Значение пейзажных зарисовок в мцыри. В помощь школьнику. Несколько интересных сочинений

Поэма «Мцыри», написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны - он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества - в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется уходящая в небо цепь кавказских гор. Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, «Исповедь» и «Боярин Орша», но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор).

Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад - и не оставался обманутым.

Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…

Как сердце билося живей
При виде солнца и полей…

Первый пейзаж, который предстает перед читателем - это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре. Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы - вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. «Я молод, молод!

» - с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, - и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.

На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.

Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:

Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг во ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры…

Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей - он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:

Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…

Тест по произведению

ПЕЙЗАЖ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Поэма М. Лермонтова «Мцыри» была завершена в 1839 году. Появлению её предшествовал интерес, проявляемый пи­сателем к судьбе человека, который обладая пылкой душой, вынужден томиться в неволе. Это произведение, по мнению некоторых критиков,- лучшее лермонтовское создание, рно «осталось непревзойденным».

Тема родины, а рядом с ней темы вольности и природы – основные в поэме. Они развиваются параллельно и неотдели­мо друг от друга. Уже первая строфа содержит намёк на то, как прочно сплетен в поэме мир человека и природы: …сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры Струи Арагвы и Куры…

Место действия поэмы - Грузия. Здесь мы встречаем великолепные и очень натуральные картины природы это­го края, которые играют в произведении важную роль, так как величие и красота природы за стенами монастыря - то единственное, что напоминает герою его родину, что не не­сет примет плена. Так представление о свободе и родине сли­вается в сознании Мцыри в романтичную и яркую картину: горы, скалы, стремительные потоки… Сам герой близок ди­кой природе Кавказа:

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб, и гибок, как тростник.

Шли годы. Мальчик научился скрывать свои чувства и мечты. «Грозой оторванный листок», он не только тянул­ся всей душой к полузабытой родине - он дал себе клятву вернуться туда. Мир, который Мцыри наблюдал только с вы­сокой угловой башни,- солнце, поля, скалы - заставлял еще сильнее рваться на свободу. Гроза прозвучала синхрон­но с бурей чувств в душе юноши и могучим приливом сил. Сам себе он кажется исполином:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил.

Он ощущает себя не просто пассивным созерцателем, но и активным участником процессов, которые переживает при­рода. Каждый ее уголок полон для юноши тайного смысла: Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

МЦыри понятны «все природы голоса». Припав к земле, он вслушивается в волшебный шепот кустов. Ему дано свы­ше угадывать тайные думы окрестных лесов и скал и наблю­дать за свободными и легкими облаками, которые «облачко за облачком» направляются туда, где родина юноши, туда, где виден «седой незыблемый Кавказ».

Вполне закономерно субъективное восприятие природы у Мцыри. Выси горных хребтов кажутся ему алтарями, куря­щимися в небе в час утренней зари. По его словам, небесный свод «в то утро был так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог…» Капли росы на растениях напоми­нают ему «следы небесных слёз» в цветущем первозданном саду, где кусты шепчутся между собой «о тайнах неба и зем­ли» и где все «волшебные голоса» соединяются в торжест­венном гимне. Бежав от «душных келий и молитв», Мцыри, охваченный нахлынувшими на него новыми впечатления­ми, восторгается окружающей природой. В ней, как в храме, юноша нашёл то, чего не могли дать ему монахи и цер­ковные песнопения.

Но природа не единообразна в своем воздействии на героя. Наступает момент - вторая ночь после побега, когда родные горы кажутся бесконечно далекими, а мир природы - полным враждебности и препятствий: «Всё лес был, вечный лес кру­гом, страшней и гуще каждый час…» А вот и реальная опас­ность: предстоит схватка с барсом. Мцыри полон воинской отваги, жаждой борьбы… Бой окончен. Юноша, «собрав ос­таток сил, побрел» по лесу, но свежий и многообещающий ропот дубрав был обманчив: рядом возникают стены нена­вистного монастыря. «В тюрьме воспитанный цветок», юно­ша не смог претворить в жизнь свою мечту о родине и сво­боде. В эти последние мгновения, проведенные Мцыри на воле, природа жестоко обходится с поверженным:

…палил меня

Огонь безжалостного дня.

Всё окружающее было полно равнбдушия к юноше-горцу:

Мир божий спал В оцепенении глухом

Отчаянья тяжёлым сном.

Умирающий Мцыри сквозь обрывки впечатлений и вос­поминаний, в предсмертном бреду обращается к монаху, сви­детелю его исповеди, с последней просьбой:

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций два куста…

Оттуда виден и Кавказ.

В умирающем теплится надежда, что родина вместе с про­хладным ветерком пришлет ему прощальный привет.

Невозможно говорить о герое поэмы Лермонтова «Мцы­ри», не касаясь его взаимоотношений с природой, которая вы­ступает в произведении в качестве единственного «партнера» героя. Ощущение своего родства с окружающим миром, со стихийными силами природы в сочетании с горячей любо­вью к родине, жаждой жизни и борьбы - таковы характер­нейшие черты Мцыри, гармонически сочетающиеся в его мо­гучей личности.

Поэма “Мцыри” написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода,

То есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира “здесь” и мира “там”, противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным

Изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.

“Мцыри” – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.

Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.

Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока:

…Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.

Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в “Мцыри” представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.

Глава 2.2. Роль пейзажа в поэме «Мцыри».
Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. Его монолог состоит из двух частей: 1-я часть (главы 3-8) - собственно исповедь Мцыри монаху, 2-я часть монолога (главы 9-26) - рассказ о днях, проведенных на воле. Предшествующая монологу авторская экспозиция (главы 1-2) намечает все основные этапы жизни героя, поэтому в монологе внимание сосредоточено не на внешней, а на его духовной биографии. Стих поэмы - 4-стопный ямб с мужскими окончаниями (ср. «Шильонский узник»), по словам В. Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» 1 .

Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности. В особенной, «упругой» и нервной музыке стихов лермонтовской поэмы, в ее возвышенно-экзотических пейзажах, в высоких и резких контрастах природы, в своеобразной мужественности картин и слов не менее чем в прямых признаниях героя чувствуется поэзия вольной и деятельной жизни - полной и прекрасной жизни.

Романтическая поэма разрушила стереотип идеального ландшафта, заменив его множеством конкретных видов пейзажей. Причем она объединила их с этнографическим обликом данного народа в общий тип миропонимания, среды, введенной в поэму на правах одного из участников ситуации 2 .

Мцыри всей душой откликается на великолепие природы. Это объясняется тем, что Мцыри, как отмечал С.Ломинадзе, "видит в "образах природы" отражение собственной судьбы: прямое, или, чаще, контрастное. Деревья "шумят свежею толпой", как "братья", о которых томится его одинокая душа, "скалы жаждут встречи каждый миг", "но им не сойтися никогда" - то же самое, что происходит с Мцыри и от чего он так страдает. Герой мечтает обрести дом, родных, которых "видел у других, а у себя не находил", его тревожит то, что никому не мог сказать "священных слов отец и мать". Этим раздумьям о реальных родителях, "друге иль брате", "молодых сестрах" вторит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий: вот и "две сакли, казалось, приросли к скале" "дружною четой" 1 .

В этих зарисовках - проекция беспокойного внутреннего мира героя. Рассказ о жизни природы является важной частью его исповеди, вместе с тем в ""метафорах-миниатюрах, возникших из пейзажных впечатлений, проступает тот же строй души, что и в обширном фрагменте, где душа эта впрямую занята самораскрытием" 2 . Картины природы созданы с позиции романтического психологизма: они отражают внутренний мир героя, имеют сугубо субъективную окраску.

Мцыри устремлен к многозначному говорящему миру. Он хочет "раствориться" в природе и получает наслаждение от близости с ней: "И было сердцу моему/Легко, не знаю почему..." Именно картины природы вызывают у Мцыри воспоминания о родине: "И вспомнил я отцовский дом,/ Ущелье наше и кругом / В тени рассыпанный аул..."

Природа пробуждает в герое не до конца осознаваемые им переживания и вместе с тем символически выраженную в поэме жажду идеала, гармонически сочетающего "земное" и "небесное. Мцыри доступна "небесно-земная родина", дом под небесным сводом.

Обратим внимание на художественный прием Лермонтова в передаче пейзажных зарисовок. В "Мцыри" природа описывается "изнутри", чем подчеркивается, что герой - часть ее и состоит как бы в родстве с ней.

Мцыри бесстрашно идет природе навстречу: "Но страх не сжал души моей: / Я сам, как зверь,.. / И полз и прятался, как змей".

У Мцыри природа рождает первобытную звериную силу - черта, которая была отмечена еще современниками Лермонтова.

В образах родства и единения ведущую роль играют те, что передают близость и родство со стихией, с животными: «Как брат... с бурей», «как змей», «как барс пустынный» ит.д. Желание восстановить естественные связи достигает подчас силы животного инстинкта. Это подмечено в отзыве Аполлона Григорьева: «...сила, отчасти зверская и которая сама в лице Мцыри радуется братству с барсами и волками» 1 . Интересна и противоположная тенденция в поэме: животные «очеловечиваются»: шакал «кричал и плакал, как дитя», а барс «застонал, как человек»; умирает барс, «как в битве следует бойцу...» Кажется, животные тоже радуются братству с человеком, и стена, разделяющая все живущее, подтачивается с обеих сторон.

Мцыри стремится найти покой в "покое" и "буре". Однако результат оказывается неожиданным: "Я сам, как зверь, был чужд людей", - вот его чувства после дружбы с "бурей" в ночь побега.

Ломинадзе писал, что на фоне" "объятий" природы глубже постигается мера одиночества Мцыри. "Возможно, оно столь безысходно, что душа готова любым способом прорвать его кольцо" 2 . Герой рад обняться, "как брат, "хоть с грозой, готов слиться с природой даже через соединение с враждебным началом. Во время боя Мцыри с барсом "сплетаются ", "обнимаются" "крепче двух друзей". Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром, а какой ценой - не важно. Борются как бы неразноприродные существа: Мцыри "визжал, как барс", а раненый барс "застонал, как человек". И среди образов природы, созерцаемых героем, наблюдается отождествление "дружбы - вражды" 3 . Герой видит в небе такую картину: "Уж луна вверху сияла, и одна / Лишь тучка кралася за ней, / Как за добычею своей". Таким образом, для Мцыри, насильственно отторгнутого от родной почвы, контакт с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам.

Чуждый окружающему его миру людей, Мцыри, несмотря на всю силу своего желания слиться с родным ему миром природы, остается чуждым и ему: незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага. Тонкие переливы смысла (то, что должно быть благом, превращается во зло) характерны для всей ситуации поэмы и окружающих Мцыри образов внешнего мира.

Как это часто бывало в романтической поэме, решающий шаг - уход из монастыря - совершается Мцыри в бурю:
...в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..
Многоговорящий параллелизм бури и переживаний центрального персонажа, кажется, доведен здесь до предельного выражения. Мало того, что «ужасный час» кладет непроходимую черту между Мцыри и другими людьми, что только одна буря способна стать эквивалентом движений его души.

Перед нами почти экстатическое братание человека с разгневанной стихией, и в озарении молний щуплая фигура мальчика вырастает почти до исполинских размеров Голиафа. По поводу этой сцены Белинский писал: «...вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» 1 .

Справедливо отмечается в поэме "Мцыри" развитие и углубление идеи "естественного человека" (В. И. Коровин). Вместе с тем указывается, что тема эта осложнена трагическим мироощущением и мыслью о недостижимости гармонии с природой. Здесь уместно напомнить замечание Я.И.Марковича о том, что романтический идеал Лермонтова, несмотря на его "вариации", всегда предполагает " невозможное", "совмещение бури и покоя" 2 .

Образы покоя и защиты развиваются после описания монастырской жизни мальчика. Таково упоминание голубя, находящего убежище от грозы в «глубокой скважине» монастырской стены (5-ястрофа).

Но подлинная кульминация темы покоя и защиты, доходящая до безмятежного сна, блаженной нирваны,- песня зеленоглазой рыбки, Тут «защитные силы» столь дружественны, целительны, ласковы, что их покровительство стремится стать необременительным и неощутимым ни физически, ни во времени:
Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Подговор чудных снов.
Собственно, это уже защита, перешедшая в умертвление, и покой - в небытие. Мцыри обволакивают чудесные звуки существа, родственного соблазнительнице русалке. Между тем в самом превращении защиты и покровительства в насилие, в легкости и неизбежности перехода одного в другое - диалектическое совмещение смыслов поэмы. Потому что по отношению к «пламенной страсти» Мцыри, к его стремлению в родную стихию, все является насилием и тюрьмой, в том числе и добрый, спасительный монастырь. Зло здесь существует в самом добре, в охране, в спасении, поскольку они грозят порабощением воли и неосуществлением желания. Узничество здесь осуществляется вне каких-либо резких проявлений гнета, зла и оскорбления - лишь одним подчинением заведенному порядку вещей.

Тонкое противоборство значений протекает во всех сферах мироощущения Мцыри - в отношении к людям, к природе, даже к самому себе.

Вместе с чувством досады на людей, на природу в Мцыри растет и раздражение против своего собственного физического бессилия 1 . Поэтому-то в конце поэмы смысл образа тюрьмы расширяется в, казалось бы, неожиданном направлении. Мцыри говорит о «пламени», горящем в его груди с юных дней:
Но ныне пищи нет ему,

И он прожег свою тюрьму,

И возвратится вновь к тому,

Кто всем законной чередой

Дает страданье и покой...
Здесь как «тюрьма» воспринимается уже не «дружественный монастырь», не нечто внешнее Мцыри, но часть его самого, телесная оболочка, оказавшаяся враждебной его высокому душевному порыву. Над окружающими людьми, над природой, над собственным телесным бессилием возвышается, оставаясь неизменной, только одно - «пламенная страсть» Мцыри.

С одной стороны, поэма не дает разрешения романтической коллизии. «Цель» Мцыри не достигнута. Больше того, об исходе поэмы, о поражении Мцыри мы узнаем с самого начала. В отличие от «Чернеца» (также построенного на исповеди), где вступительные строфы дают лишь ряд намеков на пережитое центральным персонажем, лермонтовская поэма уже во второй строфе сообщает нам о Мцыри почти «все» - и то, что он убежал, и то, что его побег окончился неудачей. С точки зрения этой неудачи, «итога» конфликта - отрицательного «итога» - мы и смотрим на все происходящее. «Три дня» Мцыри - драматический аналог всей его жизни, если бы она протекала на воле, грустно-печальный и своим отстоянием от нее (ведь это еще не сама жизнь, это только стремление, приближение к ней) и неотвратимостью поражения. Мы вправе сказать (перефразируя мысль Писарева о Базарове), что, не имея возможности показать, как жил Мцыри в вольном краю, поэма поведала нам о том, как он не может до него дойти и как он умирает.

С другой стороны, мы узнаем (из первой же строфы) не только о поражении Мцыри, но и о том, что весь уклад жизни, от которого он бежал, весь «монастырь», сего монахами, послушниками, заведенным порядком - все это давно отошло в небытие. Лишь развалины, могильные плиты да забытый смертью старик - «развалин страж полуживой» - напоминают о прошлом. И мы смотрим на все происходящее в поэме с точки зрения этой вечной изменяемости и преходящности, этой всепоглощающей бездны смерти и разрушения. Тут снова происходит (уже не раз наблюдавшееся нами в произведения русского романтизма) переключение частного и индивидуального на уровень универсального и всемирного. Это переключение несет в себе и примирительный момент и одновременно резко враждебно ему. Оно примирительно, поскольку индивидуальная судьба сопоставляется с чем-то более значительным и широким - с Вечностью, в которой все частное тонет, как песчинки в водовороте бытия. Но оно отнюдь не примирительно, поскольку все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешенными, ее порыв к свободе неудовлетворенным, и исчезновение человека - бесследное исчезновение! - с лица земли отглашается в нашем сознании непримиренным и болезненным диссонансом.

Заключение
О поэзии Лермонтова известный современный исследователь ее Д. Е.Максимов писал: «Лермонтов - крупнейший представитель русского и мирового романтизма, и величие ого связано не только с тем, что его творчество зрелого периода развивалось в сторону реализма, но и с тем, что он был романтиком и в известных пределах оставался им до конца» 1 1 .

Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии, при этом литературные истоки ее были далеко не однородными. В произведениях Лермонтова есть отзвуки произведений Рылеева и русских поэтов философско-романтического направления; в творчестве Лермонтова заметно сильное воздействие романтических произведений Пушкина и романтической поэзии Байрона. Молодой Лермонтов был похож на многих, но даже в молодости больше всего он походил на самого себя. Его связи с разнообразными романтическими литературными традициями совсем не мешали резкой определенности и индивидуальности его поэтических исканий. В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто более других отличался «лица не общим выраженьем»: отличался характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса.

Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля к свободе, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы - «мира восторг беспредельный» - были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.

Поэма «Мцыри» - поэма не просто положительного, но идеального героя. Вместе с тем она представляет собой одно из вершинных творений лермонтовского гения. Поэма очень органична для Лермонтова. Подобно многим другим его произведениям, она утверждает высокое жизненное призвание человека, его право на достоинство, на гордость, на свободу.
Список использованной литературы


  1. Андроников Ираклий. Лермонтов: исследования и находки. М: Худож. лит., 1969.

  2. Архипов Вл. М.Ю.Лермонтов. М., 1968.

  3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. / В.Г. Белинский. М.: АН СССР, 1953-1956.

  4. Герцен А. И. Собр. соч. в 30 томах, т. VII. М., 1956.

  5. Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940.

  6. Журавлева А. И. Лермонтов и романтическая лирика 30-х гг. XIX в., М., 1967 (диссертация).

  7. Журавлева А.И. – ст. « Поэмы М.Ю.Лермонтова» // «Литература в школе», 2004, №3.

  8. Коровин В. И. – Русская поэзия XIX века. – М.: Знание, 1983. – 128 с.

  9. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: в 4 т. / М.Ю.Лермонтов. М.: Худож. лит., 1964.

  10. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и проза / Сост., предисл., коммент. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 1987.

  11. С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри // Вопросы литературы, 1984, №10.

  12. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

  13. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии – С.-Петербург: «Искусство – СПБ», 2001.

  14. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова / Д. Максимов. Л.: Сов. писатель, 1959.

  15. Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., Аспект-Пресс, 1995, с.196.

  16. Мануйлов В.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Пособие для учащихся. Изд. 2-е. Л., «Просвещение», 1976.

  17. Мелихова Л. С., Турбин В. Н. Поэмы Лермонтова. Изд. МГУ, 1969.

  18. Муравьев А. Н. Знакомство с русскими поэтами. Киев, 1871.

  19. Огарев И.П. Избр. произв., т. 2, М., 1956.

  20. Огарев Н. Стихотворения и поэмы, т. 1. Л., 1937.

  21. Соколов А. М. Ю. Лермонтов. М., 1957.

  22. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы 18 и первой половины 19 века. М., 1955.

  23. Сысоева Н.П. Русский стихотворный эпос второй трети XIX века: учебное пособие ля студентов филологических факультетов педагогических вузов / Н.П.Сысоева; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.

  24. Удодов Б. М. Ю. Лермонтов. Воронеж, 1973.

  25. Фохт У. Р., М. Ю. Лермонтов. Логика творчества, Издательство «Наука», 1975 г., стр.17-21.

  26. Эйхенбаум Б. Вступление. - В кн. М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч., т. II. М.-Л., 1947.

  27. Эйхенбаум Б. Литературная позиция Лермонтова. «Литературное наследство», № 43-44, 1941.

Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из наиболее важных и глубоких композиционных элементов художественного отчерка в произведении.

Конечно сам по себе, как отдельный элемент он ценности то вообщем и не несет. Но стоит заметить, что пейзаж так же почти никогда не может быть просто объективно-реалистичным отображением природы. И тем более в данном произведении, которой автор постарался сделать романтическим, нежным, символичным и многогранным.

Автор данного произведения делает все возможное, чтобы отобразить в данной картине то, как природа и человек непрерывно взаимосвязаны, ведь по сути они просто не могут жить по раздельности, да и существовать то вообщем тоже.

Если говорить другими словами, то по сути для человека природа - это и есть романтическое отражение его души, а природные стихии - это прямое отражение его поступков и так далее.

"Мцыри" безусловно, можно отнести к типичному романтическому произведению писателей прошедшего времени, ведь каждый из них старался внести что-то своё неповторимое и уникальное в свои произведения, наполнить их романтикой, которая отражала бы душу самого писателя, и его взгляд на эту тематику.

Так же великий русский писатель Лермонтов, которому вообщем-то и принадлежит это произведение постарался отобразить эту невидимую грань между романтической природой и вовсе не романтическими поступками и проделками людей, которым суждено было стать героями данного произведения.

Каждый читатель сможет найти в данном произведении что-то для себя, что-то очень личное и важное.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

Произведено было написано в 1839 году и считается одним из лучших примеров романтических поэм в России. Здесь входят все важные образцы романтизма, как уникальный персонаж в интересных условиях, диссонанс, случившийся из-за того, что столкнулись два мира – идеальный и реальный, и нельзя исключать, сам пейзаж. Ведь он здесь очень значим, так как помогает понять Мцыри, о чем он думает, чего желает получить в своей жизни. Но так же помогает показать, насколько герой решителен в своих поступках.

Все события происходят на Кавказе, не далеко от горного хребта. Монастырь, в котором живет юноша, расположен возле двух речек. Нужно отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов описывает реально действующий монастырь, он действует, и по сей день. Этот пейзаж сильно затронул самого поэта. Ведь изначально, он не знал, куда разместить, главного персонажа. Михаил Юрьевич Лермонтов создал две маленькие поэмы, но лишь побыв на Кавказе, сумел начать работать над данной работой. Ведь само слово Кавказ уже олицетворяет свободу свободомыслие, так как туда отправляли всех, кто нарушал законы (подобным образом оказался и сам поэт).

Пейзаж можно рассмотреть в этом произведении с двух сторон: как видит поэт и как видит сам герой. Обе точки зрения иногда соединяются, и от Мцыри мы можем услышать очень яркие, впечатляющие характеристики окружающего мира. И в такой момент, думается, что сам автор молвит за своего персонажа, что это он сам делится своими переживаниями и бедами, желаем стать свободным.

Изначально, пейзаж описывается как удрученный и угнетенный – жизнь в монастыре. Рассказывая об этом, идет противовес со следующим представлением ожившей окружающей среды, сжато и кратко, поэт тут же идет описывать ситуацию свободы и подневолье. Следует так же указать, что нигде не идет точного описания, как плохо было герою в заточенье.

Об этом мы можем додуматься сами, по яркому рассказу о том, что увидел за эти три дня своей свободы Мцыри. Теплое солнышко, небольшой слабый ветерок, цветущая природа и воркующие птицы, - именно этого, запертых в четырех стенах, был лишен молодой человек. Подобным образом мы видим проблему свободы и заточенья, проблему в судьбе молодого человека. И благодаря обретенной свободе, к нему приходят воспоминания о своей семье. Туманное воспоминание, которое забрал монастырь, но через какое-то время все восстанавливается и у него зарождается вера оказаться в родном краю.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Роль языка в жизни человека рассуждение

    Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет

  • Тема любви в творчестве Блока сочинение

    Любовь - это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств

  • Сочинение Образ Русской земли в Слове о полку Игореве - образ Руси 9 класс

    В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью

  • Характеристика семьи Кашириных в повести Детство Горького (описание жизни в семье Кашириных, члены семьи)

    Алеша Пешков после смерти отца переехал вместе мамой и бабушкой в дом к деду Каширину. Обстановка ему не понравилась с первого дня. В доме царила постоянная вражда между дядями мальчика, Михаилом и Яковом

  • Образ и характеристика Кирилла Троекурова в произведении Пушкина Дубровский сочинение 6 класс

    Роман «Дубровский», является одним из наиболее ярких и самобытных произведе­ний Александра Сергеевича Пушки­на. В нем мастерски выписаны типичные характеры своего времени