Действующие лица, возглавившие евангельское движение в России конца XIX века

Во второй половине 19 века духовное состояние России было в полном упадке. Православная церковь, будучи тогда государственной религией, сильно погрязла в традициях. Церковная служба велась на старославянском языке, который большинство простых людей не понимало. Среди народа процветали пьянство, насилие и грабежи... И вот посреди этого духовного мрака Бог избрал одну женщину, принадлежащую к высшим слоям Петербурга, для того, чтобы она стала катализатором Великого Евангельского Пробуждения в России.

Так, начиная с 1874 года, десятки тысяч людей оставляли мертвую религию и начинали познавать живого Бога. Интереснейшей особенностью этого пробуждения было то, что в основном оно зацепило высшие круги населения Российской Империи.

Но, давайте обо всем по-порядку.

После того, как Петр I "прорубил окно" в Европу, в Россию начали приезжать работать иностранцы: архитекторы, аптекари, повары и учителя. Таким образом знаменитая семья Чертковых из Петербурга наняла на работу молодого учителя из Германии для обучения своего маленького сына Михаила. Стоит отметить, что семья Чертковых была одной из самых богатых и влиятельных в то время семьёй в России. Григорий Чертков служил флигель-адъютантом при царе Николае l, а также генералом-адъютантом при царе Александре ll. Его жена, Елизавета Черткова, дочь графа Чернышёва-Кругликова была одной из самых влиятельных и властных женщин в Петербурге. Супруга Александра II, императрица Мария Александровна, даже как-то предлагала Чертковой должность статс-дамы во дворце.

Так вот этот учитель из Германии, имя которого мы даже не знаем, оказался глубоко верующим христианином. Помимо изучения иностранных языков, он постоянно рассказывал маленькому Мише Черткову о Боге.

Внезапно в семье Чертковых случилось несчастье. Девятилетний мальчик Миша сильно заболел скоротечной чахоткой. Его мама, графиня Елизавета, решила увезти мальчика от сырой петербургской погоды на юг Франции, для лечения. К сожалению все её усилия не принесли ожидаемого результата. Жизнь маленького Миши начала угасать.

Но на удивление родителям, мальчик совсем не унывал, а наоборот, даже подбадривал их. Однажды Миша сказал своей маме: "Если я умру сейчас, то я буду с Богом, а если останусь жив, то когда я вырасту, может я буду любить Бога меньше. Многие убийцы тоже любили Бога в детстве... Я готов умереть мама, только одно меня беспокоит: ведь я никогда не работал для Бога!" Уже лёжа при смерти, Миша попросил маму читать ему стихи из Евангелия. Для графини Елизаветы, с её православным воспитанием, это казалось немного странным...

Однажды, во время чтения Библии глаза Миши заблестели, и он сказал пророческие слова: "Я знаю, мама, что ты будешь делать после моей смерти. Ты будешь распространять Евангелие и помогать бедным людям!" Через два месяца после того события душа Миши Черткова покинула его измученное тело. Елизавета Ивановна долго не могла прийти в себя. Понять горе матери может только тот, кто пережил подобную потерю…

Так смерть сына подтолкнула Елизавету к духовным поискам. В1874 году, находясь в Париже, графиня Елизавета попала на служение евангельских христиан, где услышала проповедь английского барона Гренвилла Редстока.

Она никогда раньше не видела и не слышала ничего подобного. Барон Редсток проповедовал без рясы и кадила. На простом, доступном языке он рассказывал о важности примирения с Богом. Находясь на том собрании, Черткова пережила сильное присутствие Божье и получила духовное исцеление.

"Вот такой человек нужен нам в России", - подумала Елизавета и решила после служения пригласить барона Редстока в Петербург. К её большому удивлению Редсток сразу же согласился, отметив, что он уже 10 лет молится за Россию!

И вот в конце 1874 года барон Гренвилл Редсток приехал в Петербург. Огромный дом четы Чертковых превратился в евангельскую церковь, куда стекались состоятельные петербуржцы и приближённые царского двора. Елизавета Черткова стала как-бы звеном между высшими слоями Петербурга и лордом Редстоком, который проповедовал доступные проповеди на французском языке, на которым свободно разговаривала элита Петербурга. Интересно отметить, что собрания, которые проходили в доме Чертковой, попали в роман Льва Толстого "Анна Каренина", где автор иронично описывает кружок Лидии Ивановны.

Слухи о живых проповедях лорда Редстока начали распространяться по всему Петербургу, в результате чего его начали приглашать на вечеринки, балы и другие светские мероприятия, где Редсток всегда делился Словом Божьим. Так великосветские салоны Петербурга начали превращаться в христианские собрания.

Слово Божье начало касаться аристократов, и они один за другим начали отдавать свои жизни Богу. Среди первых новообращённых были церемониймейстер царского двора Модест Корф, отставной полковник кавалергардского полка, один из самых богатых людей России Василий Пашков, министр путей сообщения Алексей Бобринский, графиня Софья Ливен (именно она детально описала историю этого пробуждения в своей книге "Духовное пробуждение в России"), семья Гагариных и другие.

Несмотря на то, что лорд Редсток провёл в Петербурге всего шесть месяцев, за это время организовалась группа Евангельских христиан, которую в народе называли редстокистами, а позже пашковцами или прохановцами. После уезда Редстока в Англию, полковник Пашков возглавил новое движение. Вместе с Модестом Корфом и Елизаветой Чертковой они продолжали распространять Евангелие по всей Российской империи.

Особенно активной среди них была графиня Елизавета. Вместе со своей родной сестрой, супругой Василия Пашкова, они по всему Петербургу открыли швейные мастерские, где обучали шитью молодых девушек из бедных семей, а также делились с ними Евангелием. Елизавета организовала в Петербурге комитет посетительниц тюрем для того, чтобы приходить к заключённым и делиться с ними Благой Вестью. Её не пугали инфекции, больничная вонь и грязь. Так новообращенные аристократы трудились для Бога, не жалея сил, энергии и денег.

Но в 1884 году случилась трагедия. Умер муж Елизаветы - Григорий Чертков, а также усилились гонения на евангельских христиан. Руководителя движения Василия Пашкова и его помощника Модеста Корфа выслали из страны, а верующим запретили собираться. Также готовился приказ и о высылке из страны Елизаветы Чертковой, как самой активной участницы евангельских христиан, но этот замысел остался не реализован. Говорят, что царь лично вступился за неё по старой дружбе, сказав: "Оставьте вдову в покое".

После уезда Василия Пашкова, Елизавета взяла на себя руководство движением и продолжала тайно проводить собрания. В 1891 году в Петербурге она построила новый дом у самой гавани с большим залом для молитвенных собраний.

В 1898 году в дом вдовы Елизаветы Чертковой всё-таки нагрянула полиция с обыском, после чего Елизавета вынуждена была покинуть Россию вместе со своим сыном Владимиром, который являлся личным администратором Льва Толстого. Стоит отметить, что Лев Толстой в завещании на право печатания всех своих трудов указал именно Владимира Черткова.

Елизавета смогла вернуться на родину только через десять лет, когда наступила духовная оттепель. Как раз в то время в Петербург приехал трудиться пастор Вильгельм Фетлер (о котором я писал ), и Елизавета снова включилась в духовную работу. Когда пастор Фетлер начал строить новое церковное здание на 2000 мест, известное как Дом Евангелия, то Елизавета продала большую часть своих семейных драгоценностей и пожертвовала деньги на строительство храма.

После этого она уехала в Воронежскую губернию, чтобы проповедовать крестьянам в родовом имении своего мужа. Елизавета Черткова умерла в 1922 году, совершив великий труд для Бога.

Великое Евангельское пробуждение, которое принёс в Россию лорд Редсток, является одним из самых мощных пробуждений в истории современной церкви. После революции 1917 года под предводительством Ивана Степановича Проханова, все евангельские (прохановские) церкви объединились во Всероссийский Союз Евангельских Христиан (ВСЕХ), который просуществовал до 1944 года. После Второй Мировой войны, под нажимом правительства, евангельских христиан объединили в один союз с баптистами, в результате чего получилось новое объединение, которое получило название Евангельские Христиане и Баптисты (ЕХиБ). Позже букву "и" заменили на тире, а ещё позже тире убрали и получилось ЕХБ.

Из доклада Ивана Степановича Проханова, который он сделал на всемирном съезде баптистов в Англии, в России, на момент революции, благодаря Великому Евангельскому Пробуждению, было более 500 тысяч Евангельских Христиан.

Но мало кто сегодня знает о том, что в истоках того мощного пробуждения, стояла женщина-аристократка, которая в своей скорби нашла утешение в Боге и была используема Им для Его Великого дела.

Баптизм
  • Христианство
  • Протестантизм
  • Евангельские христиане
  • Штунда

Вероучение

  • Баптистское вероучение
  • Доктрины протестантизма
  • Вилер, Иоганн
  • Павлов, Василий Гурьевич
  • Воронин, Никита Исаевич
  • Мазаев, Дей Иванович
  • Проханов, Иван Степанович
  • Каргель, Иван Вениаминович
  • Карев, Александр Васильевич
  • Винс, Георгий Петрович
  • Сипко, Юрий Кириллович
  • Смирнов, Алексей Васильевич

Организации

  • Союз русских баптистов
  • ВСЕХБ
  • МСЦ ЕХБ
  • РС ЕХБ
  • Всемирный союз баптистов

п ·о ·р


Елизавета Ивановна Черткова (урождённая графиня Чернышёва-Кругликова; 12 сентября 1832 - 1922) - благотворительница, последовательница лорда Редстока; внучка графа Г. И. Чернышёва.

Вторая дочь героя войны 1812 года полковника Ивана Гавриловича Кругликова (1787-1847) от брака с графиней Софьей Григорьевной Чернышёвой (1799-1847). В 1832 году Кругликов присоединил фамилию жены, получив графский титул и чернышёвский майорат.

Детство и юность провела с родителями за границей, в основном в Италии. Получила хорошее домашнее образование. Летом 1847 года после смерти матери с отцом вернулась в Россию, где осенью того же года скончался и он. Находилась под опекой графа М. Ю. Виельгорского.

В 1851 году стала женой будущего генерал-адъютанта Григория Ивановича Черткова (1828-1884), имевшего репутацию человека прямого и честного. Супруги жили в собственном особняке на Английской наб., 38 и были весьма близки к царскому двору. В их доме собиралось все высшее петербургское общество и часто бывал император Александр II. Елизавета Ивановна считалась одной из первых красавиц столицы. По словам современника, она


В её обращении к Богу решающую роль сыграла болезнь и смерть двух сыновей, Михаила и Григория. Живя с ними за границей, она посещала протестантские церкви в Англии, Германии и Швейцарии. По словам Лескова, в Россию Черткова вернулась «полностью другим человеком». Она оставила придворную жизнь и начала заниматься широкой благотворительностью, а также проповедью Евангелия. В 1874 году пригласила в Россию лорда Редстока, с которым познакомилась на евангелическом собрании в Париже в 1868 году. Этот визит стимулировал Духовное пробуждение в России.

Сама Черткова организовала Дамский комитет посетительниц тюрем и ночлежный приют для бездомных. После эмиграции лидера русских баптистов Пашкова (замужем за которым была её родная сестра) возглавила евангельских христиан Санкт-Петербурга.

В начале 1890-х годов Черткова приобрела участок земли на Васильевском острове, где построила деревянный одноэтажный особняк. Он стал одним из трёх центров евангельского христианства в Санкт-Петербурге. Также она распространяла евангельское христианство и в Воронежской губернии (ныне Лизиновское сельское поселение), где было имение её мужа. Организовывала праздники и чтения Евангелий. В 1897-1908 годах была вынуждена жить в Англии.

C 1908 года принимала деятельное участие в возведении Дома Евангелия в Санкт-Петербурге (24-й линия Васильевского острова, д. 3/7.), который был открыт 25 декабря 1911 года. Умерла в 1922 году.

Елизавета Ивановна Черткова была дочерью героя войны 1812 г. графа И. Чернышева-Кругликова. В ее доме начались первые собрания представителей петербургской аристократии. Оставив пышный двор Александра II, она посвятила себя на служение Богу и нуждающимся всех сословий до конца своей жизни. Ее сын стал секретарем и ближайшим соратником Л.Н. Толстого.

Став евангельской христианкой, Е.И. Черткова много сил и времени начала отдавать как благовествованию, так и благотворительности. Она построила специальный дом для молитвенных собраний.

Ей удалось открыть в Петербурге несколько швейных мастерских и магазинов. Для детей работавших в них женщин устраивались христианские праздники. Девочкам-подросткам предоставлялась возможность обучаться шитью у хороших мастериц. Во время обучения и работы им читали вслух Евангелие и поясняли смысл тех мест, которые оказывались трудны для понимания.

Все доходы от продажи швейных изделий направлялись на различные благотворительные цели и в первую очередь, на помощь неимущим. Е.И. Черткова вошла в Дамский комитет посетительниц женских тюрем, регулярно посещала тюремные больницы.

Н.С. Лесков, характеризуя Е.И. Черткову в своей книге «Великосветский раскол», называл ее очень благородной и уважаемой женщиной, образцом строгой честности, всегда остававшейся совершенно чистой от всяких нареканий.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Елизавета Ивановна Черткова
Портрет

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Детство и юность провела с родителями за границей, в основном в Италии. Получила хорошее домашнее образование. Летом 1847 года после смерти матери с отцом вернулась в Россию, где осенью того же года скончался и он. Находилась под опекой графа М. Ю. Виельгорского .

В 1851 году стала женой будущего генерал-адъютанта Григория Ивановича Черткова (1828-1884), имевшего репутацию человека прямого и честного. Супруги жили в собственном особняке на Английской наб., 38 и были весьма близки к царскому двору. В их доме собиралось все высшее петербургское общество и часто бывал император Александр II . Елизавета Ивановна считалась одной из первых красавиц столицы. По словам современника, она

В её обращении к Богу решающую роль сыграла болезнь и смерть двух сыновей, Михаила и Григория. Живя с ними за границей, она посещала протестантские церкви в Англии, Германии и Швейцарии. По словам Лескова , в Россию Черткова вернулась «полностью другим человеком». Она оставила придворную жизнь и начала заниматься широкой благотворительностью, а также проповедью Евангелия. В 1874 году пригласила в Россию лорда Редстока , с которым познакомилась на евангелическом собрании в Париже в 1868 году. Этот визит стимулировал Духовное пробуждение в России .

Сама Черткова организовала Дамский комитет посетительниц тюрем и ночлежный приют для бездомных. После эмиграции лидера русских евангельских христиан Пашкова (замужем за которым была её родная сестра) возглавила евангельских христиан Санкт-Петербурга .

В начале 1890-х годов Черткова приобрела участок земли на Васильевском острове , где построила деревянный одноэтажный особняк. Он стал одним из трёх центров евангельского христианства в Санкт-Петербурге . Также она распространяла евангельское христианство и в Воронежской губернии (ныне Лизиновское сельское поселение), где было имение её мужа. Организовывала праздники и чтения Евангелий. В 1897-1908 годах была вынуждена жить в Англии.

C 1908 года принимала деятельное участие в возведении Дома Евангелия в Санкт-Петербурге (24-й линия Васильевского острова , д. 3/7.), который был открыт 25 декабря 1911 года . Умерла в 1922 году.

Дети

В браке имели трёх сыновей:

  • Григорий Григорьевич (15.12.1852-29.11.1868)
  • Владимир Григорьевич (22.10.1854-9.11.1936), писатель, англоман и общественный деятель.
  • Михаил Григорьевич (22.10.1856-3.12.1866)

Напишите отзыв о статье "Черткова, Елизавета Ивановна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Черткова, Елизавета Ивановна

Спустя шесть месяцев после смерти моего дедушки случилось событие, которое, по моему понятию, заслуживает особого упоминания. Была зимняя ночь (а зимы в то время в Литве были очень холодные!). Я только что легла спать, как вдруг почувствовала странный и очень мягкий «призыв». Как будто кто-то звал меня откуда-то издалека. Я встала и подошла к окну. Ночь была очень тихая, ясная и спокойная. Глубокий снежный покров блистал и переливался холодными искрами по всему спящему саду, как будто отблеск множества звёзд спокойно ткал на нём свою сверкающую серебряную паутину. Было так тихо, как будто мир застыл в каком-то странном летаргическом сне…
Вдруг прямо перед моим окном я увидела светящуюся фигуру женщины. Она была очень высокой, выше трёх метров, абсолютно прозрачной и сверкала, как будто была соткана из миллиардов звёзд. Я почувствовала странное тепло, исходящее от неё, которое обволакивало и как бы звало куда-то. Незнакомка взмахнула рукой, приглашая следовать за ней. И я пошла. Окна в моей комнате были очень большими и низкими, нестандартными по нормальным меркам. Внизу они доходили почти до земли, так что я могла свободно в любое время вылезти наружу. Я последовала за своей гостьей не испытывая ни малейшего страха. И что было очень странно – абсолютно не чувствовала холода, хотя на улице в тот момент было градусов двадцать ниже нуля, а я была только в моей детской ночной рубашонке.
Женщина (если её можно так назвать) опять взмахнула рукой, как бы приглашая следовать за собой. Меня очень удивило, что нормальная «лунная дорога» вдруг, изменив своё направление, «последовала» за незнакомкой, как бы создавая светящуюся тропинку. И я поняла, что должна идти именно туда. Так я проследовала за моей гостьей до самого леса. Везде была такая же щемящая, застывшая тишина. Всё вокруг сверкало и переливалось в молчаливом сиянии лунного света. Весь мир как будто замер в ожидании того, что должно было вот-вот произойти. Прозрачная фигура двигалась дальше, а я, как завороженная, следовала за ней. Всё так же не появлялось чувство холода, хотя, как я потом поняла, я всё это время шла босиком. И что также было весьма странным, мои ступни не проваливались в снег, а как будто плыли по поверхности, не оставляя на снегу никаких следов...
Наконец мы подошли к небольшой круглой поляне. И там… освещённые луной, по кругу стояли необыкновенно высокие, сверкающие фигуры. Они были очень похожи на людей, только абсолютно прозрачные и невесомые, как и моя необычная гостья. Все они были в длинных развевающихся одеждах, похожих на белые мерцающие плащи. Четверо фигур были мужскими, с абсолютно белыми (возможно седыми), очень длинными волосами, перехваченными ярко светящимися обручами на лбу. И две фигуры женские, которые были очень похожими на мою гостью, с такими же длинными волосами и огромным сверкающим кристаллом в середине лба. От них исходило то же самое успокаивающее тепло и я каким-то образом понимала, что со мной ничего плохого не может произойти.

Я не помню, как очутилась в центре этого круга. Помню только, как вдруг от всех этих фигур пошли ярко светящиеся зелёные лучи и соединились прямо на мне, в районе, где должно было быть моё сердце. Всё моё тело начало тихо «звучать»… (не знаю как можно было бы точнее определить моё тогдашнее состояние, потому что это было именно ощущение звука внутри). Звук становился всё сильнее и сильнее, моё тело стало невесомым и я повисла над землёй так же, как эти шестеро фигур. Зелёный свет стал нестерпимо ярким, полностью заполняя всё моё тело. Появилось ощущение невероятной лёгкости, будто я вот-вот собиралась взлететь. Вдруг в голове вспыхнула ослепительная радуга, как будто открылась дверь и я увидела какой-то совершенно незнакомый мир. Ощущение было очень странным – как будто я знала этот мир очень давно и в то же время, не знала его никогда.
Как мне позже объяснил мой муж, я увидела в тот момент Священную Даарию, далёкую и удивительную прародину наших предков. Но тогда я была всего лишь маленькой девочкой и видела только необыкновенной красоты хрустальный город, похожий на один из удивительных городов моих сказок… Потом эти видения вдруг исчезли и появились другие, уже совершенно непонятные. Перед моими глазами проплывал мощный искрящийся поток каких-то незнакомых знаков, похожих на странные и очень красивые буквы… (которые я узнала намного позже, читая старинные славянские Веды). Я увидела огромную хрустальную лестницу, такую высокую, что создавалось впечатление как будто она идёт в никуда. И один из шести показал, что я должна идти по ней наверх.


Среди верующих великосветских дам, активно сотрудничавших со знатными мужчинами (Василий Пашков, Алексей Бобринский, Модест Корф) в благородном деле духовного пробуждения народа во второй половине XIX в., выделялась генеральша Елизавета Черткова, урождённая графиня Чернышова-Кругликова.

Елизавета рано осталась без родителей. Её мать, графиня Софья Григорьевна Чернышова, в замужестве Кругликова, умерла, когда дочери не было пятнадцати. Лиза росла и воспитывалась в семье декабристов. Её родной дядя Захар Григорьевич Чернышов был сослан в Читу, на рудники. Тётушка Александра Григорьевна была замужем за Никитой Михайловичем Муравьёвым и, когда его, руководителя "Северного общества", отправили на каторгу в Сибирь, добровольно последовала за ним.

Красавицу Елизавету очень рано стали вывозить в свет, и она сразу оказалась в центре внимания. На первом же придворном балу её представили императору Николаю I.

Замуж Елизавета вышла за очень богатого дворянина Григория Черткова. Он владел большим имением в Воронежской губернии, служил флигель-адъютантом при Николае I, а при Александре II — генерал-адъютантом, командиром Преображенского полка. …

Несмотря на выгодное положение при дворе и в высшем обществе, Елизавета никогда не испытывала желания быть любимицей светской публики. На предложение императрицы Марии Александровны принять звание статс-дамы она ответила категорическим отказом.

Вскоре на семью Чертковых обрушилось тяжкое горе: девятилетний сын Миша заболел скоротечной чахоткой. Мучительно тянулись дни в Ментоне на юге Франции. Мать, нянечки, доктора почти неотлучно находились рядом с больным ребёнком. В свои предсмертные дни мальчик поражал взрослых необычайной верой в Бога и христианской мудростью.

— Мама, если я умру, Бог будет со мною. А если я останусь жив, может быть, когда вырасту, я буду меньше любить Бога, чем люблю его теперь, — рассуждал Миша. — Многие, даже убийцы, любили Бога, когда они были маленькими детьми… Я готов умереть, мама. Только одно меня беспокоит. Ведь я для Бога никогда не работал.

Мальчик читает вслух псалмы, часто и подолгу молится. Мать, как может, старается утешить страдающего ребёнка, молится за него. Горюет — и напряжённо ищет ответы на недетские вопросы мальчика. А он засыпает мать вопросами.

— Мама, ты хочешь, чтобы конец мира побыстрее настал? Тогда бы мы вместе вознеслись к Господу? Возьмёт ли меня к Себе Бог? Буду ли я в числе спасённых?

— Да, мой мальчик. Иисус всем детям обещал Царство Небесное.

— Я думаю, мама, Он это сказал о детях моложе семи лет. А я уже большой.

— Но ведь ты любишь Иисуса. Он не оставит тебя. Он твой Спаситель.

— Да, я никогда не был так счастлив. Иисус рядом со мной. Я буду стараться быть ближе к Нему.

Елизавета Ивановна читала Мише вслух главы из Евангелия. Мальчик слушал с широко раскрытыми глазами. Однажды глаза его вдруг заблестели и он, приподняв голову с подушки, медленно произнёс:

— Я знаю, мама, что ты будешь делать после моей смерти. Ты будешь много жить в деревне, учить крестьян и читать им Евангелие…

Через два месяца душа Миши покинула измученное болезнью тело и вознеслась в горний мир. Елизавета Ивановна долго не находила себе покоя. Болезнь Миши, его жгучие вопросы приблизили её саму и её мужа к небу. Простая и вместе с тем очень глубокая, зрелая вера Миши зажгла искру в сердце матери. Елизавета Ивановна путешествует по Европе, общается с лицами духовного звания. В Париже она однажды оказалась на домашнем евангельском собрании, где проповедовал англичанин лорд Гренвилл Редсток. Он говорил о Христе как о Единственном Спасителе, говорил понятно, убедительно. Проповедь захватила Елизавету Ивановну.

В 1874 г. Черткова приглашает Редстока в Петербург, знакомит со своими родственниками и друзьями. Великосветские салоны превращаются в места духовных бесед и христианских собраний.

Черткова организует в Петербурге Дамский комитет посетительниц тюрем. Чаще всего Елизавету Ивановну видели в тюремной больнице. Тяжелобольные и умирающие встречали её как ангела-утешителя. Елизавета Ивановна читала страдальцам Евангелие, молилась у их постелей. … Нередко при этом присутствовали врачи, медицинский персонал. На их глазах больные преображались. Слово Евангелия вливало в них веру и силы, иные выздоравливали, умирающие покидали этот мир просветлёнными, с надеждой на встречу со Христом в Царстве Небесном…

В 1884 г. внезапно умирает муж, Григорий Иванович. Настигают и другие испытания: усиливаются гонения власти. Василия Пашкова и его ближайшего друга графа М. Корфа власти выдворяют из России, закрывается Общество поощрения духовно-нравственного чтения. Петербургские евангельские общины остаются без духовных наставников. И тогда эти труды берут на себя женщины-аристократки. Несмотря на то что домашние духовные собрания были под строжайшим запретом, Елизавета Черткова и княгиня Наталья Ливен продолжают устраивать библейские встречи в своих салонах.

Елизавета Ивановна не прекращала регулярных встреч и с молодыми работницами швейных мастерских. Эти мастерские она открывала в разных частях Петербурга вместе с супругой Пашкова Александрой Ивановной и княгиней Гагариной. Нередко Черткова готовила благотворительные обеды для работниц и их семей.

Летом Елизавета Ивановна подолгу жила в Лизиновке, родовом имении в Воронежской губернии. Здесь она смогла открыть амбулаторию и хорошо оборудованный стационар. Медицинскую помощь и лекарства крестьяне, местные и стекавшиеся со всей округи, получали бесплатно. Значительную часть доходов от имения Елизавета Ивановна отдавала на нужды бедных. Вместе с сыном Владимиром она учредила ссудно-сберегательное товарищество, открыла народную лавку с низкими ценами на товары. Черткова построила ремесленную школу для крестьянских детей, открыла библиотеку, чайную… Всё складывалось так, как предрёк когда-то Миша. …

В России усиливались гонения на неправославных верующих... Вскоре министр внутренних дел Горемыкин известил Елизавету Ивановну о том, что её сын виновен в пропаганде и незаконном вмешательстве в дела сектантов и Комитет министров постановил сослать его в Сибирь, но императрица-мать, узнав об этом, просила Николая II смягчить решение в память дружбы её и Александра Третьего с его родителями, в связи с чем Владимиру Черткову предоставляется выбор: ссылка в Прибалтику под надзор полиции или ссылка за границу на неопределённый срок.

Владимир Григорьевич предпочёл второй вариант. Вместе с ним на отъезд решилась и Елизавета Ивановна…

Мать с сыном прожили в Англии около одиннадцати лет. Елизавета Ивановна активно помогала Владимиру вести правозащитную деятельность. На средства матери Владимир Чертков оборудовал типографию в окрестностях Лондона. Там же сформировалось известное издательство "Свободное слово", выпускавшее брошюры о положении верующих в России.

В 1908 г. Чертковы возвратились на родину. Россия в ту пору переживала недолгое потепление политического климата. Всюду ощущалось оживление веры. На российской духовно-просветительской ниве разворачивал работу проповедник-евангелист Василий Фетлер. Елизавета Ивановна Черткова становится его помощницей. Продав большую часть фамильных драгоценностей, она жертвует вырученные деньги на строительство огромного "Дома Евангелия" в Петербурге. Когда новый духовный центр был освящён и открыт, всеми делами христианской благотворительности почти до скончания своих дней руководила Елизавета Ивановна Черткова.

"Может быть, не совсем свободная от некоторых невинных слабостей своего пола и особенностей своего круга, “старостиха редстоковской церкви в России” замечательна уже тем, что, несмотря на всю прямоту и кипучую деятельность, она стоит совершенно чистою от всяких нареканий, — писал о Чертковой Николай Лесков. — Эта женщина, для которой, кажется, сам Шекспир мог бы сделать исключение из выраженного Гамлетом проклятия: “Будь бела как снег, чиста как лёд, и людская клевета тебя очернит”, — её даже клевета не чернила. Она всегда считалась образцом строгой честности, и никогда никакое подозрение не касалось её, как жены Цезаря". Богословские разногласия с учением Редстока, как видно, не помешали нашему классику дать беспристрастную оценку христианскому характеру и подвижничеству одной из его, Редстока, горячих последовательниц. †