Сочинение на тему: человек и природа в лирике с. а. есенина. Сочинение на тему природа в лирике сергея есенина Взаимоотношения человека и природы у есенина

Цель уроков: углубление знаний о есенинской поэзии, постижение есенинской концепции мира.

Аспекты цели:

1. Образовательный аспект цели: показать единство человека и природы в лирике Есенина.

2. Развивающий аспект цели: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать творческое воображение, ассоциативное и критическое мышление.

3. Воспитательный аспект цели: воспитывать гуманное отношение к природе, пробудить переживания, связанные с восприятием поэзии Есенина, музыки на стихи Есенина.

Домашнее задание предыдущего урока: 1 группа - прочитать стихотворения с описанием пейзажа, найти приемы пейзажной лирики; 2 группа - прочитать стихотворения о животных, раскрыть особенности изображения «живой» природы.

Методы:

Индуктивный метод при языковом исследовании;

Сравнительный анализ поэтического текста;

Аналитическая беседа.

Технологии:

Педагогика сотрудничества;

Элементы технологии критического мышления.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование :

1. Мультимедийная презентация к уроку, выполненная учителем.

2. Тексты стихотворений Сергея Есенина.

3. Музыкальное приложение: романсы «Отговорила роща золотая…» и «Какая ночь! Я не могу…» в исполнении группы «Золотое кольцо» и Н. Сличенко.

4. Аудиоприложение: Василий Качалов читает «Песнь о собаке».

5. Раздаточный материал для индивидуальной работы: таблицы 1, 2, опорная схема.


6. На правой стороне доски – репродукции картин русских художников о временах года Ф. Васильева, И. Левитана, А. Саврасова и др.

7. На левой стороне доски написаны слова: 1) концепция, синквейн; 2) зеленя, закут, бластился, топь, желна.

Эпиграфы :

«И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

«Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег».

С. Есенин.

Ход урока

1. Приветствие.

У ч и т е л ь.

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в одиночестве!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с друзьями!

Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с природой!

Здравствуйте, те, кто любит поэзию Сергея Есенина!

Слайд 2

Его поэзия есть как бы разбрасывание пригоршнями сокровищ его души.

У ч и т е л ь. Так сказал о. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

2. Стадия вызова.

У ч и т е л ь. Ребята, давайте вспомним по опорным схемам, что мы знаем о Сергее Есенине. Демонстрация слайдов 3,4.

Детство Сергея Есенина – село Константиново.

Образование – школа, университет.

Литературное направление – ?

Путешествия – ?

Есенин и его женщины – «Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну».

Эволюция мировоззрения. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина – «Все равно остался я поэтом…»

Философская лирика – «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...»

Смерть. Версии о смерти Есенина

Ответы учащихся.

Учитель. Сегодня на каждый из вас откроет для себя еще одну страничку в творчестве Сергея Есенина. А теперь давайте перенесемся на родину Есенина, в село Константиново.

Демонстрация слайдов «Село Константиново и его окрестности» на фоне романса «Отговорила роща золотая» (муз. В. Липатова, исп. «Золотое кольцо»)

Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

«Отрывок из воспоминаний сестры С. Есенина: «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село…Раздольны, красивы наши луга. Вдали, в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен…»

У ч и т е л ь. С детства Сергея Есенина окружала такая природа. Воспитанный в крестьянской семье, он не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью природы, старшим братом разумного зверья. Например, своему знакомому художнику он говорил:

– У тебя, Ильюша, прямо собачья любовь к природе!

– Почему «собачья? – удивлялся художник.

– Да как тебе сказать... Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные… И еще растения… Ты тоже, по-моему, не человек, а большая, умная, добрая собака… И если тебя ласково погладить, ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами…».

У ч и т е л ь. А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Репродукции картин русских художников (учитель обращает взгляд на левую сторону доски) тоже затрагивают эту тему (Ответы учащихся).

Слайд 13

Тема урока: «Человек и природа в лирике Сергея Есенина».


У ч и т е л ь. Таким образом, мы можем сформулировать цели урока. (Учащиеся формулируют цели урока, учитель обобщает ответы и озвучивает цели).

Слайд 14

Цели урока:

· показать, как изображает Есенин природу;

· обратить внимание на приемы изображения природы;

· узнать о есенинской концепции мира.

Словарная работа. Обращение к значению слова «концепция» (на правой стороне доски). Концепция(от лат. сoceptio – понимание, система) определенный способ понимания, трактовка какого-то явления, предмета, основная точка зрения на предмет, руководящая идея.

У ч и т е л ь. А сейчас мы послушаем некоторые из стихотворений Есенина о природе, заданных для домашнего ознакомления.

(Звучит чтение наизусть стихотворений : «Пороша», «Береза», «Лисица», «Корова». Аудиозапись: Василий Качалов читает «Песнь о собаке»).

Словарная работа: учитель помогает определить лексические значения слов, записанных на правой стороне доски и прозвучавших в стихотворениях (зеленя – листва, зелень; закут – хлев для мелкого скота; бластился – мерещился; топь – болото; желна – черный дятел с красным теменем)

3. Стадия осмысления.

Работа в парах.

У ч и т е л ь. Я предлагаю вам составить вопросы, которые можно задать после прослушивания стихотворений о природе.

Слайд 15

Таблица 1

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

К кому …?

Объясните, почему…?

Как относится к …?

Почему сравнивает с …?

Как рисует…?

Какие чувства вызывает…?

Звучит тихая аудиозапись : романс «Клен ты мой опавший» на стихи Сергея Есенина (исполняет Николай Сличенко).

Парная работа. Учащиеся записывают вопросы в таблицу.

У ч и т е л ь. Послушаем ваши вопросы (опрос 2-3 учащихся).

У ч и т е л ь. Я тоже хочу задать «толстый» вопрос, на который вы должны ответить с помощью цитат из стихотворений. Какими художественными средствами чаще всего пользуется Есенин, изображая природу? (ответы учащихся: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения).

4. «Чтение с пометками».

У ч и т е л ь. Теперь мы можем выделить приемы изображения так называемой «неживой» и «живой» природы. Первая группа расскажет об особенностях есенинского пейзажа, а вторая – об особенностях изображения животных в стихотворениях Есенина. Во время анализа мы заполним эту опорную схему.

Слайд 16

Групповая работа. В результате анализа и обсуждения учащиеся первой группы с частичной помощью учителя выделяют следующие приемы пейзажной лирики:

· чередование различных состояний природы («Синь то дремлет, то вздыхает»);

· уподобление растительного мира животному («Кленёночек маленький матке Зеленое вымя сосет»);

· очеловечивание природы («Словно белою косынкой подвязалася сосна»);

· диалог человека с природой («О тонкая березка, Что загляделась в пруд?»).

Затем учащиеся второй группы анализируют стихотворения о животных и выделяют особенности изображения «живой» природы:

· очеловечивание животных («Спит медведиха. И чудится ей: Колет охотник острогой детей»);

· уподобление явлений природы животному миру («Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый осленок», «Осень – рыжая кобыла – чешет гриву»);

· страдания животных на трагедийно уровне («Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег» – «Песнь о собаке»);

· образная передача состояния животного («Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах – как прелая морковь» - «Лисица»);

· противопоставление беззащитности животного человеческой жестокости («Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях» – «Корова»).

Заполнение опорной схемы в листах для индивидуальной работы: «Природа и человек в лирике Есенина» – пейзажная лирика – мир животных – приемы – цитаты. Слайд 16.

5. Стадия рефлексии.

У ч и т е л ь. Подведем итог групповой работе. Какой вывод можно сделать? В чем заключается концепция Есенинского мира?

Ответы учащихся.

У ч и т е л ь (обобщая ответы учащихся, обращаясь к эпиграфам). Да, действительно, для Есенина Природа – живая душа, сотворенная по образу и подобию души человеческой. У нее глаза –словно «золотые звезды». Она мучается и радуется, страдает и торжествует, живет и умирает. И она кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Человек в его поэзии – часть природы. Есенинская концепция мира и заключается в единстве Природы и Человека. Человека, ответственного за все живое на земле. Как «старший брат», который «зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

У ч и т е л ь. Удалось ли нам сегодня решить поставленные цели?

– Что нового вы открыли для себя на уроке?

– Удалось ли поэту спустя 100 лет после написания стихов затронуть наши души, заставить сопереживать коровам, собакам?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценку в кавычках в правом верхнем углу листа.

– Кто работал на «5»?

Творческое задание.

Индивидуальная работа.

У ч и т е л ь. А сейчас мы с вами напишем синквейн, или пятистишие, по теме нашего урока. Алгоритм написания вам напомнит этот слайд.

Слайд 17

Алгоритм написания синквейна

· 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.

· 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова.

· 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова.

· 4-я строка (суждение из 4-х слов по теме первого слова, мысль, цитата).

· 5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Индивидуальная работа учащихся.

Озвучивание работ школьников.

Синквейн учителя:

Слайд 18

Божественная, беззащитная.

Вздыхает, страдает, плачет.

Живой мир, подобный человеческому.

6. Домашнее задание. Слайд 19.

1. Подобрать стихотворения на тему «Философская лирика Есенина».

2. Заполнить таблицу по творчеству Сергея Есенина «Знал, знаю, хочу узнать»

Таблица 2

ХОЧУ УЗНАТЬ

7. Заключительное слово учителя.

В самом звучании фамилии Есенин есть что-то лесное, природное, весеннее. В то время были популярны в среде поэтов псевдонимы, а ему они не понадобились. Есенин настолько родной, свой, что нам кажется, мы все о нем знаем. И все же за свою короткую жизнь он оставил такое литературное наследие, которое содержит, оказывается, еще множество загадок.

Есенин народный, национальный поэт, не только потому, что родился, как и мы с вами, в российской деревне, не только потому, что писал о Родине и о родной природе, но и потому, что каждый человек хоть однажды пережил те чувства, что и Есенин. Это и сострадание, и жалость, и разочарование, и любовь, и сомнения, и надежды на счастливое будущее.

Я желаю вам всем, чтобы ваши надежды и мечты о счастливом будущем сбылись. Спасибо за сотрудничество!

Литература и ресурсы сети Интернет:

1. «Мне в душу грусть вошла…» Стихотворение «Песнь о собаке». VII класс // Литература в школе. – 2004. – №2. – С.35-37.

2. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 298 с.

3. Прокушев Есенин. Поэт. Человек: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1973. – 238 с.

4. Русская литература XXвека. 11 кл. Поурочные разработки. Метод. рекомендации для учителя / , и др.; Под ред. . – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.

5. Шнипова схемы-конспекты как творческие проекты: Методическое пособие / ИПКиПРО. – Курган, 2003. – С.22-23.

6. Эвентов Есенин: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

8. http://www. *****/photos/medium_...-

9. http://wiki. kspu. *****/index. php

Великий русский поэт Сергей Есенин -- "певец страны березового ситца", "певец любви, грусти, скорби", он же "московский озорной гуляка" и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как «Человек и вселенная», «Человек и природа». В стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого. Читая «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», нельзя не вспомнить о «клененочке маленьком» из первых стихов. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

В этой березке, возникшей под самый конец жизни, отчетливо читается и та береза, которая появилась в его первом опубликованном стихотворении («Белая береза под моим окном…»), и многие другие обращения к этому образу.

Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. "Человек -- это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни". В «Анне Снегиной» - самом крупном произведении последних лет жизни он писал:

Как прекрасна

И на ней человек.

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы.

Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных "братьев наших меньших". В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в "Песне о Собаке" автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над "хатой" показался ей "одним из ее щенков", она умирает от тоски:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

В стихотворении "Лисица" Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах -- как прелая морковь.

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении "Собаке Качалова" автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой.

В стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите?.." ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:

Я хочу быть тихим и строгим.

Я молчанью у звезд учусь.

Хорошо ивняком на дороге

Сторожить задремавшую Русь.

Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении "Серебристая дорога":

Дай ты мне зарю на дровни.

Ветку вербы на узду.

Может быть, к вратам господним

Сам себя я приведу.

У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать!

Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов -- образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх -- небо, низ -- подземное царство, середина -- земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:

Я хотел бы стоять, как дерево,

При дороге на одной ноге.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

("Ветры, ветры ")

Ах, увял головы моей куст.

("Хулиган")

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

("По-осеннему кычет сова ")

Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное.

Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь природу.

Тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

"Певец и глашатай деревянной Руси" — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его "малиновая Русь". Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, "родившееся с песнями в травном одеяле", считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц "с алым соком ягоды на коже", "со снопом волос овсяных". Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений ("зацелую допьяна, изомну, как цвет"). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией ("наша жизнь — простыня да кровать"). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал "Персидские мотивы", где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи "палаты — межы зыбистых полей". Он осознает быстрое увяданье жизни ("все пройдет, как с белых яблонь дым"), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема "Бог, природа, человек в поэзии Есенина".

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы ("схимник-ветер... целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу", "дня закатного жертва искупила весь грех").

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, "град Инонию, где живет божество живых". Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя "смиренным иноком", молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни ("каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь покинет дом"). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу "молодость — зрелость" ("Отговорила роща золотая..."). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого ("я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть"). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде "Бог — природа — человек". В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем ("я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья"). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина "Береза"

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих "Береза". Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина "Береза" очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть "по гречневым просторам", а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем "все так же будет жить, плясать и плакать у забора". Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: "Грустная песня, ты - русская боль".

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами ("вечер черные брови насопил", "по пруду лебедем красным плавает тихо закат", "галочья стая на крыше служит вечерню звезде").

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта "деревянной Руси" его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики "Бог — природа — человек" в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: "Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек..."

Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травяном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных. Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто. Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

А ты, любимый,
Верный нечий пес?

С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать.

Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.