В подмосковных усадьбах расцветала отечественная. Подготовка к егэ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Формулировка задания Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском. ЯЗЫК -а, мн. -и, -ов, муж. род 1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль (в 3 знач.). Язык Пушкина. Язык писателей. 3. ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык тел. Язык жестов. Язык дорожных знаков. Язык программирования. Информационные языки (в системе обработки информации). 5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык цветов. Язык танца. 6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

3 слайд

Описание слайда:

Будет дано многозначное слово, предложены варианты его объяснения в словарной статье. Нужно будет понять, в каком из четырёх значений использовано слово в одном из предложений текста, данного в задании 1. Слова будут предложены самые различные: устаревшие и общеупотребительные, иноязычные и исконно русские. Внимание! Рекомендации: 1.Внимательно вдумайтесь в каждое значение многозначного слова. 2.Особенно тщательно разберитесь в примерах, данных по каждому значению слова. 3.Затем прочитайте указанное предложение из текста в задании №1,причём обязательно в контексте - это 1-2 предложения до и после предложения. 4.Соотнесите смысл предложения в задании со смыслом предложений, которые даны в примерах. Подумайте, какое значение слова наиболее подходит для правильного ответа.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском. ЯЗЫК -а, мн. -и, -ов, муж. род 1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль (в 3 знач.). Язык Пушкина. Язык писателей. 3. ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык тел. Язык жестов. Язык дорожных знаков. Язык программирования. Информационные языки (в системе обработки информации). 5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык цветов. Язык танца. 6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

6 слайд

Описание слайда:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (4)… серьёзного развития в России аудиторское дело не получило, хотя в разные годы предпринимались попытки создания системы образования аудиторов и сдачи ими специальных экзаменов. ДЕЛО -а, мн. дела, дел, делам, ср. род 1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. 2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к кому-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи. Дело совести (перен.: как подсказывает совесть). 3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу. Ходить по делам. 4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу). Вот это д.! (разумно, дельно). 5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д. Хорошо знать свое д. 6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе свое д. 7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Дело было осенью. Это д. прошлое. Как дела? (каково положение?). Бот какие дела! Дело плохо. Ну и дела! иди Дела! (выражение оценки, удивления по поводу какого-н. события). 8. То же, что поступок. Сделать доброе д. 9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н. Слушается д. 10. Собрание документов, относящихся к ка-кому-н. факту или лицу. Личное д. Папка для дел. Завести д. на кого-н. 11. То же, что сражение (в 1 знач.) (устар.). Храбр в деле. Участвовал в делах и походах.

7 слайд

Описание слайда:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (4)Воздушные ванны воздействуют на тело температурным (холодовым), механическим (массирующим) и химическим способом. ТЕЛО -а, мн. тела, тел, телам, ср. род 1. Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твердые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т. 2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). Спасть с тела (похудеть; прост.). 3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище, массаж тела. 4. Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Тело поршня. Тело плотины (ее основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница).

8 слайд

Описание слайда:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. (4)Поэтому для изучения свойств магнитного поля целесообразно изучить его действие на проводник с током. ПОЛЕ -я, мл. -я, -ей, ср. род 1. Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю и по полю. На поле и на поле. Ледовое п. (перен.: сплошное пространство льда). 2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли. Ржаное п. 3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-н. Футбольное, хоккейное п. Летное п. 4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец.). Геологи летом в п. 5. Пространство, в пределах к-рого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Силовое п. 6. перен., чего или для чего. Область деятельности, поприще. Обширное п. деятельности. 7. Основной цвет, фон под узором. Желтые цветы по голубому полю. 8. обычно мн. Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи. Широкие, узкие поля. Заметки на полях. 9. обычно мн. Край шляпы, отходящий в сторону или вниз от тульи. Жесткие, мягкие поля. Шляпа с загнутыми полями.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

1.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 1. Однако 2. По-видимому, 3. Поэтому 4. Разумеется 5. Как правило (1)Для всех коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность воды. (2)Это основное условие их жизни. (3) _____ вблизи устьев рек, а также в местах, где вода загрязнена промышленными отходами, кораллы никогда не селятся и не строят свои замки.

12 слайд

Описание слайда:

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 1. Поскольку 2. Например, 3. Однако 4. Поэтому 5. Несмотря на это (1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

13 слайд

Описание слайда:

3Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 1. Однако 2. Именно тогда 3. Хотя 4. Разумеется, 5. Следовательно, (1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2)Но настоящим открывателем Саргассова моря был всё-таки Христофор Колумб - во время первого путешествия через Атлантику корабли отважного генуэзца оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться. (3) ______ моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, а заодно и морю.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгАлтеров прозорлИва закупОрить слИвовый крАлась

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Он малообразованный человек, в общем - полный НЕВЕЖДА.

2. Наша соседка очень ДОВЕРЧИВА и легко поддаётся обману.

3. НЕСТЕРПИМЫЙ холод заставляет всех сидеть дома.

4. Его НЕОГЛЯДНАЯ храбрость в бою вызывало уважение и восхищение однополчан.

5. БОЛОТНАЯ растительность не богата.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙ осторожно опытные БУХГАЛТЕРЫ

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ домами по ОБОИМ сторонам салат из ПОМИДОРОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерти поэта» говорится о трагической гибели на дуэли А.С. Пушкина.

2) Ф.М. Достоевский считал возможным счастье не только «в наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа» и восхищается поступком Татьяны, не построившей своего личного счастья на несчастье другого.

3) Те, кто изучают английский язык, могут читать произведения Диккенса в оригинале.

4) По истечению срока действия банковской карты, её необходимо заменить на новую.

5) Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», Н.В. Гоголь показывает, что насколько общество чёрство к проблемам и нуждам маленького человека.

6) По словам К.И. Чуковского, главная задача детских писателей состоит в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребёнке человечность».

7) Создавая произведение, писателем выражается в нём своё отношение к жизни и к людям.

8) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

9) Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические умения.

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите

это слово, вставив пропущенную букву. экстр...мальный пок...яние оп...здание попл...вок д...лина

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

ин...екция, под...ячий вз...мать, роз...ск пр...подал (урок), пр...поднёс

и...подлобья, и...гиб р...списка, под...шёл

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

француж...нка транспортаб...льный атлетич...ский незатейл...вый гуттаперч...вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

дел..тся чист...ший трат...т мел...щий ненавид...т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

1. (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

2. Этому талантливому артисту (НЕ)СРАЗУ удалось добиться признания публики.

3. Пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками солнце освещает город удивительно ярким светом.

4. Мимо Пелагеи (НЕ)СПЕША прошёл мастер столярного цеха.

5. (НЕ)СМОТРЯ на колоссальную загруженность, он всё-таки нашёл время встретиться с нами

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Он всегда появлялся внезапно и ТАК(ЖЕ), как его брат, внезапно исчезал, ЧТО(БЫ) через год появиться снова.

2. Имейте (В)ВИДУ, что одно и ТО(ЖЕ) событие по-разному воспринимается разными людьми.

3. (И)ТАК, (В)ТЕЧЕНИЕ месяца вы должны будете ежедневно принимать эти таблетки.

4. Солнце уже светило (С)БОКУ, и дорога, укатанная после дождя телегами, уходила (В)ДАЛЬ, зыбкую, подёрнутую туманом.

5. (В)СЛЕДСТВИЕ инцидента никто не пострадал, но садовый дом сгорел (ДО)ТЛА

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и нечая(3)о выронила золочё(4)ую пудре(5)ицу из рук.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить

ОДНУ запятую.

1. Чёрная туча надвинулась совсем низко и вскоре повеяло прохладой.

2. По вечерам в парке играли в шахматы пенсионеры да молодёжь собиралась потанцевать.

3. Листья медленно кружатся в воздухе и летят и падают на землю.

4. Он не слышал самого себя и потому то едва слышно бормотал слова молитв то выкрикивал их во весь голос.

5. И день и ночь они трудились над новым проектом.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Рассказы Чехова (1) кажется (2) не имеют ни начала, ни конца: они - сплошная середина, вроде той черепахи, когда она спрячет хвост и голову. Однако (3) в них, если приглядеться, и хвост, и голова (4) несомненно (5) имеются, хоть и (6) порой (7) они втянуты внутрь.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Каждый вечер (1) по тенистой алле сада (2) в глубине (3) которой темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюблённые пары.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно он представил себя на её месте (5) и (6) словно всё услышанное происходило с ним.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поскольку

4. Поэтому

5. Несмотря на это

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИшься

ходАтайствовать

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЛЯЖЬТЕ на пол

2. ДВУМЯСТАМИ рублями

3. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО

4. пяти ГЕКТАРОВ

5. немного ПОМИДОРОВ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб...риха

д...фференцировать

ут...пический

ун...кальный

пр...тендовать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

10

уклонч...вый

присва...вать

продл...вать

подмиг...вать

изменч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увид...вший

замет...шь

завис...мый

догон...шь

услыш...шь

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ОСЕННЕМУ скупо, ЕЛЕ(ЕЛЕ) дымятся поля, пригретые первыми лучами восходящего солнца.

2. (ПО)ОДАЛЬ темнел КАКИМ(ТО) синеватым цветом сосновый бор.

3. На левом берегу берёзы растут просторно и весело, словно расставленные для КАКОЙ(ТО) игры по нескольку (В)МЕСТЕ.

4. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.

5. Время ТО(ЖЕ), что деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его (В)ДОВОЛЬ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком: люки её были выкраше(3)ы масляной краской; матросы отчая(4)о суетились.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

2. Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.

3. Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.

4. В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.

5. Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.

16

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих(1) как известно(2) существует ровно пять?

А может(З) это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Братья были похожи, как две капли воды, но расталкивались друг от друга как одноименные заряды.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ОТ ОГНЯ К ОГНЮ

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу - просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(З)День выдался неласковым. (4)Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6)Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость - словом, ненастье. (7)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.

(8)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное - словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(10)В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11)И серёжки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом.

(13)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день.

(14)Согрел и меня.

(15)Прошло много лет. (16)Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.

(17)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них - неезженая дорога, - всё это зябко и сиро. (18)А рядом - малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(20)Всё это было давно. (21)Но так хорошо помнится! (22)А теперь ещё и картина висит, тоже светит.

(23)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24)Он, видно, запомнил. (25)Через столько лет, но написал картину. (26)Значит, и ему легло на душу. (27)Хотя что тут особенного?

(28)Просто пасмурный день и золотистая верба. (29)Но помнит сердце...

(З0)Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31)У каждого - своё.

(32)Память детства, один из обычных дней. (ЗЗ)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка.

(34)Тёплые руки, доброе лицо. (35)Волна любви. (З6)Она проходит, но остаётся.

(37)А вот - малое дитя в колыбели. (38)Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39)Тянет руки к тебе, а глаза - такие счастливые... (40)Когда это было, господи... (41)Как давно.