Можно ли вылечить душу. Болит душа - что делать? Советы психолога. Душевная боль как симптом заболевания

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)

Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.

Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.

Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.

Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.

Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)

Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.

Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…

Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».

Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…

Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».

Исцеление состоит из нескольких этапов. Давайте на примере раны. Допустим, вы глубоко порезали руку, что нужно сделать, чтобы рана зажила?

Шаг первый. Признать наличие раны.

Когда рана на виду, мы видим повреждения и кровь — этот этап проходит сам собой. Но с душевными ранами не так. Иногда мы годами пытаемся отрицать собственную . Да нет, нормально все, ничего не болит, ничего особенного. Мы обесцениваем собственные травмы, мол, а где-то люди от голода умирают, так что это ерунда. Куда-то пропадает наша боль от этого? Нет. Остается внутри. Глубоко. Иногда слишком глубоко.

Общалась как-то со знакомой. От неё муж ушёл после 20 лет брака. Без объяснений — взял и ушёл. И она сидит и говорит, мол, я ему желаю счастья, пусть все хорошо будет. Сама его вещи собрала. Сама отвезла ему. Детей сама уговаривала на отца не злиться. Прошло два года — а она ему подарки дарит на Новый год, день рождения. Отдала ему все — машину, квартиру. Уехала к родителям. Дети уже учатся в другом городе. Ничего от него не надо, пусть у него все будет хорошо.

А сама болеет. Болеет да так, что жутко. Сморщилась резко, состарилась. Я говорю, мол, ты с ума сошла? Ты чего? Тебе же наверняка больно было?! Почему ты делаешь вид, что все нормально?

А она улыбается так странно и говорит — да нет, подумаешь. Наверное, ему там лучше, а я чего, я справлюсь. Сама виновата. И продолжает свою песню о главном.

И лишь через год она мне написала сообщение: «Я его ненавижу. Ты была права. Я вдруг поняла, что он меня просто использовал и выбросил. Растоптал. Уничтожил. Ненавижу…»

С этого началось ее исцеление. Она увидела свою огромную рану, признала ее и смогла идти дальше.

Больно было, да, признать, что ты не высокодуховная, и тебе причиняет боль такое предательство. Но без этого исцеление невозможно. Как можно вылечить то, чего «нет»? Как можно игнорировать наличие раны и при этом рассчитывать, что само зарастет? Да, если рана небольшая, организм, может быть, и справится. А если глубокая?

Этот этап неизбежен. Пока мы раны заклеиваем, они только воспаляются и распространяют по всему организму яд. Нравится нам это или нет, сперва нужно все эти пластыри снять и честно посмотреть в глубину. Увидеть свои травмы, свои раны, свою боль. Я знаю это по себе, много лет закрывала глаза на то, что у меня есть огромная боль, связанная с папой и с мамой. Проблема от такого закрывания глаз никуда не уходила.

Шаг второй. Очищение.

Что делать с раной? Обработать. Отмыть, очистить, дезинфицировать. Чтобы не было воспаления. Чтобы организм мог сам справиться с этим. Если не чистить, а просто мазать и бинтовать, исцеления не случится. Очищать неприятно, больно, страшно. Иногда очищение нужно очень глубокое, если рана слишком запущенная.

Об этом даже нет смысла говорить долго. Это само собой разумеется. Когда болеет душа, действует то же самое правило. Очищать сердце, очищать раны, проживать все, вытаскивать, отпускать.

Шаг третий. Режим особой заботы и внимания.

Если вы порезали руку, то какое-то время вы ее бережёте, не купаетесь в море, например, не таскаете тяжестей. Выполняете рекомендации врача. То же самое с душой.

Когда вы начинаете разбирать завалы, вам тоже нужен режим особой заботы о себе. Больше тепла, больше бережного отношения.

Когда я проживала детские травмы — и период этот активно длился около 2-3 лет, почти каждый вечер я плакала. Это забирало очень много сил, хотя становилось намного легче. Учитывая, что у меня уже был сын, муж, была ещё и необходимость работать вместе с любимым, это было непросто. Иной раз я ничего не могла делать, так меня придавливало грузом прошлого. И я лежала весь день с сыном в кровати, мы ели совсем не полезную еду, смотрели мультики, не гуляли, я плакала, писала письма, проживала. И при этом физически не могла поднять себя с кровати.

Многие думают, что это так просто, подумаешь, . Просто отбросил и пошёл дальше. Да, если их немного, если они небольшие и неглубокие, так и стоит поступить. Когда вам просто на ногу наступили, чего тут долго мусолить – отпусти и забудь. Но если жизнь непростая выдалась, и накопилось столько, что даже дышать трудно?

Не слушайте всяких «гуру позитивного мышления». Мол, улыбнись и все пройдет. Если вы наклеите улыбку, поднимете руку и скажете: «ну и черт с ним» – все это никуда не уйдёт. Останется внутри, ещё глубже. Вам же надо это вытащить.

Чем дольше вы отрицали свою боль, тем глубже оно проникло. Тем больше сил и времени требуется на то, чтобы все это достать.

Найдите возможность отдыха и восстановления сил, когда вы запускаете этот процесс. Нет, это не то время, когда вы сидите в телефоне или смотрите телевизор. Это время, когда вы расслабляетесь и наполняетесь. Прогулки на природе, молитвы, медитации, забота о своём теле, массаж, ароматерапия, возможность просто поспать днём, лечь раньше, режим энергосбережения в общении. Не наваливайте на себя много в этот период.

Чем сильнее вы сможете погрузиться, отключившись от прочего, тем быстрее вы можете этот процесс пройти. Иногда полезно выделить себе отпуск в 2-3 месяца для интенсивного и исцеления.

Семья, кстати, этому не помеха. Просто уберите из своей головы все сверхзадачи и попытки успеть все. Обойдитесь простыми блюдами, делегируйте домашние обязанности, больше общайтесь, гуляйте вместе.

Расслабляйтесь — и физически, и эмоционально. И берегите себя, отнеситесь внимательно к своей душе.

Шаг четвёртый. Постоянная обработка раны.

Один раз продезинфицировать — мало. Вы же знаете, мир у нас такой, бактерии тут и там. Не только физические микробы, но и микробы души, тут и там сидят и готовы наброситься.

И пока организм ослаблен, ему надо помочь. Очищая вовремя все то, что может снова запустить процесс воспаления.

Например, если вы работаете с отношениями с мамой, иногда полезно взять паузу в отношениях в 2-3 месяца, чтобы раны затянулись, чтобы не резать снова по живому. Мама ведь не изменилась, она снова может сделать то же самое, снова сделает вам больно. Если же вы дали себе возможность прожить и окрепнуть, то вам будет проще встречать «новый удар».

Или если мы говорим о теле, то довольно странно голодать неделю, выводить токсины, а на следующий день бежать в Макдональдс, правда? Нужно мягко выйти из диеты, детокса, голодания. Нужно очень взвешенно к этому подходить, тогда от голодания и детокса будет эффект.

Ольга Валяева

Как определить, что пора обратиться к психотерапевту

Ежегодно в областной психоневрологический диспансер добровольно обращается примерно пять тысяч человек, которые чувствуют, что с ними что-то не так. Психиатры предлагают медикаментозное лечение, которое приносит облегчение, но не устраняет причины. Наблюдения показывают, что по крайней мере половине из этих пациентов лучше было бы обратиться к психотерапевтам.

Признаков, по которым обычный человек может определить потребность в сотрудничестве с психотерапевтами, есть довольно много.

Неясное психическое состояние

Например, человек всегда чувствовал себя хорошо, и вдруг появилась какая-то тревога, причины которой трудно понять. Или неожиданно для себя начал чего избегать. То изменилось, и это чувствуется. Подобное беспокойство очень часто оказывается в телесных ощущениях. Какие-то неясные соматические изменения, когда чувствуешь себя или плохо, или просто не так, и это беспокоит. А врачи не могут указать определенного расстройства. Специалист отправляет к другому специалисту. Ни один не находит конкретной патологии, а самочувствие все равно плохое. Непонятно, где - и сон, и сердце, и усталость, и секс.

Чувствуется отчетливое недовольство собой и своей жизнью

Человек чувствуюет или так называемый «изъян судьбы» (когда повторяются какие-то неприятные вещи), либо собственную роковую нереализованность - мне ничего не удается, я склонен к чему, хотя вообще я нормальный, я мог бы значительно больше, но почему-то не получается. И вообще - почему все не так.

Собственно в таких случаях есть все основания обратиться к психотерапевту.

Психотерапия учит любить (в том числе себя) и отдаваться миру. И это долгая и честная работа над самим собой. Она не может помочь тем, кто почему-то не хочет меняться. Необходимо также осознать, что психотерапия - это не одноразовый чудодейственный сеанс магии, который все разочарует ли очарует. Она требует взаимных усилий.

Что делают психотерапевты:

Практикуют рациональную психотерапию, и динамичную, детскую и взрослую, индивидуальную или групповую.

Индивидуальные сеансы психотерапии - это прежде психоанализ, проговаривания ассоциаций. Динамическая психотерапия признает, что, кроме разума, есть еще косвенные воздействия на разум- движение, танец, фотография, контакт.

В групповой терапии позитивным воздействием есть то, что члены группы находятся в коммуникации не только с терапевтом, но и с другими членами группы.

В группах психодрамы участники инсценируют свои плохие переживания. Гештальттерапия доказывает отрицательный симптом до невыносимости. Системная семейная терапия пытается разорвать цепь взаимного непонимания. Каждый метод является хорошим и имеет свою практичную пользу. Важно лишь не смешивать их, держась чего-то одного.

Несмотря на то, что у нас уже можно найти терапевта, который подойдет, сама отрасль находится в начальном состоянии. Связано это с проблемой специального образования и юридического статуса психотерапевтов в Украине.

Для того, чтобы получить право на терапевтическую практику, нужно пройти долгий путь:окончить медицинский институт, интернатуру по психиатрии и специализацию по психотерапии во Львове, Харькове или Киеве. Только тогда можно получить лицензию Министерства здравоохранения. Хотя вся эта наука ничего в действительности не дает. Поэтому наши психотерапевты вынуждены учиться в школах, которые реализуются международными проектами. Но тогда они вынуждены называть себя психологическими консультантами.

Стоимость такого системного консультирования стоит не более, чем интенсивное пребывания в больнице. Психоаналитический часовой сеанс стоит от 50 гривен. Сеансы проходят 2-3 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. Групповая терапия втрое дешевле, а занятия проходят раз в неделю. О возможности консультанта можно узнать из объявлений на заборах, хотя самым надежным способом является рекомендация из уст в уста. Тот, кто сам пережил облегчение, является лучшим пропагандистом и врача, и метода, и принципиального обращения к психотерапевтам.

Судя по тому, как мы живем друг с другом, что происходит в каждой отдельно взятой голове, местная психотерапия вскоре должна была перестать быть какой экзотикой, превратившись в обычное явление, которого не надо ни бояться, ни стыдиться.

На первом месте у человека идет дух, затем душа и только потом физическое тело. Если тело доминирует над душой, дух подавляется, начинает грешить, зарабатывая себе самые разные заболевания. Чтобы этого не произошло, необходимо содержать помыслы и действия в моральной и физической чистоте, поскольку грех отдаляет человека от божественного начала. Прощение грехов и исцеление души (тела) люди способны даром, по своей вере в Бога, тогда как другие, не верящие ни во что, на энергетическом уровне являются будто облепленными телесной и духовной грязью.

Чтобы душа очистилась и исцелилась, она должна пройти целительное и очистительное Таинство Покаяния.

Когда человек вверяет себя Богу, его дух начинает функционировать так, как это изначально было в нем заложено. После этого люди начинают ощущать облегчение и выздоравливать – но для этого нужно довериться божественному вмешательству и успокоить свою душу, начав молиться Богу о своем исцелении с верой в его . Священники часто отмечают случаи, когда люди, страдающие душевно и физически, после и искренней исповеди, завершающейся не менее искренним раскаянием в грехах и Причастием, потом возвращаются к ним полностью исцеленными.

Таинство исцеления души

Исцеление души в церкви происходит через Соборование – Таинство, при котором больного или душевно страдающего человека помазывают елеем и призывают на него Благодать Божию, исцеляющую духовные и телесные немощи больного. Такое название Соборование получило от самого проведения Таинства – в идеале его должен проводить «собор», состоящий из семи священников, однако в случае необходимости допускается и присутствие одного священника.

История Соборования началась во времена Иисуса Христа, который дал своим апостолам власть над исцелением болезней с помощью помазания страждущих маслом.

В процессе совершения Соборования, священник (или священники) зачитывает семь текстов из Евангелия и семь – из Апостольских Посланий. После чтения каждого из них священник помазывает освященным елеем чело, щеки, грудь и руки человека, а по окончании чтения Священного Писания он кладет на голову соборуемого раскрытое Евангелие и молится Богу о прощении грехов этого человека. Соборование требует от человека покаяния и веры, поскольку исцеление души является даром любящего и всепрощающего Бога, а не стопроцентным результатом различных манипуляций.

Об этимологии термина «психотерапия» и назначении психотерапевта

точный перевод термина «психотерапия» или «а ларчик просто открывался»

Когда мы машинально переводим слово «психо-терапия» как «душе-лечение» (да ещё при этом себя и умными полагаем!), то мы делаем грандиозную ошибку.

И из-за ошибки психотерапия у нас... не работает. А потому что язык и слова - это очень ревнивая публика. Она требует, чтобы к ней относились с уважением и тех, кто «путает слова», нещадно бьёт.

А разобраться в точном значении термина «психотерапия» нам поможет наука о происхождении слов - этимология. Всё просто и интересно, не бойтесь.

«Ятрос» (ίατρός) и «Терапевтос» (θεραπεύω)

Этимология слова «психотерапия» такова.

Психотерапия происходит от двух греческих корней:

«психе» душа

«терапейя» уход, забота, лечение

Какие ещё похожие слова мы можем вспомнить навскидку?

  • Герудотерапия,
  • Талласотерапия,
  • Мезотерапия,
  • Арт-терапия,
  • Трудотерапия, наконец...

Что нам даёт этот ряд?

А то, что во всех этих однотипно сделанных словах первая часть слова, то есть - герудо, (талласа-, мезо-, арт-, труд-) означает «Чем». Чем лечить-то будем? А не «что».

Ведь не пиявок же мы бедненьких лечим в герудотерапии, а пиявками!

Не море мы лечим в талласотерапии, а морЕМ!

Не искусство мы лечим в арт-терапии, а искусством...

В общем, принцип понятен.

Не «душу» мы лечим в психотерапии, а... «душой». Как «пиявками», как «морем», как «трудом» и «мезо-коктейлем».

«А почему так?» - спросит въедливый Читатель.

А вот такие законы у человеческих языков, такие принципы словообразования. Этот вот конкретный принцип можно назвать: «Так уж повелось ».

Так уж повелось, что в сложных словах на «-терапия» первая часть слова означает СРЕДСТВО, которым эту терапию проводят. Средство, а не ПРЕДМЕТ терапии.

А есть группа других слов в русском языке.

Это такие слова, которые как раз-таки делают акцент не на то, ЧЕМ лечат, а на то, ЧТО лечат, какую часть тела.

И по сложившейся традиции терминообразования, в русском языке, эти слова оканчиваются на греческое «ЯТРИЯ».

«Ятрос» - как и «терапия», тоже означает «лечение», «лекарь». Это тоже греческое слово. В русском языке оно теперь работает корнем сложных слов, имеющих греческую этимологию.

Единственное отличие «ятроса» от «терапиа» - рабочее. Оно в том, что, повторю, слова, оканчивающиеся на «-терапия » означают то, «чем» лечат,

А слова на «-ятрия » означают то, какую «часть тела» или «кого» лечат.

Таких слов, кстати, в русском языке, кстати, совсем немного. Это называется - непродуктивный тип словообразования.

(И ещё «кстати»...) Древнегреческое слово «ятрос » само происходит от ещё более древнего глагола - греческого глагола «яума» или «яйно», который означает буквально: «согревать». Это потом только на его базе развилось новое, дополнительное значение - «лечить».

(Вникая в этимологию слов, сразу понимаешь многое. Например, почему в России плохо развита медицина. Ведь «для сугреву» мы используем свои, проверенные средства).

Итак, кто такой - психиатр?

По существующей в русской этимологии традиции, психиатр это тот, кто лечит душу. Как педиатр - это тот, кто лечит детей.

А кто такой - психотерапевт?

Ровно по той же традиции, психо терапевт - это специалист, который лечит - душой . Как сказко терапевт лечит сказкой ,арт терапевт - искусством .

И что же мы имеем после всех этих рассуждений?

А то, что самое главное в психотерапии - это вернуть человеку его душу, проданную им самим дьяволу, если пользоваться метафорой европейского средневековья.

Верни человеку контакт с его собственной душой - и он исцелится. Вот основной постулат психотерапии (и психологии).

Ну а пока собственная душа человека ещё не готова кого-то лечить, ещё не окрепла - психотерапевт исцеляет человека своей собственной душой, как бы давая её взаймы.

«Моей огромной любви

Хватит нам двоим с головою»...

(Только без «переноса», без переноса!).

Поэтому главное, чтобы психотерапевт был не умный, не опытный, не страшно образованный...

Главное, чтобы психотерапевт был - душевный.

Чтобы у него была такая живая не заброшенная душа, душа «в порядке», которой можно было бы делиться со многими.

Теперь Вы знаете главное о психотерапии и психотерапевтах.

Душа у Вас есть. А что ещё нужно? Знать - как лечить ею. Ну, об этом Вы и сами можете догадаться... А ещё в этом Вам помогут почти все статьи нашего сайта.

Елена Назаренко

Использование карт Таро в работе психолога. Обзор карты Иерофант в системе Таро Райдера-Уэйта, в системе Таро Алистера Кроули и системах Таро 1000 идей и 1000 жизней.

Как применять карты Таро в работе психолога. Обзор карты Четверка монет в системе Таро Райдера-Уэйта, в системе Таро Алистера Кроули и системах Таро 1000 идей и 1000 жизней.

Современный западный мир выдумал явление, которое стало широко известно под именем «дауншифтинг». В чём суть?

Мы как сказкотерапевты считаем, что «загадкотерапия» – это новый, богатый, который только предстоит ещё открыть континент Психотерапии!

Измените свое отношение к Страху. Превратите его из врага в верного друга. И тогда не останется Вершин, которых вы не смогли бы взять и пропастей, которых не смогли бы преодолеть.

Обида накапливается. Этот груз влияет на поступки - они становятся странными. Поступки, повторяясь, становятся привычкой, образом жизни, характером

Притча о яйце, моркови и кофе и о том, как тяжелые обстоятельства меняют человека и позволяют выявить свою истинную природу

Популярные статьи

Программы центра "1000 идей"