Горький во время второй мировой войны. Горь­ков­чане в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Без тыла не было б Победы

Совсем скоро мы вновь будем отмечать самый важный праздник для нашей страны – День Победы. Уже стартовала акция «Георгиевская ленточка», а в день празднования мы увидим Парад Победы и пройдет уже традиционная акция «Бессмертный полк». Как жил наш город в эти тяжелые дни и какой вклад горьковчане внесли в Победу.

Начало войны и бомбардировок Горького

Горьковчане узнали о начале войны 22 июня 1941 года, спустя несколько часов после вторжения противника. Сперва по радио, потом из газеты «Горьковская коммуна». На Советской площади (сейчас площадь имени Минина и Пожарского) состоялся многотысячный митинг, на котором перед собравшимися выступил секретарь Горьковского обкома ВКП(б) Иван Михайлович Гурьев. Многолюдные митинги и собрания волной прокатились по всей области. Мобилизация была объявлена на следующий день, однако только 22-го числа, в первый день войны, около 10 тысяч человек по всей области, не дожидаясь повесток из военкоматов, подали заявления о вступлении в армию.

Конечно, мы все с вами знаем, что через город не проходила линия фронта и никаких боевых действий не велось, но город Горький заслуживает звания «город - герой труда», ведь здесь для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

Конечно, нельзя забывать и о бомбардировке немецкой авиации основных производств и промышленных районов города. Основной целью бомбардировок в период с осени 1941 по лето 1943 года, было разрушение промышленного потенциала города, наибольшие повреждения получил Горьковский автомобильный завод. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью, во время которых на город были сброшены 33 тысячи 934 зажигательных бомб и 1 тысяча 631 фугасная. Бомбардировки Горького стали самыми крупными ударами авиации Люфтваффе по тыловым районам СССР в годы войны.

Город попал в поле зрения немцев ещё при разработке операции «Барбаросса» по разгрому СССР. Он тогда был одним из крупнейших производителей и поставщиков вооружения Красной Армии. Полный захват Горького и переход его под свой контроль планировался нацистской Германией во второй половине сентября 1941 года. Сначала фашисты должны были уничтожить оборонную промышленность города - Горьковский автозавод, «Завод имени Ленина», также заводы «Сокол», «Красное Сормово» и «Двигатель Революции». Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники.

31 октября 1941 года на автозавод пришло распоряжение И. В. Сталина о том, что необходимо резко увеличить производство лёгких танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня довести его до 10 танков в день. А уже через 5 дней, в ночь с 4 на 5 ноября 1941 года, был совершен первый налет на город вражеской авиации. В нем участвовали группы бомбардировщиков «Хейнкель-111», «Юнкерс-88», всего до 150 самолетов. Из этого числа к городу прорвалось 11 самолетов.

Стояла промозглая и пасмурная ноябрьская ночь. Раскинувшийся на окских берегах и погруженный в темноту Горький жил повседневной жизнью тылового города. Десятки тысяч жителей отсыпались в своих нетопленых домах и бараках, в то время как другие трудились в многочисленных холодных цехах военных заводов. Их мрачные серые корпуса с забитыми досками и фанерой окнами смутно выделялись на фоне однообразного пейзажа. Люди пребывали в тревоге – враг стоит под Москвой.

Авиабомбардировки: как это было

С юго-запада на небольшой высоте к Горькому приближался немецкий бомбардировщик. Экипаж «Хейнкеля» пребывал в напряженном ожидании. Штурман внимательно вглядывался в хорошо различимый силуэт Оки, предвкушая, что вот-вот появятся контуры спрятанного в темноте тылового города. По левому борту промелькнули мрачные очертания химических заводов Дзержинска. Это означало, что до цели осталось около 20 км. И вот на левом берегу показались многочисленные пятна жилых массивов, а затем и темная громада автомобильного завода с десятками дымовых труб…

На часах было 01.40 4 ноября по местному времени, когда три мощных взрыва сотрясли «ГАЗ». Одна бомба упала в моторный цех № 2 на линию коленчатых валов, вторая взорвалась снаружи, еще одна фугаска угодила в угол расположенного напротив колесного цеха, где находились электродный участок и гараж. Дальше завод превратился в потревоженный муравейник. А над моторным цехом все сильнее разгоралось пламя, зловеще освещая соседние здания. Начальство бросилось к телефонам, дабы поскорее сообщить о бомбежке в обком.

А тем временем к городу с юго-запада приближался второй бомбардировщик, из-за облачной погоды снова оставшийся незамеченным для постов ВНОС. В 02.15 «Хейнкель» вышел на цель, которую уже отчетливо обозначало яркое пламя пожара. Немецкий пилот метил в новокузовной корпус, где собирались легкие танки Т-60. Когда темно-серая громада здания показалась в перекрестье прицела, штурман нажал на кнопку сброса и две 500-кг бомбы с воем устремились вниз. Однако расчет на сей раз оказался неверным. Одна бомба упала с недолетом, а вторая – с перелетом, уже на трамвайной остановке за заводом. Мощной взрывной волной вышибло стекла в колесном цехе, отделе запчастей, КЭО и других зданиях. Грохот взрывов был слышен на большом расстоянии, и многие жители города, проснувшись, выбежали на улицу, где их глазам предстало яркое зарево пожара на автозаводе. Всем стало ясно, что война по-настоящему пришла в Горький.

В 16.40 появился еще один «Хейнкель». Бомбардировщик шел с южного направления, со стороны деревни Анкудиновка, и летел низко над железной дорогой. Двухмоторная махина с ревом пронеслась над станцией Мыза. Некоторым жителям даже удалось разглядеть подвешенную под фюзеляжем огромную бомбу. Неожиданно вынырнув из-за гористого берега, самолет пролетел над Окой и с пологого пикирования сбросил «груз» на завод «Двигатель революции». Сильнейший взрыв прогремел в здании силовой станции предприятия, в котором находились паровые котлы, дизельная, компрессорная и трансформаторная подстанции. Рабочие, находившиеся в соседних цехах, от сотрясения повалились на пол, затем сверху на них посыпался настоящий дождь из осколков стекла световых фонарей.

Бомбардировщик тем временем полетел в центр Горького, осматривая местные достопримечательности. Над Кремлём он сделал «круг почёта» и после этого скрылся. К сожалению, в тот день кремлёвская оборона ещё не была готова. Работник обкома ВКП(б) Анна Александровна Коробова, после этого, вспоминала: «Во время перерыва между заседаниями мы вышли на улицу и к своему ужасу увидели чёрный самолет со свастикой, описывающий круг над Кремлем. При этом летчик высунулся из кабины и даже помахал нам рукой! После этого мы вернулись в здание и нам сообщили - только что разбомбили завод им. Ленина, его директор Кузьмин погиб…»



После первых бомбардировок были приняты срочные меры по переброске в район автозавода дополнительных зенитных орудий и боеприпасов, улучшалась связь и система управления огнем. Изменили схему заградительного огня. На направлениях действий немецкой авиации создавались две линии завес на расстоянии 2-3 и 6-7 километров от автозавода, на крышах цехов устанавливались пулеметы для стрельбы по низколетящим самолетам. Последующие налеты встречались более организовано, на подходе к Горькому. Всего было сбито 14 самолетов, из них зенитными батареями - 8, истребителями - 6 (по другим данным сбито 23, повреждено около 210).

Следующие массированные налеты состоялись в феврале 1942 года, в результате этих бомбардировок убито 20 и ранено 48 человек, урон промышленным объектам незначительный. Затем бомбовые налеты шли в июне. В тот период немцы стали совершать налеты и на другие города Поволжья. Войска ПВО тогда значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения.

Продолжающиеся бомбёжки 1943 года и восстановление автозавода

В июне 1943 года после продолжительного затишья Горький, особенно автозавод, подвергся серии массированных ночных налетов немецкой авиации. Налеты проводились в рамках подготовки к крупной наступательной операции лета-осени 1943 года, в ходе которой наносились бомбовые удары по промышленным центрам Поволжья - Ярославль, Горький, Саратов.

Несмотря на активный интерес Абвера (орган военной разведки и контрразведки Германии – прим. ред .) в 1919-1944 годах к горьковской оборонке, все же германское командование не располагало абсолютно точными сведениями о наших военных заводах. «ГАЗ» они считали головным заводом советской танковой продукции, который еженедельно выпускает 800 танков Т-34. Именно поэтому была поставлена задача в преддверии Курской битвы стереть автозавод с лица земли. Бомбили с немецкой точностью: организованно, по одинаковой схеме, в одно и то же время суток, по одинаковому маршруту. Каждый вечер жители Горького со страхом следили, как стрелка часов приближается к полуночи.

Прилетали изо дня в день партиями по 150-200 самолётов, начиная с 00.00 и до 3 часов ночи. Сбрасывали осветительные приспособления на парашютах и бомбили. Было светло как днём. Горел завод, цеха, строения. Там и тут рвались бомбы. Главный грузовой конвейер был разрушен до основания.

Но, люди, голодные, обессиленные, плохо одетые сотворили чудо, и в течение одного месяца восстановили всё. Восстановительные работы начались уже во время бомбёжек и продолжались в нарастающем темпе. Привлекались строительно-монтажные бригады из Москвы, с Урала, Сибири, из Средней Азии. Общая численность работающих достигла 35 тысяч. В первую очередь был запущен колесный цех. И с конвейера опять стали сходить машины, нужные фронту. Официальной датой восстановления Горьковского автозавода считается 28 октября 1943 года, в этот день был отправлен рапорт И. В. Сталину, который подписали 27 тысяч строителей.

За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за усовершенствование боевой техники и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 г. был награжден вторым орденом - орденом Красного Знамени. Более 500 рабочих, инженеров, техников награждались орденами и медалями Советского Союза.

Более 75 лет назад началась Великая Отечественная война, следы которой не стёрты до сих пор с русской земли благодаря памяти нынешних поколений. В такие важные для нашей страны дни все мы оглядываемся назад, переносимся в эпоху грозных лет Отечественной войны, перебираем в памяти страницы семейной истории и вехи освободительной борьбы нашего народа. Немалую роль сыграл в этой борьбе и наш край, Горьковская область.

Сразу после начала вторжения войск гитлеровской Германии на территорию Советского Союза, вместе со всем советским народом встали на защиту Родины более 600 тысяч горьковчан. Многие из них пали смертью храбрых. По уточненным данным, имена около 600 Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы связаны с Горьковским краем.

Летчики Василий Рязанов и Арсений Ворожейкин удостоены высокого звания Героя дважды. Более 300 тысяч горьковчан за мужество и отвагу на фронтах войны награждены боевыми орденами и медалями.

Только в первый день войны в военкоматы Горьковской области поступило 10 тысяч заявлений с просьбой отправить на фронт в ряды действующей армии – таков был патриотический подъем в обществе.

Город Горький, как крупный промышленный центр страны, согласно «Плану Барбаросса», подлежал захвату в сентябре-октябре 1941 года. Этим планам противника не суждено было сбыться.
23 октября 1941 г. создается Горьковский городской комитет обороны – местный чрезвычайный орган руководства в условиях военного положения. Он объединял гражданскую и военную власть в городе и области.

Комитет руководил мобилизацией населения и материальных ресурсов, занимался вопросами формирования воинских подразделений, противопожарных и санитарных дружин, противовоздушной обороны, восстанавливал предприятия и дома, разрушенные во время вражеских бомбежек.

Руководил Комитетом обороны первый секретарь Горьковского обкома ВКП(б) Михаил Родионов , молодой талантливый управленец, ставший впоследствии председателем Совета министров Советской России. Особой его заботой было строительство оборонительных рубежей, где было задействовано свыше полумиллиона человек: местные жители, студенты и старшеклассники.

В ночь с 4 на 5 ноября 1941 г. на город Горький был совершен первый авианалет. К 1942-43 году налеты приобретали все большую интенсивность. На город было сброшено 1631 фугасная и 33934 зажигательных бомб. Особенно сильный ущерб был причинен в августе 1943 года Автозаводу .

Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. Наши земляки пришли восстанавливать лежащие в развалинах корпуса Автозавода и сделали невозможное: восстановили завод всего за 100 дней.

Автозавод выпускал автомобили, легкие танки Т-60, Т-70, танковые моторы, САУ, бронеавтомобили, минометы, боеприпасы, комплектующие изделия для танков Т-34, снаряды для реактивных установок, другую военную продукцию. На площадях автозавода работал и авиамоторный завод №466.

Легкий танк Т-60

Танк Т-70

С первых дней войны трудящиеся районов Горького мобилизовали все свои силы на помощь фронту. Одной из ярких героических страниц нашей истории является строительство танков на старейшем судостроительном заводе «КРАСНОЕ СОРМОВО» , который был значительно переоборудован для нового производства. Первый танк Т-34 вышел из испытания в сентябре 1941 г. Уже в октябре было изготовлено 5 машин, в марте 1942 г. – 160 машин. В бою средний танк Т-34 показал себя машиной, превосходящей не только свой класс, но и многие «тяжелые» типы машин.

Кроме Т-34 завод выпускал и другие виды танков: «командирский» танк с мощной радиостанцией, экранированный танк Т-74, огнеметный танк с радиолокацией. Всего за годы войны завод «Красное Сормово» дал фронту более 12 тыс. боевых машин.

Танк Т-34

Весомым вкладом в дело создания оружия победы в годы войны, было строительство на заводе «Красное Сормово» подводных лодок малого водоизмещения сери «С» для Балтийского и Северного флота. За 1941-45 гг. сормовичи выпустили более полусотни лодок-малюток.

На заводах проводились ударные вахты, появилось движение фронтовых бригад, работавших по 14 – 16 часов в сутки. Уже в первые дни войны конкретным выражением творческой инициативы горьковчан явилось движение двухсотников: «работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». В годы войны развернулось и движение «тысячников».

Одним из первых «тысячников» был токарь-расточник авиационного завода Сергей Цецегов , выполнивший задание на 1031% . А первой женщиной – тысячницей Горьковской области стала работница авиационного завода А.Г. Яндаева .

АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД №21 ИМ. ОРДЖОНИКИДЗЕ в годы Великой Отечественной войны выпустил 19202 самолета (И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7), то есть каждый третий отечественный истребитель дал фронту наш город. К 1944 г. темп выпуска достигал 26 самолетов в сутки.

В том же Кагановичском, а ныне Московском районе располагался и другой промышленное предприятие – МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД. В годы войны дал фронту 100 тысяч пушек конструкции Василия Грабина – это больше, чем произвели Германия и ее сателлиты. Дивизионная пушка ЗиС-3 признается специалистами как одной из лучших орудий Второй Мировой войны.

Боеприпасами и вооружением снабжал фронт завод №215 им. Петровского (эвакуированный из Киева), на заводе «ЭЛЕКТРОМАШ» был налажен выпуск снарядов для «Катюш». Молодой коллектив завода № 558 («Старт»), в подавляющем большинстве состоявший из бывших домохозяек и подростков, освоил выпуск боевой продукции для фронта – минные приборы КВ-4.

КАНАВИНСКИЙ ЗАВОД «КРАСНЫЙ ЦИНКОВАЛЬЩИК» стал филиалом авиационного завода №21. Здесь стали выпускать комплектующие изделия для самолетов и другие детали для военной техники. За годы войны Горьковский металлургический завод дал фронту несколько тысяч тонн ценных сплавов. Было организовано производство саперных лопат и ножниц – кусачек для резки проволочных заграждений. Десятки дивизий и корпусов были снабжены пилами, ножовками и другими инструментами, изготовленными на заводе.

«КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ» перешел на выпуск боеприпасов и укладочных приспособлений для горной артиллерии, понтонных якорей для инженерных войск и т.д. Завод им. Попова выпустил свыше 7 тыс. самосвалов, более 10 тыс. автобусов – штабных и санитарных, свыше 25 тыс. походных кухонь и много другой продукции военного назначения. Коллектив масложирового комбината им. Кирова наряду с основной продукцией организовал производство порошка «НА», который использовался для приготовления порошка для бутылок с зажигательной смесью.

В 1941 г. был построен цех и организовано производство динамитного, химически чистого глицерина, а также спецпродукта для военных заводов, изготовляющих военную технику. Большое значение имела бесперебойная работа железнодорожного транспорта.

ИВАН КАЛМЫКОВ

Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане вложили немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой.

Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, - это формирование производства вооружений.
В нынешнем 2015 году сложно себе вообразить, что здесь, в Нижнем Новгороде для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

ИА «В городе N» начинает свой проект «Горький в годы войны», посвященный 70-летию Великой Победы, с рассказа о нижегородских предприятиях, вклад которых в оборону Родины и Победу над врагом неоценим.

Легендарная «полуторка» и массовое производство танков

Одним из особо важных предприятий военного времени стал, конечно, Горьковский автомобильный завод. Благодаря ему город даже стали называть русским Детройтом, а автомобиль ГАЗ-АА - первый серийный автомобиль предприятия - являлся лицензионной копией американского грузовика Форд модели АА.
Легендарная «полуторка» (прозвище машина получила благодаря техническим характеристикам - ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны) сослужила добрую службу многим военным подразделениям в страшные годы войны.

С начала войны в Горьком было произведено 71 398 автомобилей, или 34,8% от всех типов машин, поставляемых на фронт. Именно «полуторка» стала символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда. Машина имела множество модификаций. Например, ГАЗ-55 - самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии, производимый до победного 1945-го года, или не менее знаменитый ГАЗ-60 - серийный полугусеничный автомобиль-вездеход.

Многие и тогда, и сейчас ругают «полуторку» за ее техническую отсталость по сравнению с машинами армии фашисткой Германии. Однако в тяжелейших условиях фронтовых боев простота обслуживания и ремонта советских автомобилей, обучение управлению, а также приспособленность к работе в зимних условиях (вспомним Наполеона, пренебрегшего прогнозом погоды) лишь сыграли на руку бойцам СССР.

Стратегически важной задачей Горьковского автозавода стало производство танков Т-60. Именно превосходство танковой дивизии позволило гитлеровской армии с катастрофически быстрой скоростью продвигаться в глубь страны. Уже 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о налаживании производства легковых танков Т-60 на ГАЗе. Машина была разработана на заводе № 37 в Москве, однако была настолько «сырой», что потребовала скорейшей доработки. 6 сентября впервые в истории отечественного танкостроения была введена конвейерная сборка танков, а 21 октября того же года на завод пришла телеграмма Иосифа Сталина с просьбой увеличить выпуск машин до 10 штук в сутки. В то время уже шла битва за Москву, решалась судьба страны.

Обстановка накалилась, когда 21 ноября немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию. В этот же день директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов доложил верховному главнокомандующему о том, что автозаводцы выпускают по 20 танков в сутки! Если в октябре 1941 года было выпущено 215 танков, то в декабре уже 625 боевых машин. Столицу удалось отстоять во многом благодаря трудовому подвигу горьковчан, а танки Т-60 в результате приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября и стали символом победы под Москвой и провалом немецкого блицкрига.

Кроме того, в годы войны ГАЗ массово выпускал двигатели, минометы и другую продукцию военного назначения. Помимо танков здесь было выпущено более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша» и более 230 тысяч автомобильных моторов.

Тяжелым испытанием стали авиабомбежки предприятия. В 1943 году в результате семи налетов на автозаводе было разрушено порядка 50 зданий, 9 тысяч единиц оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов и многое другое, погибло 232 человека.

Инженер ГАЗа Иван Андреевич Харкевич в своем дневнике писал: «5 июня… В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги… Послышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов… Столбы пламени под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу целая огненная стена выросла над Автозаводом, таких налетов еще не было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориентирам, одновременно круша шоссейные дороги вокруг завода и поселков…».

Восстановить завод было делом чрезвычайной важности. К работам были привлечены работники крупнейших горьковских предприятий, таких как «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе. Кроме того, возникли комсомольские ремонтные отряды, а рабочие даже устроили социалистические соревнования по скорости ремонта станков. Жили, ели и спали прямо там, без отрыва от производства.

Труд автозаводцев был вознагражден. Весной 1945 года они получили письмо от самого маршала Жукова с благодарностью за созданное оружие, а 16 сентября коллектив Горьковского автозавода был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Вклад сормовичей

Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли - он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Последних Горький собрал для фронта в количестве 23 штук.
Отметим, что переход производства на выпуск танков на заводе прошел всего за три месяца.

Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.

Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. К завершению подходит строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны. В состав Архитектурно-скульптурной композиции войдет, безусловно, и бюст Василия Гавриловича Грабина - конструктора дивизионной пушки ЗИС-3, признанной лучшим орудием войны.

Под крылом самолета

Существенный вклад в развитие военной авиации и победы советских летчиков за мирное небо внес и горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР, был горьковского производства.

Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.

Уже к концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34–38%, а темп выпуска достигал 24 самолетов в сутки.
Именно в Горьком в конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 - один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Предприятия Горьковской области

Велик вклад в победу труд рабочих, инженеров, служащих всех предприятий области.

Например, на Борском стекольном заводе им. Максима Горького производили новые виды изделий для автопрома, а также оптические изделия для военно-морского флота, боеприпасов и химической промышленности. Уже в июне 1941 года в Дзержинске на Чернореченском химическом заводе (ныне ООО «Корунд») лишь за 36 часов была собрана установка для производства самовоспламеняющейся жидкости, которая применялась против немецких бронемашин и танков. Был реконструирован и Выксунский металлургический завод, в результате за первые военные месяцы производство стали выросло в 7 раз, а проката - в 9.

И все это проходило на фоне налетов немецкой авиации, наплывов эвакуированных беженцев из разных городов страны, нехватки продовольствия и лекарств.
Победа в войне 1941–1945 годов завоевывалась не только на полях сражений, но и в тылу. И вклад жителей Горьковской области в общее дело был огромен и неоценим.

Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, кто поймет, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха?.. Остается надеяться, что подвиг горьковчан останется в памяти современников, напоминая им о силе человеческого духа, выносливости и победе в намеченной цели.

Шпионская история
Почему немцы так точно били по ГАЗу

Кто сдал немцам координаты Горьковского автозавода во время Великой Отечественной и почему лишь спустя 30 лет нашли предполагаемого информатора. Ещё


Главная проходная ГАЗа


Город Горький во время ВОВ сильно пострадал из-за своей открытости. В 1930-е годы на его оборонных предприятиях работали иностранцы, в том числе из «дружественной» Германии. Один из этих людей в военные годы - генерал люфтваффе, вероятно, «сдал» немцам Горьковский автозавод, из-за чего тот был почти полностью разрушен. Официально известно: разведчики приезжали в город и после войны, так что «шпиономания» 1950-х здесь могла быть оправданной.

Немец в городе

В 40-е годы каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка изготавливались в Горьком.

Город Горький, являясь одним из наиболее важных индустриальных центров страны, был также и одной из основных мишеней для фашистской авиации, - рассказывает РП Владимир Сомов , доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ имени Лобачевского. - В течение трех военных лет, с 1941-го по 1943-й, на Горьковскую область было совершено 47 налетов, в которых участвовало 811 самолетов.

Первый налет произошел 4 ноября 1941 года. Тогда мишенью немцев стал Горьковский автозавод. Как писали заводчане в дневниках и своих воспоминаниях, самолеты летали так низко, что на их крыльях можно было различить свастику. От них отделялись и с завыванием летели на землю бомбы.

Василий Лапшин, который во время войны работал на Горьковском автозаводе в должности главного энергетика, с 1 декабря 1940 года и на протяжении всей войны вел свой дневник. После бомбежки он пишет: «Утром были видны обгоревшие трупы, части тела, разбросанные вокруг. Жутко было смотреть на эту картину».

Как следует из дневника Лапшина, автозаводчане быстро перестроились и привыкли к воздушным тревогам. Во время стрельбы рабочие продолжали работать за станками. А пол на заводе заливали водой, чтобы от падения горящих фрагментов здания не начался пожар.

В июне 1943 года, готовясь к наступлению под Курском, немецкое командование решило нанести массированный удар по промышленным центрам Поволжья. В связи с этим решено было закамуфлировать стратегически важные строения города. В Кстовском районе, недалеко от современного села Федякова, из стекла и фанеры соорудили так называемый «ложный объект» - огромный муляж ГАЗа для обмана немецкой авиации. Но бомбили немцы все равно настоящий завод.

Как рассказывала директор музея ГАЗ Наталья Колесникова , «вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий KG-27 и KG-55 поднялись с аэродромов в районе Орла и Брянска, взяв курс на Горький… Из 45 самолетов к городу прорвались 20. Они повесили на парашютах примерно 80 осветительных ракет. Стало светлее, чем даже днем. Сбросили 289 фугасных бомб, 260 из них - на автозавод. В первый налет из строя были выведены главный конвейер автозавода, рессорный цех, кузница № 3. В районе оказались разрушенными несколько домов и больница. Вспыхнули десятки пожаров, нарушилась подача воды, связь».

За этим последовали еще два налета: в ночь с 5 на 6 июня, в котором участвовало 80 «хейнкелей», и в следующую ночь - 157. В этот третий, самый жуткий налет было разрушено 12 цехов, склады, депо, но больше всего пострадал колесный цех. Именно он был сверхважным объектом. Здесь изготавливались, в частности, колеса для пушек, катки для всех танков Т-34, корпуса снарядов для реактивных установок «Катюша» и многое другое. Не случайно Берии, приезжавшему инкогнито на завод в июне 1943 года, Сталин поручил немедленно, любой ценой восстановить колесный цех. Специалисты тогда дали заключение, что на это потребуется несколько лет. Однако героическими усилиями людей завод был восстановлен за 100 дней и ночей, к концу октября 1943 года.

Но почему все-таки немцы целенаправленно бомбили ГАЗ, а не камуфляж? Позже выяснилось, что здесь ранее работал человек, который снабжал врагов секретной информацией.


Стенд, посвященный горьковчанам-участникам ВОВ. «Мозаика» выполнена из снимков участников Вечного полка


- Сохранились воспоминания Чинченко, одного из ветеранов завода (Федор Демьянович Чинченко, лауреат Государственной премии, пятикратный лауреат ВДНХ, Почетный гражданин Нижнего Новгорода. - РП): в 1943 году он был заместителем начальника колесного цеха. Он никак не мог понять, почему автозавод бомбили так ожесточенно, при том, что он тщательно маскировался, - консультирует РП Марина Марченко , заместитель директора общественно-политического архива Нижегородской области, - И лишь в сентябре 1976-го, когда Чинченко был в Берлине на совещании СЭВ (Совет экономической взаимопомощи. - РП), он встретил бывшего работника штаба воздушного корпуса дальней авиации Германии господина Нидерера.

«Он показал нам фото, в центре которого я увидел моего бывшего начальника на ГАЗе Леопольда Финка, - вспоминал потом Чинченко на встрече ветеранов, посвященной 50-летию восстановления Горьковского автозавода. - На снимке он был в генеральской форме. А на автозаводе до войны он проектировал все подземные коммуникации, а потом работал у нас заместителем начальника ОТК завода (ОТК - Отдел технического контроля. - РП). Так что знал все об автозаводе 1932-1937 годов». Этот факт приводится в книге историков Анны Горевой и Алексея Вдовина «Все для Победы».

Работал Леопольд Финк по контракту, подписанному Молотовым. А в 1937 году его вместе с семьей в 24 часа выслали из СССР. О дальнейшей его судьбе мало что известно. По словам Чинченко, в 1943 году он командовал в Германии корпусом стратегической авиации. С тех самых пор следы Финка обрываются. На совещании СЭВ он не присутствовал. Может, погиб во время войны, попал в плен или, как представитель немецкого командования, получил большой срок. А может, дожил почти до наших дней…

Скупали карты и литературу

Думаю, эта «шпионская» история вполне могла произойти на самом деле, - рассуждает Владимир Сомов. - А на строительстве автозавода действительно были задействованы иностранные специалисты. В том числе и немецкие. Напомню, что между СССР и Германией до войны существовал договор о сотрудничестве. Вполне возможно, что этот самый Финк действительно по контракту трудился у нас какое-то время, а с началом войны снабдил немцев известной ему информацией. Либо это огромный просчет наших спецслужб. Кстати, у нас в регионе были подобные случаи. Поэтому это отчасти оправдывает и репрессии, и «шпиономанию» в годы войны.

Горький всегда был лакомым куском для разного рода «вражеских лазутчиков».

Наш город до 1990-х не случайно был закрытым, - отмечает Марина Марченко. - Почему к нам не пускали иностранцев? Потому что у нас было много предприятий оборонного комплекса, которые выпускали вооружение. Зарубежные специалисты все же приезжали к нам работать по контракту. Но пребывали они здесь только в определенных границах. В начале 1990-х годов статус «закрытого города» был снят, и Нижний стал доступен для посещений иностранцами.

Как отмечает историк Александр Осипов в книге «Из истории Нижегородских спецслужб», в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году - уже 245 гостей из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса. «Находясь в городе, иностранцы покупали в магазинах различные карты, справочники, военную, научную и техническую литературу, книги, характеризующие экономику СССР и отдельных районов, - пишет Осипов. - Иностранные разведчики не только изучали военные объекты со стороны, но и пытались проникнуть туда. Передвигаясь по городу и области на такси, иностранцы интенсивно опрашивали водителей такси, задавая им, в частности, вопросы о численности населения Горького, материальном положении граждан, названии некоторых предприятий, прежних названиях улиц города».

В итоге беспардонные действия визитеров вынудили руководство страны 4 августа 1959 года издать постановление Совета министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами».