Окончание о и а на конце наречий. Особенности правописания о а на конце наречий. Слитное написание наречий

«Буквы о , а на конце наречий"

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

Цели урока:

развивающая:

Развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

Учить работать самостоятельно;

образовательная:

Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

Развивать чувство коллективизма, ответственности;

Воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи урока:

1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

4. Помочь каждому поверить в себя

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

Умение составлять алгоритм по теме, осознанно применять его при написании текста.

Ресурсы : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

Литература:

Учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

Видеоуроки и тесты для 7 класса

Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: литература

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
свЁкла – ФЁкла
ель – щавЕ"ль
вЕра – афЕ"ра
удивИт – алфавИ"т
истерИя – ассиметрИ"я
сидИшь - звонИ"шь
достАл – квартА"л
столЯр – малЯ"р

II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

1. Объяснение эпиграфа.

2.Просмотр видеоурока №30

3. Составление алгоритма

Применяя данное правило, рассуждаем так:

Алгоритм

Наречие образовано

от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

в на за из до с

Пишем

III. Закрепление изученной темы.

1.-Работа в парах(рассуждение по алгоритму) :

Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

3.Работа по вариантам: упражнение 271

4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

5.Экспресс-тест по изученной теме

1.

1) засветл...

2) издавн...

3) вдохновенн...

4) досыт...

2. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Упражнение было переписано занов... .

2) Герой сызнов... вернулся в родные края.

3) Дверь была закрыла наглух... .

4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.

4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

1) занов...

2) набел...

3) насух...

4) дочерн..

5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

2) Засветло найди пристанище на ночь.

3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.

6. Вопрос:

В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

Изображение:

Запишите ответ:

7. Отметьте предложения с ошибками

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) И слева, и справа были стены.

2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

3) Таня насуха вытерла мячик.

4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) заново

2) изысканно

3) изменчиво

4) изнеженно

9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .

Изображение:

Запишите число:

10.Отметьте предложения без ошибок

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

4) В армии солдат бреют наголо.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

Нет;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (3 б.) Верные ответы: 3;

6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!" о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

Словарная работа на доске:

Бе--молвие

(Не)рукотворный хр-м

Ц-рит г-рмония

Оч-рованная душа

Поэтическая нап-вность

Л-сная ска-ка

Хр-м пр-роды

(По)истине тр-гическое звуч-ние

Слыш-т?ся в ответ

Ра-рушенный

Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

внешности

II. Беседа по вопросам учебника

Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

III. Вопросы и задания, составленные учениками

За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

IV. Словарный диктант

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

V. Работа по развитию речи

1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр-тихший лес

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.

4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.

6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

Алгоритм

Наречие образовано

От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

«Буквы о , а на конце наречий"

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ КК ШИСП Ахметова Н.И.

МЕСТО УРОКА В КТП: урок изучение новой темы.

Цели урока:

развивающая:

Развивать мышление от частного к общему, элементы творческого поиска

Учить работать самостоятельно;

образовательная:

Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

Развивать чувство коллективизма, ответственности;

Воспитывать умение конролировать свои эмоции.

Задачи урока:

1. Создание условий для осознанного запоминания правописания о и а в конце наречий

2. Научить составлять алгоритм по теме урока.

3. Научить правильному употреблению наречий в тексте.

4. Помочь каждому поверить в себя

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

Умение составлять алгоритм по теме, осознанно применять его при написании текста.

Ресурсы : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР,

Литература:

Учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией

М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской и др.

Видеоуроки и тесты для 7 класса

Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: литература

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка

Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
свЁкла – ФЁкла
ель – щавЕ"ль
вЕра – афЕ"ра
удивИт – алфавИ"т
истерИя – ассиметрИ"я
сидИшь - звонИ"шь
достАл – квартА"л
столЯр – малЯ"р

II. Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.»

1. Объяснение эпиграфа.

2.Просмотр видеоурока №30

3. Составление алгоритма

Применяя данное правило, рассуждаем так:

Алгоритм

Наречие образовано

от беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

в на за из до с

Пишем

III. Закрепление изученной темы.

1.-Работа в парах(рассуждение по алгоритму) :

Издалека, докрасна, снова,сначала,исправно,изнеженно,доверчиво,связано.

2.Записывать слова и графически обозначить правило: упражнение 269

3.Работа по вариантам: упражнение 271

4.Самостоятельное чтение упражнения 272, пересказ, беседа по тексту.

5.Экспресс-тест по изученной теме

1.

1) засветл...

2) издавн...

3) вдохновенн...

4) досыт...

2. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ если наречие образовано от прилагательного с приставкой, то на его конце пишем А.

__ в наречиях с приставками на-, в-, -за на конце пишется О

__ в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется А

__ если наречие образовано от прилагательного, не имеющего приставки, то на его конце пишем О.

3. В каких случаях мы напишем на конце наречий О?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Упражнение было переписано занов... .

2) Герой сызнов... вернулся в родные края.

3) Дверь была закрыла наглух... .

4) Изредк... в реке ловилась крупная рыба.

4. Найдите наречие, на конце которого пишется А.

1) занов...

2) набел...

3) насух...

4) дочерн..

5. Где-то в примерах, взятых из пословиц и поговорок, спрятано неправильно написанное наречие. В каком из примеров оно притаилось?

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Пойдёшь направо, а придёшь налево.

2) Засветло найди пристанище на ночь.

3) Досыто не наедаемся, а с голода не умираем.

4) Правая рука - это та, на которой большой палец слева.

6. Вопрос:

В поговорке "Грозит мышь кошке, да издалече" наречие употреблено в архаичной форме. О или А писалось бы на конце современного варианта наречия? Запишите наречие в его современном варианте.

Изображение:

Запишите ответ:

7. Отметьте предложения с ошибками

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) И слева, и справа были стены.

2) Искосо бросая взгляды на друзей, жадный Вова ел мороженое.

3) Таня насуха вытерла мячик.

4) Котенок доверчиво прижался к ласковым рукам.

8. Наречия, которые были образованы от прилагательных с приставками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) заново

2) изысканно

3) изменчиво

4) изнеженно

9. Ученику на диктанте досталась трудная фраза. Сколько наречий в ней пишутся с А на конце? Ответ укажите числом.

Издавн... повелось, что и направ..., и налев... от этого коридора были наглух... закрытые двери, на которые жильцы изредк... поглядывали искос... .

Изображение:

Запишите число:

10.Отметьте предложения без ошибок

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Он каждый раз начинал решать эту задачу заново.

2) Радостный Витя слегка приобнял друга за плечи.

3) За лето ученики нашего класса загорели дочерно.

4) В армии солдат бреют наголо.

Ответы:

1) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

2) (2 б.) Верные ответы: Нет;

Нет;

3) (2 б.) Верные ответы: 1; 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (3 б.) Верные ответы: 3;

6) (2 б.) Верный ответ: "издалека".

7) (2 б.) Верные ответы: 2; 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

9) (3 б.): Верный ответ: 3.;

10) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 43, с. 111).

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске

и в тетрадях).

V. Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Слово «табу» - одно из немногих, пришедших к нам из полинезийского языка. Оно означает «строгий запрет». По верованиям полинезийцев, запрещается произносить вслух имена духов, что- бы они не принесли вреда. Русский язык освоил это несклоняемое слово, произведя от него глагол «табуировать», причастие «табуированный», существительное «табуирование». Значение этих слов ограниченно. Они не являются абсолютными синонимами слов «запретить», «запретный», «запрет», а употребляются, когда речь идет!" о запрете не принятых в обществе слов или действий. Например, вместо слова «черт» часто говорится «лукавый».

Интересно, что всем известное слово «медведь» тоже связано с табуированием. Это животное, пожалуй, единственное, не имеющее собственного имени в русском языке. В других языках оно не только названо: «bear» по-английски, «ber» по-немецки, УТОЧНИТЬ! Но и закреплено в названиях городов: Берлин, Берн.

По-русски же это «тот, кто ведает мёд», название окольное, не прямое. Вспомним, что и в русских народных сказках к медведю отношение особое. Его называют уважительно «хозяином», а часто - по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапыч», «Топтыгин». Недаром этот зверь изображен на гербах многих старинных городов, и наших, и зарубежных.

Домашнее задание

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Почёт, печёт, плечо, чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)

Словарная работа на доске:

Бе--молвие

(Не)рукотворный хр-м

Ц-рит г-рмония

Оч-рованная душа

Поэтическая нап-вность

Л-сная ска-ка

Хр-м пр-роды

(По)истине тр-гическое звуч-ние

Слыш-т?ся в ответ

Ра-рушенный

Исп Цели: закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников. .

Методические приемы: анализ сочинений, повторение изученного материала, тест, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Чтение и анализ нескольких сочинений - описаний

внешности

II. Беседа по вопросам учебника

Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми.

III. Вопросы и задания, составленные учениками

За удачные вопросы и задания ученики получают оценку.

IV. Словарный диктант

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёваный, изощренный, искриться, калитка, кованый, колонна, медленный, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, отразить, пакет, переведённый, поразительный, прекратить, претензия, приведённый, присутствовать, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

V. Работа по развитию речи

1. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.уга(н,нн) пр-тихший лес

По началу нашего урой вы уже поняли, что главная его тема -спортивная. Спортивная журналистика - нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и безликие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.

Ваша задача - попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.

Но сначала посмотрим, как это делают профессионалы.

Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить их суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.

Примечание: можно устроить соревнование: кто быстрее вы полнит задание. За правильные ответы засчитываются «забитые I голы», за ошибки - штрафные очки.

Предложения записаны на доске:

1) Все поезда идущ...ев футбольную cm.. .лицу заполн... е(н, нн)ы болелыц...ками.

2) Ко(м, мм)ентаторы уд...ляли повыше(н, нн)ое вн... мание футболисту забивш...му победный гол в ворота соперн...ка.

3) (В)место пользу...щ...гося в команде (не, ни)пр...река...мым автор...тетом вет...рана в стартовом составе может выйти v под... ющий надежды защитник из юнош... ской сборной страны.

4) Дровиш...к в разг...ревш...йся к...стер надежд подбросила молодая пор...ель украинских игроков добравшись до ф...нала чемп...оната Европы.

5) Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил I мяч... через голкипера но выручил защитник насти(г, к)шиймяч... поч...ти на линии ворот.

6) Об...грае три команды бр...зилъц... вышли в (четвертьфинал.

1) Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

2) Комментаторы уделяли повышенное внимание футболисту, : забившему победный гол в ворота соперника.

3) Вместо пользующегося в команде непререкаемым авторитетом ветерана в стартовом составе может выйти подающий | надежды защитник из юношеской сборной страны.

4) Дровишек в разгоревшийся костер надежд подбросила молодая поросль украинских игроков, добравшись до финала чемпионата I Европы.

5) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти I на линии ворот.

6) Обыграв три команды, бразильцы вышли в четвертьфинал.

(Предложения взяты из газеты «Спорт-экспресс».)

Примечание: обратим внимание на причастие в пятом пред-

I ложении: нападающий - оно выступает в роли подлежащего. Это | случай перехода одной части речи в другую (в данном случае - при-[ частия в существительное).

IV. Выполнение упражнений

Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

Алгоритм

Наречие образовано

От беприставочного прилагательного от прилагательного с приставкой

Если образовано с приставками В конце пишем О

В.Н. Шипицина, учитель русского языка и литературы МОСШ № 19, г. Нижневартовск

Урок русского языка в 7 классе

Тип урока: объяснение нового материала; формирование новых ЗУН учащихся.

Тема урока:

Б уквы О и А из- , до- , с-

Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв О и А на конце наречий; формировать навык написания букв О и А на конце наречий с приставками из- , до- , с- .

Работа по развитию речи: обогащение речи школьников за счет

использования наречий в речи

Повторение: повторение правописания О , Е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях различных частей речи; правописание приставок на , .

Оборудование урока:

    Индивидуальные карточки с дифференцированными знаниями;

    Таблицы:

    правописание О и А на конце наречий;

    алгоритм О , А , У на конце наречий;

    Словообразовательное лото (игровые, занимательные материалы).

Запись на доске:

    Число, классная работа, тема урока.

    Цель: научиться определять условия выбора букв О , А на конце наречий с приставками из- , до- , с- .

    Бесполезн… живущий человек сначал… умирает для других, потом для себя.

    Беспомощно ←

Доверчиво ←

Добела ←

Дотемна ←

Издавна ←

Изжелта ←

Снова ←

Слева←

    Орфографическая задача.

Справ(а,о) тянется лес, слев(а,о) извивается речка. Снов(а,о) подъезжаю к родным местам. Изредк(а,о) попадается встречная машина. Вот и озеро, где издавн(а,о) водилось много рыбы. Дорога повернула вправ(а,о).

Ход урока

    Активизация опорных знаний

1.1. Опрос-повторение.

Индивидуальная работа по карточкам

а) объясни правописание ¬. Обозначь орфограммы.

Ра(з,с)считать; ра(з,с)чет; ра(з,с)формировать; бе(з,с)вредный; бе(з,с)форменный; ра(з,с)чертить; бе(з,с)полезный; (з,с)жечь; (з,с)делать.

б) записать, вставить пропущенные Н, НН.

Небо было соврше(н,нн)о ясное; выполнить аккурат(н,нн)о; безвере(н,нн)ая погода; поступить необдума(н,нн)о; ребята говорили возбужде(н,нн)о; слушать рассея(н,нн)о.

в) вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

Н…куда идти; н…когда не думал об этом; н…где искать; н…как не найдет; н…где не видно; н…куда не пойду; н…откуда взять; н…где спросить; н… с кем поговорить.

Синтаксическая минутка

Задание №1. Выполни синтаксический разбор предложения (раскрой скобки, расставь знаки препинания, дай характеристику предложению, начерти схему).

Я

, / / (не)торопливо брожу по берегу (не)большой степной реч(?)ки ( , ) / оставляя за собой след на мокрой траве / . (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом.

1.2. Проверка домашнего задания.

Коллективная работа по проверке упр. 214 (О , Е после шипящих)

^

Микровывод: – Когда после шипящих в существительном, прилагательном, наречии пишется О , Е ?

1.3. Проверка синтаксического разбора предложения.

Неторопливо (медленно)

Небольшой (прилагательное) маленький

Речки – чк, чн

    Сообщение темы и цели урока

На доске записано предложение

Бесполезно живущий человек сначала умирает для других, потом для себя.

Как вы понимаете смысл этой фразы?

Найдите наречия, разберите по составу.

Бесполезно ← бесполезный (суффиксальный способ)

Сначала ← начальный, начало (¬ ^ )

У. С закономерностью выбора суффиксов А , О в наречиях предстоит сегодня познакомиться.

– записать тему,

– назвать цель.

Наблюдение

На доске записаны наречия. Найдите слова, от которых они образованы и определите способ образования.

1. Беспомощно ← беспомощный (^ )

Доверчиво ← доверчивый (^ )

2. Добела ← белый (¬ ^ )

Дотемна ← темный (¬ ^ )

Издавна ← давний (¬ ^ )

Изжелта ← желтый (¬ ^ )

Снова ← новый (¬ ^ )

Слева ← левый (¬ ^ )

У. Наречия образовываются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; суффиксальным способом.

Работа с таблицей

О и А на конце наречий

У. Наречия с ¬ в- , на- , за- , с- , из- , до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.

из- давн из окн а

до- красн а до окн а

с- прав с окн а

в- лев в окн о

на- глух о на окн о

за- прост за окн о

Вывод: если наречие с ¬ из- , до- , с- образовано от бесприставочного прилагательного – а

Работа по учебнику

    § 46 стр. 97 – наблюдение;

    Орфограммы;

    Работа в «Памятке»

-о -а

на конце наречий

1. Образовано от прилагательного суффиксальным способом

н-р: исправно (исправный)
2. + о (приставка уже есть в прилагательном) н-р: доверчиво (доверчивый)
3.в влево на + о направо за запросто

    Закрепление

3.1. Образец рассуждения стр. 97;

3.2. Упражнение 216 (коллективно, объяснительная работа)

-а (-я) -о

Слева (левый) досрочно (досрочный)

досиня (синий) созвучно (созвучный)

издавна (давний) изобильно (изобильный)

досуха (сухой) доходчиво (доходчивый)

справа (правый) стеснительно (стеснительный)

досыта (сытый) дословно (дословный)

сначала (начальный) достаточно (достаточный)

извилисто (извилистый)

исправно (исправный)

доверительно (доверительный)

3.3. Замени словосочетание наречиями с –о или –а на конце

Идти в правую сторону – вправо;

Беседовать без стеснений – запросто;

Раскалить до красного цвета – докрасна;

Расстаться на долгое время – надолго;

Переписать окончательно – набело.

Надолго

Набело Добела

3.4. Упражнение 217 – работа по вариантам (взаимопроверка) 2-е у доски.

I-ый вариант II-ой вариант

издавна влево

слева направо

снова начисто

досыта затемно

досуха засветло

Микроитог: Наречия с ¬ из- , до- , с- образованные приставочно-суффиксальным способом от бесприставочного прилагательного пишется – а

Наречия образованные от прилагательного с приставками, которые уже были у прилагательного, а также с ¬ в- , на- , за- пишется – о

      Реши орфографическую задачу:

Справ а тянется лес, слев а извивается речка. Снов а подъезжаю к родным местам. Изредк а попадается встречная машина. Вот и озеро, где издавн а водилось много рыбы. Дорога повернула вправ о .

3.6. Эстафета. Словообразовательное лото.

На цветных карточках даны части слов:

из- в- до- на-

с- за-

сух , чист , -лев- , -давн- , -прав- , -долг- , – зеленый цвет

Кто больше составит слов?

    Итог урока.

4.1. Вернуться к предложению

Бесполезн о – бесполезный

Сначал а – с + а

4.2. Какова цель нашего урока?

4.3. Каким приемом надо пользоваться, чтобы определить, что писать на конце наречий –а , –о ?

    Домашние задание.

5.1. § 46, «Памятка».

5.2. Сочинение-миниатюра на тему «Как я готовлю уроки» (используя наречия: снова, слева, справа, сбоку, сначала, досконально, вначале и другие).

5.3. Из II-ой главы повести «Детство» М. Горького выписать 5 предложений с наречиями на –а , –о, –е .

5.4. Упражнение 218.

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.

Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Буквы о, а на конце наречий с приставками из, до,с, за, на, в Урок в 7 классе

Цели и задачи урока: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу

« О, сколько нам открытий чудных... Готовит просвещенья дух, И опыт - сын ошибок трудных, И гений - парадоксов друг». А.С.Пушкин

Какой способ образования? Беспомощно ← беспомощный (суффиксальный) Добела ← белый (приставочно-суффиксальный) ВЫВОД: наречия образуются от прилагательных суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом. Понаблюдаем вместе!

Навечно докрасна Запросто снова Вправо изредка О или а на конце наречий?

Запомним!

Подумаем! Приставки -из, -до,-с, а пишем -о на конце. Почему? Посмотрим способ образования. Изнеженно ←изнеженный, дословно← дословный, связно← связный (суффиксальный способ образования) Эти наречия образованы от прилагательных, у которых уже были приставки.

Вывод: если наречие с ¬ из,-до,-с образовано от бесприставочного прилагательного, то пишем А, если от прилагательного с приставкой пишу О.

Наречия с ¬в,-на,-за,-из, -до,-с - это застывшие формы винительного и родительного падежей, краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись, как до сих пор склоняется слово ОКНО

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть. Комментированный диктант

Задание Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило. Образец: расстаться на долгое время=надолго 1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть поесть=досыта; 2. Выехать, пока еще светло=засветло; 3. Навещать нечасто, редко=изредка; 4. Приходить в гости без стеснений=запросто; 5. В пылу спора, под горячую руку обидеть=сгоряча; 6. С давних пор, с незапамятных времен сеять=издавна; 7. Встретить гостеприимно=радушно.

Творческий диктант Задание: по лексическому значению определить слово-наречие. (задание выполняется устно) 1. Друзья, оставшиеся в классе один на один(наедине). 2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза(вчетверо). 3. Равнина, разделенная оврагом пополам(надвое). 4. Дежурные, убиравшие класс два раза(дважды). 5. Брошюры, купленные попутно с книгами(заодно).

Урок изучения нового материала формирует навык правописания гласных О, А, на конце наречий, сопровождается мультимедийной презентацией. Урок построен по новым подходам в преподавании и обучении.

Просмотр содержимого документа

7 класс

Урок № 44. Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование навыков правописания гласных О, А, на конце наречий.

Задачи:

    самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий;

    развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения, как средства формирования учебной деятельности;

    воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, интерактивный плакат, сигнальные карточки.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи.

2. Грамматическая разминка.

    Грамматический анализ предложения.

Я (не)торопливо 2 брожу по берегу (не)больш…й степной реч…нки, оставляя 1 за собой след на мокрой траве.

    Объясните правописание слов.

    Изобразите предложение схематично.

    Произведите разборы.

2. «Мешочек каверзных вопросов»

(несколько учеников берут из мешочка по 1 заданию и отвечают на вопрос)

    Сколько звуков в слове «петь»?

    Назовите синоним к слову финиш.

    Назовите главные члены предложения?

    Назовите 5 приставок

    Назовите неизменяемую часть речи?

    Назовите лишнее слово: аккуратно, наверху, бегут, налево, направо, вместе.

    Назовите антоним к выражению «в час по чайной ложке»

    Что значит шиворот - навыворот?-

    Знать назубок-

Выполняют задания, данные по предложению.

Подлежащее сказуемое

В из за над под

Сломя голову

Наоборот

Знать хорошо

3. Этап планирования и целеполагания

Прочитайте слова, записанные на доске, и определите часть речи: слева, вправо, изредка, насухо, дочиста, засветло.

Найдите «опасное место» в наречии, написание которого объяснить пока не можем.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какова задача нашего урока?

Это наречия.

«Опасные места» на конце наречий. Мы не знаем когда пишется а, когда о.

Правописание гласных на конце наречий.

Открыть способ проверки написания гласных на конце наречий.

4. Изучение нового материала.

Знание назубок сегодняшней темы, поможет нам писать без ошибок. Сегодня мы узнаем, от чего зависит написание гласных О и А на конце наречий.

У наречий много секретов, давайте разгадаем один из них.

Посмотрите ещё раз на наречия. Выделите в них приставку и суффикс.

На какие группы можно их разделить?

Разделим на группы, которые предложил…..(имя ученика, который назвал группы по написанию гласных).

Запишите слова.

Подумайте, от чего зависит написание букв о и а на конце наречий?

Что вы заметили? Обсудите в паре.

Чтение учебника с.124- правило.

Но и у меня есть еще один секрет. Достаточно взять слово ОКНО с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А.

    Исследование слов. Что общего.

    Разделите на две группы (работа в парах)

    Объясните своё решение

    Проверяем себя

    Теоретический материал (запись в тетрадь + примеры)

На, за, в - О

Из, до, с - А

в) Выводы детей. в наречиях с приставками -из, -до, -с, пишется суффикс -а;

С приставками -на, - за, -в, суффикс о.

Налево- на окно, засветло- за окно, издавна- из окна

5. Закрепление

    Конструирование (упражнение № 277)

К наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы -а -о . Составьте с наречиями предложения.

...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк..., ...далек..., ...высок..., ...редк...

    Комментированное письмо

Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., доходчив... об...яснить, сначал... выслушать.

    Работа с сигнальными карточками.

Учащиеся получают карточки с буквами О, А. Учитель называет наречие. Слев…, досрочн…, созвучн…, досин…, изобильн…, доходчив…, издавн…, досух…, справ…, стеснительн…, дословн…, достаточн…, извилист…, исправн…, досыт…, доверительн…, сначал… , влев…, нагол…, задолг…

Если нужно вставить о – поднимают карточку те, кому досталась соответствующая буква.

6. Итог урока. Рефлексия.

Какой секрет вы сегодня сумели разгадать?

Чем был интересен урок?

На своих листочках нарисуйте смайлик.

Рисуют смайлик:

грустный – не понравился урок, весёлый – понравился

7. Дом задание.

Выучить § 35.

«3» - упр.279;

«4» и «5» - упр. 276.

Приложение №1

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Просмотр содержимого презентации
«7 класс Правописание А-О на конце наречий»

БУКВЫ О И А НА КОНЦЕ НАРЕЧИ Й


Исследование

Правило

Рассуждение

Конструирование

Комментирование

Распределительный диктант

Контрольное списывание


ИССЛЕДУЙТЕ СЛОВА. ЧТО ОБЩЕГО?

Разделите на две группы.

Объясните свое решение.

Слева, затемно,

добела, изредка,

начисто, вправо.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слева Затемно

Добела Начисто

Изредка Вправо


В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется

буква а , если эти наречия образованы от бесприставочных

прилагательных.

Пример: до сух а (от сухой без приставки)

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется

буква о , если они образованы от прилагательных, в

которых уже были приставки.

Пример: досрочн о (от досрочный с приставкой).

В наречиях с приставками в-, на-, за- всегда пишется

буква о .

Пример: на сух о (с приставкой на).


БУКВЫ О – А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ С ПРИСТАВКАМИ

если

НА – ПИШИ О

ЗА –

Влев о

Направ о

Засветл о

если

ИЗ –

ДО – ПИШИ А

Издавн а

Докрасн а

Слев а


РАССУЖДЕНИЕ

Доверительн ? - в этом наречии есть приставка

до- , но она уже была в прилагательном

доверительный , значит, наречие образовано с

помощью суффикса ; пишу на конце букву ;

Доверительно.

Досух? - в этом наречии есть приставка до- ,

но ее нет в прилагательном сухой , значит, наречие

образовано с помощью приставки до- и суффикса ;

пишу на конце букву а :

Досуха.


«ПРАВИЛО ОКНА»

  • дотемн а доверчив о
  • дочист а но доходчив о
  • досыт а досрочн о
  • Почему?
  • «Правило окна» распространяется на наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом.
  • в-,на-,за- -о
  • из-,до-,с- -а

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Задание:

К наречиям добавьте нужные приставки,

допишите суффиксы -а -о . Составьте с

наречиями предложения.

...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк...,

...далек..., ...высок..., ...редк... .


ПРОВЕРКА

Из давн а ,

с полн а,

с легк а ,

из далек а ,

с высок а ,

из ре дк а .

На глух о .