Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по русскому языку работа состоит из трех частей


ВАРИАНТ 9

Часть 1

А1 . Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности

А2 . Каков отличительный признак глобальных проблем?

A3 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?-

A. Одно из проявлений свободы человека - возможность поступать по своему усмотрению.

B. Свобода - это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

А4 . Что является отличительным признаком морали?


  1. отражает представления о добре и зле

  2. эмоционально воздействует на человека

  3. объясняет природные и общественные явления

  4. обращается к сверхъестественным силам
А5 . Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?

А6 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство использует художественные образы.

Б. Существует много видов и жанров искусства.

А7 . Что произойдет с ценами на товары , если предложение их при прочих равных условиях возрастет?

А8 . Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает

А9 . Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против

А10 . Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

A11 . В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает:

А12 . Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

А13 . Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека

А14 . Что понимается под формой правления государства?

А15 . Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что


  1. сложилась многопартийная система

  2. парламент формируется на основе всеобщих выборов

  3. отдельные территории имеют свои законодательные органы

  4. народ является единственным источником власти
А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

А17 . К политическим правам (свободам) человека относится (ятся)

А18 . Что относится к полномочиям Совета Федерации?


  1. решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации

  2. управление федеральной собственностью

  3. разработка и исполнение бюджета страны

  4. определение основных направлений внутренней политики
А19 . Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.


  1. открывают человеку новые возможности

  2. влияют на деятельность человека

  3. выражаются в ощущении нехватки чего-либо

  4. меняются с возрастом

В2 . Найдите в приведенном ниже списке ситуации, регулируемые нормами трудового права, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. прием на работу

  2. выдача ипотечного кредита

  3. установление опеки и попечительства

  4. образование акционерного общества

  5. предоставление отпуска
Ответ: ______________

В3 . Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства

Г) предвыборная агитация избирателей

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

1) творчество, 2) живопись, 3) архитектура, 4) наука, 5) театр.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...»

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50
С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2 . Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?
С3 . В чем авторы видят ограниченность такого ресурса , как земля? (Укажите три проявления.)
С4 . Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.
С5 . Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.
С6 . В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции

A5. ... Singapore is a small country in... south-east Asia, consisting of... number of islands.

3) The, the, the

A6. ... patient"s condition is giving... cause for... concern.

A7. The flat he rented for his short holiday was... the sea, close... local shops and within easy walking distance... the beach.

A8. The Congress was bound to agree... the President... the increase... federal taxes.

3) with, over, by

A9. The preference... travelling by plane in recent years has led... an improvement... the quality of service offered during a flight.

A10. The negotiations went several weeks before they eventually


came... an agreement.

up, to, for on, for, to in, for, with on, since, with

Orienteering is a sport in which you have to navigate round some checkpoints in a forest using a compass and a very detailed map. This sport (A11) ... in Sweden many years ago and since then it (A12) ... in popularity greatly. The checkpoints are very well hidden and they are very difficult to find. The best orienteers must be very fit, read maps well and make quick accurate decisions.

Last year was the first time I (A13) ... orienteering. No sooner (A14) ... myself in the forest than I got totally lost! I (A15) ... for the first checkpoint for nearly 20 minutes but I couldn"t find it though it (A16) ... only 200 meters away from me. I (A17) ... hard to remember what instructions I (A18) ... before I set off.

My friend who is an expert orienteer was able to finish two hours before me, and when I got back, wet and exhausted, he (A19) ... his clothes and (A20) ... in the car drinking tea.

3) has been invented

4) was inventing

2) have been doing

2) was searching

3) have been searching

4) had been searching

2) was being hidden

4) had been hidden

4) have been trying

3) had been given

4) had been giving

2) has been sitting

Прочитайте предложения. Выберите один из предложенных вари­антов ответа.

А21. My father used to forbid... in those woods.

us play we played us to play us playing

A22. The travel agent told us to avoid... a lot of cash on us.

to have have having had having

A23. If he... so fast on that nasty morning, he... on a hospital bed now.

Hadn"t been driving, wouldn"t be lying didn"t drive, wouldn"t be lying hadn"t driven, wouldn"t have lain wouldn"t drive, wouldn"t lie

Укажите номер подчеркнутого фрагмента, в котором допущена ошибка.

А24. All staff (1) which (2) are sent (3) to work abroad will receive a special allowance (4) in addition to their normal salary.

A25. So that (1) to avoid traffic jams (2) on the way (3) to the airport, you should plan to leave early (4) tomorrow.

A26. If your qualification doesn"t meet (1) the requiring (2) standard, try to agree on (3) an improvement plan and ask them to let you be interviewed (4) another time.

Укажите ряд, в котором не все слова относятся к теме "Eating Out".

Waiter, tray, order, bill, service, tip take-away, fast food, snack bar, restaurant, canteen menu, dish, desert, ingredients, cause

Прочитайте текст. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

The most famous library of all time was (A28) Alexander the Great over 2,300 years ago, in Alexandria. It was situated at the crossroads of Europe, Africa and Asia, and was a perfect location for a centre of learning. The library was (A29) ... to have around 7 million books. Copies of these books were (A30) ... there, and these were then (A31) ... around countries in the ancient world. But then the library was (A32) fire. Thousands of works of philosophy, science and literature were lost.


Выберите реплику-стимул, подходящую noсмыслу к предложенной ответной реплике.

А34. I don"t think much of it.

How do you like their last album? Why do you always think I"m wrong? Do you often think about your friends? How"s Jane getting on?

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

А35. The famous concert hall in West London which was named after a prince is -

Whitehall Harrods Alexandra Palace the Albert Hall

Прочитайте текст и выберите вариант ответа, соответствую­щий содержанию прочитанного текста. Укажите номер выбранно­го варианта в бланке ответов.

§ 1. Working as a manager in the head office of a bank, as I do, clothes can be a real nightmare. In New York, where I worked for a time last summer, you have to brave the sticky heat every time you venture outside, yet freeze once you arrive in a meeting with the air-conditioner turned up full blast. I struggled to know what to wear. The problem was compounded by the office dress code for the month of July and August, which was "dress-down". The dress-down phenomenon seems to have originated in places where staff work through the oppressive heat of summer whilst their families take refuge at the coast or in the hills. Dress-down, restricted to Fridays, allowed staff to head straight for their out-of-town retreats on Friday evenings without going home to change.

§2. For me, dress-down is a nuisance for two reasons. The first is that it actually requires a whole new wardrobe. For my male colleagues in the US, it seemed to mean a switch from one uniform (single-breasted suits, silk ties) to another (designer shirts, chinos and blazers). I basically only own two types of clothes; suits for working in and truly casual gear for relaxing weekends in the countryside.

§3. Returning to London, I was therefore rather upset to discover that my employers had instituted summer dress-down. Here too, though its relevance to the climate is far from immediately apparent. Initially, I tried to sidestep it by simply turning up in my suit as usual, but my staff complained that they then felt pressured into doing the same. So, I found myself having to buy "smart casual" clothes specifically to wear to work; a ridiculous expense.

§4. Even more irritating is the fact that I"m still obliged to have a suit hanging up in my office in case I"m suddenly called to a meeting on our conference floor, where dress-down is banned lest a client should witness it. One of my colleagues started to accumulate more and more very smart suits in her office, explaining that she was having her flat renovated and that the in-office wardrobe was a necessity as she was staying at a different friend"s place each night. We weren"t convinced.

§5. However, the clothes hanging in my office are now finding a second use. I have suddenly become the target for several "headhunters", people employed by other companies to try and tempt employees away with offers of better pay and conditions. I"ve barely had time to go to the hairdresser"s between overseas trips, let alone attend a job interview. However, as the financial rewards offered have reached breathtaking amounts, I"ve been forced to take an interest. The only problem with this is that I have just one suit at the office. As a series of spontaneous interviews with one prospective employer progresses, I"m having to bring in additional clothes. I can hardly present myself as a highly-paid investment banker, requiring a vast salary, if they only ever see me in one suit. At this rate, I shall have to tell my staff that I, too, have decided to have my flat done up. I just hope that none of them offers me the use of their spare room.

A36. According to the writer, "dress-down" in New York began as a way of

Discouraging staff from taking summer holidays. showing concern for staff who lived out of town. making life easier for staff in the summer months.

A37. What was the writer"s first reaction to the idea of "dress-down" in her London office?

She attempted to ignore it. She argued against it. She recognised the need for it.

A38. The aspect of "dress-down" that most annoys the writer is the fact that

Not everyone has to conform to it. it does not apply on all occasions. the clothes themselves do not suit her.

A39. Why did the writer not respond immediately to the "headhunters"?

She knew they would increase their offer. She had a busy schedule to cope with. She was concerned about her appearance.

Определите значение указанного слова в тексте.

А40. target (§5)

Выберите правильный вариант перевода (1,2 илиЗ) в соответствии с содержанием текста.

А42. ... I"ve been forced to take an interest. (§5)

Мне пришлось сделать усилие для интереса. ... я была вынуждена вызвать к себе интерес. ... я не могла не проявить интерес.

Прочитайте текст. Заполните пропуски одним из предложенных текстовых фрагментов. В бланке ответов поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного ва­рианта ответа.

We bought our first microcomputer when the children were quite young. Home computers were in their infancy too and the model we chose was simply a small black keyboard with keys which were just tiny pieces of grey rubber impossible to use with any degree of speed or accuracy.

(А43) ... In our house, this necessitated sitting on the floor in front of the television in considerable discomfort, and my earliest computer memories are therefore of an aching back and stiff legs rather than the miracle of the microchip. (A44) ... They crouched happily for hours, producing high beeping noises and watching intently as small rectangles moved awkwardly across the TV screen.

The programmes were mostly in BASIC computer language and to me the "pictures" on the screen were very basic indeed. (A45) ... Consequently, when faced with a so-called "game" which involved making little colourless blocks move extremely slowly across the screen and build a wall, I began to lose interest.

(A46) ... In fact, getting the computer to do anything more than write my name on the screen seemed at first to be beyond my capabilities. The instruction manual gave directions for more exciting programs, but going through them step by step took time and patience and I was rapidly running out of both.

Nevertheless, I felt it was my duty as a parent to explain the manual to the children so that they could learn more about the computer and keep up with advances in technology. (A47) ... With a confidence I was far from feeling, I pressed a few keys and carefully explained what I was doing and why. "Yes," said my youngest, who was almost four and a half, "but if you press this and this and then enter that, it"s much quicker and better."

1 gave up. While I had been struggling with the first few pages, they had covered most of the first ten chapters simply by experimenting, learning from mistakes and trying out ideas. (A48)... In time, of course, I improved and am now quite capable of using a personal computer for work, but I still know next to nothing about programming.

I am, however, perfectly happy with commercially-produced software and can move a mouse as quickly and confidently as anyone else.

Заполните пропуски A43-A45 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.

This marvel of modern technology did not come complete with monitor and disk drive but was designed to be used with an ordinary TV and a cassette player. Colour in these early days was for us, of course, an unheard-of luxury and the most we could achieve was an exciting range of grey. When finally completed, this entire program refused to run. The children, on the other hand, were not put off by this lack of suitable furniture and the simple nature of the hardware.

Заполните пропуски A46-A48 одним из предложенных текстовых фрагментов (1-4). Один фрагмент является лишним.

Games, however, are another matter. Nor could I rouse much enthusiasm for doing my own programming. With this in mind I gathered the family together to study Chapter 1, determined to be patient and go over everything as often as necessary. My pride never really recovered from this humbling experience.

Часть B

Прочитайте текст (В1-В6). Выберите подходящее по смыслу сло­во из предложенных. В бланке ответов запишите его в той форме, в которой оно должно стоить в предложении. Помните, что каж­дое слово может быть использовано только один раз и что задан­ную форму слова необходимо изменить.

EMPLOY, RELY, PAY, POSSIBLE, PRODUCE, PATIENT

Factory work is often dull and repetitive although it generally isn"t difficult. Most people work on a (B1) ... line, where individuals are responsible for the completion of one stage of a process. Much of the work doesn"t require training and is unskilled, although it helps if you have (B2).... Some factory workers enjoy their job because it provides regular hours and a (B3) ... income. They all have the (B4) ... of making friends, as factories are often large and have lots of (B5) .... Others complain that they are (B6)..., and frequently scan the jobs column of local newspapers hoping to find something better.

Прочитайте текст (B7-B10). Заполните каждый из пропусков только одним словом, подходящим по смыслу. Слово должно содер­жать не более 15 символов.

Paris, the capital of France, is a city where (B7) ... the modern and the historical can be appreciated at the (B8) ... time. Visitors come from all (B9) ... the world to see the Louvre and to admire the grand architecture of the building itself. However, in the eighties, a more contemporary attraction was built in the gallery"s courtyard: giant glass pyramids which, (B10)... of their sharp contrast, look surprisingly spectacular.

Переведите на фрагмент предложения, данный в скобках.

В11. Не has (оказал) her a service by telling her the truth.

B12. I always turn my jeans (наизнанку) to wash them.



2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в генетике. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) гомозигота

2) дивергенция

4) дигетерозигота

5) гетерозис

3. Сколько нуклеотидов составляют антикодон центральной петли тРНК?

Ответ:______________________________ .

4. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения процессов энергетического обмена. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) биологическое окисление протекает в митохондриях

2) на подготовительном этапе синтезируются 2 молекулы АТФ

3) образуется пировиноградная кислота

4) образуются углеводы

5) на кислородном этапе происходят циклические реакции Ответ:

5. Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом: к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИД КЛЕТКИ

A) синтез глюкозы 1) хлоропласт

Б) образование лизосом 2) аппарат Гольджи

B) образование молекулярного ки­слорода

Г) одномембранный органоид Д) наличие тилакоидов

А Б В Г Д

6. Сколько разных фенотипов получится при скрещивании гомозиготного растения с жел­тыми семенами и растения с зелеными семенами? Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ___________________________ .

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) дигетерозиготный

2) атавизм

3) рецессивный

5) дивергенция Ответ:

Установите соответствие между способом питания и примером: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР СПОСОБ ПИТАНИЯ

A) дрожжи 1) автотрофный

Б) сфагнум 2) гетеротрофный

B) печеночный сосальщик

Г) нитрифицирующие бактерии Д) пшеница

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие правильным ответам.

Какие из указанных признаков присущи растениям?

1) способность к пиноцитозу

2) рост в течение всей жизни

3) способность к фотосинтезу

4) гетеротрофный способ питания

5) наличие пластид в клетках

6) наличие хитина в оболочках клеток

10. Установите соответствие между характерным признаком растений и их принадлежно­стью к определенному отделу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

A) листостебельные растения, не имеющие корней 1)

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2)

B) некоторые растения содержат водоносные клетки, в кото­рых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофитом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

11. Установите, в какой последовательности расположены систематические группы живот­ных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) черепахи

2) пресмыкающиеся

3) хордовые

4) степная черепаха

5) черепаха

12. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие правильным ответам.

Лейкоциты - клетки крови, которые

1) не имеют ядер

2) изменяют форму

3) имеют форму двояковогнутого диска

5) уничтожают чужеродные тела

Установите соответствие между функцией и видом железы, которая эту функцию вы­полняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

A) обезвреживание вредных и ядовитых веществ

Б) выработка сока, содержащего ферменты

B) синтез глюкагона Г) образование гликогена из глюкозы Д) синтез гормона инсулина Е) выработка желчи

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

14. Установите последовательность этапов исторического развития человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) одомашнивание животных

2) переход к прямохождению

3) возникновение членораздельной речи

4) умение пользоваться огнем

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2) образование корней у папоротникообразных

3) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений

6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате Ответ:

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

A) полевая мышь 1) биологический прогресс

Б) секвойя 2) биологический регресс

B) гаттерия

Г) пастушья сумка Д) снежный барс

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести сле­дующие биотические факторы

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

18. Установите соответствие между характеристикой и функцией живого вещества в био­сфере: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЯ

A) накопление углекислого газа в атмосфере 1) окислительно-

Б) накопление кремния в хвощах восстановительная

B) образование кислорода в процессе фотосинтеза 2) концентрационная

Г) образование оксидов и солей

Д) образование торфа и каменного угля

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

19. Установите последовательность процессов, происходящих во время интерфазы и мито­за. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) деспирализация хромосом

2) синтез белков, увеличение количества митохондрий

3) хромосомы выстраиваются в плоскости экватора

4) центриоли клеточного центра расходятся к полюсам клетки

5) хроматиды становятся самостоятельными хромосомами

20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.


1) У холодолюбивых и теплолюбивых видов животных разные температуры оптимума на температурной шкале.

2) На графике показано, что пределы выносливости наибольшие у видов, выносливых к широкому диапазону колебаний температуры.

3) Кривая оптимума самая широкая у теплолюбивых видов.


24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сде­ланы ошибки, исправьте их.

1. Генетический аппарат клетки включает молекулы нуклеиновых кислот. 2. Храни­телем наследственной информации является дезоксирибонуклеиновая кислота, содер­жащаяся в митохондриях и пластидах. 3. Кроме ДНК, в клетке имеется несколько видов РНК: транспортная, рибосомная, информационная. 4. Процесс биосинтеза белка имеет матричный характер и осуществляется на рибосомных РНК. 5. Транспортные РНК участвуют в биосинтезе белка, доставляя к месту сборки полипептидной цепи нуклеотиды.

25. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

26. Чем характеризуется в природе биологический прогресс?

27. В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами АГЦ, ГЦЦ, УЦА, ЦГА, АГА. Определите аминокислотную последова­тельность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последователь­ность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)
Первое основание Второе основание Третье основание
У ц А Г
Фен Сер Тир Цис У
У Фен Сер Тир Цис Ц
Лей Сер - - А
Лей Сер - Три Г
Лей Про Гис Арг У
Ц Лей Про Гис Арг ц
Лей Про Глн Арг А
Лей Про Глн Арг Г
Иле Тре Асн Сер У
д Иле Тре Асн Сер Ц
Л Иле Тре Лиз Арг А
Мет Тре Лиз Арг Г
Вал Ала Асп Гли У
т Вал Ала Асп Гли ц
1 Вал Ала Глу Гли А
Вал Ала Глу Гли Г


Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верх­него горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся ли­нии, идущие от всех трех нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

28. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и стра­дал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрени­ем. Ген карих глаз наследуется как аутосомный доминантный, а ген цветовой слепоты (дальтонизма) - как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой. Составьте схему реше­ния задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потом­ства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Вариант 9-самопроверка

Часть 1

Если ясной безлунной ночью вам доведется оказаться вдали от крупных населенных пунктов и сопутствующей им «искусственной засветки» неба, то наверняка вы хоть на минуту остановитесь, завороженные грандиозным видом звездного неба. Если вам хотя бы мимолетно знакомо такое ощущение, вы легко поймете людей, которые сохранили его на всю жизнь и зачастую готовы прилагать значительные усилия и средства для рассматривания неба.

Немногие науки могут похвастаться таким всемирным фанклубом, как астрономия. В мире чуть больше 10 тысяч профессиональных астрономов. Столько же любителей в одной только России . Современная любительская астрономия – это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи долларов: покупают телескопы, оборудуют обсерватории, путешествуют в погоне за редкими небесными явлениями. Некоторые любительские устройства ничем не уступают профессиональным.

И все же для приобщения к звездам необязательно обзаводиться дорогими инструментами. На первых порах вполне достаточно и невооруженного глаза. Возьмите простейшую звездную карту и попробуйте отыскать на небе обозначенные на ней созвездия. Между прочим, это довольно увлекательное занятие. По ходу дела вы непременно заметите вспышки «падающих звезд». Это сгорают крошечные метеорные частицы, вторгающиеся в атмосферу со скоростью в десятки километров в секунду. Особенно много таких частиц видно около 10 – 12 августа, когда Земля встречается с Персеидами, одним из богатейших метеорных потоков. В эти дни метеоры летят буквально каждую минуту. Опытные любители астрономии мгновенно определяют его блеск, цвет, направление, скорость, длину и даже могут нанести его траекторию на звездную карту. Кстати, такие наблюдения, при грамотной обработке, позволяют оценить плотность метеорного потока и уточнить его орбиту вокруг Солнца . Так что даже без телескопов любители астрономии могут принести пользу науке. (250 слов)

. (По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

(1)Угра – одна из лучших малых рек средней России: широкая, полноводная, упругая, с довольно сильным течением и потому чистая, с песчаным дном, не заросшая у берегов, то крутых, то плоских и всегда чистых, крепких. (2)Чудесно было войти в прохладную воду, смыть кровь и комариные трупы, лечь на спину, закрыв глаза, и отдаться течению.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжелый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в ее дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешевые конфеты, – три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырехголовая овца, настолько синхронны были все движения и неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными маневрами подросток. (16)Он отставал и панически кидался вослед остальным, чтобы снова присохнуть к боку матери. (17)И возник другой образ. (18)Манерно изогнутые шеи, тупая кротость во взоре, вон уже и венчик нимба зрится над каждой плоской головой – четыре кротких библейских овна парят над землей, чуть касаясь ее маленькими копытцами. (19)Они враз начинают ощипывать траву, враз прекращают и выписывают новый немыслимый и ничем внешним не спровоцированный зигзаг. (20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21)Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22)Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперед и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.

(23)Спал я на террасе, а набитое звездами громадное небо вытянуло меня наружу и поместило в пространстве. (24)Оно было таким же, как в детстве, когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном, во всю сферу, не пригашенное никаким светом с земли, оно переливалось, мерцало, ворошилось, мигало, пульсировало, жило, и лишь Млечный Путь оставался недвижим.

(25)И была великая тишина, а я – постоянный житель Подмосковья – забыл о беззвучном мире.

(По Ю. Трифонову)

Почему для автора Угра – одна из лучших малых рек средней России »?

1) В ней много рыбы.

2) Это его родные места, которые ему дороги.

3) Ее быстрое течение делает воды очень чистой.

4) В этой реке легко плавать, так как течение ее неспешно.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки,(1) повернулись на задних ногах и,(2) колесом изогнув шеи,(4) помчались к колоде,(5) только малыш не справился с разгоном,(6) проскочил вперед и перепуганно,(7) во все лопатки кинулся вдогон .

Ответ:

сложного предложения, соединёнными сочинительной связью .

Оно было таким же,(1) как в детстве,(2) когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном,(3) во всю сферу,(4) не пригашенное никаким светом с земли,(5) оно переливалось,(6) мерцало,(7) ворошилось,(8) мигало,(9) пульсировало,(10) жило,(11) и лишь Млечный Путь оставался недвижим

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Часть 3

С2.1

Для чего нужны однородные члены предложения ».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

разные

Напишите сочинение-рассуждение.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы В9:

А 2

А 3

неизвестно

проскочил

отбуйствовать

яблоневом

жизненный субстрат

ветерок заставил

Вариант 10

Часть 1

Родину рыжих кенгуру назвать райским местом никак нельзя. В основном – это внутренние районы континента, те самые, которые справедливо называют «Мертвым сердцем» Австралии . Воды здесь мало, и на дождь надеяться нечего: в год выпадают осадки, еле смачивающие иссушенную землю. Растительность здесь небогатая: лишь отдельные островки жесткой травы, еще реже – заросли австралийского колючего кустарника. Чувствовать себя комфортно в подобных условиях могут лишь очень выносливые существа – рыжие кенгуру – самые крупные из ныне живущих сумчатых животных. «Рыжими» по праву могут именоваться только самцы, мех самок обычно голубовато-серого цвета.

У рыжих кенгуру короткие передние лапки и длинные мощные задние. Существует легенда, что когда-то все кенгуру ходили на четырех ногах, но потом передние сильно обгорели во время пожара, и им пришлось научиться передвигаться на двух. Правда, легенда эта к эволюции не имеет никакого отношения, но факт остается фактом: с помощью задних ног эти животные передвигаются прыжками со скоростью до 65 километров в час, а за один энергичный прыжок преодолевают более девяти метров. Мускулистые, вооруженные стальными когтями «ноги» животные используют и как оружие обороны. Но к такому способу борьбы они прибегают крайне редко, когда их «прижмут к стенке» и отступать некуда, во всех остальных случаях они предпочитают убегать. А передними лапами в брачный период ловко «боксируют» самцы, нанося друг другу весьма чувствительные удары. Мощный широкий хвост используется в качестве опоры или балансира при беге. Гигантский рыжий кенгуру не умеет двигаться назад, он всегда устремлен только вперед. Сумчатый абориген и в целом молодец хоть куда: мускулист, непривередлив, вынослив, что позволяет ему отлично приспосабливаться к засушливому климату.

Рыжие кенгуру – настоящие пустынники. Они не только крайне неприхотливы к еде, но стойко переносят и недостаток воды. (265 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

(1)Мамы давно уже нет... (2)А я все еще мысленно говорю: «Прости меня, мама». (3)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (4)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (5)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (6)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (7)Случалось, забывал позвонить в назначенный час, но мама не обижалась: «Я понимаю, ты так занят!» (8)Иногда раздражался по пустякам, а она не отвечала тем же: «Я понимаю, как ты устал!» (9)Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (10)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (11)Поздно.

(12)В истории Второй мировой войны много и таких трагических фактов, которые полузабыты или вовсе поросли сорняками забвения. (13)Алюминиевые предприятия до войны были расположены в местах весьма уязвимых, недалеко от западной границы, и все те заводы были уничтожены в первые же месяцы битвы. (14)Страна практически осталась без алюминия, это было событием катастрофическим. (15)И тогда было решено на базе маленького уральского алюминиевого завода в кратчайший срок и, естественно, «не считаясь с потерями» создать гигант алюминиевой промышленности. (16)Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.

(17) «Ты будешь нам нужен!» – сказал мне начальник стройки Андрей Никитич Прокофьев, которого любили и называли стариком, хотя теперь я понимаю, что ему было едва за пятьдесят. (18)Он знал меня и потому, что я был сыном своей мамы, и потому, что уже тогда, в мальчишеском возрасте, часто печатался и выступал по радио. (19)Одним словом, мы с мамой отправились вместе.

(20)Эшелон добирался до места назначения полмесяца, и мама в пути заболела... (21)Помню первое ноября сорок первого года, когда мы выгрузились, покинули эшелон, и перед нами простерлось неоглядное, промозглое пространство: разбухшая, вся в лужах и ямах земля, бараки, палатки, одинокие, закопченные дома и цеха. (22)Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно...

(23)Ко мне подошел Яков Белопольский, впоследствии знаменитый архитектор, лауреат всех и всяческих премий.

(24)– Толя, ты должен быть мужчиной, – сказал он. – Мама, ты знаешь, в дороге тяжело заболела... И помочь ей здесь никто не сумеет. Нужна срочная операция! А до города, сказали, довезти не успеют...

(25)Помню, я сразу же, по наитию свыше, рухнул коленями на мокрую землю и воздел руки к небу:

– Господи, спаси мою мамочку!

(26)Минут через пятнадцать выяснилось, что жена одного из инженеров – искусный хирург, что она привезла с собой инструменты, лекарства. (27)В барачных, воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию, и мама прожила еще тридцать семь лет, а я с того дня, с первого ноября сорок первого года, стал верить в Бога. (28)Он услышал меня... (29)Могу ли я сомневаться?..

(По А. Алексину)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём больше всего сожалеет автор »?

1) Он недостаточно помогал матери.

2) Он не смог упасти ее от болезней.

3) Он часто приходил домой раздраженный.

4) Он недостаточно говорил матери о своей сыновней любви.

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения .

Помню первое ноября сорок первого года,(1) когда мы выгрузились,(2) покинули эшелон,(3) и перед нами простерлось неоглядное,(4) промозглое пространство: разбухшая,(5) вся в лужах и ямах земля,(6) бараки,(7) палатки,(8) одинокие,(9) закопченные дома и цеха

Ответ:

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

В барачных,(1) воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию,(2) и мама прожила еще тридцать семь лет,(3) а я с того дня,(4) с первого ноября сорок первого года,(5) стал верить в Бога

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Ответ:

Часть 3

С2.1

Апишите сочинение-рассуждение «Что такое прямая речь ».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

И для самоподготовки) и вопросы для самопроверки . Методические указания по выполнению контрольных... работа №2 (э) Контрольная работа №2 (м) ВАРИАНТ 1 (для студентов, номера личных дел... нужно оградить забором. Одна часть забора, параллельная стене, должны...

  • Варианты контрольной работы №2 по дисциплине «оборудование ооп» выбор варианта контрольной работы и порядок её выполнения

    Контрольная работа

    Устно ответить на вопросы для самопроверки и только тогда рекомендуется приступить... ознакомление с литературой по вопросам варианта . Работа выполняется в тетради. ... кофеварки «Будапешт», укажите основные части , опишите правила эксплуатации и техники...

  • Варианты контрольной работы №1 по дисциплине «оборудование ооп» выбор варианта контрольной работы и порядок её выполнения

    Контрольная работа

    Ответить на вопросы для самопроверки и только тогда рекомендуется... ознакомление с литературой по вопросам варианта . Работа выполняется в тетради. ... полученными данными и обозначьте основные части . 46. Определите производительность картофелечистки, ...

  • Курс уголовного права том 2 общая часть " учение о наказании"

    Документ

    От оставшейся части наказания (вариант условно-досрочного освобождения). Это оптимальные варианты , предопределенные надлежащим... - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки : меня все считают слабым, а я вот...

  • Часть ii школа дебатов

    Документ

    Высказываниях оппонента, что подталкивает его к самопроверке , а затем и к формированию должного... корову с катка». Предлагаются два варианта ведения доказательств: дедуктивный и... часто развивается лишь путем перебора множества подтвержденных вариантов . ...

  • Вариант 9. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

    Прочитайте текст и выполните задания 1- 3

    (1)В ходе экспериментов ученые выявили, что освоение новых слов стимулирует активность стриатума (полосатого тела) - важного отдела мозга, имеющего непосредственное отношение к мотивации. (2)Сам по себе стриатум не связан с языковой функцией: он не расшифровывает значения слов и не запоминает их, для этого есть особые лингвистические центры в коре головного мозга. (3) он подкрепляет мотивацию к изучению языка тем, что реагирует на лингвистические усилия чувством удовольствия: приятные эмоции помогают запоминать новый материал.

    1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Изучая новые слова, человек испытывает приятные эмоции, что обусловлено, по мнению учёных, действием стриатума - важного отдела мозга, подкрепляющего мотивацию к запоминанию нового материала.

    2) В ходе экспериментов учёные выявили, что стриатум (полосатое тело) - это важный отдел головного мозга, который имеет непосредственное отношение к мотивации.

    3) Учёным удалось доказать, что стриатум не имеет отношения к языковой функции, так как он не расшифровывает значения слов и не запоминает их - для этого в коре головного мозга есть особые лингвистические центры.

    4) Освоение новых слов, как считают учёные, стимулирует активность важного отдела мозга - стриатума, который подкрепляет мотивацию к изучению языка приятными эмоциями.

    5) Изучив данные, полученные учёными в ходе экспериментов, можно предположить: удовольствие от освоения новых слов стало причиной того, что человечество научилось пользоваться речью.

    2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

    Во-вторых, Однако Сначала Например, Даже

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦЕНТР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ЦЕНТР, а, м.

    1) Точка в геометрической фигуре, теле, обладающая каким-н, только ей присущим свойством и обычно получаемая пересечением линий, осей, плоскостей. Ц. окружности. Ц. тяжести.

    2) Центральная часть города, большого населённого пункта. Жить в центре. Квартира в центре. Отправиться в ц. за покупками. Трамвайная линия от нового района до центра.

    3) Город с административными, промышленными и другими учреждениями. Промышленные центры страны. Областной, районный ц. Административный ц. области.

    4) Высший руководящий орган. Директивы центра.

    5) Группа нервных клеток, регулирующих какую-н, функцию организма (спец.). Двигательные центры. Дыхательный ц.

    6) Главенствующее, ведущее учреждение какой-н. отрасли. Кардиологический ц. Онкологический ц. Телевизионный ц. Ц. подготовки космонавтов. Ц. управления полётами.

    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    снялА нЕдруг зАсветло повтОрит сверлИшь

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

    Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.

    Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.

    С. Я. Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.

    БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.

    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    в ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах

    петь более ЗВОНЧЕ

    ГЛОЖУТ сомнения

    НАПОИВ молоком

    наиболее СПОКОЙНЫЙ

    7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

    B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    2) Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.

    3) По приезде в Москву артист не только выступил с концертом, но и провёл пресс-конференцию.

    4) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

    5) Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, а также по количеству погибших кораблей не имело себе равных.

    6) Повести Василя Быкова «Сотников» и «Обелиск» я прочитал летом, посвящённые Великой Отечественной войне.

    7) Многие из тех, кто бывал в Переславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

    8) Мне стало больно, и я не преминул сказать капитану, что он, не зная человека, пытается о нём судить.

    9) В один из осенних дней освежённый холодным воздухом лес как будто помолодел и заблистал золотом листьев.

    8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    акк..мпанировать

    те..ретический

    поч..татель (таланта)

    оз..рились (солнцем)

    к..ллекционный

    9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    от..брал, пр..язык

    ра..гон, и..печь

    вз..скать, с..грать

    бе..ценно, в..дремнул

    пр..зыв, пр..злой

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    заботл..вый

    откле..ться

    забывч..вый

    услужл..вый

    миндал..вый

    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    неотъемл..мый

    завяж..шь

    задерж..шься

    увид..нный

    непроница..мый

    12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Радость, (НЕ)РАЗДЕЛЁННАЯ с задушевными друзьями, не радость.

    Маргарита через несколько минут вошла в (НЕ)ОСВЕЩЁННУЮ комнату, в которой серебрилась только узенькая дорожка от луны.

    Пётр I (НЕ)ПОБОЯЛСЯ перенести столицу ближе к Западной Европе, сменить костюм русских людей, переменить многие обычаи.

    Весной тоже случались штормы, но ветер тогда дул (НЕ)ХОЛОДНЫЙ, а тёплый и ласковый.

    Н. М. Карамзин знал, что происхождение и значение слова «Коломна» (НЕ)ВЫЯСНЕНО, и решил сочинить легенду, которую и изложил в письме.

    13. Определите предложение» в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Можно строить дома на берегах рек, но (ПРИ)ТОМ условии, ЧТО(БЫ) вода оставалась чистой.

    (ПРИ)ВИДЕ утренней красоты осеннего леса замирало сердце, (НА)ВСТРЕЧУ нам дул лёгкий ветерок, слегка покачивались верхушки деревьев.

    Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, бывает ТАК(ЖЕ) важно, как (ВО)ВРЕМЯ переключить стрелку на железнодорожном пути.

    (В)СЛЕД за баржей тянутся широкие баркасы с низкими бортами, (ДО)ВЕРХУ нагруженные арбузами.

    (ИЗ)ЗА болезни я не был в школе два месяца и (В)СЛЕДСТВИЕ этого очень отстал.

    14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

    Причи(1)о-следстве(2)ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе(3)ые факты трактуются как причина, а подли(4)ая, но более «скромно одетая» причина бывает оттесне(5)а на задний план.

    15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твёрдость и колебание.

    2) Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите и над пустынным зеленоватым берегом прозвучали их приветствия.

    3) Клейкой рыбьей чешуёй осыпаны деревянные пристани и камни мостовой и синие воды залива.

    4) В настоящее время газодобывающая компания располагает как развитой инфраструктурой так и бесценным опытом для организации промышленного освоения месторождений газа.

    16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Во времена А. С. Пушкина картинная галерея Эрмитажа (1) помещавшаяся на средних этажах (2) двух примыкавших к Зимнему дворцу (3) зданий (4) занимала около сорока залов.

    17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Мне вас не жаль (1) неверные друзья (2)

    Венки пиров и чаши круговые -

    Мне вас не жаль (3) изменницы (4) младые, -

    Задумчивый, забав чуждаюсь я.

    Но где же вы (5) минуты умиленья,

    Младых надежд, сердечной тишины?

    Где (6) прежний жар и слёзы вдохновенья?

    Придите вновь (7) года моей весны!

    (А. С. Пушкин)

    18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) неразрывно связана с углублённым интересом к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами.

    19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В горах прошли дожди (1) и (2) если мост через реку сорван (3) то геологам придётся дожидаться полного спада воды (4) чтобы добраться до базы.

    20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    Длительное время находившаяся у власти в Великобритании королевская династия рода Стюартов завершила своё существование в 1714 году.

    Прочитайте текст и выполните задания 21- 26

    1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

    (2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, - писал он, - совершенно независим от отдельного субъекта... (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

    (5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они - мы это знаем - от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», - так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, - говорил он с тоской, - что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет... (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

    (10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (11)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».

    (13)С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.

    (14)Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.

    - (15)Незачем, - говорили они, - кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.

    (17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?

    (19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями - в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?

    (21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов - районных, областных, городских, - подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.

    (24)Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором - и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер...

    (25)Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.

    (26)Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!

    (30)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (33)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.

    (35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

    (По К. И. Чуковскому)

    21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Философия бездействия и непротивления злу во все времена была лишена смысла, поскольку стихии были и до сих пор остаются неподвластными человеку.

    2) У всех, у кого в устной и письменной речи отсутствуют ошибки, богатый словарь и богатая духовная жизнь.

    3) К числу сверхмощных рычагов просвещения относятся действующие согласованно средства массовой информации.

    4) Культура языка и культура народа тесно взаимосвязаны: повышение одной влечёт повышение другой.

    5) Стоя на берегу реки, воды которой загрязнены, рассказчик осознаёт, что люди бессильны очистить их.

    22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов,

    1) Предложения 3-4 иллюстрируют то, о чём говорится в предложениях 1-2.

    2) В предложениях 10-12 представлено описание.

    3) Предложение 22 подтверждает тезис, высказанный в предложении 21.

    4) В предложениях 25-27 содержится рассуждение.

    23. Из предложений 5-8 выпишите слово, употреблённое в значении «человек, усердно и искренне старающийся принести пользу какому-нибудь делу, поборник чего-нибудь».

    24. Среди предложений 26-35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    25. «Свою книгу "Живой как жизнь" К. И. Чуковский посвятил русскому языку. В приведённом фрагменте из главы "Наперекор стихиям" авторские размышления строятся вокруг такого тропа, как (А)___("протекает... речевая река" в предложении 14). Ставя перед собой задачу "приучить читателя философски думать о языке, о процессах его развития и роста", Чуковский использует приём - (Б)___(предложения 3-4, 6-8, 12). Наряду с этим в тексте отчётливо звучит авторский голос - благодаря использованию такого приёма, как (В)___ ("скорбеть, негодовать, ужасаться" в предложении 18), такого тропа, как (Г)___("заплесневелые" в предложении 28, "худосочная" в предложении 29)».

    Список терминов:

    1) противопоставление

    2) метафора

    3) олицетворение

    5) вопросительные предложения

    6) диалектизмы

    7) цитирование

    8) градация

    9) фразеологизмы

    Вариант 9

    Номер задания

    Ответ

    Номер задания

    Ответ

    вследдоверху

    1234 или любая комбинация
    этих цифр

    повторит

    корневые

    12357 или любая комбинация
    этих цифр

    134 или любая комбинация
    этих цифр

    теоретический

    взыскатьсыграть

    125 или любая комбинация
    этих цифр

    миндалевый

    задержишься

    ревнителей или ревнитель

    неосвещённую

    Проблема

    Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?)

    На смену философии бездействия, провозглашавшей бессилие людей в борьбе с языковой стихией, должно прийти понимание, что в наших силах воздействовать на стихию своего языка, бороться за чистоту родного языка.