Походы крестоносцев кратко. Даты крестовых походов "история". Причины и повод крестовых походов

Это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.

Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себяпилигримами , а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.

Причины крестовых походов

Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов : европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь , прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

Вдохновленные призывами папы, многотысячные толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость.

История и последствия крестовых походов

Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций . Однако его результаты оказались непрочными. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульманского мира. Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. В 1187 г. был отвоеван Иерусалим со всей Святой землей. Гроб Господень остался в руках неверных. Были организованы новые Крестовые походы, но все они заканчивались полным поражением .

Во время IV Крестового похода был захвачен и варварски разграблен Константинополь. На месте Византии в 1204 г. была основана Латинская империя, но она была недолговечной. В 1261 г. она перестала существовать и Константинополь снова стал столицей Византии.

Наиболее чудовищной страницей Крестовых походов был поход детей , состоявшийся около 1212-1213 гг. В это время начала распространяться идея о том, что Гроб Господень может быть освобожден только невинными детскими руками. Из всех государств Европы к побережью устремились толпы мальчиков и девочек в возрасте 12 лет и старше. Многие дети погибали в пути. Оставшиеся добрались до Генуи и Марселя. Плана дальнейшего продвижения у них не было. Они предполагали, что смогут пройти по воде «аки по суху», а взрослые, которые занимались пропагандой этого похода, не позаботились о переправе. Те, кто пришел в Геную, разбрелись или погибли. Судьба марсельского отряда была более трагичной. Купцы-авантюристы Феррей и Порк согласились «ради спасения души» перевезти крестоносцев в Африку и отплыли с ними на семи кораблях. Шторм потопил два судна вместе со всеми пассажирами, остальных высадили в Александрии, где и продали в рабство.

Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. К XII-XIII вв. относятся походы немецких феодалов против языческих славянских и других народов Прибалтики. Коренное население подвергалось христианизации, нередко насильственной. На завоеванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Ревель, Выборг и др. В XII-XV вв. организуются Крестовые походы против ересей в католических государствах.

Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.

Крестовые походы… эти слова кажутся нам неотъемлемой частью Средневековья - между тем, в Средние века такого термина не существовало (его ввели историки Нового времени), а тогда про тех, кто отправлялся на Святую землю воевать с неверными, говорили просто - «приняли крест»… или же называли их «пилигримами», так же, как и тех, кто отправлялся туда в паломничество - ведь и крестовый поход был для людей Средневековья своего рода паломничеством - правда, с оружием в руках…

Как и почему это началось?

В наше время любят говорить о об алчности и светских феодалов, жаждущих богатой добычи и новых владений, о необходимости призвать к порядку безземельных странствующих рыцарей (читай: грабителей)… да, и это тоже было. Но всё же присмотримся повнимательней к тому, что происходило в Палестине. Ведь там тоже жили христиане… какой была их жизнь?

1009 год. Халиф Хаким приказал разрушить все христианские храмы, начиная с церкви Гроба Господня, христиан же обязал постоянно носить на шее медный крест весом около 5 кг, а евреев - волочь за собой плаху в форме телячьей головы. Правда, в 1020 г. такие откровенные гонения прекратились (а византийцы в 1048 г. восстановили храм Гроба Господня), но христианам стало не намного легче - и тем, кто жил там постоянно, и тем, кто отправлялся в паломничество… впрочем, вторые могли легко перейти в разряд первых: став жертвой грабителей, можно было лишиться всех денег - и попросту не на что было возвращаться домой (то же самое могло произойти с пленником, отпущенным за выкуп).

Впрочем, такие люди ещё должны были быть благодарны судьбе - в отличие, например, от паломников во главе с епископом Гюнтером, которые весной 1065 г. стали жертвами нападения арабов. Те немногие из них, у кого было оружие, в конце концов отказались от сопротивления, умоляя вождя о перемирии - но это не спасло их от расправы… Это происшествие примечательно только большим количеством жертв - а ведь подобных случаев было много. Тех, кого не убили, могли продать в рабство. Отказаться же от паломничеств было немыслимо - хоть это и не являлось обязательным (как хадж для мусульман), всё же каждый христианин того времени считал своим долгом прикоснуться к земле, которая помнит Спасителя…

Информация тогда распространялась не так быстро, как сейчас - и всё же вести о такого рода событиях доходили до христианского мира - и вызывали не меньшее возмущение, чем у нас сейчас - убийства русских детей американскими усыновителями или расправы над косовскими сербами. Вот только не было тогда ни ООН, ни международных трибуналов - и там, где мы ждём какой-то реакции от международных институтов, человек Средневековья мог только действовать. Непосредственным же толчком к началу крестоносного движения послужило вторжение турок-сельджуков в христианскую Византию - и просьба византийского императора о помощи (не будем забывать, что в Средние века национального самосознания ещё не существовало - и то место, которое занимает у нас солидарность национальная, тогда занимала солидарность религиозная).

Словом, когда в 1095 на соборе в Клермоне папа римский Урбан II произнёс свою знаменитую речь с призывом «быстрее поспешить на выручку нашим братьям, проживающим на Востоке», люди, до которых дошёл его призыв, отнюдь не только желанием пограбить… Были и такие, конечно - но увы, определённый процент «человеческой грязи» всегда пристаёт к любому делу - даже самому благородному.

Так или иначе, в Первом крестовом походе, начавшемся в 1096 г., приняло участие около 300 000 человек. Во главе его стоял весь цвет рыцарства тех времен: Раймунд IV Тулузский, брат французского короля Гуго де Вермандуа, герцог Нормандии Роберт Куртгёз, Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Этот самый первый поход был, пожалуй, самым успешным: крестоносцы одержали победу над турками при Дорилее, захватили Антиохию (основав там христианское государство), помогли армянскому правителю Торосу отвоевать область Эдессы (правда, ничего не сделали, чтобы спасти Тороса во время бунта - и правителем Эдессы стал Балдуин Булонский… графство Эдесское просуществовало до 1144 г.), и достигли главной своей цели - взяли Иерусалим. Для сохранения завоеваний было решено назначить Готфрида Бульонского королём Иерусалимским - но он не посчитал возможным принять королевский венец там, где Спаситель принял венец терновый, и ограничился титулом «защитника Гроба Господня». Правда, последующие правители Иерусалимского королевства (начиная с Балдуина, брата Готфрида) не стеснялись именоваться королями… Кроме княжества антиохийского, графства Эдесского и Иерусалимского королевства было основано ещё одно христианское государство - графство Триполитанское.

Неудачи начались со Второго похода, предпринятого в 1147 г. после падения Эдесского княжества - главного форпоста христиан на Востоке. Поход этот был плохо организован, поражение следовало за поражением - и единственным результатом похода стала уверенность мусульман в возможности уничтожения христиан на Востоке.

По настоящему тяжёлые времена для христиан в Палестине наступили в 1187 г., когда «стараниями» бездарного короля Иерусалимского Гвидо де Лузиньяна христианская армия потерпела поражение при Хаттине, а затем мусульмане захватили несколько христианских владений: Аккру, Яффу, Бейрут и наконец - Иерусалим.

Ответом на эти события стал Третий Крестовый поход (1189-1192гг.), который возглавили четыре могущественных монарха: Ричард I Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и австрийский герцог Леопольд V. Главным же их противником султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин) - тот самый, который незадолго до этого победил христиан при Хаттине и взял Иерусалим. Его уважали даже враги - за такие "рыцарские добродетели", ценимые и в Европе, как храбрость и великодушие к противнику. И Саладин оказался достойным противникам: Иерусалим взять так и не удалось… рассказывают, что королю Ричарду посоветовали подняться на холм, с которого виден Иерусалим, но Ричард отказался: он считал, что раз он не смог отвоевать свящённый город - то и видеть его недостоин… Правда, крестоносцам удалось отвоевать Аккру, которая стала теперь столицей Иерусалимского королевства. Кроме того, было основано ещё одно христианское государство - Кипрское королевство, существовавшее до 1489 г.

Но пожалуй, самым позорным событием в истории крестоносного движения стал Четвёртый Крестовый поход (1202-1204 гг.). Началось всё с того, что венецианцы, пообещав предоставить корабли, в последний момент заломили за них такую цену, что денег не хватило. В счёт долга венецианский дон Энрике Дандоло предложил вождям крестоносцев оказать услугу Венеции, а именно… разгромить Задар - город в Далмации (разумеется, христианский), составлявший конкуренцию Венеции - что и было сделано. Надо отдать должное папе Иннокентию III - он отлучил от церкви всех, кто принял в этом участие, но вскоре отменил отлучение, оставив его в силе только в отношении зачинщиков-венецианцев.

Затем в лагерь крестоносцев явился Алексей Ангел - сын свергнутого византийского императора Исаака Ангела - и попросил помощи в деле возвращения трона его отцу. Он обещал щедрое вознаграждение, а главное - передачу Византийской церкви (православной) под власть папского престола. Вопрос был оставлен на усмотрение папы римского, папа - как умный политик - напомнил крестоносцам о главной цели их экспедиции, но твёрдого «нет» не сказал… на языке дипломатии это означало «да» - и крестоносцы двинулись на Константинополь. Справедливости ради следует заметить, что некоторые вожди крестоносцев (в частности, Симон де Монфор - тот самый, о котором чаще всего вспоминают в связи с расправой над катарами и фразой «Убивайте всех - господь отличит своих») отказались воевать с христианами (пусть даже не католиками) и отвели свои войска, но большинство крестоносцев соблазнились посулами Алексея. Константинополь был взят, престол был возвращён Исааку. Правда, слепой престарелый император уже не владел реальной властью…

Впрочем, не намного больше её было и у Алексея. Во всяком случае, выполнить свои обещания он не мог: во-первых, казна оказалась пустой (стараниями сбежавшего узурпатора), во-вторых, подданные были отнюдь не рады непрошенным спасателям… В конечном итоге, Исаак снова бы свергнут, Алексей убит - а новый правитель не желал иметь дела с крестоносцами. И тогда они решили, что сами возьмут своё.

Последовал новый штурм Константинополя, а затем - варварский грабёж, сопровождавшийся расправой над мирными жителями и откровенным святотатством: не щадили ни гробницы императоров, ни храмы, куда откуда выносили всё, что было ценного (а святые мощи просто разбрасывали), в храмы приводили мулов и лошадей, чтобы вывезти награбленное. Глумление над православным святынями дошло до того, что в в храмы приводили уличных девок и заставляли их обнажёнными танцевать на святых престолах.

Остаётся только догадываться, как всё это объяснили тем рядовым участникам похода, которые отправились не пограбить, а « за идею»… и если в отношении Константинополя ещё можно было пришить какую-то идеологическую подкладку - борьба с «православной ересью» (впрочем, как мы уже видели, и это не со всеми «работало») - то как им объяснили разгром Задара?

Наверное, неудивительно, что после этих событий в Европе стали сомневаться, что отвоевание Святой Земли возможно - слишком уж грешны стали христиане… а такое дело только тем по плечу, кто безгрешен. А безгрешны только дети!

Если идея носится , то непременно найдётся тот, кто её реализует… 12-летний пастушок Этьен увидел во сне Христа, повелевшего ему отправиться на святое дело - освобождение Святой Земли. Конечно же, нашлись взрослые, которые этот случай - как бы сказали сейчас - «раскрутили» - и в 1212 г. «войско» французских и немецких подростков двинулось в путь. Многие погибли ещё по дороге к морю - а перед теми, кто его достиг, море почему-то не расступилось (как ожидали). На помощь пришли купцы, предоставившие корабли юным крестоносцам. Но у купцов были свои планы: тех детей, которые не погибли во время шторма, они продали в рабство…

Впоследствии состоялось ещё 4 Крестовых похода: в 1217 г., в 1228г., в 1248 г. и 1270 г. - но крестоносному движению так и не удалось подняться до высот Первого крестового похода: всё больше было распрей между самими крестоносцами, всё меньше успехов в Святой Земле… Сарацины отвоёвывали христианские владения на Востоке одно за другим - и финалом стал захват Триполи в 1289 г. - это означало конец христианских государств в Святой земле.

Ещё больше опозорили саму идею крестоносного движения Крестовые походы в Европе: крестовые походы против славян в земли за рекой Лаба (ныне - Эльба) в 1147 г., крестовые походы в Прибалтике, Эстонии, Финляндии - и, конечно, на Русь (когда с крестоносцами успешно воевал князь Александр Невский), а также Альбигойский крестовый поход - когда под предлогом борьбы с ересью катаров были захвачены и разграблены земли Окситании…

Крестоносное движение правильнее всего будет охарактеризовать одним известным изречением времени: «Хотели как лучше - получилось как всегда»… неужели это вечная судьба человечества - любую идею опошлить, обесчестить и превратить в полную противоположность?

Кто такие «крестоносцы»?

    Кристоносцы были просто воинами а темплиеры войнами будучи монахами, позднее темплиеров отлучили от церкви когда впали в окультизм, сатанизм, каббализм ну это все из одного русла. Темплиеров уничтожали, они создали тайное сообщество, и поставили для себя цель прибрать к рукам все Европейские государства. Они переселились в Шотландию откуда и начали совместно с шотландцами походы на Англию, оттуда уже на Францию. Внедрялись в высшие чины госудраств и стремились к власти. Даже поход Английского короля Ричарда (львиное сердце) был спланирован ими, его отправили на осаду уже захватившего Саллахудином Еврусалим. И главная цель этой отправки была желанная гибель Ричарда, что бы он погиб и на пристол посадить своего человека. Ричард 2 года без успешно осаждал Ерусалим, и так же без успешно для тайного сообщества темлиеров он не погиб в сражениях. Даже во время походов Ричард был отравлен, но далее был изличен личными лекарями Саллахудина. Саллахудин вылечил Ричарда с целью 2х летнего перемирия чего и добился. Позже когда ричард невридимым вернулся, его снова отправили на осаду уже в Англии одного из графств где его убили в спину выстрелом из лука или арбалета. Сегодня темплиеры называются массонами, а в Росии называют себя -Великая ложа

    Крестоносцы - это рыцари церкви, участвовавшие в крестовых походах, для того что бы очистить земли от не верных (люди другого вероисповедания - мусульмане, буддисты) и для того что бы вернуть все дары божьи (плащеницы, скрижалии, кресты и другую атрибутику), а так же вернуть земли Иерусалима и восточных стран и объединить их под церковью. Крестоносцами их назвали потому что одежда их была белая, а на ней был вышит большой красный крест, так же кресты были и на другой атрибутике шлемы, мечи, щиты - что показывала что в первую очередь - они войны Бога. После бов они собирались в церкви где верховные священнослужители отпускали им главный грех войны - убийство (хоть это и расходится с Библией и основными заповедями).

    Даже самая замечательная идея, которую насаждают с помощью меча, уничтожая ни в чм неповинных людей, не украшает Человечество и не приносит мира и процветания в жизнь. Тому в истории мы тьму примеров сыщем.

    Не составляют исключения и крестоносцы, прокладывавшие дорогу христианству огнм и мечом. Стал ли мир добрее и благороднее от их походов? Что-то это совсем не просматривается на протяжении тысячелетия.

    Как ни нападают сегодня на ислам, который якобы родил терроризм (терроризм рождн гораздо раньше ислама), его распространение по Свету шло мирными шагами.

    Любая война - это насилие, кровь, пожары. И крестоносцы из тех же рядов.

    Крестоносцы - участники крестовых походов, нашивавшие на плащ или доспехи крест, откуда и название. Это не только рыцари - в крестовых походах участвовали и горожане и крестьяне и даже дети. Но главной ударной силой были именно представители военно-служилого сословия. Помимо религиозного фанатизма были у рыцарей-крестоносцев и другие мотивы. Во-первых, густонаселенная Европа уже была поделена, поэтому многие шли в поход за новыми владениями. На завоеванных территориях основывались новые королевства. Во-вторых, далеко не все рыцари были богачами, у многих кроме коня, меча и доспехов не было ничего. Участие в крестовом походе давало возможность заработать на грабеже и трофеях. В-третьих для знатных и богатых сеньоров участие в этом мероприятии - способ повышения авторитета и влияния среди равных им. Другая причина - заручиться поддержкой церкви, которая значила в те времена очень много. Наконец, крестовые походы - отличная возможность избавиться от дробления владений, а именно - если у феодала несколько сыновей, после его смерти феод должен быть разделен между ними. А так - младшие сыновья отправляются в крестовый поход, где либо гибнут, либо добывают свой надел.

    Крестоносцы - это те, кто ходил в крестовые походы. Свое название эти войны получили из-за того, что нашивали на свою одежду кресты, то есть носили кресты. Походы эти были военными, начинались в Западной Европе и направлены были против мусульман. Крестоносцами могли быть рыцари, обычные жители и даже дети.

    Насколько мне известно из истории, то крестоносцы - это рыцари (люди, которые использовали в одежде нашивку креста, свидетельствующий о том, что они даю обет участвовать в походе), которые участвовали в крестовых походах. Знаете естественно мы уже не узнаем, да и думаю историки умолчат, но помимо рыцарства и любви к Родине существует человеческий фактор, в любые времена и в любые войны были и будут крысы, готовые за гроши или кусок (даже корку) хлеба (это условно) продать не только родину, но и родную мать.

    Рыцарей называли крестоносцами потому, что уходя в военные походы они пришивали на свою одежду кресты. У них было такое поверье, что тем самым они получают прощение за совершенные грехи. В походы крестоносцев ходили не только рыцари, но и жители городов и деревень.

    Дела давно минувших дней... Не будучи историком, не изучив вопроса со всех сторон, трудно делать какие-либо выводы или давать определения. На мой взгляд - нет более запутанной науки, чем история. И это понятно: современники и очевидцы событий тоже не всегда правду писала. А что уж говорить о потомках, когда нет ни одного исторического факта который бы не подвергся обновлению в угоду правящим лицам: хоть императору, хоть партии власти.

    Та же история и с крестоносцами. Более-менее тврдо мы знаем только даты крестовых походов и их количество. Но уже называя их участников крестоносцами мы допускаем некоторую вольность, потому что так звать их начала гораздо позже. В то время это были пилигримы, принявшие крест. То есть не просто паломники, но задавшиеся целью посетить порабощенные святые места и освободить их при помощи оружия.

    Почему же они взяли его в руки? Не будем думать, что агитация и пропаганда - изобретения наших дней. И тогда Папа Римский не хуже сумел разагитировать о необходимости совершить богоугодное дело. Некоторые пошли снять с себя грехи, о чм тоже вещалось.

    Получилось как всегда - направили толпу решить свои проблемы. Для подчркивания религиозного характера действий и нашивали кресты, а также для того, чтобы отличить свободных от обета рыцарей от рыцарей, призванных на помощь. А уж тут и возникли рыцарские группировки, у каждой из которых была своя цель.

    Три рыцарских ордена наиболее известны: тамплиеры, госпитальеры и тевтонский орден.

    Возможно в каких-нибудь научных трудах и превозносится жертвенность рыцарей-крестоносцев, их религиозный фанатизм в деле возврата святых артефактов, а также их образ прикрыт романтическим флром. Но, мне кажется, что это скорее дело рук художественной литературы и рыцарских романов.

    А вот история говорит нам о том, что именно тамплиеры были первыми военными ростовщиками , по сути основав банковское дело, обеспечивающими все походы на мусульман и не только.

    Расшифрую это не только. Крестовые походы велись не только в сторону Палестины и Ближнего Востока, но и неправильных христиан , а именно - стран, исповедовавших православие. В частности - Русь (скопище еретиков) или поближе - Реконсиста в Испании. Какие уж тут Святые земли...

    Многими мифами окружено это время. Постепенно выплывают вс новые факты и разоблачения. И одно из них то, что восточных христиан уничтожали вовсе не мусульмане. Им было без разницы, кого грабить - они делали это не спрашивая, к какой конфессии принадлежит жертва.

    Ростовщик и агрессор . Такой у меня получается портрет. Об Ордене Госпитальеров молчу.

    Оговорюсь - я не историк и это только мо мнение, возможно, ошибочное.

Крестоносцы — это западноевропейские воины, участники крестовых походов , организованных феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «невер-ных». Под «неверными» обычно пони-мались мусульмане, захватившие ещё в VII веке «святую землю» — Палестину со священным городом трёх религий (христианство, ислам , иудаизм) Иерусалимом. Крестонос-цами они назывались потому, что давали торжественное обещание Богу (обет) участвовать в походе за «ос-вобождение гроба Господня», в знак чего нашивали на одежду крест.

Первый крестовый поход

Самый известным из крестовых походов — первый, проходивший в 1096 — 1099 годах. Тогда крестонос-цам удалось завоевать не только Ие-русалим и территорию современного Израиля, но и всё восточное побе-режье Средиземного моря. Они по-строили здесь многочисленные кре-пости и замки, создали несколько своих государств , из которых самым значительным было Иерусалимское королевство.

Потеря территорий

Но эти классические феодальные государства оказались недолговеч-ными. Натиск арабов и турок со всех сторон усиливался. Первым пало графство Эдесса (1146). В 1187 году египетский правитель и полководец Салах ад-Дин (Саладин) разгромил войско крестоносцев и взял Иеруса-лим. Он почти уничтожил Иеруса-лимское королевство. Материал с сайта

Третий крестовый поход

Западноевропейские феодалы в 1189-1192 годах предприняли новый, третий по счёту, кресто-вый поход в Палестину. И хотя его возглавили короли Англии (знаме-нитый Ричард I Львиное Сердце) и Франции (Филипп II Август), им удалось отвоевать у Саладина толь-ко узкую полосу вдоль моря с горо-дами, крепостями и замками. Иеру-салим остался в руках мусульман. Однако Иерусалимское королевство продолжало существовать, только центром его стал приморский город Акра (теперь это город Акко в Го-сударстве Израиль).

Предпосылки

На востоке

Однако, среди христиан ещё с апостольских времён распространилась одна негативная черта - «теплохладность» (Откр. 3:16), проявлявшаяся в том, что некоторые христиане стали считать, что в Евангелии есть заповеди, якобы очень трудные для исполнения, которые не все «могут вместить». Например, не каждый способен раздать всё своё имение нищим (Мф. 19:21), (Деян. 5:1-11), или не каждый способен на строгое безбрачие (1Кор. 7:25-40), (Рим. 8:8), (2Тим. 2:4). Такая же «необязательность» распространилась и на вышеуказанные заповеди Христа о непротивлении злому[источник?].

Крестовые Походы на Востоке против мусульман тянулись непрерывно два столетия, до самого конца XIII в. Их можно рассматривать как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая началась ещё в древности и не окончена до сих пор. Они стоят наряду с такими фактами, как греко-персидские войны , завоевания Александра Македонского на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок. Крестовые Походы не были случайны: они были неизбежны, как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными для Европы: в истории европейской цивилизации крестовые Походы создали эпоху. Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более, что как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, северную Африку, Испанию. Начало VIII столетия было для Европы критическим моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи . Победы Льва Исаврийца и Карла Мартелла спасли Европу от непосредственной опасности, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира, который был до тех пор страшен именно своим единством. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом.

Первый крестовый поход (1096-1099)

Четвёртый крестовый поход (1202-1204)

Мысль о возвращении Святой Земли не была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 году папа Климент V проповедовал крестовый поход на Вьеннском соборе . Несколько государей дали обещание идти в Святую Землю, но никто не пошёл. Несколько лет спустя венецианец Марино Сануто составил проект крестового похода и представил его папе Иоанну XXII ; но время крестовых походов прошло безвозвратно. Кипрское королевство, подкрепленное бежавшими туда франками, долго ещё сохраняло свою независимость. Один из его королей, Петр I ( -), объехал всю Европу с целью поднять крестовый поход. Ему удалось завоевать и ограбить Александрию , но удержать её за собой он не мог. Окончательно ослабили Кипр войны с Генуей , и после смерти короля Иакова II остров попал в руки Венеции: вдова Иакова венецианка Катерина Корнаро по смерти мужа и сына вынуждена была уступить Кипр своему родному городу (). Республика св. Марка владела островом почти целое столетие, пока не отняли его у неё турки . Киликийская Армения , судьба которой со времени первого крестового похода была тесно связана с судьбой крестоносцев, отстаивала свою независимость до 1375 года , когда мамелюкский султан Ашраф подчинил её своей власти. Когда османские турки утвердились в Малой Азии , перенесли свои завоевания в Европу и стали грозить христианскому миру серьезной опасностью, Запад пытался организовать крестовые походы и против них.

Причины неудачного исхода крестовых походов

В числе причин неудачного исхода крестовых Походов в Святую Землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира.