Герб турецких сас правил городом турка. Герб сас. Известные носители герба

  1. Вукры , Укры, или Хабеэдиле (польск. Wukry, Ukry, Chabeedile ) в красном поле три золотые реки или три бруса, из которых верхний - самый длинный, последующие же постепенно уменьшаются в виде лестницы; над ними два полумесяца того же цвета, обращенные один рогами вверх, другой рогами вниз, а между ними половина золотого же креста. На шлеме пять страусовых перьев. Начало этого знамени в Венгрии, как показывает и самое его название. Герб Макшеевых (III, 98); Селецких (III, 108).

Сас (Sas) - в красном (реже в голубом) поле серебряный полумесяц, рогами обращенный вверх и имеющий на концах по золотой шестиугольной звезде, а из средины его летит вверх стрела. Над шлемом павлиний хвост, пробитый стрелою влево (табл. XXV, рис. 10). Герб этот первоначально употреблялся в Саксонии, потом в Венгрии, а с XIII столетия - в Литве и Польше. Ср. гербы: Горчинский (обороченный Сас)(20); Мсцишевский (21); Невлин; Чудовский и Дашкевич (22). У нас в гербах эта основная фигура подвергается также многим изменениям. См. гербы Аслоновичей (IX, 135); Дмитриевых-Мамоновых (IV, 21; обернутый Сас с короною и нашлемником в самом щите); Заплатиных (VII, 97); Перских (III, 90); Цуриковых (II, 87); Яворских (II, 133); Яминских (III, 71).

(20) Korona Polska. Vol. 2. P. 179.

(21) Ibid. Vol. 3. P. 318.

(22) Ibid. P. 69.

Берестянские потомки герба drag – sas.

Род DRAG – SAS и его герб появляются в Саксонии, где впервые упоминается о них. в XI ст. герб рода становится известен во Франции, Германии и Баварии. Этот шляхетский род выводится от графов Грифичев , которые в конце I тысячелетия владели землями в междуречье Олби и Лаби (? совр. р.Мульда и р.Эльба). в X - XII ст. земли Грифичев прибывают под постоянным натиском саксов и датчан, поэтому большое количество людей уходило на юг и оседало на других землях. Существует версия, что такая группа переселенцев принимала участие в одном из первых крестовых походов. во время возвращения из похода, по просьбе венгерской короны этот отряд оседает в самом центре европы, в Мармароши - так до недавних времен называлась часть земель прилегающих к Карпатам. тут на раздольных землях долин рек Тисы, Боржавы и Сирету проживало древнее племя бродников . Вновь прибывшие рыцари быстро осваиваются на новых землях, тут они становятся известны как драг – сасы . Символом драг – сасов был знак стрелы в полете. Так начинается история украинской ветви рода . Когда же в 1222 году венгерский король Андраш II дает землю на западе от поселений драг – сасов тевтонскому ордену (пресвятой девы Марии), первые обращают свое внимание на восток, в сторону Галицко – Волынской державы , которая вела экспансивную политику в западном и восточном направлениях. В 1236 году совершается знаковый переход марморошского воеводы Гуйда на службу Даниила Галицкого. Хоругва вновь прибывшего отряда несла родовой знак воеводы – стрелу в полете, положенную на синее поле щита, с золотыми полумесяцем и звездами на его рожках.



Участвуя в успешных военных компаниях против мазуров и ятвягов, Гуйд добыл особое расположение Даниила, получив в награду, земельный гранд и породнился с семьей Даниила Галицкого. Этим самым он положил начало оседлому расселению шляхты драг – сас в Галитчине . В следующие десятилетия сформировались рода Даниловичев, Дрогомирецких, Татомиров, Княгиницких – которые обозначались родовым знаком стрелы.

Монголо - татарское нашествие прокатилось карпатскими перевалами и опустошило земли за Карпатами. В том числе и Марморошину. Только в XIV ст. драг – сасы снова появляются в венгерских хрониках.

В это время марморошскими землями владели братья Драгош и Драгх, третий брат Богдан за несогласие с политикой венгерского короля, был лишен титула. В 1359 г. уже не молодой Драгош утверждает королевскую власть на землях прилегающих к Буковине и Молдавии. А в 1365 г. бунташный Богдан выгоняет посадников Драгоша из региона и утверждает не зависимое княжество Молдова.

В XIV ст. воеводы Драгаш, Драгх и их брат Богдан, были православные. Они обустраивали православные церкви и монастыри Мармороши и закладывали новые. Драги были покровителями и Грушевского мужского монастыря, что поблизости от Тереви. Первое упоминание о нем связано с татаро – монголами и датируется 1242 годом. В продолжение многих столетий монастырь славился как наидревнейший центр переписи русских и волоских рукописей. В 1390 годы по инициативе Драгов монастырь входит в подчинение константинопольского патриарха, а в 1404 году Дмитрий и Александр драги дарят грушевскому монастырю новые земли, на которых стояли села Терева, Грушево, Крива, в чем приходу выдана грамота, написанная кириллицей. Она является одним из старейших в закарпатье памятников украинской письменности.

В 1491 году Швайпольт Фиоль печатник из Кракова, переводит свою печатню в Грушевский монастырь. Есть предположение и подтверждение, что здесь был напечатан первый «букварь».
живущие на тех землях поколения герольдического рода Драг – Сас расселялись сначала в Галитчине, а за тем и по всей Украине, давший не мало видных политиков и воинов, церковных, просветительских деятелей, поэтов, писателей, музыкантов.

Одним из больших отрядов среди шляхты принимавшей участие в Грюнвальдской битве, был отряд, над которым развивался стяг с серебряной стрелой и золотым полумесяцем. Под этим флагом выступал наибольший украинский отряд шляхты рода Драг – Сас. В XV – XVI столетии венгерская линия рода Драг – Сас понесла огромные потери в венгро – турецких войнах и окончательно угасла после поражения венгров под Махачем. Иначе сложилась судьба Драг – Сасов на восточных склонах карпат. Польские короли постоянно просят на охрану границ и торговых путей шляхту герба сас, причем не только из Марморошины, но и из других земель , из Трансильвании, которую в Украине называли волощиною . Не удивительно, что многие новые рода драг – сасов ведут свою родословную от предков, которых в документах часто называют «волохом» или «венгрином» . Так в Украине в XV ст. Появляются сасовские рода берестянских, бисковских, волосецких, губицких, роботицких, ильницких, комарницких, крапивницких, сасов, тарнавских, терлецких. Ясинских, а в XVI ст. - бачинских, билинских. Винницких, гординских, жураковских, кобелянских и некоторых других.

Если украинские магнатские рода угасли еще в XVII веке, то простая шляхта продолжает служить родине, если не мечом, так пером, до настоящего времени. Представители рода герба сас:

Станислав Ореховский (1513 – 1566гг.). Украинский гуманист эпохи ренессанса, публицист, автор нескольких политических трактатов и памфлетов антитурецкого толка.
Кирило Терлецький (?-1607). Церковний і політичний діяч, єпископ пінський і турівський, згодом луцький і острозький. Один з ініціаторів створення греко-католицької церкви.
Йов Kнягиницький (1550-1621). Церковний і освітній діяч. Засновник скиту манявського.
Иван Вишенський (1550? -1620?). Письменник-полеміст, захисник православ’я.
Захарія Копистенський (1560? -1627). Церковний і освітній діяч, письменник. Архімандрит києво-печерського монастиря, автор «палінодії» - книги, спрямованої проти унії.
Петро Конашевич-Сагайдачний (1570? -1622). Гетьман реєстрового козацтва, успішно воював з турецькою імперією, герой оборони хотина. Ініціатор вступу війська запорозького до київського братства.

Варлаам Ясинський (1630? -1707). Церковний і освітній діяч, письменник, митрополит київський. Автор віршів і полемічних трактатів.

Стефан Яворський (1658-1722). Церковний і політичний діяч, письменник, президент синоду російської православної церкви, протектор слов’яно-греко-латинської академії.
Максим березовський (1745-1777). Композитор і співак. Випускник болонської академії. Автор першої української опери «демофонт».

Антін Ангелович (1756-1814). Релігійний та освітній діяч. Вихователь та радник імператора йосифа іі, відновник галицької греко-католицької митрополії, автор книги «annales ecclesiae ruthenae» («історія української церкви»).

Денис Зубрицький (1777-1862). Історик, етнограф, автор праць з історії та культури галичини, член-кореспондент петербурзької академії наук.

Юрій-осип Федькович (1834-1888). Поет і прозаїк.
Марко кропивницький (1840-1910). Драматург, режисер і актор. Основоположник українського професійного театру.

Едвард-ян Корчинський (1844-1905). Один з провідних медиків галичини xix ст., ректор ягелонського університету.

Иван Франко (1856-1916) поет, прозаїк, вчений, громадсько-полі тичний діяч.
Андрій Чайківський (1857-1935). Письменник. Ольга Кобилянська (1863-1942). Письменниця.
Андрей Шептицький (1865-1944). Церковний, громадсько-політичний і освітній діяч. Митрополит української греко-католицької церкви.

Соломія Крушельницька (1872-1952). Оперна співачка.

Юліан Бачинський (1870-1940). Політик і публіцист. Автор книги «ukraina irredenta», в якій стверджував, що самостійність україни є необхідною.

Олена Ручка-Сас-Кульчицька (1877-1967). Художниця.

Святослав Гординський (1906-1993). Поет, перекладач, літературознавець, художник. Автор поетичних збірок та розписів собору св. Софії в римі.

Юрій-Франц Кульчицький (?-1692). Перекладач на січі, герой оборони відня від турків. Заснувавши у відні першу в європі кав’ярню, він тим самим стимулював творчість всіх наступних поколінь європейських письменників, музикантів, артистів, учених.

Геральдический смысл, носимый гербом драг – сас. Выписка из гербовника шляхетских родов речи посполитой (герб sas).

Полумесяц - встречается у сарацинов, от которых его приняли турки. От них он начал быть употребляемым через рыцарей участвующих в крестовых походах, как символ надежды, большой хвалы, также символ, веры, верности, надежды, успеха, счастья семейного. В обрядах магических, символизирует тайну так же серебро.

Звезда - свидетельствует обычно о стремлении к цели в мысль основы "per aspera ad astram." она состовляет атрибут свободы, вдохновения, честолюбивой цели. Звезда символизирует возвышенные действия, безопасного проводника.

Стрела - обычай её употребления исходит, может быть так же к временам первых крестовых походов. Может означать кого-то, кто, не задумываясь, принял участие в бою, невзирая на то какой будет его финал, а в особенности военную готовность, скорость.

Синь - символизирует правоту, верность, постоянство, чуткость, патриотизм, набожность, доверие.
Новые рода герба рода sas (фрагмент гербовника польской шляхты).

Затем появилось еще около 300 польских шляхетских родов , вот некоторые из них:
sasem pieczetowalo sie blisko 300 polskich rodzin szlacheckich - oto niektóre z nich:
aleksandrowicz arszenic aslam aslamowicz baczanski baczewski baczynski badowski balicki bandrowski baniewicz bankowski baraniecki bardziejowicz batowski bejarski bejowski berestianski bereznicki berezowski berezanski bereznicki berezynski bibielski bielinski bieniewski biernacki bilawicz bilewicz bilinski bilynski biskowski blisiewicz blazejewicz blazewicz blazowski bobaszynski boberski boczanski bodrug bodziewicz bohoziewicz bojarowski

(? - 1607). Церковный и политический деятель, епископ Пинский и Турский, впоследствии Луцкий и Острожский. Один из инициаторов создания греко - католической церкви.

  • Иван (Ян) Данилович (1570-1668). Воевода русский, каштелян львовский, староста белзский, бужский, чигиринский. Дед короля Речи Посполитой Яна ІІІ Собеского . Похоронен в усыпальнице возле своего замка в Олесько .
  • Иов Княгеницкий (1550-1621). Церковный и деятель образования. Основатель Скита Манявского.
  • Иван Вышинский (1550-1620?). Писатель полемист. защитник православия.
  • Захария Копыстинский (1560? - 1627). Церковный и образовательный деятель, писатель. Архимандрит Киевско - Печерского монастыря, автор «Палинодии» - книги, направленной против унии.
  • Юрий - Франц Кульчицкий (? - 1692). Переводчик на Сечи, герой обороны Вены от турок, спас Вену пройдя через турецкие войска за подмогой. Основал первую в Европе кофейню, ставшей постоянным местом встреч для писателей, поэтов, художников, ученых, артистов, музыкантов.
  • Варлаам Ясинский (1630? - 1707). Церковный и образовательный деятель, писатель, митрополит Киевский. Автор стихов и полемических трактатов.
  • Стефан Яворский (1658-1722). Церковный и политический деятель, писатель, президент Синода Православной российской церкви , проректор Славяно-греко-латинской академии. Митрополит Рязанский и Муромский.
  • Максим Березовский (1745-1777). Композитор и певец. Выпускник Болонской академии. Автор первой украинской оперы «Демофонт».
  • Антон Ангелович (1756-1814). Религиозный и образовательный деятель. Воспитатель и советник императора Иосифа II, восстановитель Галицкой греко - католической митрополии, автор книги «История украинской церкви».
  • Денис Зубрицкий (1777-1862). Историк. этнограф, член - корреспондент Петербургской Академии Наук.
  • Модест Стрельбицкий (1823-1902). Магистр Киевской духовной академии, архиепископ Волынский и Житомирский, Почаево-Успенской лавры Священно-Архимандрит.
  • Марк Кропивницкий (1840-1910). Драматург, режиссёр и актёр. Основоположник украинского профессионального театра.
  • Эдвар - Ян Корчинский (1844-1905). Один из ведущих медиков XIX века. ректор Ягеллонского университета.
  • Михаил Агафонович Корчинский (1885-1937)- Государственный секретарь Совета народных министров Украинской Народной Республики, периода Директории.
  • Андрей Чайковский (1857-1935). Писатель.
  • Ольга Кобылянская (1863-1942). Писательница.
  • Соломия Крушельницкая (1872-1952). Знаменитая оперная певица.
  • Юлиан Бачинский (1870-1940). Политик и публицист. Автор книги «Ukraina irredenta», в которой утверждал, что независимость Украины является необходимой.
  • Елена - Ручка - Сас - Кульчицкая (1877-1967). Художница.
  • Святослав Гординский (1906-1993). Поэт, переводчик - литературовед, художник. Автор поэтических сборников и росписей собора Св. Софии в Риме .
  • Иван Ильницкий (род. 1948). Академик АНВО Украины, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедры фтизиатрии и пульмонологии Львовского государственного медицинского университета им. Даниила Галицкого, заслуженный деятель науки и техники Украины.
  • Иннокентий Кульчицкий - в миру Иван Кульчицкий (1680 или 1682-1731). Епископ Иркутский и Нерчинский. Канонизирован 1(13) декабря 1804
  • Иржи Сас-Кульчицкий (1905-1944) - герой итальянского сопротивления в годы Второй мировой войны
  • Олег Витвицкий

    Фрагменты переписки с Ярославом Струтинскимиз из Житомирской области. Его фамилия так же как и моя принадлежит гербу DRAG-SAS.

    Родовым гнездом Струтинских был Верхний Струтин (Ивано-Франковская обл.), потом появился Нижний Струтин и село Вытвица (как утверждают генеологи) ...Насколько я разобрался в принципах возникновения фамилий шляхты того времени, фамилию брали от населённого пункта в котором закладывалось родовое гнездо.Знаю точно что род Струтинских берёт своё начало от некоего рыцаря Гуйда, которого пригласил в Галичину Данило Галицкий, для подавления восстания бояр. Гуйд в то время имел поместья в Венгрии. Но начало своё род берёт в Саксонии. там впервые и упоминается герб SAS. Первые упоминания о гербе SAS, насколько я понимаю, были задолго до XIII века (с этого времени герб уже фигурирует в польских и литовских гербовниках)... ...Само собой разумеется- общие предки у нас есть. Трудно представить себе этнос, на протяжении нескольких веков занимающий определённое географическое положение и не успевший переродниться за это время! Хотя, думаю, что фамилиями наши с Вами предки обзавелись примерно в одно и то же время (конец XV, начало XVI века). А до того они звались именами, иногда прозвищами, с прибавлением места происхождения. Даже у князя Даниила в XIII веке не было, по сути, персональной фамилии. Даниил князь Галицкий. Где Галицкий- просто- часть должностного титула:) Это я к чему? К тому, что Струтинские, как и Витвицкие вряд ли могут считаться основателями Струтина или Витвицы... ...Я соглашусь с Вами в том что ни Струтинские ни Витвицкие не являлись основателями городов, но они превращали обычные поселения в форпосты, защищающие королевство от набегов,Плюс ко всему, я немного почитал о тех локациях, которые упоминаются в исторических текстах и вот что у меня получилось.Известная мне история герба начинается с X - XI в.в., с тех пор как земли Саксонии (население называлось не иначе как западные славяне) попали под власть немецких феодалов. Часть населения не захотела мириться с таким положением дел и подалась искать лучшей жизни на восток. Король Гейза II пригласил саксонцев в незаселённые земли Венгрии – Трансильванию, с условием что они будут помогать противостоять постоянным вторжениям остготов и печенегов. И так как они неплохо с этим справлялись, в 1211 году король Андрей II отдал саксонскому рыцарскому ордену часть венгерских земель в полную собственность. С тех пор на "новой саксонской" земле были заложены семь городов и земля эта стала называться Семиградием. Венгерское её название "Эрдели" - от Эрдо (лес), соответствует латинскому Трансильвания, указывающему на обширные леса, отделяющие страну от Венгрии. В Семиградии действовал свой собственный кодекс законов.По сведениям исторических источников в Галичину этот славянский род пригласил Даниил Галицкий. Началось всё с восстания галицких бояр. Они воспользовались отъездом Данилы в Венгрию и хотели установить свои порядки. Когда Даниил возвращался, для подавления восстания, он пригласил с собой значительное войско рыцарей, под предводительством жупана Гуйда (жупан – князь или старшина у славян. Гуйд – возможно не совсем правильно переведенное имя, в оригинале «Huyd»). На знамени войска был изображен родовой знак – стрела в полёте, положенная на синее поле щита, с полумесяцем и двумя золотыми звёздами на его рожках.После проведения нескольких удачных военных компаний. Гуйдначал пользоваться особым уважением у Данилы. Он получил в награду земельный грант и взял в жены его племянницу. Пока что я не понял что это была за племянница. Возможно, это была дочь сестры Даниила, так как дочь Василька Романовича была к тому времени уже замужем за черниговским князем.С этого времени Гуйд основательно осел в землях Галичины и положил основу для одного из влиятельнейших родов Украины-Руси.Венгерский род SAS практически полность угас в борьбе с турками, но с родом SAS на северных склонах Карпат всё обстояло иначе. С 1359 года королевское правительство всё чаще и чаще приглашало их в своё войско и селило вдоль приграничных укреплений и торговых путей в Карпатах.На сборе шляхты в Галиче в 1427 году четверть делегатов (из полутысячи) была из рода Сасов.Вот, вроде бы, все основные сведения об истории рода SAS . Конечно, у меня накопилось много противоречивых версий но поразмыслив и почитав я остановился именно на этой. Очень интересно было почитать историю Трансильвании, в том числе и о том, что в настоящий момент в государстве около 10 процентов населения - саксонцы...

    Описание герба:
    На щите, имеющем голубое поле, изображен желтый (золотой) полумесяц, рогами обращенный вверх. На каждом его роге помещено по золотой шестиконечной звезде, в середине – серебряная стрела, направленная острием вверх. Щит увенчан дворянским шлемом с дворянской на нем Короной. Над Короной павлиний хвост, который пронзает стрела с правой стороны щита в левую сторону. Намет голубой, подбитый золотом. Щит может иметь красное поле, например, в гербах SAS II и SAS Pruski. В геральдической литературе встречаются также: SAS III, SAS IV, SAS V, SAS VI, SAS Baron, SAS albo Ksiezyc; на сайте Genealogia dynastyczna называется герб Jaworski Hrabia или SAS odmiana Jaworski Hrabia*.

    Кроме украинского рода галицко-русско-польского происхождения =Яворские — Турецкие — Ильницкие= и представленных на общей схеме фамилий (иконка в центре), имеющих общим родоначальником Венгерского графа Ванчалуха или Ванчу Волоха (Волошина), рода Драго-Сас**, к гербу Сас относят еще около 500 фамилий. Потомки одной только фамилии «Яворские» ныне проживают: в Польше и Австрии, Франции и Литве, Украине и Беларуси, России и Казахстане, США, Канаде, Германии и других государствах. В гербовнике К. Несецкого упомянуто всего фамилий — 75. Основная эмблема герба полумесяц, стрела и звезды с некоторыми изменениями была широко использована дворянскими родами в российской геральдике***.

    История герба:
    О гербе Сас (Sas) Александр Борисович Лакиер, автор уникального труда «Русская геральдика» (издан в 1855г.), пишет: «Герб этот первоначально употреблялся в Саксонии, потом в Венгрии, а с XIII столетия — в Литве и Польше». Однако многие авторитетные польские историки считали, что продвижение герба Сас с Западной Европы проходило иначе. Так, например, Бартош Папроцкий в книге «Гербы рыцарства польского», изданной в Кракове в 1584 году, ссылается на Альберта Стрепу (Аlbertus Strepa), который в своей хронике сообщает, что в 1236 году во время правления князя Dangiela [Даниила Галицкого – Б. Я.] в Русь [Галицко-Волынскую, а не в Литву или Польшу – Б. Я.] пришел comitem Huyd с немалым войском венгров и «там» заслужил от этого князя великие милости. Гуйд был принят Даниилом Галицким на службу, получив достойное его положению содержание. В то же время он во главе венгерских и русских войск в союзе с Литвой выступил против Мазовии, находившейся под управлением князя Леона, и разорил ее земли. В хронике есть слова, имеющие важное значение для обоснования сказанного: в ней впервые упомянуто имя человека, предводительствовавшего союзным войском и знамя, под которым тот выступал. «Там же был муж великий, — пишет польский хронист о Гуйде, — имеющий знамя с полумесяцем, двумя звездами, в середине стрела».
    Далее Папроцкий рассказывает: «В мое время много было знатного потомства из этого рода в Русских краях» и, среди прочих, называет дом Даниловичей, получивших фамилию от «предка Даниила», т. е. короля Даниила Галицкого, который отдал в жены Гуйду свою племянницу с «немалой частью отцовского наследства», а их «первого сына своим именем окрестил». В дальнейшем «этот дом», в силу исторических изменений в судьбе Галичины, «был заслуженным в Речи Посполитой».

    К. Несецкий, соглашаясь в основном с Папроцким, излагает историю так: «Начало этого герба идет из Саксонии, отсюда и название Сас; из Саксонии он дошел до Венгрии, откуда граф Гуйд, по свидетельству Войчеха Стрепы , с немалым войском прибыл к русскому князю Льву и, войдя в союз с Литвой, опустошил Мазовию. В награду за свои рыцарские дела, кроме прочих подарков, князь отдал ему в жены свою близкую родственницу». С этого времени граф Гуйд «осел на Руси и стал родоначальником своих потомков разных фамилий, которые носят этот герб».
    По Папроцкому род Гуйда в Венгерском королевстве был богатым, чеканил золотую монету с изображением своего герба. Он предполагает, что чеканка денег относится ко времени, когда предки этого знатного рода, занимали высокое положение в государстве. Заметим, однако, что правом чеканки в средневековую эпоху обладало и дворянство многих других государств Европы: Германии, Англии, Франции и т. д., то есть тех государств, «где аристократический класс добился исключительных прав и независимости, а короли потеряли высшую власть над своими подданными»****. Но с Гуйдами другое дело. Бартош Папроцкий не только обозначает это «высокое положение в государстве» ничего не значащей фразой, он называет конкретную должность в правительстве, дававшую тогда официальное право на чеканку денег со своим гербом — суперинтендант (министр финансов) королевства.
    Из сказанного следует, что продвижение герба Сас из Западной Европы на Восток было иным, а именно: Саксония, Венгрия, Галицко–Волынская Русь, затем уже Польша, Литва, Пруссия и другие государства Центральной и Восточной Европы.

    Примечания:
    Описания гербов даны по изданиям: 1)Herbarz polski Kaspra Niesieckiego S.J. Wydanie Jana Nep. Bobrowicza. Toma 1-10. Lipsk, 1836-1846. 2)А.Б. Лакиер. Русская геральдика. М., 1990. 3)Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. 4)Гербовник дворянских родов Царства Польского. Часть I и Часть II. 5)Adam Boniecki. “Herbarz Polski …”, tom VIII. Warszawa, 1905. P. 347-375.
    Рисунки польских гербов приведены с сайта: Genealogia dynastyczna – http://www.jurzak.p1/
    Есть еще один малоизвестный герб, герб преображенный Сас, который был пожалован 24 февраля 1842 года действительному статскому советнику Пасхальскому Игнатию Францевичу: В.К. Лукомский и С.Н. Тройницкий. «Перечень родам и лицам, гербы которым утверждены или пожалованы Российскими Монархами, а также утверждены Правительствующим Сенатом Временного Правительства России». Изд. ВИРД, СПб., 2004. С. 131.

    *О гербах Sаs Baron и Jaworski Hrabia или Sas odmiana Jaworski Hrabia. В баронское и графское достоинство были возведены братья Боброничи-Яворские герба Сас Ромуальд Юзеф, в 1779 году барон, в 1782 году граф, и Михал Габриель, в 1779 году барон, в 1782 году граф (см. род. роспись № 9, раздел I Истоки. Родословные росписи). Рисунками и описанием этих гербов автор не располагает. Известно описание герба баронов Российской империи Раставецких (в баронское достоинство в 1781 году был возведен Андрей Раставецкий, происходивший из рода Раставецких герба Сас). Герб баронов Раставецких (см. справа) внесен в часть II Гербовника дворянских родов Царства Польского; его описание: «В щите с баронскою короною, в голубом поле, серебряный полумесяц рогами вверх; при каждом роге по золотой звезде; над полумесяцем стрела с красным перьем, железком вверх. Над баронскою короною шлем дворянскою короною увенчанный, с золотыми решетками и золотою же на цепи медалью. В навершье шлема пять павлиных перьев, подобною как в щите стрелою влево пронзенных. Намет голубой, справа подбитый серебром, а слева золотом».
    **С интересным взглядом на историю рода Драго-Сас можно познакомиться на: http://www.umoloda.kiev.ua/number/97/163/2879/ и сайте: http://www.ooyava.com/sas/
    ***О праве на заимствование дворянскими фамилиями России отдельных элементов гербов из польской геральдики или полностью без всякого изменения А. Б. Лакиер объяснял так: — «Гербы эти составляли достояние и других славянских земель, а следовательно, не могли быть чужды и русским, которые, желая поместить у себя в гербе те или другие эмблемы, равно как выразить какую-нибудь идею, сообразовывались с тем, как то же самое было выражено у других славянских народов и какая геральдическая форма была придана фигуре в геральдике польской, собравшей в себе отовсюду славянские знамена. Не менее других участвовала и Русь в составлении этого, так сказать, геральдического здания, и потому она имела полное право на заимствование из этого источника», что подтверждается, например, историей герба Сас.
    ****»Эпоха крестовых походов». Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. М.:АСТ; СПБ.: Полигон. 2007
    *****Схема фамилий рода графа Ванчалуха (иконка вверху) получена по эл. почте 19.04.2014 г. от Михаила Михайловича Высочанского-Янковича - потомка рода Высочанских герба Сас и включена дополнительно в настоящую ред. статьи, как представляющая интерес для исследователей. Схема (предположительно) из книги Броніслава Мінковича Височанського: «Височанські. Родове гніздо і рід. 1380 – 1943″, изд. Львов, 1944 (перевод с польского Юрия Вацика - 2010).

    Венгерская ветвь рода Драг - Сас (Драгффи) добивается политического успеха на западных склонах Карпат и со временем становятся фактическими правителями Марамороша и соседних Сатмару и Угоча. Территории рода простирались от Карпат до Словении. Представители этого рода - Марамурешские воеводы, братья Драг и Балк(Балица) покровительствовали одному из самых древних православных монастырей на Руси - Грушевскому монастырю. Драг умер в 1402 году, Балк в - 1404 году. Сыны воеводы Балка - Дмитрий и Александр грамотой от 1404 года, написанной церковнославянским языком, подарили монастырю одно имение и три села с мельницей: Грушево (Закарпатская область) , Кривой (Закарпатская область) , Тэрэсва с полями, лесами и водами, как говорится в документе «со всеми прижитками». Но в 1556 г. князь Трансильвании Стефан Баторий передал монастырь Мукачёвской епархии . Позже, по разным данным в 1657, 1670 или 1690 году, монастырь был уничтожен католиками.

    Большинство семей герба Сас на землях Червоной Руси - это преимущественно восточно-галицийская провинциальная шляхта. Ярким примером заселения служит приход в Червоную Русь воеводы Стефана Волошина, который получает отселое прозвище Рыботицкий в 1366 году, от названия местечка Рыботычи (сейчас в Фредропольской гмине , Польша), а в 1368 году получает от польского короля Казимира III графский титул с приставкой - «Венгр» или «Угр ». Украинский историк Олег Однорежко считает, что нет достаточных оснований рассматривать все древнерусские гербы, XV века , в которых находятся фигуры стрелы, полумесяца и звезд, как видоизменение герба Сас. Этот герб до середины XVI века выполнял лишь роль родового герба одного рода, Рыботыцких и соответственно их ближайших родственников, родов появившихся в XV веке: Берестянских , Бисковских, Волосецких, Буховских , Губицких и некоторых др., имеющих общее происхождение от графа Стефана Рыботицкого герба Сас.

    Известные носители герба

    Бачинские Бадовские Баранецкие Бережинские Билинские Берестянские Буховские Цисовские Даниловские Деканские Добржанские Долинские Фаленские Фалинские Гаржинские Ясинские Яворские Кедровские Комарницкие Кропивницкие Кульчицкие Кульчицкие z Kulczyc Кульчицкие Smietanka Куницкие Литинские Новосельские Орловские
    • Олег Однороженко. «Родова геральдика Руського королівства та Руських земель корони Польської в XIV-XVI ст.» Харків 2009 р.
    • Bartosz Paprocki. Herby rycerstwa polskiego. Kraków, 1584.
    • Simon Okolski. Orbis Polonus. Krakow, 1642. T.1-3.
    • Ks. Kacper Niesiecki. Herby i familie rycerskie tak w Koronie jako y w W.X.L. Lwów, 1728.
    • Лакиер А. Б. Глава семнадцатая, § 90-1. Общие замечания о польских геральдических эмблемах или знаменах // Русская геральдика. - М.: Книга, 1990.
    • L.Wirostek. Род Драг-Сасов в Венгрии и Руси Галицкой - Краков 1932-с.110-129.
    • К.Калдец. Волохи и волошское право - Прага 1916-с.330-331; 437-441.
    • Д.Кранжалов. Волохи в Маравии - Прага 1963.
    • В.Инкин. Сельское население Галицкого Прикарпатья в XVI-XVIII ст.- Львов 2004-с.1-14; 256-265; 266-269.
    • Ю.Думнич. «Волохи» Закарпатья - с.150,151.
    • О.Ставровский. О словацко - польско - украинском пограничье, до XVIII века - Комицi - Прешiв 1967-с.84-87,89.
    • A.Fastnacht. «Osadniczwo ziemi sanockiej w latach 1340-1650» - Wroslaw 1962-с.215-216.
    • Л.Дэже. Очерки по истории закарпатских говоров - Будапешт 1967-с.35-40.
    • О.Мицюк. Зарисовки с социально - государственной истории Угорской и Подкарпатской Руси. Том I - Ужгород1936-с.80-83.
    • В.Инкин. К вопросу происхождения волошских князей в галицкой деревне в XV-XVIII в.в.// Славяно - волошские связи - Кишинев 1978-с.116.
    • L.Wyrostek. Список известных тогда поселений. С.31-39, 43, 61, 98, 111,112-114,116, мал.5, с.117,150-152.
    • Г.Литаврин. Влахи в византийских источниках X-XIII в.в.// Юго - Восточная Европа в средние века. - Кишинев 1972-с.132.
    • В.Дерябин. Современные восточнославянские народы // Восточные славяне. Антропология и этническая история - М., 2002.-с.54-58;
    • А.Пшеничнов, М.Ищук, О.Балоновский, Л.Атроментова, Р.Виллемс, Е.Балоновская. Генетические взаимоотношения украинцев с другими европейскими этносами, по данным о полиморфизме Y- хромосомы //Экология и демография человека в прошлом и настоящем. Третьи Антропологические чтения памяти академика В. П. Алексеева. - М., 2004.-с.276,277
    • М.Терлецкий. Контуры рода Драго - Сасiв. Центральная Европа. Львов 2005 г.
    • Польский гербовник. Ч.13. Герб Сас.
    • Мицько І. «Про нащадків воєводи Богдана, засновника Молдавського князівства». Знак. - Ч. 18 (березень,1999).
    • Seczys E. Szlachta wylegitymowana w Krolewie Polskim w latach 1836-1861 (1867).- Warszawa, 2000
    • А.Кобылянский, С.Комарницкий. Сасы в украинской культуре. Киев. Люблин. Нью - Джерси. 2009 г.