Конспект урока по обучению грамоте "Звук.Буква Я." план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему. – В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков? I. Организационный момент

Урок № 50-51 Грамота-1 класс

Тема урока: Звуки [йа], [а] и буквы Яя, Яя .

Школа: ГКУ «Средняя школа №4 с ДМЦ»

Дата: 29.12.15

ФИО учителя: Куанышева Г.К

Количество присутствующих-

Количество отсутствующих-

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Познакомить сбуквой Я, с её особенностями; закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слов; продолжать формировать умения работать с текстом; формировать умения организовывать себя и работать в заданном темпе; расширять словарный запас детей. Развивать наблюдательность и обогащать речь учащихся; развивать познавательный интерес к чтению и окружающему миру; способствовать развитию эмоциональной сферы. Воспитывать гордость за свою малую родину; содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; способствовать воспитанию доброты, умению радоваться успехам друзей;

Языковая цель

Учащихся могут: умение выполнять слога – звуковой анализ слов,

объяснять употребление заглавной буквы,

уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,

уметь работать в малой группе, самостоятельно.

Ключевые слова и фразы :

Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе : в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи, научной: в школе, с элементами диалога, комментированное письмо(устная и письменная речь)

Вопросы для обсуждения:

На какие две группы можно разделить все звуки русского языка? (Гласные, согласные) – Какие звуки называют гласными?

Назовите хитрые гласные буквы? Почему их так называют? – Какими бывают гласные звуки? (Ударные и безударные) – С буквами каких гласных звуков мы познакомились?

Звук [йа] обозначается буквой?

Когда буква Я имеет один звук? Два звука?

В красный домик, какие буквы заселите?

В синий домик, какие буквы заселите?

Подсказки: проблемные вопросы двух типов (вопросы-понятия и вопросы-суждения) анализ, синтез, сравнение, исследование. Лента букв, игра «На что похожа буква?», «Доскажи словечко», «Где слышится звук в слове?» «В гостях у тетушки Совы» «В гостях у Буки» Картинный алфавит, видео

Ожидаемый результат

    Все учащиеся смогут :Характеризоватьбукву «я», как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге –слиянии. Овладевать навыками чтения слогов, предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

    Большинство учащихся будут уметь : характеризовать звуки[йа], [а] и букву «я».

    Некоторые учащиеся смогут : корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать пути их устранения.

Предыдущее обучение

Звук [э] и буквы Ээ

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

(Начало урока)

1 фаза. Вызов.

Психологический настрой

Ну - ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке:

Ручка, книжка тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

начинаем разговор.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

компьютер, мультимедиа проектор, схемы, таблицы «Алфавит», «Сиди правильно при письме», «Положение тетради», «Слоговая таблица», образцы печатной и прописной буквы, предметные картинки, учебник

(Середина урока)

2. фаза. Осмысление.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель вывешивает демонстрационную карточку с изображением яблока, под рисунком печатная буква Я я.

Что изображено на рисунке?

Произнесите первый звук… ([Й’А])

[Й’А] – Я (знакомство с буквой)

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я-

Буква, слог и слово! (А.Шибаев)

2) Конструирование

Собрать из данных элементов печатные буквыЯ,я

IV.Физминутка«Вот так яблоко»

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву.

V. Работапо учебнику«Букварь»-с. 54-55 «Букварёнок» стр. 46

1) Звуковой анализ слов якорь, Ян, Лия, маяк на основе двухуровневых моделей.

сколько слогов в слове Ян? Что мы знаем про количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Произнесите первый звук в слове Ян –[Й’а…]

Назовите второй звук…[н]

учитель по ходу выделения звуков составляет звуковую схему слова

Ребята, что вы видите? (звуков больше, чем букв)

Почему так получилось?

* БукваЯ– очень хитрая буква. В ней содержится два звука [Й’А], но обозначается она при письме не двумя, а одной буквой -Я

2) характеристика буквы Я и звуков [Й’А]

Аналогичная работа проводится с остальными двумя словами, материал про маяк на море.

3) упражнение в чтении столбиков слов с буквой «Я», т.е. обратное перекодирование букв в соответствующие звуки (по учебнику).

Чистоговорки

Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.

Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.

11. И г р а «Слоговое лото»

Составьте слова из слогов: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя.)

12. И г р а «Найди слово». Из букв следующих слов составьте новые слова.

Ярмарка – яр, марка, рама, кара, маяк.

Яблоко – я, блок, кол, око, бок, лоб.

13. И г р а «Лесенка»

Квадраты для звукового разбора красного, синего, зеленого цветов.
творческие работы детей

ФИЗМИНУТКА

(Конец урока)

3 фаза. Рефлексия

Ребята, с какой буквой мы познакомились на уроке? Почему мы назвали ее хитрой?

Какие звуки она обозначает?

Назовите слова с данной буквой.

Мы говорили про маяк, а знаете ли, что маяком могут быть и люди, даже каждый из вас. Светлыми маяками в учебе, но для этого нужно старательно учиться, помогать нуждающимся в помощи.

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи

ИКТ компетентность

Математика, познание

Формативное оценивание-словесное и смайлами.

«Маячки»

По результатам работ, по рефлексии.

Презентация по теме

МПС: Грамота

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Урок своей цели достиг. Плотность урока хорошая. Материал соответствует возрастным и индивидуальным возможностям учеников. Много используется наглядности – буквы, картинки, рисунки, схемы, магнитная доска, слоговая таблица, индивидуальные карточки для читающих детей. Много идет коллективной работы по привитию полных и полноценных ответов. Учащиеся учатся сами ставить вопросы, отвечать на поставленные вопросы, идет беседа по рисункам, картинкам, схемам. Речь учителя – четкая и уверенная. Внимательно и вдумчиво относится к вопросам учащихся. В беседе с учащимися доминировал педагогический такт и этика взаимоотношений. На протяжении всего урока отрабатывались навыки правильного произношения, чтения. Для пополнения словарного запаса проводится словарная работа, чтение учителем загадок, стихотворений по теме. Педагог ведет большую работу по развитию устной речи учащихся.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

уметь оформлять свою мысль в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться друг с другом при работе в паре

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

недостаточно активно работают на уроке: активно:

Проверено:__________________________

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .

А вот и сестрички — буквы Е и Ё .

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

1. И г р а «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

2. И г р а «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван… (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот).

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно… (елки).

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот… (енот).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его… (ежиха).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Колюч, да не ёж.

Кто же это?.. (Ёрш.)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?.. (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

7. Определи букву в неправильном положении.

8 . Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .

14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .


22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .

23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1. – е – (Мел, лес, сел.)

2. е – – (Еда, ели, ела.)

3. е – – – (Енот, езда, ерши.)

4. – е – – (Лена, села, пела.)

26. И г р а «Лесенка»

27. Игра «Сквозная буква»

28. И г р а «Малышки-коротышки»

Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.

Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .

29. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш, – жик, – лка.

30. И г р а «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .

Кижё, Шёр, чаколё.

О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ё лка, помнишь, под травой

Ж ил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

К ак живая ёлочка. (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

34 .

Слияние [йу] обозначается буквой Ю .

1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Ю с правой стороны рисунка.



4. Соедини с буквой Ю


5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

6. И г р а «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю .
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а «Найди слово»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

13. Пишем..

14.

Слияние [йа] обозначается буквой Я !

1. Назовите слова на звук [йа].

2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.


5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.


6. И г р а «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я .

О т в е т: Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

Тема: Звук [ йа ] . Позначення його буквою «Я».

Мета: Ознайомити учнів з новим звуком і буквою, Вчити правильно вимовляти ці звуки, закріплювати вміння моделювати звукову структуру слів, удосконалювати навички читання зв’язних текстів, виховувати любов до рідної природи, бережне ставлення до птахів.

Обладнання: Зразки літери «я», казкові герої, ілюстрації птахів, картки із звуковими моделями, ілюстрацій ний матеріал.

Хід уроку

І. Організація класу.

1. Привітання.

Діти, поверніться і щиро усміхніться, привітайтеся до присутніх гостей. Сьогодні урок читання проведу у вас я – звати мене Надія Петрівна.

Щоб урок пройшов не марно

Треба сісти рівно, гарно.

І виконувати тільки те,

Про що мова на уроці йде.

Серце і душу свою

В роботу вклади.

Кожну хвилину

на уроці бережи.

ІІ. Актуалізація опорних знань.

1. Дихальні вправи.

Але, щоб розпочати нашу роботу, нам потрібно зробити дихальні вправи.

А) Дихальні вправи.

Вдих, видих. Вдих, видих.

Пір’їнку здуємо з долоньки.

2. Перевірка домашнього завдання.

Дихальні вправи ми з вами зробили, а тепер давайте перевіримо, як же ви вмієте читати?

Читання тексту «Пісенька про козлика», «Колискова пісенька»

3. Аналіз прочитаного.

ІІІ. Повідомлення теми і мети уроку.

1.Вступне слово вчителя.

    Коли я їхала до вас у школу – за вікном пролітав легенький, біленький сніжок. Почалася зима. Біля вашої школи з гілочки ялинки злетіла синичка, яка тримала в дзьобику листівку і випустила її мені в руки. Зараз я прочитаю, що тут написано.

    А-а-а! Синичка принесла нам тему уроку: Звук [ йа ] . Позначення його буквою Я.

    Ми з вами навчимося читати слова з буквою Я та впізнавати цей звук у мовленнєвому слові.

    А на якому дереві сиділа синичка, ви дізнаєтесь, коли відгадаєте загадку.

І влітку, і взимку

стоїть, як картинка,

весела, зелена,

Красуня…(Ялинка)

    А з скількох букв складається слово «ялинка»?

    А скільки звуків має?

    Який звук стоїть на початку слова?

    Буква Я позначає два звуки (Й А), та (А).

    А де росте ця красуня?

1. Діти, урок розпочався не тільки у нас, а й у лісовій школі. Де ми сьогодні і побуваємо. У цій школі навчаються різні лісові мешканці. А навчає їх… Дізнаєтесь тоді, як відгадаєте загадку.

«Що воно за дивна птиця,

Світла денного боїться.

Дзьоб гачком, великі очі.

І не спиться їй щоночі.

У-ху-ху – кричить вона.

Відгадали? Це-…» (Сова)

І V . Вивчення нового матеріалу.

1. Вступне слово вчителя.

    Скоро Новий рік і всі звірятка, як і ви хочуть піти на свято. Та сова поставила перед своїми школяриками складні завдання. І в них нічого не виходить. Давайте спробуємо їм допомогти.

2. Визначення позиції звука (Й А).

До нас прийшов учень лісової школи, а хто він ви дізнаєтесь, коли відгадаєте загадку.

Влітку сірий, Взимку білий. (Заєць)

    Визначте позицію звука я у словах. Тобто, де стоїть звук – на початку слова, в середині чи в кінці.

    (я б л у к о, л я л ь к а, т е л я.)

    Демонстрація малюнків з буквою Я.

3. Гра «Впіймай звук Я»

    До нас прийшов наступний учень. Хто ж він?

Літом наїдається, зимою висипається. (Ведмідь)

    А в нього завдання – спіймати звук Я у словах.

Яринко, поглянь,

Яка лялька моя,

Яскравий вінок її, -

Літера Я.

Буква Я, немов віночок,

Без музики іде в таночок.

4. Робота з Букварем.

А тепер наступна наша учениця із своїм завданням.

В темнім лісі проживає,

Довгий хвіст пухнастий має.

Їй на місці не сидиться,

А зовуть її… (Лисиця)

    Прочитати слова із Букваря. Визначити позицію букви Я.

5. Читання загадки із Букваря.

А хто ж наша наступна учениця…

Червонясту шубку має,

По гілках вона стрибає.

Хоч мала сама на зріст,

Та пухнастий має хвіст.

Як намисто оченята…

Хто це? Спробуй відгадати. (Білка)

Читання загадки із Букваря.

6. Робота з ілюстраційною таблицею.

Ось наступний учень.

Колючий клубочок,

Прибіг у садочок. (Їжачок)

    Робота за ілюстраційною таблицею:

А) Яйця якір карта (звуковий аналіз)

    Чому слова написані з великої букви?

    Читання тексту «Ялинка»

У лісі росте ялинка. Вона струнка і гарна. Хвоя у ялинки зелена.

    Що таке хвоя? (Демонструю гілочку ялинки).

    Моделювання речень з тексту « Ялинка».

V . Фізкультхвилинка.

А сова, щоб трішки зняти втому, хоче провести фізкультхвилинку. Давайте їм допоможемо.

На розминку кличе вас

Буква я - у добрий час!

Повернулись - вліво- вправо,

Нахилилися назад, вперед

Усміхнулися щасливо,

Утворили букву Я,

Підстрибнули - раз, два, три_

-Знову до роботи йди!

Читай, читай голівонько

Та трішки відпочинь (колові рухи головою)

А спинка мов лінієчка - усю утому скинь.

V І. Робота з Букварятком.

1. Закреслення написання неправильних букв Я.

Яку букву ми бачимо?

А правильно вона написана?

Щоб вам завдання було менш складним - станьте рівненько, поставте праву ніжку в сторону, а праву руку на пояс. (Я)

    Візьміть олівці і закресліть неправильно записані букви.

    Робота за малюнками, читання складів з буквою Я.

    Читання вчителем тексту «Ялинка для горобчиків».

    Ось погляньте, хто до нас прилетів, почувши про годівничку…

Хто в червонім кожушку,

Пострибав по сніжку?

Чи впізнали ви цю птичку,

Що шукає годівничку…(Снігур)

    Словникова робота (Влаштуймо, бенкетують).

    Аналіз прочитаного оповідання.

2.Бесіда про птахів

    А як ви допомагаєте птахам?

    Назвіть зимуючих птахів (Синиця, горобець і т. д.- демонструю).

    В кого вдома є годівничка?

    А чому вчить нас це оповідання? Тож бережіть природу, птахів, звірів, рослин. (Демонструю плакат « Будь природі другом».)

    Ось повзе мурашка,

    Ось хлюпоче річка.

    Не зривай ромашку,

    Не топчи травичку.

    В зелені діброва,

    В китицях калина.

    Глянь, яка чудова наша Україна. (Плакат)

    Ось завдання виконані і всі звірі зібралися біля Ялиночки. Вони чекають свята.

    А яке ж свято наближається? (Новий рік)

    Діти, без кого не буває цього свята?

V ІІ. Підсумок уроку.

Ой, прислухайтесь наближається потяг. Ось він і зупинився.

А хто за кермом? (Дід Мороз).

А що ж цей потяг нам приніс?

Так, і Дід Мороз, і ялинка є. А чого ж не вистачає на святі, чого найбільше чекають дітки від Діда Мороза?

    (Подарунків)

    Учні на потязі викладають слова- відгадки (Ялинка, подарунки)

    Я знаю, про сьогоднішній урок ви обов’язково розповісте вдома. Я написала вам подяку, що ви так старанно працювали на уроці, але сніжок змів деякі літери.

    Хто допоможе відновити їх?

    Сп.. с..б.. , усміхнені л..чк..!

« Збіг урок наш як коротка мить.

Дуже швидко час біжить.

Ще попереду у нас багато кроків:

І цікавих і важких уроків.

Завдання покличе у майбутнє,

Найскладніше ж завдання_ життя,

Тож старайтесь вправно все вивчати.

Памятайте: учня скарб- знання.»

Діти, а мої учні Б.-Щучинської школи передали вам цю годівничку із ялинкою для всіх зимуючих птахів.

Завдання для батьків і учнів вдома:

Відгадай, хто прийшов до годівнички?

Флюса Исламова
В стране звуков.

Тема : В гостях двойных Гласных Звуков . Звук (ЙА)

Задачи : Познакомить с двойной ролью букв «Я» и доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука . Способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти. Воспитывать речевую культуру.

Оборудование : Интерактивная доска, презентация, диск.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, послушайте сказку. Ежик отправился в гости к своему другу ЙА. Он разгадал тайну, которую скрывают от нас гласные буквы. Вот что увидел по дороге. Около дома сидел мальчик с баяном. При знакомстве со своими гостями он сообщил, что зовут его Яша и предложил послушать песню о себе : (диск)

Кто на свете всех умней? Я-я-я

Кто на свете всех сильней? Я-я-я.

Кто поет как соловей? Я-я-я.

Кто дружнее всех друзей? Я-я-я.

Воспитатель : Ежику надоело это яканье, и он предложил песню : «Кто хвастун и дуралей?»

Я-я-я спел Яша и тут же спохватился. Но уже было поздно. «теперь мы все о тебе узнали!» - сказали игрушки и пошли дальше. Им совсем не хотелось дружить с таким хвастуном и якалкой.

Воспитатель : Дети, как якал Яша? (ответы детей)

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о звуке (ЙА)

Воспитатель : Из каких двух звуков состоит (ЙА) . Что делают губы при произнесении этого звука ? Выложите слоги : ям-ян-яп-ят-як-яй-ях-яф. Определите, в какой части названия слышатся звук (ЙА) .

Воспитатель : Сейчас я вам прочитаю интересное стихотворение. (расстроенная) Но не получиться. Вот беда, ЙА убежала. Обиделась или стыдно стало. ЙА письмо оставила :

Буква…-важная

Себя мной каждый норовит назвать.

Устала я от тех ребят,

Кто дело не по –делу

Всегда кричит, умею …

Хоть сам и не умеет.

Воспитатель : Может быть, отправимся в путь, на поиски затерявшейся буквы. (Дети отправляются в путь, по дороге встречается домик, в котором живет буква А)Чей это домик? Какая это буква, гласная или согласная? Так это же подружка буквы Я, может она видела куда побежала буква. (Достает букву сшитую с изображением лица и разговаривает) . Сказала А, что после того, как буква Я убежала, алфавитом никто не пользуется и буквы заскучали. Буква А предлагает поиграть с ней в игру. Поиграем? (игра в кругу с мячом) Слушайте внимательно, звук (ЙА) слышаться в начале, в середине, в конце А сейчас ребята отгадайте загадку :

1. Бегает среди камней, не угонишься за ней

Ухватил за хвост, но- ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица) .

2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

3. Лежит замарашка в щетинистой рубашке.

Хвост крендельком, нос пятачком,

Ничем не больна, а все стонет она. (свинья) .

4. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Могут и разбиться, могут и свариться.

Если хочешь, в птичек могут превратиться. (яйца)

6. Я стою в трех ногах, ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль. Как зовут меня?. (Рояль)

Воспитатель : Буква А сказала, что буква Я пробегала мимо ее домика по мостику через речку и больше она ее не видела. А предупреждает, что мостик пройти нужно задание выполнить. Кто ошибается, упадет в речку. Мы сможем? (проходят через ребристую доску) Здесь чей то домик. Давайте, постучим. (Появляется буква О, разговаривает с воспитателем) . Буква О видела, что Я перепрыгнула через канаву. Канаву перепрыгнет только тот, кто правильно назовет слово.

. Воспитатель : Скажите со звуком (ЙА) в начале слова : мА, сень, сли, ша, рко, сно,корь в середине, в конце перья, деревья, листья, перья,

Превращение слов : - отгадайте загадку и выложите с помощью звуковых обозначений слово- разгадку чем больше из нее выкапывают,

Тем больше она становится. (Яма)

Положите обозначения звука (К) между (М) и (А) . какое слово получилось? (Ямка) . А сейчас

6. Физ/мин

Как у нашего у Яшки

С петухами есть рубашка.

Как гулянья в селе,

Так выходит Яшка в ней.

Лишь увидит он подруг,

Всем поклонится вокруг.

Любит Яшка поплясать

И себя показать.

Руки в боки подопрет

И присядочку пойдет.

Ножками потопает,

Сам себе похлопает.

Вот мы перепрыгнули через канаву, а здесь под кустом еще чей- то домик. В доме живут два звука «й» «а» .уважаемые звуки , вы не видели, куда убежала буква Я? Ребята, звуки обижены и не хотят с нами разговаривать. Звуки хотят что бы вы разгадали ребус.

9 «Разгадай ребус» (на интерактивной доске)

Какое слово получится, если к цифре 7 добавить звук (ЙА) . (семья) .

Это буква Я.

Каждый знает : буква Я самая хвастливая.

Почему букву Я считают хвастливой?

На что похожа эта буква?

Превратите буквы Я в человечка и бабочку.

Прочитайте слоги

10. Закрепление.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы побывали у звука ЙА . Что вы узнали о звуке (ЙА?

Какие звуки живут на улице Двойных Гласных Звуков ?

Почему эти звуки так называются ?

Чем буква Я отличается от звука (ЙА?

Чем отличаются звуки (ЙА) и (А?

Назовите слова со звуком (ЙА)

В чем вы испытывали трудности?

Закреплять знания детей, о том что буква Я может обозначать два звука «ЙА» .

Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я , обозначающей два звука.

Задачи:

  1. формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
  2. совершенствовать навыки чтения.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
  4. воспитывать любовь к Родине, коллективизм.
  1. умение выполнять слога – звуковой анализ слов,
  2. объяснять употребление заглавной буквы,
  3. уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,
  4. уметь работать в малой группе, самостоятельно.

Оборудование: проектор, компьютер.

Используемый материал: диск «Русская азбука», раздаточные карточки с буквами, ребус (на экране), букет из рябины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно встали
Глазки на меня подняли
Тихо сели спинки прямо
Все тихонечко вздохнём
И урок мы наш начнём.

II. Включение в учебную деятельность.

– На какие 2 группы делятся все звуки букв? (гласные и согласные)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 2 по щелчку

– Какие вы знаете буквы дающие гласные звуки? (а, о, у, ы, и, е)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 3 по щелчку

– Какие буквы указывают на то, что впереди неё стоящий согласный произносится мягко? (и, е).

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 4 по щелчку)

III. Постановка цели

Для этого вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.

Д омик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
(Яйцо и цыпленок) Рисунок 1

К руглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленье детки.
(Яблоко) Рисунок 2

Е сли б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык) Рисунок 3

Так с какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? С буквой Я.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [й,а].

Откройте Азбуку на стр. 111.

– Что изображено в красной рамочке справа? (Яблоки и яблоня)

– Что вы можете сказать о схемах к этим словам?

– Какие первые два звука в каждом из этих слов? (Й, а)

Когда рядом слышится два звука в следующей последовательности [й,а], в письменной речи употребляется буква Я. Рисунок 4

– Прочитайте в «Азбуке» на стр. 110-111 тему урока.

2. Знакомство с буквами Я,я.

Всем на свете буква я
Доложить готова:
– а вы знаете кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква
Я – буква, слог и слово!

СЛАЙД 5 по щелчку .

– Откройте пропись на стр. 29 и сравните печатную букву я и строчную письменную.

СЛАЙД 6 по щелчку (написание строчной буквы я)

– Пропишите букву я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру, потом самостоятельно до конца строки.

Откройте пропись на стр. 30 и сравните печатную букву Я и заглавную письменную.

СЛАЙД 7 по щелчку (написание заглавной буквы Я)

– Пропишите букву Я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру.

– Проведите фонетический разбор (звуко-буквенный анализ) слов якорь, змея.

Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.

На стр. 111 «Азбуки», внизу прочитайте правило о букве Я.

Физкультминутка СЛАЙД 8-14 автоматически.

3. Работа по учебнику

Азбука стр. 110

– Расскажи, где ты родился.

– Как называется город, где ты живёшь.

– На берегах, какой реки стоит твой город?

– Что вы видите на иллюстрации? (Карту нашей страны)

– Почему именно этот город так важен для нашей страны?

– На каких видах транспорта можно добраться из одного места нашей страны в другое?

– Какие животные обитают на территории нашей страны?

– Какие деревья произрастают на территории нашей страны?

– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Основными символами нашего государства являются герб, флаг и гимн РФ.

СЛАЙД 15 по щелчку

– Прочитайте пословицы на стр. 110.

Дети читают пословицы по цепочке.

– Чему они нас учат?

– Чем славны русские люди?

– Прочитайте текст на стр. 111.

– Как называется наша страна?

– Что посадили у дома?

– Чему будут рады мама, папа и сестра?

– Скажите пожалуйста, что такое Родина?

Место, где ты родился и растёшь, – это Родина.

– В прописи на стр. 29 запишите предложение «Россия – Родина моя.»

СЛАЙД 16 по щелчку

Рассказ учителя о флаге России.

Цвета флага символизируют:

  • Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  • Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Упражнения на развитие речевого аппарата.

  • Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Рубим дрова».

И.П. стоя, пальцы рук скреплены в замок. На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.

  • Артикуляционная разминка.

Упражнение «Щёчки».

Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха от одной щеки к другой. Упражнение повторить 5-7 раз.

Упражнение «Хомячок».

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

V. Продолжение работы по теме урока.

Стр. 112 «Азбуки»

  • Работа по заданию в учебнике.
  • Работа по заданию в учебнике.

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова маяк в тетради по чтению.

– Почему в слове маяк звуков больше, чем букв?

– Рассмотрите рисунок на этой же странице.

– Что изображено на ней?

– Что плывёт по морю?

– Кто кружит над палубой корабля?

– Кто из вас знает, для чего на море нужен маяк?

– Прочитайте текст «Маяк». Дети читают по цепочке.

– Как называется описанная в тексте непогод на море? Шторм.

СЛАЙД 17 по щелчку

– Посмотрите как изобразил шторм в своей картине «Девятый вал» русский художник маринист Иван Константинович Айвазовский.

  • Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.

Примерные вопросы.

– Что сверкало вокруг? Своими словами.

– Как взлетала морская волна? Предложение из текста.

– Куда надо идти судам? Предложение изтекста.

– Что им встретилось на пути? Своими словами .

– Как светит маяк? Своими словами.

VI. Рефлексия.

– Вам понравился сегодняшний урок?

– Что нового вы узнали на нем?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– А кто не очень? Почему?