Урок проверки знаний звуковые волны презентация. Презентация на тему "Звуковые волны. Скорость звука" (9 класс). Понятие об ультразвуке

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Звуковые волны Выполнили: Рубан Анастасия Габова Валерия ученицы 11А класса проверила: Глушкова Т.А. учитель физики

2 слайд

Описание слайда:

Звук Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и спектром частот. Обычный человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16-20 Гц до 15-20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; выше: до 1 ГГц, - ультразвуком, от 1 ГГц - гиперзвуком. Громкость звука сложным образом зависит от эффективного звукового давления, частоты и формы колебаний, а высота звука - не только от частоты, но и от величины звукового давления. Звук - физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.

3 слайд

Описание слайда:

Звуковые волны в газах и жидкостях могут быть только продольными, так как эти среды обладают упругостью лишь по отношению к деформациям сжатия (растяжения). В твердых телах звуковые волны могут быть как продольными, так и поперечными, так как твердые тела обладают упругостью по отношению к деформациям сжатия (растяжения) и сдвига. Звук в газах Звук в жидкостях

4 слайд

Описание слайда:

Интенсивность звука Интенсивностью звука (или силой звука) называется величина, определяемая средней по времени энергией, переносимой звуковой волной в единицу времени сквозь единичную площадку, перпендикулярную направлению распространения волны: Чувствительность человеческого уха различна для разных частот. Для того чтобы вызвать звуковое ощущение, волна должна обладать некоторой минимальной интенсив­ностью, но если эта интенсивность превышает определенный предел, то звук не слышен и вызывает только болевое ощущение. Таким образом, для каждой частоты колебаний существуют наименьшая (порог слышимости) и наибольшая (порог болевого ощущения) интенсивности звука, которые способны вызвать звуковое восприятие. I=W/(St)

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Уровень силы звука За увлечение громкой музыкой, особенно модной в наше время, многие тысячи подростков расплачиваются приобретенной тугоухостью. Звук Порог слышимости вдб Едва слышимый звук 0 Шепот около уха 25-30 Речь средней громкости 60-70 Очень громкая речь (крик) 90 Рёв взлетающего авиалайнера 120 На концертах рок и поп музыки в центре зала 106-108 На концертах рок и поп музыки у сцены 120

7 слайд

Описание слайда:

Воздействие звуковых волн Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука на неорганическую материю, в том числе и на воду Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды.

8 слайд

Описание слайда:

Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, молитв, нецензурных выражений, положительных и негативных высказываний. Опыты Эмото Масару показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки, молитв и слов несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Напротив, при воздействии нецензурных выражений, слов, несущих отрицательную энергетику, в обычной воде кристаллическая структура не образовывалась вовсе, а предварительно хорошо сформированная кристаллическая структура воды разрушалась. Структура воды копирует энергоинформационное поле, в котором она находится, а мы на 90 % состоим из воды. Положительная или отрицательная энергетика звуков речи или музыкального произведения воздействует на весь организм целиком, вплоть до структуры клеток.

11 слайд

Описание слайда:

Российские ученые под руководством П.П. Гаряева с сотрудниками Института общей генетики доказали, что ДНК воспринимает человеческую речь. Если человек в своей речи использует нецензурные выражения, его хромосомы начинают менять свою структуру, в молекулах ДНК начинает вырабатываться своего рода отрицательная программа, которую можно назвать «программой самоликвидации», и это передается потомкам человека. Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячу рентген!

12 слайд

Описание слайда:

Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела. После исследования музыки, написанной различными композиторами, французский отоларинголог Альфред Томатис выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие и активизирующие мозг. Очень полезно слушать голоса птиц, звуки природы. Также важен расширенный речевой диапазон (от 60 до 6000 Гц) потому, что речь представляет собой сложные сигналы, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармоник. Наш родной русский язык в этом смысле очень перспективный, потому что включает как очень низкие, так и очень высокие частоты. Область американского и английского гораздо уже.

13 слайд

Описание слайда:

Применение звуковых волн Ультразвуковым волнам было найдено больше применения во многих областях человеческой деятельности: в промышленности, в медицине, в быту, ультразвук использовали для бурения нефтяных скважин и т.д. До сих пор высокочастотные звуковые волны применяли в медицине только для диагностики состояния внутренних органов. Сейчас они становятся прецизионным инструментом хирурга. С их помощью можно "сваривать" разрушать опухоли без наркоза, без единого разреза живых тканей.

ученицы 9 класса МКОУ "Бабежская СОШ" Ступникова Ксения, Герасимова Яна, руководитель: Тетенькина Екатерина Владимировна

Данная презентация предназначена к уроку по теме "Звук, звуковые волны" для 9 класса. Содержит полезный, интересный материал. Большое количество красивых иллюстраций сделает урок увлекательным.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Звуковые волны выполнили: ученицы 9 класса МКОУ « Бабежская СОШ Ступникова Ксения, Герасимова Яна руководитель: учитель физики Тетенькина Екатерина Владимировна

Звук передаётся с помощью звуковых волн. Они распространяются от источника звука подобно кругам воды от брошенного камня

ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ - механические колебания, частоты которых лежат в пределах звуковых частот. Звук распространяется во всех упругих телах – твёрдых, жидких и газообразных, но не может распространяться в безвоздушном пространстве.

Распространение звука в твёрдых телах. Лучше всего звук распространяется в твёрдых телах. 4500м/с. Так, приложив ухо к земле, вы можете услышать, что происходит далеко от вас. Распространение звука в газах. Звуковые волны способны проходить сквозь газы. Скорость звука в воздухе составляет 340 метров в секунду. Распространение звука в жидкостях. Звуковые волны в жидкостях всегда распространяются лучше, чем в газах(в 4 раза быстрее). Распространение звука в средах

Любой источник звука колеблется. Механические колебания, частота которых более 20 000Гц, называются ультразвуками, а колебания с частотами менее 20 Гц – инфразвуками. Человеческое ухо не слышит ультра- и инфразвуки, НО…

Эти звуки являются хорошими помощниками и человеку, и животным

Летучие мыши испускают высокочастотные писки-сигналы и воспринимают их эхо, то есть отражение этих сигналов от различных предметов. Чем короче промежуток времени между таким писком и эхом от него, тем ближе мыши к своей цели. Использование звука для обнаружения чего-либо называется эхолокацией

Летучие мыши могут различать самые высокие во всём животном мире звуковые колебания – до 210 000 Гц.

Киты и дельфины также используют принцип эхолокации, отыскивая свой путь в море. Воспринимая эхо звуков, они узнают, какие предметы и существа находятся вокруг них.

Не все животные слышат звуки так, как человек. Так, кузнечики слышат лапками, совершая ими быстрые колебания узнают, откуда исходит звук. У змей нет ушей, и они не могут воспринимать звуки через воздух. Но они улавливают звуки, слушая землю. Рыбы слышат всем своим телом.

Ультразвук применяется для обследования материалов. Например, чтобы произвести техосмотр самолёта. Изучая полученные с помощью эха данные, инженеры могут определить, нет ли в толщине металла трещин и разломов

Землетрясения и взрывы вызывают мощные колебания в почве. Такие колебания называются сейсмическими волнами. Эти волны проходят различные жидкости и горные породы с разными скоростями. Измеряя их скорость геологи могут узнать, что протисходит в недрах Земли. Сейсмические волны также помогают отыскивать месторождения нефти.

Интересные факты

Если слегка ударить по стеклянному стакану, то слышится звон стекла, вибрирующего собственной частотой. Стакан может расколоться, если рядом с ним громко пропеть эту ноту. Лишь звук, совпадающий с собственной частотой стекла, может создать достаточно сильную вибрацию, чтобы такое случилось. Как бьются стаканы

Каждое тело обладает собственной частотой. В 1940 г. Разрушился мост Тэйкома в США. Это случилось потому, что ветер заставил вибрировать с собственной частотой, явившейся причиной огромных разрушительных колебаний. Переходя по мосту, солдаты никогда не маршируют в ногу, так как это может вызвать колебания моста с собственной частотой Разрушение мостов

Можно играть на фортепьяно, даже не прикасаясь к его клавишам. Нужно открыть крышку фортепьяно, нажать на педаль и спеть какую-нибудь ноту. Кончив петь можно услышать, как из фортепьяно звучит эта же нота. Колебания голоса вызывают вибрацию струн инструмента. Синхронные колебания

В китайских и японских аптеках теперь можно найти музыкальные диски с весьма оригинальными названиями: «пищеварение», «мигрень», «печень» и т.д. Китайцы употребляют музыкальные произведения вместо таблеток. И хотя выпуск подобных музыкальных альбомов освоили на Востоке, целебные свойства музыки были известны ещё в Древнем Египте, просто эти знания со временем утратились. Медики изучили это явление и доказали: определённые мелодии оказывают благотворительное влияние на организм человека. В США музыкальная терапия стала одним из самых популярных способов лечения. Тебе помогут – при нарушениях сна: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, пьесы Чайковского. От головной боли: «Венгерская рапсодия» Листа, « Фиделио » Бетховена. Снять стресс и успокоиться: «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, «Лунная соната» Бетховена. От гипертонии концерт «ре-минор» для скрипки Баха. Этим методом терапии сегодня пользуется самые известные женщины мира.

В разных странах мира существуют целые ассоциации, популяризирующие и практикующие исцеление с помощью музыкальных вибраций. Этой теме посвящены многие издания и периодическая литература. В нашей стране музыкотерапия практикуется довольно давно, но не слишком широко. Однако применять лечение музыкой вы можете самостоятельно, в домашних условиях. Главное – наличие желания и уверенность в своих силах!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Звуковые волныСкорость звука Нас окружает мир звуков: музыкальные инструменты голоса людей шум транспорта звуки птиц и животных Что такое звук? Звук- это упругие продольные волны, вызывающие у человека слуховые ощущения. Источники звука - физические тела, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют с частотой от 20 до 20000 раз в секунду. Существуют как естественные, так и искусственные источники звука. Один из искусственных источников звука - камертон. ●Высота звука зависит от частоты колебаний. Частота измеряется в ГЦ (Герцах)●Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне.За единицу громкости звука принят сон.Громкость звука равна 1Б (1 Бел) На практике громкость измеряют в децибелах (дБ).1 дБ = 0,1Б. Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника? Громкость звука уменьшится Во всех ли средах распространяется звук? В воде. В воздухе. В твёрдых телах. В вакууме звука нет! Вывод: Звук распространяется в любой упругой среде- твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве где нет вещества. Новый материал. Звуковыми волнами принято называть волны, воспринимаемые человеческим ухом. Диапазон звуковых частот лежит в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. В каком диапазоне человеческое ухо способно воспринимать упругие волны? Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой примерно от 20 Гц до 20 кГц. Животные в качестве звука воспринимают волны иных частот. Чему равна скорость звука? Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Это запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии. Скорость звука в воздухе: Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 г. французским ученым М. Мерсенном. При температуре 20°С она равна 343 м/с, т.е. 1235 км/ч.Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает, а с уменьшением - убывает. При 0°С скорость звука в воздухе составляет 331 м/с.В разных газах звук распространяется с разной скоростью. Чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость звука в нем. Так, при температуре 0 °С скорость звука в водороде 1284 м/с, в гелии - 965 м/с, а в кислороде - 316 м/с. В теплом воздухе скорость звука больше, чем в холодном, что приводит к изменению направления распространения звука. Чему равна скорость звука в воде? Скорость звука в воде была измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. Опыт проводили на Женевском озере в Швейцарии. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, также опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. По интервалу времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. При температуре 8 °С она примерноравна 1440 м/с. Различные скорости звука разных веществ:(таблица в учебнике, стр. 130) Вещество Скорость звука, м/с Воздух (при) 343,1 Водород 1284 Вода 1483 (при) Железо 5850 Морская вода 1530 Резина 1800 Формулы нахождения скорости звука. – скорость (м/с) -длина волны (м)ⱴ- частота (Гц)S–расстояние (м) t – время (с) T- период (с) Человеческое ухо очень чувствительный прибор.С возрастом из-за потери эластичности барабанной перепонки слух людей ухудшается. Полезная информация Причины ухудшения слуха: Работа вблизи мощных самолетов, шумных заводских цехах. Частое посещение дискотек и чрезмерное увлечение аудио плеерами. Самый шумный город в мире –г.Токио. Шумовое загрязнение окружающей среды одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Промышленные предприятия, аэродромы строят на окраине города, а также используют шумоподавляющие устройства.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Звуковые волны. Цели: 1. Ввести понятие звуковых волн. Рассмотреть особенности их возникновения и распространения, характеристики звука, влияние шума на организм человека, взаимодействие звуковых волн с веществом. 2. Развивать память, логическое мышление, умение применять знания в нестандартных ситуациях. 3. Показать значение физических знаний в жизни человека. Поддерживать устойчивый интерес к предмету.

2 слайд

Описание слайда:

Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез.

3 слайд

Описание слайда:

Человек живёт в мире звуков. Звук для человека является источником информации. Он предостерегает людей об опасности. Звук в виде музыки, пения птиц доставляет нам наслаждение. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Шум дождя, шелест листьев…- всё это дорого человеку. Звуковыми волнами принято называть волны, воспринимаемые человеческим ухом. Диапазон звуковых частот лежит в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Волны с частотой менее 20 Гц называются инфразвуком, а с частотой более 20 кГц – ультразвуком.

4 слайд

Описание слайда:

Причина звука? - вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаметны для нашего глаза. Источники звука - физические тела, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют с частотой от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым, например, струна или земная кора, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах или в свистке или жидким, например, волны на воде. Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах.

5 слайд

Описание слайда:

Чтобы слышать звук необходимы: 1. источник звука; 2. упругая среда между ним и ухом; 3. определенный диапазон частот колебаний источника звука – между 16 Гц и 20 кГц, достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.

6 слайд

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА Громкость. Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. За единицу громкости звука принят 1 Бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона). Громкость звука равна 1Б. На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б. Звук громкостью свыше 180 дБ может даже вызвать разрыв барабанной перепонки.

7 слайд

Описание слайда:

Высота тона. - определяется частотой колебаний источника звука. Звуки человеческого голоса по высоте делят на несколько диапазонов: бас – 80–350 Гц, баритон – 110–149 Гц, тенор – 130–520 Гц, дискант – 260–1000 Гц, сопрано – 260–1050 Гц, колоратурное сопрано – до 1400 Гц. Частотный спектр звуков музыкальных инструментов.

8 слайд

Описание слайда:

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗВУКА. СКОРОСТЬ ЗВУКА. Распространение звука происходит не мгновенно, а с конечной скоростью. Для распространения звука обязательно нужна среда - воздух, вода, металл и т.д. Звук в вакууме распространяться не может, т.к. здесь нет упругой среды, и поэтому не могут возникнуть упругие механические колебания. В каждой среде звук распространяется с разной скоростью. Скорость звука в воздухе - приблизительно 340 м/с. Скорость звука в воде - 1500 м/с. Скорость звука в металлах, в стали - 5000 м/с.

9 слайд

Описание слайда:

КАМЕРТОН - это U-образная металлическая пластина, концы которой могут колебаться после удара по ней. Самые сильные колебания будут наблюдаться на концах вилки. Концы вилки совершают колебания удаляясь друг от друга и сближаясь. Одновременно колеблется и нижний конец - ножка камертона. Издаваемый камертоном звук очень слабый и его слышно лишь на небольшом расстоянии. Резонатор - деревянный ящик, на котором можно закрепить камертон, служит для усиления звука. Излучение звука при этом происходит не только с камертона, но и с поверхности резонатора. Однако длительность звучания камертона на резонаторе будет меньше, чем без него.

10 слайд

Описание слайда:

Э Х О Громкий звук, отражаясь от преград, возвращается к источнику звука спустя несколько мгновений, и мы слышим эхо. Умножив скорость звука на время, прошедшее от его возникновения до возвращения, можно определить удвоенное расстояние от источника звука до преграды. Такой способ определения расстояния до предметов используется в Эхолокация.

11 слайд