Маяковский нате художественные средства. Анализ стихотворения В.Маяковского Нате. «Нате!», анализ стихотворения Маяковского

Стихотворение «Нате» написано Владимиром Маяковским в 1913 году.

В годы, предшествующие революции в России, все острие сатиры Маяковского было обращено против «жирных» и «бесчувственных» к словам поэта людей. Поэт начинал прокладывать творческую колею именно с таких стихотворений как «Нате», где воспевалось ощущение собственной отдаленности от мира с царящими в нем пошлыми мыслишками и нравами.

В «Нате» представлен мир жирующих обывателей, что смотрят «устрицей из раковин вещей». Маяковский с присущим ему сарказмом говорит об одержимости людей материальными вещами, об их бездуховности, недалекости и пошлости.

Тема стихотворения: «бесчувственная» толпа, не слышащая высокого призыва поэзии.

«…А я вам открыл столько стихов шкатулок…»

Идея стихотворения: Маяковский стремится призвать людей оторваться от своей повседневности, выбраться из рутины каждодневный суеты, он бросает толпе вызов и взывает ее остановиться, оглянуться и призадуматься, только «толпа» по-прежнему не слышит его, а он продолжает с горечью на сердце издеваться.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Маяковский издевается над мещанами, которые не понимают всей возвышенности духовных ценностей, оказавшись слишком зажатыми рамками материальных благ и бытовых нужд.

Поэт враждебно настроен к толпе, и хочет разбудить вулкан негодования и гнева, ему нужен скандал, поскольку лишь через сильные, бурные, воинствующие эмоции возможно заставить человека взглянуть на вещи как-то иначе, увидеть в жизни новые грани и оттенки, вытащить наружу свои иные качества. Ведь Маяковский на самом деле верит в человека и верит в себя, что ему удастся разбудить в человеке Человека с большой буквы.

И как бы он не издевался над толпой, поэт ощущает себя одиноким в этом враждебном мире, который он сам же и создал вокруг себя, и теперь стремится переделать: заставить «не слышащих» слышать, не видящих видеть, не чувствующих наконец-то чувствовать и ощущать эту жизнь … Его восприятие жизни, проявление агрессии по отношению к людям – это способ выживания, защита и нападение.

В стихотворении В. Маяковский использует такие художественные изобразительные средства, как

сарказм: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «устрицы из раковин вещей»,

и эпитеты: «толпа озвереет, будет тереться».

Стихотворение «Нате» - это стихотворение, в котором Маяковский отразил свои футуристические наклонности, свое неприятие тогдашнего мира, и тех, кто чувствует себя в нем хозяевами.

Лирика Владимира Маяковского, одного из самых самобытных и талантливых поэтов 20 века, четко делится на два периода. Его произведения, написанные до революции 1917 года, отличаются огромной энергетикой, мощью и силой лирического героя. Но, в то же время, стихотворения этого периода наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание героя Маяковского переустроить весь мир, всю Вселенную.
Стихотворение Маяковского «Нате!» (1913) – одно из самых ярких и характерных произведений раннего творчества поэта. Само название настраивает нас на эпатажный лад. Просторечное и грубое «Нате!», который герой бросает бездушной и пошлой публике, объясняет его отношение к ней. Герой, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на их понимание, а тем более достойную оценку творчества.
Стихотворение «Нате!» имеет элементы конкретного сюжета. Лирический герой в каком-то заведении, может быть, в ресторане, читает жующей публике свои стихи. Он говорит с этими людьми с самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир». Эпитет «бесценных» подчеркивает значимость этих слов для лирического героя.
Почему он называет себя «мотом и транжиром?» Мне кажется, с одной стороны, потому, что герой осознает всю тщетность своих усилий раскрыться перед вечно жующими «жирными» мужчинами и женщинами. А с другой – эти определения указывают на силу и мощную энергию героя, который, не жалея себя, будет и дальше пытаться что-то сделать, изменить своим творчеством мир.
Но что же публика? Ей все равно:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Яркое сравнение «смотрите устрицей из раковин вещей» помогает нам понять это.
В третьем четверостишии границы стихотворения начинают расширяться. Теперь герой оказывается один на один со всем враждебным ему миром, с толпой. Очень сильна и ярка метафора, которая характеризует эти отношения:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Калоши здесь являются очень точной деталью, характеризующей «сытую и пошлую публику». Для героя она «грязна», грязна прежде всего душой, потому что глуха ко всему прекрасному.
Далее картина разворачивается, усиливая свое воздействие. Эти люди в калошах превращаются в толпу, которая мощной стеной встает против лирического героя, не желая понимать и принимать его. Сравнение «ощетинит ножки стоглавая вошь» носит оценочный характер. В нем заключено отношение лирического героя в толпе, которая вызывает лишь омерзение.
Но лирический герой считает себя свободным от мнения этой толпы. С радостью и смехом он констатирует, что может в любой момент просто плюнуть в лицо всей этой публике. Что это значит? Мне кажется, Маяковский имеет в виду, что он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой может позволить себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.
Завершается стихотворение повторением строки из первой строфы стихотворения. В ней герой еще раз повторяет, что он «бесценных слов транжир и мот». Таким образом, композицию «Нате!» можно считать кольцевой. Несмотря на все одиночество лирического героя, стихотворение это позитивно. Оно подчеркивает силу, свободу, яркость поэта, который будет «делать свое дело», несмотря ни на что.
Это произведение затрагивает традиционную для русской поэзии тему поэта и толпы, взаимоотношения поэта с народом. Решается эта тема в основном также классически, несмотря на все новаторство художественных средств. Поэт не понят толпой, отвергнут и осмеян ею. Но, в то же время, поэт взаимодействует с этой толпой, он противостоит ей, насмехается и эпатирует.

Анализ стихотворения Нате Маяковского по плану

1. История создания . Стихотворение "Нате" (1913 г.) представляет собой открытый вызов В. Маяковского собравшейся публике. В начале своей литературной карьеры поэту часто приходилось выступать в ресторанах, кабаре, кафе.

Маяковский откровенно презирал сытых и довольных обывателей. Но выступления приносили доход и известность. Знаменитый футурист отличался своим эпатажным и дерзким поведением.

"Нате!" - яркий пример, написанный поэтом специально для выступления на открытии кабаре "Розовый фонарь". После прочтения стихотворения атмосфера настолько накалилась, что пришлось вызвать полицию.

2. Жанр произведения . В классическом понимании "Нате!" - лирическое стихотворение. Но творчество Маяковского настолько оригинально, что уместнее называть произведение вызовом, обличением, "плевком" в сторону "хорошего общества".

3. Основная тема стихотворения - противопоставление поэта и толпы. Эту тему начал разрабатывать в русской поэзии еще А. С. Пушкин. Но в творчестве Маяковского она приобретает совершенно иное звучание. Начало XX века ознаменовалось существенными изменениями в культурной жизни всего мира. Свергались общепризнанные авторитеты, возникали новые стили и направления.

В России одним из самых радикальных направлений в литературе стал футуризм, полностью отвергающий "старое" искусство. Главная отличительная особенность стихотворения "Нате!" - использование грубой, неприличной лексики. Маяковский сознательно идет на конфликт, вызывая гнев толпы. Он стремится вызвать смятение и ужас в публике.

С первой строфы автор резко отделяет себя ("бесценных слов мот и транжир") от собравшегося "обрюзгшего жира". Маяковскому противно раскрывать свой талант перед людьми, которые пресыщены едой и развлечениями. В то время в России немногие могли себе позволить посещать рестораны и кабаре. В них собиралась по преимуществу темная публика, зарабатывающая деньги нечистым путем.

Маяковский ненавидел мещанский образ жизни. Его обвинения направлены против обжорства ("в усах капуста"), искусственной красоты ("белила густо") и бездумного автоматического стяжательства ("смотрите... из раковин вещей"). Третья строфа еще более оскорбительна: "бабочке поэтиного сердца" противопоставляется"стоглавая вошь" толпы. Можно только догадываться о реакции публики на эти строки. В финальной строфе Маяковский заявляет о своей творческой свободе и независимости. Называя себя "грубым гунном", он утверждает, что может прервать свое выступление в любой момент. Его творчество не является товаром. Вместо стихотворений толпа может получить от поэта плевок в лицо.

4. Композиция произведения - частично кольцевая. В первой и последней строфе повторяется данное поэтом самому себе определение - "бесценных слов мот и транжир".

5. Размер стихотворения нетрадиционный, сближающий его с устной речью. Рифма перекрестная.

6. Выразительные средства . Эпитеты подчеркивают отвращение поэта при виде толпы: "обрюзгший", "грязные", "стоглавая". Молодой футурист использует оригинальные метафоры ("стихов шкатулок", "устрицей из раковин вещей") и противопоставления ("чистый переулок" - "обрюзгший жир"). Сравнивая себя с "грубым гунном", автор дает понять, что его целью является полное уничтожение старого общества.

7. Основная мысль произведения - поэт не зависит от желаний толпы. Он может в силу необходимости "продавать" свои произведения, но его душу и убеждения невозможно купить. Поэт должен всегда смело высказывать свои взгляды, даже если это грозит ему наказанием или расправой.

Маяковский В.В. «НАТЕ!»

Литературоведческий блок.

Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, М. буквально ворвался в русскую поэзию начала ХХ века - поэзию, где по праву блистали такие светила, как А. Блок, А. Белый, Гумилев Н., Ахматова А., Брюсов. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его рассвет, по словам, А. Ахматовой, был бурным: Отрицая «классическую скуку», поэт предлагал новое, революционное искусство, и в своем лице - его представителя. Несомненно, многое в раннем творчестве Маяковского связано с таким художественным направлением, как футуризм, но при этом идеи и поэтические средства их воплощения в произведениях автора были много шире традиционных футуристических установок. Своеобразие ранней лирики М. Обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

«Нате!» первое из стих-й М.на тему поэта и толпы, появилось только через год после начала его профессиональной литературной деятельностью. Впервые оно прочитано на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь» 19 октября 1913 года. М. в нем предвосхищает реакцию респектабельной публики на свое выступление.

В «Нате!» художественно отражено антагоничстическое противоречие между М. и тогдашней аудиторией - буржуазной «толпой». В результате отрыва от революционной среды поэт фактически, остаётся 1 на 1 с этой идейно-чуждой и враждебной ему буржуазной «толпой».В «Нате!» М.говорит с «толпой» уже не от имени кубо-футуристов, как это было в его полемичных докладах и лекциях, а от своего имени. Он прямо выражает свое отношение к ней - 2-я строфа. Цель М.была достигнута: чтение «Нате!» на открытии лит.кабаре «Розовый фонарь» (см.выше) перед публикой, к которой непосредственно обращенно это стихотворение, буквально привело её в ярость.

Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Но герой стихотворения - поэт – хочет служить искусству, а не этой толпе, которая прожигает жизнь. Название отличается эмоциональной окраской и пробуждает в памяти (вероятно, не у каждого читателя) определённый диапазон вызывающих жестов. Воспользовавшись словарём В.Даля, мы можем уточнить первое впечатление: “«Нате» - мн. от на - повелит. вот тебе, бери, возьми. Нате все, отвяжитесь ”. Как видим, первое впечатление подтверждается. Так уже с первого слова формируется особый разговорный, подчёркнуто-сниженный стиль стихотворения. Почему? Иначе на поймёт адресат? Возникает конфликт на разных уровнях, в том числе и на уровне языка.

Очевидно противопоставление лирического героя, поэта - “я” - и толпы - “вас”. “я - вам открыл столько стихов-шкатулок, бесценных слов мот и транжир» , у поэта сердце-бабочка и одновременно он грубый гунн, шут, комедиант, кривляющийся перед толпой и бросающий ей вызов. Даже на фонетическом уровне очевидно противопоставление поэта и толпы: в первых двух строках настойчиво повторяется звук “ч”, шипящие “ж”, “ш”, свистящий “с” и глухие “т”, “п”, “к”. Чередование этих звуков при внимательном чтении создаёт впечатление чего-то текущего, струящегося, змеящегося, медленно вытекающего “обрюзгшего жира”. В третьей и четвёртой строках звук “ч” исчезает, а чередование тех же согласных в другом порядке и преобладание звонких согласных в по следней строке вызывают ощущение сыплющихся из шкатулок бесконечных драгоценностей - “бесценных слов”.

Таким образом, ложными ценностями уже в первом четверостишии противопоставляются драгоценности подлинные, духовные: «... а я вам открыл столько стихов шкатулок,// я - бесценных словмот и транжир». В шкатулках хранят самое ценное. Поэт готов щедро раздавать свои богатства, но знает, что в ответ его нежное, как бабочка, сердце подврегнется грубой агрессии. Бабочка летает, ногами ходят по грязной земле, отсюда противопоставление третьей строфы, заканчивающейся собирательным образом ползающего нечистого насекомого, мелкого и все же способного «озвереть» - 3-я строфа.

Теперь толпа М. не безлика,из неё выглядывают жутковатые лица мужчины с капустой в усах и женщины-устрицы, высовывающейся из раковины вещей. Но обе метафоры проникнуты резким неприятием со стороны поэта, злой иронией, насмешкой. Общими для “вы” становится бездуховность. Образ толпы в этих стихотворениях тесно связан с мотивом еды, обжорства, перенасыщения.

С отвращением герой описывает представителей этого мира:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/где-то недокушанных, недоеденных щей;/вот вы, женщина, на вас белила густо,/вы смотрите устрицей из раковин вещей. Публика вся в материальном. Мужчина выглядит частичкой «обрюзгшего жира» из второй строки стих-я, который «вытечет по человеку» - люди выйдут один за другим. То есть все месте и составляют «жир», им будет испачкан «чистый переулок». Запачканные щами усы - образ, материализующий метафору, подразумеваемую в определении «чистый», внешне нейтральном, но в поэтическом контексте превращающемся в эпитет. Удвоение мотива еды призвано объяснить «жир»; к тому же в собственном восприятии мужчина «кушает», но для М., конечно же, «ест». Смотреть устрицей значит иметь крайне ограниченный кругозор. Женщина и сама почти не видна за своими нарядами («раковины вещей») и неумеренной косметикой, напоминающей белила (которыми раскрашивают отнюдь не человеческие лица). Косвенно сравнение продолжает изначальный мотив: устрицы - деликатес богатых, жирные мужчины потребляют женщин так же, как еду.

Для стоглавого, как самые страшные чудовища мифов, насекомого поэт - нецивилизованный человек, «грубый гунн». Он принимает это отношение к себе и готов соответственоо себя вести, «не кривляться», а быть доконца последовательным в своем презрении к толпе: «... я захохочу и радостно плюну,// плюну в лицо вам / я - бесценных слов транжир и мот» . Повторение самоопределения первой строфы по сути, вопреки его предполагаемому поведению, опровергает согласие поэта считаться «грубым гунном». У гунна нет бесценных слов, тем более он их не транжирит. «Грубый гунн, - пишет исследовательница Пицкель Ф.Н., рассуждая о герое М., - это как бы его вторая, вынужденная и вызванная обстоятельствами ипостась, а более органичное для него состояние, суть которого выразительно передает метафора о «бабочке поэтиного сердца». Поэт, обладатель нежной и ранимой души, «бабочки»-сердца, должен быть сильным, чтобы выдержать напор озверевшей толпы. И Маяковский стремится доказать свою возможность быть сильным: «и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...».

Стих-е «Нате!» написано акцентным стихом, однако связь его с классической поэтикой пока не порвана. Композиция кольцевая. Это редкий случай, когда художественное время произведения - не прошедшее, как обычно в эпосе, и не настоящее, как по преимуществу бывает в лирике, а будущее, но не отдаленное - М.рассказывает о том, что произойдет «через час», хотя и будто бы прямо обращаеся к тем, кто не слышал его стихов (адресат - «вы», ожидаемая публика). «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир...». Второе четверостишие представляет слушателей уже на месте, здесь время настоящее, но, конечно, тоже воображенное: /Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/где-то недокушанных, недоеденных щей;/вот вы, женщина, на вас белила густо,/вы смотрит устрицей из раковин вещей.

Рифмы естественны. Из всех рифм только одна неточная: сердца-тереться, но она же и самая изысканная (звук Р после ударного гласного в первом слове и перед ним во втором, а в созвучии все равно участвует), стих-е еще не разбито ни столбиком, ни тем более лексикой, (так как стих-е относится к ранней лирике) кроме последнего, затянутого: созданная здесь пауза вновь резко противопоставляет в финале «вам\я».

Помимо этого прослеживается еще одна особенность ранней лирики М. - эгоцентризм, «Я», (1-я и 4-я строфа) от которого зависит существование всего мира. В этом подчеркнутом эгоцентризме-свойсвенная поэзии М. склонность к общественному эпатажу. (Например, скандально-известное «я люблю смотреть как умирают дети»). В ранней лирике М.отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь увидеть за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста. Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, М. обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими.

Творческий дебют М. Был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой худ-к, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, эпатаж-по-мальчишески вызывающими. Вместе с тем не стоит забывать,что сначала М.утверждал себя в группе футуристов. М. дает дополнительную возможность и необходимость широко представить рус.футуризм как явление значительное и непростое. Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей лит-ры, футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма:они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова. Футуризм М.не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм М.-опыт не столько самоценноготворчества, сколько факт жизнетворчества.

Методический блок.

1.Урок ориентирован на 11 класс по программам Курдюмовой, Коровина,

Кутузова. На урок отводится 1 час.

Жанр урока - урок исследование, урок-практикум, урок-комментарий, урок группового анализа

2. Вопросы на первичное восприятие: Почему стих-е названо «Нате!»? к кому обращено? Понравилось ли вам оно, чем? Какие образы произвели на вас наибольшее впечатление, почему? Почему лир.субъект и толпа противопоставлены друг другу.

3. Методика работы на уроке: эвристический метод с использованием следующих приемов:1. Обучение учащихся анализу лирического произведения, образы героев, языка, композиции произ-я.2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; 3. самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы. Методика работы с текстом: структурно-семиотический. Вопросы: что вы знаете о личности В.В. Маяковского? К какому литературному направлению он принадлежал? Что такое футуризм? Каковы его худ.принципы? Одно из ранних стих-й автора - «Нате!». Почему так называется стих-е? К кому обращено? Как вы думаете, какую коммуникативную установку преследовал автор? Что таится в этих строчках? Как вы видите эту картину?с помощью каких средств она создается?каков механизм создания образа? Что вы можете сказать про лирического героя? Какие строчки характеризуют лирического героя, и какие представляют тех, кому герой бросает вызов? Какие его качества проявлены в данном тексте? Какая метафора помогает представить мир лирического героя? Как показаны ценности героя и толпы? Почему так графически организуется стих-е?

Заключительный этап: письменно ответить на вопросы: (на выбор): основные принципы отеч.футуризма2. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями.3. Сравните М. с Хлебниковым и Северяниным - в чем видится вам своеобразие его футуризма? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности метафорического ряда и построения произведений. Для обучения анализу лирического произведения можно использовать логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

При изучении ранней лирики В. В. Маяковского можно составить схемы вместе с учениками. За основу можно взять тезис, характеризующий ранний период творчества поэта, – противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество. Схема будет состоять из двух частей: в первой части дана характеристика лирического героя, во второй – представлены те, кому герой бросает вызов. Задание ученикам: собрать материал для характеристики обоих образов:

Учащиеся легко найдут в стихотворении нужные слова, труднее будет дать более глубокую оценку лирического героя. Именно логическая схема поможет детям сделать вывод самим. Метафора (бабочка поэтиного сердца) поможет представить мир лирического героя. Этот мир хрупкий, незащищенный, поэт раним, болезненно чуток, а окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовна бедна. Это помогают понять язвительные сравнения, эпитеты, метонимия, гипербола, найденные в тексте; работа оформляется опять с помощью схемы. В результате такой работы ученикам понятно, почему герой надевает маску. Поведение героя в маске тоже анализируем, выстраивая определенную схему:


Одно из лучших ранних стихотворений Маяковского, которое он особенно любил, - "Нате!". Прочитанное автором 19 октября (в годовщину пушкинского Лицея!) 1913 г. на открытии московского литературного кабаре "Розовый фонарь", оно вызвало ярость публики и привело к вмешательству полиции. И это неудивительно: само название стихотворения носило вызывающий характер, ведь слово "нате" - просторечное, в повседневном употреблении имеет оттенок пренебрежения. Тема стихотворения традиционна: противостояние поэта и толпы. Однако этот конфликт разрешается автором-футуристом по-своему, глубоко оригинально. Если пушкинский Поэт из стихотворения "Поэт и толпа" предпочитал творческое уединение ("Подите прочь! какое дело / Поэту мирному до вас!"), то у Маяковского поэт, наоборот, бросает вызов толпе, издевается над ней, даже оскорбляет ее, подхватывая скорее традиции лермонтовских сочинений "Поэт" и "Как часто, пестрою толпою окружен..." Конечно, в готовности вступить в бой с толпой поэт не нов, но в другом он действительно новатор: мнимо культурной и приличной толпе его герой противопоставляет нарочитое, а по сути, столь же мнимое варварство и грубость. Обилие грубых или оскорбительных для адресата слов также создают в стихотворении атмосферу вызова. Для толпы поэзия - развлечение в промежутке между сдой и танцами ("Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь").

Грубость поэта - защитная реакция на потребительское отношение к его таланту и искусству в целом. В стихах толпа ищет лишь скандала, она готова залезть в душу к герою, сердце которого столь ранимо и беззащитно, что сравнивается с бабочкой. Он, "бесценных слов транжир и мот", бессмысленно растрачивает себя, "мечет бисер", его стихи подобны драгоценностям ("стихов шкатулки"), но они чужды толпе, видимо, искренне считающей себя покровительницей прекрасного.

Символично, что герой Маяковского именует себя "грубым гунном". На рубеже веков была характерна тенденция проводить параллели между современной цивилизацией, стоящей на пороге революционного кризиса, и Древнеримской империей, павшей под ударами кочевых племен. Так, поэт-символист В. Я. Брюсов в стихотворении "Грядущие гунны" (1904-1905) усматривает предназначение "новых варваров" в том, чтобы "Оживить одряхлевшее тело / Волной пылающей крови". Свою роль, как и роль иных "жрецов искусства", мэтр символизма видит в сохранении культурного наследия современной и предшествующих эпох: "А мы, мудрецы и поэты, / Хранители тайны и веры, / Унесем зажженные светы / В катакомбы, в пустыни, в пещеры". Однако Маяковский вступает в спор и с традицией в целом, и с Брюсовым, его постоянным противником, в частности. "Грубый гунн" в стихотворении Маяковского - это сам поэт, он несет новое искусство, не сменяющее, но заменяющее то, что создано другими. Даже форма его стиха вызывающе нарушает основные каноны стихотворчества, дает новое представление о том, каким может быть поэтическое произведение.

Стихотворение "Нате!" еще сохраняет традиционную форму деления на строфы - четверостишия с перекрестной рифмовкой (за исключением последней строфы, уже приобретающей форму "маяковской лесенки"). Однако стихотворный размер "Нате!" от этой традиции отступает. Первые две строчки написаны хореем, но в остальных строках силлабо-тонический размер начинает расшатываться, так что в третьей-четвертой строчках между двумя ударными слогами - иктами - может оказаться от 0 до 2 безударных, а во второй строфе число безударных слогов в такте достигает уже 4. Стихотворение от этого приобретает интонации, свойственные устной речи, лишается декламационной "напевности".

Той же цели служит и звучание стиха: он скрежещет и рычит ("Через час отсюда в чистый переулок / вытечет по человеку ваш обрюзгший жир"), представляя собой разительный контраст напевности символистских произведений. Провозглашенная теоретиками футуризма затрудненность формы, цель которой - сделать чувственно ощутимым художественную форму, обострить ее восприятие, находит свое выражение и в поэтическом синтаксисе. В стихотворении присутствует инверсия, нарушен привычный порядок слов: "а я вам открыл столько стихов шкатулок" (видимо, правильнее было бы сказать "а я столько открыл вам шкатулок стихов"). Используются эллипсы - пропуск знаменательных слов ("у вас в усах <застряла> капуста", "на вас <намазаны> белила густо"). Встречаются и плеоназмы, построенные на повторении уже выраженного смысла ("транжир и мот", "недокушанных, недоеденных щей"). Таким образом, стихотворение "Пате!" - стихотворение-вызов. Сама его форма рассчитана на разрушение привычных представлений о "прекрасном" и "должном", на "оскорбление вкусов" считающей себя культурной публики. Однако это не простое хулиганство, а средство утверждения нового - через отрицание старого, провоцирование скандала.