Останкино этимология названия. Проклятая земля: мрачные тайны Останкино. Гордостью Останкино стал театр. Труппу Шереметьев собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться за границ

Останкино. Дворец. Открытка 1944 года.
История этой местности уходит корнями в глубокое прошлое. Первые упоминания о ней можно найти в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и называлась она тогда - село Осташково. Несколько позже это место появляется в исторических источниках как Останково, а с 1710 года стало носить привычное всем название Останкино.

Почему эта местность была названа именно Останкино - науке, как говорится, не известно. Возможно, эти земли принадлежали когда-то некому первопоселенцу Осташку или Останку (уменьшительная форма от мужского имени Евстафий), вот его то имя они и носят до сих пор.

По другой версии, на территории усадьбы находились кладбища, то есть лежали останки. Отсюда и Останкино. Существуют и иные версии происхождения этого названия, но все они являются лишь гипотезами.

В середине 16 века Останкино (тогда Осташково) принадлежало знатному боярину Алексею Сатину, выступавшему против политики Ивана Грозного, за что тот, не долго думая, его и казнил, а село подарил своей жене. Жена, очевидно, ему тоже чем-то не угодила, потому что через некоторое время Грозный передарил это село одному из своих опричников, «немчину» Орту. После него земли стали принадлежать дьяку В.Я. Щелканову, а с начала XVII века года перешли во владение князей Черкасских. Предок этого рода, черкесский князь Семен Андросович, в XVI веке поступил на службу к московским государям, за что и получил царскую милость в виде обширных земельных владений под Москвой. При Черкасских был выстроен боярский двор и разбит «регулярный сад с прудами», старая же деревянная церковь, поставленная здесь еще в 16 веке, была заменена ими на каменную.

Гостиница «Оксана»
метро «ВДНХ»

3 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Отель «Вива»
м.Проспект Мира



5 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Что скрывает район: Останкино

В Москве множество районов. И у каждого из них своя история. Иногда уходящая в глубь веков, иногда совсем коротенькая. Но даже если московская история района коротка, существует история домосковская: история села, усадьбы, просто места.

От Крестовского моста – путепровода, построенного над Николаевской железной дорогой и названного по заставе, оберегавшей когда-то современные ей московские рубежи, – слева по проспекту Мира с Мурманского проезда начинается - Останкинский. С юга он ограничен Октябрьской (Николаевской) железной дорогой. Четыре года назад площадь района увеличилась до 1240 га за счет присоединения территорий ВВЦ и Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина Российской академии наук.

Первая ассоциация (да и последняя для большинства граждан нашей родины), возникающая при упоминание Останкинского района, – телебашня. Но начнем мы не с нее, а с села Останкино, которому район обязан своим названием. И с усадьбы, выросшей на месте этого села и превратившейся впоследствии в Государственный музей творчества крепостных, а еще позже в музей-усадьбу «Останкино».

Усадьба Останкино

Первое упоминание о селе Останкино содержится в одной из межевых книг и помечено 1558 годом. В писцовых книгах оно названо сельцом Осташкино на суходоле, вотчиной «за Василием Яковлевым Щелкаловым, что было преж сего поместье за немчином за Орном».

Василий Яковлевич Щелкалов был дьяком Посольского приказа, ведавшим делами Предуралья, занимал должность печатника, то есть хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. Дослужился до чина окольничего. При нем были выстроены дом и деревянная Троицкая церковь, его «деловые люди» вырыли первый пруд на ручье Горячка. Еще одна запруда была устроена позже, на реке Копытовке, в наше время заключенной в трубу под заводом «Калибр».

В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 году имение (уже Останкино) досталось князю Ивану Борисовичу Черкасскому. В 1625–1627 годах он отстраивает церковь снова. Но она не сохранилась. На ее месте в 1678–1683 годах по приказу внучатого племянника Ивана Борисовича, Михаила Яковлевича Черкасского, крепостной каменных дел мастер Потехин возводит каменный храм, который стоит до сих пор. Это самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников. Внутри храма девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки, остальные – к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле «московского узорочья» возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами.

При Михаиле Черкасском село становится одной из крупнейших подмосковных усадеб. По описанию 1678 года, помимо сокольничего двора там имелись двор приказчика, псарный двор, пятьдесят пять дворов дворовых и задворных людей, двадцать дворов бобыльских и двор скотный.

С 1719 года имением владеет князь Алексей Михайлович Черкасский. Кабинет-министр при дворе Анны Иоанновны и сенатор во время правления Елизаветы, он превратил Останкино в место для отдыха, охоты и пышных празднеств, куда съезжалась не только московская и петербургская знать, но и царствующие особы. В июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Иоанновна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну.

Алексей Михайлович был последним из князей Черкасских. Его единственная дочь Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя усадьба перешла к Шереметевым и оставалась в их владении до 1917 года.

В первое время Останкино для Петра Борисовича, проживавшего сначала в Петербурге, а после смерти супруги и дочери – в Кусково, имело только хозяйственное значение. Там размещаются оранжереи, цветники и теплицы, где выращивают экзотические фрукты. Судьба усадьбы меняется, когда во владение вступает сын Петра Борисовича – Николай Петрович.

Новый владелец прекрасно образован, учился в Лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, еще в юности страстно увлекся искусством. Полюбил музыку, театр и книги. Собранная им библиотека была одной из богатейших в России. Но главным делом его жизни стал театр. В Кусково и Останкино он собрал крепостных детей, обучил их танцам, пению и декламации и составил из них актерскую труппу. Увлеченный идеей собственного театра, он распорядился выстроить в Останкино дворец, в котором хватило бы места не только для подобающей жизни хозяина и многочисленных гостей, но и для оборудованного согласно последним требованиям театрального помещения. Дворец был возведен по проекту П. И. Аргунова к 1795 году. Театр занимал в нем центральное и главенствующее место.

Первая премьера в Останкинском театре состоялась в июле 1795 года. Сезон открыл спектакль «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила» по пьесе Козловского. Зрителей поразила роскошь декораций, исполненных по рисункам Гонзаго, техническое оснащение сцены, великолепная акустика и мастерство исполнителей. Но особенно – яркий талант и красота примы театра, крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой (впоследствии графини Шереметевой). Но «золотой век» Останкина продолжался недолго. Петр Николаевич переехал в Петербург и увез с собой в столицу будущую жену и других актеров и музыкантов.

Еще один раз, в 1817 году, в Останкине был организован пышный праздник с театральным представлением, музыкой и фейерверками. В честь высокого гостя – прусского короля Вильгельма III и его зятя – будущего императора Николая I это действо организовал новый владелец имения, четырнадцатилетний Дмитрий Николаевич Шереметев. Он же впоследствии перестроил и несколько видоизменил облик дворца и прилегающих построек.

К концу девятнадцатого века обстоятельства вынудили хозяев имения рассматривать его не только как свою подмосковную резиденцию или уникальный художественный музей, но и как источник дохода. Земли Останкина застроились сдаваемыми в аренду летними дачами, а Останкинский парк стал местом прогулок горожан.

Останкино - один из интереснейших микрорайонов нашей столицы. В недалеком прошлом это -большое подмосковное село, тесно связанное с русской историей и Культурой. Впервые оно упоминается как деревня Осташкова в межевой книге по Московскому уезду за 1558 г. и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью в годы царствования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташкове своей жене, а затем одному из своих опричников - «немчину» Орту. В 1584 г. оно принадлежало дьяку В. Я. Щелкало- ву, а с 1617 г.-князю И. Б. Черкасскому". Предок рода Черкасских черкесский князь Семен Андроеович в XVI в. приехал на службу к московским государям", за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство. Черкасские выстроили боярский двор, возвели деревянную церковь и поставили 30 крестьянских изб. Позднее, в 1683 г., в селе уже была красивая каменная церковь св. Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. В 1743 г. деревня Осташкове, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью кн. Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Шереметева, знатного вельможи, сподвижника Петра I. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует несколько предположений, но они являются неубедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок "розовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI в.) Останкино имело форму Осташково, Которое никак не связано со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и является ярким примером так называемой народной этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца, например Ивановское, Колычеве, Тропарево и др. Иногда село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Но ни одна из вышеназванных фамилий владельцев Останкина - Черкасские, Шереметевы, известных и знаменитых в свое время, ни название церкви не стало именем этого села.

В XV-XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие название по имени того, кому они принадлежали, вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остан (Останка, Останок) или Осташ (Остатка, Остаток). ЭТОТ ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня или Останкина (от имени Остаток или Останка). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени -Остан (Останка) и Осташ (Остаток) образованы от одного греческого имени Бвстафий. Со временем название Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII в., тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия дереВни Осташково в село Останкино.

Расцвет села Останкино в русской истории связан с именем , внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Н. П. Шереметев удачно сочетал в себе редкие качества: тонкий художественный вкус, большой ум, широкое образование, к тому же он был сказочно богат (Шереметевы были богаче Екатерины Ш. Детищем его ума, художественного вкуса и богатства и стал Останкинский дворец, построенный в стиле раннего классицизма, или, как говорил сам Н. П. Шереметев, «в чистом вкусе».

Дворец строился с 1791 г. по 1799 г., к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских н заграничных зодчих, таких как Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и др. Дворец производит сильное впечатление гармонией линий, колонн, соотношением его отдельных частей, тем, что он выстроен из дерева. Но еще большую художественную ценность представляет внутреннее убранство дворца, выполненное руками крепостных. Здесь много разных украшений на дверях и окнах, резных ваэ, люстр и канделябров. Все они вырезаны из дерева, но, будучи позолоченными, кажутся тончайшими бронзовыми изделиями. Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель - все это говорит о высоком профессиональном мастерстве и художественном гении русских крепостных мастеров. Ив ФранциН и Италии им присылали неведомые образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ - сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи». И несмотря на то, что сознанию мастеров мало что говорили фигуры грифонов, богинь и амуров, они чутьем угадывали прекрасное в линиях и формах этих фигур и с большим мастерством и вдохновением воплощали их в дереве.

Повседневный труд крепостных, создавших Останкинский дворец, был изнурительным, нередко сопровождался наказаниями за то, что недостаточно быстро и точно выполнено задание. Но художественный гений мастеров превозмог все трудности И воплотился в совершенном по своей красоте Останкинском дворце, в его неповторимых залах. «Единственное слово, которое хочется применить к ним, это - храм... В душе Казакова или того неведомого, кто создавал ослепительный убор останкинских вал, звучала дивная гармония; все добрые отзвуки мира, весь экстаз жизни, всю радость и всю любовь, вместо иступленных слов молитвы, выливала душа художника в божественной краСоТе» **. \ 25 Шамурин Ю. Подмосковные, М., 1914, с, 51.

Н. П. Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он сам создал из крепостных крестьян настоящую театральную труппу, в составе которой были замечательные актеры, например П. И. Жемчугова (Ковалева). Останкинский дворец и был предназначен для искусств, для театра и для этой замечательной актрисы. П. Н. Шереметев полюбил ее и, презрев все сословные предрассудки, сделал своей женой. Он придумал легенду о «благородном» происхождении П. И. Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, пришедшего когда-то на службу к Шереметевым. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения «света» к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования. Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе, запечатлена в двух московских названиях: Прасковьина улица (1922 г.) в Останкине и аллея Жемчуговой (1970 г.) в Кусковском парке.

Увековечена и память крепостного архитектора Аргунова, который повседневно был связан со строительством^ дворца в Останкине: в 1966 г. 4-й Останкинский проезд бйл переименован в ул. Аргуновскуго. Фамилия Шереметевых тоже сохраняется в географических названиях Москвы и Подмосковья: ул. Шереметьевская (недалеко от ), известный аэродром Шереметьево.

Новая история Останкина начала бурно развиваться после 1959 г., когда на базе трех выставок (промышленной, сельскохозяйственной и строительной) была открыта постоянно действующая Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). В 1964 г: рядом с ВДНХ появилось мемориальное место, увековечивающее замечательное событие в жизни советского народа и всего человечества-- полет человека в космос. В небо взметнулся 100-метровый обелиск, на вершине Которого находится серебристая ракета. Здесь же гранитная фигура основоположника космонавтики - К. Э. Циолковского. От обелиска тянется аллея героев, первых летчиков-космонавтОв, которые осваивали космос. В аллее установлены их бронзовые бюсты, а также гранитный бюст выдающегося ученого и конструктора в области ракетостроения, именем которого названа одна т улиц в Останкине,- академики С. П. Королева. Здесь же, в Останкине, на берегу пруда, напротив знаменитого дворца находится и известная всему миру Останкинская телебашня.


Останкино – одно из самых знаменитых и мистических мест на карте Москвы. На этих землях с давних времен селились маги и колдуны. Известнейшим людям России здесь открывалась страшная тайна их смерти. Здесь спрятан магический перстень Мироздания, дающий власть над пространством и временем. В бесконечных коридорах Останкинского телецентра блуждает загадочный призрак старухи, предсказывающий беды, а на сознание людей здесь и в наши дни воздействуют темные силы…

Стройка на грешных костях

    В октябре 1960 года к пионервожатой одной из московских школ в районе нынешнего Останкино Наталье Захаровой прибежали взволнованные шестиклассники. Перебивая друг друга, они кричали, что неподалеку от школы вскрыта гробница. На стройке, которая пару месяцев назад началась на пустыре, ребята увидели страшную картину: рабочие вырыли огромный котлован, дно которого было усыпано человеческими костями. Пионервожатая побежала на стройплощадку, и то, что она там увидела, потрясло ее до глубины души: кости просто сгребали бульдозером и сбрасывали в глубокую яму.

    Именно так начиналась одна из самых грандиозных советских строек – возведение телекомплекса Останкино. Откуда там человеческие кости, дети тогда не могли знать. Не знали они и о том, что много лет назад люди старались обходить эти места стороной: даже само слово «Останкино», а точнее – «Останково», наводило на них мистический ужас.

    До XV века эта местность – далекая окраина Москвы. По мнению современных археологов, в древности тут было языческое капище, где совершались жертвоприношения. Да и теперь здесь находится огромное кладбище, на котором нет крестов, ведь сюда со всей округи свозят трупы тех, кто нарушил заповедь церкви – самоубийц, умерших «дурной» смертью. Для христиан самоубийство – страшный грех, ведь человек не имеет права сам лишать себя жизни. Церковь запрещает хоронить тех, кто наложил на себя руки, на обычных кладбищах рядом с храмами. Здесь, на огромной, забытой богом пустоши, трупы даже не закапывают – так, сбрасывают прямо в одну общую яму, и ужасающий запах разлагающихся трупов распространяется на всю округу. Народ окрестил эти страшные земли Останково.


    А сегодня на этом самом месте находится район Москвы, название которого стало символом телевидения – главного мага и чародея XX века. Однако экстрасенсы называют Останкино геопатогенной или аномальной зоной. Здесь слишком сильно раскачивается маятник, указывая на присутствие непонятной, но явно нехорошей силы. Отсюда – тревога, страх и даже мистический ужас у тех, кто по долгу службы или по делам вынужден находиться в районе телебашни.

    Останкино имеет дурную славу района, в котором чаще всего происходят самоубийства. С момента возведения первых останкинских высоток на улице Аргуновской, дом 12 и Цандера, дом 7, здесь свели счеты с жизнью десятки людей. Старшеклассница, страдающая от неразделенной любви. Онкологический больной преклонного возраста. Одинокая учительница начальных классов, потерявшая сына и мать. Воспитательница детского сада, взявшая в смертельный полет из окна своего ребенка и бросившаяся вслед за ней(!) соседка-свидетельница. Перспективный ученый. Юноша, ради рокового прыжка приехавший сюда аж с другого конца Москвы… Список «останкинских» самоубийц можно продолжать еще долго. Прохожие нередко наблюдают, как в окнах верхних этажей возникают человеческие фигуры, которые затем шагают вниз.

    Кто или что заставляет таких разных людей самовольно расставаться с жизнью? Само собой напрашивается вывод, что рост числа суицидов обусловлен влиянием электромагнитного излучения Останкинской телебашни. Но так ли это? Ведь известны случаи, когда самоубийцы приезжали из других районов Москвы, где были свои «высотки», однако, предпочитали, почему-то, останкинские. За века Останкинская земля пропиталась кровью и отчаянием. Нет, она не убивает, она лишь притягивает людей, склонных, расположенных к смерти, и они неосознанно поселяются здесь или приходят умирать. Кстати, недалеко от Останкино расположен Институт скорой помощи имени Склифосовского, а именно туда привозят самоубийц со всей Москвы – место зовет самоубийц даже после их смерти.

    20 августа 2007 года в телецентр Останкино пришла обычная с виду женщина. Примерно в 15.35 по местному времени она оказалась на проходной 17-го подъезда, достала зажигалку… Еще секунда – и ее одежда, пропитанная горючей смесью, превратилась бы в неугасимый факел, но, к счастью, доблестные московские милиционеры все же успели предотвратить трагедию. Впоследствии выяснилось, что приговорившая себя к самосожжению дама страдала психическим заболеванием.

    Вы скажете – просто какая-то ненормальная… Но тогда как объяснить, что многие сотрудники телецентра также подвержены суицидальному синдрому? По рассказам тележурналистов, относительно недавно одна миловидная девушка-редактор, накануне обсуждавшая с сотрудниками радужные планы на будущее, пришла на работу, а потом среди бела дня внезапно открыла окно, сняла туфли, аккуратно поставила их на подоконник и… сиганула вниз с 12-го этажа… И при этом – ни письма, ни предсмертной записки!


    Человек с расшатанным здоровьем, работая в Останкино, начинает чувствовать себя здесь еще хуже, острые заболевания, как правило, быстро переходят в хронические. Специалисты по аномальным явлениям считают, что землю, в которой покоятся останки самоубийц, нельзя тревожить: на ней всегда будет особенное, не поддающееся логическому объяснению действие мистических сил. Так, люди, проживающие в районе Останкино, часто жалуются, что в их квартирах порой раздаются какие-то странные звуки, проявляется полтергейст – самовольно перемещаются предметы, причем нередко с разрушительной силой.

    Здесь чаще, чем в других районах столицы, можно встретить приведения, принимающие самые фантастические обличья. С давних времен Останково считалось проклятым местом: со всей Москвы сюда стекались колдуны и чернокнижники, устраивая свои таинственные мистерии…

    И все же, может быть, в эпидемии самоубийств в Останкино повинна вовсе не мистика? Ученые утверждают, что повышенный радиофон, а также постоянное электромагнитное излучение дурно влияют на психику любого человека, вызывая расстройства у слабонервных людей. Плюс ко всему - магнитные бури, во время которых некоторые люди к подобному излучению особенно чувствительны.

    «Да, наиболее сильного, неожиданного эффекта воздействия на людей от Останкинского телецентра можно ожидать в периоды изменения геомагнитной обстановки, во время магнитных бурь, вспышек, выбросов, протуберанцев или пятен на Солнце», - подтвердил директор Института биофизики клетки РАН Евгений Фесенко. Прав ли он?

Козни ведьмы из Останково

    Сказывают, что в конце XIII века в Останково в мрачном доме на краю оврага поселилась колдунья и потомственная вещунья Агафья. Она водилась с нечистой силой, знала травы и заговоры, напускала на людей порчу, поэтому ее и изгнали из Москвы. Долгое время Агафья жила отшельницей, проклиная людей, пока не поняла, что в ее земном существовании больше нет смысла. Она приготовила себе сильное снотворное снадобье, выпила его и… больше не проснулась. Хоронить по христианскому обряду ее не решились, просто сбросили тело в овраг, рядом с которым она жила.

    Но душа ведьмы не нашла успокоения и стала мстить тем, кто причинял ей неприятности при жизни. С тех самых времен, поговаривают, бродит по Останково (а ныне Останкино) призрак злобной ведьмы Агафьи и мстит за всех, кого так «по-собачьи» похоронили на этой земле – без прощения и отпевания. Ее душа требует все новых жертв: никому встреча с призраком Агафьи не предвещала ничего, кроме смерти.

    Первый владелец Останкинских земель, богатый боярин Алексий Сатин, получил их в дар от самого Ивана Грозного в 1558 году. Боярин решил построить тут имение и уже собирался приступить к строительству, как однажды в лесу перед ним возникла сгорбленная старушка и потребовала, чтобы он не распахивал, не тревожил этой земли, ибо она будет проклята. Но боярин лишь посмеялся над ее словами: что за дело царскому вельможе до болтовни безумной старухи! А через пару дней он и вовсе забыл о ее словах и начал строительство большого терема. Откуда было знать Сатину, что повстречал он в тот день не полоумную бабку, а призрак колдуньи Агафьи.

    Не прошло и года, как в жизни Сатина началась сплошная черная полоса: по неизвестной причине жестокий владыка земель русских Иван Грозный разгневался на семью Сатиных и натравил на них своих беспощадных опричников. Посланцы государя долго кружили вокруг боярского имения, но не могли приблизиться к нему, словно какое-то колдовство мешало им выполнить царское поручение. Даже умелые наездники не могли в тот день справиться с лошадьми.

    Опричники даже не заметили, как потеряли дорогу к имению и заехали прямо в топь с невыносимым смрадом. Места, где хоронили самоубийц, в народе считались «обморочными» - дескать, черти голову морочат, с толку сбивают: можно сутками кружить вокруг да около, а туда, куда надо, так и не попадешь.

    Казалось бы, останковская земля дала Сатину шанс спастись, но не тут-то было: отряд опричников возглавлял особо башковитый иноземец по имени Орн – маг и чернокнижник, и его заклинания, наконец, вывели карателей на верный путь. Сатина они настигли в трех верстах от Останково и повесили на ближайшем дубу. А хозяйничать в его имении остался Орн – сущее воплощение дьявола…


    Говорят, сюда, в Останково, нередко наведывался сам Грозный, и они вместе с Орном устраивали тут страшные казни. По мнению некоторых историков, когда Грозный в конце своей жизни решил подсчитать, сколько люда погибло по его воле, их оказалось более 4 000… А так, как к процессу казни царь всегда подходил творчески, то нетрудно догадаться, каким мукам он предавал несчастных вдали от своей вотчины.

Дьявольская башня и перстень Мироздания

    С некоторых пор опричник Орн повадился искать в древних могилах деньги и сокровища, поскольку был просто помешан на богатстве и мечтал о фантастической власти над миром. Он мечтал построить «гору-башню», с высоты которой можно было бы видеть всю землю: оттуда решил он доносить людям свои мысли, чтобы повелевать ими… Что ж, почти полтысячи лет спустя его мечта исполнилась: Останкинская телебашня и в самом деле стоит на этой земле и «вещает» на всю землю русскую!

    Впрочем, старуха Агафья не забыла и про Орна, явившись ему, как прежде – Сатину, с угрозами. Орн также не внял ее предупреждениям, продолжая разрывать проклятую землю и тревожить прах покойников.

    И земля отомстила опричнику. По указу Ивана Грозного везли заморские купцы перстень заговоренный с таинственным знаком «мироздания». Перстень Орн забрал, купцов убил и вместе с сокровищами закопал их среди древних могил. Проведал о случившемся Грозный, послал за Орном стражу, но сумел иноземец спрятаться в Останкинских болотах.

    По легенде, магический перстень, украденный Орном, якобы давал человеку полную власть над пространством и временем, позволял переноситься куда угодно, но им мог пользоваться лишь человек с чистыми помыслами, которых у Орна и в помине не было. Стоило лишь опричнику примерить перстень мироздания, как раздался оглушительный удар грома, и… больше Орна никто не видел.

    Прошли столетия, забылась эпоха Ивана Грозного. Строительство башни-иглы высотой 540 м началось в 1960 году. Фантастическое сооружение, которым сегодня так гордятся москвичи, возводилось с огромной скоростью. И мало кто знает, что эту стройку сопровождало множество необъяснимых происшествий.


    Поначалу все шло как будто бы гладко. Главный конструктор телебашни, Николай Никитин, при строительстве применил революционные технологии: при глубине фундамента башни всего 4,5 м от падения ее удерживают стальные канаты. Впервые конструкторы отважились поднять сооружение на такую высоту, причем Никитин очень гордился своей идеей превратить опорные «ноги» башни в «когти», которыми она вцепится в упругий грунт.

    Сами строители впоследствии признавались, что столь сложного проекта они еще никогда не встречали: даже у 12-тиэтажных высоток фундамент был куда глубже, а тут… Поэтому, когда по техническим причинам строительство было ненадолго прервано, после его возобновления на объект вернулись далеко не все трудяги: кое-кто откровенно не верил, что башня не рухнет. А может, убоялись творившейся во время строительства чертовщины...

    Так, сложенные штабелями стройматериалы наутро оказывались перенесенными в другое место, одну из комнат в башне случайно(?) замуровали, а в закрытых и даже опечатанных помещениях вдруг происходили перестановки…

    Но это все – мелочи по-сравнению с ужасным несчастьем, которое произошло с рабочим Виталием Синепаловым. Он прямо на земле нашел странный блестящий предмет. Приняв его за старинную монету, он поднял его и увидел, что это перстень. И, разумеется, примерил, как и сотни лет назад злобный Орн. Только в этом случае после оглушительного громового раската несчастный строитель просто упал замертво, а перстень исчез, словно его и не было.

«Актеркины пруды» Шереметевых

    В XVII столетии район Останкино «оккупировало» небольшое немецкое кладбище, а в 1746 сюда, «до кучи», перевели с Божедомки морг и еще одно кладбище, куда привозили убитых и неопознанных людей. Спустя еще десять лет здесь открыли и обычное кладбище, названное по имени кладбищенской церкви Лазаря – Лазаревским. Получился один сплошной некрополь…

    В XVIII веке злосчастное имение в Останкино перешло к графу Шереметеву. При нем же и был построен знаменитый Останкинский дворец.


    Сложен он был из дерева, но отделан так, что казался каменным. На возведении дворца работали по 18 часов, ночью, в праздники. Для освещения дворца был приглашен митрополит Филарет, но в день приезда все дороги, ведущие в поместье, случайно оказались… перекопаны. Филарет был вынужден вернуться: место не пускало...

    В то время, как крестьяне нищали, помирали от туберкулеза и писали челобитные, за которые их пороли и гнали на каторгу, граф Николай Петрович создавал богатейший театр. По свидетельству историков, одних костюмов здесь было более пяти тысяч.

    Шереметевский театр посещали государи Павел 1 и Александр 1. Любовался Шереметевской коллекцией живописи и польский король Август Понятовский. Государю императору Павлу 1, Шереметев устроил пышный прием, но торжества были омрачены неожиданным появлением горбатой вещуньи. Как она появилась, как оказалась вблизи государя, никто не мог понять. Ее хотели прогнать, но царь заступился и пожелал остаться с ней наедине. О чем сообщила ему старуха, осталось тайной. Только после ее исчезновения попросил Павел проводить его к одному портрету из коллекции графа. Шереметев и сам толком не знал, откуда у него этот портрет.

    На портрете был изображен молодой человек, на мизинце его правой руки красовался перстень со знаком мироздания... Павел долго и с грустью разглядывал этот портрет, а потом сказал: “Теперь я знаю, когда буду убит”. По слухам, он искал картину после встречи с Агафьей: якобы старуха предрекла, что Павел будет править 4 года, 4 месяца и 4 дня, а умрет там же, где и родился. Так и вышло: в ночь на 12 марта 1801 года он был задушен в своем Михайловском дворце...

    К слову сказать, и внук императора Павла, Александр II, приезжал в Останкино в 1856 году. Историческая хроника гласит: «18 августа Государь Император с Государыней Императрицей и с августейшими детьми своими осчастливили село Останкино своим приездом. Они подъехали прямо к церкви, в которой слушали молебствия с провозглашением многолетия их величествам и всему царскому дому». На пороге Останкинского дворца оступился Александр, но устоял на ногах, словно кто-то подал ему руку. Оказалось, призрак той самой бабки-колдуньи.

    Прошамкала старуха: «Будешь ты, добрый Государь-батюшка, править 25 лет, а погубит тебя безбожник - злой враждебина…» На том и пропала. Вспомнил о предсказании вещуньи император лишь в феврале 1880 года, когда на него совершил покушение террорист Степан Халтурин. В марте 1881 года предсказание старухи исполнилось: бомба революционера-народовольца взорвала карету императора...

    …А в имении Шереметевых – свои заботы: сиятельный граф – большой театрал и меценат – обожал смотреть пьесы в своем театре. Но сверкающие огни рампы скрывали за собой немало трагедий. Талантливых артистов, певших и игравших лучше иностранных актеров, «учили» на конюшне. Если актриса терпела, рано или поздно она все равно заболевала чахоткой, а уж если становилось невмоготу... топилась. Вокруг Останкино было семь прудов, и два так и назывались – «пруды актерок»...



(Ныне на их месте стоят жилые дома - в том числе, на улице Цандера, 7, а также зловещий телецентр АСК-3, в котором по сей день творятся странные вещи).
    Своим актерам Шереметев любил давать псевдонимы по названиям драгоценных камней: Гранатова, Бирюзова, Алмазов... Но подлинной жемчужиной была Прасковья Ковалева, которой он дал псевдоним Жемчугова. С 16-ти лет она была ведущей актрисой театра Шереметева. Николай Петрович влюбился в актрису и дал ей вольную. В ноябре 1801 года они обвенчались.

    Однажды поздно вечером Прасковья зашла в картинную галерею. Галерея была погружена во мрак, горела лишь одна ночная люстра... Внезапно Прасковья услышала тихие шаги за спиной. Обернувшись, она увидела сгорбленную старуху и сразу поняла, что это Останкинская вещунья, легенды о которой она слышала с детства.

    Прасковья сильно испугалась. Потому что знала, что появление пророчицы не к добру. “ Сегодня ты получила две пьески, - заговорила старуха, - не берись сразу за две роли. И там и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене - быть третьей наяву”. Есть такое заклятье над актерами: нельзя играть сразу двух умерших. В это время Жемчугова репетировала в Петербурге две роли: Офелию и Клеопатру. Но зрителям так и не суждено было увидеть этих постановок. В феврале 1803 года, через несколько дней после рождения сына, Прасковья Жемчугова скончалась. После ее смерти наступил пик самоубийств в Останкинской труппе и постепенное и совершенно необъяснимое угасание рода Шереметевых...

    По завещанию Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, в Москве был построен странноприимный дом. Ныне это Институт скорой помощи имени Склифосовского, куда привозят самоубийц со всей Москвы. А расположен он в двадцати минутах пути от Останкино...

Телецентр АСК-3: Останкинские байки

    Создание аппаратно-студийного комплекса Останкино – отдельная история. АСК-3 строили очень быстро, готовились сдать к Олимпиаде-1980.
    Во время строительства произошла невероятная история. В центре стройки бульдозер продолжал разравнивать бывшее дно пруда, а вокруг уже начали возводить стены. Когда же закончились работы, бульдозер оказался в замкнутом кольце. Пока вызывали вертолет для его освобождения, он наполовину увяз в песке. Там его и замуровали.

    Ветераны Останкинского телевидения помнят немало историй о местных привидениях, в частности, о «свежих» выходках горбатой Агафьи. Не раз встречали ее в пустынных коридорах телецентра. Говорят, в роковой вечер убийства Влада Листьева видели горбунью в коридоре перед кабинетом Владислава. Что нашептала ему вещунья, о чем хотела предупредить?.. И почему через несколько минут после исчезновения призрака, Влад шутливо заявил своему гримеру: «Скоро твои услуги мне не понадобятся».

    Николай Никифорович - старожил телецентра, он много лет проработал в отделе режима и посему, как никто другой знает все закоулки этого «маленького города». Он уверен, что в телецентре, как в любом нормальном доме, есть домовой, и поэтому, уходя с работы, всякий раз оставляет ему рюмку водки.

    «Домовой свой мужик, чтобы не серчать он должен быть всегда немножко навеселе. А то он станет бузить, и тогда всем достанется. Он, понимаешь ли, здесь хозяин и за хозяйство свое отвечает. А неровен час – поналетит чужая нечисть, так наш то их к порядку и призовет. Конечно, бывает, и он недоглядит, вот в прошлом году у нас декорации загорелись, в коллекторе, одной, так и не вышедшей программы, прямо на глазах у рабочих. Хлопчики даже растерялись, огонь-то с места на место перескакивал, маленькими такими вспышками. Ну, ничего, кое-как потушили.

    А однажды, это было года три назад, я забыл оставить рюмочку, так наш-то чего учудил: разбросал по комнате всю документацию, а сверху еще и кофею налил. Ух как я его утром-то журил, но водочки на другой день все же налил. А про старуху, что вы спрашиваете, я тоже слыхал. Толкуют, что когда-то зарыли ее прямо живьем в этих краях, вот с тех пор и ходит, мается, ищет виноватых, а иных предостерегает. Мне-то лично не довелось ее встречать, я работаю только днем, режим – понимаете ли. Так вы с ребятками моими потолкуйте, они службу несут и днем и ночью, может что порасскажут».

    Возле двери 17-го подъезда, хорошо известного всем, кто любит приходить на съемки ток-шоу, томился от скуки симпатичный паренек. Словоохотливый охранник, назвавшийся Сережей, с удовольствием отозвался на наше предложение поболтать. «Да, и ночами стою. Здесь-то, вроде все тихо, народ круглые сутки ходит, то у них монтаж, то репортаж…И на центральном входе тоже спокойно. А вот здание напротив (справка: Ак. Королева,19. АСК-3) - стремное. Там все время какие-то звуки: то стоны, то хрюканье. Я сначала думал пацаны надо мной прикалываются. Ан – нет, звук как будто прямо над ухом, поворачиваюсь – никого.

    А по осени мы с ребятами демонстрацию привидений разгоняли… Вот прикол! Я дежурил в ночь с 3-го на 4-е октября. Вы видели там, возле входа, большой деревянный крест стоит, в память событий 93 года? Так вот, сижу я, музыку слушаю, вижу, за стеклом какие-то тени, а днем на этом месте митинг был. Ну, я решил, что не угомонились активисты-то. Крикнул ребят, мол, разогнать бы надо. Пашка фонарь в дверь выставил, а на улице никого, фонарь убрал, опять тени… ну не глюки же это.

    Жалко Пашка в отпуске, он бы вам свою любимую историю про «старуху» рассказал. Какую историю? Да, в октябре 91, за пару дней до штурма телецентра появилась старуха горбатая, да так и прется к нам в здание. Пашка ей: «Не положено, мамаша, пропуск нужен», а она повела носом и хрипло так: «Кровью тут пахнет», развернулась и исчезла. Пашка не пацан, но сдрейфил круто. Я-то ее тоже видел, правда издалека. Я когда на воротах дежурю (справка: ворота для въезда автомобилей, соединены техническим коридором со студийными блоками) с разными прибабахами сталкиваюсь. Как-то раз сижу, три часа ночи, взглянул в окошко: на пандусе черная легковушка стоит. Думаю, что за напасть, я же ее даже не слышал. Да потом, никаких заявок на въезд в это время нет. Я вышел из будки, открываю ворота… а там ничего.

    А еще как-то раз я почти всю смену гонялся за непонятным шариком, такой с виду лохматый, размером с небольшой арбуз, не головы, не ног не видно, катится себе по техническому коридору, нахально так катится, не спеша. Я к нему пытаюсь подойти, а он от меня, я за ним, он от меня, а потом подкатился к воротам и растекся такой вонючей лужицей…

    А еще мне сменщик рассказывал, Володька Сидоренко, однажды ночью, кажется это было в апреле, ну, да, вроде бы под Пасху, Володька сам из деревни, праздники эти все отмечает, в общем в 13-ой студии заиграла музыка, он туда, проверить. Подходит к воротам, заглядывает, а там… целая тусовка. В углу мужик поет под гитару, вокруг еще несколько человек. Вовка подумал, может съемка, но вокруг ни декораций, ни света, одна аварийная лампа горит. И вдруг свет от этой лампы падает на поющего…Ба-а, это же Тальков, мама родная. Вовка глазки распахнул пошире, а тусовка-то из одних покойничков, здесь тебе и Цой, и Петлюра, и Сорин… Вовка так и замер у входа, даже прятаться перестал, а один из этих, привидений, призраков, как их назвать, даже не знаю, разворачивается – Белоусов! – пол головы рукой снимает прямо вместе с шевелюрой и так, с улыбочкой: «Здрасьте!» Вовка прочь бежать, в свою каморку закрылся и до утра молитвы читал».

    Старожилы телецентра, в отличие от новичков, не пугаются «ночных гостей», ведь к привидениям и призракам здесь привыкли. В аппаратных и студиях постоянный фон электромагнитной информации, а в архиве хранятся записи не только живых, но и давно ушедших «звезд». Поэтому неудивительно, что мелькнет иногда силуэт того, кто давно умер, но так и не покинул этот мир. Вокруг древней Останкинской легенды о горбатой старухе, растут легенды уже наших дней. Говорят, старая вещунья облюбовала себе «тихую зону», так называют работники телецентра зону отчуждения над аппаратно-студийными блоками, где снимают всеми любимые ток-шоу: «Я сама», «Арина», «Моя семья», и т.д. В этих тихих, узких и низких коридорах проходят все коммуникации, здесь же чаще, чем в других местах появляются привидения. Новичкам рассказывают «страшные истории о том, как в тихой зоне пропадают люди».

    А еще в «тихой зоне» есть энергетические дыры. Однажды видео инженер ТВ-6 Переверзев Антон после многочасового монтажа вышел покурить и зашел в один из коридоров этой самой злоклятой «тихой зоны». То ли от усталости, то ли еще по какой причине, но перед глазами у Антона поплыло, он потерял сознание, а очнулся в Сокольниках. «Сумка, вещи и даже останкинский пропуск остались на работе, да еще и аппаратура не выключена и студия без присмотра. В общем, из-за этих аномалий сплошные неприятности». Знатоки утверждают, что он попал именно в такую энергетическую дыру. Известны и более невинные проделки «нечистой силы»: видео инженеры уже не удивляются, когда кассеты, аккуратно расставленные на полках, сами собой оказываются сваленными в угол, или, когда в чайнике вместо воды оказывается мелко порезанная бумага...

«Гарью здесь пахнет!»

    В 2000 году сухонькую сморщенную женщину в черном видели охранники, работавшие в Останкино. Она кружила вокруг телебашни, и люди слышали, как старуха что-то злобно прошипела и исчезла в темно-сизом тумане.
    Старая Агафья явилась теперь с предупреждением о пожаре, который якобы должен охватить проклятое сооружение. Тележурналист Тимофей Баженов рассказывал, что за несколько дней до трагедии горбунья помахала ему палкой и сказала: «Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет». А погибшая в огне во время пожара на телебашне, лифтерша за два дня до события видела сизый дым и неясный силуэт в нем. Силуэт был похож на скрюченную женскую фигуру, которая держала в руке деревянный крест.

    В воскресенье 27 августа того же года в 15.20 на Останкинской телебашне начался пожар: на высоте 300 метров прохожие замечают клубы густого дыма. Более суток самое высокое здание Москвы было охвачено огнем, один за другим отключались центральные телевизионные каналы. Столица лишилась телевещания. На первый взгляд там и гореть-то было нечему – бетон да металл, но уже к вечеру стало ясно: огонь так просто погасить не удастся. Интересно, что в очертаниях дыма над башней многие угадывали… силуэт сгорбленной старухи!


    По официальной версии, причиной возгорания телебашни стало значительное превышение нагрузки на электрокабель, но у экстрасенсов и астрологов свое мнение на этот счет: всему виной «неправильное» месторасположение Останкинской «иглы». Кстати, изначально в 1956 году Моссовет выделил для строительства телевизионной башни участок на юго-западе Москвы в районе «Черемушки». На участке были проведены изыскания, составлен строительный паспорт и даже сделаны планировочные работы. Но в марте 1959 года строительная площадка была почему-то перенесена в Останкино, на территорию Останкинского питомника. Поговаривают, будто проектировщики обратились к астрологам и после этого перенесли стройплощадку. Якобы, много лет тому назад была составлена астрологическая карта столицы, и, согласно ей, планета Сатурн очень плохо повлияет на предыдущее местоположение будущего телецентра, а вот в Останкино ему самое место…

    По мнению биоэнергетиков, телебашня в форме шпиля – отличная антенна для нейтрализации «останковского» некрополя – надо только немного потерпеть, и все наладится. Но сколько ж еще терпеть? Неизвестно…

(По материалам документального фильма «Городские легенды: Москва. Останкино» и статьям с сайта zapiski-rep.sitecity.ru)

………..

Для тех, кто хочет знать еще больше:

Перстень Мироздания

    Найти о нем пока не удалось почти ничего. По легенде, одним из хозяев останкинских земель до Шереметева был немец - опричник Орн. С ужасом говорили о нем местные жители. По ночам в его владении шли игры бесовские, песни пели, скирды жгли.

    А еще заметили люди, что разрывает Орн старые могилы, ищет там сокровища. И к нему явилась горбунья, погрозила клюкой и сказала: «Угомонись, проклято будет имя твое и весь род твой!» Не послушался иноземный опричник и совершил вскоре страшное преступление: украл магический перстень под носом у самого царя, а потом сгинул.

    Что же касается Знака на перстне, то тут тоже не все просто. Поскольку никто из ныне живущих перстня не видел, а каких-либо достоверных, более-менее "официальных" описаний его найти не удается, как говорится, возможны варианты.
    Какой народ использовал этот знак? Из контекста какой древней культуры он был извлечен?

    Вот, например, символ мироздания в чувашском орнаменте:

    На Востоке Мироздание воплощено в лотосе, "плавающем на поверхности изначальных вод" (Элиаде Мирча, "Йога: свобода и бессмертие"):

    По информации сайта simbols.ru:

    "На Западе роза по символическому значению занимает место восточного лотоса. Это безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви."

    Славянская руна Мир - тоже образ Мироздания:

    При этом руна Алатырь - руна центра Мироздания:
    А руна Опора – символизирует основание Мироздания.
    Может быть, на перстне был изображен один из них?

    В своей работе "Математика как единый источник мировых религий" Александр Волков роняет такое замечание: "Журнал "Наука и религия" описывает старинный перстень с изображением конуса, обвитого спиралью. Называется этот символ знаком Мироздания!"

    Скорее всего, имеется ввиду статья "Останкино" в номере 3 за 2000 год, следующие строки: "Что же может означать знак на перстне, который называли знаком Мироздания? Нарисовавший его автору очерка обладатель старинной информации, потомок крепостной актрисы, служившей в театре у графа Шереметева, смысла этих символов не знал. Если бы этот таинственный перстень «появился» в XVIII веке, его можно было бы истолковать в духе известной тогда эмблемы - змея, ползущая к вершине пирамиды..."


(Кстати, а сама форма телебашни вам ничего не напоминает?)

На вопрос Откуда произошло название "Останкино"? заданный автором Ўлия Шиян лучший ответ это в существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину) , Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.
Как же в действительности мог появиться этот топоним? Читатели книги знают, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д. , отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы) , известных и знаменитых в свое время.
В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня? » - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.
Личное имя Евстафий сейчас у русских и других восточных славян мало встречается, в прежние же эпохи его употребительность была достаточно широка. Как и большинство других личных имен, оно появилось на Руси вместе с христианством и пришло из Византии. Образовано же оно было от древнегреческого слова eustatos, обозначавшего «устойчивый, постоянный». Каноническая форма имени Евстафий была «переплавлена» живой устной русской речью более чем в полтора десятка разнообразных форм: Астап, Астаф, Астах, Асташ, Остан, Останя, Остап, Остафий, Осташ, Осташка, Стах, Стахей и др. В России в XVI- XVII веках преобладало такое написание форм имени, где начальной буквой была О. Таким образом, получается, что топонимы Осташков (город в Тверской области на оз. Селигер) , Астапово (железнодорожная станция и поселок в Липецкой области, ныне - Лев Толстой: здесь в 1910 году скончался великий писатель) , Остафьево (бывшая усадьба князей Вяземских близ Москвы, «Подмосковный Парнас») , Останкино (район столицы и дворцово-парковый ансамбль, бывшее подмосковное село) , а также некоторые другие - своеобразные языковые «родственники». Все они связаны с одним источником - личным именем Евстафий через те или иные его речевые формы.
Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково ® село Останкино.
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Откуда произошло название "Останкино"?