Гласные первого ряда в русском языке примеры. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. Коррекционно - образовательные

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза.

Тема: Гласные буквы I и II ряда.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

Задачи:

  1. познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;
  2. развивать фонематическое восприятие;
  3. развивать навыки языкового анализа и синтеза;
  4. учить делать выводы, слушать и понимать других;
  5. развивать память, внимание и мышление.


Ход занятия

1. Оргмомент.

Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.) А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики):

- «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем - правой, затем -вместе обеими).

- «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню)

- «Колечко» (пальцами правой руки, затем - левой, вместе).

2. Повторение.

Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы:

На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)

Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом).

Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым).

Чем отличается звук от буквы?

Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

3. Объяснение новой темы.

Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется).

Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом - гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки [а], [о], [у] [э] [ы] . Только [и] решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне [ы] ).

Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук [й] и решил их развеселить (дать характеристику звука [й] - согласный, звонкий, мягкий).

[Й] пригласил на танец звук [а] (запись [йа] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЯЯЯЯЯ . Получилась буква Я (запись в правом столбике [йа] = я ).

[Й] пригласил на танец звук [о] (запись [йо] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЁЁЁЁЁ . Получилась буква Ё (запись в правом столбике [йо] = ё ).

[Й] пригласил на танец звук [у] (запись [йу] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЮЮЮЮЮ . Получилась буква Ю (запись в правом столбике [йу] = ю ).

[Й] пригласил на танец звук [э] (запись [йэ] ). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали ЕЕЕЕЕ . Получилась буква Е (запись в правом столбике [йэ] = е ).

А вот танец со звуком [и] не получился, и он остался один ([и] = и ).

Звуки [йа] обозначают буквой Я . Когда читаем букву Я , слышим два звука.
Звуки [йо] обозначают буквой Ё . Когда читаем букву Ё , слышим два звука.
Звуки [йу] обозначают буквой Ю . Когда читаем букву Ю , слышим два звука. Буквы Я, Ё, Ю, Е, И -гласные2 ряда.

Звуки [а], [о], [у] [э] [ы] тоже обозначаются буквами (запись [а]= а, [о]= о, [у]= у, [э]= э, [ы]= ы ). Буквы А, О, У. Э, Ы - гласные 1 ряда.

4. Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ, (топаем)
Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем)
Мы глазами миг-миг, (мигаем)
Мы плечами чик-чик! (пожимаем плечами)
Раз присели, два - привстали, (соответствующие движения)
Руки кверху все подняли,
Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.

5. Развитие фонематического восприятия.

Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание . Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?

Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.

Запись в тетрадях:

[а] [о] [у] [йу] [и] [йа] [йо] [э] [йэ]
А О У Ю И Я Ё Э Е

2 задание . Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч.

Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ) .

Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть твердыми . Подчеркните согласные определенным цветом (синим).

Прочитайте слоги второго столбика. Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть мягкими . Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым).

6. Разминка для глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз);

Быстро поморгать;

Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец.

Гласные хотят с нами поиграть.

Первая игра «Посели в домик». Каждый предмет должен поселиться в свой домик. Например: слова, где пишется буква А , вселяются в избушку с буквой А и т.д.

Запись в тетрадях: А - бант, шар. У - гусь, жук. О - волк, слон. Ы - сыр, мышь.

Вторая игра «Загони мяч в ворота»

Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул).

Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные слова. Сравните слова по значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал - [м,ал]).

Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат слишком мал.)

8. Итог занятия.

Назовите гласные I ряда, гласные II ряда.

Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв?

Помогите закончить предложения:

Если согласный звучит твердо, то пишем …
Если согласный звучит мягко, то пишем …
Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс.

9. Релаксация.

Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой.

Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.

Цели:

Коррекционно - образовательные

Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда .

Учить определять место гласных второго ряда в слове и обозначать его на схеме.

Упражнять в выделении гласных второго ряда в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с гласными второго ряда.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, интонационной выразительности.

Развивать внимание, зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.

Оборудование.

Буквы «И», «Й», таблица гласных, рисунок «Хор гласных», разрезная азбука, кружочки для обозначения звуков (красные, синие, зеленые), схемы обозначения появления двух звуков в гласных второго ряда, картинки, содержащие гласные второго ряда, ребусы, картинки семьи: мамы, папы, сына и дочки, пословицы, картинки с символическим изображением слов: «тихо», «громко», «медленно», «быстро», «грустно», «весело», трафареты яблок, цветные карандаши, карточки с изображением верно и неверно написанных гласных второго ряда, наборное полотно, мяч, Ёжик с яблочками-заданиями, игра «Путаница», предложения с различными интонационными схемами, магнитофон и запись музыкальной композиции, корзинка с яблоками по числу учеников.

План занятия.

1. Орг. момент.

5 Упражнения в выделении гласных второго ряда

6. Физ. минутка.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений.

9. Итог занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто придет к нам в гости на занятие.

Шубка – иголки, Рукой не возьмешь.

Светнется – он колкий. Кто это? (Ёж)

Верно (вывешивается картинка ежика). Ёжик пришел к нам не с пустыми лапами, а с яблоками – заданиями. Каждое яблоко – задание. Нам нужно собрать полную корзину яблок, чтобы получить сюрприз от ежика.

2. Знакомство с образованием гласных второго ряда

Беру первое яблочко. Здесь вопрос от ежика: «Есть ли буква «Ё» в

таблице гласных первого ряда? (нет). Назовите гласные первого ряда.

О том, в каком ряду находится эта гласная, и как образовались гласные второго ряда, вы узнаете из сказки о буквах «И» и «Й».

«Жили – были две буквы – сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы «Й» сверху был беретик, а у «И» его не было. Звучали они почти одинаково. Только «И» - протяжно, а «Й» - коротко, отрывисто. Их часто путали и букве «Й» было очень неприятно.

Однажды буква «Й» пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть (вывешивается рисунок «Хора гласных»). «Й» начала – «А» подхватила. Слились их звуки, и так это красиво получилось, что звукам «О», «У», «Э» тоже захотелось спеть вместе с «Й».

Крепко подружились «А», «О», «У», «Э» с новой подружкой, и решили они никогда не расставаться. Пошли они к Царице Грамматике, стали просить ее, чтобы она разрешила им всегда жить вместе. Мудра Царица Грамматика сказала им: «Не могу я разрешить вам жить всегда вместе, потому что обидятся на меня слова, если вы из них уйдете. Лучше придумаю я для вас новые буквы, в которых вы будете встречаться». И придумала Царица Грамматика новые буквы «Я», «Ё», «Ю», «Е», которые состоят из двух звуков: «ЙА», «ЙО», «ЙУ», «ЙЭ».

Обрадованные разошлись звуки «Й», «А», «О», «У», «Э» по домам. С тех пор встречаются они в гласных «Я», «Ё», «Ю», «Е», а чтобы недалеко было гласным звукам ходить к звуку «Й», сделала Царица Грамматика новые буквы гласными и поселила их рядышком, во втором ряду.

Так получилось, что гласные «А», «О», «У», «Э» оказались старшими и стали называться гласными первого ряда, а гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е» оказались младшими и стали называться гласными второго ряда.

К гласным первого ряда присоединилась гласная «Ы», к гласным второго ряда – гласная «И» (вывешивается таблица гласных второго ряда)».

Запомните эти гласные. Хором повторим их (дети называют гласные).

Из каких звуков получились гласные: «Я»? (ЙА), «Ё»? (ЙО), «Ю»? (ЙУ), «Е»? (ЙЭ).

Ребята, здесь есть одна хитрость. Эти гласные не всегда обозначают два

звука: лишь когда стоят в начале слова или после гласных и букв: «Ь», «Ъ» (вывешиваются соответствующие схемы). В других случаях эти гласные выполняют иную функцию, с которой мы познакомимся позже.

3. Упражнение в звуко – буквенном и слоговом анализе слова

Посмотрим, как вы усвоили данную тему (выставляется картинка «ягода». Детям предлагается сосчитать количество букв в этом слове, обозначить звуки соответствующими кружочками и написать графическую слоговую схему: Я Г О Д А - 5 б.

6 зв.

_я _ _о _ _а _ - 3 сл.

С этим заданием мы справились. Кладем яблочко в корзинку.

4. Развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия

1) Развитие мелкой моторики.

Посмотрим, какое задание приготовил нам Ёжик (беру второе яблоко): обвести и заштриховать трафарет яблока наклонными параллельными линиями (дети выполняют задание в тетрадях под музыкальную композицию).

2) Развитие зрительно – пространственного восприятия.

Зачеркните «неправильную» букву (на карточках ученики зачеркивают неправильно написанную букву) Я Ё Ю Е И. Проверка.

5. Упражнения в выделении гласных второго ряда

А в этом яблочке – упражнения для вас.

1) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слогов.

Покажите ту букву, которую бы вы написали в начале слога: ям, ём, из, ес, юр (дети показывают соответствующие буквы: Я, Ё, И, Е, Ю).

2) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слов.

А)- Выделите букву из начала слова: яма, ёрш, Юра, едут, Инна, яма, ёжится, юный, ель, игры, ястреб, южный, искры, ел (дети показывают буквы)

Б)- Запишите ту гласную второго ряда, которая стоит в конце слова: Зоя, Рая, пою, мою, моё, бельё, мне, везде, свою, мои, спи, твоё, моя, себе.

Проверим записанные буквы: я, я, ю, ю, ё, ё, е, е, ю, и, и, ё, я, е. Это яблочко положим в корзину.

В) -В следующем яблочке Ёжик приготовил нам задания с картинками (выставляются картинки): яблоко юбка игла ёлка юла

Рассмотрите картинки, запишите первые буквы названия картинок. Проверка: я, ю, и, ё, ю.

Поиграем в игру «Что изменилось?» (меняю местами картинки, а дети говорят, что я поменяла местами).

Распределите изображения предметов по их реальной величине в порядке убывания(дети расставляют картинки следующим образом: ёлка, юбка, юла, яблоко, игла). Молодцы! Берем другое яблочко – задание.

Г) – Отгадайте загадки. Слова – отгадки обязательно должны начинаться с гласной второго ряда. Отгадки запишем в виде слоговой схемы, надписывая гласные второго ряда (по цепочке дети выходят к доске)..

*Может и разбиться. *На одной ноге кружится *Если б не было его

Может и свариться. Беззаботна, весела Не сказал бы ничего.

Если хочешь, в птицу В пестрой юбке танцовщица (язык) _я_ ___

Может превратиться. Музыкальная …

(яйцо) _я_ ___ (юла) _ю_ ___

*В узкий глазок вдета тонкая нитка *Бегает среди камней

И поплыла за корабликом прытко. Не угонишься за ней.

Шьет, вышивает и колется колко. Ухватил за хвост, но Ах!

А называют кораблик … Удрала, а хвост в руках.

(иголка) _и_ ___ ___ (ящерица) _я_ _е_ _и_ __

*За рекой росли *Круглое, румяное, *Я в июне и в июле

Их на праздник принесли. Я расту на ветке. Что бы ни случилось

На веточках иголки. Любят меня взрослые вдруг.

Что же это? И маленькие детки. Вместе с мамой уезжаю

(ёлки) _ё_ _и_ (яблоко) _я_ ___ ___ А куда? На … (юг) _ю_

Д) – В этом задании Ёжик приготовил нам игры:

«Четвертый – лишний» - назвать «лишнее» слово, обосновать свой выбор: Ельцин, Ефимов, Егор, Елагин (дети называют «Егор», т.к. – это имя, а остальные – фамилии людей).

«Ребусы» - По картинкам отгадать имена мамы (Ира), папы (Игорь), сына (Егор) и дочки (Юля), назвать их одним словом (семья). Записать имена, подчеркивая гласные второго ряда красным карандашом. Какое правило нужно вспомнить? (Имена пишем с заглавной буквы). Проверка.

6. Физ. минутка.

Игра «Назови ласково» (с мячом): ягода - …, яйцо - …, язык - …, ежевика - …, ёлка - …, ёрш - …, юбка - …, ящик - …, яма - …, яблоко - …

Справились с этим заданием, выполним очередное.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений

1) Повторяйте хором чистоговорки:

Я-я-я – всё умею делать я! Ё-ё-ё – глажу с бабушкой бельё.

Е-е-е – помогаю всем в семье! Ю-ю-ю – с папой песни я пою.

Ю-ю-ю- вместе с мамой куклам шью. Я-я-я – с малышом гуляю я!

2) Игра «Путаница» – здесь нам нужно потрудиться и составить из перепутанных слов предложение (на наборном полотне выставляются слова: Емеля, обед, яйцо, на, ест) – Емеля ест на обед яйцо. (Дети записывают предложение в тетрадь. Затем – проверка написанного).

3) Игра «Доскажи пословицу» - Ёжик предлагает нам начало пословиц. Мы должны вспомнить или подобрать подходящий конец пословиц.

Тише едешь - … … мать ученья

Повторенье - … … торопись делом

Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Не нужно торопиться, чтобы избежать беды. Если много повторять – будешь лучше учиться. Сначала делай – потом говори.)

Записать понравившуюся пословицу, подчеркнуть гласные второго ряда красным карандашом. Проверка записанного.

4) Упражнение в выразительном чтении.

Молодцы! С этим заданием тоже справились, берем очередное яблочко.

8. Выделение гласных второго ряда из текста.

В этом задании Ёжик предлагает нам составить про него рассказ по плану:

1. Название животного. (Это ёжик)

2. Где живет. (Он живет в лесу.)

3. Чем питается. (Ёжик ест мышей, жуков, лягушек.)

4. Как зимует. (Ёжик спит всю зиму в норке.)

А) По цепочке несколькими учащимися по одному предложению.

Б) Целиком одним учеником.

В) Записать рассказа в тетрадь, выделяя гласные второго ряда красным карандашом.

Г) Проверка записанного рассказа.

9. Итог занятия

Осталось последнее яблочко. В этом яблоке он прощается с нами и на прощание хочет узнать, с какими гласными мы познакомились? (Гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е, И).

Придумайте слова, начинающиеся на буквы Я, Ё, Ю, Е, И.

Молодцы! Сегодня хорошо поработали и Ёжик дарит вам гостинцы – спелые яблоки.

Класс: 2

Цель : закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции мягкости впереди стоящего согласного.

Задачи :

  • закреплять знания о значимости гласных 2 ряда для обозначения мягкости звука.
  • упражнять в нахождении и назывании твердых и мягких согласных в слогах и словах.
  • корректировать работу зрительно- слухового анализатора в упражнениях на определение гласных 2 ряда, стоящих перед ними мягких согласных.
  • развивать мышление, внимание при работе с предложениями и текстом.
  • способствовать формированию связной, выразительной речи.
  • продолжать формировать учебные навыки, навыки самоконтроля.

Материал : таблица звуковых символов гласных 2 ряда (Я - йа, Е - йо, Е - йэ, Ю - йу); таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); карточки со словами (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл- мил); песочные часы; знаки “+”, “-”, “галочка”.

На каждого ребенка: тетради в линейку; карточки со слогами, словами, текстом; карандаши (красный, синий, зеленый); “пятерки”.

Ход занятия

“Перекличка” - садится тот, кто назовет себя по имени.

О каких гласных мы говорили на прошлом занятии? (Гласных 1 ряда: А,О,У,Э,ы) Как мы их произносили? (Протягивали и пели) Какие согласные стоят перед этими гласными (Твердые) Вспомните и назовите слоги с гласными 1 ряда.

Учитель-логопед сообщает тему занятия: “Гласные 2 ряда”; цель занятия - закрепление знаний о гласных 2 ряда, их влиянии на стоящий перед ними согласный, об одном из способов смягчения согласных.

Гласные 2 ряда состоят из двух звуков (показывается таблица со звуками). Мы договоримся, что не будем тянуть эти звуки, как маленькие, глупые ослики. Мы будем называть гласные 2 ряда коротко и четко: “Я, Е, Е, Ю”. (Называет учитель-логопед, затем дети.) Какой гласный из 2 ряда можно протянуть и даже пропеть? (Гласный “И”).

Вносится таблица с гласными 1 и 2 ряда. Дети называют гласные 1 ряда, протягивая их, 2 ряда - коротко, четко. Затем учитель-логопед читает стихотворение, дети называют гласные по парам. Еще раз обращается внимание на то, что гласные 2 ряда “Я, Е, Е, Ю” дети называют коротко, четко, не протягивая их.

  • Называем букву “А”, а подружка буква - “Я”,
  • Тянем с вами букву “О”, а подружка буква - “Е”,
  • Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
  • Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
  • А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.

Работа в тетрадях. Напомнить детям об осанке при выполнении заданий в тетрадях.

Учитель-логопед показывает карточки со словами, записанными попарно (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл - мил), предлагает прослушать два слова на первой карточке; установить их значение; определить характер звучания согласных; уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется гласный 2 ряда.

Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: рад - ряд.

Что такое рад? А что такое ряд? Значит, эти слова отличаются значением.

А еще чем? Как звучат первые согласные? “РАД” (пауза)..... твердо. Назовите звук (“Р”). Запишем это слово. Читайте, что получилось: .......РАД. (Цветом выделяются гласные буквы, твердые, мягкие. Уточняется, что для обозначения гласных используется красный цвет, твердых согласных - синий, мягких согласных - зеленый.)

А теперь нам нужно: “РЯД”. Назовите первый звук (“РЬ”). После “Рь” напишем букву....... “Я”. Запишем это слово. Читайте, что получилось: ....... “РЯД”.

В нашем слове “ряд” гласный 2 ряда “я” служит......... для смягчения звука “Р”.

Аналогично проводится работа с парами слов “нос - нес; лук - люк; мыл - мил”. Дети придумывают предложения с этими словами.

Для чего же служат гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ним).

Существует два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью гласных второго ряда “я, е, е, ю, и”. Второй - ?........ О нем мы будем говорить на следующих занятиях.

Игровое упражнение “Капитаны”. Дети выполняют движения только в том случае, если учитель-логопед дает команду “Капитаны”. (Например, “Капитаны, хлопнули в ладоши!” - исполняется; “Топнули ногой!” - нет и т.д.)

Задания на карточках.

№ 1 ГА, ГЯ, РО, РЕ, НЯ, НА, ЗЫ, ЛЯ, СИ, ТЮ, ПО, ФЫ, ВЕ, ДЯ, БЮ, МЫ, ШУ, СА, ХИ, ДУ, НЯ, БЕ, РЫ, ПЮ, КО.

№ 2 САНКИ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ

№ 3 Друзья.

Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг он увидел зеленый шарик. На шарике было нарисовано лицо. Коля догадался, что это ребята придумали. Потом пришли Люба, Сережа и Тима. Они принесли книгу с картинками. Коле стало хорошо.

Задание № 1. Чтение слогов, обведение в кружок слогов только с гласными 2 ряда, смягчающими стоящие перед ними согласные.

Речевой материал: га, ГЯ, ро, РЕ, НЯ, на, сы, ЛЯ, СИ, ТЮ, по, фы, ВЕ, ДЯ, БЮ, мы, шу, за, ХИ, со, НЯ, БЕ, ры, ПЮ, кы.

Дети называют слоги с мягкими согласными. Учитель-логопед повторно называет слоги, дети - гласный 2 ряда и мягкий согласный в слоге.

Затем дети ставят знак “+”, если задание понравилось и справились с ним легко; знак “-”, если было трудно или задание не понравилось; “галочка”, если получилось не все, были ошибки.

Устное задание: учитель-логопед называет слова, а дети слоги с гласными 2 ряда и мягкими согласными, стоящими перед ними: РУ-КИ, ГРИ-БЫ, МАР-КИ, ДОС-КА - !, КЛЯК-СА, СТОЛ - !, ТУФ-ЛИ, Ю-ЛА -!, КОС-ТЕР, ДОЖ-ДИ, ЯБ-ЛО-НЯ, ЗЕБ-РА, ЗОН-ТИК, СВЕК-ЛА.

Для развития внимания, мышления, детям даются “провокационные” варианты слов (есть гласный 2 ряда, но нет стоящего перед ним согласного; отсутствуют гласные 2 ряда и мягкие согласные).

После выполнения задания дети ставят на карточках знаки “+”, “-” или галочку.

Задание № 2: записать 5 слов по слогам, обвести красным кружком гласные 2 ряда, подчеркнуть зеленым цветом мягкие согласные, стоящие перед ними.

ПОВЕЛ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ.

После выполнения задания дети ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Физкультминутка.

  • 1 вариант: дети выполняют произвольные движения под веселую музыку.
  • 2 вариант: дети выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.

Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!

Задание № 3. Работа с текстом:

Выразительное чтение текста учителем-логопедом, определение детьми количества предложений, слов в предложениях (обращается внимание на “маленькие” слова – предлоги);

Чтение текста детьми (можно предложить чтение по предложению - “цепочкой”, по выбору читающего ученика учителем-логопедом);

Чтение предложений, предложенных учителем-логопедом или по выбору самих учеников с различной интонацией.

Упражнение на внимание: дети находят в тексте гласные 2 ряда, обводят их кружком красного цвета (можно предложить подчеркнуть зеленым карандашом мягкие согласные, стоящие перед гласными). Учитель использует песочные часы для того, чтоб дети могли контролировать время выполнения задания.

Коля заболел. (2) Он лежал в постели и глядел в окно. (8) Вдруг он увидел зеленый шарик. (5) На шарике было нарисовано лицо. (5) Коля догадался, что это ребята придумали. (6) Потом пришли Люба, Сережа и Тима. (6) Они принесли книгу с картинками. (5) Коле стало хорошо. (3)

После выполнения задания дети обмениваются карточками, проверяют задания друг у друга, затем на своих карточках ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Итог занятия.

Для чего нужны гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ними.)

Как мы договорились называть гласные 2 ряда? (Коротко, четко, не протягивая)

Какие задания вам показались трудными? Можете ли вы сказать, что вы сегодня хорошо поработали. Почему?

Дети получают “пятерки” за старание, активную работу на занятии.

После занятия, при проверке выполнения заданий детьми и проставленных ими знаков (“+”, “-”, “галочка”), учитель-логопед анализирует уровень развития навыков контроля и самоконтроля.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза
Тема:
Гласные буквы I и II ряда.
Цель:
уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Задачи:
1) познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда; 2) развивать фонематическое восприятие; 3) развивать навыки языкового анализа и синтеза; 4) учить делать выводы, слушать и понимать других; 5) развивать память, внимание и мышление.
Ход занятия.
1. Оргмомент. -Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.) А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики): - «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем – правой, затем –вместе обеими). - «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню) - «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе). 2. Повторение. - Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы: - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные) - Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом). - Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым). - Чем отличается звук от буквы? Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно Буквы правильно читаем, Пишем их старательно. 3. Объяснение новой темы. Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется). - Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки
[а], [о], [у] [э] [ы].
Только
[и]
решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне
[ы]
).
Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук
[й]
и решил их развеселить (дать характеристику звука
[й]
– согласный, звонкий, мягкий).
[Й]
пригласил на танец звук
[а]
(запись
[йа]

ЯЯЯЯЯ
. Получилась буква
Я
(запись в правом столбике
[йа]= я).

[Й]
пригласил на танец звук
[о]
(запись
[йо]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЁЁЁЁЁ
. Получилась буква
Ё
(запись в правом столбике
[йо]= ё).

[Й]
пригласил на танец звук
[у]
(запись
[йу]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЮЮЮЮЮ
. Получилась буква
Ю
(запись в правом столбике
[йу]= ю).

[Й]
пригласил на танец звук
[э]
(запись
[йэ]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЕЕЕЕЕ
. Получилась буква
Е
(запись в правом столбике
[йэ]= е).


А вот танец со звуком
[и]
не получился, и он остался один (
[и] = и).
Звуки
[йа]
обозначают буквой
Я
. Когда читаем букву
Я,
слышим два звука. Звуки
[йо]
обозначают буквой
Ё
. Когда читаем букву
Ё,
слышим два звука. Звуки
[йу]
обозначают буквой
Ю
. Когда читаем букву
Ю,
слышим два звука. Буквы Я, Ё, Ю, Е, И –гласные2 ряда. Звуки
[а], [о], [у] [э] [ы]
тоже обозначаются буквами (запись
[а]= а, [о]= о, [у]= у,

[э]= э,

[ы]= ы).
Буквы А, О, У. Э, Ы – гласные 1 ряда. 4. Физкультминутка. Мы ногами топ-топ, (топаем) Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем) Мы глазами миг-миг, (мигаем) Мы плечами чик–чик! (пожимаем плечами) Раз присели, два – привстали, (соответствующие движения) Руки кверху все подняли,
Руки к телу все прижали, И подскоки делать стали. Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. 5. Развитие фонематического восприятия. Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание
. Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?
Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.
Запись в тетрадях: [а] [о] [у] [йу] [и] йа] [йо] [э] [йэ] А О У Ю И Я Ё Э Е
2 задание
. Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч. - Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ). - Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть
твердыми.
Подчеркните согласные определенным цветом (синим). - Прочитайте слоги второго столбика.Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть
мягкими.
Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым). 6. Разминка для глаз. - Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз); - Быстро поморгать; - Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец. 7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Гласные хотят с нами поиграть.
Первая игра «Посели в домик».
Каждый предмет должен поселиться в свой домик. Например: слова, где пишется буква
А
, вселяются в избушку с буквой
А
и т.д.
Запись в тетрадях: А - бант, шар. У – гусь, жук. О – волк, слон. Ы – сыр, мышь.
Вторая

игра

«Загони

ворота».
Поставь между буквой М и Л данные гласные буквы. - Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул). Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные слова. Сравните слова по значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал - [м,ал]). - Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат слишком мал.) 8. Итог занятия. - Назовите гласные I ряда, гласные II ряда. - Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв? - Помогите закончить предложения: Если согласный звучит твердо, то пишем …
Если согласный звучит мягко, то пишем … Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. 9. Релаксация. - Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой. - Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.

* Семафор»

1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук:

«а» - руки вверх

«о» - руки вперед

«у» - руки в стороны

«э» - руки вдоль тела

«ы» - руки сложить в замок за спиной

«и» - руки сложить в замок на голове

2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записать
их красным цветом в таблице:

a. руки вверх, руки вдоль тела

b. руки вперед, руки в замок на голове

c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны

d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спи­
ной

e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки впе­
ред

f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове

1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущенными
гласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными пер­
вого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся
после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда
(я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких
согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой
на схему и по памяти.



О а у э ы
О

Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и

3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласные
буквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а
о у э ы, - синим цветом (обозначает твердый согласный звук); со­
гласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, - зеленым цве­
том (обозначает мягкий согласный звук).


428 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 3. Гласные А-Я

1) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и
кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и
кидает мяч обратно. Например, Ася - а-я.

2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» в
слова.

Занятие 4. Гласные О-Ё «Игра в мяч»

а о у э ы
я ё ю е и

1) См. занятие 3, задание 1.

2) См. занятие 3, задание 2.