание легких элементов невелико. Средняя плотность вещества Земли 5,5 г/см 3 .
О внутреннем строении Земли достоверных данных весьма мало. Рассмотрим рис. 2. Он изображает внутреннее строение Земли. Земля состоит из земной коры, мантии и ядра.
Рис. 1. Химический состав Земли
Рис. 2. Внутреннее строение Земли
Ядро
Ядро (рис. 3) расположено в центре Земли, его радиус составляет около 3,5 тыс км. Температура ядра достигает 10 000 К, т. е. она выше, чем температура внешних слоев Солнца, а его плотность составляет 13 г/см 3 (сравните: вода — 1 г/см 3). Ядро предположительно состоит из сплавов железа и никеля.
Внешнее ядро Земли имеет большую мощность, чем внутреннее (радиус 2200 км) и находится в жидком (расплавленном) состоянии. Внутреннее ядро подвержено колоссальному давлению. Вещества, слагающие его, находятся в твердом состоянии.
Мантия
Мантия — геосфера Земли, которая окружает ядро и составляет 83 % от объема нашей планеты (см. рис. 3). Нижняя ееграница располагается на глубине 2900 км. Мантия разделяется на менее плотную и пластичную верхнюю часть (800-900 км), из которой образуется магма (в переводе с греческого означает «густая мазь»; это расплавленное вещество земных недр — смесь химических соединений и элементов, в том числе газов, в особом полужидком состоянии); и кристаллическую нижнюю, тол- шиной около 2000 км.
Рис. 3. Строение Земли: ядро, мантия и земная кора
Земная кора
Земная кора - внешняя оболочка литосферы (см. рис. 3). Ее плотность примерно в два раза меньше, чем средняя плотность Земли, — 3 г/см 3 .
От мантии земную кору отделяет граница Мохоровичича (ее часто называют границей Мохо), характеризующаяся резким нарастанием скоростей сейсмических волн. Она была установлена в 1909 г. хорватским ученым Андреем Мохоровичичем (1857- 1936).
Поскольку процессы, происходящие в самой верхней части мантии, влияют на движения вещества в земной коре, их объединяют под общим названием литосфера (каменная оболочка). Мощность литосферы колеблется от 50 до 200 км.
Ниже литосферы располагается астеносфера — менее твердая и менее вязкая, но более пластичная оболочка с температурой 1200 °С. Она может пересекать границу Мохо, внедряясь в земную кору. Астеносфера — это источник вулканизма. В ней находятся очаги расплавленной магмы, которая внедряется в земную кору или изливается на земную поверхность.
Состав и строение земной коры
По сравнению с мантией и ядром земная кора представляет собой очень тонкий, жесткий и хрупкий слой. Она сложена более легким веществом, в составе которого в настоящее время обнаружено около 90 естественных химических элементов. Эти элементы не одинаково представлены в земной коре. На семь элементов — кислород, алюминий, железо, кальций, натрий, калий и магний — приходится 98 % массы земной коры (см. рис. 5).
Своеобразные сочетания химических элементов образуют различные горные породы и минералы. Возраст самых древних из них насчитывает не менее 4,5 млрд лет.
Рис. 4. Строение земной коры
Рис. 5. Состав земной коры
Минерал — это относительно однородное по своему составу и свойствам природное тело, образующееся как в глубинах, так и на поверхности литосферы. Примерами минералов служат алмаз, кварц, гипс, тальк и др. (Характеристику физических свойств различных минералов вы найдете в приложении 2.) Состав минералов Земли приведен на рис. 6.
Рис. 6. Общий минеральный состав Земли
Горные породы состоят из минералов. Они могут слагаться как из одного, так и из нескольких минералов.
Осадочные горные породы - глина, известняк, мел, песчаник и др. — образовались путем осаждения веществ в водной среде и на суше. Они лежат пластами. Геологи называют их страницами истории Земли, так как но ним можно узнать о природных условиях, существовавших на нашей планете в давние времена.
Среди осадочных горных пород выделяют органогенные и неорганогенные (обломочные и хемогенные).
Органогенные горные породы образуются в результате накопления останков животных и растений.
Обломочные горные породы образуются в результате выветривания, псрсотложсния с помощью воды, льда или ветра продуктов разрушения ранее возникших горных пород (табл. 1).
Таблица 1. Обломочные горные породы в зависимости от размеров обломков
Название породы |
Размер облом кон (частиц) |
Более 50 см |
|
5 мм — 1 см |
|
1 мм — 5 мм |
|
Песок и песчаники |
0,005 мм — 1 мм |
Менее 0,005 мм |
Хемогенные горные породы формируются в результате осаждения из вод морей и озер растворенных в них веществ.
В толще земной коры из магмы образуются магматические горные породы (рис. 7), например гранит и базальт.
Осадочные и магматические породы при погружении на большие глубины под влиянием давления и высоких температур подвергаются значительным изменениям, превращаясь в метаморфические горные породы. Так, например, известняк превращается в мрамор, кварцевый песчаник — в кварцит.
В строении земной коры выделяют три слоя: осадочный, «гранитный», «базальтовый».
Осадочный слой (см. рис. 8) образован в основном осадочными горными породами. Здесь преобладают глины и глинистые сланцы, широко представлены песчаные, карбонатные и вулканогенные породы. В осадочном слое встречаются залежи таких полезных ископаемых, как каменный уголь, газ, нефть. Все они органического происхождения. Например, каменный уголь -это продукт преобразования растений древних времен. Мощность осадочного слоя колеблется в широких пределах — от полного отсутствия в некоторых районах суши до 20-25 км в глубоких впадинах.
Рис. 7. Классификация горных пород по происхождению
«Гранитный» слой состоит из метаморфических и магматических пород, близких по своим свойствам к граниту. Наиболее распространены здесь гнейсы, граниты, кристаллические сланцы и др. Встречается гранитный слой не везде, но на континентах, где он хорошо выражен, его максимальная мощность может достигать нескольких десятков километров.
«Базальтовый» слой образован горными породами, близкими к базальтам. Это метаморфизованные магматические породы, более плотные по сравнению с породами «гранитного» слоя.
Мощность и вертикальная структура земной коры различны. Выделяют несколько типов земной коры (рис. 8). Согласно наиболее простой классификации различают океаническую и материковую земную кору.
Континентальная и океаническая кора различны по толщине. Так, максимальная толщина земной коры наблюдается под горными системами. Она составляет около 70 км. Под равнинами мощность земной коры составляет 30-40 км, а под океанами она наиболее тонкая — всего 5-10 км.
Рис. 8. Типы земной коры: 1 — вода; 2- осадочный слой; 3 — переслаивание осадочных пород и базальтов; 4 — базальты и кристаллические ультраосновные породы; 5 — гранитно-метаморфический слой; 6 — гранулитово-базитовый слой; 7 — нормальная мантия; 8 — разуплотненная мантия
Различие континентальной и океанической земной коры по составу пород проявляется в том, что гранитный слой в океанической коре отсутствует. Да и базальтовый слой океанической коры весьма своеобразен. По составу пород он отличен от аналогичного слоя континентальной коры.
Граница суши и океана (нулевая отметка) не фиксирует перехода континентальной земной коры в океаническую. Замещение континентальной коры океанической происходит в океане примерно на глубине 2450 м.
Рис. 9. Строение материковой и океанической земной коры
Выделяют и переходные типы земной коры — субокеаническую и субконтинентальную.
Субокеаническая кора расположена вдоль континентальных склонов и подножий, может встречаться в окраинных и средиземных морях. Она представляет собой континентальную кору мощностью до 15-20 км.
Субконтинентальная кора расположена, например, на вулканических островных дугах.
По материалам сейсмического зондирования - скорости прохождения сейсмических волн — мы получаем данные о глубинном строении земной коры. Так, Кольская сверхглубокая скважина, впервые позволившая увидеть образцы пород с глубины более 12 км, принесла много неожиданного. Предполагалось, что на глубине 7 км должен начаться «базальтовый» слой. В действительности же он обнаружен не был, а среди горных пород преобладали гнейсы.
Изменение температуры земной коры с глубиной. Приповерхностный слой земной коры имеет температуру, определяемую солнечным теплом. Это гелиометрический слой (от греч. гелио — Солнце), испытывающий сезонные колебания температуры. Средняя его мощность — около 30 м.
Ниже расположен еще более тонкий слой, характерной чертой которого является постоянная температура, соответствующая среднегодовой температуре места наблюдений. Глубина этого слоя увеличивается в условиях континентального климата.
Еще глубже в земной коре выделяется геотермический слой, температура которого определяется внутренним теплом Земли и с глубиной возрастает.
Увеличение температуры происходит главным образом за счет распада радиоактивных элементов, входящих в состав горных пород, прежде всего радия и урана.
Величину нарастания температуры горных пород с глубиной называют геотермическим градиентом. Он колеблется в довольно широких пределах — от 0,1 до 0,01 °С/м — и зависит от состава горных пород, условий их залегания и ряда других факторов. Под океанами температура с глубиной нарастает быстрее, чем на континентах. В среднем с каждыми 100 м глубины становится теплее на 3 °С.
Величина, обратная геотермическому градиенту, называется геотермической ступенью. Она измеряется в м/°С.
Тепло земной коры — важный энергетический источник.
Часть земной коры, простирающаяся ло глубин, доступных для геологического изучения, образует недра Земли. Недра Земли требуют особой охраны и разумного использования.
Тема: Слои «твёрдой» Земли
Цель урока:
Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «мантия», ядро.
Задачи:
1.Образовательные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы.
2.Развивающие: развивать способности слушать собеседника, вести диалог.
3.Воспитательные: осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока: комбинированный по традиционной классификации, конструирования способа действия по ФГОС.
Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-наглядный комплекс:
1. Схема «Внутреннее строение Земли»
2. Карта движения литосферных плит.
3.Учебник «География» 5 класс, А.А.Летягин
4.Атлас. 5 класс
5. Контурная карта
6. Рабочая тетрадь.
Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология
Формы проведения урока:
Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с контурной картой «Литосферные плиты».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Приготовились к уроку.
2.Повторение изученной темы.
Перед тем как приступить к новой теме, давайте с вами вспомним, что мы с вами узнали нового в прошлом разделе: «Земля как планета солнечной системы».
Давайте с вами вспомним:
Что включает в себя солнечная система? (Звезду Солнце, вращающиеся вокруг неё 8 больших планет с их спутниками)
Назовите внешние планеты Солнечной системы? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Какие планеты входят в состав планет земной группы? (Меркурий, Венера, Земля и Марс).
Что представляет собой планета Земля? (Третья от солнца планета, движется вокруг Солнца по орбите. 4,5 млрд. лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа. Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).
3. Изучение новой темы.
Я сейчас его вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушаете, так как по этому рассказу вы должны будете отгадать тему урока и поставить к ней цель.
. «Конфета Земля».
– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
– Какая, Вась?
– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
– Ну да...
– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
– Побежали!
– Баааааабушка!
– Что, Коленька?
– Бабушка, где у нас лопата лежит?
– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
– Вы хотя бы знаете, как она устроена?
– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
Ребята сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела, который называется: «Геосферы Земли».
Давайте вспомним, какие существуют оболочки Земли? (атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера. Вот сегодня мы с вами начнём изучение одной из этих оболочек. – литосферу. И начнем мы изучение с внутреннего строения Земли.
Тема урока: Внутреннее строение Земли (Слайд 1)
Мы уже с вами знаем, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение: плотное ядро, мантию и земную кору (Слайд 2)
Вопрос к классу?
Часто планету Земля по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Как вы думаете почему? (Слайд 3)
Откройте учебник на стр. 30 рис. 12
Большую часть занимает мантия 83 % . Над ней располагается земная кора, а центре находится ядро. (Слайд № 4).
(Слайд № 5)
Земная кора : Это каменная оболочка Земли. Толщина которой составляет от 5 км под океанами, и до 75 км под материками, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.
(Слайд № 6)
Мантия: Расположенная между ядром и земной корой. от 45км до 2900 км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой - твердый, Температура 2000-2500 градусов по Цельсию. С процессами, происходящими в мантии Земли связаны процессы извержения вулканов и движение земной коры.
(Слайд № 7)
Ядро : Имеет радиус около 3470 км. О существовании ядра известно с конца 19 вв, а в начале 20 в, было определено что ядро находится на глубине. Температура в центре ядра. 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля). Выделяют внутреннее ядро, которое находится в жидком состоянии и внешнее ядро, которое находится в твёрдом состоянии.
Рассказ учителя о строении литосферы.
(Слайд № 8)
Земная кора и верхняя часть мантии называется – литосфера. (Определение записывается в тетрадь).
(Слайд № 9)
Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.
Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).
Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)
Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.
(Слайд № 10)
Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.
4. Работа в контурных картах.
(Слайд № 11)
Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке)
(Слайд № 12)
Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.
5. Работа с текстом учебника.
(Слайд № 13)
Ребята как вы думаете, какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?
(Слайд № 14)
Геология – изучает состав и строение земной коры, и находящиеся в ней полезные ископаемые. (Определение записывается по запись)
(Слайд № 15-16)
1) Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)
(Слайд № 17-18)
2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин : Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура – 220 градусов)
3)Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом недр Земли.
(Слайд № 19)
5) Снимки со спутников
(Слайд № 20)
4)Еще один из методов - сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицын (1862-1916) академик Петербургской академии.
6. Подведение итогов урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Выполнить тест и сделать самооценку.
Выберите верную последовательность расположения внутренних слоев Земли:
А) мантия, ядро, земная кора
Б) ядро, земная кора, мантия
В) земная кора, мантия, ядро
Выберите верный ответ:
А) ядро состоит из золота и серебра
Б) на мантию приходится 83% объема Земли
В) температура в земной коре не превышает 2500 0 .
3. Установите соответствие:
Слои, Мощность
А. 5 – 75 км
3. Земная кора
4.Причиной движения литосферных плит является:
Б) океанические течения
В) перемещение вещества мантии
5.Для изучения более глубоких слоев Земли используется:
А) сейсмический метод
Б) шахты и скважины
В) обрывы и берега
7. Рефлексия.
Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …
8. Задание на дом. (Слайд № 21)
Параграф 6; ответить на вопросы с.34; построить модель Земли из пластилина с. 33-34.
Этот урок знакомит учащихся с внутренним строением Земли. Он помогает хорошо закрепить полученный материал на предыдущих уроках и ввести новые понятия строения земной коры для учащихся. Этот урок был представлен и проведён на конкурсе "Учитель года - 2010"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Оболочки Земли Литосфера. Земная кора. Тема урока Строение Земли и свойства земной коры.
Цели и задачи: Ввести понятие «литосфера», раскрыть его признаки, добиться осмысления Сформировать представление о внешнем и внутреннем строении Земли Научить использовать текст учебника и рисунки для описания оболочек Земли и заполнения по этим данным таблицы Развить познавательную активность, интерес к изучению новой темы
Внешние оболочки Земли Атмосфера Литосфера Гидросфера Биосфера
Внешние оболочки Земли: Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Гидросфера - водная оболочка Земли. Биосфера - «сфера жизни», ее образуют живые организмы и среда, в которой они живут. Земная кора- твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из минералов и горных пород.
Внутренние оболочки Земли: Литосфера Мантия Ядро
Внутреннее строение Земли Используя текст учебника с.38-40, схему «Внутреннее строение Земли», а также таблицу, заполнить таблицу в тетради. Время выполнения – 7-10 минут
Внутреннее строение Земли Название оболочек Земли Толщина (радиус) (в км) Особенности Ядро Примерно 17 % объёма планеты Внутреннее – ? Внешнее - ? Радиус - ? ? 2. Мантия 83 % объёма планеты Верхняя мантия - ? ? 3. Земная кора Менее 1 % объёма планеты Океаническая - ? Материковая - ? ?
Внутреннее строение Земли Название оболочек Толщина (радиус) (в км) Особенности 1. Ядро Внутреннее -1250 км Внешнее – 2250 км Радиус – 3500 км Твёрдое в-во (внутреннее яд.), Расплавленное в-во (внешнее ядро), температура (от 2000 до 5000 гр.С) 2. Мантия латин. слово «покрывало» Верхняя мантия (Астеносфера) – 200-250 км Около 2900 км Два слоя: верхняя и нижняя мантия, температура – около 2000 гр. С, вещество твёрдое, пластичное, расплавленное 3. Земная кора Океан. – 3-7 (5-10) км Материк. – 30-40 км, под горами – 70 (35-70) км Два слоя: осадочный и «базальтовый» Три слоя: осадочный, «гранитный», «базальтовый»
Литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфера: « литос »- камень « сфера » - шар - твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.
Земная кора материковая океаническая толщина До 70 км в горах 30-40 под равнинами 3 слоя (осадочный чехол, слой гранита, слой базальта) Более старая 5-10 км под океанами. 2 слоя (осадочный чехол, слой базальта) Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов толщина
Свойства земной коры Поверхностный, очень тонкий слой земной коры нагревается солнечными лучами. Температура меняется в течение суток, наблюдаются и годовые изменения слоя до 20 м. На глубине 20-30 м – температура круглый год одинакова. На каждые 100 м глубины она возрастает на 3 гр. С. А с глубины 1000 м повышается ещё больше.
Давайте порешаем Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1000 м, а температура поверхностного слоя земной коры составляет 5 гр. С. С чем связано увеличение температуры горных пород с продвижением вглубь Земли?
Закрепление полученного материала Я М И К С Л И Т О С Ф Е Р А Д Ж П Ы Х А Т Л Ж Г И Д Р О С Ф Е Р А Р О Л В Н Б И О С Ф Е Р А Ъ Я З Е Э Ф Й С А Т М О С Ф Е Р А Н С Х Ф Ф И Г Л Т В И П Р Д К У Ц Ш А Р Е Ф С О И Б З М Я Д Р О Р З Е М Н А Я Ж К О Р А Й
Определите, о какой оболочке Земли идет речь: 1. земная кора 2. мантия 3. ядро
А. ближе всего к центру Земли Б. толщина от 5 до 70 км В. В переводе с латыни «покрывало» Г. температура вещества +4000 +5000 Д. верхняя оболочка Земли Е. толщина около 2900км Ж. состояние вещества особое: твердое и пластичное З. состоит из материковой и океанической частей И. основной элемент состава - железо
Ключ проверки 1. б,д,з 2. в,е,ж 3. а,г,и
Домашнее задание: Знать определение термина «литосфера» Параграф 16 и вопросы после параграфа Подготовить модель земного шара с оболочками из различного по цвету пластилина или цветной бумаги (для желающих) Сделать карточки-визитки терминов «атмосфера», «литосфера», «гидросфера», «биосфера», «ядро», «мантия» (желающ.)
Земная кора – внешняя твердая оболочка Земли, верхняя часть литосферы. От мантии Земли земная кора отделена поверхностью Мохоровичича.
Принято выделять материковую и океаническую кору, которые различаются по своему составу, мощности, строению и возрасту. Материковая кора расположена под материками и их подводными окраинами (шельфом). Земная кора материкового типа толщиной от 35-45 км расположена под равнинами до 70 км в области молодых гор. Наиболее древние участки материковой коры имеют геологический возраст, превышающий 3 миллиарда лет. Она состоит из таких оболочек: коры выветривания, осадочной, метаморфической, гранитной, базальтовой.
Океаническая земная кора значительно моложе, её возраст не превышает 150-170 миллионов лет. Она имеет меньшую мощность – 5-10 км. В пределах океанической земной коры отсутствует граничный слой. В строении земной коры океанического типа выделяют следующие слои: неуплотненных осадочных пород (до 1 км), вулканический океанический, который состоит из уплотненных осадков (1-2 км), базальтовый (4-8 км).
Каменная оболочка Земли не представляет собой единого целого. Она состоит из отдельных блоков – литосферных плит. Всего на земном шаре насчитывается 7 крупных и несколько более мелких плит. К крупным относятся Евразиатская, Североамериканская, Южноамериканская, Африканская, Индо–Австралийская (Индийская), Антарктическая и Тихоокеанская плиты. В пределах всех крупных плит, за исключением последней, расположены материки. Границы литосферных плит проходят, как правило, вдоль срединно-океанических хребтов и глубоководных желобов.
Литосферные плиты постоянно изменяются: две плиты могут спаиваться в единую в результате коллизии; в результате рифтинга может произойти раскол плиты на несколько частей. Литосферные плиты могут погружаться в мантию земли, достигая при этом земное ядро. Поэтому разделение земной коры на плиты не однозначно: с накоплением новых знаний некоторые границы плит признаются несуществующими, выделяются новые плиты.
В пределах литосферных плит расположены участки с различными типами земной коры. Так, восточная часть Индо-Австралийской (Индийской) плиты – материк, а западная расположена в основании Индийского океана. У Африканской плиты материковая земная кора с трёх сторон окружена океанической. Подвижность атмосферной плиты определяется соотношением в её пределах материковой и океанической коры.
При столкновении литосферных плит возникает складкообразование слоев горных пород. Складчатые пояса – подвижные, сильно расчленённые участки земной поверхности. В их развитии выделяется два этапа. На начальном этапе земная кора испытывает преимущественно опускания, происходит накопление осадочных горных пород и их метаморфизация. На заключительном этапе опускание сменяется поднятием, горные породы сминаются в складки. В течение последнего миллиарда лет на Земле было несколько эпох интенсивных горообразований: байкальское горообразование, каледонское, герцинское, мезозойское и кайнозойское. В соответствии с этим выделяют различные области складчатости.
Впоследствии горные породы, из которых состоит складчатая область, теряют подвижность и начинают разрушаться. На поверхности накапливаются осадочные породы. Образуются устойчивые участки земной коры –
платформы. Они обычно состоят из складчатого фундамента (остатки древних гор), перекрытого сверху слоями горизонтально залегающих осадочных пород, образующих чехол. В соответствии с возрастом фундамента выделяют древние и молодые платформы. Участки пород, где фундамент погружён на глубину и перекрыт осадочными породами, называют плитами. Места выхода фундамента на поверхность называют щитами. Они более характерны для древних платформ. В основании всех материков расположены древние платформы, края которых являются складчатыми областями разного возраста.
Распространение платформенных и складчатых областей можно увидеть на тектонической географической карте, или на карте строения земной коры.
Остались вопросы? Хотите знать больше о строении земной коры?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Строение Земли
Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Литосфера играет большую роль в жизни человека, ведь это территория, на которой обитают люди, они строят дома и различные сооружения, используют недра Земли, добывая различные полезные ископаемые, которые используются во многих отраслях народного хозяйства и повышения благосостояния человека
Земля имеет слоистое строение.
Выделяют три крупных слоя:
1. Земная кора.
2. Мантия.
По мере продвижения вглубь Земли увеличиваются температура и давление. В центре Земли находится ядро, его радиус около 3500 км, а температура более 4500 градусов. Ядро окружено мантией, ее толщина около 2900 км. Над мантией расположена земная кора, толщина ее колеблется от 5 км (под океанами) до 70 км (под горными системами). Земная кора – самая твердая оболочка. Вещество мантии находится в особом пластическом состоянии, это вещество под давлением может медленно течь.
Рис. 1. Внутреннее строение Земли
Земная кора
Земная кора – верхняя часть литосферы, внешняя твердая оболочка Земли.
Земная кора состоит из горных пород и минералов.
Рис. 2. Строение Земли и земной коры
Выделяют два типа земной коры:
1. Континентальная (она состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев).
2. Океаническая (она состоит из осадочного и базальтового слоев).
Рис. 3. Строение земной коры
Мантия
На мантию приходится 67% всей массы Земли и 87% ее объема. Выделяют верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии может перемещаться под давлением. Внутреннее тепло от мантии передается к земной коре.
Ядро
Ядро – самая глубокая часть Земли. Выделяют внешнее жидкое ядро и внутреннее твердое ядро.
Свойства земной коры
Большая часть земной коры покрыта водами океанов и морей. Континентальная земная кора гораздо больше океанической и имеет три слоя. Верхняя часть земной коры нагревается солнечными лучами. На глубине более 20 метров температура практически не меняется, а потом возрастает.
Изучение внутреннего строения Земли
Доступнее всего для изучения человеком – верхняя часть земной коры. Иногда делают глубокие скважины для изучения внутреннего строения земной коры. Самая глубокая скважина – глубиной более 12 км. Помогают изучать земную кору и шахты. Кроме того, внутреннее строение Земли изучают с помощью специальных приборов, методов, снимков из космоса и наук: геофизики, геологии, сейсмологии.
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений ().
2. Русское Географическое Общество ().
4. 900 детских презентаций и 20 000 презентаций для школьников ().